ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
Промышленность
УДК 338.32 ИДЗИЕВ ГАДЖИМУРАД ИДЗИЕВИЧ
д.э.н., ведущий научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2020-03-7-12 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
Аннотация. Цель работы. В статье рассматривается проблема вовлечения региональных предприятий оборонно-промышленного комплекса в процесс модернизации экономики Республики Дагестан. Главной задачей является повышение эффективности регионального воспроизводственного процесса и усиление экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии производства и реализации товаров и услуг на региональных и внешних рынках. Метод или методология проведения работы. Проведен анализ предприятий оборонно-промышленного комплекса Республики Дагестан и дана оценка степени возможного использования потенциала данных предприятий для модернизации и инновационного развития экономики региона. Результаты. Одной из основных причин спада производства на крупных машиностроительных предприятиях Республики Дагестан является то, что эти предприятия практически не были кооперированы между собой, не представляли из себя единого комплекса и, в основном, выполняли оборонзаказы. В статье предлагаются направления развития данных предприятий: использовать потенциал региональных предприятий оборонной отрасли для изготовления конкурентоспособной гражданской продукции, производство гражданской продукции при внесении изменений в технологии военного производства, перепрофилирование производств, находящихся в процессе структурных преобразований, и их подготовка к выпуску наукоемкой и конкурентоспособной продукции, использование возможностей крупных промышленных предприятий для поддержки развития специализированных средних и небольших предприятий. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе и прогнозировании структурных изменений экономики региона. Выводы. Комплексное внедрение описанных в статье способов осуществления преобразований в структуре предприятий оборонного комплекса региона будет способствовать росту экономической эффективности региона, его экономической стабильности и повышению уровня благосостояния населения.
Ключевые слова: модернизация, диверсификация, управление, промышленность, регион, оборонно-промышленный комплекс.
IDZIEV GADZHIMURAD IDZIEVICH
Dr.Sc. of Economics, leading researcher At the Institute of socio-economic research of the Russian Academy of Sciences,
e-mail: [email protected]
DIRECTIONS OF ENTERPRISE DEVELOPMENT MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION
Abstract. Purpose of work. The article deals with the problem of involvement of regional enterprises of the military-industrial complex in the process of modernization of the economy of the Republic of Dagestan. The main task is to increase the efficiency of the regional reproduction process and strengthen the economic motivation of economic entities in the development of production and sale of goods and services in regional and foreign markets. Method or methodology of the work. The analysis of the enterprises of the military-industrial complex of the Republic of Dagestan and the assessment of the degree of possible use of the potential of these enterprises for the modernization and innovative development of the economy of the region. Results. One of the main reasons for the decline in production at large machine-building enterprises of the Republic of Dagestan is that these enterprises were practically not co-operated with each other, did not represent a single complex and mainly fulfilled defense orders. The article outlines the development of these enterprises: to use the potential of regional defense industry enterprises for production of competitive civilian production, civilian production when changes in the technology of military production, conversion of industries that are in the process of structural transformation, and their preparation for the production of high-tech and competitive products, using the opportunities of large industrial enterprises to support the development of specialized medium-sized and small businesses. Scope of the results. The results of the research can be used in analyzing and predicting structural changes in the region's economy. Conclusions. The integrated implementation of the methods described in the article for implementing changes in the structure of the region's defense complex enterprises will contribute to the growth of the region's economic efficiency, its economic stability, and improving the welfare of the population.
Keywords: modernization, diversification, management, industry, region, military-industrial complex.
Введение. В экономике страны и ее регионов основной задачей для предприятий оборонно -промышленного комплекса является обеспечение социально-экономического и технологического развития, особенно в современных условиях усиления глобальной конкуренции на рынках товаров, капиталов, технологий и рабочей силы. Это предъявляет новые требования к уровню конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиционных потоков. Кроме того, задачи этого комплекса определяются поддержанием на текущем уровне конкурентных позиций в мировой экономике за счет высокого уровня кадрового профессионализма, что, в свою очередь, обеспечивает постоянное развитие и рост производительности труда, является базой для ускорения развития отраслей и их модернизации (при этом речь идет об отраслях, определяющих качество человеческого капитала) и основой для превращения среднего класса в доминанту общества [5]. Если же говорить о Республике Дагестан, то многие факторы ее развития будут зависеть от последовательной и оптимально выстроенной экономико-социальной политики руководства республики для запуска программы стабильного и динамичного социального и экономического развития Дагестана, его выхода из зоны повышенной дотационности [1].
Методы исследования. Основным направлением структурной политики в ОПК на ближайшее время является поддержание необходимого объема производства и управление производством для получения существенных изменений в структуре промышленности. В период СССР усилия науки, промышленности и госуправления были направлены на обеспечение военно-стратегического заказа. Большинство предприятий ОПК республики работали на решение поставленных задач в этом направлении и были заняты обеспечением серьезных достижений в инновационной сфере. Стоит сказать, что такая система не была ориентирована на получение коммерческих результатов. Четкие задачи по аккумуляции новых знаний и технологических решений не были поставлены [14].
Экономико-политические реформы 90-х годов прошлого века стали причиной возникновения следующей ситуации: наличие практически обанкротившихся предприятий ОПК с сохраненным большим инновационным потенциалом и отсутствие основного (главного) звена современной инновационной экономики - наукоемкой промышленности, которая была бы ориентирована на гражданский спрос. По мере осуществления непродуманных реформенных шагов экономические мощности пришли в полный упадок, а оборудование устарело [1].
В качестве выхода из текущей ситуации большинство экспертов предлагают использовать следующие основные стратегические направления.
1. Нынешний этап развития Дагестана не позволяет отказаться от главенствующей роли государства в формировании инновационной экономики. Объем расходов, направляемых частными предприятиями на исследования и разработки за счет собственного бюджета, крайне мал, и рост этого объема замедлен. При этом во многих развитых странах доля расходов предпринимательского сектора в показателях национальных НИОКР равна практически 65%, а в Европейском Союзе эти показатели приближаются к 75%. В РФ и ее регионах (Дагестан не исключение) государственное финансирование остается основным источником поступления средств в инновационный сектор экономики [2].
2. Не следует отказываться от развития предприятий ОПК Республики Дагестан. Речь идет не только о том, что использование нового современного оборудования - это главный показатель хода в ногу со временем, но и о том, что развитие уже имеющегося инновационного потенциала оборонного комплекса позволяет использовать этот потенциал в различных гражданских секторах. Учитывая особенности дагестанского региона - это оптимальный путь на сегодняшний день. При этом для РФ и ее субъектов (особенно для Дагестана) важно сформировать правильно работающий механизм использования имеющихся на сегодняшний день инновационных наработок на предприятиях ОПК для промышленных отраслей гражданской сферы
[19].
3. Производство нынешнего поколения наукоемких товаров для потребителей не может стать основой для находящейся в разработке технологической стратегии в Республике Дагестан, поскольку эта экономическая ниша уже занята не только в указанном регионе, но и по всей территории РФ. В то же время Россия известна не только производством вооружения, но и высокотехнологичных товаров (к примеру, атомных реакторов, пассажирских самолетов, морских буровых платформ и др.).
4. В обязательном порядке должна существовать стимуляция частного бизнеса к вложению финансов в различные исследования и разработки, например, в виде: субсидий для НИОКР, госгарантий по кредитам для малого наукоемкого бизнеса, таможенных льгот для российских компаний - экспортеров высоких технологий и т. п. Такая стимуляция является общепринятой мировой практикой и не противоречит нормам ВТО [9].
5. Деятельность инновационного типа должна иметь поддержку со стороны науки. Современная Российская академия наук имеет массу острых проблем, поэтому постоянно проводятся попытки изменения ее статуса и реформирования РАН. Будущее отечественной Академии наук видится многим чиновникам не только в повышении эффективности фундаментального поиска необходимых изменений, но и в увеличении вклада академии в госбюджет и отдельные экономические отрасли [8].
Долгосрочный эффект от предложенных выше действий будет проявляться не только в экономике, но и в политике, а также в социальной сфере и будет напрямую связан с такими категориями, как научный и образовательный потенциал, а также человеческий капитал.
Одной из главных причин упадка промышленности республики было то, что все предприятия региона были разобщены между собой и не являлись единым комплексом. Дагестанское машиностроение до 1990 г. в своем развитии опиралось на потребности ОПК и выпускало промежуточный продукт. Кроме того, данная отрасль промышленности была ориентирована на привозное сырье и материалы, а также на отгрузку выпускаемой продукции за пределы республики. Эти особенности сделали ее полностью неконкурентоспособной в условиях рыночной экономики.
С 2013 г. в Дагестане реализуется приоритетный проект республиканского развития «Новая индустриализация», который способствует ускорению темпов роста регионального промышленного производства. Этот проект предусматривает сохранение и развитие промышленных предприятий республики путем их модернизации и технического перевооружения. В период с 2013 г. и по сегодняшний день был увеличен оборонный госзаказ, проводится реконструкция промышленных зон для повышения эффективности их использования и создания новых производств. Результатами такой деятельности стало повышение динамики роста заказа ОПК на некоторых предприятиях (табл.). Кроме того, научные организации и промышленные пред-
приятия стали участниками мероприятий пяти госпрограмм РФ, с помощью которых было привлечено 237,5 млн руб. федеральных средств.
Данные увеличения оборонзаказа на некоторых предприятиях Дагестана*
№ Название предприятия Показатели
1. ОАО «Концерн КЭМЗ» в 1,5 раза
2. ОАО «Авиаагрегат» в 1,7 раза
3. ОАО «Завод им. М.Гаджиева» в 2,1 раза
4. ОАО «Буйнакский агрегатный завод» в 1,7 раза
^Источник: https://ww■w.dagpmvda. ги/гиЬпЫ/е^потИш/27447423/.
Также сделаны шаги по реализации программы модернизации предприятия ОАО «Дагдизель», различных программ развития других крупных объектов ОПК Дагестана, инвест -проектов ОАО «Авиаагрегат», проектов обновления производства ОАО «Дагфос» и т. д. В 2015 г. была достигнута договоренность, которая предусматривала увеличение количества заказов на поставку нефтеперерабатывающего оборудования для ОАО «Завод им. М. Гаджие-ва» (150 единиц продукции против 49 единиц в 2014 г.). Кроме того, ОАО «НК «Роснефть» выставило предложение для завода по поводу проведения в компании аккредитации и презентации выпускаемого нефтедобывающего оборудования.
Также был утвержден план мероприятий для продвижения идеи импортозамещения в дагестанской промышленности. Постоянно проводится работа по привлечению новых заказов на продукцию гражданского типа и военную технику. На сегодняшнем этапе несколько республиканских предприятий модернизируют производство с помощью внедрения в него определенной номенклатуры изделий. Для такого внедрения необходимо финансирование в размере 2,5 млрд руб.
К примеру, в 2016 г. ОАО «Завод "Дагдизель"» было освоено 637,9 млн руб., из которых 629,5 млн руб. были получены от ОАО «Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор"», выделенные по Госпрограмме «Развитие оборонно-промышленного комплекса», а 8,4 млн руб. были собственными средствами предприятия. Активные шаги по модернизации предприятий республики стали причиной роста объемов производства заказов ОПК в Дагестане - 182,7% к показателям 2015 г. Предпринятые шаги по модернизации крупных предприятий республиканского ОПК обеспечили рост объемов оборонных госзаказов за период 20132016 гг. более чем в 3 раза.
На основе вышесказанного целесообразно предложить следующие направления развития предприятий оборонно-промышленного комплекса региона с целью сохранения и развития научного, технического и производственного потенциалов предприятий, а также укрепления социально-экономических условий для дальнейшего регионального развития:
1. Рекомендуется использовать потенциал региональных предприятий оборонной отрасли для изготовления гражданской продукции. Вся работа при этом должна быть направлена на доведение качества новой выпускаемой продукции до уровня мировых стандартов. И если такая цель будет достигнута, то указанное направление сможет обеспечить максимально полное сохранение потенциала регионального производственного комплекса и его развитие на новом уровне.
2. Налаживание производства гражданской продукции при внесении изменений в технологии военного производства. Такое действие предполагает быструю отдачу и не требует слишком высоких затрат на его выполнение, поскольку не связано с работой с новыми видами сырья и новыми материалами, также не связано с реконструкцией и модернизацией имеющейся технической базы.
3. Перепрофилирование производств, находящихся в процессе структурных преобразований, и их подготовка к выпуску наукоемкой и конкурентоспособной продукции. Это связано с изменением основного производственного профиля предприятия, заменой оборудования и комплектующих для него, серьезными изменениями в технологических процессах и т. д. Кро-
ме того, это требует серьезных капиталовложений в смежные отрасли.
4. Использование возможностей крупных промышленных предприятий для поддержки развития специализированных средних и небольших предприятий в: производстве актуальных видов гражданской продукции, техническом перевооружении, передаче на баланс этих предприятий излишнего оборудования, кадровой переподготовке, налаживании необходимых производств.
5. Изменение профиля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и их конверсия. Сюда же следует отнести и связанную с перепрофилированием демилитаризацию высоких технологий. Этот шаг может стать важнейшим формирования рынка научно-технических идей.
Выводы. Изложенные выше основные направления сохранения и развития существующего научно-технического производственного потенциала характерны и для предприятий оборонно -промышленного комплекса Республики Дагестан и для других промышленных гигантов региона, которые подвергаются структурным трансформациям. Мы также не исключаем и дополнительные (отличающиеся от описанных) способы сохранения и последующего развития научно-технического и производственного потенциала регионального промышленного комплекса.
Литература
1. Ахмедуев, А. Ш. Промышленность Дагестана : узловые проблемы и приоритеты развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 8 (46). С. 64-72.
2. Багомедов, М. А. Формирование социально-экономической политики в проблемных регионах в условиях модернизации общественных отношений // Вопросы структуризации экономики. 2014. № 1. С. 184188.
3. Бахтизин, А. Р., Бухвальд, Е. М., Кольчугина, А. В. Выравнивание регионов в России : иллюзии программы и реалии экономики //Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 1. С. 76-91.
4. Бухвальд, Е. М. Стратегическое планирование - институциональная основа перехода к устойчивому развитию российской экономики // Федерализм. 2016. № 1 (81). С. 19-30.
5. Викулов, С. Ф., Хрусталев, Е. Ю. Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России // Экономический анализ : теория и практика. 2012. № 12. С. 2-9.
6. Гасанов, М. А. Развитие производственно-отраслевой составляющей экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 8 (106). С. 97-105.
7. Голяшев, А. В., Григорьев, Л. М. Типы российских регионов : устойчивость и сдвиги в 2003-2013 гг. : доклад //Аналитический центр при Правительстве РФ. Декабрь 2014 г.
8. Дохолян, С. В., Петросянц, В. З., Садыкова, А. М. Современные проблемы инновационного социально-экономического развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 43-51.
9. Климанов, В. В., Будаева, К. В. Точки роста как элемент стратегического планирования в регионах России //Региональные исследования. 2017. № 3 (57). С. 99-106.
10. Кузнецова, О. В. Экономическое развитие регионов : теоретические и практические аспекты государственного регулирования. - М. : Ленанд, 2015.
11. Курбанов, К. К. Агропромышленный кластер как эффективный инструмент регионального маркетинга //Вопросы структуризации экономики. 2014. № 2. С. 21-22.
12. Лексин, В. Н., Швецов, А. Н. Реформы и регионы : системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. - М. : Ленанд, 2012.
13. Сагидов, Ю. Н., Дохолян, С. В., Кутаев, Ш. К. Крупные промышленные предприятия как активиза-торы развития отрасли и экономики региона (на примере Республики Дагестан) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 4 (54). С. 11-18.
14. Хрусталев, Е. Ю. Оборонный потенциал России в контексте современной международной конкуренции и глобализации //Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2012. № 7. С. 2-14.
15. Хрусталев, Е. Ю., Хрусталев, О. Е. Методология оценки отраслевых темпов и стабильности инновационного развития наукоемких предприятий и организаций // Экономический анализ : теория и практика. 2014. № 10 (362). С. 2-15.
16. Юнусова, П. С. Модернизация - основа роста конкурентоспособности агропромышленного комплекса //Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 2 (76). С. 20-27.
17. Batkovsky, A. M., Fomina, A. V., Semenova, E. G., Khrustalev, E. Yu., Khrustalev, O. E. Models and methods for evaluating operational and financial reliability of high-tech enterprises // Journal of Applied Economic Sciences. 2016. Т. 11. No. 7. P. 1384-1394.
18. Bukhvald, E. M. The strategy for development of small and medium entrepreneur-ship in Russia till 2030 : ambitions and realities //Economic and Social Changes : Facts, Trends, Forecast. 2016. No. 1 (43). P. 66-80.
19. Gadziev, N. G., Rabadanov, M. H., Eldarov, E. M., Idziev, G. I. Development of industrial enterprises in-vestmentpolicy of Dagestan Republic //Ponte. 2017. Vol. 73. Is. 10. P. 317-325.
20. Baliyants, K. M., Dokholyan, S. V., Hidirova, S. Z., Zhamolatova, Z. N. The resource potential of the agro-
industrial complex of the North-Caucasian federal district as a factor of innovative development of the macro-region //International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Т. 7. No. S1. P. 339-347.
References:
1. Ahmeduev, A. SH. Promyshlennost' Dagestana : uzlovye problemy i prioritety razvitiya //Regional'nye prob-lemy preobrazovaniya ekonomiki. 2014. № 8 (46). S. 64-72.
2. Bagomedov, M. A. Formirovanie social'no-ekonomicheskoj politiki v problemnyh regionah v usloviyah mod-ernizacii obshchestvennyh otnoshenij // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2014. № 1. S. 184-188.
3. Bahtizin, A. R., Buhval'd, E. M., Kol'chugina, A. V. Vyravnivanie regionov v Rossii : illyuzii programmy i realii ekonomiki // Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk. 2016. № 1. S. 76-91.
4. Buhval'd, E. M. Strategicheskoe planirovanie - institucional'naya osnova perekhoda k ustojchivomu razviti-yu rossijskoj ekonomiki //Federalizm. 2016. № 1 (81). S. 19-30.
5. Vikulov, S. F., Hrustalev, E. YU. Voenno-ekonomicheskij analiz sovremennyh oboronnyh problem Rossii // Ekonomicheskij analiz : teoriya i praktika. 2012. № 12. S. 2-9.
6. Gasanov, M. A. Razvitie proizvodstvenno-otraslevoj sostavlyayushchej ekonomiki regiona // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2019. № 8 (106). S. 97-105.
7. Golyashev, A. V., Grigor'ev, L. M. Tipy rossijskih regionov : ustojchivost' i sdvigi v 2003-2013 gg. : doklad//Analiticheskij centr pri Pravitel'stve RF. Dekabr' 2014 g.
8. Doholyan, S. V., Petrosyanc, V. Z., Sadykova, A. M. Sovremennye problemy innovacionnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2012. № 3. S. 4351.
9. Klimanov, V. V., Budaeva, K. V. Tochki rosta kak element strategicheskogo planirovaniya v regionah Rossii //Regional'nye issledovaniya. 2017. № 3 (57). S. 99-106.
10. Kuznecova, O. V. Ekonomicheskoe razvitie regionov : teoreticheskie i prakticheskie aspekty gosudarstven-nogo regulirovaniya. - M. : Lenand, 2015.
11. Kurbanov, K. K. Agropromyshlennyj klaster kak effektivnyj instrument regional'nogo marketinga // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2014. № 2. S. 21-22.
12. Leksin, V. N., SHvecov, A. N. Reformy i regiony : sistemnyj analiz processov reformirovaniya regional'noj ekonomiki, stanovleniya federalizma i mestnogo samoupravleniya. - M. : Lenand, 2012.
13. Sagidov, YU. N., Doholyan, S. V., Kutaev, SH. K. Krupnye promyshlennye predpriyatiya kak aktivizatory razvitiya otrasli i ekonomiki regiona (na primere Respubliki Dagestan) // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2015. № 4 (54). S. 11-18.
14. Hrustalev, E. YU. Oboronnyj potential Rossii v kontekste sovremennoj mezhdunarodnoj konkurencii i glob-alizacii //Nacional'nye interesy : prioritety i bezopasnost'. 2012. № 7. S. 2-14.
15. Hrustalyov, E. YU., Hrustalyov, O. E. Metodologiya ocenki otraslevyh tempov i stabil'nosti innovacionnogo razvitiya naukoemkih predpriyatij i organizacij // Ekonomicheskij analiz : teoriya i praktika. 2014. № 10 (362). S. 2-15.
16. YUnusova, P. S. Modernizaciya - osnova rosta konkurentosposobnosti agropromyshlennogo kompleksa // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 2 (76). S. 20-27.
17. Batkovsky, A. M., Fomina, A. V., Semenova, E. G., Khrustalev, E. Yu., Khrustalev, O. E. Models and methods for evaluating operational and financial reliability of high-tech enterprises // Journal of Applied Economic Sciences. 2016. T. 11. No. 7. P. 1384-1394.
18. Bukhvald, E. M. The strategy for development of small and medium entrepreneur-ship in Russia till 2030 : ambitions and realities //Economic and Social Changes : Facts, Trends, Forecast. 2016. No. 1 (43). P. 66-80.
19. Gadziev, N. G., Rabadanov, M. H., Eldarov, E. M., Idziev, G. I. Development of industrial enterprises investment policy of Dagestan Republic //Ponte. 2017. Vol. 73. Is. 10. P. 317-325.
20. Baliyants, K. M., Dokholyan, S. V., Hidirova, S. Z., Zhamolatova, Z. N. The resource potential of the agro-industrial complex of the North-Caucasian federal district as a factor of innovative development of the macro-region //International Journal of Economics and Business Administration. 2019. T. 7. No. S1. P. 339-347.