Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурное образование / направления развития / миграционные процессы / полиязычие / глобализация / цифровизации / polycultural education / directions of development / migration processes / multilingualism / globalization / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.Е. Шалина, Н.К. Цобор, И.В. Ницакова, Т.А. Жукова

В условиях быстроменяющегося мира, где культурное многообразие является одним из ключевых аспектов общественной жизни, понимание и уважение различных культурных контекстов становятся неотъемлемой частью образования. В настоящем исследовании рассматриваются основные направления развития поликультурного образования, среди которых авторы статьи выделяют следующие: поликультурное образование в условиях усиления миграционных процессов; поликультурное образование в условиях усиления полиязычия; поликультурное образование в условиях развития глобализационных процессов; поликультурное образование в условиях пандемии COVID-19; поликультурное образование в условиях цифровизации общества. Авторами статьи подчеркивается динамичный и непрерывный характер развития поликультурного образования. Исследование обозначенных выше направлений позволяет целостно подходить к проблеме реализации поликультурного образования в образовательных учреждениях, выявлять перспективы развития поликультурного образования, одной из которых является проектирование модели развития поликультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.Е. Шалина, Н.К. Цобор, И.В. Ницакова, Т.А. Жукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS ON THE DEVELOPMENT OF POLYCULTURAL EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In a rapidly changing world where cultural diversity is a key aspect of social life, understanding and respecting different cultural contexts becomes an integral part of education. This study examines the main directions of development of polycultural education, among which the authors of the article highlight the following: polycultural education in conditions of increasing migration processes; polycultural education in conditions of increasing multilingualism; polycultural education in the context of the development of globalization processes; polycultural education and COVID-19; digitalization of polycultural education. The authors of the article emphasize the dynamic and continuous nature of the development of polycultural education. The study of the areas outlined above allows to take a holistic approach to the problem of implementing polycultural education in educational institutions, to identify prospects for the development of polycultural education, which is based on the model of the development of polycultural education.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

4. Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г № 1688-р. Available at: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf

5. Чудинский РМ., Горбунов Н.А. Роль и место аддитивных технологий в образовательном процессе. Современные проблемы науки и образования. 2022; № 5: 26-34.

References

1. Pasport nacional'nogo proekta. Nacional'nyj proekt«Obrazovanie». Available at: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/-data/-national_project/main/Pasport_ nacionarnogo_proekta_Obrazovanie.pdf

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RossijskojFederacii ot 10 iyulya 2021 g № 1889-r. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202107130013

3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Nauchno-tehnologicheskoe razvitie Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami na 22 oktyabrya 2021 g.). Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 marta 2019 goda № 377. Available at: https://docs.cntd.ru/document/554102822

4. Ob utverzhdenii Koncepciipodgotovkipedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 iyunya 2022 g. № 1688-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf

5. Chudinskij R.M., Gorbunov N.A. Rol' i mesto additivnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2022; № 5: 26-34.

Статья поступила в редакцию 11.04.24

УДК 378

Shalina D.E., student, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: dariashhalina@gmail.com Tsobor N.K., student, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: nadya.tss7@gmail.com Nitsakova I.V., student, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: initsakova@mail.ru Zhukova T.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), National Research Institute "MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: tatianazhu@mail.ru

Dronova S.Yu., Cand. of Sciences (Political Sciences), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: sydronova@fa.ru

TRENDS ON THE DEVELOPMENT OF POLYCULTURAL EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS. In a rapidly changing world where cultural diversity is a key aspect of social life, understanding and respecting different cultural contexts becomes an integral part of education. This study examines the main directions of development of polycultural education, among which the authors of the article highlight the following: polycultural education in conditions of increasing migration processes; polycultural education in conditions of increasing multilingualism; polycultural education in the context of the development of globalization processes; polycultural education and COVID-19; digitalization of polycultural education. The authors of the article emphasize the dynamic and continuous nature of the development of polycultural education. The study of the areas outlined above allows to take a holistic approach to the problem of implementing polycultural education in educational institutions, to identify prospects for the development of polycultural education, which is based on the model of the development of polycultural education. Key words: polycultural education, directions of development, migration processes, multilingualism, globalization, digitalization

Д.Е. Шалина, студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: dariashhalina@gmail.com

Н.К. Цобор, студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: nadya.tss7@gmail.com

И.В. Ницакова, студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: initsakova@mail.ru

Т.А. Жукова, д-р пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Национальный исследовательский

институт «МИСИС», г. Москва, E-mail: tatianazhu@mail.ru

С.Ю. Дронова, канд. полит. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: sydronova@fa.ru

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В условиях быстроменяющегося мира, где культурное многообразие является одним из ключевых аспектов общественной жизни, понимание и уважение различных культурных контекстов становятся неотъемлемой частью образования. В настоящем исследовании рассматриваются основные направления развития поликультурного образования, среди которых авторы статьи выделяют следующие: поликультурное образование в условиях усиления миграционных процессов; поликультурное образование в условиях усиления полиязычия; поликультурное образование в условиях развития глобализационных процессов; поликультурное образование в условиях пандемии COVID-19; поликультурное образование в условиях цифровизации общества. Авторами статьи подчеркивается динамичный и непрерывный характер развития поликультурного образования. Исследование обозначенных выше направлений позволяет целостно подходить к проблеме реализации поликультурного образования в образовательных учреждениях, выявлять перспективы развития поликультурного образования, одной из которых является проектирование модели развития поликультурного образования.

Ключевые слова: поликультурное образование, направления развития, миграционные процессы, полиязычие, глобализация, цифровизации

Статья выполнена в рамках МКТСК № 15 «Поворот России на Восток: новые вызовы и возможности поликультурного образования» на кафедре иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ

Современный мир, охваченный глобализацией, культурным плюрализмом, требует особого внимания к созданию новых условий для развития поликультурного образования. Динамичность и непрерывность обозначенных процессов, несомненно, подчеркивает важность выявления направлений развития поликультурного образования. Это определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - разработать модель развития поликультурного образования в образовательных учреждениях.

Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач: анализ теоретической литературы с целью изучения сложившихся направлений развития поликультурного образования; обоснование значимости проектирования модели развития поликультурного образования в образовательных учреждениях с учетом обозначенных направлений.

В качестве основного метода исследования был использован анализ научной литературы по обозначенной теме.

Научная новизна определяется проектированием модели развития поликультурного образования с учетом обозначенных направлений.

Теоретическая значимость заключается в расширении представлений о направлениях развития поликультурного образования.

Практическая значимость: предложенная модель может быть использована в процессе дальнейшего развития поликультурного образования в рамках обозначенных направлений.

Во всем мире проблемы, связанные с поликультурным образованием, всегда привлекали внимание, так как они затрагивают вопросы экономического и социального приоритета, гражданского равенства и т. д.

На данный момент нет универсального определения поликультурного образования, что обусловлено разнообразием трактовок понятия «культура», «культурное разнообразие». Анализ многочисленных исследований по данной проблематике позволяет выделить несколько видений данного понятия. Остановимся более подробно. Так, в исследованиях зарубежных ученых поликультурное образование рассматривается как идея, концепция, философия, основанная на выявлении ценности этнического и культурного многообразия для членов общества и предлагающая варианты удовлетворения образовательных потребностей обучающихся из разных этнических и культурных групп (РЛ. Гарсиа, К.А. Грант, А. Фрайзир, Б. Парех, Ж. Гэй, Б.Р Барбер). Вместе с тем это и реформаторское движение, которое предлагает пересмотр содержания и ценностей образования для отражения поликультурности любого социума (ГП. Баптист, К.И. Беннет, Д.М. Голник, Ф.К. Чинн, К.Е. Слитер, П.Л. Макларен, и др.). Поликультурное об-

разование - это идея и движения с целью реформирования образования таким образом, чтобы оно носило непрерывный и всеобъемлющий характер, не сводимый только к отдельному курсу обучения или программе (Дж. Бэнкс, У. А. Хантер, Б. Сайзмор).

В исследованиях отечественных ученых (Э.П Азимова и А.Н. Щукина; Д.С Батарчука) [1; 2] поликультурное образование - это система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику обучающихся, развивает у них толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности. Поликультурное образование способно дать человеку понимание и знания о культуре и истории разных наций, развивает эмпатию, гуманизм и терпимость к другим, а также предоставляет возможность познавать собственную культуру через изучение других культур. Это и осознание того, что человек - это высшая ценность независимо от его национальности, мировоззрения, освоение поведения и миропонимания другой нации, свидетельствующее о том, что поликультурная личность развивается успешно. В результате понимания и изучения традиций представителей другой нации человек формирует внутри себя сходство с людьми этой культуры и их отличие от других, что в конечном итоге делает человека компетентным в области культуры, способным осваивать ценности своего народа и других этносов. Отечественные ученые подчеркивают тот факт, что поликультурное образование влияет на развитие поликультурной личности путем воспитания межэтнического взаимопонимания, которое помогает достичь такого состояния, при котором в человеческом понимании между представителями разных национальностей не существует господства одних над другими, соответственно, существует доверие и равенство. Это достигается с помощью взаимного изучения и понимания ценностей, поведения, особенностей образа жизни.

Обобщая изложенное выше, отметим следующее - представление зарубежных и отечественных исследований - схожее, и основная роль поликультурного образования - это поликультурное развитие личности, поликультурное образование, носящие динамичный и изменчивый характер, поликультурное образование - это непрерывное образование.

Современный мир не стоит на месте - общество развивается, меняются ценности и ориентиры под воздействием этнокультурных процессов. Данные изменения затрагивают и образование, которое в настоящее время стало более ориентированным на принципы гуманизации и гуманитаризации, оказывающие влияние на формирование личности человека.

Поликультурное образование является развивающейся тенденцией в образовательных системах по всему миру. В свете изменчивости этнокультурных процессов (глобализация, деглобализация и т. д.) культурное разнообразие в обществе становится все более заметным и значимым. В этой связи выделим и охарактеризуем направления развития поликультурного образования.

1. Поликультурное образование в условиях усиления миграционных процессов

Один из наиболее важных аспектов поликультурного образования - обеспечение психологической безопасности всех участников учебного процесса [3]. Поскольку поликультурное образование основывается на принципе гуманизма, права и достоинства студентов и преподавателей должны быть защищены, необходимо взаимное уважение как всех вовлеченных личностей, так и культур, которые они представляют, и положительная оценка преподавателями обучающихся вне зависимости от их академических результатов. О.В. Пукаленко [4] предположила, что поликультурное образование - это процесс формирования у учащихся представлений о многоликости мира и своей страны; привития положительного отношения к культурным различиям; развития умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур. Межэтнические конфликты, войны, национализм и культурные предрассудки всегда являлись препятствием для построения доверительной и позитивной среды поликультурного образования в школах и университетах, особенно в тех странах, где сосуществуют мигранты из разных стран.

Особенностями миграции в России являются высокие потоки трудовой силы из стран ближнего зарубежья, в особенности из стран СНП и государств, входивших в состав СССР, приток российских граждан из бывших союзных республик [5], а также активная внутренняя миграция в крупные города страны ввиду более высокого уровня жизни и лучших возможностей получения образования и трудоустройства [6]. В этой связи в стране активно происходит смешение культур стран постсоветского пространства, имеющих различное отношение к общему социалистическому прошлому, а также усиливается взаимодействие между этно-группами, входящими в состав РФ, что так или иначе влияет на появление ряда проблем. К наиболее значимым стоит отнести следующие: низкий уровень владения русским языком, приводящий к ограниченным возможностям коммуникации и закрытости инофонов от другой культуры; непонимание особенностей чужой культуры; отсутствие социальных навыков в виде принятия социальных ролей, характерных для принимающей культуры; дискриминация и ксенофобия со стороны представителей принимающей страны.

Все это, несомненно, вызвало интерес к развитию разнообразных программ для подготовки мигрантов, к ключевым моментам проектирования которых стоит отнести следующие:

- освоение дисциплин, развивающих навыки межкультурного взаимодействия (межкультурные коммуникации, регионоведение, история и культура отдельных этносов);

- организация краткосрочных курсов о языковых, исторических, культурных и социальных особенностях страны;

- создание подразделений, оказывающих поддержку в адаптации к стилю жизни в новом регионе и адаптации к образовательному процессу;

- проведение культурно-образовательных мероприятий для ознакомления с особенностями жизни и быта различных этносов как принимающей, так и принимаемых культур.

Также стоит обратить внимание на иностранный опыт адаптации мигрантов в систему образования. К примеру, в Испании существует практика прохождения детьми мигрантов «вводного», или «приемного» класса (aula de acogida) после обучения, в котором дети переходят в общий класс. Согласно статистическим данным, дети мигрантов, прошедшие обучение на вводном этапе, показывают более высокий уровень мотивации к учебе, чем их одноклассники-испанцы [7]. Таким образом, опираясь на успехи зарубежных программ адаптации для мигрантов, мы предлагаем возможность введения в национальной системе образования вводных классов и специальных интеграционных курсов для школьников и студентов - представителей других культур, которые содержат в себе не только общую информацию о российской культуре, но и особенности социально-экономического устройства конкретного региона страны, для ускоренной адаптации в общую образовательную среду. Кроме этого, данные классы и курсы помогут иммигрантам погрузиться в бытовую языковую среду и типичные для ежедневного взаимодействия коммуникативные ситуации.

Итак, в связи с усилением миграционных процессов по всему миру и развитием международной торговли Российская Федерация активно интегрируется в мировое экономическое пространство, усиливает социальное, политическое и культурное сотрудничество с зарубежными странами и повышает свой имидж на мировой арене как привлекательное для инофонов направление с развитой экономической системой и социальной инфраструктурой. Миграция позволяет государствам привлечь трудовые ресурсы извне в различные отрасли экономики и повысить эффективность производства; в то же время большие миграционные потоки приводят к изменению этнического состава культуры, что требует адаптации к новой поликультурной реальности не только инофонов, прибывших в другую страну, но и местного населения.

2. Поликультурное образование в условиях усиления полиязычия

Еще одно направление развития поликультурного образования связано с полиязычием. А.А. Гонюкова в своей статье говорит о том, что полиязычие является основополагающим аспектом при формировании поликультурной личности [8]. По сути, полиязычные люди владеют и пользуются, помимо своего родного языка, еще одним или несколькими языками. Развитие человека, который способен адаптироваться, действовать и развиваться в поликультурной среде, способен быть толерантным к другим культурам и относиться к их представителям с пониманием и уважением, а также способен мирно жить с представителями других культурных групп - важная цель поликультурного образования. Она может быть достигнута развитием полиязыкового сознания личности, то есть развитием речи человека, его письменной и устной коммуникации с другими. Поликультурное образование, учитывающее полиязычность, дает человеку возможность расширить свой взгляд на мир, коммуницировать с другими представителями культурных групп.

Усиление значимости полиязычия в поликультурном образовании отмечено Б.А. Жетписбаевой [9]. По ее словам, при изучении любого языка необходимо также одновременно изучать и культуру носителей этого языка. Таким образом подчеркивается значимость полиязычия в поликультурном образовании. Составными частями полиязычия могут выступать родной язык, который помогает представителям одной культурной группы взаимодействовать друг с другом, а также неродные языки, которые способствуют самоидентификации человека в мировом сообществе.

А.А. Гонюкова описывает два принципа обучения в системе полиязычия [8]: изучение языков параллельно с опорой на использование в изучении родного языка и понимание того, что «обучение иностранному языку это обучение речевому мышлению, овладение новыми средствами выражения мыслей и миром изучаемого языка».

Билингвальное образование реализуется через изучение материала по нескольким программам. При прохождении билингвальных программ внимание сдвигается на содержание изучаемых предметов на обоих языках и способность обучающегося осваивать часть программы на иностранном языке, что заранее подготавливает его к взаимодействию на глобальном международном рынке труда, формируя как языковые навыки, так и профессионально ориентированные компетенции [10].

Актуальность билингвальных программ в последнее время подтверждается возникновением у обучающихся нелингвистических специальностей особого вида мотивации к овладению иностранным языком [11] - мотивации к самоактуализации, что мы можем понять как осознание необходимости изучения иностранных языков как способа карьерного продвижения и выхода на новый, межкультурный уровень межличностного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности. Изучение материала может быть реализовано поэтапно, когда сначала происходит освоение иностранного языка, а затем уже осуществляется переход на изучение предметов на данном языке. В то же время мгновенное изучение подразумевает параллельное освоение нового языка и дисциплин на нем.

Согласимся с позицией Н.И. Марченко [12], что билингвальные программы являются инструментами, которые формируют у обучающихся билингваль-ные умения для участия в межкультурной коммуникации, а также повышают их общую культуру относительно самого себя, окружающих, всего мира. Кроме того, поскольку фрагменты программы реализуются на иностранном языке, их создание и проведение имеет потенциал привлечения большего количества иностранных обучающихся в страну, которые не обладают достаточным языковым уровнем для полноценного обучения на языке принимающей страны, но при этом владеют наиболее распространенными иностранными языками. Также повышается общий престиж национального образования страны проведения обучения на международном образовательном рынке.

Разработка и реализация билингвальных программ основывается на следующих принципах:

- высокий уровень интеграции информационных технологий в образовательный процесс;

- фокус на поликультурности и преодолении монокультурных стереотипов и установок;

- индивидуализированная траектория обучения студента в зависимости от его языковых и профессиональных компетенций, гибкость образовательной программы и возможность ее адаптации под языковые навыки и потребности обучающихся;

- одновременная глубинная проработка языковых и профессиональных компетенций и формирование мотивации к изучению иностранных языков.

Исходя из особенностей и целей билингвальных программ мы можем сделать вывод о том, что они являются неотъемлемой частью поликультурного образования и важным инструментом воспитания поликультурной личности. Билингвальные программы не только значительно способствуют развитию лингвистических компетенций на высоком уровне, но и формируют у обучающихся способность к обучению на иностранных языках, что является необходимым условием развития индивида в современных условиях глобализации национальных экономик, рынков труда и академической сферы.

3. Поликультурное образование в условиях усиления глобализаци-онных процессов

Поликультурное образование стало активно развиваться во многих странах мира уже ко второй половине прошлого века. Так, в 1960-е - 1970-е гг. на западе начали уделять больше внимания культурному многообразию, взаимоуважению и толерантности. Все страны можно разделить на несколько групп, основываясь на природе поликультурного образования. Так, в России как в многонациональной стране издавна в той или иной степени уделялось внимание многообразию культур, а в некоторых странах, например, в Великобритании, разнообразие культур вызвано колониальным устройством. Таким образом, каждая страна так или иначе сталкивалась в некоторой степени с другими культурами, однако глобализация усилила и ускорила эти процессы в разы, увеличив тем самым потребность в более комплексном и глубоком подходе к поликультурному образованию.

Глобализация представляет собой процесс унификации и интеграции стран в различных сферах, что влечет за собой последствия для межкультурной коммуникации и взаимодействии представителей разных стран. Так или иначе люди различных культур всё больше начинают взаимодействовать друг с другом, тем самым сталкиваясь с культурным шоком, различием в коммуникативных стратегиях, наличием ряда культурных стереотипов и другими барьерами, которые могут привести к непоправимым последствиям. Поэтому в условиях глобализации поликультурное образование играет одну из центральных ролей путем обучения взаимодействию с людьми разных культур, предотвращая возможные конфликтные ситуации [13].

Многие исследователи говорят о том, что данное явление очень часто разрушает дружеские связи между народами, когда теряются национальные ценности, что может приводить не к единению народов, а их разобщению. Чтобы минимизировать негативные последствия глобализации, необходимо с малого возраста формировать у людей умение эффективно коммуницировать с представителями других национальностей и адаптироваться к условиям многокультурной среды. При этом для успешного формирования межкультурных компетенций необходимо совершенствовать систему поликультурного образования таким образом, чтобы оно отражало многообразие культур, традиций, человеческих ценностей. В целом гуманитаризация и гуманизация образования способны привести людей к процессу познания и осмысления культур других народов. Это длительный и непростой процесс, включающий несколько шагов, один из них -построение деятельности учебного заведения с учетом разнообразия учащихся.

Л.В. Колобова в 2011 году выделяет несколько характеристик гуманистической парадигмы развития поликультурного образования [14]: аксиологичность, антропоцентризм, личностность, иерархичность, индивидуалистичность, социальность и духовность. Таким образом, автор определяла ожидания о поликультурном образовании того времени крайне позитивно и с надеждой на хорошие результаты.

П.А. Пономарев [15], рассуждая в 2011 году о роли поликультурного образования в современных условиях, утверждает, что «отношение людей к представителям различных конфессий, национальностей, политических учений и партий во многом определяет общественную стабильность. В современном глобализирующемся мире, характеризующемся наличием многочисленных противоречий

и конфликтов, любая попытка эскалации нетерпимости является чрезвычайно опасной, угрожающей мировой безопасности». В данном случае поликультурное образование представлено средством борьбы с нетерпимостью и агрессией в различных ее проявлениях; транслирование новых ценностей, отвечающих запросам нового времени, стало необходимым. Считаем также важным отметить тот факт, что процессы глобализации, которые связаны с экономической, религиозной, политической и культурной интеграцией и унификацией стран, несут за собой не только положительные аспекты, но и могут вызывать угрозы. Именно поэтому должное уделение внимания поликультурному образованию необходимо для того, чтобы эти угрозы предотвратить, сделав межкультурную коммуникацию не только свободной от всевозможных конфликтов, но и максимально продуктивной и плодотворной в рамках всех сфер жизнедеятельности.

4. Поликультурное образование и COVID-19

Пандемия COVID-19 также имела сильное влияние на формирование поликультурной открытой личности. Условия самоизоляции и максимального сокращения круга своего общения, в которых жили люди в 2020 году, уменьшают открытость и экстраверсию людей, о чем говорит исследование Ангелины Су-тин [16], доцента кафедры поведенческих наук и социальной психологии Медицинского колледжа Университета штата Флорида. Данная гипотеза также была подтверждена экспериментами австралийских [17] и немецких [18] ученых, согласно которым большая часть студентов испытали повышенные уровни стресса, одиночества, тревожности и скуки по сравнению с «доковидным» состоянием и отметили пониженный уровень субъективного благополучия, включая меньшую общительность. Негативные последствия пандемии, следовательно, не только сужают круг возможностей для межкультурного взаимодействия, но и за счёт высокой степени эмоциональной напряженности препятствуют развитию таких личностных качеств, как толерантность, открытость к диалогу, гибкость в общении и оптимизм, необходимых поликультурной личности для эффективной коммуникации с представителями других культур, из-за чего возникает потребность в повышении общительности обучающихся.

Итальянские исследователи [19] также выявили у обучающихся университетов тенденцию к избеганию социально-эмоциональных взаимодействий и сокращению живого межличностного общения одновременно с увеличением присутствия студентов в виртуальном пространстве. Тем не менее с отменой ограничительных мер и возвращению к активному межличностному взаимодействию студенты способны восстанавливать свой уровень общительности до допанде-мийного [16] и, соответственно, активно и эффективно использовать приобретенные коммуникативные компетенции.

Таким образом, опираясь на вышеуказанные исследования, мы можем сделать вывод о том, что усиленное межличностное взаимодействие, в том числе включая учебные процессы поликультурного образования, например, участие в совместных исследовательских проектах или межнациональных студенческих организациях, имеет потенциал повышения экстраверсии обучающихся и их навыков как простого межличностного, так и межкультурного взаимодействия. Открытость к диалогу, дружелюбие и инициативность являются одними из необходимых характеристик для благополучного взаимодействия в поликультурной среде. Тенденция к увеличению виртуального присутствия студентов предоставляет возможность организации проектов с дистанционным взаимодействием представителей различных национальностей. Поскольку общение с помощью социальных сетей, мессенджеров и электронных платформ более активно воспринимается студентами, данные инструменты могут быть задействованы в приоритетном порядке при проектировании совместных программ и проектов.

5. Поликультурное образование в условиях цифровизации общества

Современное образование должно учитывать тенденции развития общества для быстрой адаптации под новые потребности всех участников образовательного процесса, а также состояния рынка труда для обеспечения быстрой интеграции выпускников в экономику, чье развитие сейчас претерпевает значительную трансформацию. Цифровая трансформация образования является одним из приоритетных направлений его развития, что закреплено на законодательном уровне во многих нормативно-правовых актах: Национальные проекты "Образование" и "Кадры для цифровой экономики", Стратегических приоритетах в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образование" до 2030 года, Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (утв. Министерством науки и высшего образования РФ 14.07.2021) , Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и ФПОС основного общего образования. Необходимо также отметить, что перенос занятий в онлайн-режим во время пандемии COVID-19 привел к повсеместному интегрированию технологий дистанционного обучения даже в очный формат образования. Таким образом, в условиях активной цифровизации всех аспектов жизни общества возникает потребность в развитии информационных компетенций, как у обучающихся, так и у педагогических кадров и во внедрении информационных технологий в процесс обучения.

Внедрение современных и инновационных технологий в поликультурное образование позволяет адаптировать процесс обучения под особенности восприятия информации современного поколения. Как утверждают в своей статье М.А. Купчинская и Н. В. Юдалевич, «новое поколение, так называемые «люди

экрана», обладают визуальным, быстрым, но поверхностным мышлением, получившим название «клиповое мышление». Им присущ языковый минимализм и речевая бедность, рассеянность и гиперактивность, дефицит внимания. У них [нового поколения] конкретное мышление» [20]. В условиях информационной перенасыщенности для того, чтобы повысить уровень усвоения информации, необходимо использовать яркие и запоминающиеся образы, передающиеся одновременно через несколько каналов. Так, традиционные инструменты изучения иностранного языка и культур различных народов могут быть дополнены цифровыми аутентичными аудио- и видеоматериалами, технологиями виртуальной и дополненной реальности (VR и AR), а также разработанными искусственным интеллектом (ИИ) материалами для создания более длительного впечатления и восприятия преподаваемого материала через наиболее удобный для обучающегося канал. Кроме того, внедрение ИИ в поликультурное образование позволяет создавать персонализированные задания для каждого обучающегося в зависимости от имеющихся у него компетенций и потребностей в каждой отдельной обучающей ситуации.

Необходимо отдельно обозначить значительный потенциал применения VR- и AR-технологий для приобретения обучающимися межкультурных коммуникативных знаний и компетенций. Инструменты дополненной и виртуальной реальности демонстрируют высокую эффективность в области обучения иностранным языкам [21] и позволяют моделировать ситуации, которые трудно воссоздать в образовательных учреждениях. Данная функция особенно актуальна для российских школ и университетов в современных условиях приостановления международного академического сотрудничества с рядом европейских и североамериканских государств, что привело к сокращению возможностей практики с носителями языка и погружению в языковую и культурную среду за счет участия в совместных исследовательских проектах и программах студенческого обмена. Так, реконструирование ситуационных заданий с помощью VR- и AR-технологий не только повышает вовлеченность в образовательный процесс, но позволяет сформировать практико-ориентированные навыки эффективного межкультурного взаимодействия. В дополнение к вышесказанному отметим, что данные инструменты могут применяться во время изучения социально-культурных особенностей зарубежных стран и народностей России для симуляций коммуникации с представителями различных культур для того, чтобы обучающиеся могли применить изученные модели межкультурного диалога и попробовать разрешить потенциальные конфликтные аспекты.

Еще одной возможностью цифровизации поликультурного образования является популяризация перевода преподаваемых курсов в формат смешанного обучения (blended learning). Данный термин имеет множество определений и синонимичных понятий (hybrid learning, web-enhanced instruction, mixed-mode instruction и др.) и может быть охарактеризован как формат образования, который с помощью использования цифровых технологий наравне с очным взаимодействием с преподавателем позволяет обучающимся изучать необходимый материал в синхронном и асинхронном режимах и одновременно с этим развивать навыки работы с электронными платформами. Наличие онлайн-компонентов, которые могут быть пройдены в любое время и в любом месте, делает образование более доступным, в том числе для слушателей из регионов с недостаточно развитой инфраструктурой и людей с ограниченными возможностями, таким образом поддерживая важный принцип поликультурного образования -равенства всех участников образовательного процесса. Помимо этого, одним из главных преимуществ данного формата является постоянный доступ к учебным материалам и его повторной отработке, что поможет обучающимся с клиповым мышлением, ориентированным на краткосрочное запоминание информации, улучшать приобретенные знания и навыки и в долгосрочной перспективе. Он-лайн-платформы и ресурсы курсов в формате смешанного обучения также могут быть использованы как цифровые площадки для взаимодействия в рамках кол-лабораций с иностранными студентами при выполнении совместных проектов. Например, студенты из разных стран при прохождении одного и того же электронного модуля имеют возможность обсуждать материалы между собой, в чатах и находить совместные решения для заданий. Наконец, концепция смешанного обучения может быть задействована в рамках курсов адаптации для мигрантов в виде предоставления сжатого онлайн-курса об основных социальных, культурных и бытовых особенностях страны, который может быть пройден до прибытия в страну с целью снижения потенциального культурного шока.

Цифровые технологии также могут использоваться для обеспечения безопасности и психологического комфорта обучающихся и преподавателей - одного из обязательных условий поликультурного образования. С помощью электронных форм обратной связи организаторы образовательного процесса имеют возможность не только оценивать степень усвоения преподаваемого контента в режиме реального времени, но и отслеживать психологическое состояние студентов и преподавателей и их удовлетворенность сложившимися в процессе обучения отношениями, а также своевременно выявлять и разрешать конфликты между представителями различных культур. Современные технологии обратной связи предлагают пользователю опцию анонимности, повышая вероятность того, что обучающийся сообщит о имеющейся проблеме, поскольку он не будет вынужден напрямую вовлекать в процесс других участников. Помимо этого, студенты и преподаватели могут использовать виртуальных ботов-психологов для оперативного оказания психологической помощи в ситуациях, не требующих вмешательства

"реального" специалиста, а также для поиска решений по разрешению межличностных конфликтов и улучшению отношений с другими участниками образовательного процесса.

Проникновение цифровых технологий во все сферы жизни общества, включая сферу межкультурной коммуникации, свидетельствует о необходимости развития у поликультурной личности особого набора навыков и умений - лингво-цифровой компетенции. Лингвоцифровую компетенцию можно определить как способность индивида вести эффективную коммуникацию с представителями разных культур в цифровом пространстве; соответственно, она включает в себя как лингвистические знания и владение информацией о культурных особенностях участников взаимодействия, так и техническую компетентность, умение пользоваться необходимыми электронными технологиями. В лингвистическом аспекте данной компетенции мы также можем выделить цифровой этикет и умение выбрать наиболее подходящую к ситуации языковую стратегию и форму цифровой коммуникации; технический аспект также содержит навыки критического мышления, способности анализировать и оценивать получаемую в цифровой среде информацию, а также самостоятельно создавать актуальный контент. Важно отметить, что совершенствование лингвоцифровой компетенции требует значительного уровня личной мотивации для непрерывного овладения новыми электронными коммуникативными инструментами и нормами цифрового общения.

Учитывая особенности поликультурного образования в условиях цифро-визации, мы можем сформулировать следующие перспективы подготовки педагогов для успешного взаимодействия в информационном поликультурном пространстве:

- системная модернизация программ подготовки педагогических кадров с учетом перспективных запросов цифровой экономики и необходимых компетенций для поликультурного взаимодействия в российском обществе и на международной арене;

- повышение личной мотивации педагогов осуществлять профессиональную деятельность с активной интеграцией информационных технологий, развитие информационной культуры;

- обеспечение образовательного пространства необходимым компьютерным оборудованием с использованием инновационных технологий;

- формирование у педагогов цифровой и медийной грамотности для объективного анализа и верификации контента, а также защиты обучающихся от информации и источников, оказывающих негативное влияние на их психологическое состояние и/или призывающих к деструктивному поведению в поликультурном пространстве.

С.Н. Горшенина [22] приводит пример развития необходимых компетенций у студентов педагогических направлений с помощью преподавания дисциплины "Поликультурное образование" с применением информационных технологий. Благодаря практико-ориентированным заданиям по созданию цифровых образовательных продуктов для изучения культурных особенностей народов страны и мира и моделей межкультурного взаимодействия будущие педагоги приобретают профессиональные компетенции для организации взаимодействия представителей различных культур в образовательном процессе, улучшают свои цифровые навыки и формируют умения внедрять конкретные инновационные технологии в поликультурное обучение.

Таким образом, мы можем представить следующую схему перспектив и вызовов внедрения цифровых технологий в поликультурное образование.

Цифровизация учебного процесса значительно расширяет возможности не только коммуникации с представителями других культур, но и обучению иностранным языкам и культурных особенностям народов мира. Использование онлайн видео- и аудиофайлов, текстовых чатов, технологий виртуальной и дополненной реальности и социальных сетей помогает студентам улучшить свои языковые компетенции, повышает мотивацию с помощью разнообразия видов деятельности и предоставляет возможность более глубокого погружения в языковую и культурную среду. Кроме того, цифровые технологии могут быть адаптированы под особенности клипового мышления обучающихся и помочь им отработать коммуникативные навыки на виртуальном мире для постепенного переноса в реальный.

С учетом обозначенных практик представляется возможность предложить модель развития поликультурного образования, которая могла бы быть использована в образовательных учреждениях. Модель содержит три основных компонента: языковой, мировоззренческий и психологический. Языковой компонент представляет собой процесс приобретения языковых навыков для комфортного общения в межкультурном пространстве; при этом необходимо учитывать тот факт, что образовательные программы должны включать в себя бытовые темы, используемые в повседневной жизни. Многие инофоны при проживании в другой стране используют иностранный язык преимущественно для коммуникации во время учебного или рабочего процесса; ввиду низкого уровня навыков практической речи их возможности взаимодействия с носителями языка ограничены [23], что приводит к социальной отстраненности и сложностям, связанным с социальной интеграцией в новую культуру. Внедрение цифровых технологий в процесс языкового обучения поможет создавать симуляции актуальных реальных языковых ситуаций для последующей отработки обучающимися. В дополнение к всестороннему изучению иностранных языков обучение национальным языкам

адаптация материала под особенности клипового

международные коллаборации в дистанционном формате

использование VR и AR технологий для моделирования

ситуаций межкультурного общения

повышение конкурентоспособности обучающихся за счет

овладения поликультурными и цифровыми компетенциями

расширение возможностей смешанного обучения

немедленная и непрерывная обратная связь для обеспечения психологического

высокая стоимость технического оборудования

модернизация программ подготовки преподавателей

низкий уровень мотивации

преподавателя при использовании цифровых технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

необходимость фильтрации

контента и обеспечения безопасности обучающихся в цифровой среде

Рис. 1. Перспективы и вызовы цифровизации поликультурного образования

регионов повышает культурное самосознание и помогает обучающимся в реф-оексии надсвоейкультурнойиденточностяю. Иоучениенациональныхязыковнь только помогает малым народам сохранить свои уникальные особенности, но и раскрывает поредвсеык жителями края илиыеыкубтяки линзвкстисхвкие, социальные и культурные контексты исторического развития их региона.

МироиозздсеиеькнС комзонент предполагает формирование знаний о «своей» и «чужой» культурах и особенностях взаимодействия с их представителями дляумен иовфелооровахе пдеводящукн мод ко кчмсу н иконии.Ддс чмсьиженея данной цели необходимо наличие отдельного предмета об истории, культуре и соннтдьыхчйоКснноссях ыран оажжогтинечаедтыооде^я создания более полного контекста его использования. Также для изучения особен п^с^товччбс^ч^в^н^ноКЧ^^вь-^Зд жолженеыть введенпредметон истлечс вчги-она страны вместе с общим курсом «Многонациональная Россия», освещающим етзoчыeееыртyмкыe акпекчы кдздогдсубоеоуа.

Языковой компонент

- Формирование языковых компетенций -изучение иностранных языков с применением ДОТ и ИИ

- Обязательное изучение национального языка республики в образовательных учреждениях

- Практическое применение коммуникативных навыков в бытовых ситуациях (например, выполнение проекта на изучаемом языке)

Мировоззренческий компонент

- Изучение отдельных предметов о культуре и социально-исторических особенностях стран изучаемого языка

- Введение предмета по истории региона

-Курс

"Многонациональная Россия"

- Обязательные курсы о культуре, истории и социальном устросйстве России для иностранных обучающихся

Рис. 2. Модель поликультурного образования в образовательном учреждении

Психологический компонент разработанной модели играет роль в форми-оовосиилиннустн ых качеств, с помощью которых индивид может гарантировать эффективное межкультурное общение. Так, первым этапом становления данного компонетиа будет формирование позитивной и психологически безопасной среды для представителей всех культур, атмосферы равенства и взаимопонимания, открытости к решению межкультурных конфликтов и недопониманий. Кроме того, обязательное изучение дисциплины "Межкультурная коммуникация" (может быть чредсеавлчнм кжк отдельный блок в рамках другого предмета) помогает сформировать у индивидов понятие культурного релятивизма и универсальные ком-дчн иьлыинодыжавыки с помощью изучения основных моделей национальных культур. Практика межкультурного общения может быть обеспечена за счет вза-имодксосвия с иностранными студентами в процессе выполнения совместных образовательных проектов, например, научно-исследовательских работ, участия и межкультурных кружках или международных конференциях. Данная функция может также быть поддержана цифровыми технологиями для реализации совместной работы со студентами зарубежных образовательных организаций; виртуальная коммуникация также имеет потенциал снизить изначальный культурный шок общения с представителями других культур.

Таким образом, разработанная модель фокусируется на трех аспектах формирования межкультурных коммуникативных компетенций: развитие языковых навыков, приобретение необходимых знаний о собственной и зарубежных культурах и воспитание личностных качеств открытости, дружелюбия и общительности.

Обобщая изложенное выше, предложим свое видение касательно перспектив развития поликультурного образования.

Обобщая изложенное выше, подчеркнем значимость выявления и анализа сложившихся и складываемых направлений развития поликультурного образования, к значимым из которых стоит отнести следующие: поликультурное образование в условиях усиления миграционных процессов; поликультурное образование в условиях усиления полиязычия; поликультурное образования в условиях развития глобализа-ционных процессов; поликультурное образование в условиях пандемии; поликультурное образование в условиях цифро-визации общества.

Модель развития поликультурного образования в современных условиях должна основываться на следующих основных принципах:

Психологический компонент

- Обеспечение психологической безопасности и комфорта образовательного процесса

- Формирование культурного релятивизма и универсальных межкультурных коммуникативных компетенций с помощью обязательной дисциплины "межкультурная коммуникация"

- Межкультурная интеракция за счет выполнения обучающимися НИР совместно с иностранными студентами, кружков изучения культуомиоа

V

( \

В Ы З О В Ы

Р Е Ш Е Н И Я

Усиление миграционных процессов

Усиление полиязычия

- Программы для подготовки мигрантов

- Вводные классы в школах

- Развитие полиязыкового сознания

- Изучение языков вместе с изучением культуры

- Поликультурное образование должно отражать многообразие культур и традиций с первых лет обучения

- Построение деятельности учебных заведений с учетом национального разнообразия обучающихся

- Развитие навыков межличностного и межкультурного взаимодействия

- Внедрение цифровых

технологий (в т.ч. ИИ, AR, VR) в

образовательный процесс

Рис. З.Вызовыивозможности развития поликультурногообразования

- непрерывность (поликультурный компонент интегрирован в учебный процесс на всех ступенях образования);

- персонализированность (адаптируемость под потребности каждого обучающегося с помощью применения инновационных инструментов искусственного интеллекта и технологий моделирования);

- справедливость, толерантность и равенство (каждый обучающийся имеет равный доступ к поликультурному образованию; отсутствует дискриминация по социальным, экономическим и национальным признакам; все народности и их культуры имеют равнозначную ценность);

- инициативность (открытость к межкультурному диалогу; желание быть активным участником коммуникации на международной арене; постоянное самосовершенствование);

- инновационность (поликультурное образование должно быть ориентировано на перспективные запросы общества и экономики; в процесс обучения

Библиографический список

внедрены инновационные цифровые инструменты для развития соответствующих компетенций);

- комплексность (иностранный язык изучается в практико ориентированных контекстах с одновременным исследованием социальных контекстов и культурных особенностей стран изучаемого языка).

Принимая во внимание динамичный, изменчивый и непрерывный характер развития поликультурного образования, считаем важным проектирование модели развития поликультурного образования, основанной на всестороннем развитии языковых навыков с использованием цифровых технологий, обретении знаний об основных моделях межкультурного взаимодействия и особенностях национальных культур, включая собственную культуру, а также психологическом воспитании поликультурной личности, всегда открытой и готовой к межкультурному взаимодействию в различных образовательных учреждениях.

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва, 2009.

2. Батарчук Д.С. Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве. Вестник ЮУрГГПУ, 2010: 17-24.

3. Попова Н.С. Организациясоциально-языковойадаптациимигрантов наосновеформированияосознанности. Миграционнаялингвистика,2021:75-83.

4. Гукаленко О.В., Борисенков В.П. Поликультурное образование и вызовы современности. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образова-ние.2018;№2:1-9.

5. Парешина И.В. Актуальные проблемы поликультурного образования. Наука и образование. 2022; № 1: 1-6.

6. Дохкильгова Д.М., Магомедова П.Г. Миграционные процессы в условиях глобализации: вызовы и возможности. Journal of Monetary Economics and Management. 2023; № 2: 64-68.

7. Дронова С.Ю. Влияние современного образования на формирование и развитие личности как субъекта политического процесса (на примере Испании). Психолого-педагогический поиск. 2017; № 2 (42): 153-162.

8. Гонюкова А.А., Тулеубаева Ш.К., Бекжигитова З.С. Полиязычие как основа формирования поликультурной личности. Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, 2015: 1-3.

9. Жетписбаева Б.А. Теоретико-методологические основы полиязычного образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Караганда, 2009.

10. Фомин М.А. Взгляд на билингвальное образование, основанный на опыте работы в двух колумбийских университетах. ПреподавательXXI век. 2021; № 1 (1): 1-7.

11. Данилова Т.А. Билингвальное обучение как условие интеграции в глобальное образовательное пространство. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019; № 4 (73): 127-139.

12. Марченко Н.И. Билингвальные программы как эффективный инструмент образования и подготовки студентов современного экономического вуза к профессиональному межкультурному общению. Евразийский форум. 2014; № 1 (6): 20-27.

13. Гасымова К.В. Поликультурное образование и воспитание как требование времени. Балканско научно обозрение. 2020; № 4 (10): 23-25.

14. Колобова Л.В. Некоторые аспекты поликультурного образования. Вестник ОГУ. 2011: 188-191.

15. Пономарев П.А. Роль поликультурного образования в современных условиях. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2011: 1-4.

16. Личность и пандемия: смог ли COVID-19 изменить нас. РБК. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/social/635a62e19a79470e293f723d

17. Anglim G., Howrood Sh. Effect of the COVID-19 Pandemic and Big Five Personality on Subjective and Psychological Well-Being. Social Psychological and Personality Science. 2021; № 12 (8).

18. Krautter K., Friese M., Hart A. No party no joy? - Changes in university students' extraversión, neuroticism, and subjective well-being during two COVID-19 lockdowns. Applied Psychology Health and Well-Being. 2022; № 14.

19. Biondi S., Casale S., Burrai J. Personality and Lockdown: A Study on Italian Undergraduates During the COVID-19 Pandemic. Front. Psychiatry, 2021; № 12.

20. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества. Бизнес-образование в экономике знаний, 2019; № 3.

21. Котенко В.В. Проблемы и возможности применения технологий виртуальной и дополненной реальности в преподавании иностранного языка. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесграфта, 2020; № 3 (181).

22. Горшенина С.Н. Подготовка будущих педагогов к деятельности в поликультурной образовательной среде в условиях цифровизации образования. Цифровая трансформация в этнокультурном образовании: Ц752 вызовы современности: сборник материалов Международного научно-педагогического форума. Йошкар-Ола, 2019.

23. Салынская Т.В., Ясницкая А.А. Специфика образовательной среды в рамках миграционных процессов. Миграционная лингвистика, 2020; № 2.

References

1. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyi slovar'metodicheskih terminoviponyati!(teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva, 2009.

2. Batarchuk D.S. Razvitie lichnosti v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik YuUrGGPU, 2010: 17-24.

3. Popova N.S. Organizaciya social'no-yazykovoj adaptacii migrantov na osnove formirovaniya osoznannosti. Migracionnaya lingvistika, 2021: 75-83.

4. Gukalenko O.V., Borisenkov V.P. Polikul'turnoe obrazovanie i vyzovy sovremennosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2018; № 2: 1-9.

5. Pareshina I.V. Aktual'nye problemy polikul'turnogo obrazovaniya. Nauka iobrazovanie. 2022; № 1: 1-6.

6. Dohkil'gova D.M., Magomedova P.G. Migracionnye processy v usloviyah globalizacii: vyzovy i vozmozhnosti. Journal of Monetary Economics and Management. 2023; № 2: 64-68.

7. Dronova S.Yu. Vliyanie sovremennogo obrazovaniya na formirovanie i razvitie lichnosti kak sub'ekta politicheskogo processa (na primere Ispanii). Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2017; № 2 (42): 153-162.

8. Gonyukova A.A., Tuleubaeva Sh.K., Bekzhigitova Z.S. Poliyazychie kak osnova formirovaniya polikul'turnoj lichnosti. Karagandinskj gosudarstvennyj universitet im. E.A. Buketova, 2015: 1-3.

9. Zhetpisbaeva B.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovypoliyazychnogoobrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Karaganda, 2009.

10. Fomin M.A. Vzglyad na bilingval'noe obrazovanie, osnovannyj na opyte raboty v dvuh kolumbijskih universitetah. Prepodavatel'XXI vek. 2021; № 1 (1): 1-7.

11. Danilova T.A. Bilingval'noe obuchenie kak uslovie integracii v global'noe obrazovatel'noe prostranstvo. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2019; № 4 (73): 127-139.

12. Marchenko N.I. Bilingval'nye programmy kak 'effektivnyj instrument obrazovaniya i podgotovki studentov sovremennogo 'ekonomicheskogo vuza k professional'nomu mezhkul'turnomu obscheniyu. Evrazijskij forum. 2014; № 1 (6): 20-27.

13. Gasymova K.V. Polikul'turnoe obrazovanie i vospitanie kak trebovanie vremeni. Balkansko nauchno obozrenie. 2020; № 4 (10): 23-25.

14. Kolobova L.V. Nekotorye aspekty polikul'turnogo obrazovaniya. Vestnik OGU. 2011: 188-191.

15. Ponomarev P.A. Rol' polikul'turnogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. Seriya: Obschestvennye nauki. 2011: 1-4.

16. Lichnost' i pandemiya: smog li COVID-19 izmenit' nas. RBK. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/social/635a62e19a79470e293f723d

17. Anglim G., Howrood Sh. Effect of the COVID-19 Pandemic and Big Five Personality on Subjective and Psychological Well-Being. Social Psychological and Personality Science. 2021; № 12 (8).

18. Krautter K., Friese M., Hart A. No party no joy? - Changes in university students' extraversion, neuroticism, and subjective well-being during two COVID-19 lockdowns. Applied Psychology Health and Well-Being. 2022; № 14.

19. Biondi S., Casale S., Burrai J. Personality and Lockdown: A Study on Italian Undergraduates During the COVID-19 Pandemic. Front. Psychiatry, 2021; № 12.

20. Kupchinskaya M.A., Yudalevich N.V. Klipovoe myshlenie kak fenomen sovremennogo obschestva. Biznes-obrazovanie v 'ekonomike znanij, 2019; № 3.

21. Kotenko V.V. Problemy i vozmozhnosti primeneniya tehnologij virtual'noj i dopolnennoj real'nosti v prepodavanii inostrannogo yazyka. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgrafta, 2020; № 3 (181).

22. Gorshenina S.N. Podgotovka buduschih pedagogov k deyatel'nosti v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Cifrovaya transformaciya v 'etnokul'turnom obrazovanii: C752 vyzovy sovremennosti: sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchno-pedagogicheskogo foruma. Joshkar-Ola, 2019.

23. Salynskaya T.V., Yasnickaya A.A. Specifika obrazovatel'noj sredy v ramkah migracionnyh processov. Migracionnaya lingvistika, 2020; № 2.

Статья поступила в редакцию 19.02.24

УДК 378.147:51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shved E.A, Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Senior Lecturer, Head of Higher Mathematics Department, Omsk State Transport University (Omsk, Russia),

E-mail: shvedsv@yandex.ru

Bolotyuk L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia), E-mail: 4liudmila@gmail.com

Bolotyuk V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia), E-mail: rombva@mail.ru

TIME RECKONING FOR UNGUIDED STUDENTS WORK IN MATHEMATICS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. The article deals with time reckoning that is necessary and sufficient for unguided students' work: studying theoretical content, carrying out individual tasks (standard calculation workbooks) and training for test papers (doing homework). The authors assess the amount of academic hours for all types of didactic units of the section "The theory of probability and mathematical statistics" for the 4-th term that is part of evaluation tools and methodical content of the curriculum for the discipline "Mathematics" - speciality 23.05.05 "The train traffic enforcement system" in the Omsk State Transport University. With regard to the theme "Random Events" the authors assess time reckoning necessary and sufficient for solving the tasks of standard calculation workbook, as well as time reckoning for training theoretical content. The research demonstrates efficiency of time reckoning system for doing various types of contact work.

Key words: unguided work, time reckoning for unguided work, engineer, technical university, standard calculation workbook, theory of probability

Е.А. Швед, канд. физ.-мат. наук, доц., и.о. зав. каф. высшей математики Омского государственного университета путей сообщения, г. Омск,

E-mail: shvedsv@yandex.ru

Л.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, E-mail: 4liudmila@gmail.com

В.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, E-mail: rombva@mail.ru

О НОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕНИ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕСИТЕТЕ

Статья посвящена проблеме нормирования времени, необходимого и достаточного для выполнения самостоятельной работы студентами: проработка теоретического материала, выполнение индивидуальных заданий (типовые расчеты) и подготовка к контрольным работам (выполнение домашних заданий). Авторы проводят оценку объема часов всех видов дидактических единиц раздела «Теория вероятностей и математическая статистика» четвертого семестра, включенных в оценочные и методические материалы рабочей программы дисциплины «Математика», входящей в учебный план специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов (СОДП) в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС). На примере темы «Случайные события» проводится нормирование времени, необходимого и достаточного на решение задач типового расчета, а также нормирование времени для проработки теоретического материала. Проведенный эксперимент показал эффективность применяемой методики расчета времени для выполнения самостоятельной работы студентами.

Ключевые слова: самостоятельная работа, расчет времени на самостоятельную работу, инженер, технический университет, математика, типовой расчет, теория вероятностей

Формирующаяся в настоящее время концепция математического образования в Российской Федерации в первую очередь направлена на совершенствование преподавания математики, повышение качества математического образования и уровня математической культуры в российском обществе. Одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой в современных условиях, является обеспечение повышения качества и эффективности инженерного образования. Экономическая ситуация в Российской Федерации, сложившаяся в условиях санкций, предполагает развитие импортозамещения, что, в свою очередь, обусловливает подготовку соответствующих кадров. Сама структура инже-

нерного образования предполагает повышение качества именно математической подготовки. Кроме того, математика играет системообразующую роль в образовании в целом, что заключается не только в обеспечении развития когнитивных способностей, памяти, формирования навыков логического мышления, но и в том, что именно при изучении математики обучающиеся приобретают навыки поиска закономерностей, выдвижения гипотез и представления доказательств. Это именно те знания и умения, которые необходимы современному образованному человеку в любой сфере деятельности, особенно в сфере науки, техники, информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.