Научная статья на тему 'Специфика модернизации агропромышленных регионов в России'

Специфика модернизации агропромышленных регионов в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
258
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ РЕГИОН / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MODERNIZATION / AGRARIAN POLICY / AGRO-INDUSTRIAL REGION / AGRICULTURE / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сысоев Александр Митрофанович

В данной статье с целью изучения модернизации агропромышленных регионов в России была проанализирована специфика существующих законов, концепций, решений и обоснована необходимость формирования индивидуального подхода к развитию каждого из субъектов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MODERNIZATION OF AGRO-INDUSTRIAL REGIONS IN RUSSIA

In this article for the purpose of studying of modernization of agro-industrial regions in Russia specifics of existing laws, concepts, decisions was analysed and need of formation of an individual approach to development of each of subjects of the country is proved.

Текст научной работы на тему «Специфика модернизации агропромышленных регионов в России»

СПЕЦИФИКА МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ

РЕГИОНОВ В РОССИИ

А. М. СЫСОЕВ

В данной статье с целью изучения модернизации агропромышленных регионов в России была проанализирована специфика существующих законов, концепций, решений и обоснована необходимость формирования индивидуального подхода к развитию каждого из субъектов страны.

Ключевые слова: модернизация, аграрная политика, агропромышленный регион, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс.

На современном этапе развития России модернизация представляет собой процесс, направленный на изменение экономического, политического и социального развития страны. В каждой из трех сфер модернизация проявляется по-разному.

В экономической сфере данный процесс напрямую зависит от состояния социально-экономических субъектов страны, регионов.

Для эффективной модернизации регионов России необходимо выработать индивидуальный подход для каждого из субъектов, который учитывал бы специфику их развития: природно-климатические условия, уровень социально-экономического развития, численность населения, ресурсообеспе-ченность, целевую направленность и т. д. [4]. Обширная территория страны богата регионами, обладающими благоприятными природно-климатическими условиями и ресурсами для развитие сельскохозяйственного производства, адаптированного к современным рыночным условиям. В этой связи одной из главных целей, стоящей перед государством, становиться формирование качественно нового подхода к модернизации аграрно-промышленной сферы деятельности в рамках общей концепции государственной политики России, который невозможен без действенного механизма хозяйствования направленного на обеспечение функционирования агропромышленных регионов.

Современное сельскохозяйственное производство тесно связано с национальной экономикой. Реально оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, связывающей сельское хозяйство с другими отраслями экономики, которые выпускают технику, другие средства производства, разрабатывают технологии, обеспечивают транспортировку, хранение, переработку и реализацию

продукции, на основе взаимодействия которых возникает агропромышленные комплексы (АПК) [2].

АПК относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его состоит не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он обеспечивает занятость населения и повышает эффективность всего национального производства. Без решения данной задачи нельзя претендовать на статус развитого государства.

Агропромышленный комплекс - самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. Он представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя [1].

Главной задачей агропромышленного комплекса является максимальное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления. К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинено изготовлению конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья.

Осознание вышесказанного порождает интерес к более детальному исследованию развития агропромышленных регионов.

К агропромышленным регионам можно отнести: Краснодарский, Ставропольский, Алтайский край, Волгоградская область, Оренбургская область, Воронежская область, Саратовская область, Республика Дагестан, Камчатский край, Амурская область, Кировская область, Пензенская область, Забайкаль-

ский край, Республика Бурятия, Курская область, Ульяновская область, Брянская область, Тамбовская область, Чувашская Республика, Республика Мордовия, Астраханская область, Курганская область, Псковская область, Орловская область, КабардиноБалкарская Республика, Магаданская область, Республика Марий Эл, Чукотский АО, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Еврейская АО, Чукотский АО [5].

К сожалению, агропромышленные регионы на сегодняшний день не отличаются хорошим инвестиционным климатом. Самый низкий объем инвестиций в основной капитал в Республике Ингушетия. Еще у восьми субъектов РФ объем инвестиций в основной капитал по итогам 2011 г. составляет меньше 30 тыс. руб. на одного жителя.

Высокие позиции ряда регионов, например, Ненецкого автономного округа, во многом определяются именно низкой численностью населения. С другой стороны, относительно невысокие позиции по рассматриваемому показателю финансовоэкономических центров, напротив, определяются высокой численностью населения.

Объем производства товаров и услуг на одного жителя в регионах РФ по итогам 2011 г. изменяется в диапазоне от 3,2 млрд руб. на человека в Ненецком автономном округе до 39 тыс. руб.

Причем здесь основным фактором являются низкие абсолютные объемы производства товаров и услуг. По итогам 2011 г. десять последних мест по объемам производства товаров и услуг на одного жителя занимают субъекты РФ, объединенные в аграрно-промышленный кластер.

В 2011 г. доля прибыльных предприятий по Росси в целом несколько снизилась и составила 71,9 %. Для сравнения в 2010 г. этот показатель был на уровне 72,2 %. Причем почти во всех секторах экономики доля прибыльных предприятий за год выросла. Заметное снижение отмечено только в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, с 69,8 % до 68,6 %, в торговле, с 82,1 % до 80,1 % и в энергетике, с 52,6 % до 50,6 %.

В региональном разрезе ярко выраженной отраслевой зависимости этого показателя не наблюдалось, но можно отметить, что лидерство по доле прибыльных предприятий в 2011 г. принадлежит субъектам РФ с диверсифицированной экономикой, где хорошо развит обрабатывающий сектор и сфера услуг, а не регионам с сырьевой ориентацией [5].

Среди регионов, объединенных в аграрнопромышленную группу, самая высокая доля прибыльных предприятий, больше 75 %, зафиксирова-

на в Краснодарском крае, Воронежской области, Республике Бурятия, Тамбовской области и Ставропольском крае. Самое низкое значение показателя в группе - в Республике Ингушетия и Чукотском автономном округе. Эти регионы занимают последние места по показателю и в общем списке.

Данные показатели имеют исторические предпосылки. Российские агропромышленные регионы испытывали трудности в развитии на протяжении всего истекшего столетия. Главные же испытания выпали на его долю в результате реализации аграрной концепции большевизма, базировавшейся на игнорировании нужд сельской жизни, неэквивалентном обмене между городом и деревней, пренебрежительном отношении к решению насущных проблем сельского хозяйства. Как следствие, она породила упадок не только производительных сил, но и производственных отношений в русской деревне, практически уничтожив ее потребности в расширенном воспроизводстве, отгородив ее от внешнего мира - и экономически, и информационно, исключив концентрацию капиталов у эффективных собственников, остановив рост свобод, прав, потребностей и жизненных шансов сельских жителей. Застой и последующая деградация в организации производства перекинулись на сельскохозяйственный труд и быт, вызвали общие понижательные тенденции [3].

Со второй половины XIX в. в сельском хозяйстве России основным средством модернизации и ускорения развития экономики стали аграрные преобразования. Таковыми являются реформы и революции, которые определили характер не только эволюции аграрного сектора, но и в целом историю России, сохранившие особенное место в историческом процессе.

Но реформы не излечили полностью всех болезней, что требовало дальнейшего реформирования политики развития агропромышленных регионов в России.

В послереволюционный период в нашей стране утверждается на многие годы общая линия на создание преимущественно нерыночного типа хозяйства, характерными чертами которого стали: прямая «кавалерийская» атака на рыночную экономику в годы «военного коммунизма»; более мягкие способы сдерживания рыночных отношений в другие периоды. Но в любом случае этот курс наследовал сложившуюся антирыночную традицию, действовавшую и в дореволюционную эпоху. Большая часть тридцатилетнего периода после революции по своему экономическому содержанию и антирыноч-ной тенденции достаточно близко соответствовала

экономической линии, идеи, проводимой в фазах контрреформ [3].

Следует отметить, что сегодня сделаны определенные шаги в сфере развития экономики регионального агропромышленного комплекса, такие как реализация нацпроектов, утверждение «Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года».

В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» Правительство РФ утвердило государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

Динамика развития агропромышленных регионов на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

Программа развития агропромышленных регионов предполагает, что в качестве значимых тенденций будут такие как [2]:

- увеличение инвестиций на повышение плодородия и развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

- преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

- ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе восстановления и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения;

- экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Основными факторами, сдерживающими реализацию государственных программ и концепций развитие агропромышленных регионов России, являются:

- экономические (нарастающий диспаритет цен на продукцию отраслей и материальнотехнические ресурсы; недостаток финансовых ре-

сурсов для создания нового производства; слабая государственная поддержка инновационной деятельности в агропромышленных регионах; недостаточное банковское обеспечение; высокая степень износа оборудования; несовершенство системы налогообложения; ограниченный доступ населения АПР к рынкам продукции, материальнотехнических и финансовых ресурсов; низкая инвестиционная привлекательность отраслей АПК);

- инфраструктурные (недостаточное обеспечение жилищными условиями; низкий уровень и качество инженерного обустройства сельских поселений; неразвитая социальная инфраструктура);

- институциональные (сложный порядок регистрации организаций АПК; барьеры для организации бизнеса; непроработанная нормативноправовая база, регулирующая организацию и функционирование АПК);

- организационные (недостаточное использование научных достижений, слаборазвитая система связей сельскохозяйственной кооперации, малоразвитость необходимых средств транспорта и связи, служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых услуг).

В этой связи нужны принципиально новые решения в модернизации агропромышленных регионов:

- совершенствование государственного регулирования в системе налогообложения и законодательного обеспечения в деятельности агропромышленных регионов;

- совершенствование механизмов кредитования и лицензирования;

- формирования благоприятного инвестиционного климата в целях развития сельскохозяйственной кооперации [2].

Важно организовать новые и поддержать действующие компании по разработке и внедрению новых технологий по отраслям сельскохозяйственного производства. Такие организации могут создаваться с участием государственных научных учреждений, передовых хозяйств, освоивших инновационные технологии и готовых их реализовать в другие хозяйства, частных фирм по реализации семян, отдельных видов техники и другой научно-технической продукции. Выход на рынки технологий крупных компаний позволит перейти на проектный подход к модернизации сельскохозяйственных предприятий «под ключ». В настоящее время на рынке действуют разрозненные фирмы. Научные учреждения пока не могут обеспечить современный маркетинг. Между ними и сельскохозяйственными товаропроизводителями действуют многочисленные посредники, удоро-

жающие инновационную продукцию. Участие науки в таких комплексных компаниях будет способствовать востребованности уже выполненных разработок и дополнительному финансированию новых. Неразвитость внедренческих структур приводит к тому, что отечественный рынок инноваций все в большей мере захватывают западные фирмы.

Непосредственно в сельскохозяйственном производстве должны получить распространение организационные структуры холдингового типа, способные привлечь крупные инвестиции и осуществить модернизацию хозяйств с отсталой материально-технической базой. Как показала практика, частные решения по поддержке несостоятельных хозяйств (пролонгация долгов, выделение субсидий, строительство жилья для отдельных специалистов) в большинстве случаев малоэффективны. В таких хозяйствах деградированы материально-техническая база, кадровый потенциал и вся система организации и управления производством. Существует необходимость выработки специальной государственной политики в отношении этих хозяйств. Сейчас они лишены возможности участия как в реализации принятого национального проекта, так и государственной программы по развитию сельского хозяйства, поскольку не могут выполнить условия, заложенные в механизмах финансирования.

Для экономического развития отсталых производств частным инвесторам необходимо предоставить налоговые льготы. К сожалению, налоговая система государства носит преимущественно фискальный характер. Хотя в сельском хозяйстве она считается щадящей, но для убыточных и низкорентабельных хозяйств непосильна.

Не отвечают требованиям развития аграрной сферы действующие положения по банкротству. В современных условиях банкротство является не средством оздоровления хозяйств, а одним из инструментов их разрушения, о чем свидетельствует множество примеров. Рейдерство стало определенной формой бизнеса, приносящей огромные средства его организаторам за счет получения в собственность земли. Нужно внести дополнительные статьи в закон «О несостоятельности (банкротстве)», которые предусматривали бы ведущую роль государства в проведении процедуры банкротства в сельском хозяйстве. Государство оказывает финансовую поддержку сельскохозяй-

ственным предприятиям и имеет право вмешиваться в решение вопросов использования его имущества, особенно земли как общенародного достояния [2].

В заключении считаем необходимым отметить, что в России, как и во всем мире, аграрное производство является крупнейшей жизнеобеспечивающей сферой народно-хозяйственного комплекса. Его состояние и экономическая эффективность функционирования оказывают решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения и благосостояния народа, и поэтому в настоящее время необходимо своевременное и безошибочное решение проблем разработки инструментария развития агропромышленных регионов, необходимо четкое определение направлений их развития с учетом выявленной специфики характера функционирования агропромышленных регионов.

Литература

1. Горетов И. Н. Экономические кластеры в управлении агропромышленным комплексом // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 11(67).

2. Муравьева Н. А. Развитие агропромышленных регионов: территориально-отраслевой подход: дис. ... канд. эконом. наук. Тамбов, 2010.

3. Федоренко Н. П. Россия на рубеже веков. М., 2003. С 170.

4. Шарова А. А. Теоретические аспекты модернизации российской экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 9.

5. URL: http://vid1.rian.ru

* * *

SPECIFICS OF MODERNIZATION OF AGRO-INDUSTRIAL REGIONS IN RUSSIA

A. M. Sysoyev

In this article for the purpose of studying of modernization of agro-industrial regions in Russia specifics of existing laws, concepts, decisions was analysed and need of formation of an individual approach to development of each of subjects of the country is proved.

Key words: modernization, agrarian policy, agro-industrial region, agriculture, agro-industrial complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.