НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙИХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ г. ФУРМАНОВ)
Н. С. РЫЧИХИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и экономико-математического моделирования Тел: 8 (4932) 32-10-34 Ивановский государственный химико-технологический университет
Малые города России находятся в тяжелом положении. Поднять экономику страны без стабилизации ситуации в малых городах невозможно. Своевременная управляемая реструктуризация производственной и хозяйственной деятельности города при финансовой поддержке на общегосударственном уровне, со стороны региональных органов власти и инвесторов позволит выйти малым городам из сложного социально-экономического положения.
Ключевые слова: город, диверсификация, инвестиции, кризис, муниципальное образование, потенциал, проблемы, реструктуризация, экономика, SWOT-анализ.
При переходе от административно-плановой к рыночной экономике проблема адаптации к новым условиям хозяйствования коснулась всех городов России. И если на данный момент крупные и средние города справились с этой проблемой, то в малых городах ситуация плачевна.
Основными экономическими и социально-демографическими проблемами малых городов являются:
• кризисное состояние и банкротство крупных промышленных предприятий, которые давали работу тысячам людей, вызванные технологической отсталостью большинства промышленных предприятий, высоким уровнем износа основных фондов, выпуском неконкурентоспособной продукции;
• массовые сокращения работающего персонала на предприятиях, рост безработицы, которая обусловлена ограниченностью в выборе работы в соответствии с профессией и наклонностями
жителей, что объясняется узким набором функций, выполняемыхгородом; низкий уровень зарплат, нежелание местных жителей работать за низкие заработки, не «дотягивающие» до уровня прожиточного минимума;
крайне неблагоприятная демографическая ситуация — миграция молодежи в более крупные города в поисках достойного заработка — в областные центры, в Москву; деформация половозрастной структуры населения, понижение доли населения трудоспособного возраста и повышение доли пенсионного; естественная убыль населения; низкий уровень социальных и сервисных услуг; дефицит культурно-досуговых учреждений; низкая безопасность граждан — недостаток рабочих мест, низкий уровень зарплаты, невозможность самореализации, особенно мужского населения, способствуют ухудшению криминогенной ситуации в малых городах; низкий уровень развития здравоохранения; несформированность муниципальной собственности и муниципального хозяйства: слабы строительные, коммунальные и ремонтные организации, службы благоустройства и оформления не имеют необходимой техники и транспорта;
транспортно-коммуникационная оторванность от основных экономических, научных и культурных центров страны и от начавшей развиваться рыночной инфраструктуры. Недостаток транспортных средств, горючего и
возросшие транспортные тарифы и цены на
услуги связи многократно усугубляют это положение, и т. п.
Город Фурманов с численностью населения 37тыс. чел. является типичным представителем малых городов России. В советские времена г. Фурманов был одним из главных текстильных цехов страны, промышленные предприятия городадол-гие годы являлись гордостью Ивановской области и главными налогоплательщиками. Здесь работали три крупные текстильные фабрики и два машиностроительных завода. Промышленные предприятия давали работу тысячам людей и создали собственную инфраструктуру. В начале 1990-хгг. пять промышленных предприятий города оказались не просто в трудном, а в отчаянно кризисном положении. Это было связано в основном с трудностями поставки сырья, большим количеством дешевого импорта, отсутствием спроса на конечную продукцию, простоями в работе и т. д. В настоящий момент из пяти крупных промышленных предприятий г. Фурманов успешно работают только две текстильные фабрики. Закрытие крупных промышленных предприятий не могло не сказаться на ухудшении экономической и социально-демографической ситуации в городе.
Экономический кризис, начавшийся в конце 2008 г. резко повлиял на работу всех промышленных предприятий и еще больше усугубил ситуацию в малых городах. Так, в Фурмановском муниципальном районе за I квартал 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. объем отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним организациям снизился на29,7 %, добыча полезных ископаемых снизилась на 62,1 %, обрабатывающее производство — на 54,5 %. Доля убыточных организаций в общем числе организаций по г. Фурманов составила 17 %,по району — 50 % [1].
В таких условиях одним из направлений выхода из кризиса малых городов является реструктуризация производственной и хозяйственной деятельности города, т. е. радикальное изменение отраслевой структуры города, переориентация города на выполнение новых функций, открытие предприятий новых отраслей, выбор новых отраслей специализации.
При определении направлений реструктуризации производственной и хозяйственной структур малых городов необходимо опираться:
• на функциональное значение города;
• внешний потенциал развития района и области;
• историю города;
• природные, трудовые, интеллектуальные, экономические ресурсы города и другие факторы. Основными направлениями реструктуризации
производственной и хозяйственной структуры малых городов являются:
1) для городов, имеющих крупные производственные площади, оставшиеся от разорившихся промышленных предприятий, — «малый город — партнер большого города», которое подразумевает строительство в малых городах филиалов крупных промышленных предприятий [2]. Организация качественных изменений, состоящих в переводе производственных мощностей из больших городов в малые, позволит увеличить производственный потенциал последних, создать благоприятный инвестиционный климат, модернизировать основные производственные фонды, создать новые рабочие места. Собственники предприятий за счет перемещения крупных промышленно-произ-водственных объектов из крупных городов в малые получат более дешевую рабочую силу и низкие накладные расходы;
2) диверсификация [3], заключающаяся в изменении отраслевой структуры города, а в случае невозможности выполнения городом промышленных функций — переориентация ее на выполнение непромышленных. Эта стратегия касается прежде всего городов с градообразующим предприятием. Если промышленное производство перестает быть путем развития поселений, должна произойти переориентация города на выполнение непромышленных функций: переработки продукции сельского хозяйства, научно-образовательных, торговых, транспортных, социально-культурных и иных. Причем особенно важным является следующее обстоятельство — для повышения эффективности и устойчивости своего развития малым городам следует расширять набор выполняемых функций, это станет залогом успеха в условиях современных рыночных отношений;
3) для городов, полностью потерявших свои прежние функции, предлагается поиск новых отраслей специализации при условии наличия соответствующего потенциала, выполнение функций по обслуживанию населения прилегающих районов. Преимущественное направление активизации малых городов состоит во взаимодействии с районом, в котором они находятся. Это требует определения места каждого малого города в территориальной
организации хозяйства, уточнения его профиля и параметров развития, увязывания с экономикой, возможностями и потребностями непосредственного окружения; 4) возрождение в малых городах таких направлений деятельности, как ремесла и народные промыслы, повышение степени использования туристского потенциала исторических городов России. Для того чтобы создавать индустрию отдыха как отрасль экономики, производить туристский продукт, продавать его и получать прибыль, должна быть составлена программа развития туризма и, конечно, чтобы туризм приносил ощутимую прибыль, нужны хорошие гостиницы.
Проведение реструктуризации производственной и хозяйственной деятельности малых городов для выхода их из кризисной ситуации требует финансовой поддержки как на общегосударственном уровне, так и со стороны региональных органов власти. Однако в условиях рыночной экономики в своем развитии малые города опираются в основном на собственные ресурсы, благодаря которым они создают благоприятный инвестиционный климат для потенциальных инвесторов. На основании SWOT-aнaлизa социально-экономического развития Фурмановского муниципального района уникальными конкурентными преимуществами, способствующими развитию промышленности и предпринимательства в городе, являются:
• территориальные:
— близость районного центра к областному центру (30 км), автомобильное транспортное сообщение с областным центром;
— прохождение по территории района автомобильной дороги Иваново—Кострома и железнодорожной ветви Ярославль-Иваново;
— близость к Москве;
— близость к водной транспортной артерии (р. Волга);
• природные:
— наличие месторождений сырья для производства строительных материалов (глина, песок) и недостаточно эффективное их использование;
— благоприятный климат и благоприятная экологическая обстановка;
— наличие водных объектов для разведения промысловых рыб;
— наличие территорий, пригодных для застройки, наличие земельных ресурсов и свободных
площадокдпя сельскохозяйственного, промышленного и иного использования;
— отсутствие полного спектра услуг, предоставляемых придорожным сервисом (гостиницы, автосервисы, общественное питание, развлечения, торговля);
• экономические:
— наличие дополнительных офисов пяти коммерческих банков;
— свободные производственные и офисные помещения на территориях бывших промышленных предприятий;
— наличие филиалов страховых компаний;
— наличие инвестиционного паспорта Фурмановского муниципального района;
— наличие районной газеты и телевидения;
— наличие сайта администрации муниципального образования;
• трудовые — наличие потенциально свободной
рабочей силы.
При проведении SWOT-aнaлизa учитывалась специфика и сельского поселения, так как с 2003 г. г. Фурманов и пять поселений функционируют как единое целое муниципальное образование.
Анализ экономического, историко-культурного, природного, интеллектуального, трудового и территориального потенциалов города показал, что предпочтительными являются первые два направления реструктуризации. В стратегическом плане социально-экономического развития Фурмановского муниципального района руководством города сделан акцент на привлечении инвестиций в расширение, техническое перевооружение действующих промышленных производств, создание новых производств, новых видов продукции, новых брендов и на диверсификации экономики района [4]. На основании рейтинговой оценки социально-экономического развития муниципальных образований Ивановской области, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 17.04.2008 № 72-п Фурмановский муниципальный район является лидером по инвестиционным показателям за 2007 г. Основная часть инвестиций — это вложения в техническое перевооружение промышленных предприятий.
В заключение хотелось бы отметить факторы, сдерживающие проведение реструктуризации, а соответственно и развитие многих малых городов России:
• несоответствие направления развития города
требованиям рыночной экономики. Ведущей
отраслью экономики г. Фурманов продолжает
оставаться текстильная промышленность (доля отрасли в структуре промышленного производства составляет 35 %). Текстильная отрасль в отечественной экономике вступила в стадию спада, спрос на отечественную текстильную и швейную продукцию упал. Доминирование текстильного и швейного производства над прочими видами экономической деятельности затрудняет адаптацию экономики Фурманов-ского муниципального района к рыночным механизмам производства, которые предполагают значительные конъюнктурные колебания изменения спроса и предложения;
• стремление руководства муниципального образования поддержать ранее (лет 20 назад) успешные, а в настоящий момент кризисные предприятия, (несмотря на их технологическую отсталость, высокий уровень износа основных фондов, спад в отрасли, неконкурентность выпускаемой продукции);
• отсутствие или слабость необходимой информационной базы, что серьезно препятствует оперативному поиску вариантов развития и функционирования городов, не позволяет организовать маркетинг собственных ресурсов и инвестиционных предложений для отечественных и иностранных инвесторов, не способствует нахождению партнеров по кооперации и взаимовыгодному сотрудничеству. В целях решения данной проблемы и создания наибольшей инвестиционной привлекательности Фурмановского муниципального района был создан web-сайт администрации, на котором опубликованы инвестиционный паспорт Фурмановского муниципального района, стратегия социально-экономического развития района на 2009—2020 гг. и другая важная для инвесторов информация, а также оформлен стенд г. Фурманов на постоянно действующей выставке «Экономический потенциал Ивановской области».
Проведение SWOT-анализа социально-экономического развития города, изучение проблем и факторов, сдерживающих его развитие, позволят обоснованно выбрать направление реструктуризации производственной и хозяйственной деятельности города. Выбрав стратегию развития города, следует разработать оперативные и стратегические мероприятия по «финансовому оздоровлению» города и улучшению социально-экономического климата в нем. На основании мероприятий по реструктуризации производственной и хозяйственной структуры города, сроков их реализации и источников финансирования должен составляться стратегический план развития муниципального образования.
Список литературы
1. Доклад главы Фурмановского муниципального района Ивановской области Смирнова А. И.«0 достигнутых значениях показателей эффективности деятельности местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2008 год и их планируемых значениях на трехлетний период». URL: http://www. furmanov. net.
2. Рычихина H. С. Оценка эффективности рест-руктуризационных преобразований промышленного предприятия // Современные наукоемкие технологии. Ивановский государственный химико-технологический университет, Иваново, 2008. № 1. С. 55-62.
3. Рычихина Н. С. Реструктуризация как инструмент достижения стратегической устойчивости предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2008. №10 (115). С. 57-62.
4. Стратегия социально-экономического развития Фурмановского муниципального района на 2009—2020 годы. URL: http://www.furmanov. net.