УДК 334.735
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
КООПЕРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ
© 2014
М.С. Афанасьева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация: В статье выявлены предпосылки создания эффективного механизма функционирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации как фактора развития малого агробизнеса.
Ключевые слова: сельские территории, потребительский кооператив, малые форм хозяйствования, система, вертикальная интеграция, инфраструктура, закономерности, преимущества.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящий момент наблюдается деградация сельских территорий, снижения численности сельского населения и объемов производства сельскохозяйственной продукции. В условиях кризиса мировой экономики, введения экономических санкций против России и угрозы продовольственной безопасности страны наиболее важным становится вопрос развития малых форм хозяйствования в субъектах РФ. Это обусловлено тем, что , во-первых, малый агробизнес играет ведущую роль в производстве самых трудоемких сельхозкультур, во-вторых, он выступает отчасти гарантом социальной стабильности в сельской местности. В области развития сети мелких товаропроизводителей успешно работает система сельскохозяйственной кооперации. Но все же остро стоят проблемы обеспечения товаропроизводителей финансовыми и материальными ресурсами, ведения снабженче-ско-сбытовой деятельности на местных и региональных рынках, низкого уровня информированности кооператоров при высоком уровне конкуренции.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Современные исследования указывают на необходимость поиска новых направлений устойчивого развития сельских территорий. Перспективы в данном вопросе отводятся организации малого агробизнеса с поддержкой в форме кооперации при реализации принципов частно-государственного партнерства [1, 2, 3].
На современном этапе можно выделить следующие наиболее важные закономерности развития кооперации:
- совершенствование организационно-производственных структур, в рамках которых взаимодействуют участники кооперации;
- приход на смену простым более сложных форм организации;
- взаимообусловленность экономических преобразований и структурных изменений в сфере кооперации;
- активное участие органов власти всех уровней в реализации мероприятий, способствующих развитию кооперации;
- сближение по характеру труда.
Формирование целей статьи (постановка задания).
В рамках данной статьи целью исследования является выявление предпосылок развития малых форм хозяйствования на основе кооперативной системы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Процесс формирования базиса системы сельскохозяйственной потребительской кооперации - кооперативов первого уровня, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» набирал обороты и приносил экономический эффект для регионов. Так, на территории Пензенской области по данным Министерства сельского хозяйства на 1 января 2013 года было зарегистрировано 1141 сельскохозяйственный потребительский кооператив.
Отрицательным моментом данного процесса является то, что из всех зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов деятельность
осуществляли только 87 % (таблица 1), причем объемы деятельности данных кооперативов крайне незначительны. Объем заготовленной, переработанной и сбытой сельскохозяйственной продукции в 2011 году составил более 164 млн. рублей. Средний объем реализации в большинстве потребительских кооперативов составляет всего 110 тыс. руб. Они ведут работу по закупке излишков сельхозпродукции у сельского населения, занимаются её переработкой, обеспечивают поставки в организации бюджетной сферы и крупные перерабатывающие предприятия, на рынки и в торговую сеть, оказывают услуги по поддержанию инженерной инфраструктуры сельской местности. В свою очередь, только в рамках антикризисного проекта создано более 360 кооперативов с участием средств, выделяемых через управление Федеральной государственной службы занятости населения по Пензенской области. В соответствии с данным направлением выделено более 140 млн. руб. субсидий 2 тысячам безработных граждан [4].
Таблица 1 - Информация о действующих потребительских кооперативах по районам Пензенской области за 21013 год*
п/п Наименование района Кооперативы всего, ед. Ведут деятельность
ед. %
1 Бацг.хаковский 55 40 т3
I БекоЕский 73 70 96
3 Белинский 32 97
4 Бессоновский 30 25 93
5 Бакинский 25 14 56
6 Городищенскин 76 73 96
7 Зеыетчинский 25 26 93
5 Иссинскин 41 39 95
9 Каменский 41 35 93
1С Камешкирский 25 24 56
11 Колвплл ейский 54 45 59
11 Кузнецкий 49 45 92
13 Лопатинский 33 30 91
14 Лунинский 49 40 52
15 М-С ерд обинский 35 34 97
16 Мокшанский 52 45 57
17 Наровчатский 15 14 93
18 Неверкинский 32 23 72
19 Н-Лоыовский 62 59 95
10 Никольский 47 42 89
21 Пачелмский 55 52 98
22 Пензенский 50 29 55
23 Сердобский 49 45 95
24 Сосновоборский 20 19 95
25 Спасский 25 1т 65
26 Тамалинский 37 25 76
2Т Шемьплейский 49 40 52
Итого районам: 1141 997 ¡1
*по данным Министерства сельского хозяйства Пензенской области
Выход из сложившейся ситуации с точки зрения государственных органов состоит в объединение разрозненных кооперативов в единую вертикально интегрированную систему, что, по сути, должно дать положительный эффект для функционирующих на территории региона малых форм хозяйствования.
Стоит отметить, что в соответствии со статьей 7 Конституции РФ наше государство является социальным, то есть его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Мировой положительный опыт показывает, что реализация социальной ответственности государства успешно осуществляется в рамках частно-государственного партнерства, организованного в виде потребитель-
ских кооперативов [5-9]. В связи с этим, на наш взгляд особую актуальность приобретает для целей замещения части нереализуемых государством функций в поддержании инфраструктуры малых форм хозяйствования и сельских территорий, развитие потребительской кооперации, преимущества которой основаны на некоммерческом характере деятельности, социальной ориентированности и прозрачности информационных потоков. При этом стоит учитывать, что роль государства в данном процессе велика, оно должно участвовать в решении финансовых и организационных проблем через реализацию мероприятий социально-экономически значимых программ развития сельских территорий.
Очевидны преимущества организации развития сети мелких товаропроизводителей на базе потребительского кооператива:
- возможность получения субсидируемых кредитов; частие в федеральных и региональных программах
поддержки малых форм хозяйствования и кооперативов;
- прозрачность деятельности (добровольность, демократичность и т.д.);
- выполнение социально-экономически значимых функции с вовлечением в управление и хозяйственную деятельность непосредственных пользователей услуг;
- возможность участия муниципалитетов в качестве ассоциированных членов;
- возможность совмещения коммерческой и некоммерческой деятельности;
- возможность применения современных технологий и экономии ресурсов сельским населением.
Возможности по развитию организаций потребительской кооперации в пределах конкретных сельских территорий характеризуются набором определенных конкурентных преимуществ. Наиболее важными из них являются:
- прочная социально-экономическая основа.
Кооперативы, создаваемые на отдельных территориях, объединяют значительное число сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивая тем самым стабильную сырьевую базу и рынок сбыта. Кооператив имеет возможность учитывать в своей деятельности как существующие, так и перспективные потребности малых форм хозяйствования, функционирующих на данной территории;
- возможности по снижению предпринимательского риска за счет организационной целостности кооперативного образования;
- дифференциация хозяйственной деятельности кооператива посредством объединения субъектов, функционирующих в различных отраслях сельского хозяйства;
- прочные связи с производителями и поставщиками сырья и материалов, организациями, оказывающими различные услуги, что способствует снижению расходов на закупку соответствующих материально-технических ресурсов;
- способность в кратчайшие сроки реагировать на существенные изменения рыночной конъюнктуры за счет подвижности, присущей малым формам хозяйствования;
- возможности максимально учитывать демографические и природно-климатические особенности отдельных территорий;
- обеспечение действенного контроля в рамках всей технологической цепочки производства сырья и готовой продукции за соблюдением экологических норм и стандартов;
- осуществление функций культурного и общественного центра, являющегося проводником идей и потребностей сельских жителей на высшие уровни власти.
Данные конкурентные преимущества потребительской кооперации позволяют сельскому населению приобретать качественные и относительно недорогие товары, разнообразные услуги; сдавать для реализации сельскохозяйственную продукцию и товары индивиду-
альной трудовой деятельности; получать возможность трудоустройства и т.д.
Практика функционирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации показала, что требуется разработка эффективных механизмов и принципов данного процесса интеграции с разработкой новых подходов к повышению эффективности государственной поддержки кооперативов, статистических методов оценки расходов на государственную поддержку и механизмов организационно-экономических взаимодействий между элементами системы.
Предпосылки создания эффективного механизма функционирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации как фактора развития малого агробизнеса:
1. Система сельскохозяйственной потребительской кооперации находится в постоянном движении и развитии.
2. Вектор развития определяется первоочередным элементом системы - кооперативами первого уровня. Если нет достаточно сформированного базиса системы или он не функционирует, то вертикальная интеграция элементов не имеет смысла.
3. Вертикальная интеграция системы целесообразна на трех уровнях - региональном (на уровне области), межрегиональном (на уровне федерального округа), федеральном.
4. Система сельскохозяйственной потребительской кооперации - открытая система, что предполагает связь системы с элементами на международном уровне: Международный кооперативный альянс, международные организации по вопросам развития кооперативного движения.
5. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, как и любой системы, следует рассматривать как поэтапное движение. Этапы следует определять на основании развития этапов основных элементов системы - кооперативов различных уровней.
6. Участие государства в развитии системы сельскохозяйственной потребительской кооперации должно осуществляться на каждом из этапов развития системы, но основываться на различных принципах взаимодействия и изменяться от повсеместной государственной поддержки к частно-государственному партнерству.
Повышение эффективности функционирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации может быть достигнуто за счет отраслевого разделения потребительских кооперативов в зависимости от природно-климатических условий региона и его инфраструктуры при горизонтальной интеграции на региональном уровне и, как следствие, наличия соответствующей вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция должна основываться на предположении, что первичная обработка продукции, особенно скоропортящейся оптимальна на уровне района в составе области, а глубокая переработка продукции должна производится по принципу создания перерабатывающих кооперативов на региональном уровне. Последующая вертикальная интеграция должна предполагать обеспечение выполнения представительских функций и функций контроля межрегиональных и федеральных кооперативов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Перечисленные предпосылки в совокупности должны способствовать всестороннему развитию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, разработке и внедрению на практике эффективных механизмов государственной поддержки кооперативного движения, а так же поддержки через кооператив малых форм хозяйствования на селе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шанина А.В. «Лже»-кооперация и «дикая» кооперация в условиях новой экономической полити-
ки (по материалам Пензенской губернии) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 1106-1109.
2. Петрушенко Ю.Н., Костюченко Н.Н. Исследование влияния программ, предполагающих экономическую кооперацию, на социальный капитал местных сообществ // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2013. № 3 (45). С. 167-173.
3. Чернобай Н.Б. Проблемы управления сельскохозяйственной кооперацией // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 16. С. 225-226.
4. Департамент по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области. [Электронный ресурс]. - Служба занятости населения Пензенской области: [сайт], - URL: www.58zan.ru
5. Ильясова А.В., Батова В.Н. Совершенствование системы формирования и использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных потребительских кооперативов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 296-301.
6. Худякова Е.В. Государственное регулирование развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2012. № 3 (54). С. 53-55.
7. Батова В.Н., Филимонов Н.В. Формирование и совершенствование системы экономических взаимоотношений между членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 211-215.
8. Санникова А.Г., Сапогова С.В. Экономические взаимоотношения между участниками сельскохозяйственного потребительского кооператива //Вестник Ижевского государственного технического университета. 2012. № 1. С. 47-50.
9. Ильясова А.В. Методические подходы к эффективному управлению ресурсным потенциалом сельскохозяйственных кредитных кооперативов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 248-254.
DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SMALL FORMS OF MANAGEMENT BASED ON COOPERATIVE SYSTEMS
© 2014
M.S. Afanasyeva, candidate of economical science, associate professor of the chair
«Applied Economics» Penza State Technological University, Penza (Russia)
Annotation: The article describes the background to the effective functioning of the system of agricultural consumer cooperation as a factor of development of small agribusiness.
Keywords: rural areas, consumer cooperatives, small farms, system, vertical integration, infrastructure, laws, advantages.
УДК 338.439:658
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ РАЗДЕЛА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ РЕГИОНА
© 2014
С.А. Бугаенко, кандидат экономических наук, доцент Одесская национальная академия пищевых технологий, Одесса (Украина)
Аннотация. В статье приведен механизм формирования маркетингово-логистической деятельности предприятия. Рассмотрены рынки продаж, которые выделяются в зависимости от географии распределения товаров продовольственного назначения. Исследован выбор уровня канала распределения.
Ключевые слова: механизм формирования, маркетинговые характеристики, канал распределения, движения товаров, поставщик, торговля, производственная деятельность.
Шсля ефективно! розробки харчового товару та встановлення обгрунтовано!, стимулюючо! збут цши на нього, слщ здшснити формування маркетингово-ло-пстично! дгяльносп пвдприемства щодо планування, реалiзацii та контролю руху товарiв ввд виробника до шнцевого споживача з метою задоволення його потреб та отримання шдприемством прибутку цього товару. Даний елемент комплексу маркетингово-лопстично! дiяльностi пвдприемств харчово! галузi у багатьох ви-падках лише побiчно регулюеться виробником товарiв продовольчого призначення.
Метою до^дження е розробка теоретично-мето-дичних i практичних аспекпв формування маркетинго-во-лопстичних стратегш та комплексу маркетингово-лопстично! дiяльностi .
Аналiз останнiх публiкацiй. Проблематика розробки маркетинго-лопстично! стратегш та комплексу марке-тингово-лопстично! дгяльносп тдприемств харчово! галузi дослвджуеться в наукових працях зарубгжних та вггчизняних учених: 1.Н. Герчжова, £.П. Голубкова, Д. Голубцова, Ч. Дева, П. Дойля, Дж. Каллггона, Р. Клюпта, Ф. Котлера, Л.В. Балабаново!, О.В. Березша, Б.В. Буркинського, В.С. Загорського, С.П. Запотоцького, М.Й. Малша, Х.З. Махмудова, А.С. Мохненка, П.1. Осторовського, В.В. Прядка, В.О. Рибшцева, В.В. Рябенка, 1.В. Рябчик, 1.1. Савенка, М.П. Сахацького, Л.В.
Страшинсько!, 1.О. Соловйова, 1.Н. Тотхи та шших до-слщнишв.
Виклад основного матерiалу. Лише функцюнування власних фiрмових заклащв торгiвлi виробника найбшь-ше повно реалiзуе елементи його маркетингово-лопс-тично! дгяльносп тдприемства щодо планування, реа-лiзацii та контролю руху товарiв ввд виробника до шн-цевого споживача з метою задоволення його потреб та отримання шдприемством прибутку. Iншi ж канали роз-под^ товарiв продовольчого призначення (франчайз^ оптовi, роздрiбнi пвдприемства) ввдносно самостшш у сво!й торговельнiй дiяльностi, що може позитивно або чинити негативний вплив на рiвень продажiв харчового товару. Тому в процеа розробки маркетингово-лопс-тично! дiяльностi пiдприемства щодо планування, реа-лiзацii та контролю руху товарiв вiд виробника до шн-цевого споживача з метою задоволення його потреб та отримання пiдприемством прибутку тдприемств харчо-во! галузi слад формувати заходи в пвдтримку дiяльностi тдприемств - торговельних посередникiв, надаючи !х керiвництву та персоналу план ефективних дш ввднос-но результативних продажiв конкретного харчового товару в конкретному заклащ торгiвлi. За сввдченням Ф. Котлера: "Маркетингова дiяльнiсть тдприемства щодо планування, реалiзацii та контролю руху товарiв вiд виробника до шнцевого споживача з метою задоволення