Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / УЧЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / INFORMATION / ACCOUNTING / INFORMATION LOGISTICS / CRIMINALISTIC REGISTRATION / INTEGRATION OF INFORMATION / INCREASE IN EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курин Алексей Александрович

В статье изложены современные подходы к интеграции информационных ресурсов криминалистических учетов. Расширение поисковых и аналитических возможностей информационных систем направлено на оптимизацию процесса раскрытия и расследования преступлений. В качестве методологической основы используется аппарат интегрированной логистики, а также системно-структурный подход к оптимизации материальных и информационных потоков, циркулирующих в системе криминалистической регистрации. В современных условиях для решения поставленных задач актуальным является оптимальное использование информационных ресурсов, хранящихся в регистрационных массивах и системах, в том числе в системе криминалистической регистрации. Выявлена совокупность факторов, оказывающих влияние на результативность работы систем информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Предложен новый подход к расширению возможностей информационных систем первичного учета. Наличие научно обоснованной системы реквизитов необходимо для интеграции объектов экспертно-криминалистических учетов на всех уровнях ведения с возможностью их централизации. Результатом использования такого механизма организации информации является интеграция информационных массивов системы криминалистической регистрации и криминалистически несистематизированных информационных массивов.In the article modern approaches to integration of information resources of expert and criminalistic accounting are stated. Expansion of search and analytical opportunities of information systems is directed to a process improvement of disclosure and investigation of crimes. As a methodological basis the device of the integrated logistics, and also system and structural approach to optimization of the material and information flows circulating in system of criminalistic registration is used. In modern conditions for the solution of objectives optimum use of the information resources which are stored in registration massifs and systems, including in system of criminalistic registration is urgent. Set of the factors exerting impact on effectiveness of work of systems of information support of disclosure and investigation of crimes is revealed. New approach to expansion of opportunities of information systems of primary accounting is offered. Availability of scientifically based system of details is necessary for integration of objects of expert and criminalistic accounting at all levels of maintaining with a possibility of centralization. Result of use of such mechanism of the organization of information is a condition of integration of information massifs of system of criminalistic registration and criminalistic unsystematized information massifs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курин Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ»

УДК 343.982.33

ББК 67.521.7 DOI 10.25724/VAMVD.ESTU

А. А. Курин

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В статье изложены современные подходы к интеграции информационных ресурсов криминалистических учетов. Расширение поисковых и аналитических возможностей информационных систем направлено на оптимизацию процесса раскрытия и расследования преступлений. В качестве методологической основы используется аппарат интегрированной логистики, а также системно-структурный подход к оптимизации материальных и информационных потоков, циркулирующих в системе криминалистической регистрации. В современных условиях для решения поставленных задач актуальным является оптимальное использование информационных ресурсов, хранящихся в регистрационных массивах и системах, в том числе в системе криминалистической регистрации. Выявлена совокупность факторов, оказывающих влияние на результативность работы систем информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Предложен новый подход к расширению возможностей информационных систем первичного учета. Наличие научно обоснованной системы реквизитов необходимо для интеграции объектов экспертно-криминалистических учетов на всех уровнях ведения с возможностью их централизации. Результатом использования такого механизма организации информации является интеграция информационных массивов системы криминалистической регистрации и криминалистически несистематизированных информационных массивов.

Ключевые слова: информация, учет, информационная логистика, криминалистическая регистрация, интеграция информации, повышение эффективности.

А. А. Кигт

THE INFORMATION AND ANALYTICAL CONCEPT OF SYSTEM OF CRIMINALISTIC REGISTRATION

In the article modern approaches to integration of information resources of expert and criminalistic accounting are stated. Expansion of search and analytical opportunities of information systems is directed to a process improvement of disclosure and investigation of crimes. As a methodological basis the device of the integrated logistics, and also system and structural approach to optimization of the material and information flows circulating in system of criminalistic registration is used. In modern conditions for the solution of objectives optimum use of the information resources which are stored in registration massifs and systems, including in system of criminalistic registration is urgent. Set of the factors exerting impact on effectiveness of work of systems of information support of disclosure and investigation of crimes is revealed. New approach to expansion of opportunities of information systems of primary accounting is offered. Availability of scientifically based system of details is necessary for integration of objects of expert and criminalistic accounting at all levels of maintaining with a possibility of centralization. Result of use of such mechanism of the organization of information is a condition of integration of information massifs of system of criminalistic registration and criminalistic unsystematized information massifs.

Key words: information, accounting, information logistics, criminalistic registration, integration of information, increase in efficiency.

Информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений направлено на создание условий для обеспечения субъектов предварительного расследования достоверной, точной и актуальной криминалистически значимой информацией.

Формирование системы информационного обеспечения и информационных ресурсов во многом определяется целями и задачами деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, которые находятся в постоянной трансформации, приобретая новые формы. Другой

стимулирующей причиной развития системы информационного обеспечения является совершенствование и внедрение информационных технологий обработки фактографических и документальных данных. Следовательно, построение информационных ресурсов определяется закономерностями работы с криминалистической информацией, задачами и моделями, которые содержат алгоритмы оптимального использования данных, хранящихся в регистрационных системах, в том числе в системе криминалистической регистрации.

Сегодня в систему информационно-справочного обеспечения раскрытия и расследования преступлений входит совокупность специфических учетов, различающихся по видам, уровням ведения, субъектам формирования, ведения и использования. Система является информационно-поисковой, аккумулирует и обрабатывает сведения о событиях преступлений, причастных к ним лицах, о предметах. Накопленная в системе информация передается органам, непосредственно ведущим борьбу с преступностью. Система указанных специфических учетов рассматривается как элемент информационного обеспечения процесса выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, который основан на нормах права, а при их отсутствии — на подзаконных нормативных документах компетентных правоохранительных органов.

Если принимать во внимание широкое внедрение и использование информационных технологий в деятельности органов предварительного расследования, то можно сказать, что «современная система криминалистической регистрации — это основанная на компьютерных технологиях информационная система, объединяющая оперативно-справочные, криминалистические и разыскные учеты, коллекции, картотеки, справочно-вспомогатель-ные учеты, справочно-информационные фонды, служащая для обеспечения эффективной деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и их взаимодействия с правоохранительными органами других государств в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и правонарушений, защиты прав и свобод человека и гражданина» [1, с. 21]. В эту систему в качестве структурного элемента входит совокупность экспертно-криминалистических учетов, перечень которых определен приказами МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» и от 28 декабря 2016 г. № 918 «О внесении изменений в приказ МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70 „Об организации использования экс-

пертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации"». Кроме этого, право органов внутренних дел формировать, вести и использовать учеты закреплено в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О полиции», законах Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», «О государственной тайне» и в других нормативных правовых актах.

Во взаимосвязи с другими структурными элементами информационно-справочного обеспечения экспертно-криминалистические учеты существенно расширяют возможности системы информационно-справочного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, тем самым повышают ее результативность.

Результативность использования криминалистически значимой информации достаточно условна, поскольку основной эффект от применения любого научно-технического средства проявляется в количестве предотвращенных правонарушений или преступлений либо в количестве раскрытых преступлений и завершенных производством уголовных дел.

Системно-структурный анализ информационно-справочного обеспечения раскрытия и расследования преступлений показал ряд системных проблем криминалистической регистрации:

1. Отсутствие научно обоснованной концепции единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации, предназначенной для включения всей совокупности информационных массивов криминалистических учетов в единое информационное пространство.

2. Низкий показатель комплексности и качества изъятых на местах происшествий следов. Результаты анкетирования сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, а также статистические данные ЭКЦ ГУ МВД России по Волгоградской области свидетельсвуют, что комплексность изъятия следов на месте происшествия в настоящее время составляет порядка четырех и более следовых групп, а коэффициент комплексности изъятия следов за 10 месяцев 2017 г. равен 1,5. Однако осмотры, проведенные без участия специалиста, составляют в среднем 45 %, в результате них изымаются лишь одна-две следовые группы. Подобная диспропорция негативно отражается на информационной полноте расследуемого преступления. При этом сотрудникам органов предварительного следствия приходится работать в условиях полной или частичной информационной неопределенности. Данный фактор практически целиком блокирует формирование

и получение интегративного комплекса криминалистической информации. Этот параметр является условным показателем работы специалиста на месте происшествия, однако отнюдь не стимулирует специалиста к получению высоких результатов осмотра. Так, в зачет специалисту идут следы трасологической группы и следы рук. Все остальные следы не учитываются в данном показателе. Соответственно, усилия, которые прикладывает специалист при обнаружении, фиксации и изъятии следов биологического происхождения, микрообъектов, запаховых следов и многих других, не включаются в указанный показатель.

3. Несвоевременность формирования экспертно-криминалистических учетов. В связи с интенсивным развитием информационно-телекоммуникационной платформы экспертно-криминалистических подразделений передача следовой информации, изъятой при производстве осмотров мест происшествий, составляет несколько часов, с учетом времени прибытия следственно-оперативной группы в расположение подразделения.

4. Несвоевременность обращения к единым централизованным или территориальным экспертно-криминалистическим учетам. В 60 % случаев поручения о проверке пригодных для сравнительного исследования следов по экспертно-криминалисти-ческим учетам не отдаются, что отрицательно сказывается на своевременности получения розыскной и ориентирующей информации. В рамках данной проблемы руководители экспертно-кри-миналистических подразделений вынуждены в инициативном порядке направлять запросы на предоставление следов и объектов для проверки по экспертно-криминалистическим учетам.

5. Низкая результативность предварительного исследования и анализа криминалистической информации в комплексе с характеристикой изъятых материальных следов с целью получения информации о лицах, причастных к совершению преступления.

6. Низкий уровень координации информационного взаимодействия через информационную систему, содержащую сведения о материалах первичного учета. В системе должны храниться данные о событии преступления, обстоятельства дела, результаты неотложных и дальнейших следственных действий, следы с мест происшествий предоставляются из экспертно-криминалистичес-ких учетов по совокупности связанных реквизитов.

7. Отсутствие научно обоснованной системы реквизитов для интеграции объектов экспертно-криминалистических учетов на всех уровнях ведения с возможностью их централизации. Результатом использования такого механизма информаци-

онного взаимодействия должна быть интеграция информационных массивов системы криминалистической регистрации, а также криминалистически несистематизированных информационных массивов. Положительный эффект от интеграции заключается в создании условий для формирования в автоматизированном режиме наиболее вероятной информационной модели преступного события и модели субъекта преступления в рамках проведения ситуационного анализа материальной обстановки на месте происшествия, исходя из результатов предварительного исследования обнаруженных следов и изъятых предметов, веществ и изделий.

8. Отсутствие научно обоснованной структуры интегрированных экспертно-криминалистических учетов как подсистемы криминалистической регистрации, объединенной общими задачами. Такая структура позволяет производить обработку разноплановой по своей природе информации о любых значимых объектах криминалистической регистрации.

9. Отсутствие алгоритмов аналитической обработки множества информационных полей, которые используются в качестве регистрационных и поисковых непосредственно на месте происшествия, а также при производстве иных процессуальных и непроцессуальных действий, с целью создания типовой модели вероятного преступника и характеристики криминального события.

Выявленные проблемы лежат в плоскости различных аспектов информационного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Совокупное действие указанных факторов на эффективность работы системы отражается на результативности оперативно-служебной деятельности, что связано с недостатками информационно-справочного обеспечения. Среди представленных проблем следует отметить одну общую причину их появления — отсутствие должной коммуникации между субъектами расследования и коммуникации между информационными массивами системы криминалистической регистрации.

Совершенствование системы криминалистической регистрации до настоящего времени ограничивается описанием отдельных видов учетов без всестороннего и комплексного научного осмысления указанных выше проблем, сопровождающих ее функционирование.

Суть применяемого нами подхода заключается в полномасштабном системно-структурном анализе криминалистической регистрации. На разных этапах развития данное направление криминалистической деятельности рассматривалось как «регистрация преступного элемента» (И. Н. Якимов),

криминалистическая регистрация (Р. С. Белкин, С. А. Ялышев), информационно-справочное обеспечение (В. В. Бирюков). С позиции концепции информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел учетно-реги-страционная деятельность приобретает несколько иной смысл и другие функции.

Криминалистическая регистрация представляет собой единое информационное поле криминалистически значимой информации с адаптируемой внутренней и внешней архитектурой посредством логистических связей. Криминалистическая регистрация предназначена для эффективного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений за счет сбора криминалистически значимой информации и ее использования для сопровождения раскрытия и расследования преступлений. Следовательно, закономерности, на которых основана концепция единства, и информационно-аналитическая сущность криминалистической регистрации могут быть сформулированы следующим образом:

— единство системы объектов;

— единство классификации способов совершения преступлений;

— единство уголовно-правовой квалификации преступлений;

— единство системы учетов;

— единство объектов криминалистической регистрации;

— единство системы реквизитов, характеризующих объекты криминалистической регистрации;

— единство алгоритмов систематизации, логистической и аналитической обработки информации об объектах регистрации;

— единство форм и способов представления новой криминалистически значимой информации о событии преступления.

Криминалистическая регистрация с логистической точки зрения представляет систему с внутренними и внешними связями. Эти связи являются органическими и неразделимыми. В то же время можно провести дифференциацию задач, решаемых на каждом из этапов функционирования системы. Данный вопрос многократно исследовался криминалистами, но в большей степени точно задачи криминалистической регистрации были определены С. А. Ялышевым [2]. К внутренним задачам системы криминалистической регистрации относятся: познание и определение предмета криминалистической регистрации; развитие и совершенствование теоретических основ, систематика, внесение изменений в классификационную часть учения о криминалистической регистрации, унификация учетов; научное обоснование, разработка, совершенствование и внедрение новых ви-

дов и способов учетов, средств и методов обработки и систематизации информации, средств телекоммуникации; сбор и накопление учетных данных, их актуализация; достижение максимальной эффективности и оперативности в предоставлении учетных данных; определение и расширение круга предоставляемых информационных услуг, повышение их доступности для пользователей. К внешним задачам относится перечень задач по информационному обеспечению органов расследования и информационному сопровождению раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Одной из методологических составляющих криминалистической регистрации является учение о механизме совершения преступления. В свою очередь, познание механизмов преступления возможно только при глубоком анализе информации, хранимой в массивах системы криминалистической регистрации. Логическая цепочка рассуждений о механизме совершения преступления включает следующие элементы: познание объективных закономерностей механизма преступления — система действий и отношений, работающая при реализации преступных замыслов — механизм образования следов преступления — следовая картина преступления — система криминалистически значимой регистрационной информации о событии преступления, преступнике, соучастниках преступления, орудиях преступления.

Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности по совершению преступлений и криминалистической деятельности определена закономерностями механизма совершения преступления, от которого зависит возникновение криминалистически значимой информации. Органическая связь этих подсистем наблюдается не только в рамках единичного преступления, но и на уровне видовой принадлежности сходных групп преступлений, а в методике их расследования фиксируется в качестве устойчивых закономерностей. Преступления, совершаемые в разное время одним человеком, часто имеют единый способ совершения. Результатом выступает общность следовой картины, обнаруженной на различных местах происшествий. Однако выявление этих общностей должно стать результатом применения системы криминалистической регистрации. В силу объективных и субъективных причин такая информация недоступна субъектам расследования, что не позволяет своевременно провести розыск подозреваемых лиц, сформировать доказательственную базу по уголовному делу.

Аналитическая обработка регистрационной информации создает условия для установления

связей между элементами события преступления, что позволит совершенствовать учение о механизме преступления, а соответственно, и деятельность по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Совокупность общих и частных признаков объектов учета, взаимосвязи между отдельными учетами и самими объектами криминалистической регистрации обеспечивают информационную ценность регистрационной информации, содержащей индивидуальный «профиль» каждого объекта учета, каждого события преступления или совокупности событий, совершенных одним способом или одним лицом с использованием одних и тех же орудий преступления. Такая совокупность «профилей» позволяет устанавливать внутрисистемные (классификационные) связи объекта учета и внешние связи с другими объектами, образующими единый материальный комплекс в системе события преступления. Взаимосвязь информационных массивов системы криминалистической регистрации и объединение их в единую информационную систему осуществляется через совокупность общих реквизитов, которые определяются общими и частными признаками объекта регистрации.

Целевыми установками при создании единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации являются:

— использование информационной системы для поиска и анализа информации, необходимой для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и проходящей по различным системам учета органов внутренних дел;

— мониторинг материальных потоков и информации об объектах — вещественных доказательствах, следах;

— подготовка аналитических материалов по результатам проверки материальных следов преступления для обеспечения деятельности оперативных и следственных подразделений;

— системно-структурная оптимизация информационных ресурсов криминалистической регистрации и связей в системе информационного взаимодействия субъектов расследования;

— оптимизация информационного обеспечения производства криминалистических экспертиз и исследований, принятие управленческих решений.

В действующей информационной системе обработки данных подсистема информационно-аналитической поддержки принятия решений предназначена для реализации следующих функций:

— информационно-справочного обеспечения — сбор разноформатных данных, их обобщение и предоставление полученных результатов в тре-

буемом формате (аналитическая справка, розыскная таблица, отчет);

— информационно-аналитического обеспечения — распределенный сбор разноформатных данных, проведение над ними модельных аналитических расчетов с целью получения новых знаний и предоставление результатов в наглядной форме (график, диаграмма);

— предоставления удаленного и локального доступа к внутренним и внешним информационным ресурсам субъектам расследования;

— информационного обмена данными и совместной информационно-аналитической работы субъектов расследования по приостановленным уголовным делам, по нераскрытым преступлениям прошлых лет, по преступлениям в условиях информационной неопределенности, т. е. совершенным в условиях неочевидности.

Несмотря на широкий спектр возможностей системы, на нее не возлагается решение текущих задач информационно-аналитического обеспечения на основе использования массивов системы криминалистической регистрации. Главным ее предназначением является формирование единого методологического и технологического базиса, а также использование результатов работы для обеспечения электронного документооборота служебной документации, информирования руководства, подготовки аналитических данных для принятия решений оперативно-служебной деятельности, а также для контроля выполнения решений.

Информационной средой для аналитической обработки являются массивы системы первичного учета правонарушений, интегрированных банков данных, экспертно-криминалистических учетов, профилактических учетов, оперативно-технической информации, информационные ресурсы правоохранительных органов, информационные системы региональных, муниципальных администраций. Однако эффективность функционирования системы остается невысокой. По данным ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области, раскрытыми при использовании информационных ресурсов централизованных учетов в 2017 г. стали порядка 57 % преступлений.

Причиной низкой результативности аналитической обработки остается логическая разрозненность информации, которая критична по следующим причинам:

— потеря достоверности информации в информационных ресурсах;

— нарушение порядка и сроков постановки объектов и информации о них на учет, а также сроков снятия ее с учета;

— невозможность передачи информации из нескольких массивов в единый массив, неконвертируемость информации и баз данных;

— отсутствие аналитических и интеллектуальных алгоритмов обработки экспертно-криминалистичес-кой информации, несмотря на наличие подходов к моделированию личности преступника [3, с. 82];

— построение системы криминалистической регистрации на единстве частных элементов этой системы и отдельных учетных единиц как предмета обработки.

В результате анализа данных выполняются действия, направленные на извлечение информации об исследуемом объекте, а также получение новых знаний о событии преступления. Целью масштабной обработки данных является установление скрытых связей на стадии обработки информации об изъятых при производстве следственных действий следах, объектах, сведений о подозреваемых лицах и фигурантах по делу. Результат первоначальной обработки информации — формирование следовых комплексов, состоящих из следовых групп и имеющих отношение к одному событию преступления.

Примером реализации этого действия может служить модернизированный сервис деятельности дежурных частей ОВД (СОДЧ ОВД), работающий в составе ИСОД (информационной системы обработки данных). Данный программный комплекс в своей структуре содержит 12 сервисов, работающих на районном, региональном, окружном, межокружном и федеральном уровне. Среди сервисов, обеспечивающих поддержку аналитической обработки данных, следует отметить:

— сервис «Центр оперативного реагирования ОУ МВД России», обеспечивающий формирование оперативных сводок, прием оперативной информации, прием карточек событий КУСП и формирование выборок происшествий по характерным признакам; формирование стандартизированных отчетов и форм анализа, гибкий поиск по реквизитам, поддержку выдачи информации по запросам подразделений МВД России;

— сервис «Аналитика», обеспечивающий формирование статистических данных, расширенный поиск документов, гибкие условия формирования выборок, создание запросов по шаблону, поиск по связанным документам, поддержку параметрических запросов, а также поддержку SQL в тексте запросов, сохранение запросов и дублирование условия запросов, генерацию, создание, редактирование и печать отчетов;

— сервис «Уголовное дело», направленный на информационную поддержку субъектов расследования по материалам уголовных дел [4].

Остальные сервисы предназначены для автоматизации работы с Книгой учета сообщений о правонарушениях, формирования различных форм отчетности, обеспечения внутренней логистики, управления собственными силами и средствами.

В случае обработки следовых комплексов, установленных при производстве осмотров мест происшествий, необходимо определять связи между следовыми комплексами, имеющими отношение к разным событиям преступления, но при этом совершенным одним (одними) лицом (лицами) или с использованием одного и того же средства (орудия) преступления. Данная работа должна производиться на стадии формирования экспертно-криминалистических учетов. Общность выстраивается за счет единой системы признаков, которые находят отражение при формировании учетных единиц в виде реквизитов или системы реквизитов. В настоящее время работа экспертно-криминалис-тических учетов основана на использовании ресурсов ИСОД как транспортной среды для передачи и проверки следовой информации. Наиболее востребованными являются учеты следов рук, а в некоторых регионах — учеты следов трасоло-гической группы (следы орудий взлома, протекторов шин транспортных средств, подошв обуви), субъективных портретов. На местном уровне интеграция представленных учетов осуществляется при формировании учетной карточки на лицо, в которой содержится дактилоскопическая карта, фото лица анфас и в профиль, бутокарта, демографические и установочные данные.

Для совершенствования аналитической работы на данном этапе требуется проведение следующих мероприятий:

— формирование автоматизированного рабочего места сотрудника экспертно-криминалистического подразделения, предназначенного для внесения информации по результатам осмотров мест происшествий и производства экспертиз;

— по прибытии в экспертно-криминалистическое подразделение заполнение экспертом учетной карточки по результатам осмотра с выгрузкой фотографических изображений, указанием особенностей совершения преступления, которые могут быть учтены при объединении уголовных дел по способу совершения преступлений;

— внесение в информационные массивы местного экспертно-криминалистического учета всех обнаруженных и зафиксированных следов для получения возможности незамедлительной их проверки по имеющимся массивам местного учета;

— по результатам заполнения учетной карточки вливание ее в автоматическом режиме в региональную картотеку с дальнейшим прохождением

проверки по массивам следотек экспертно-кримина-листического центра субъекта Российской Федерации;

— проверка следов по массивам региональных экспертно-криминалистических учетов и учетам ИЦ ГУ МВД России по субъекту Российской Федерации;

— информирование субъекта расследования о наличии или отсутствии информации в местных и региональных учетах;

— формирование аналитической справки, графа связей или иной формы о наличии связей проверяемого объекта с объектами, ранее поставленными на экспертно-криминалистический учет. Аналогичные документы должны формироваться по результатам проверок информации по централизованным и оперативно-розыскным учетам;

— обработка полученной на разных этапах аналитической информации аналитической группой на базе ГУ МВД / УМВД России по субъекту Российской Федерации;

— передача информации субъекту расследования или оперативному подразделению с целью определения тактики производства следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, корректирование плана расследования.

Таким образом, проведение аналитической работы нацелено на обработку полученной информации, хранимой в информационных системах. Система связей между объектами, преступными эпизодами и процессуальными документами устанавливается по общности свойств объектов, по ключевым словам, реквизитам (кодам), по пространственно-временным параметрам или по искусственно созданным маркерам. Необходимо катего-

1. Криминалистическая регистрация: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2009. 160 с.

2. Ялышев С. А. Общие положения теории криминалистической регистрации // Вестник криминалистики. 2002. Вып. 1 (3). С. 37—44.

3. Демина Р. Е. Криминалистическая регистрация и ее использование в расследовании преступлений: учеб. пособие. Саратов: СЮИ МВД России, 2003. 124 с.

4. Об утверждении концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012— 2014 годах: приказ МВД России от 30 марта 2012 г. № 205. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Курин А. А., 2018

рирование (кластеризация), систематизация и кодирование информации, классифицированной и распределенной по информационным массивам. Аналитическая функция также имеет целью решение идентификационных задач на основе признаков объектов путем их сравнения по совокупности признаков, кодированных через систему реквизитов; сравнение графических образов. Синтез аналитической информации представляет собой соединение отдельных информационных блоков для получения нового знания, которое в дальнейшем будет использоваться в раскрытии и расследовании преступлений.

В современных условиях имеется возможность реализации эвристической, аналитической, синтетической и распределительной функции. При этом каждая из функций предоставляет новые возможности в части обработки информации, в том числе хранимой в информационных системах органов внутренних дел. Дальнейшее развитие системы криминалистической регистрации связано с проведением консолидации информационных ресурсов в трех основных аспектах:

— формирование динамической модели с функцией оптимизации системно-структурных построений;

— аналитическая обработка регистрационных данных на всех этапах ее включения в систему криминалистической регистрации на предмет их точности, достоверности, актуальности, непротиворечивости;

— развитие телекоммуникационной системы правоохранительных органов с целью организации многоуровневого информационного взаимодействия через системы информационной логистики.

1. Criminalistic registration: study aid. Volgograd: Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia, 2009. 160 p.

2. lalyshev S. A. General provisions of the theory of registration // Bulletin of criminalistics. 2002. Issue 1 (3). P. 37—44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Demina R. E. Criminalistic registration and its use in investigation of crimes: study aid. Saratov: Saratov Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, 2003. 124 p.

4. On approval of the concept of creating a unified system of information and analytical support of the Ministry of Interior of Russia in 2012—2014: order No 205 of the Ministry of Interior of Russia of March 30, 2012. Access from the Consultant Plus legal reference system.

© Kurin A. A., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.