Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕР ПРИМЕНЕНИЯ СКЛАДОВ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕР ПРИМЕНЕНИЯ СКЛАДОВ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1816
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ / СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ / ИМПОРТ ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ / ВВОЗ ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СЕРТИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худжатов М.Б.

В статье рассматриваются экономико-правовые основы применения складов временного хранения таможенных органов РФ. Автором проводится анализ действующих сфер применения складов временного хранения таможенных органов, в результате которого предлагаются эффективные направления расширения указанных сфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AREAS OF APPLICATION OF TEMPORARY STORAGE WAREHOUSES OF THE CUSTOMS AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the economic and legal foundations for the use of temporary storage warehouses of the customs authorities of the Russian Federation. The author analyzes the current spheres of application of temporary storage warehouses of customs authorities, as a result of which effective directions for expanding these areas are proposed.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕР ПРИМЕНЕНИЯ СКЛАДОВ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 339.5

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕР ПРИМЕНЕНИЯ СКЛАДОВ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Б. Худжатов

Аннотация. В статье рассматриваются экономико-правовые основы применения складов временного хранения таможенных органов РФ. Автором проводится анализ действующих сфер применения складов временного хранения таможенных органов, в результате которого предлагаются эффективные направления расширения указанных сфер.

Ключевые слова: временное хранение товаров, склад временного хранения, импорт товаров, таможенные сборы, ввоз образцов для сертификации.

DEVELOPMENT OF AREAS OF APPLICATION OF TEMPORARY STORAGE WAREHOUSES OF THE CUSTOMS AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

M.B. Khudzhatov

Abstract. The article considers the economic and legal foundations for the use of temporary storage warehouses of the customs authorities of the Russian Federation. The author analyzes the current spheres of application of temporary storage warehouses of customs authorities, as a result of which effective directions for expanding these areas are proposed.

Key words: temporary storage of goods, temporary storage warehouse, import of goods, customs duties, import of samples for certification.

Временное хранение товаров является важным этапом совершения таможенных операций в отношении иностранных товаров. Основным местом временного хранение товаров являются склады временного хранения (СВХ), владельцами которых могут выступать коммерческие организации и таможенные органы.

Как показывает практика применения СВХ таможенных органов, хранение товаров на складах такого типа весьма привлекательно для бизнес-сообщества с экономической точки зрения.

В данном контексте проведем краткий сравнительный анализ складов различного типа, которые могут использоваться в сфере таможенного дела. Результаты анализа сведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика складов временного хранения, свободных складов и таможенных складов [1; 2]

НПА Тип складов Форма собственности Сроки хранения Оплата услуг

Места временного хранения товаров Склад временного хранения Частная 4 месяца Рыночные тарифы

Склад временного хранения таможенного органа Государственная 4 месяца Сборы за хранение

Таможенные процедуры Таможенный склад Частная 3 года Рыночные тарифы

Свободный склад Частная Не ограничены Рыночные тарифы

Из данных таблицы 1 видно, что наиболее привлекательными для участников внешнеэкономической жеятельности (ВЭД) являются свободные склады. Несмотря на то, что свободный склад является таможенной процедурой, он может использоваться в качестве места временного хранения товаров. Проблема в том, что на сегодняшний день на территории РФ нет ни одного учрежденного свободного склада. Среди всех стран ЕАЭС свободные склады функционируют пока только в Республике Казахстан [11].

Далее сравним привлекательность для бизнеса обычных складов временного хранения и складов временного хранения таможенных органов.

Основным преимуществом обычных складов временного хранения является их широкая доступность на территории РФ. В настоящее время в российский реестр владельцев СВХ входят 7091 юридическое лицо [10]. В то же время количество складов временного хранения таможенного органа, доступных для участников ВЭД, на территории РФ весьма ограничено (таблица 2).

Таблица 2

Склады временного хранения таможенных органов РФ [10]

№ док. Таможня Владелец Адрес

10413/100001 Мордовский таможенный пост Саратовская таможня г. Саранск, Ленинский район, ул. Рабочая, д.100Б

10605/710013 Алтайская таможня Алтайская таможня Алтайский край, ул. Павловский тракт, д. 226, строение 32

10609/710003 Таможенный пост аэропорт Толмачево Новосибирская таможня 633104 г. Обь, Аэропорт Толмачево

10801/710004 Дербентский таможенный пост Дагестанская таможня г. Дербент, ул. Шеболда-ева, 37

10802/710003 Ингушский таможенный пост Минера- ловодская таможня Ингушская республика, г. Карабулак, ул. Оска-нова, 30

Другой проблемой является тот факт, что существующие на сегодняшний день СВХ таможенных органов, находящиеся в международных аэропортах, могут обслуживать только физических лиц. Например, СВХ Домодедовской таможни используется для учета, хранения, приема, выдачи, а также предоставления отчетности по [1; 2]:

- товарам, помещенным на временное хранение физическими лицами;

- товарам, отобранным для, проведения исследования в рамках таможенного контроля;

- товарам, задержанным в рамках гл. 51 ТК ЕАЭС;

- вещественным доказательствам, изъятым по делам об административных правонарушениях и уголовным делам (в случае невозможности хранения в иных местах);

- товарам, обращенным в федеральную собственность;

- товарам, изъятым при проведении оперативно-розыскного мероприятия в рамках обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Объективной причиной тому является крайне малые показатели объема помещений и площади территорий СВХ Домодедовской

таможни, что делает невозможным использование такого СВХ участниками ВЭД.

Третьей проблемой, выявленной в настоящем исследовании, является неэффективное использование СВХ таможенных органов при ввозе проб и образцов продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия.

Важно отметить, что пробы и/или образцы, перемещаемые физическими лицами в сопровождаемом или несопровождаемом багаже в целях подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, признаются коммерческой партией и подлежат таможенному декларированию в общеустановленном порядке. В целом, таможенное законодательство не запрещает ввоз проб и образцов физическими лицами в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при условии их декларирования как коммерческой партии.

В целях оценки соответствия, как правило, требуется небольшое количество проб и образцов, в этой связи для бизнес-сообщества является весьма привлекательной с экономической точки зрения схема ввоза проб и образцов подконтрольной продукции физическими лицами в багаже.

Поскольку в описанном случае подконтрольные товары должны помещаться в места временного хранения под таможенным контролем, целесообразно расширить для этих целей практику применения СВХ таможенных органов.

Далее рассмотрим варианты решения выявленных в статье практических проблем.

Сравнительная характеристика складов временного хранения показала, что количество обычных СВХ значительно превышает количество СВХ таможенных органов. СВХ таможенных органов являются намного более привлекательными для бизнес-сообщества с экономической точки зрения, поскольку при хранении товаров на СВХ таможни уплачиваются сборы за хранение, в то время как владелец обычного коммерческого СВХ самостоятельно устанавливает тарифы за хранение.

Сравним размеры таможенных сборов за хранение с тарифами за хранение товаров на СВХ, находящихся в международных аэропортах московского региона (таблица 3).

Таблица 3

Сравнение стоимости услуг за хранение товаров на СВХ [3]

Наименование СВХ Обычный груз Скоропортящийся груз Единицы измерения Период бесплатного хранения

Внуково-Карго 6,1 руб. 6,1 руб. за 1 кг в сутки 2 (двое) суток не считая даты поступления на склад

Домодедово-Карго 8,25 руб. 9,9 руб. за 1 кг в сутки 2 (двое) суток не считая даты поступления на склад

Шереметьево-Карго 6,29,5 руб. 6,210,9 руб. за 1 кг в сутки 2 (двое) суток не считая даты поступления на склад

СВХ Домодедовской таможни 1 руб. 2 руб. за 100 кг в сутки Период бесплатного хранения отсутствует

Из данных таблицы 3 можно сделать следующие выводы:

- хранение обычных товаров на СВХ Домодедовской таможни в 600 раз дешевле, чем хранение на СВХ Внуково-Карго и Шереметьево-Карго;

- хранение обычных товаров на СВХ Домодедовской таможни в 800 раз дешевле, чем хранение на СВХ Домодедово-Карго;

- хранение скоропортящейся продукции на СВХ Домодедовской таможни в 300 раз дешевле, чем хранение на СВХ Внуково-Карго и Шереметьево-Карго;

- хранение скоропортящейся продукции на СВХ Домодедовской таможни в 500 раз дешевле, чем хранение на СВХ Домодедово-Карго.

Таким образом, привлекательность хранения товаров на СВХ

таможенного органа для участников ВЭД очевидна. В этой связи

предлагаем следующие меры:

1. Создание дополнительных СВХ таможенных органов на пограничных таможенных постах, а также на территории наиболее крупных транспортных узлов страны. Например, в компетенции

Дальневосточного таможенного управления находится свыше 50 таможенных постов, согласно структуре ДВТУ, однако, на территории управления нет ни одного СВХ таможенных органов. Видится необходимость создания складов в крупнейших хабах региона, таких как морской порт Владивосток, морской порт Находка, аэропорт Хабаровск. Данные посты являются перевалочными пунктами товаров из Китая, стран Азии в РФ, следовательно, создание новых СВХ таможенных органов благотворно скажется на развитии внешнеэкономической деятельности.

2. Реконструкция действующих СВХ таможенных органов, функционирующих на территориях российских международных аэропортов, путем увеличения объема их помещений и площади их территорий. Такая реконструкция позволит данным СВХ обслуживать не только товары физических лиц, но и грузы юридических лиц, то есть работать в сфере торгового оборота товаров.

3. Поскольку реализация вышеуказанных мероприятий требует значительных инвестиций из федерального бюджета, целесообразно будет увеличить ставки сборов за хранение в 100 раз. В настоящее время таможенные сборы практически не оказывают никакого влияния на доходную часть федерального бюджета (таблица 4). Размер ставок сборов за хранение должен составлять 1 руб. за 1 кг веса обычных товаров в сутки и 2 руб. в сутки за 1 кг веса товаров, требующих особых условий хранения.

Таблица 4

Место таможенных сборов в доходной части федерального бюджета РФ [9]

Год Таможенные сборы (млрд руб) Доходы от ВЭД ( млрд руб) Доля сборов в ФБ

2015 15,9 3295,2 0,4 %

2016 16,9 2605,9 0,6 %

2017 18,3 2602,7 0,7 %

2018 20,3 3708,7 0,5 %

2019 21,4 3952,4 0,5 %

Учреждение новых СВХ таможенных органов и увеличение ставок сборов за хранение выгодно всем сторонам:

- государство получит в бюджет дополнительный приток денежных средств за счет увеличения поступлений от сборов за хранение;

- таможенные органы более эффективно будут выполнять фискальную функцию, возложенную на них государством;

- бизнес-сообщество сможет оптимизировать свои затраты при осуществлении внешнеэкономической деятельности за счет сокращения издержек при временном хранении товаров на СВХ таможенных органов, поскольку даже при увеличении ставок сборов за хранение, временное хранение товаров на СВХ таможенных органов будет в 3-8 раз дешевле, чем хранение товаров на коммерческом СВХ [7].

Далее рассмотрим перспективы применения СВХ таможенных органов при ввозе проб и образцов подконтрольной продукции физическими лицами в багаже.

Как уже ранее было отмечено, для оценки соответствия требуется небольшое количество проб и образцов, в этой связи участникам ВЭД выгодно организовать ввоз проб и образцов подконтрольной продукции физическими лицами в багаже.

Поскольку в описанном случае подконтрольные товары должны помещаться в места временного хранения под таможенным контролем, целесообразно расширить для этих целей практику применения СВХ таможенных органов.

Описание схемы ввоза проб и образцов подконтрольной продукции физическими лицами в багаже отражено на рисунке 1.

На первом этапе физическое лицо осуществляет ввоз проб и образцов подконтрольной продукции в сопровождаемом или несопровождаемом багаже. В данном контексте важно учитывать количественные ограничения импорта некоторых товаров физическими лицами [6]:

- алкогольные напитки - до 5 литров на одно лицо;

- табачные изделия - 200 сигарет, 50 сигар, 250 граммов табака на одно лицо;

- подкарантинная продукция растительного происхождения -до 5 кг на одно лицо и др.

Поскольку пробы и образцы подконтрольной продукции не могут быть отнесены к товарам для личного пользования, физическое лицо направляется в красный коридор с учетом наличия у него товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию.

1. Ввоз проб и образцов физическим лицом в багаже, направление в красный коридор

^

2. Таможенное декларирование физическим лицом проб и образцов путем подачи

пассажирской таможенной декларации -

3. Отказ в выпуске по пассажирской таможенной декларации таможенным органом -

4. Помещение физическим лицом проб и образцов на СВХ таможенного органа -

5. Таможенное декларирование проб и образцов путем подачи декларащш на товары

или заявления -

6 Выпуск проб и образцов, их выдача со склада таможенного органа

Рисунок 1. Предлагаемая схема оформления проб и образцов подконтрольной продукции физическими лицами в багаже

На втором этапе производится таможенное декларирование физическим лицом проб и образцов путем подачи пассажирской таможенной декларации [4]. Дело в том, что на пассажирских таможенных постах нет возможности подать декларацию на товары, поэтому физическое лицо вынуждено подать пассажирскую декларацию, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности.

На третьем этапе таможенный орган отказывает в выпуске проб и образцов, указанных в пассажирской таможенной декларации. Согласно положениям пп. 8 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС неотнесение товаров, заявленных в пассажирской таможенной декларации, к товарам для личного пользования является одним из оснований отказа в выпуске товаров [1].

На четвертом этапе пробы и образцы помещаются физическим лицом на СВХ таможенного органа. Согласно положениям п. 8 ст. 88 и пп. 8 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС в случае отказа в выпуске товаров декларант обязан совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента получения отказа в выпуске товаров. Отметим также, что в отношении не полученного

или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом, срок временного хранения составляет 6 месяцев [8].

На пятом этапе осуществляется таможенное декларирование проб и образцов путем подачи декларации на товары с заявлением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления. Если стоимость образцов не превышает в эквиваленте 1000 евро, допускается таможенное декларирование проб и образцов в упрощенном порядке путем подачи заявления [5]. На данном этапе декларантом может выступить как физическое лицо, так и юридическое лицо, являющееся заказчиком ввезенных проб и образцов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, на шестом этапе таможенный орган осуществляет выпуск проб и образцов в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления, после чего производится их выдача со склада временного хранения таможенного органа. На данном этапе необходимо уплатить сборы за хранение, после их уплаты осуществляется выдача товаров с СВХ таможенного органа получателю.

В целом предлагаемая схема оформления проб и образцов подконтрольной продукции физическими лицами в багаже позволяет оптимизировать таможенное оформление проб и образцов и прохождение таможенного контроля с использованием возможностей СВХ таможенного органа.

Таким образом, реализация предложенных в статье мероприятий позволит расширить сферы применения на практике СВХ таможенных органов в целях развития института временного хранения товаров.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 09.09.2020).

2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 09.09.2020).

3. Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2018 г. N° 1082 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение» // СПС «Консультант Плюс». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306628/ (дата обращения: 09.09.2020).

4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 г. № 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55400.html/ (дата обраще-ния:09.09.2020).

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant. ru/ (дата обращения:09.09.2020).

6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71803282/ (дата об-ращения:09.09.2020).

7. Арский А.А. Простейшие модели логистического проектирования в малом бизнесе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2019.№ 1.

8. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учебное пособие / Т. М. Воротынцева, Т. Н. Сауренко, М.Б. Худжатов. М., 2020.

9. Официальный сайт Минфина России. URL: https://www.minfin. ru/ru/ (дата обращения: 09.09.2020).

10. Реестр владельцев складов временного хранения. URL: http:// ved.customs.ru (дата обращения: 09.09.2020).

11. Худжатов М.Б. Оценка перспектив создания свободных складов в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 6.

М.Б. Худжатов

Кандидат экономических наук

Доцент кафедры таможенного дела

Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва

E-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.