УДК 343.13 : 343.98 ББК 67.411 : 67.52
© 2018 г. А. А. Курин,
начальник кафедры криминалистической техники учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России кандидат технических наук, доцент. E-mail: AAKurin@mail.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В статье излагаются современные подходы к интеграции информационных ресурсов экспертно-криминалистических учетов. Выявляется совокупность факторов, оказывающих влияние на результативность работы систем информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Предлагается новый подход к расширению возможностей информационных систем первичного учета, подчеркивается необходимость применения научно обоснованной системы реквизитов для интеграции объектов экспертно-криминалистических учетов на всех уровнях ведения с возможностью их централизации. Автор приходит к выводу, что результатом использования такого механизма организации информации является интеграция информационных массивов системы криминалистической регистрации и криминалистически несистематизированных данных.
Ключевые слова: информация, учет, информационная логистика, криминалистическая регистрация, интеграция информации..
A. A. Kurin - Head, Department of Criminalistic Technique of Educational-Scientific Complex of Expert-
Criminological Activities, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Technical
Sciences, Associate Professor.
MODERN OPPORTUNITIES AND PROSPECTS OF INFORMATIONALAND ANALYTICAL PROVIDING
IN CRIME SOLUTION
In article modern approaches to integration of information resources of expert and criminalistic accounting are stated. Set of the factors exerting impact on effectiveness of work of systems of information support of disclosure and investigation of crimes is revealed. New approach to expansion of opportunities of information systems ofprimary accounting is offered. Availability of scientifically based system of details is necessary for integration of objects of expert and criminalistic accounting at all levels of maintaining with a possibility of centralization. The author comes to a conclusion that result of use of such mechanism of the organization of information is a condition of integration of information massifs of system of criminalistic registration and criminalistic unsystematized information massifs.
Keywords: information, accounting, information logistics, criminalistic registration, integration of information.
Практика раскрытия и расследования преступлений свидетельствует о необходимости использования правоохранительными органами современных научно-технических средств, способствующих быстрому обнаружению, фиксации, обработке и использованию криминалистически значимой информации. В своей основе решение задач, связанных с раскрытием и расследованием преступлений, носит информационный характер. По этой причине одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов в современных условиях является совершенствование существующих и внедрение новых информационных технологий, повышение качества и своевременности информационного обеспечения лиц, осуще-
ствляющих предварительное расследование. Для реализации возможностей современных информационно-аналитических систем необходим принципиально новый подход к организации информационных ресурсов эксперт-но-криминалистических подразделений.
Решение ряда задач в процессе экспертно-криминалистической деятельности связано с использованием информационных ресурсов экспертно-криминалистических учетов. Проверка лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений и правонарушений, в настоящее время ограничивается использованием дактилоскопического учета, учета следов рук и субъективных портретов. Другими словами, используется та часть информации, которая имеет непосредственное
или опосредованное отношение к лицу, подозреваемому в совершении преступления. Комплексность изъятия следов по результатам осмотров мест происшествий также является невысокой, что не позволят в полном объеме задействовать информационные ресурсы криминалистической регистрации.
При работе с экспертно-криминалистиче-скими учетами районного уровня явно незагруженными остаются учеты субъективных портретов, которые должны быть функционально связаны с фотоучетом информационного центра, учетом следов подошв обуви, следов орудий взлома и следов протекторов шин транспортных средств, изъятых с мест нераскрытых преступлений.
Целевое назначение экспертно-кримина-листических учетов до настоящего времени существенно не изменялось и трактуется как оперативное информационное обеспечение раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, совершенных одним лицом. При этом экспертно-криминалистический учет начинает работать только в случае неоднократного совершения преступлений и при условии фиксирования информации о нем при первичном совершении преступления.
В случае, если регистрация данных с мест нераскрытых преступлений первична, общая картина преступления остается полностью невосстановленной, а в органах предварительного расследования имеется только следовая картина, установленная на момент осмотра места происшествия. Вместе со следовой картиной определяется механизм совершения преступления, включающий систему взаимосвязанных элементов: способ подготовки преступления и сокрытия его следов, субъект преступной деятельности, предмет посягательства, жертва, орудия и средства совершения преступления, особенности обстановки места совершения преступления, факторы, способствующие или препятствующие его совершению, условия, влияющие на сохранение и изменение следов преступного деяния и соответствие обнаруженных следов этим условиям. Следовательно, механизм совершения преступления характеризует динамическую сторону процесса совершения преступления, которая также включает совокупность таких элементов, как пространственно-временной фактор, причинно-следственный фактор связи отдельных стадий совершенного преступления
и условий сокрытия следов преступления.
В современных условиях для решения поставленных задач актуальным является оптимальное использование информационных ресурсов, хранящихся в регистрационных массивах и системах, в том числе в системе криминалистической регистрации.
С точки зрения информационно-познавательной сущности криминалистической деятельности уголовно-релевантные события являются предметом криминалистического исследования, а механизм отражения является каналом передачи информации об исследуемых процессах, связанных с подготовкой, совершением преступления и сокрытием его следов. Извлечение, обработка и исследование информации могут быть представлены как процессы управленческого воздействия субъекта познания на предмет криминалистического исследования. Очевидным становится факт, что управленческое воздействие с целью извлечения криминалистически значимой информации является процессом многоэтапным и зависит от совокупности объективных и субъективных факторов.
Регистрационные данные хранятся в формализованном виде и вносятся в основные учетные единицы системы криминалистической регистрации - информационные карты, представляющие собой формализованные бланки с ограниченным количеством информационных полей, или их электронно-цифровые аналоги. В зависимости от вида учета, его назначения и субъекта формирования количество информационных полей варьируется. Соответственно, условия решаемой задачи будут определять форму ведения учета, алгоритм проверки объектов по учетам, а также порядок использования результатов проверки при раскрытии преступлений. Целями и граничными условиями решения криминалистической задачи будет определяться порядок (модель) использования регистрационных данных и интерпретация результатов их применения в конкретной следственной ситуации. Модель представляет собой логическую схему специального вида, которая включает в себя совокупность реквизитов, обеспечивающих связь с основными свойствами и характеристиками объекта регистрации.
Современные условия информатизации органов внутренних дел позволили реализовать одну из ключевых концепций обработки информации в системе криминалистической
регистрации - концепцию интеграции информационных ресурсов на основе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел. В рамках ее реализации сформированы интегрированные банки данных регионального и федерального уровней, функционирование которых направлено на обработку централизованных учетов информационно-аналитических подразделений органов внутренних дел, а также конвертирование в его среду автоматизированных информационных массивов информационных центров субъектов Российской Федерации. Эффективность использования информационных ресурсов системы криминалистической регистрации зависит от свойств самих данных (полнота, достоверность, актуальность), а также функциональных возможностей информационных систем, которые предназначены для их обработки. Другими словами, речь идет об информационной логистике, под которой следует понимать совокупность действий по эффективному распределению материальных и информационных потоков между цифровыми и традиционными (аналоговыми, документальными) носителями информации. Организация оптимальных условий получения, сохранения, обработки, предоставления и использования информации субъектами расследования является стратегическим направлением оптимизации системы криминалистической регистрации.
Исходя из этого, информационно-аналитическое обеспечение деятельности экспертно-криминалистических подразделений имеет ряд ключевых целей:
- автоматизация учета результатов эксперт-но-криминалистической деятельности;
- автоматизация отдельных стадий производства экспертиз и исследований (например, решение задач на основе математических моделей и расчетных зависимостей, поиск данных в электронных массивах);
- формирование автоматизированных банков данных информационного обеспечения деятельности сотрудников ЭКП, в числе которых нормативно-методические и информационно-справочные ресурсы;
- проведение совокупных проверок следов и объектов по экспертно-криминалистиче-ским учетам, а также анализ информации, распределенной по различным системам экс-пертно-криминалистических учетов;
- анализ движения вещественных доказа-
тельств в системе криминалистических учетов (по видам учетов, уровню хранения объектов - вещественных доказательств);
- обеспечение эффективного информационного взаимодействия субъектов расследования;
- формирование рациональной информационно-справочной и информационно-аналитической структуры для обеспечения деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений [3, с. 5-6].
Использование информационно-аналитических возможностей информационных систем направлено на решение следующих задач:
- поиск и анализ информации, необходимой для раскрытия преступлений, в различных системах учета (сведения об изъятых следах, хранении и перемещении вещественных доказательств в системе криминалистической регистрации);
- подготовка аналитических данных о материальных следах преступлений для оперативных и следственных подразделений.
Перечисленные цели и решаемые задачи характеризуют специфические особенности современной единой информационно-аналитической системы экспертно-криминалисти-ческих подразделений.
Т1 и ________и
В представленной структуре каждый этап является информационно ориентированным, то есть направлен на реализацию отдельных этапов информационного процесса в рамках осуществления криминалистической деятельности. С информационной точки зрения система криминалистической регистрации удовлетворяет совокупности условий:
- формализация регистрационных данных для реализации методов и средств их применения в раскрытии и расследовании преступлений;
- обеспечение фактическими данными управленческих структур;
- использование информационных данных для обеспечения работы автоматизированных систем управления и автоматизированных рабочих мест, включенных в их структуру;
- применение метода математического моделирования как важного методологического приема, реализуемого на основе информационных систем;
- использование информации для обеспечения деятельности различных потребителей (подразделений следствия, дознания, опера-
тивных и экспертно-криминалистических подразделений).
В данной структуре присутствуют элементы, которые по объективным и субъективным причинам не позволяют обеспечить высокий уровень эффективности функционирования системы криминалистической регистрации. К таким элементам относятся:
- механизм выявления и собирания документальных и фактографических данных;
- технологии фиксации фактических данных и кодирования в машиночитаемую форму;
- порядок проверки полученной информации по криминалистическим учетам;
- порядок удаления или передачи информации в архивные хранилища.
Целевыми установками при создании единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации являются:
- использование информационной системы для поиска и анализа информации, необходимой для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и проходящей по различным системам учета органов внутренних дел и информационных массивов, сформированных вне криминалистической деятельности;
- мониторинг движения материальных и информационных потоков об объектах - вещественных доказательствах, следах и порядок их актуализации в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений;
- подготовка аналитических материалов по результатам проверки материальных следов преступления для работы оперативных и следственных подразделений;
- системно-структурная оптимизация информационных ресурсов криминалистической регистрации и связей в системе информационного взаимодействия субъектов расследования на основе метода сетевого планирования с постоянной оценкой эффективности системно-структурного построения по результатам мониторинга;
- логистическая концепция криминалистической регистрации как глобального информационного ресурса для создания механизма оптимизации материального и информационного потоков криминалистически значимой информации на основе формирования единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации;
- оптимизация функционала единой теле-
коммуникационной системы криминалистической регистрации на основе метода моделирования по статистическим регистрационным данным о результатах деятельности органов внутренних дел в части использования криминалистических учетов при производстве экспертиз и исследований, при принятии управленческих решений;
- концепция перспективного (стратегического) развития объектно-ориентированной и проблемно-ориентированной системы криминалистической регистрации на основе специализированных программно-технических комплексов в режиме удаленного клиента в сервисах информационной системе обработки данных с автоматизированных рабочих мест через экранные формы, соответствующие учетным документам органов и подразделений МВД России на основе безбумажной технологии обработки данных.
В современных условиях система криминалистической регистрации является сложной, как структурно, так и содержательно. Проблема увеличения количества и номенклатуры объектов регистрации до настоящего времени остается нерешенной. Развитие методологии оптимизации внешней и внутренней логистики через модель предметной области в виде комплексной структуры фактических данных об объектах регистрации создает потенциал для повышения эффективности системы криминалистической регистрации. Результатом работы по формированию информационных ресурсов системы является создание информационно-следовых комплексов, которые имеют отношение к одному или нескольким совершенным преступлениям. Применительно к одному преступлению информационно-следовой комплекс является уникальным, а для разных преступных эпизодов (серии преступлений) эти комплексы коррелируют.
Перечисленные положения составляют методическую основу функционирования интегрированной системы криминалистической регистрации.
В современных условиях приоритетными направлениями деятельности информационных подразделений органов внутренних дел являются:
- автоматизация ключевых направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел;
- информационное взаимодействие в рам-
ках федеральной программы стратегического планирования [1], которая включает в себя информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления, системы распределенных ситуационных центров и государственных научных организаций, систем информационной и информационно-аналитической поддержки реализации стратегии национальной безопасности.
Результативность использования учетов системы криминалистической регистрации зависит от целого ряда причин и факторов:
1. Комплексность и качество изъятых на местах происшествий следов. Результаты анкетирования сотрудников экспертно-крими-налистических подразделений, а также статистические данные ЭКЦ ГУ МВД России по Волгоградской области показали, что комплексность изъятия следов на месте происшествия в настоящее время составляет четыре и более следовых групп, а коэффициент комплексности изъятия следов за 10 месяцев 2017 года равен 1,5. Однако осмотры, проведенные без участия специалиста, составляют в среднем 45 %, в результате которых изымаются лишь 1-2 следовые группы. Подобная диспропорция негативно отражается на информационной полноте расследуемого преступления. При этом сотрудникам органов предварительного следствия приходится работать в условиях полной или частичной информационной неопределенности. Следовательно, данный фактор серьезно осложняет формирование и получение инте-гративного комплекса криминалистической информации.
2. Своевременность формирования экс-пертно-криминалистических учетов. В связи с интенсивным развитием информационно-телекоммуникационной платформы экс-пертно-криминалистических подразделений передача следовой информации, изъятой при производстве осмотров мест происшествий, составляет несколько часов с учетом времени прибытия следственно-оперативной группы в расположение подразделения.
3. Своевременность обращения к единым централизованным или территориальным экспертно-криминалистическим учетам. В 60 % случаев поручения о проверке пригодных для сравнительного исследования следов по экспертно-криминалистическим учетам не отдаются, что отрицательно ска-
зывается на своевременности получения разыскной и ориентирующей информации [4].
4. Предварительное исследование и анализ криминалистической информации в комплексе с характеристикой изъятых материальных следов с целью получения сведений о предполагаемом преступнике [2].
5. Координация информационного взаимодействия через информационную систему, содержащую сведения о материалах первичного учета. Для этого в системе должны быть заложены основные реквизиты и обстоятельства дела, а информация о следах предоставляется из экспертно-криминалистических учетов по совокупности связанных реквизитов.
6. Наличие научно обоснованной системы реквизитов для интеграции объектов экс-пертно-криминалистических учетов на всех уровнях ведения с возможностью их централизации. Результатом использования такого механизма информационного взаимодействия является интеграция информационных массивов системы криминалистической регистрации, а также криминалистически несистематизированных информационных массивов. Положительный эффект от интеграции заключается в создании условий для формирования в автоматизированном режиме наиболее вероятной информационной модели преступного события и модели субъекта преступления в рамках проведения ситуационного анализа материальной обстановки на месте происшествия исходя из результатов предварительного исследования обнаруженных следов и изъятых предметов, веществ и изделий.
7. Разработка оптимальной структуры интегрированных экспертно-криминалистиче-ских учетов как подсистемы криминалистической регистрации, объединенной общими задачами. Это позволяет производить обработку разноплановой по своей природе информации о любых значимых объектах криминалистической регистрации.
8. Аналитическая обработка множества информационных полей, которые используются в качестве регистрационных и поисковых непосредственно на месте происшествия, а также при производстве иных процессуальных и непроцессуальных действий, с целью создания типовой модели вероятного преступника и характеристики криминального события.
Выявленные ключевые факторы, оказы-
вающие влияние на результативность организации учетно-регистрационной работы, а соответственно, и всей оперативно-служебной деятельности, доказывают системный характер проблемы информации. Для ее решения нами был предложен алгоритм интеграции информационных ресурсов экспертно-крими-налистических учетов внутри подсистемы с последующим объединением с централизованными учетами.
В рамках функционирования системы первичного учета требуется не только реализовать механизмы накопления и систематизации информации, ее аналитической обработки на первоначальном этапе расследования уголовных дел, а также модификации методики расследования отдельных видов преступлений на основе закономерностей, полученных из регистрационной информации. При этом система первичного учета требует преобразования ее в так называемую метапоис-ковую систему, интегрированную с централизованными и экспертно-криминалистически-ми учетами. Такой подход предусматривает возможность кодирования информации, представленной в графической, графоаналитической и аналитической формах, для повышения результативности поиска по информационным массивам.
Следующим этапом работы является анализ поступивших сведений, «выгруженных» в автоматизированную систему в виде первоначальной информации о происшествии (заявление или сообщение о преступлении, рапорт об обнаружении признаков преступления, явка с повинной), полученной при производстве осмотра места происшествия и выполнении иных неотложных следственных действий, а также проведений экспертных исследований. Оперативные данные также помещаются в систему и могут быть доступны только авторизованным пользователям. Введенная информация проверяется по своим массивам с целью установления общих признаков объектов, отобразившихся в следах, изъятых с мест нераскрытых преступлений. Степень общности информации определяется индивидуальным комплексом признаков. Такие следовые комплексы являются интеграторами регистрационной информации, что обеспечивает консолидацию информации, размещенной в интегрированных банках данных, или информации из внешних по
отношению к информационно-аналитической системе криминалистического назначения (например, информационные ресурсы многофункциональных центров).
Необходимость кодирования информации является одной из причин низкой эффективности функционирования системы криминалистической регистрации, поскольку каждый объект характеризуется совокупностью признаков, которые фиксируются в учетных документах. Причем совокупность признаков, зарегистрированных в экспертно-криминали-стических учетах, не согласуется с массивом признаков в учетах информационно-аналитических подразделений. Следовательно, необходима разработка единого классификатора признаков объектов криминалистической регистрации и признаков, необходимых для работы метапоисковой системы.
Метапоисковая система конструктивно представляет собой автоматизированный программно-технический комплекс, не имеющий собственных баз данных, средств индексации и классификации исходной информации. При поиске используются ресурсы других автоматизированных информационно-поисковых систем. В случае одновременного обращения к взаимосвязанным массивам метапоисковая система адресует этот запрос в интегрированные информационные ресурсы, в которых производится поиск по своим информационным массивам. Результаты поиска по отдельным массивам поступают в метапоисковую систему, где формируется аналитическая справка установленной формы, содержащая информацию по соответствующему запросу субъекта расследования.
Основной целью интеграции является установление принадлежности различных следовых групп конкретному лицу или предмету, которые выступают в качестве индивидуальной совокупности признаков искомого субъекта или объекта, достаточных для его идентификации. Организация такой интеграции и корректное ее использование дают возможность в случае изъятия с различных мест происшествий определенных следовых комплексов делать вывод о принадлежности их конкретному объекту или совокупности объектов, непосредственно либо опосредованно связанных с процессами подготовки, совершения и сокрытия следов преступления.
Приведение всех разновидностей следов
в единую систему, представленную в виде информационной иерархической модели, дает возможность в дальнейшем реализовать полученную информацию для комплексного
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http:// www.consultant.ru/
2. Аминев Ф. Г. Комплексное использование экспертно-криминалистических учетов в информационном обеспечении расследования и раскрытия преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2001.
3. Колдин В. Я., Полевой Н. С. Информационные процессы и структуры в криминалистике. М., 1985.
4. Морозов А. В. Использование эксперт-но-криминалистических учетов в расследовании преступлений прошлых лет: дис. . канд. юрид. наук. М., 2016.
использования экспертно-криминалистиче-ских учетов в раскрытии преступлений.
Bibliography
1. The decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 № 683 «About the Strategy of national security of the Russian Federation». URL: http:// www.consultant.ru/
2. Aminev F .G. Complex use of expert and crim-inalistic accounts in information support of investigation and disclosure of crimes: abstract of dis. ... PhD in law. Ufa, 2001.
3. Koldin V. Ya., Field N. S. Information processes and structures in criminalistics. Moscow, 1985.
4. Morozov A. V. Use of expert and criminalistic accounts in investigation of crimes of last years: abstract of dis. ... PhD in law. Moscow, 2016.