Ь - категории жилищного фонда в зависимости от формы собственности и целей использования.
N - виды экономической деятельности, связанные с новым строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией, модернизацией жилищного фонда.
Предложенная экономико-математическая модель оценки эффекта воспроизводства жилого фонда позволит проводить функционально-стоимостной анализ факторов определяющих оптимальность процесса управления воспроизводством жилого фонда на региональном уровне.
Список литературы
1. Абакумов Р.Г. Воспроизводственные аспекты энергетики и энергосбережения в строительстве // СТРОИТЕЛЬСТВО: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ [Текст]: Сборник научных трудов Международной научно-технической конференции (25-26 июня 2014 года)/редкол.: Гладышкин О. А. (отв. ред.); Юго-Зап. гос. ун-т, Курск, 2014. С. 6-8.
2. Абакумов Р.Г., Скогорева О.С. Технология реконструкции зданий и сооружений при управлении их воспроизводством // Молодые ученые - основа будущего машиностроения и строительства [Текст]: Сборник научных трудов Международной научно-технической конференции (29-30 мая 2014 года)/ редкол.: Гречухин А.Г. (отв. ред.); Юго-Зап. гос. ун-т, Курск, 2014. С. 10-14.
3. Абакумов Р. Г. Информационные технологии в управлении инновационным воспроизводством основных средств организации // Прогрессивные технологии и процессы [Текст]: Сборник научных статей Международной молодежной научно-практической конференции (25-26 сентября 2014 года), в 2-х томах, Том 1, Юго-Зап. гос. ун-т., А.А. Горохов, Курск, 2014, С. 14-18.
4. Абакумов Р.Г. Теоретические основы воспроизводства основных средств организации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. № 3. 2014. С.81-84.
5. Абакумов Р. Г. Совершенствование амортизационной политики в организациях потребительской кооперации // Стратегия и социальная миссия потребительской кооперации: Сборник научных докладов профессорско-преподавательского состава и аспирантов университета: в 4 ч. - Белгород: Кооперативное образование, 2003. - Ч.3. С. 154-159.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН СаидакбаровХайдар Хожимуродович, к.э.н., доц.
СаидоваДилдораНурматовна, к.э.н., доц.
Ташкентский государственный аграрный университет
В статье раскрыты основные достижения проводимых аграрных реформ в Республике Узбекистан. Рассмотрены приоритеты перспективного направления дальнейшего развития сельского хозяйства.
Аграрная реформа в Республике Узбекистан привела к существенным положительным изменениям в сельскохозяйственном производстве. Основное внимание и в научном обеспечении аграрной реформы, и в практи-
ческой ее реализации было сосредоточено главным образом на институциональных преобразованиях на селе. Качественными результатами проводимых реформ в сельском хозяйстве стали: повышение эффективности производства - выросла урожайность по основным сельскохозяйственным культурам и продуктивность животноводства; повышение рентабельности в частных фермерских хозяйствах и положительные сдвиги в плане устойчивого производства продовольственной продукции, обеспечившие продовольственную безопасность страны. В результате ускоренного развития промышленности и сферы услуг за годы независимости доля сельского хозяйства в ВВП снизилась с 37,4% в 1991 году до 17 % в 2013 году [2]. В настоящее время 99,9% производимой сельскохозяйственной продукции приходится на негосударственный сектор. За период 2000-2013 годы среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства составил 6%. Изменилась секторальная структура валовой продукции сельского хозяйства. Доля растениеводства составила 58,1% в 2013 году против 50,2% в 2000 году, доля животноводства, соответственно, снизилась с 41,9% до 49,8 %. Благодаря экономическим реформам в аграрном секторе и устойчивым темпам роста сельскохозяйственного производства, республика вошла в группу стран с высокими темпами развития сельского хозяйства в СНГ.
Между тем мировой опыт свидетельствует, что изменение форм хозяйствования находится в прямой зависимости от уровня социально-экономического развития общества и эффективности научно-технического прогресса. Игнорирование объективно обусловленной взаимосвязи и взаимозависимости этих процессов, оторванность социально-экономических и организационных преобразований на селе от материально-технической базы сельскохозяйственного производства послужили, главными причинами того, что реформирование аграрной экономики не дало ощутимых позитивных результатов. В настоящее время сельское хозяйство страны остро нуждается в модернизации, техническом и технологическом обновлении практически всего комплекса входящих в нее отраслей и производств, основными направлениями которой являются дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства и внедрение новых передовых технологий возделывания сельскохозяйственных культур, модернизация и дальнейшее развитие животноводства, оснащение сельского хозяйства новой современной высокопроизводительной и ресурсосберегающей техникой, модернизация, техническое и технологическое обновление производства и переработки сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности ирри-гационно-мелиоративных работ и плодородия почв, дальнейшее совершенствование системы обеспечения высококвалифицированными кадрами предприятий сельскохозяйственного производства.
В целях повышения конкурентоспособности аграрного сектора, увеличения его потенциала необходимо развитие кластеров, преимуществами которых являются территориальная локализация основной массы хозяйст-
вующих субъектов, наличие предприятия-лидера, определяющего долговременную совместную хозяйственную, инновационную и иные стратегии региональной экономической системы, долговременная координация взаимодействия отечественных и зарубежных участников кластерной системы в рамках ее общенациональных и внутрирегиональных программ развития, инвестиционных проектов, инновационных процессов, затрагивающих интересы широкого спектра и большого количества участников, основанных на коллективной эффективности и направленных на преодоление изолированности предпринимательства. Кластерное развитие предполагает развитие эффективных экспортоориентированных сельскохозяйственных и перерабатывающих производств, конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках по инновационным и стоимостным параметрам, учитывая масштабную кооперацию предприятий с зарубежными партнерами, в силу того, что основной механизм успешного развития кластеров - это симбиоз кооперации и конкуренции, формирование целостного организационно-экономического и правового механизма повышения конкурентоспособности производителей.
Основное внимание в дальнейшем развитии сельского хозяйства необходимо уделить кардинальному улучшению делового климата, созданию еще более благоприятных условий для ускоренного развития предпринимательской деятельности на селе, совершенствованию законодательства, направленного на усиление защиты прав предпринимателей, дальнейшей ликвидации бюрократических барьеров, сокращения и упрощения регистрирующих и разрешительных процедур, совершенствованию налогового и таможенного администрирования, системы учета и отчетности, дальнейшему углублению конкуренции в аграрной сфере, созданию для всех субъектов предпринимательства, независимо от форм собственности и организации их деятельности, равных условий ведения бизнеса, широкого доступа на рыночных принципах к материально-сырьевым и кредитным ресурсам, участию в государственных закупках, тендерных торгах на реализацию продукции, совершенствованию финансово-кредитной, налоговой системы и системы страхования в сельском хозяйстве - системы финансирования производства продукции для государственных нужд в основном через льготное кредитование, совершенствованию механизма кредитования производителей сельскохозяйственной продукции, дальнейшему расширению налоговых и таможенных льгот при импортировании сельскохозяйственной техники, запасных частей, племенного скота, семян и рассады, современной технологии и оборудования, химических препаратов, осуществлению налоговых льгот и мероприятий финансовой поддержки в привлечении малой промышленности к сельской местности, совершенствованию механизма государственной поддержки фермерских хозяйств, развитию агротехнической науки и внедрению в производство достижений науки и техники, созданию национальной системы в области генной инженерии на
основе использования накопленного мирового опыта, ведению широкомасштабных работ по созданию экологически чистой сельскохозяйственной продукции, использованию инновационных проектов при решении прикладных проблем сельского хозяйства и внедрению системы банковского кредитования финансирования инновационных проектов, эффективному использованию трудовых ресурсов в сельском хозяйстве и повышению доходов сельского населения.
Список литературы
1. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг. [Текст]:Стат. сб. - Т.: «0'2Ьек181;оп», 2011.- 136 с.
2. Данные статистики Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.uz.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Сайфуллаева Нигора Закиралиевна, ассистент Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
В статье освещаются приоритетные направления привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов и рассматриваются подходы к усовершенствованию государственной инвестиционной политики.
Одним из важных направлений экономической политики, проводимой в Узбекистане, является обеспечение устойчивого экономического развития регионов нашей страны. Экономика страны представляет собой целостную систему, состоящую из совокупности отдельных регионов, поэтому обеспечение развития каждого региона формирует фундамент непрерывного развития нашей страны.
Таким образом, при привлечении прямых иностранных инвестиций важное место занимают созданные в стране и её регионах инвестиционная привлекательность и относительные преимущества. Именно эти факторы принимаются во внимание инвесторами.
В нашей стране преобладающая доля финансирования Программы инвестиций на 2014 год по плану приходится на средства предприятий (32 процента), доля прямых иностранных инвестиций составляет 23 процента. Объём инвестиций, введенных в экономику нашей страны за последние десять лет, увеличился в 3,2 раза, заслуживает внимания тот факт, что объём прямых иностранных инвестиций за этот период возрос в 22 раза.
Опыт достигнутого подтверждает то, что продолжение начатой работы в сфере создания специальных промышленных зон, таких, как Навои и Ан-