Светлана Анатольевна ИВАНОВА,
доктор юридических наук, профессор, эксперт РАН, Почетный адвокат России, заместитель первого проректора по учебной работе, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации», e-mail: [email protected]
НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. Существующая система образования не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые пять лет. В статье автор формулирует главные проблемы реформирования современного законодательства об образовании и науке и обосновывает варианты их решения. Автор обосновывает необходимость разработки государственной программы прогнозирования и плана развития специальностей в стране, прогноза и примерного плана востребованности специалистов на 15-20 лет (до 2040 г.). Разработка методик прогнозирования и подсчета, исходя из которых, государство будет корректировать количество специальностей и специалистов, обучающихся по разным профессиям, во избежание в будущем расходов на их переквалификацию и поиск работы.
Ключевые слова: образовательное право, наука, высшее образование, образовательная организация, научный кадры, аспирантура, преподаватель, работодатель, студент.
Svetlana Anatolyevna IVANOVA,
doctor of jurisprudence, professor, expert of RAS, Honourable lawyer of Russia, deputy first vice rector for study, professor of Department of legal regulation of economic activity FGOBOU WAUGH "Financial University under the Government of the Russian Federation"
THE DIRECTIONS OF REFORMING OF THE LEGISLATION ON SCIENCE AND EDUCATION IN MODERN RUSSIA
Annotation. The existing education system is not able to react to changes of labor market which content of demanded specialties changes each five years quickly. In article the author formulates the main problems of reforming of the modern legislation on science and education and justifies options their decisions. The author proves need of development of the state program of forecasting and the development plan for specialties for the country, the forecast and the approximate plan of demand of experts for 15-20 years (till 2040). Development of techniques of forecasting and calculation proceeding from which, the state will adjust amount of the specialties and experts studying by different professions in order to avoid in the future expenses on their retraining and job search.
Keywords: educational right, science, the higher education, educational organization, scientific shots, postgraduate study, teacher, employer, student.
Перед российским образованием и наукой стоит несколько важных задач. Сформулируем их по порядку. Каждая задача - поставлена исходя из существующей проблемы, решение задачи - это как раз и есть путь улучшения качества и уровня российского образования [21].
Первая задача. Целесообразно вернуть институт аспирантуры (уровень подготовки
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
кадров высшей квалификации) на уровень подготовки научных кадров, убрав аспирантуру из уровней образования. Наука (научные исследования) не может быть уровнем (звеном) высшего образования. Проблема состоит в том, что в аспирантуру поступают для получения диплома третьего уровня высшего образования, авторитет российской науки и научных исследований понижается [22, 23]. Защищается менее 15%
прошедших обучение в аспирантуре. Решение проблемы видится в необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым исключить аспирантуру из уровней высшего образования, оставив два уровня: бакалавриат и магистратуру. В аспирантуру снова будут поступать специалисты, заинтересованные в проведении научных изысканий, в научном результате, в написании и защите диссертационной работы, а не в получении «корочки» [19, 20].
Подготовка студентов - будущих специалистов - к практической работе, это вторая важная задача. Выпускников вузов необходимо на 4-5 курсах готовить с направленностью на практику, привлекая работодателей, заинтересованных в обучении будущих сотрудников под свои нужды и интересы. Практико-ориентированные выпускники образовательных организаций быстрее начнут приносить пользу компании (смысл: экономия времени и средств на зарплату молодым специалистам; за зарплату вновь принятые специалисты обычно несколько месяцев учатся новой профессии, эффективность их работы крайне мала) [14].
Проблема следующая: низкая практическая направленность специалиста-выпускника. Работодателю приходится переобучать (дообу-чать) выпускника образовательной организации под свои, конкретные корпоративные цели. Выпускник с дипломом магистра не способен сразу результативно и качественно выполнять свои обязанности у работодателя (не важно -коммерческая это организация или государственная структура). Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой [16, 17].
Решение может быть следующим: адаптация будущих специалистов к практической деятельности происходит на 4-5 курсах, с привлечением представителей работодателей (например, на профильные программы и курсы). Как вариант, возможно организовать взаимодействие представителей работодателей, которые хотели бы трудоустроить выпускников, с преподавателями, читающими студентам профильные курсы, совместное написание программ преподавателями и практиками, написание по рекомендациям работодателей специальных адаптированных курсов для студентов, чтобы студенты понимали специфику предстоящей работы. Необходимо продумать взаимовыгодные формы сотрудничества и методики взаимодействия в треугольнике: преподаватель (теоретик) - студент - работодатель (практик) [11, 12].
Третья задача - необходимо повысить престижность обучения на уровне среднего профессионального образования (программах подготовки специалистов среднего звена). Как оказалось - в России острая нехватка рабочих специальностей, такого количества выпускников с высшим образованием государству и обществу не нужно [5, 6].
Сегодня очевидно падение престижности обучения в образовательных организациях, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена. Рассматриваемая проблема возникла в 1990-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в (ПУ, техникумах, колледжах) снижается. По данным 2018 г. в вузах обучалось в 8 раз больше студентов, чем в учреждениях, готовящих специалистов среднего звена. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, приходится прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.
Необходимо возродить профессиональное техническое образование:
1. Начальная школа: определяется интеллектуальный уровень ребенка, уровень и скорость его потенциального интеллектуального и творческого развития, наклонности, увлечения, предрасположенность к тем или иным предметам и наукам.
2. Училище - учебные заведения по подготовке рабочих кадров, на базе средней школы ведут начальную профессиональную подготовку будущих рабочих.
3. Техникум - ссузы, реализующие основные средне-специальные программы обучения первого, то есть базового, уровня. В техникумах обучение направлено в большей степени на внедрение практических навыков и знаний. В техникумах учатся в среднем три года. Образовательный процесс в этих ссузах проходит по типу школьного, хотя программы обучения глубже школьных и сконцентрированы на освоение той или иной профессии, в то время как в школах ученики получают лишь общие навыки [13].
В дальнейшем наиболее способным, окончившим училища и техникумы, необходимо обеспечить поступление и бесплатное обучение в вузах - получение за государственный счет высшего образования [9, 10].
Конечно, очень важно и просто необходимо повысить оплату труда преподавателей, привлечь достойными условиями труда молодое поколение преподавателей и ученых. Преподаватель сейчас в России не является элитой, хотя
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
по социальному статусу должен быть одним из представителей элиты, которыми нужно гордиться. В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей, а школьники и студенты относились к преподавателям с исключительным уважением и почтением [15]. Проблема состоит в низком социальном статусе учителя, педагога, преподавателя. В сложившейся ситуации во многом виноваты государственные органы в сфере образования, которое не в состоянии предложить педагогам достойный уровень зарплаты, в результате чего качественно ухудшился кадровый состав преподавателей [18]. В качестве решения данной проблемы можно предложить разработку государственной программы (мер, «дорожной карты») по повышению социального статуса педагога, создание социально направленных телевизионных программ, финансовая поддержка преподавателей, повышение зарплат профессорско-преподавательского состава [7, 8].
Потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса право на такие заявления, как "я не хочу учиться, но мои родители вам платят" или "пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки" и т.д. Главной ошибкой, допущенной Министерством образования и науки РФ (до реорганизации в 2018 г. - прим. авт. - С.И.), стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такие понятия как "обучение" и "услуги" несовместимы. В сфере образования не предоставляют «услуги», образование (диплом) нельзя купить, его можно приобрести только своим собственным трудом, приобретя знания и умения, освоив предусмотренные образовательными стандартами компетенции. Предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится.
Необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», возможно - принять новую редакцию Закона, убрав из нее концепцию образования как услуги (оказания образовательных услуг). Убрать соответствующее понимание из государственных стратегий, концепций, рекомендаций.
Все чаще мы задаемся вопросом, как устранить несоответствие требований рынка труда и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
номенклатуры дипломов. Российские вузы в последние годы основной упор делают на подготовку "денежных" специальностей (то есть, тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить, это экономисты, финансисты, менеджеры, юристы-международники). Проблема в том, что специалистов, которые действительно требуются для экономического развития нашей страны, готовят по остаточному принципу [4]. Существующая система образования не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен вуза с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится "тратить" на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем [24]. Решение - работать в вузах со студентами совместно с представителями работодателей (разработка соответствующих методик), давать возможность и время преподавателям внедрять в курсы и дисциплины практические кейсы. Проводить регулярные опросы студентов, по каким практическим направлениям они хотели бы получить знания и опыт. Внедрять регулярную практику студентов, начиная с 1-го курса [1].
Важно понимание места и роли института образования в государственном планировании (возможно, восстановление Госплана - положительного опыта Советского Союза). От развития экономики, от рождаемости и смертности (прогнозов трудоустройства, количества выпускников в те или иные годы) зависит развитие тех или иных специальностей, зависят темпы развития социальных групп, уровень благосостояния и социальная стабильность общества (а значит, и государства) [2, 3].
Какие специальности понадобятся через 10-15-20 лет, можно с большой вероятностью спрогнозировать и обосновать сегодня. Какие специальности со временем исчезнут или перестанут быть в обществе с определенным уровнем экономического развития актуальными и востребованными - также можно спрогнозировать, посчитать и спланировать на годы вперед. Проблема в том, что образование не встроено в экономическую, социально-демографическую и политическую систему России. Отсутствие социальных лифтов. Отсутствие понимания, какие специалисты через 5 лет (поступившие на 1 курс) останутся без работы и потребуется их переквалификация - это время и расходы.
Решение может быть таким - разработка государственной программы прогнозирования и плана развития специальностей в стране, про-
гноза и примерного плана востребованности специалистов на 15-20 лет (до 2040 г.). Разработка методик прогнозирования и подсчета, исходя из которых, государство будет корректировать количество специальностей и специалистов, обучающихся по разным профессиям, во избежание в будущем расходов на их переквалификацию и поиск работы.
Библиографический список:
[1] Алпатов Ю.М. Развитие законодательства о городском самоуправлении в России (советский и современный период) // История государства и права. 2008. № 9. С. 24-27.
[2] Алпатов Ю.М. Финансово-правовые основы осуществления местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 5. С. 33-36.
[3] Алпатов Ю.М. Юридическая природа и механизм межмуниципального сотрудничества городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга // Административное и муниципальное право. 2009. № 2. С. 16-28.
[4] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблема сущности права // Вестник международного Института управления. 2012. № 1-2. С. 025030.
[5] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосновенность жилища // Семейное и жилищное право. 2017. № 2. С. 37-38.
[6] Мамедов С.Н. Правовая природа неприкосновенности личности в Российской Федерации и ее место в системе прав и свобод // Власть Закона. 2017. № 4 (32). С. 149-154.
[7] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917-1922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76.
[8] Миронов В.О. О возможности построения федерации Беларуси и России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2. С. 017-021.
[9] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377380.
[10] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.
[11] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные вопросы образования и науки. 2011. № 1-2. С. 27-31.
[12] Михайлова Н.В., Печникова А.П. Предпосылки возникновения государственных лечебно-профилактических учреждений в России X - XVI вв. // Государство и право - 2007. - № 5. - С. 84-89.
[13] Печников А.П., Печникова А.П. Правовая культура в деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений // Модернизация образования в современном мире / Материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. М.-Тамбов, 2009. - С. 146 - 151.
[14] Печников А.П., Печникова А.П. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2009.
[15] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательных и лечебно-профилактических учреждений М.: Щит - М, 2006.
[16] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательства в сферах образования и здравоохранения. Учебное пособие. - М.: МГУУ ПМ, 2006. - 107 с.
[17] Печникова А.П. Становление государственных лечебно-профилактических учреждений в первые годы советской власти. // Сборник научных трудов. - М.- Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. С. 581 - 591.
[18] Печникова А.П. Становление советской системы здравоохранения // История государства и права. М., 2009. - № 16. - С. 34 - 36.
[19] Печникова А.П. Управление государственными лечебно-профилактическими учреждениями в Российской империи XIX в. // Сборник научных трудов. - М.- Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. - С. 592 - 598.
[20] Шестак В.А. Воинский правопорядок как основной элемент системы предупреждения преступности в войсках // Юридический мир. 2013. № 5. С. 48-50.
[21] Шестак В.А. Зарубежный опыт противодействия правонарушениям военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2013. № 6. С. 12-26.
[22] Шестак В.А. Историко-правовые аспекты обеспечения воинского правопорядка в России // История государства и права. 2013. № 14. С. 55-59.
[23] Шестак В.А. Криминологические аспекты развития системы предупреждения преступности в вооруженных силах российской федерации, других войсках, воинских формированиях и органах // Москва, 2012. 283 с.
[24] Шестак В.А. Криминолого-правовые аспекты криминологической концепции развития системы предупреждения преступности
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
военнослужащих / / Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 1 (6). С. 194-203.
Bibliograficheskij spisok:
[1] Alpatov Yu.M. Razvitie zakonodatel'stva o gorodskom samoupravlenii v Rossii (sovetskij i sovremennyj period) // Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 9. S. 24-27.
[2] Alpatov Yu.M. Finansovo-pravovye osnovy osushchestvleniya mestnogo samouprav-leniya v gorodah federal'nogo znacheniya Moskve i Sankt-Peterburge // Konstitucionnoe i munici-pal'noe pravo. 2009. № 5. S. 33-36.
[3] Alpatov Yu.M. YUridicheskaya priroda i mekhanizm mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva gorodov federal'nogo znacheniya Moskvy i Sankt-Peterburga // Administrativnoe i munici-pal'noe pravo. 2009. № 2. S. 16-28.
[4] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Problema sushchnosti prava // Vestnik mezhdunarodnogo Instituta upravleniya. 2012. № 1-2. S. 025-030.
[5] Mamedov S.N. Aktual'nye voprosy real-izacii konstitucionnogo prava na neprikosnoven-nost' zhilishcha // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2017. № 2. S. 37-38.
[6] Mamedov S.N. Pravovaya priroda neprikosnovennosti lichnosti v Rossijskoj Feder-acii i ee mesto v sisteme prav i svobod // Vlast' Zakona. 2017. № 4 (32). S. 149-154.
[7] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917-1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12. S. 70-76.
[8] Mironov V.O. O vozmozhnosti postroe-niya federacii Belarusi i Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 1-2. S. 017021.
[9] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij krim-inologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377-380.
[10] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii / / Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.
[11] Mironov V.O. CHekhoslovackaya Feder-aciya: istoriko-pravovye aspekty // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2011. № 1-2. S. 27-31.
[12] Mihajlova N.V., Pechnikova A.P. Pred-posylki vozniknoveniya gosudarstvennyh lecheb-no-profilakticheskih uchrezhdenij v Rossii X - XVI vv. // Gosudarstvo i pravo - 2007. - № 5. - S. 84-89.
[13] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Pra-vovaya kul'tura v deyatel'nosti gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij // Mod-ernizaciya obrazovaniya v sovremennom mire / Materialy 2-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.-Tambov, 2009. - S. 146 - 151.
[14] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Teor-iya gosudarstva i prava. Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: MGUU Pravitel'stva Moskvy, 2009.
[15] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoj deyatel'nosti obrazovatel'nyh i lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij M.: SHCHit - M, 2006.
[16] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'stva v sferah obrazovaniya i zdra-voohraneniya. Uchebnoe posobie. - M.: MGUU PM,
2006. - 107 s.
[17] Pechnikova A.P. Stanovlenie gosudarst-vennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij v pervye gody sovetskoj vlasti. // Sbornik nauchnyh trudov. - M.- Tambov: Tambovskij filial MOSU,
2007. S. 581 - 591.
[18] Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj sistemy zdravoohraneniya / / Istoriya gosudarstva i prava. M., 2009. - № 16. - S. 34 - 36.
[19] Pechnikova A.P. Upravlenie gosudarst-vennymi lechebno-profilakticheskimi uchrezh-deniyami v Rossijskoj imperii XIX v. // Sbornik nauchnyh trudov. - M.- Tambov: Tambovskij filial MOSU, 2007. - S. 592 - 598.
[20] Shestak V.A. Voinskij pravoporyadok kak osnovnoj element sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vojskah // YUridicheskij mir. 2013. № 5. S. 48-50.
[21] Shestak V.A. Zarubezhnyj opyt pro-tivodejstviya pravonarusheniyam voennoslu-zhashchih // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2013. № 6. S. 12-26.
[22] Shestak V.A. Istoriko-pravovye aspekty obespecheniya voinskogo pravoporyadka v Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. 2013. № 14. S. 55-59.
[23] Shestak V.A. Kriminologicheskie aspekty razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vooruzhennyh silah rossijskoj fed-eracii, drugih vojskah, voinskih formirovaniyah i organah // Moskva, 2012. 283 s.
[24] Shestak V.A. Kriminologo-pravovye aspekty kriminologicheskoj koncepcii razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti voen-nosluzhashchih // Biblioteka kriminalista. Nauch-nyj zhurnal. 2013. № 1 (6). S. 194-203.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019