Научная статья на тему 'Промышленная политика как фактор социально-экономического развития Республики Дагестан'

Промышленная политика как фактор социально-экономического развития Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идзиев Г. И.

Одной из проблем, исследуемой региональной экономикой, является определение закономерностей размещения производительных сил и их роли в развитии регионов. В частности, наиболее актуальными представляются вопросы формирования региональной производственной сферы. Эти вопросы особенно важны для проблемных регионов юга России, в том числе для Республики Дагестан, где в силу сложившейся демографической ситуации образовался избыток трудовых ресурсов и возросла связанная с ним безработица. Предполагается, что развитие данного региона в определяющей степени зависит от объемов промышленного производства, о чем свидетельствует доля промышленного производства в общем показателе валового регионального продукта в период устойчивого экономического развития в советское время. В современных условиях возрождение экономики возможно путем проведения промышленной политики, реализующей приоритеты общегосударственной значимости, но с учетом особенностей потенциала отдельных регионов. В настоящей работе на основе системного подхода предложена модель формирования и реализации промышленной политики Республики Дагестан, сформулирована ее стратегическая цель, определен комплекс задач и основные элементы механизма ее реализации. Сделан вывод, что грамотное формирование и проведение промышленной политики позволит стимулировать экономический рост и структурные изменения в пользу основных видов производств, систематизированных по критериям конкурентоспособности. При этом совокупность инструментов такой промышленной политики должна соответствовать конкретному этапу трансформации реального сектора экономики и должна меняться по мере смены этапов кризиса, стабилизации, постстабилизационного восстановления, активной структурной перестройки и экономического роста по мере включения региона в процессы внутренней и межстрановой интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика как фактор социально-экономического развития Республики Дагестан»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 332.146

промышленная политика как фактор социально-экономического развития республики дагестан*

Г. И. ИдЗИЕВ,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: textima@mail.ru

Институт социально-экономических исследований дагестанского НЦ РАН, Махачкала

Одной из проблем, исследуемой региональной экономикой, является определение закономерностей размещения производительных сил и их роли в развитии регионов. В частности, наиболее актуальными представляются вопросы формирования региональной производственной сферы. Эти вопросы особенно важны для проблемных регионов юга России, в том числе для Республики Дагестан, где в силу сложившейся демографической ситуации образовался избыток трудовых ресурсов и возросла связанная с ним безработица. Предполагается, что развитие данного региона в определяющей степени зависит от объемов промышленного производства, о чем свидетельствует доля промышленного производства в общем показателе валового регионального продукта в период устойчивого экономического развития в советское время. В современных условиях возрождение экономики возможно путем проведения промышленной политики, реализующей приоритеты общегосударственной значимости, но с учетом особенностей потенциала отдельных регионов.

В настоящей работе на основе системного подхода предложена модель формирования и реализации промышленной политики Республики Дагестан, сформулирована ее стратегическая цель, определен комплекс задач и основные элементы механизма ее реализации. Сделан вывод, что грамотное фор-

* Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14-06-00066-а).

мирование и проведение промышленной политики позволит стимулировать экономический рост и структурные изменения в пользу основных видов производств, систематизированных по критериям конкурентоспособности. При этом совокупность инструментов такой промышленной политики должна соответствовать конкретному этапу трансформации реального сектора экономики и должна меняться по мере смены этапов кризиса, стабилизации, постстабилизационного восстановления, активной структурной перестройки и экономического роста по мере включения региона в процессы внутренней и межстрановой интеграции.

Ключевые слова: промышленная политика, проблемный регион, модернизация, экономическое развитие

Одной из проблем, являющихся предметом изучения региональной экономики, является определение закономерностей размещения производительных сил и их роли в развитии регионов. В целях изучения данной проблемы наиболее важными представляются вопросы формирования региональной производственной сферы. Эти вопросы особенно актуальны для Республики Дагестан, где в силу сложившейся демографической ситуации образовался избыток трудовых ресурсов и выросла связанная с ним безработица.

В условиях Республики Дагестан формирование производственной сферы существенно зависит от промышленной политики местных и федеральных властей, поскольку развитие региона в определяющей степени зависит от объемов промышленного производства. Об этом свидетельствует доля промышленного производства в общем показателе валового регионального продукта в годы экономического развития в советское время. При этом в стране практически отсутствовала безработица [5].

На современном этапе экономического развития Республика Дагестан относится к числу отсталых регионов с депрессивной экономикой. Это подтверждается тем, что ВРП на душу населения составляет 21,4% от среднероссийского показателя. Сегодняшняя депрессивность экономики данного региона определяется в первую очередь состоянием его производственного сектора. В то же время республика относится к старопромышленным регионам, где еще 30-40 лет назад концентрировались предприятия военно-промышленного комплекса, машиностроительного, приборостроительного профиля, а также предприятия легкой и перерабатывающей промышленности. Именно эти предприятия в большей степени пострадали от сокращения госзаказов и от разрыва прежних экономических связей [4].

В советские времена экономика Дагестанской АССР финансировалась в основном за счет поступлений из центра. Около 80% промышленных предприятий республики выпускали продукцию

Примечание. Составлено автором на основании данных Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан. URL: http://minec-rd.ru.

Рис. 1. Динамика индекса физического объема производства продукции машиностроения предприятиями ВПК Республики Дагестан в 1990-2000 гг.,

% к уровню1990 г.

для военно-промышленного комплекса [1]. Однако после распада СССР и болезненных трансформаций рынка, огромное значение для экономики России в целом и Республики Дагестан в частности приобрела конверсия.

За 10 лет, с 1990 по 2000 г., объем производства на машиностроительных предприятиях республики упал в 10 раз (рис. 1). Последний крупный заказ для ведущего промышленного предприятия региона -ОАО «Завод Дагдизель» поступил от Минобороны России в 2000 г. Одной из основных причин глубочайшего спада промышленности Дагестана является то, что местные предприятия практически не были кооперированы между собой, не представляли собой единого комплекса, являясь лишь придатком различных министерств и ведомств бывшего СССР.

В настоящее время промышленный потенциал Республики Дагестан определяется в основном машиностроительным комплексом. В его состав входят около 40 предприятий, из которых 19 - предприятия ВПК, ориентировавшихся в прошлом на выполнение оборонного заказа и производивших до 75% от общего объема производства машиностроения. При условии использования 70% производственных мощностей этот сектор способен производить продукции примерно в 10 раз больше, чем в 2000 г. [2]. Однако на сегодняшний день производственный потенциал предприятий ВПК республики используется в среднем на 12-14%. Из 19 предприятий оборонной промышленности лишь 7 выполняют

государственный оборонный заказ. В отличие от первых лет экономических реформ, когда преобладало мнение, что рыночная саморегуляция является достаточной, в настоящее время ни у кого не возникает сомнения в необходимости эффективного государственного регулирования социально-экономических процессов [10].

Одним из важнейших элементов такого регулирования должна стать активная государственная

промышленная политика, поскольку в последнее время она все больше становится фактором, способствующим повышению конкурентоспособности региональных и национальных экономик. В переходный период научно-технический уровень промышленности Республики Дагестан оказался в рыночном отношении неэффективным. Этому обстоятельству содействовали изменения приоритетов в пользу добывающих отраслей, увеличение импорта, вытесняющего отечественную продукцию, и отсутствие инвестиций в основные средства.

Депрессивность региона характеризуется многими показателями, в том числе такими, как объем производства товаров и услуг, основные виды доходов, расходы на конечное потребление, инвестиции в основной капитал, занятость населения и т.д. В то же время в целом депрессивные регионы могут иметь вполне благополучные показатели по отдельным экономическим и социальным показателям. Для общей диагностики депрессивных регионов достаточно проанализировать следующие индикативные экономические показатели: индекс промышленного производства, уровень безработицы, отношение денежного дохода населения к прожиточному минимуму, динамику инвестиций в основные фонды. В частности, от этих показателей социально-экономического состояния Республики Дагестан зависят характер и форма государственного регулирования и управления, в том числе могут быть оценены масштабы реструктуризации, санации, приватизации, национализации и других форм государственной поддержки.

Для количественной оценки и прогнозирования показателей социально-эколого-экономического развития наиболее эффективны методы экономико-математического моделирования. Наиболее простой при начальных исследованиях региона является модель экономической базы, для построения которой необходимы показатели экономической активности. Для Республики Дагестан таковыми являются показатели занятости в определенные интервалы времени. С помощью такой модели можно быстро, хотя и достаточно приближенно, спрогнозировать региональный экономический рост [9]. Для целостного прогноза экономического роста необходимо исходить из социально-экономических аспектов конкретного региона как части общей системы регионов страны, учитывая территориальное размещение производств, которое неразрывно связано с перспективным балансом природно-ресурсного и трудового потенциалов, сетью городских и сельских поселений, транспортного обеспечения и т.д.

Одной из наиболее болезненных и социально значимых для Республики Дагестан является проблема занятости активной трудоспособной части населения. В недавнем прошлом (в 1950-х гг.) она была в значительной степени решена размещением и развитием промышленного производства оборонного назначения машиностроительного и приборостроительного профилей. В период перехода к рыночной экономике кооперационные связи нарушились, госзаказы и госинвестиции отсутствовали, а проведенная приватизация не дала ожидаемого эффекта. В результате реструктуризация промышленности так и не была выполнена, и эта сфера промышленного производства оказалась экономически неэффективной. В таких условиях возрождение экономики, на взгляд автора, возможно путем проведения взвешенной промышленной политики, реализующей приоритеты общегосударственной значимости, но с учетом особенностей потенциала данного региона.

Сущность промышленной политики региона заключается в обоснованном выборе органами исполнительной власти субъекта Федерации приоритетных направлений деятельности и предприятий региона и в оказании им эффективной государственной поддержки. При разработке промышленной политики в конкретном субъекте РФ необходимо учитывать имеющийся в мировой и отечественной практике опыт ее формирования и реализации. При выборе рационального варианта промышленной политики должны быть проведены следующие мероприятия [3]:

• анализ состояния реального сектора экономики;

• оценка способов повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий региона;

• анализ потребности региональной экономики в ресурсах для реализации различных механизмов промышленной политики;

• определение возможных экономических последствий выбора различных механизмов промышленной политики.

Предложенный подход позволит дифференцировать меры промышленной политики во времени, учесть этапы экономического реформирования, выявить реальные возможности осуществления эффективной промышленной политики в регионе. Модель формирования и реализации промышленной политики региона можно представить в виде типовой схемы промышленной политики (в данном случае применительно к условиям Республики Дагестан) (рис. 2).

Тенденции научно-технического и

технологического развития

i

Государственная промышленная политика

к л I -с

Л (U

Ч

<u ©

s S G л ft u

О ©

Диагностика состояния промышленности региона

0 W s

1

<u H

о g

8 § g s

2 ш

s s

о ^ W

m

к л m о ft m

«т-

о Я

«

Щ «

а

0 (U т s

1 X U H

I

0 к

F

fr

1

m g

о g

ES к

M " s

S

!ft ^ ^ О О §

О m

рц

h £

Цели, задачи и принципы промышленной политики Республики Дагестан

~ ' А '

Систематизация

предложений отраслевых союзов

Систематизация отечественного и зарубежного опыта проведения государственной промышленной политики

Этапы достижения целей и решения указанных задач

Методическое обеспечение выбора критерия селективной поддержки промышленных предприятий

ФОРМЫ

Индикативные планы и программы преобразования кризисных сфер и производств. Программы реструктуризации промышленных предприятий.

Программы развития наукоемких предприятий. Целевые специальные программы, являющиеся формой компенсационного механизма

Механизмы реализации промышленной политики

Развитие наукоемких отраслей Реструктуризация кризисных отраслей Компенсационный

Объекты госрегулирования

Формирование конкурентоспособного промышленного комплекса региона, обеспечивающего улучшение социальных и экономических условий жизни населения территории

Количественная оценка эффективности проводимой промышленной политики

МЕТОДЫ

Институциональные:

• развитие отношений собственности (в т.ч. интеллектуальной);

• правовое регулирование;

• административно-экономическое регулирование (контроль за кредитной системой, контроль за работой собственника, государственные и муниципальные контракты, территориальные заказы, межрегиональные и межотраслевые связи и др.);

• развитие новых организационно-правовых форм

Ресурсные:

• прямое финансирование;

• экономическое регулирование (инструменты налоговой, кредитной, внешнеэкономической политики, государственное регулирование цен и тарифов и др.);

• информационное регулирование

Рис. 2. Модель формирования и реализации промышленной политики региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-40(277)-2014-

Перейдем непосредственно к целям и задачам, которые должны быть отражены в промышленной политике территориальных образований. Стратегической целью промышленной политики на ее долгосрочном этапе является создание конкурентоспособного промышленного комплекса региона, обеспечивающего усиление вклада промышленности в решение социально-экономических проблем территории [8] (рис. 3).

Промышленная политика региона предопределяет необходимость решения следующих задач [6]:

• формирование современной технологической структуры на основе активизации использования инновационного потенциала региона;

• становление оптимальной отраслевой и институциональной структуры промышленного комплекса;

• обеспечение дифференцированного подхода к выбору приоритетов промышленной политики для различных территорий;

• ориентация на производство товаров и услуг конкурентоспособного качества;

• диверсификация производства;

• активизация инвестиционного процесса, усиление инновационной направленности инвестиционной деятельности. Особенности

сформировавшейся отраслевой и институциональной структуры промышленного комплекса региона, сложившаяся экологическая ситуация, имеющийся научно-технический и производственный потенциал позволяют определить следующие стратегические направления промышленной политики [6]:

• внедрение наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

• освоение на территории региона конкурентоспособных производств, развитие уже существующих высокотехнологичных предприятий;

• внедрение современных методов и систем управления качеством, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и технического уровня продукции промышленного производства необходимой экологической безопасности;

• укрепление кадрового потенциала промышленности;

• формирование инфраструктуры (в том числе инновационной), адекватной целям и задачам промышленной политики;

• создание законодательной базы обеспечения конкурентоспособности промышленности. Под механизмом реализации промышленной

политики понимается система правовых, экономических и организационных мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффектив-

Рис. 3. Этапы и цели промышленной политики

ного функционирования и решению социальных проблем населения региона.

Важнейшими элементами механизма реализации промышленной политики являются:

• реструктуризация кризисных предприятий и производств;

• развитие наукоемких производств;

• компенсационные меры, призванные не только снизить негативные социальные последствия процесса трансформации промышленного комплекса территории, но и решить проблемы, являющиеся общими как для кризисных, так и для наукоемких сфер деятельности. К ним, в частности, относятся проблемы структурной безработицы, инфраструктурного обеспечения перестройки промышленности региона, повышения инновационной емкости промышленного комплекса.

Основными формами механизма реализации промышленной политики региона являются [7]:

• индикативные планы преобразования кризисных производств и разработанные на их основе соответствующие программы реструктуризации;

• программы развития наукоемких производств;

• программы реструктуризации промышленных предприятий;

• прогнозы и программы социально-экономического развития проблемных территорий региона, выбранных в качестве стратегических объектов регулирования;

• целевые специальные программы, являющиеся формой компенсационного механизма, направленные на решение конкретных проблем структурной перестройки промышленности территориальных образований:

- программа трансформации кадрового потенциала, обеспечивающая сокращение безработицы, повышение качества кадрового потенциала региона;

- программа развития инфраструктуры, соответствующей целям и задачам промышленной политики;

- комплекс территориальных инновационных программ.

Грамотное формирование и проведение промышленной политики позволяет стимулировать экономический рост и структурные изменения в пользу производств, отобранных по критериям конкурентоспособности. При этом совокупность

инструментов промышленной политики должна соответствовать конкретному этапу рыночной трансформации реального сектора экономики. Кроме того, эти инструменты должны меняться по мере смены этапов кризиса, стабилизации, постстабилизационного восстановления, активной структурной перестройки и экономического роста.

Диверсификация, расширение масштабов и рост объемов продукции промышленности являются материальной основой инновационного развития и повышения производительности труда и, как следствие, обеспечения конкурентоспособности всей экономики. Именно промышленность создает современные средства и орудия труда, являющиеся базой для высоких технологий во всех сферах жизнедеятельности, способствуя переводу всей экономики на инновационный путь развития.

В современных условиях главной проблемой экономики Республики Дагестан является сокращение и постепенное преодоление дотационнос-ти. В этой связи именно промышленность имеет решающее значение в наращивании региональной налоговой базы. Развитие промышленности может стать реальным и надежным источником налоговых поступлений и обеспечения финансовой самодостаточности республиканского бюджета [5].

Необходимость развития промышленности диктуется и перспективой освоения месторождений минерального сырья, более полного использования сельскохозяйственных угодий, расширения масштабов добывающей и перерабатывающей промышленности. Для региона одним из приоритетных направлений является развитие топливно-энергетического комплекса за счет добычи и переработки нефти и газа, создания дополнительных мощностей электроэнергетики и т.д. В настоящее время, в условиях депрессивной экономики, энергетический баланс Республики Дагестан остается отрицательным. Чтобы выйти на средний уровень России, например по производству и потреблению электроэнергии на душу населения, региону необходимо увеличить ее производство в 3-4 раза. Именно поэтому важнейшим приоритетным направлением реструктуризации местной промышленности является развитие ТЭК.

Приоритетными также являются традиционные для региона пищевая и легкая промышленность. Современный развитый продовольственный сектор должен обеспечить занятость значительной части населения региона (причем не только в городах, но и в некоторых районах), создать рынок сбыта

сельхозпродукции (т.е., способствовать занятости в сельском хозяйстве и его развитию), гарантировать продовольственную безопасность республики. Важная роль развития легкой промышленности также заключается в обеспечении занятости населения, тем более что она имеет в здесь собственную сырьевую базу, использование которой весьма актуально.

Бесспорным также представляется то, что одним из приоритетных направлений развития промышленности Республики Дагестан является машиностроение, особенно электроника и приборостроение [4]. Возможно, создание масштабных металлоемких производств не перспективно для республики, однако развитие адаптированного к местным условиям сельхозмашиностроения, производства оборудования для переработки сельхозпродукции, бытовой техники является весьма актуальным. Кроме того, необходимо также учитывать активную роль промышленности в повышении общего профессионального и культурного уровня населения.

Список литературы

1. Алиев Т. Инновации для оборонки. URL: http://vpk.name/news/20825_innovacii_dlya_oboronki. html.

2. Гасайниев Г. Разумно использовать имеющийся промышленный потенциал. URL: http:// dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/30753.

3. ДороничевД.А., ЗвоновА.А. Государственная промышленная политика как инструмент модерни-

зации национальной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 29. С.18-24.

4. Идзиев Г.И. Организационные предпосылки реструктуризации оборонных предприятий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 27. С. 27-33.

5. Идзиев Г.И. Промышленный комплекс Республики Дагестан: состояние и проблемы реструктуризации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 1. С. 56-65.

6. Концепция промышленной политики Свердловской области: утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 03.11.1999 № 1266-ПП. URL: http://economy.midural.ru/sites/ default/files/documents/prom_1.doc.

7. Рабаданова А.А. Теоретические основы формирования механизма реализации стратегии социально-экономического развития региона // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 4. С. 156-160.

8. Саликова Е.Ю. Понятие и содержание промышленной политики на макро- и микроуровне. URL: http://lerc.ru/?part=bulletin&art=3&page=29.

9. Хрусталёв Е.Ю., Боташева А.С. Концепция вывода региона из депрессивного состояния // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 34. С. 69-80.

10. Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42. С. 8-15.

National interests: priorities and security Problem. Research. Solution

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

INDUSTRIAL POLICY AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Gadzhimurad I. IDZIEV

Abstract

One of the problems of the considered regional economy is to determine the patterns of productive forces distribution and their role in the regional development. To study this problem, it is necessary to consider the formation of production sphere. This issue is especially relevant to the problematic regions of Southern Russia and, in particular, the Republic of

Dagestan, where, due to the demographic situation, surplus of labor and the associated unemployment have been formed. It can be assumed that the development of the region, to a certain extent, depends on the volume of industrial production. This was evidenced by the share of manufacturing in the total gross regional product in the best Soviet years of economic development: no unemployment. In modern conditions, the economic

revival is possible by means of industrial policy that implements the priorities of national importance, but taking into account the capacity of individual regions. On the basis of a systematic approach to the model of formation and implementation of the industrial policy of the Republic of Dagestan, the article formulates the strategic objective, defines a set of objectives and main elements of the mechanism of its implementation. The author concludes that good formation and implementation of industrial policy allows stimulating the economic growth and structural changes in favor of the industries, selected according to the criteria of competitiveness. The set of tools of this industrial policy must correspond to a specific phase of transformation of the real sector of the economy and should change as the phases of crisis, stabilization, recovery, post stabilizing active structural adjustment and economic growth change, as a region is in the processes of internal and inter-country integration.

Keywords: industrial policy, problematic region, modernization, economic development

References

1. Aliev T. Innovatsii dlya oboronki [Innovation for the defense industry]. Available at: http://vpk. name/news/20825_innovacii_dlya_oboronki.html. (In Russ.)

2. Gasainiev G. Razumno ispol 'zovat'imeyushchi-isya promyshlennyi potentsial [It is reasonable to use the available industrial potential]. Available at: http:// dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/30753. (In Russ.)

3. Doronichev D.A., Zvonov A.A. Gosudarstven-naya promyshlennaya politika kak instrument mod-ernizatsii natsional'noi ekonomiki [The State industrial policy as a tool for modernization of the national economy]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' -National interests: priorities and security, 2011, no. 29, pp.18-24.

4. Idziev G.I. Organizatsionnye predposylki re-strukturizatsii oboronnykh predpriyatii [Organizational preconditions for restructuring the defense industries].

Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' -National interests: priorities and security, 2012, no. 27, pp. 27-33.

5. Idziev G.I. Promyshlennyi kompleks Respubliki Dagestan: sostoyanie i problemy restrukturizatsii [The industrial complex of the Republic of Dagestan: the state and problems of restructuring]. Regional 'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki - Regional problems of economic transformation, 2007, no. 1, pp. 56-65.

6. Resolution of the Government of the Sverdlovsk region "The Concept of industrial policy in the Sverdlovsk region" ofNovember 03, 1999 № 1266-PP. Available at: http://economy.midural.ru/sites/default/ files/documents/prom_1.doc. (In Russ.)

7. Rabadanova A.A. Teoreticheskie osnovy formi-rovaniya mekhanizma realizatsii strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Theoretical bases of the formation mechanism of realization of the strategy of socio-economic development of the region]. Voprosy strukturizatsii ekonomiki - Problems of structuring of economy, 2009, no. 4, pp. 156-160.

8. Salikova E.Yu. Ponyatie i soderzhanie pro-myshlennoi politiki na makro- i mikrourovne [The concept and content of industrial policy at the macro- and microlevels]. Available at: http://lerc. ru/?part=bulletin&art=3&page=29. (In Russ.)

9. Khrustalev E.Yu., Botasheva A.S. Kontseptsiya vyvoda regiona iz depressivnogo sostoyaniya [The concept of region's take out of depression]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2011, no. 34, pp. 69-80.

10. Khrustalev E.Yu., Larin S.N. Regional'nye prioritety v razvitii innovatsionnoi infrastruktury [Regional priorities in the development of innovation infrastructure]. Natsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost '- National interests: priorities and security, 2011, no. 42, pp. 8-15.

Gadzhimurad I. IDZIEV

Institute for Social and Economic Research of Dagestan Scientific Center, RAS, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation textima@mail.ru

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project No. 14-06-00066-a).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.