Научная статья на тему 'Систематика криминалистической регистрации на современном этапе'

Систематика криминалистической регистрации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3187
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ОПТИМИЗАЦИИ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / DATAWARE SYSTEM / OPTIMIZATION PRINCIPLES / CRIMINALISTIC REGISTRATION / TELECOMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курин А. А.

Криминалистическая регистрация претерпевает существенные изменения в период интенсивного развития информационно-телекоммуникационных технологий. Для оптимизации учетно-регистрационной деятельности и деятельности по раскрытию и расследованию преступлений автором проведен системно-структурный анализ системы криминалистической регистрации, позволивший выявить ее сильные и слабые стороны. Различия в построении и технических возможностях структурных подразделений органов внутренних дел требуют унификации и типизации построения автоматизированных информационных систем и ресурсов криминалистической регистрации. На основе полученных результатов сделано предположение о наличии единой методологической базы с логистическими информационными системами. Работа всей системы должна подчиняться единым принципам построения, рассмотренным в статье. На основе разработанных принципов и методологических подходов интегрированной логистики предлагается модель функционирования динамически изменяемой системы криминалистической регистрации с точки зрения граничных условий, обеспечивающих ее функционирование с максимальным результатом. Результативность определена как максимальная информационная емкость при минимальных трудозатратах на единицу информации. Вследствие замкнутости системы криминалистической регистрации и отсутствия внешних источников интегрированной информации в значительной степени снижена функциональность действующей системы. Ограниченность возможностей системы связана с узкоспециализированным назначением информационных ресурсов, а также с отсутствием интегрирующей системы управления банками данных. Рассмотрена возможность применения систем интерактивного контроля объектов, оборот которых ограничен законодательством. Эта система имеет двойное назначение: контроль оборота объектов и их мониторинг, розыск утраченных объектов. Предложения изложены в виде программы информатизации, которая может быть реализована на уровне информационной системы некриминалистического назначения субъектов Российской Федерации, а впоследствии выступить информационным сегментом системы криминалистической регистрации. По результатам проведенного исследования сформулированы выводы, которые являются среднесрочной программой совершенствования и развития системы криминалистической регистрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematics of criminalistic REGISTRATION AT THE PRESENT STAGE

Criminalistic registration undergoes significant changes during the period of IT technologies development. Structural analysis of criminalstic registration system is conducted to solve the problem of optimizing the accounting and registration, crimes detection and investigation activities. It allows to reveal system's advantages and drawbacks. The differences in structure and technical capabilities of law enforcement agencies require unification and typification of developing computer-aided information systems and criminalistic registration resources. The research results allow to assume that there should exist a common methodological base with logistics information systems. The functioning of entire system should be a subject to common developing principles. The model of functioning of dynamically changeable criminalistic registration system in terms of boundary conditions providing its operation with maximum results is proposed. Effectiveness is defined as maximum data capacity with minimum labor expenditures per information unit. The existing system's functionality is largely reduced due to system's boundedness and absence of external sources of integrated information. The system's limited capacity is connected with narrowly defined functionality of information resources and absence of integrating database management system. The possibility of using the systems of interactive control of objects, which turnover is restricted by legislation, is considered. Its purpose is objects' turnover control and search for lost objects. The author suggests informatization program which can be implemented at the level of information system of non-criminalistic purpose of the RF regions and act as information segment of criminalistic registration system. Some conclusions regarded as medium-term program of criminalistics registration system improvement and development are made.

Текст научной работы на тему «Систематика криминалистической регистрации на современном этапе»

кУРИН А.А., KuRIN A.A., кандидат технических наук, доцент, candidate of Technical Sciences, AAkurin@mail.ru associate professor, кафедра криминалистической AAkurin@mail.ru техники учебно-научного комплекса chair of criminalistic technique

экспертно-криминалистической of the educational scientific complex деятельности; of expert criminalistic activities;

Волгоградская академия volgograd Academy of the Ministry Министерства внутренних дел of Internal Affairs of the Russian

Российской Федерации, Federation, Istoricheskaya 130,

400089, г. Волгоград, volgograd, 400089,

Историческая, 130 Russian Federation

СИСТЕМАТИКА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Реферат. криминалистическая регистрация претерпевает существенные изменения в период интенсивного развития информационно-телекоммуникационных технологий. Для оптимизации учетно-регистрационной деятельности и деятельности по раскрытию и расследованию преступлений автором проведен системно-структурный анализ системы криминалистической регистрации, позволивший выявить ее сильные и слабые стороны. Различия в построении и технических возможностях структурных подразделений органов внутренних дел требуют унификации и типизации построения автоматизированных информационных систем и ресурсов криминалистической регистрации. На основе полученных результатов сделано предположение о наличии единой методологической базы с логистическими информационными системами. Работа всей системы должна подчиняться единым принципам построения, рассмотренным в статье. На основе разработанных принципов и методологических подходов интегрированной логистики предлагается модель функционирования динамически изменяемой системы криминалистической регистрации с точки зрения граничных условий, обеспечивающих ее функционирование с максимальным результатом. Результативность определена как максимальная информационная емкость при минимальных трудозатратах на единицу информации. Вследствие замкнутости системы криминалистической регистрации и отсутствия внешних источников интегрированной информации в значительной степени снижена функциональность действующей системы. ограниченность возможностей системы связана с узкоспециализированным назначением информационных ресурсов, а также с отсутствием интегрирующей системы управления банками данных. Рассмотрена возможность применения систем интерактивного контроля объектов, оборот которых ограничен законодательством. Эта система имеет двойное назначение: контроль оборота объектов и их мониторинг, розыск утраченных объектов. Предложения изложены в виде программы информатизации, которая может быть реализована на уровне информационной системы некриминалистического назначения субъектов Российской Федерации, а впоследствии выступить информационным сегментом системы криминалистической регистрации. По результатам проведенного исследования сформулированы выводы, которые являются среднесрочной программой совершенствования и развития системы криминалистической регистрации.

Ключевые слова: система информационного обеспечения, принципы оптимизации, криминалистическая регистрация, телекоммуникации.

SYSTEMATICS OF CRIMINALISTIC REGISTRATION AT THE PRESENT STAGE

Abstract. criminalistic registration undergoes significant changes during the period of IT technologies development. Structural analysis of criminalstic registration system is conducted to solve the problem of optimizing the accounting and registration, crimes detection and investigation activities. It allows to reveal system's advantages and drawbacks. The differences in structure and technical capabilities of law enforcement agencies require unification and typification of developing computer-aided information systems and criminalistic registration resources. The research results allow to assume that there should exist a common methodological base with logistics information systems. The functioning of entire

system should be a subject to common developing principles. The model of functioning of dynamically changeable criminalistic registration system in terms of boundary conditions providing its operation with maximum results is proposed. Effectiveness is defined as maximum data capacity with minimum labor expenditures per information unit. The existing system's functionality is largely reduced due to system's boundedness and absence of external sources of integrated information. The system's limited capacity is connected with narrowly defined functionality of information resources and absence of integrating database management system. The possibility of using the systems of interactive control of objects, which turnover is restricted by legislation, is considered. Its purpose is objects' turnover control and search for lost objects. The author suggests informatization program which can be implemented at the level of information system of non-criminalistic purpose of the RF regions and act as information segment of criminalistic registration system. Some conclusions regarded as medium-term program of criminalistics registration system improvement and development are made.

Keywords: dataware system, optimization principles, criminalistic registration, telecommunications.

Создание и использование телекоммуникационной инфраструктуры системы криминалистической регистрации включает в себя системное и логическое решение задачи интеграции информационных ресурсов органов внутренних дел и правоохранительных органов в целом, в которых содержится криминалистически значимая информация. При этом полноценная и эффективная работа системы криминалистической регистрации возможна при условии функционирования единой модели данных, способа их представления, классификации и кодирования информации об объектах криминалистической регистрации. Очевидным является тот факт, что развитие технической инфраструктуры единого информационного пространства является фактом свершившимся. Несмотря на наличие технических каналов связи, практически в каждом органе внутренних дел районного уровня технические возможности этих каналов существенно различаются по пропускной способности. Не всем пользователям локальных информационных сетей доступны WEB-ресурсы регионального и федерального уровней, а также почтовые сервисы магистральной сети передачи данных «Дионис». Также не найдены логические и архитектурные решения для организации связей между информационными ресурсами системы криминалистической регистрации. Применение информационных ресурсов, которыми располагают органы внутренних дел Российской Федерации, страны СНГ и зарубежные страны, необходимо связывать с выработкой системы принципов и критериев, позволяющих не только создать систему с оптимальной архитектурой для

данного этапа развития техники и технологий, но и проводить мониторинг эффективности ее применения и прогнозировать направления повышения эффективности на каждом из этапов работы.

Поскольку система криминалистической регистрации представляет собой сложную систему с разнородной информацией, помещенной в информационных ресурсах, имеющих разную структуру, постольку необходимо выдерживать принципы унификации и типизации применительно ко всем массивам регистрационной информации.

Типизация предусматривает единство подходов к построению разнородных информационных массивов. Унификация предполагает создание единых аппаратно-программных платформ. Для решения большого объема задач необходимо использование архитектуры с распределенными вычислительными ресурсами и едиными банками и базами данных, что позволит сосредоточить информацию в одном хранилище, обеспечит возможность ее конвертирования при изменении программных оболочек и интерфейсов, распределенный одновременный доступ к этой информации; создание большого количества виртуальных серверов.

В качестве основных направлений совершенствования информационно-телекоммуникационной среды в системе криминалистической регистрации необходимо выделить:

- создание технических каналов связи для каждого авторизованного пользователя системы через регистр авторизованных пользователей;

- предоставление пользователям услуг связи различного уровня и формата

(передача фото-, видео-, аудио- и иных документов, получение справочно-вспомогательной информации и консультационной правовой или методической поддержки в режиме реального времени);

- получение и аналитическую обработку информации различного уровня сложности, установление связей между разнородной информацией, имеющей отношение к одному объекту регистрации или событию;

- использование современных информационных и телекоммуникационных технологий для формирования, ведения, обработки и использования информационных ресурсов органов внутренних дел;

- интеграцию и системно-структурную адаптацию учетно-регистрационной системы в соответствии с потребностями субъектов информационного взаимодействия, а также требованиями внутренней организации и внешнего взаимодействия с информационным пространством правоохранительных органов;

- соответствие логистики учетно-регистрационной системы правоохранительных органов государственной информационной политике.

Очевидно, что получение доступа к информационным ресурсам должно координироваться подразделениями связи, спецтехники и автоматизации главных управлений МВД России по субъектам Российской Федерации и главным администратором ЕИТКС органов внутренних дел. Контроль же за этой сферой целесообразно передать в ведение органов правительственной связи и информации Российской Федерации. Самой распространенной формой доступа является использование 1Р-адресов для пользователей системы, что обеспечивает адресность и защищенность каналов связи. Порядок предоставления доступа к информационным ресурсам регламентирован приказом МВД России от 25 апреля 2006 г. N 298 «О системе адресации в единой информационно-телекоммуникационной системе органов внутренних дел». Данный приказ регламентирует предоставление как статичных, так и динамичных 1Р-адресов для подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с концепцией информатизации органов внутренних дел Рос-

сийской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 г. предусмотрено повышение информатизации МВД России на основе единой информационно-телекоммуникационной системы ОВД.

С точки зрения эффективности функционирования автоматизированных централизованных учетов необходимо отметить, что их полноценному функционированию препятствует сложившаяся практика формирования по направлениям деятельности отдельных подразделений правоохранительных органов. Именно поэтому интеграция информационных ресурсов на уровне интегрированных банков данных регионального и федерального уровней не проведена в полном объеме. Соответственно, через указанные выше ресурсы невозможно получить доступ к информации в полном ее объеме, задействовав при этом алгоритмы поиска, аналитической обработки информации и возможности интеллектуальных систем при решении управленческих задач. Причины такого состояния информационной системы заключаются в наличии информационных ресурсов, официально утвержденных и инициативных. Последние разрабатываются на местах исходя из узких задач пользователей, что не позволяет включить их в единое информационное пространство органов внутренних дел. В связи с этим для налаживания функционирования всей системы в целом необходимо обоснованно подойти к вопросу паспортизации информационных ресурсов, и при их практической значимости привести в соответствие с едиными требованиями. Среди принципов построения информационных систем в системе криминалистической регистрации авторы также выделяют:

1. Принцип зависимости методов и средств криминалистической регистрации от уровня материально-технической базы.

2. Принцип соразмерности используемых сил и средств целям, задачам и методам ведения криминалистических учетов.

3. Принцип соответствия методов криминалистики правовой системе общества. Данный принцип касается механизмов реализации задач ведения учетов [1, с. 32].

С учетом данных основ необходимо выделить совокупность методологических принципов создания автоматизированных информационных систем:

- единство руководства процессами формирования, ведения и использования информационных ресурсов на основе единого межведомственного нормативного документа федерального значения;

-охват информационным ресурсом всех сфер, отраслей деятельности и окружающей действительности материального мира;

- рациональное использование фактических данных и сведений в раскрытии и расследовании преступлений на основе целостной системы знаний о свойствах объектов регистрации;

- блочно-иерархический принцип построения баз данных, их структурированность и типизация [2, с. 15];

- интеграция учетов в единое информационное поле, а полей - в единый информационный ресурс правоохранительных органов государственного и межгосударственного значения (масштаба) для создания возможности выполнения сквозного поиска;

- организация связей разнородной информации с возможностью перехода из одного объектового пространства в другое и получения так называемого «досье» на объект регистрации;

- поддержание информационных ресурсов в актуальном состоянии, что требует обновляемости, оптимальности количества формализуемых и вводимых параметров, алгоритмы поиска;

- преемственность между ручной и автоматизированной технологиями использования криминалистических учетов;

- адекватность хранимой в учетах информации объектам регистрации;

- интеграция информационных систем правоохранительных органов и автоматизированных экспертных систем, которые обеспечат завершающий этап идентификации объекта по запрашиваемой информации.

С учетом анализа взглядов различных авторов, а также исследования показателей эффективности работы различных видов учетов в историческом, технологическом и правовом аспектах можно сформулировать совокупность принципов, отражающих методологию обоснования создания автоматизированных информационных систем:

1. Принцип историзма.

2. Полнота охвата информационным ресурсом сфер и отраслей деятельности человека.

3. Принцип типизации построения баз данных на основе отдельных индивидуальных свойств объектов.

4. Принцип структурирования должен охватывать систему, элементами которой являются информационные массивы органов внутренних дел, других правоохранительных органов, государственных организаций и учреждений, использование которых может способствовать раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

5. Принцип связи между обнаружением одного из свойств объекта и получением всего объема зарегистрированной о нем информации.

6. Единство регламента процессов формирования, ведения и использования информационных ресурсов (на основе единого межведомственного нормативного документа федерального значения).

7. Типизация и унификация технологий получения, хранения, обработки, исполнения запросов и передачи информации для различных субъектов правоохранительной деятельности.

8. Принцип адресности (ответственности, закрепленности) субъектов, отвечающих за формирование, хранение и обслуживание баз данных различных учетов.

9. Интеграция использования баз данных учетов различными субъектами правоохранительной деятельности.

10. Принцип соответствия технологического, экономического и организационного ресурсов функционирования баз данных учетов решаемым задачам в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

В соответствии с перечисленными принципами необходимо наметить ряд перспективных направлений, которые будут способствовать дальнейшей интеграции информационных ресурсов системы криминалистической регистрации.

как показал системно-структурный анализ криминалистической регистрации, одной из проблемных областей является интеграция экспертно-криминалистических учетов и информатизация экспертнокриминалистических подразделений.

Основными направлениями информатизации экспертно-криминалистических

подразделений органов внутренних дел являются создание автоматизированных рабочих мест экспертов на основе информационно-телекоммуникационных систем с возможностью прямого доступа сотрудников ЭКП к информации интегрированных банков данных общего пользования.

Для обеспечения указанных направлений информатизации необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать в ЭКП внутренний информационный ресурс, который должен включать:

- информационную модель, созданную по результатам осмотра места происшествия (дата, время, место, обстоятельства совершения, краткая характеристика, способ совершения преступления, фотоизображения обстановки места происшествия, изображения следов). Вся информация должна быть помещена в региональную базу данных результатов осмотров мест происшествий;

- информацию о назначенных экспертизах и кратких результатах проведенных экспертных исследований;

- автоматизированные экспертнокриминалистические учеты местного уровня (картотеки следов рук, орудий взлома, протекторов автомобильных шин, обуви, субъективных портретов) с возможностью сетевого доступа, поиска и установления сходства следов, изъятых с различных мест происшествий на разных обслуживаемых территориях, как на региональном, так и на межрегиональном уровне;

- контроль сроков производства экспертиз.

2. Создать каналы связи и протоколы обмена однотипной информацией между ЭКП как на региональном, так и на межрегиональном уровне.

3. Создать условия для объединения учетов, имеющих отношение к лицу (учет следов рук, данных ДНК биологических объектов, фонограмм голоса и др.) и объекту (учет орудий взлома, огнестрельного оружия, транспортных средств и др.), а также обосновать и построить межобъек-товые связи.

4. Сформировать единую информационно-телекоммуникационную систему криминалистической регистрации, в т.ч. с участием МВД государств - участников СНг, путем создания автоматизированных

запросов по различным автоматизированным учетам.

5. Автоматизировать режим проверки лиц и объектов по БД экспертно-криминалистической информации с подключением информационных ресурсов централизованных учетов и учетов иных правоохранительных органов, иных государственных органов, а также информационных ресурсов международных организаций.

6. Разработать приложения, направленные на получение пространственно-временной информации об объектах, гражданский оборот которых ограничен, или требующих обязательной государственной регистрации (автотранспортные средства, огнестрельное оружие), их подключение к единой информационно-телекоммуникационной системе криминалистической регистрации (ЕИТСКР), обеспечение к ним санкционированного удаленного доступа в интерактивном режиме.

7. Внедрить единую систему электронного документооборота и делопроизводства.

В настоящее время интеграция экспертно-криминалистических учетов должна обеспечить прежде всего развитие автоматизированных банков данных общего пользования на базе программно-технических комплексов информационных центров, автоматизированных дактилоскопических информационных систем МВД России и автоматизированных информационных систем портретной идентификации, а также повышение эффективности формирования информационных систем органов внутренних дел на всех направлениях оперативно-служебной деятельности.

Проведение работ по автоматизации и интеграции в едином банке данных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических, статистических и экспертнокриминалистических учетов, информационных ресурсов государственных органов, министерств и ведомств позволит создать единую систему криминалистической регистрации.

При этом понятие «единая информационно-телекоммуникационная система» отражает управленческие, правовые (административно-правовые), технические, технологические и иные аспекты.

Таким образом, ЕИТСКР можно определить как совокупность автоматизи-

рованных информационных систем, баз и банков данных органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, а также информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, позволяющую реализовать коммуникативные, логические и функциональные задачи, связанные с раскрытием, расследованием и предупреждением преступлений.

Расширение возможностей технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений требует от правоохранительных органов разработки концептуально новых подходов. Одной из составляющих технико-криминалистического обеспечения является информационное обеспечение, качество и своевременность которого определяет эффективность работы правоохранительных органов. Данное направление является одним из перспективных, а разработка вопросов повышения эффективности информационного обеспечения деятельности полиции регламентирована Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ. Основу информационного обеспечения правоохранительных органов составляет система криминалистической регистрации, массивы которой формируются информационными центрами регионального и федерального уровня, экспертно-криминалистическими подразделениями, центрами оперативно-розыскной информации, а также формируются совместно.

В настоящее время резервом повышения результативности работы системы информационного обеспечения является использование современных информационно-телекоммуникационных технологий, которые включают в себя следующие направления:

- технологии распознавания и анализа объектов;

- биометрические технологии;

- телекоммуникационные технологии взаимодействия, коммуникации;

- системы аналитической обработки информации, интеллектуального поиска информации в различных информационных ресурсах;

- технологии обоснования и принятия решений;

- геоинформационные, навигационные и спутниковые технологии;

- технологии радиочастотной идентификации;

- технологии имитационного и прогностического моделирования.

Наименее разработанными в научном и практическом плане являются вопросы использования геоинформа-ционных, навигационных, спутниковых технологий, технологий радиочастотной идентификации и информационно-телекоммуникационных технологий. Перечисленные выше направления обладают большим потенциалом и возможностями в плане получения объективной информации. Они позволяют быстро получать достоверные сведения об объектах, подлежащих криминалистической регистрации, а также осуществлять контроль объектов, выведенных из гражданского оборота.

Существенный резерв повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений заключается в системном использовании имеющихся информационных технологий, включенных в единое информационное пространство. Построение единого информационного ресурса, по мнению автора, должно строиться на совокупности принципов.

В качестве основных принципов формирования информационных массивов системы криминалистической регистрации как информационной системы необходимо выделить те, которые позволят обеспечить полноценную работу всей системы в целом. Так, основным принципом является полнота информации обо всех преступлениях и правонарушениях, вносимой в информационные ресурсы. При дифференцированном подходе к регистрации значительная часть лиц, склонных к совершению противоправных деяний, остается вне поля зрения правоохранительных органов, что не позволяет своевременно установить лиц, причастных к совершению преступлений. Не менее важным является принцип достоверности информации и ее адекватности реальным объектам, процессам, явлениям и фактам. При условии незначительных искажений по объективным или субъективным причинам поиск информации в массивах будет существенно затруднен или невозможен. При условии выполнения двух первых принципов необходимо учитывать,

что информация также подвержена старению, она теряет свою актуальность.

В связи с этим необходимо производить мониторинг содержания информационных ресурсов на предмет актуальности информации реалиям времени. В большинстве случаев регистрация объектов осуществляется по совокупности признаков, которые должны адекватно отражать свойства объекта, позволять проводить поиск по описанию, которое должно быть минимально необходимым, но достаточным для установления объекта по его описанию, данному в системе. Практика показывает, что в силу использования различной терминологии при описании признаков объекта результативность поиска остается низкой. Для совмещения нескольких информационных ресурсов необходимо соблюдать принцип единства описания в логически связанных информационных массивах учетов, имеющих отношение к одному объекту регистрации. Отсюда следует принцип взаимосвязи криминалистических учетов, соблюдение которого обеспечит системность построения и использования информации во всем ее объеме. Поскольку одной из проблем является разрозненность учетов по субъектам их формирования, ведения и использования, а также территориальная распределенность, то необходимо выдержать принцип единства или унификации учетов применительно ко всем субъектам, выступающим в роли источника информации или пользователя.

Помимо перечисленных принципов Ф.Г. Аминев выделяет принципы непересекаемости, т.е. непоглощаемос-ти информационных полей, принцип неискажаемости информации, принцип конфиденциальности регистрируемой информации, согласованности системы централизации и децентрализации системы криминалистической регистрации и принцип полезности регистрационной деятельности для раскрытия и расследования преступлений [3, с. 39].

Кроме того, построение информационной системы и организация информационных массивов должны способствовать установлению связей между материальными и идеальными следами преступления. Очевидно, что решение широкого спектра вопросов не представляется воз-

можным только на основе информации, содержащейся в экспертно-криминалистических учетах. В процесс поиска и анализа должна быть включена информация из интегрированных банков данных органов внутренних дел, а также из обновляемых баз данных иных ведомств (государственный реестр юридических лиц, абоненты средств мобильной и проводной связи, абоненты услуг навигации, держатели пластиковых карт различного назначения и др.). Такой подход позволит обеспечить полноту информации применительно к одному объекту регистрации, а соответственно, возможность установления прямых и косвенных связей объектов или лиц.

Новые возможности открывают в плане анализа информации современные геоинформационные технологии и построенные на их основе картографические системы. Картографические системы дают возможность получения информации пространственно-временного характера. Запросы могут формироваться применительно к конкретной территории на предмет совершения преступлений конкретного вида или применительно к конкретному виду объектов.

Для расширения возможностей аналитических систем целесообразно применение возможностей систем радиочастотной идентификации, которые имеют непосредственную или опосредованную связь с объектом регистрации. Так, введение чипов в паспорта граждан Российской Федерации было предпринято для снижения уровня преступности, контроля миграционных процессов, выявления лиц, имеющих судимость, оперативного проведения идентификации личности преступников и неопознанных трупов, а также повышения эффективности розыска лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и т.д. В перечень задач, решение которых возможно на основе использования систем радиочастотной идентификации, входят: контроль оборота оружия, которое находится в разрешенном пользовании; борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; раскрытие преступлений, связанных с использованием автомобильного транспорта; исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы.

Перечисленные задачи напрямую связаны с учетно-регистрационной деятельностью, функционированием централизованных и экспертно-криминалистических учетов.

На современном этапе существует ряд разработок по применению систем радиочастотной идентификации: биометрическая идентификация по электрофи-зиологическим характеристикам; бесконтактная идентификация автомобильного транспорта; применение электронного мониторинга для наказания лиц, совершивших преступления средней степени тяжести, без их изоляции от общества.

Целесообразным является увеличение информационной составляющей следующих учетов:

- учет похищенных и изъятых номерных вещей и документов;

- учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения;

- учет разыскиваемых транспортных средств;

- учет похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность.

В числе экспертно-криминалистических учетов использование систем радиочастотной идентификации целесообразно при формировании, ведении и использовании следующих учетов:

- учет следов рук;

- учет контрольных пуль, гильз утраченного служебного, гражданского нарезного оружия;

- учет поддельных денежных билетов, бланков ценных бумаг и документов;

- учет протекторов шин транспортных средств.

С точки зрения криминалистической регистрации и получения криминалистически значимой информации системы радиочастотной идентификации могут быть реализованы:

1. Применительно к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений, имеющим непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, с учетом запретов и ограничений, установленных для них судом; несовершеннолетним, помещенным в специализированные учреждения и нуж-

дающимся в социальной реабилитации, для исключения их самовольного ухода из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лицам, уклоняющимся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лицам, уклоняющимся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства, больным алкоголизмом и наркоманией. Устройства радиочастотной идентификации, выполненные в виде несъемного браслета, обеспечивают обмен информацией автоматически.

2. В системе исполнения наказаний для содействия учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы - в осуществлении контроля за осужденными, розыска и задержания лиц, совершивших побег из-под стражи; лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок (п. 13 ст. 12 Федерального закона «О полиции»).

3. В системе государственной политики в сфере миграции - для осуществления контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации (п. 13 ст. 12 Федерального закона «О полиции»).

4. Применительно к документам, которые могут быть выполнены как в традиционной, так и в специальной форме. Так, паспорт гражданина страны может сохранить свой внешний вид (идентификационная карта встраивается в обложку паспорта) либо выполняться в виде пластиковой идентификационной карты, на которой будут храниться демографические

и биометрические данные ее владельца, сведения о месте прописки, фактического проживания, наличии зарегистрированных транспортных средств и огнестрельного оружия, административную практику. Помимо хранилища информации, идентификационная карта может выполнять функцию защитного элемента документа.

5. Применительно к предметам и веществам. Радиоэлектронная метка может крепиться на объекте (огнестрельном нарезном или гладкоствольном огнестрельном оружии, взрывном устройстве заводского изготовления) или внедряться в материал объекта, например в массу тротиловой шашки при ее отливке, в материал автомобильной покрышки при изготовлении, в материал одной из основных частей огнестрельного оружия. Одна и та же метка может использоваться на разных этапах жизненного цикла объекта: производство, транспортировка, эксплуатация, хранение, утилизация.

Использование системы также целесообразно для организации складского хозяйства по номерным объектам (бытовая техника с номерным обозначением, средства мобильной связи и т.д.) с целью сокращения продажи контрафактной продукции, розыска номерных объектов.

6. Применительно к автомобильному транспорту в целях обеспечения безопасности и регулирования дорожного движения, розыска автотранспортных средств, оформления фактов ДТП, контроля за прохождением ежегодного государственного технического осмотра, для государственного учета основных показателей безопасности дорожного движения; для контроля за перемещением автотранспорта, применяемого для доставки опасных грузов; розыска скрывшихся участников и свидетелей ДТП; установления транспортных средств в условиях недостаточной видимости. При этом установленное радиочастотное устройство должно содержать данные о самом транспортном средстве, данные о владельце и лицах, имеющих доверенность на право управления, а также сведения о прохождении технического осмотра.

7. Применительно к предметам, представляющим культурную (историческую, научную, художественную) ценность. Радиочастотные метки могут встраивать-

ся в материал объекта (полотно картины) или крепиться в труднодоступных местах предмета.

Ключевыми элементами разрабатываемой концепции являются:

- внедрение в практику деятельности правоохранительных органов современных информационных технологий, программнотехнических средств, коммуникационных средств приема-передачи информации, создание единой информационно-телекоммуникационной сети и интегрированных банков данных на основе типизации и унификации проектных решений;

- налаживание устойчивого информационного взаимодействия правоохранительных органов с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с правоохранительными органами других стран, в первую очередь государств - участников СНГ;

- формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры на территории страны; повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование и взаимодействие между собой.

Объект с присвоенным ему номером обладает определенными свойствами или характеристиками, информация о которых хранится в информационных массивах за-вода-изготовителя, а при его появлении в сфере уголовного судопроизводства - в системе криминалистической регистрации. Информация о лице, имеющем судимость, может быть представлена, например, в следующем виде: установочные данные, дактилоскопическая формула, фото- и видеоинформация о данном лице хранятся в оперативно-справочных учетах; фонограммы его голоса и речи хранятся в криминалистических учетах. Распределенная таким образом информация разрознена и связана только с ее носителем. Если говорить о связи фонограммы голоса (речи) и дактилоскопической формулы, то ее можно установить лишь на основе результатов судебных экспертиз через принадлежность тому же лицу. Если принять за отправную точку индивидуальный номер устройс-

тва местоопределения и его постоянную связь с объектом, то потерянная связь отдельных свойств и характеристик объекта восстанавливается. При наличии документированной информации о местоположении объектов на месте преступления и в момент его совершения, а также следовой картины с места преступления все указанные составляющие образуют единое целое, имеющее отношение к расследуемому событию. При отсутствии следов на месте преступления информация о лицах и объектах, находившихся там в момент его совершения, может быть использована в качестве ориентирующей для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Ключевой идеей разрабатываемой концепции является внедрение в практику деятельности правоохранительных органов современных информационных технологий, программно-технических средств, коммуникационных средств приема/передачи информации, создание единой информационно-телекоммуникационной сети и интегрированных банков данных на основе типизации и унификации проектных решений.

Формирование учетных массивов строится на основе закономерностей, выявленных при работе в конкретной отрасли и на межотраслевом уровне. Поэтому система не должна замыкаться на себе. Она должна охватывать не только область криминалистически значимой информации, но иметь выход на информацию, которая является стержневой в решении аналитических задач и служит катализатором в процессе получения нового знания о событии преступления. Таким катализатором может быть установление причинных связей между событием преступления, потерпевшим и иными фигурантами по делу, на основании которых выдвигаются следственные версии относительно мотивов совершенного преступления и лиц, причастных к его совершению, а также связанная с окружением человека, его профессиональной, социальной, экономической, финансовой, образовательной и другими сферами деятельности. На этом этапе мы выходим за пределы информационного поля (информационных массивов ОВД) и обращаемся к информационным массивам иных министерств и государственных органов.

При этом в каждой сфере возможно разделение по уровням, по объектам, по срезам (в т.ч. пространственно-временным). Между данными отраслями существует связь, которая обеспечивает объединение информации в пределах каждой сферы (отрасли) деятельности, которое необходимо использовать для обеспечения межотраслевого единства. Поскольку человек реализует свои права, интересы, возможности одновременно, параллельно в нескольких отраслях, то на конкретном пространственно-временном срезе его деятельности обязательно присутствуют точки пересечения с другими объектами и лицами, которые попадают в сферу его деятельности или интересов, в т.ч. преступных. Совокупность таких систем отраслевого уровня может быть объединена в единую межотраслевую систему, которая имеет более высокий уровень информативности.

Информация, полученная из информационных массивов государственных органов, в совокупности с результатами проверки по учетам информационно-справочной, экспертной служб, информационным массивам международных организаций и учетам других министерств приобретает иной смысл. Она включается в единый информационный контур, в пределах которого возможен поиск точек соприкосновения между событием преступления и преступником (или подозреваемыми лицами, на которых составляется рекомендательный список).

Описанная схема имеет положительный выход при условии совместного использования информационных ресурсов государственных организаций и ресурсов системы криминалистической регистрации. Переход от локальных систем к глобальным системам сократит дублирование информации в локальных сетях. В связи с этим ориентирование на глобализацию привело к разработке взаимодействующих (клиент-серверных) программных пакетов на основе единых стандартов и информационно-аналитических систем, ориентированных на конкретный объект и на связи между объектами регистрации. «При реализации объектно-ориентированного подхода в информационной технологии понятие прикладной программы исчезнет. Ее место займут информационные сети с

детально проработанными структурами объектов, способными взаимодействовать в реальном времени» [4, с. 42].

Взаимодействие структурных элементов информационной системы должно быть оптимизировано по показателю затрат трудовых и временных ресурсов. В процесс взаимодействия необходимо включить все возможные источники информации, интеграция которых обеспечит рациональное использование всей системы в целом.

Информация относительно объекта проверки может быть представлена практически в любой доступной форме. Несмотря на это, требуется использование таких форм, которые позволят быстро получить представление об объекте и его связях с окружающим миром и фигурантами, проходящими по делу. Для реализации этого положения необходимо на первом этапе использовать графическую форму представления материалов анализа, а при детальном изучении фигурантов и обстоятельств - текстовые и иные формы документов. Фактографическая информация о лице может быть представлена в виде штрих-кода, удобного для сопоставления с разрозненной информацией по определенным критериям или отдельным сведениям о разыскиваемом лице. Данная форма представления информации о лице или интересующем следствие объекте имеет совокупность преимуществ:

- является удобной для восприятия в графике;

- представляет своего рода штриховое кодирование информации, что позволяет накапливать информацию в больших объемах, проводить сравнительный анализ сведений по кодированной информации;

- позволяет анализировать информацию на конкретных пространственновременных срезах;

- защищает информацию от несанкционированного доступа.

Основным недостатком в существующем порядке представления информации является ее ограниченность. Именно по этой причине субъекты расследования не в полной мере используют возможности информационных систем. Для обеспечения комплексного использования информационных ресурсов требуется не только техническое объединение ин-

формационных систем, но и логическая интеграция информационных массивов. При получении доступа к информационным ресурсам требуется разграничение уровней доступа к общей информации по конкретному объекту в соответствии с уровнем доступа.

Та или иная информация о личности на разных стадиях расследования уголовного дела может потребоваться разным субъектам уголовного судопроизводства (адвокату, судье, прокурору, следователю, дознавателю, эксперту). Так, при допросе, исходя из тактических соображений, может быть затребована информация о личности допрашиваемого лица (о возможном поведении на допросе). Данная информация должна содержать личностные, физиологические и психологические характеристики личности, которые должны дополнить информацию, содержащуюся в централизованных криминалистических и розыскных учетах. При производстве же проверки показаний на месте может понадобиться информация о связях проверяемого лица с криминальными элементами с целью предотвращения побега, которую было бы целесообразно получать из оперативно-справочных учетов.

По итогам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Перспективы развития системы криминалистической регистрации связаны: с использованием компьютерных комплексов, включенных в локальные и глобальные вычислительные сети; с аналитической обработкой данных и получением нового знания для решения задач планирования деятельности правоохранительных органов, прогнозирования социально значимых процессов для минимизации последствий преступлений.

2. Все указанные мероприятия работают на результативность раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Развитие системы информационного обеспечения правоохранительных органов в настоящее время ориентировано на организацию взаимодействия через единую информационно-телекоммуникационную систему правоохранительных органов. Очевидно, что цели и задачи правоохранительных органов несколько расходятся в соответствии с их спецификой. В связи с этим

внедрение такой системы в большей степени сопряжено с решением одной сложной задачи - организацией информационной логистики, оптимизирующей работу системы криминалистической регистрации с учетом практических требований.

3. Использование существующей системы криминалистической регистрации в качестве организующей и информационной основы в системе информационного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

4. Учетно-регистрационная система как любая современная информационная система постоянно совершенствуется и развивается, что дает возможность ее использования в качестве интегрирующей системы информационных ресурсов правоохранительных органов. Основными направлениями развития системы криминалистической регистрации как современной информационной системы являются:

- упорядочение целей, правовых основ и принципиальных требований к учетно-регистрационной деятельности в целом и к ее отдельным видам;

- расширение возможностей использования информационных ресурсов, создаваемых вне оснований для постановки на криминалистический учет;

- корректировка учетных данных и сохранение динамики вносимых изменений с учетом динамики криминальной обстановки, судебной и следственной практики по отдельным регионам;

- совершенствование организационной структуры и деятельности правоохранительных органов различного территориального уровня;

- максимальная автоматизация всех информационно-поисковых подсистем, используемых в данной учетно-регистрационной системе.

5. Реализация поставленных задач возможна путем реализации следующих направлений:

- сокращение трудовременных затрат на выполнение работ по фиксации, кодированию и получению информации, повышению точности и достоверности первичной информации;

- использование систем кодирования информации для совершенствования процессов хранения и, особенно, поиска поставленной на учет информации путем присвоения идентификационного номера каждому отдельному предмету через использование штрих-кодовой или радиочастотной технологии маркирования объектов учета, которые обеспечивают автоматическую регистрацию данных о вещественных доказательствах.

6. Проанализированы основные направления формирования информационных систем, получения и использования данных об объектах регистрации.

7. Внесены предложения по созданию единой информационно-телекоммуникационной системы правоохранительных органов, предполагающей интеграцию данных и их использование в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.

8. Предложены концептуальные основы совершенствования учетно-регистрационной системы в свете реформирования системы правоохранительных органов и разграничения их полномочий.

Список литературы

1. Кузнецов А.В. Обоснование рациональных методов и средств формирования, накопления, обмена и проверки информации по пулегильзотекам при раскрытии и расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2008. 172 с.

2. Криворотов А.Н. Теоретические аспекты и практика применения компьютерных технологий в криминалистических учетах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. 22 с.

3. Аминев Ф.Г. Криминалистическая регистрация: курс лекций. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. 145 с.

4. Зубаха В.С., Волков Г.А. О путях совершенствования информационного обеспечения деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел // 50 лет НИИ криминалистики: сб. науч. тр. М., 1995. С. 40-45.

References

1. Kuznetsov A.V. Obosnovanie ratsionalnyh metodov I sredstv formirovaniya, nakopleniya, obmena iproverki informatsiipopulegilzotekampriraskrytiiIrassledovaniiprestuplenij. Cand. Diss. [Justification of rational methods

and means of formation, accumulation, exchange and verification of information on collections of bullets and sleeves at disclosure and investigation of crimes. Cand. Diss.]. Habarovsk, 2008. 172 p.

2. Krivorotov A.N. Teoreticheskie aspekty I praktika primenenija komputernyh tehnologij v kriminalisticheskih uchetah. Avtoref. Cand. Diss. [Theoretical aspects and practice of application of computer technologies in criminalistic accounts. Autoabstract. Cand. Diss.]. Volgograd, 2003. 22 p.

3. Aminev F.G. Kriminalisticheskaja registracija [Criminalistic registration]. Ufa, 2008. 145 p.

4. Zubaha V.S, Volkov G.A. O putjah sovershenstvovanija informacionnogo obespechenija dejatelnosti ekspertno-kriminalisticheskih podrazdelenijorganovvnutrennih del [About ways of improvement of information support of activity of expert and criminalistic divisions of law-enforcement bodies]. 50 let NII kriminalistiki 50 years Scientific [Research Institute of Criminalistics]. Moscow, 1995. Pp. 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.