УДК 332.1
ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МАЛЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Н.С. Рычихина
Ивановский государственный химико-технологический университет
Неустойчивость финансовой ситуации на крупных и средних предприятиях муниципальных образований и их последующее закрытие ведет к нестабильности всех социально-экономических процессов в регионе: росту безработицы, снижению уровня жизни населения, миграции трудоспособного населения в областные центры и т.п. В данных условиях, одним из значимых направлений деятельности органов власти в решении вопросов экономического развития территории и смягчения социальных проблем является поддержка развития малого предпринимательства.
Ключевые слова: малый бизнес, муниципальное образование, предприятие, социально-экономическое развитие.
Муниципальные образования играют важную роль в экономическом и социальном развитии России. Основными экономическими и социально-демографическими проблемами муниципальных образований являются:
• кризисное состояние и банкротство крупных промышленных предприятий;
• сокращение численности сельских жителей;
• рост безработицы;
• крайне неблагоприятная демографическая ситуация;
• низкий уровень зарплат;
• низкий уровень социальных и сервисных услуг;
• дефицит культурно-досуговых учреждений и т.д.
При закрытии крупных предприятий остаются свободные производственные и административные площади, земельные участки, высвобождается про-мышленно-производственный персонал, что в совокупности составляет неиспользованный потенциал города, который может служить хорошей базовой площадкой для создания малого бизнеса [4]. Наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий в муниципальных образованиях являются:
• заполнение пустых рыночных ниш путем взятия функций, которые не в состоянии брать на себя крупные и средние предприятия;
• создание рабочих мест;
• повышение уровня благосостояния населения;
• рост поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса.
В период с 2006 по 2008 год в малых городах Ивановской области наблюдается сокращение количества крупных и средних предприятий обрабатывающих производств на 51%. Одновременно с закрытием крупных предприятий отслеживается тенденция развития малого бизнеса в муниципальных образованиях области. По статистике, более чем две трети предприятий малого бизнеса в области начали осуществлять свою деятельность в последние 10 лет [1].
Основными правовыми формами создания малого бизнеса являются государственная регистрация юридического лица (в виде общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества, товарищества) или регистрация бизнесменом индивидуального предпринимательства.
В 2011 году сотрудниками Ивановского государственного комитета статистики было проведено сплошное наблюдение за субъектами малого бизнеса. Количество юридических лиц малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Ивановской области, по итогам сплошного наблюдения за 2010 год представлено в табл. 1. Превыше-
ние численности предприятий малого бизнеса в виде индивидуального предпринимательства над юридическими лицами обусловлено упрощенной процедурой регистрации индивидуального предпринимательства, простотой ведения текущего бухгалтерского и налогового учета индивидуальными предпринимателями.
Таблица 1
Количество юридических лиц малого бизнеса и индивидуальных
Муниципальный район Ивановской области Кол-во юридических лиц Кол-во индивидуальных предпринимателей
Ильинский район 42 134
Комсомольский район 138 253
Тейково и Тейковский район 296 1096
Гаврилово-Посадский район 134 341
Фурмановский район 242 919
Лежневский район 204 345
Приволжский район 145 464
Заволжский район 112 254
Вичугский район 418 1049
Родниковский район 233 790
Шуйский район 900 1902
Савинский район 72 205
Кинешемский район 974 2292
Лухский район 45 80
Палехский район 61 220
Южский район 136 329
Юрьевецкий район 74 269
Пучежский район 84 223
Верхнеландеховский район 27 97
Пестяковский район 68 131
Иваново и Ивановский район 12252 14628
Итого 16657 26021
Структура малого бизнеса на территории Ивановской области по видам экономической деятельности за 2010 г. представлена на рис. 1 и рис.2 соответственно. В индивидуальном предпринимательстве преобладающим видом малого бизнеса являются оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Данным бизнесом занимаются 54,8% предпринимателей. Также, отмечено большое количество предприятий, занимающихся транспортными услугами, свя-
зью (12,9%) и операциями с недвижимостью (12,9%). Если рассмотреть ситуацию по юридическим лицам, то здесь также преобладают оптовая и розничная торговля, ремонт и оказание бытовых услуг населению (их доля вместе 38,1%), операции с недвижимостью (18,8%), строительство (11%). На протяжении ряда лет непроизводственная сфера остается для малых предприятий более привлекательной, чем реальный сектор. Предприятия обрабатывающих производств занимают 13,5% в структуре малого бизнеса.
3,7 1,2
18,8
□ сель хоз-во
■ добыча полез ископ
□ обрабатыв пр-ва
□ строительство
■ транспорт и связь
□ операции с недвижимостью
■ прочие виды деятельности
Рис.1. Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности по итогам сплошного наблюдения за 2010 г. по юридическим лицам [1]
12,9
□ добыча полез ископ
■ обрабатыв пр-ва
□ строител ьство
□ торговля и ремонт
■ транспорт и связь
□ операции с недвижимостью
Рис.2. Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности за 2010 г. по юридическим лицам по индивидуальным предпринимателям [1]
Одной из особенностей малого предпринимательства на территории Ивановской области является широкое распространение вторичной занятости, так называемого совместительства. Наиболее высокий уровень вторичной занятости наблюдается на малых предприятиях, оказывающих услуги здравоохранения, а также осуществляющих деятельность в области операций с недвижимостью, финансовой деятельностью и в строительстве. Подобная тенденция сохраняется на всей территории России.
Каждое муниципальное образование обладает своим потенциалом (природными, трудовыми и финансовыми ресурсами; производственными и торговыми объектами; развитостью сферы услуг). Поэтому, приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса в муни-
ципальном образовании необходимо определять, опираясь на оценку:
• эффективности функционирования малого бизнеса в районе;
• SWOT- анализа модели малого бизнеса в районе;
• нормативно-правовые документы;
• финансовых возможностей.
Для оценки экономической и социальной эффективности малого предпринимательства на региональном уровне можно воспользоваться следующей системой показателей [5]:
1 группа - показатели, характеризующие развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;
2 группа - показатели оценки вклада государственной поддержки в получение экономического эффекта на всех уровнях;
ОЗ.янв
3 группа - показатели оценки социальных эффектов от поддержки малого бизнеса.
Проведем оценку эффективности функционирования малого предпринимательства в Фурмановском муниципальном
районе и рассмотрим правовые и финансовые мероприятия поддержки его развития. Оценка показателей эффективности поддержки малого предпринимательства в Фурмановском муниципальном районе представлена в таблице 2.
Таблица 2
Показатели эффективности поддержки малого предпринимательства
№ п/п Наименование показателя 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
1 группа -показатели характеризующие развитие малых предприятий и эффективность их деятельности
1 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц, в том числе 1184 1320 1443 1500 1540 1585
1.1 количество малых и средних предприятий - юридических лиц,единиц 180 190 210 220 220 225
1.2 количество индивидуальных предпринимателей, чел. 1004 1130 1233 1280 1320 1360
2 Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве, тыс. чел. 3,9 4,6 5,8 6,3 6,6 6,9
2 группа - показатели оценки вклада государственной поддержки в получении социально-экономического эффекта на всех уровнях
1 Количество малых предприятий на 1000 человек населения, единиц 3,9 4,2 4,7 4,9 4,9 5Д
2 Доля налогов малого и среднего бизнеса в объеме собственных доходов местного бюджета, % Нет информации Нет информации Нет информации 6,1 6 6
3 Оборот малых предприятий, млн. руб. 277,4 349,8 354,9 405,5 448,5 488,4
3 группа - оценка социальных эффектов от поддержки малого бизнеса
1 Среднемесячная заработная плата в малом бизнесе, руб. 2064 2563 4032 4100 6000 10000
2 Численность занятых в малых предприятиях на 1000 человек населения, чел. 40 39,4 53 53 55 60
Общие показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в Фурмановском муниципальном районе, свидетельствуют о позитивных тенденциях в его развитии. Наблюдается рост налоговых поступлений от предпринимательской деятельности, рост численности занятых в малом бизнесе, рост заработной платы. За период 2005 - 2008 г. г. количество субъектов малого предпринимательства увеличилось почти на 30%, наблюдается их перераспределение по видам экономической
деятельности. Возросло число предприятий, оказывающих услуги транспорта и автосервиса, занимающихся швейным производством, деревообработкой, операциями с недвижимым имуществом, строительством, информационными технологиями и т.д. Но наиболее предпочтительным видом деятельности для малого бизнеса продолжает оставаться сфера торговли, и доля этих предприятий в общем количестве малых предприятий составляет более 50%.
Оценив положительную динамику развития малого предпринимательства в Фурмановском муниципальном районе, составим матрицу SWOT- анализа модели малого бизнеса в муниципальном районе
(табл.3), она позволяет оценить сильные и слабые стороны малого предпринимательства и выявить возможности и угрозы его дальнейшего развития в регионе.
Таблица 3
SWOT - анализ модели малого бизнеса в муниципальном районе
Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
Небольшой стартовый капитал Ограниченный (локальный) рынок Рост до уровня большого бизнеса Быстрота полного разорения
Высокая эффективность Нехватка квалифицированных кадров Прямая финансовая помощь (целевой льготный кредит) Быстрое достижение потолка роста
Гибкость Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Возможность расширения путем выхода в другие районы Легкое проникновение конкурента в эту нишу
Низкий уровень криминализации в регионе Недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела Наличие свободных производственных и офисных помещений на территориях бывших промышленных предприятий для развития бизнеса Отсутствие платежеспособного спроса у населения
Областная поддержка и поддержка местных органов власти Низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно юридических и экономических знаний для ведения бизнеса) Наличие потенциальн свободной рабочей силы. Администр ативные барьеры
Упрощенное налогообложение Отсутствие кооперационных связей с крупными предприятиями Привлечение к выполнению госзаказов Нестабильность экономической политики
На основании результатов анализа показателей эффективности, существующей в регионе системы поддержки малого предпринимательства, и матрицы SWOT-анализа возможно определить перспективные направления поддержки развития малого предпринимательства. При этом, необходимо руководствоваться нормативно-правовыми документами. К нормативно-правовым документам, которые формируют правовое поле малого бизнеса в Фурмановском муниципальном образовании, относятся:
■ ФЗ «О развитии малого предпринимательства» от 2007 года;
■ Программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009 - 2013 годы";
■ Программа «Развитие и поддержки малого и среднего предпринимательства в
Фурмановском муниципальном районе на 2009 - 2013 годы».
Далее рассмотрим особенности Программы «Развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Фурмановском муниципальном районе на 2009 -2013 годы». Следует отметить, что успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Поэтому, первой задачей программы является финансовая поддержка малого предпринимательства путем субсидирования, т.е. возмещения части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам и другим заемным средствам, а также путем предоставления краткосрочных займов в кредитных организациях. По Фурмановскому муници-
пальному району на финансовую поддержку малых предприятий планировалось выделить в 2009 году - 4 млн.руб. а в 2010 году - 5 млн. руб. [2]. Рассматривая общую ситуацию финансовой поддержки малого предпринимательства в Ивановской области, следует отметить, что из сотни бизнес-планов, претендующих на микрокредитование, 58% относятся к торговле, 28% - к сфере услуг, и только 14% - к производственной деятельности [3]. С целью активизации развития производственного сектора экономики, Программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009 - 2013 годы" должна содержать льготные условия субсидирования и кредитования для создания в регионе именно малых производственных предприятий.
Другими мероприятиями программы, направленными на развитие малого предпринимательства, являются: имущественная, консультационная и информационная поддержки; поддержка в области подготовки и повышения квалификации кадров; поддержка в области инноваций.
Поддержка развития малого бизнеса в Фурмановском муниципальном образовании способствовала росту количества индивидуальных предпринимателей и малых фирм, повышению заработной платы в малом бизнесе, снижению уровня безработицы, росту оборота в сфере торговли. Если по состоянию на 2009 г. численность безработных граждан, обратившихся в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения, составляла 1538 человек, то в 2011 г.
снизилась на 44% и составила 856 человек. Среднемесячная заработная плата в малом бизнесе за этот период выросла на 40% [6].
Дальнейшая активизация реализации мероприятий по поддержке малого бизнеса с акцентированием его в производственную сферу, позволит повысить темпы развития предпринимательства, создать новые рабочие места, увеличить суммы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повысить имидж муниципального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бероева А. Малый бизнес большой страны // Директор-Иваново №11 (142), ноябрь 2012 г., с. 18-19.
2. Долгосрочная целевая программа Фурманов-ского муниципального района «Развитие малого и среднего предпринимательства в Фурмановском муниципальном районе на 2009-2013 годы «// Текущий архив администрации Фурмановского муниципального образования Ивановской области.
3. Евгеньев А. Малый бизнес поддержали деньгами// Директор-Иваново, №1-2 январь-февраль 2010 г.
4. РычихинаН.С. Направления реструктуризации производственной и хозяйственной деятельности малых городов (на примере г. Фурманова)// Региональная экономика: теория и практика,- М.: ООО ИД «Финансы и кредит», 2010г. №7 (142), с.78-81 .
5. Рычихина Н.С. Оценка эффективности развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях// Теоретические и прикладные аспекты современной экономики: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1, Черкесск, 2010- с.295-299.
6. Стратегия социально-экономического развития Фурмановского муниципаьного района на 20092020 годы // Текущий архив администрации Фурмановского муниципального образования Ивановской области.
Рукопись поступила в редакцию 24.01.13.
SMALL BUSINESS SUPPORT AS SMALL MUNICIPALITIES' SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT MANAGEMENT INSTRUMENT
N. Rychichina
Fluctuation in financial situation of municipality large and medium enterprises and its next following close leads to region all social and economic processes instability that are: growth of unemployment, decline in population living standards, able-bodied citizens' migration to regional centers etc. As it stands one of the meaningful direction of regional authority activity in territory economic development and social problem appeasement task solution becomes small business development support.
Key words: small business, municipality, enterprise, social and economic development.