Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
криминалистическая регистрация / интеграция / телекоммуникационные системы / криминалистически значимая информация / пространственно-временные связи / криминалистический анализ.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курин А. А., Карданов Р. Р., Евстифеева Е. П.

Статья посвящена исследованию проблем и поиску путей совершенствования системы криминалистической регистрации как основного элемента в системе информационного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Определена значимость логичстического подхода к совершенствованию системно-структурного построения криминалистической регистрации как единого сегмента в системе информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел. В статье определена категория «аналитический продукт», который является результатом аналитической работы всех субъектов расследования при их тесном взаимодействии, которое обеспечивается совокупностью методов. В качестве информационной среды информационно-аналитические системы авторы предлагают использовать интегрированные банки данных централизованных учетов, экспертно-криминалистическую и оперативно-розыскную информацию, а также базы и банки данных иных субъектов информационного взаимодействия. По результатам исследования сделан вывод о реализации информационно-аналитического функционала в форме единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации, которая станет интегрирующим (связующим) звеном в системе информационного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-8-113-118 NIION: 2022-0079-8/22-088 MOSURED: 77/27-025-2022-08-088

КУРИН А.А. ,

доцент кафедры криминалистики УНК по ПС в ОВД Волгоградской академии МВД России, кандидат технических наук, доцент,

e-mail: [email protected]

КАРДАНОВ Р.Р.,

начальник кафедры ОПД Северо - Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД РФ, кандидат юридических наук,

полковник полиции. e-mail: [email protected]

ЕВСТИФЕЕВА Е.П. ,

преподаватель кафедры криминалистики УНК по ПС в ОВД Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук,

e-mail: [email protected]

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем и поиску путей совершенствования системы криминалистической регистрации как основного элемента в системе информационного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Определена значимость логичстического подхода к совершенствованию системно-структурного построения криминалистической регистрации как единого сегмента в системе информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел. В статье определена категория «аналитический продукт», который является результатом аналитической работы всех субъектов расследования при их тесном взаимодействии, которое обеспечивается совокупностью методов. В качестве информационной среды информационно-аналитические системы авторы предлагают использовать интегрированные банки данных централизованных учетов, экспертно-криминалистическую и оперативно-розыскную информацию, а также базы и банки данных иных субъектов информационного взаимодействия. По результатам исследования сделан вывод о реализации информационно-аналитического функционала в форме единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации, которая станет интегрирующим (связующим) звеном в системе информационного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Ключевые слова: криминалистическая регистрация, интеграция, телекоммуникационные системы, криминалистически значимая информация, пространственно-временные связи, криминалистический анализ.

KURIN A.A.,

Associate Professor of the Department of Criminalistics of the UNK for PS in the Department of Internal Affairs of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor.

KARDANOV R.R.,

Head of the Department of OPD of the North Caucasus Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Candidate of Law, Police Colonel.

EVSTIFEEVA E.P.,

Lecturer of the Department of Criminalistics of the UNK in PS at the Department of Internal Affairs of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION

AND ANALYTICAL SUPPORT FOR CRIME DETECTION AND

INVESTIGATION

Annotation. The article is devoted to the study of problems and the search for ways to improve the system of forensic registration as the main element in the system of information support for the disclosure, investigation and prevention of crimes. The significance of the logical approach to improving the system-structural construction of forensic registration as a single segment in the system of information and analytical support of the activities of internal affairs bodies was determined. The article defines the category "analytical product," which is the result of analytical work of all subjects of the investigation in their close interaction, which is provided by a set of methods. As an information environment of information and analytical systems, the authors propose to use integrated data banks of centralized accounting, forensic and operational-search information, as well as databases and data banks of other subjects of information interaction. Based on the results of the study, it was concluded that information and analytical functionality was implemented in the form of a unified telecommunication system for forensic registration, which will become an integrating (connecting) link in the system of information support for the disclosure, investigation and prevention of crimes.

Key words: forensic registration, integration, telecommunication systems, criminologically significant information, spatial-temporal relations, forensic analysis.

Успешность деятельности правоохранительных органов по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений во многом зависит от качества и эффективности информационно-справочного и информационно-аналитического обеспечения оперативно-служебной деятельности. За последние пять лет количество зарегистрированных преступлений имеет незначительные колебания и в среднем составляет порядка 2 млн. преступлений в год. Так, в 2021 году было зарегистрировано 2004,4 тыс. преступлений, что на 1,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [6]. При этом отмечается рост количества преступлений в 27 субъектах Российской Федерации. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, в числе зарегистрированных, вырос с 27,6% в январе-декабре 2020 года до 27,9% в 2021 году. Не раскрыто в 2021 году 993,3 тыс. преступлений осталось не раскрыто, что на 3,2% меньше по сравнению с 2020 годом. Остались нераскрытыми 313 убийств и покушений на убийство (-0,9%), 463 факта умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-33,7%), 458,6 тыс. краж (-5,6%), 6,4 тыс. грабежей (-29,5%), 377 разбойных нападений (-40,8%). 916,7 тыс. преступлений (98,2%) остались нераскрытыми в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Данная тенденция сохраняется на протяжении последних десяти лет с колебанием показателя в пределах 94-98%. В данных условиях необходим поиск резервов, которые позволят изменить соотношение в сторону сокращения доли нераскрытых преступлений. Согласно нормам уголовно-процессуального права (ст. 220

УПК РФ), на стадии досудебного производства по делу первостепенной и неотложной задачей является установление лица, совершившего преступление, а также установление обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела. Решение этой задачи осложняется тем, что большая часть преступлений совершается в условиях неочевидности, что влечет за собой создание ситуации информационной неопределенности при раскрытии совершенного преступления и расследовании уголовного дела. Именно поэтому необходимо создавать условия для получения актуальной криминалистически значимой информации на всех этапах расследования.

Безусловно, созданная система ИСОД МВД России дает положительные результаты в информационном обеспечении организационного и управленческого сегментов. Однако, в части информационно-аналитического обеспечения она себя не реализовала в полном объеме. В условиях глобального развития информационно-телекоммуникационных систем и цифровых средств связи, приоритетным направлением в решении обозначенных задач является информационное обеспечение раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Значительная нагрузка при этом ложится на систему криминалистической регистрации, основу работы которой составляют информационные, в том числе логистические процессы [4, с. 15], и методы сравнительного анализа поисковых запросов. За счет информационных массивов системы криминалистической регистрации достигается увеличение совокупного объема информации, которым

может оперировать субъект расследования [3, стр. 77].

В систему криминалистической регистрации входит большое количество информационных массивов: централизованные, экспер-тно-криминалистические справочно-вспомога-тельные, оперативно-розыскные учеты, а также учеты международных полицейских организаций. Очевидно, что объемы информации можно характеризовать термином «большие данные» (big data), обработка которых ручным способом не представляется возможной. Следовательно, требуется разработка и применение специализированного программного обеспечения с применением современных методов обработки значительных объемов информации. Одним из перспективных направлений развития системы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел является обработка значительных объемов разнородной информации на основе аналитических методов и обеспечение возможности оперативного поиска информации с автоматизированных рабочих мест пользователей системы ИСОД МВД России. В настоящее время к данной системе подключено порядка 680 тыс. пользователей.

Отправной точкой внедрения информационно-аналитических систем в деятельность органов внутренних дел является принятие Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012-2014 гг., утвержденной Приказом МВД России от 30.03.2012 № 205 (утратил силу). Однако, данный документ определил цели, задачи, основные направления, принципы создания информационной системы обработки данных МВД России, архитектуру системы, требования к информационной безопасности. Понятия информационно-аналитического обеспечения данный нормативный документ не рассматривает. В настоящее время нормативное правовое регулирование информационно-аналитической работы в деятельности органов внутренних дел касается, главным образом, управленческой деятельности [5, с. 1].

Аналитическая обработка информации является неотъемлемой частью процесса получения нового знания. Так, В.А. Абрамов отмечает, что «важнейшей особенностью информационно-аналитической работы является ее междисциплинарный характер, так как сам феномен находится на «стыке» целого ряда научных дисциплин. К их числу можно отнести социологию, политологию, информациологию, управленческую науку и другие отрасли науки» [1, с. 244]. Основу информационно-аналитической работы составляют информационные процессы, включающие поиск, получение, систематизацию, оценку и анализ

данных, выявление и прогнозирование тенденций, выработку своевременных, обоснованных и оптимальных управленческих решений. Именно поэтому информационно-аналитическое обеспечение реализуется не одним субъектом расследования, а каждый из субъектов реализует свой объем аналитической работы в рамках возложенных на них функций и решаемых задач.

Аналитическая обработка информации представляет собой сложный творческий процесс. По мнению отдельных авторов, аналитическая обработка информации связана с «всесторонней оценкой полученной или имеющейся оперативно значимой информации и последующей подготовкой на основе ее анализа эффективных с точки зрения целесообразности и судебной перспективы организационных и правовых решений» [3, с. 41]. Аналитический продукт является результатом аналитической работы всех субъектов расследования при их тесном взаимодействии, которое обеспечивается следующими методами:

- координирующей ролью государственных органов в пределах их компетенции;

- своевременным планированием взаимодействия и уточнением планов;

- взаимным знанием и пониманием задач взаимодействующих сторон, информированием о планируемых действиях;

- организацией постоянного взаимодействия и уточнением планов;

- контролем точного выполнения согласованного порядка действий.

В качестве информационной среды информационно-аналитические системы используют информацию интегрированных банков данных централизованных учетов, экспертно-кримина-листическую и оперативно-розыскную информацию, а также базы данных иных ведомств (например, информационные массивы многофункциональных центров и сопряженные с ними ресурсы). Следует отметить, что приведенные выше информационные массивы имеют интеграцию только в рамках централизованных учетов. Совместное их использование реализовано через интегрированные банки данных регионального и федерального уровня. В свою очередь, массивы экспертно-кри-миналистической и оперативно-розыскной информации остаются за пределами интеграционных процессов.

Для устранения этих недостатков МВД России в настоящее время осуществляет работу над созданием конструктора учетов и сервиса аналитической обработки данных.

Конструктор учетов представляет собой сервисы управления метаданными, позволяющими создавать необходимые учеты из репозито-рия структурированной информации ИСОД МВД

России. Возвращаясь к логистическому пониманию криминалистической регистрации, следует ее рассматривать как систему, в которой циркулируют как материальные, так и информационные потоки, являющиеся объектом управления. На основе аналитической обработки учетно-ре-гистрационных данных сервис в виде конструктора учетов необходим для создания недостающих элементов (учетов), обеспечивающих оптимальную логистику движения данных в системе криминалистической регистрации (на внутрисистемном уровне) и информационного обеспечения субъектов расследования (на внешнем уровне).

В свою очередь, сервис аналитической обработки данных, предназначен для обеспечения поддержки принятия решения, выполнения сложных запросов, требующих анализа накопленной информации. Наиболее предпочтительным в рамках раскрытия преступлений и расследования уголовных дел является совместное использование информационных массивов системы криминалистической регистрации в части установления неявных связей между лицами и обстоятельствами совершенного преступления, а также проверки уже установленных связей. В этом аспекте метод визуального анализа, который дает возможность в удобной для восприятия форме представить неочевидные связи фигурантов, событий и материальных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу (следы, предметы). При использовании данного метода успешно реализуются методы аналитического поиска и аналитического исследования криминалистически значимой и оперативно значимой информации. Аналитический поиск заключается в отборе данных в соответствии с заданными критериями из имеющихся массивов информации. Особую значимость метод визуального анализа данных приобретает при установлении косвенных (неочевидных) связей, когда исходные данные о событии преступления не содержат прямого указания на наличие таких связей [6, с. 52].

Существенно расширяет возможности информационно-аналитических систем интеграция геоинформационных систем, позволяющих построить пространственно-временные связи субъектов и объектов в исследуемом событии в пределах территориальных границ и интервалов времени, установленных на первоначальном этапе расследования. При проведении аналитических исследований возможно обоснованное расширение границ поиска лица, которое пожжет быть привлечено в качестве обвиняемого. Среди критериев поиска и аналитической обработки могут быть заложены сведения на лиц, прожива-

ющих на обследуемой территории, и ранее совершавших подобные преступления; сведения о предметах преступного посягательства; сведения о способах совершения преступлений. Результатом работы системы является список лиц, соответствующих условиям запроса.

Возможности системы позволяют проводить детальный анализ информации с использованием электронных карт местности. При этом, обобщенная информация обо всех преступлениях данного вида, датах, адресах и способах их совершения «проецируется» на карту послойно. Это позволяет найти районы, где плотность совершения того либо иного вида преступлений наиболее высока. Совмещение полученных результатов с маршрутами патрулирования обслуживаемой территории позволяет установить районы обслуживаемой территории, которые являются потенциальными при установлении подозреваемого лица. «Наложение» на карту оперативной обстановки маршрутов патрулирования позволяет организовать режим патрулирования и скорректировать эти маршруты в случае необходимости.

Таким образом, информационно-аналитическая система позволяет представить схему взаимодействия единиц информации как единую взаимосвязанную систему подучетных лиц и объектов, имеющих отношение к конкретному событию преступления.

Для обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа в системе предусмотрены идентификация и аутентификация пользователя. Далее, по результатам работы информационно-аналитической системы субъект анализа получает информацию в виде досье на лиц и объекты, между которыми имеются связи, устанавливает их характер и относимость к событию преступления. Досье формируется на основе структурированных записей в из информационных полей учетов, главным образом централизованных. При этом в аналитическую справку выгружаются только сведения о наличии уголовно-релевантной информации, а не сама информация. Это позволяет установить источник информации, а также обеспечить защиту информации от несанкционированного доступа и запросить ее в установленном порядке в соответствии с уровнем доступа. Полнота информации об интересующем лице или объекте определяется видом учета и формой его ведения, установленными действующими нормативными правовыми документами и соответствующими инструкциями.

Например, в отношении одного лица может быть установлена связь с событиями нескольких правонарушений или преступлений, его процессуальный статус (подозреваемое, обвиняемое,

осужденное, отбывающее наказание в местах лишения свободы, числящееся в розыске); связь с преступными группами и лицами, которые входят в их состав; связь с гражданским и служебным оружием и транспортными средствами.

Кроме того, устанавливаются связи с местом нахождения разыскиваемого лица. Например, установленные связи типа «лица, находящееся в розыске и задержанное за административное правонарушение», «лицо, находящееся в розыске и содержащееся в ИВС», «лицо, находящиеся под административным надзором и совершившее три и более административных правонарушения» и другие, позволяют ускорить анализ накопленной информации и сэкономить время сотрудников полиции. В случае выявления таких фактов, информация направляется инициатору розыска и органу, задержавшему преступника, копия направляется в территориальное управление уголовного розыска.

Таким образом, сочетание интегрированных учетно-регистрационных данных в совокупности с аналитическими возможностями, создает дополнительный резерв для повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений. Возможность установления связей между несколькими событиями преступлений через общность следов, объектов преступного посягательства и фигурантов, позволяет пересмотреть организацию работы и взаимодействия учет-но-регистрационных массивов и субъектов предварительного расследования.

Обозначенная совокупность организационных и технических решений требует выработки приоритетных направлений повышения эффективности системы информационно-аналитического обеспечения. К их числу следует отнести:

1. Совершенствование научных, теоретических и правовых основ информационно-аналитического обеспечения выявления, раскрытия и расследования преступлений.

2. Разработка модели информационного обеспечения субъектов раскрытия и расследова-

ния преступлений, предусматривающей возможности полной интеграции отдельных учетно-реги-страционных массивов, ведущихся на различных уровнях, за счет восполнения недостающих логистических связей через конструктор учетов.

3. Актуализация информационных массивов системы криминалистической регистрации за счет автоматизированной комплексной обработки оперативной и криминалистически значимой информации.

4. Создание условий для обеспечения обработки интегрированных информационных массивов через метапоисковую систему, которая позволяет получить сведения об источниках информации, интересующей субъекта расследования. При этом обеспечиваются условия защиты информации от не санкционированного доступа.

Реализация обозначенных направлений возможна в формате создания единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации, которая станет интегрирующим (связующим) звеном в системе информационного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Концепция единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации предусматривает:

- автоматизированное моделирование системы учетов на основе криминалистически значимой информации;

- интеграцию разнородных массивов на внутриведомственном и межведомственном уровне в виртуальные кластеры (аналоги учетов);

- информационное сопровождение взаимодействия на внутриведомственном и межведомственном уровне;

- мониторинг единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации с целью поддержания ее системно-структурной и содержательной составляющей в актуальном состоянии;

- интеллектуальную аналитическую обработку интегрированных учетно-регистрационных данных, генерирование аналитического продукта.

Список литературы:

[1] Абрамов В.А. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

[2] Демина Р.Е. Криминалистическая регистрация и ее использование в расследовании преступлений : Учебное пособие. Саратов: СЮИ МВД России, 2003. - 124 с.

[3] Загайнов В.В., Кононов Ю.В. Оперативно-аналитическая работа как основа оперативно-розыскной деятельности в современных условиях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. № 1 (80). 2017. С. 37-46.

[4] Курин А.А. Логистическая концепция криминалистической регистрации // Судебная экспертиза, № 4 (32). 2012. С. 13-19.

[5] Приказ МВД России от 26 сентября 2018 г. № 623 «Об утверждении Инструкции по организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

[6] Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2021 года. [Электронный ресурс]. URL: ttps://media.mvd.ru/files/application/2188684 (дата обращения 04.06.2022).

Spisok literatury:

[1] Abramov V.A. Informacionno-analiticheskoe obespechenie deyatel'nosti organov predvaritel'nogo sledstviya v sisteme Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009.

[2] Demina R.E. Kriminalisticheskaya registraciya i ee ispol'zovanie v rassledovaniiprestuplenij : Ucheb-noe posobie. Saratov : SYUIMVD Rossii, 2003. - 124 s.

[3] Zagajnov V.V., Kononov YU.V. Operativno-analiticheskaya rabota kak osnova operativno-rozysknoj deyatel'nosti v sovremennyh usloviyah // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. № 1 (80). 2017. S. 37-46.

[4] Kurin A.A. Logisticheskaya koncepciya kriminalisticheskoj registracii // Sudebnaya ekspertiza, № 4 (32). 2012. S. 13-19.

[5] Prikaz MVD Rossii ot 26 sentyabrya 2018 g. № 623 «Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii infor-macionno-analiticheskoj raboty v upravlencheskoj deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii».

[6] Sostoyanie prestupnosti v Rossijskoj Federacii za yanvar'-dekabr' 2021 goda. [Elektronnyj resurs]. URL: ttps://media.mvd.ru/files/application/2188684 (data obrashcheniya 04.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.