актуальные проблемы таможенной деятельности
current problems of customs activity
Д. В. Терещенко
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
В статье рассмотрены результаты выполнения мероприятий по развитию информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации в 2020 г. Определены мероприятия по развитию информационно-коммуникационных технологий в части дальнейшего совершенствования инженерной инфраструктуры, модернизации вычислительных ресурсов, централизации информационно-программных средств и обеспечения информационной безопасности Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
Ключевые слова: таможенные органы; информационно-коммуникационные технологии; Единая автоматизированная информационная система; инженерная инфраструктура; вычислительные ресурсы; информационно-программные средства; информационная безопасность.
D. V. Tereshchenko
DEVELOPMENT DIRECTIONS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN CUSTOMS AUTHORITIES
The results of the implementation of measures for the development of information and communication technologies in the customs authorities of the Russian Federation in 2020 have been considered in the article. Measures for the development of information and communication technologies in terms of improving engineering infrastructure, modernizing computing resources, centralizing information and software tools and ensuring information security of the Unified automated information system of customs authorities are defined.
Keywords: customs authorities; information and communication technologies; Unified automated information system; engineering infrastructure; computing resources; information and software tools; information security.
В современных условиях глобализации мирового хозяйства происходит процесс интенсивного формирования нового типа экономики, где доминирует необходимость обработки, хранения, передачи и использования постоянно увеличивающегося объема информации. Информационные данные становятся основой экономического анализа, исследующего закономерности функционирования современных социально-экономических систем. В передовых странах стремительно развивается область хозяйственной деятельности, определяемая как цифровая экономика, непосредственно связанная с появлением перспективных
информационно-коммуникационных технологий (информационных технологий, цифровых технологий), в которую входят сервисы по предоставлению онлайн-услуг, электронные платежи, интернет-торговля и др. [1].
Расширение сферы влияния цифровой экономики на развитие страны происходит за счет постепенного охвата многих сфер человеческой деятельности, в том числе международной торговли и таможенного администрирования внешнеторговых поставок товаров. углубление процессов международной интеграции и большой объем внешнеторговых сделок обусловили необходимость совершенствования таможенного администрирования внешнеторговых поставок товаров, повышения качества таможенной деятельности [2].
Совершенствование таможенного администрирования внешнеторговых поставок товаров и повышение качества таможенной деятельности происходит за счет развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые применяются при решении разноплановых задач в аналитической работе таможенных органов, в работе по организации совершения таможенных операций и таможенного контроля, а также в использовании информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов [3].
Информационно-коммуникационные технологии, используемые в деятельности таможенных органов Российской Федерации (РФ), способствуют повышению качества таможенного администрирования. Их применение обеспечивает автоматизацию процесса поступления доходов в федеральный бюджет, минимизирует издержки для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), связанные с совершением таможенных операций, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений, а также защиту отечественных производителей и охрану объектов интеллектуальной собственности [4].
Федеральная таможенная служба (ФТС России), планомерно осваивая процессы автоматизации и цифровизации всех этапов совершения таможенных операций и таможенного контроля, в настоящее время уже использует такие формы информационных таможенных технологий, как электронное декларирование в центрах электронного декларирования (ЦЭД), удаленные выпуск и оплата таможенных платежей, а также другие формы информационных таможенных технологий [5]. В вопросах технологического прогресса ФТС России объективно считается одной из передовых государственных структур, которая связана со спецификой деятельности, требующей скорости принятия важных решений для обеспечения качественного и своевременного выпуска товаров [6].
Отметим, что в рамках долгосрочного планирования (до 2030 г.) мероприятия по развитию и внедрению ИКТ в таможенных органах должны осуществляться с учетом международных стандартов и основных тенденций развития ИКТ в России и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Это позволит оперативно совершенствовать инфраструктуру ИКТ в таможенных органах и обеспечить применение инноваций в таможенном деле [7].
Инфраструктура ИКТ в таможенных органах представляет собой совокупность средств вычислительной техники (СВТ) с установленными информационно-программными средствами (ИПС), средств и систем информационной безопасности, средств коммутации, управления и передачи информации, объединенных линиями связи и каналами передачи данных, систем бесперебойного гарантированного электроснабжения, систем поддержания температурно-влажностного режима, систем
пожаротушения, комплексных систем безопасности, которые обеспечивают реализацию функций, возложенных на таможенные органы в сфере таможенного дела [8].
Реализуемые и планируемые мероприятия по развитию и внедрению ИКТ в таможенных органах осуществляются в рамках Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО), которая используется в ФТС России с 1990 г. и представляет собой иерархическую многоуровневую информационную систему, соответствующую организационной структуре ФТС России.
Использование ЕАИС ТО обеспечивает реализацию возложенных на ФТС России основных функций и задач в соответствии с правом ЕАЭС и национальным законодательством в сфере таможенного дела (таможенное оформление; предварительное информирование и декларирование товаров в электронном виде; взимание и контроль за уплатой таможенных платежей; валютный контроль; контроль за таможенным транзитом; прогнозирование и управление рисками; информационная поддержка борьбы с нарушителями законодательства; ведение таможенной статистики внешней торговли; взаимодействие с участниками ВЭД; принятие предварительных решений о классификации товаров и др.), а также функций и задач, обеспечивающих деятельность ФТС России (учет и контроль исполнения документов; управление персоналом; информационно-правовое обеспечение деятельности должностных лиц; взаимодействие между должностными лицами таможенных органов и между таможенными органами; финансово-хозяйственная деятельность и др.) [9].
В состав ЕАИС ТО входят средства вычислительной техники (серверное оборудование, предоставляющее пользователям информационные и программные сервисы; устройства хранения данных; рабочие станции и иное оборудование для пользователей системы в составе АРМ, и др.), информационно-программные средства (общего и специального (функционального) назначения), технические и программно-технические средства защиты информации, сетевое и телекоммуникационное оборудование, сеть передачи данных (в составе ВИТС ФТС России), обеспечивающие:
- автоматизацию деятельности должностных лиц и работников таможенных органов;
- формирование, ведение, резервирование и хранение информационных ресурсов таможенных органов; формирование и получение информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов;
- формирование реестров информации (в том числе используемых при реализации общих процессов в рамках ЕАЭС ТО), ответственность за ведение которых лежит на таможенных органах [10].
Планомерное развитие ЕАИС ТО осуществляется, прежде всего, в направлении развития архитектуры ЕАИС ТО, ориентированной на охват объектов автоматизации всех уровней организационной структуры таможенных органов.
Архитектурно современная ЕАИС ТО должна представлять собой централизованную информационную систему, функционирующую в круглосуточном режиме и состоящую из набора электронных сервисов, которые в режиме реального времени обрабатывают весь поток поступающей в таможенные органы информации и актуализируют информационные ресурсы Главного центра обработки данных (ЦОД). Главный ЦОД является базовым объектом ЕАИС ТО (рис. 1).
Электронные л""'
сервисы
^Ш №
Полнофункциональная система
информационной безопасности
#г
ипизированные клиентские рабочие места в централизованной архитектуре
Главный центр ^ обработки данных 11
Централизованная архитектура
Высокоскоростные каналы передачи данных
Г 4 Автоматическое
обновление
программных
ь- средств -1а
Рис. 1. Архитектура ЕАИС ТО 2022 г.
В таможенных органах должны функционировать клиентские рабочие места, подключенные к централизованным электронным сервисам по высокоскоростным каналам связи, обеспечивающим доставку информации до конечных пользователей с минимальным временем ожидания. Накопление обрабатываемой информации в таможенных органах не предполагается. Все компоненты ЕАИС ТО должны быть зарезервированы и аттестованы по классу защищенности информационных систем, предполагающих обработку конфиденциальных данных.
Мероприятия по созданию современной архитектуры ЕАИС ТО планируются и реализуются по нескольким взаимосвязанным направлениям развития ИКТ в таможенных органах, среди которых:
- совершенствование инженерной инфраструктуры ИКТ;
- модернизация вычислительных ресурсов ЕАИС ТО;
- централизация информационно-программных средств ЕАИС ТО;
- обеспечение информационной безопасности ЕАИС ТО.
По указанным направлениям развития ИКТ в таможенных органах выполняется значительный объем мероприятий, каждое из которых направлено на решение отдельной задачи, в том числе актуальной для конкретного таможенного органа, при этом в целом все они объединены единым замыслом и сводятся к достижению конечной цели - формирование современной, надежной и функциональной ЕАИС ТО.
Далее рассмотрим мероприятия, которые проводятся таможенными органами по каждому направлению развития ИКТ.
1. Совершенствование инженерной инфраструктуры ИКТ. Оно занимает важное место в общем перечне мероприятий развития ЕАЭС ТО, так как здания и помещения ЦОД должны быть оборудованы современными инженерными системами, обеспечивающими функционирование информационно-технических средств ЕАИС ТО и круглосуточный режим работы ЦОД. Мероприятия по совершенствованию инженерной инфраструктуры ИКТ направлены, прежде всего, на ремонт помещений, отнесенных к категории «серверная», и их приведение
к современным нормативам, установленным ФТС России. При этом помещения должны быть оборудованы системами гарантированного бесперебойного электроснабжения и всепогодного промышленного кондиционирования, а также системами газового пожаротушения.
Наиболее производительное серверное оборудование ЕАИС ТО, обеспечивающее возможность обработки и хранения больших объемов информации, должно быть установлено в Главном ЦОД. Главный ЦОД как базовый элемент ЕАИС ТО представляет собой совокупность технических, программных, телекоммуникационных средств, объединенных сетью передачи данных, обеспечивающих обработку, хранение, передачу, резервное копирование и восстановление данных, мониторинг и управление ресурсами и компонентами ЦОД, а также безопасность информации. В Главном ЦОД устанавливается серверное оборудование (серверы приложений, серверы баз данных, комплекты серверного оборудования, серверные кластеры, программно-технические комплексы), система комплексного администрирования ЦБД ЕАИС ТО и автоматизированная система внешнего доступа таможенных органов.
Для обеспечения непрерывного контроля за работой инженерных систем в серверных помещениях ЦЭДов, в электронных региональных таможнях и Центральном информационно-техническом таможенном управлении (ЦИТТУ) функционирует единая система удаленного мониторинга. В режиме реального времени на пульт дежурного круглосуточной службы технической поддержки выводится информация с датчиков, контролирующих основные элементы инженерного обеспечения - электропитание, кондиционирование, двери серверных стоек, протечки и др. В дальнейшем в созданную систему мониторинга планируется включить все серверные помещения таможенных органов.
2. Модернизация вычислительных ресурсов ЕАИС ТО. В 2020 г. завершен очередной этап переоснащения таможенных органов высокопроизводительным серверным и телекоммуникационным оборудованием. По отказоустойчивой технологии оборудование в полном объеме уже функционирует в ЦЭДах, а на таможенных постах фактического контроля необходимые мероприятия завершены 1 июня 2021 г. Динамика переоснащения таможенных органов вычислительным оборудованием представлена на рис. 2.
- 13
вестник российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 2 • 2021
Переоснащение вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов будет продолжено и полностью завершено к 2022 г.
3. Централизация информационно-программных средств ЕАИС ТО. Наиболее значимые мероприятия по развитию ИКТ в таможенных органах проводятся по направлению программных средств, используемых таможенными органами, а именно осуществляется оптимизация программных средств, их укрупнение с последующим сокращением общего количества без потери актуальной функциональности, уже реализованной в информационно-программных средствах ЕАИС ТО.
Если в начале мероприятий по оптимизации в таможенных органах эксплуатировалось 96 программных средств, то к концу 2022 г. после завершения всех запланированных работ в составе ЕАИС ТО будет не более 25 крупных централизованных информационных автоматизированных систем.
Новые версии программных средств создаются с учетом накопленного опыта автоматизации таможенной деятельности на основе использования всех современных информационных технологий, обеспечивающих необходимый уровень производительности, отказоустойчивости и безопасности.
В рамках плана мероприятий по модернизации программных средств на период до 2022 г. уже выполнено более 60% от всех запланированных работ. В течение 2020 г. в эксплуатацию введено 9 новых централизованных информационных систем, что позволило вывести из эксплуатации 28 устаревших версий, ранее функционировавших на всех уровнях таможенных органов. Динамика процесса централизации информационно-программных средств ЕАИС ТО представлена на рис. 3.
2018 г.
* Выполнение плана по централизации программных средств.
Рис. 3. Динамика процесса централизации информационно-программных средств ЕАИС ТО
В течение 2021 г. планируется ввод в эксплуатацию новой системы администрирования таможенных платежей, новой версии информационного Портала
ФТС России и новых версий программных средств, автоматизирующих деятельность правоохранительных подразделений.
4. Обеспечение информационной безопасности ЕАИС ТО. Для обеспечения необходимого уровня информационной безопасности в 2020 г. были проведены беспрецедентные по своему масштабу и значимости работы по аттестации сегментов ЕАИС ТО в соответствии с новыми требованиями Правительства РФ. Во всех таможенных органах осуществлены мероприятия по закупке, установке и сопровождению необходимых средств защиты информации в рамках единой системы обеспечения безопасности информации.
Все сегменты ЕАИС, функционирующие в таможенных органах (всего их 586), аттестованы по классу защищенности информационных систем, предполагающих обработку конфиденциальной информации.
Следует отметить, что за работоспособность средств вычислительной техники с установленными информационно-программными средствами, средств и систем информационной безопасности, средств коммутации, управления и передачи информации, за функционирование комплексных систем безопасности, линий связи и каналов передачи данных ЕАИС ТО отвечают информационно-технические подразделения таможенных органов.
Ответственность за обеспечение стабильной работы систем бесперебойного гарантированного электроснабжения, систем поддержания температурно-влаж-ностного режима, систем пожаротушения возложена на тыловые подразделения таможенных органов.
Обобщенная диаграмма достижения ключевых показателей развития ИКТ, представленная на рис. 4, демонстрирует текущую ситуацию с выполнением плановых заданий по каждому направлению развития ИКТ в таможенных органах. При этом средства, связанные с функционированием системы обеспечения безопасности информации, уже находятся в высокой степени готовности.
Информационно-программные средства
Рис. 4. Диаграмма достижения показателей по направлениям развития ИКТ
Таким образом, анализ состояния дел по развитию ИКТ в таможенных органах РФ показывает, что основные усилия должны быть сосредоточены на направлении развития информационно-программных средств ЕАИС ТО. Данное направление крайне важно и с учетом запланированных мероприятий «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р [11]. Основной стратегический документ ФТС России базируется на принципах автоматизации и информатизации всех бизнес-процессов, а одним из основных целевых ориентиров при реализации Стратегии является полномасштабная цифровизация деятельности таможенных органов.
Введенные и планируемые к вводу в эксплуатацию новые версии программных средств будут являться надежной основой для наращивания цифрового функционала ЕАИС ТО, в том числе в части создания компонентов, обеспечивающих обработку информации на основе элементов искусственного интеллекта. Соответствующие технические решения будут реализованы уже до конца 2021 г.
Реализация мероприятий по ключевым направлениям развития ИКТ в таможенных органах - совершенствованию инженерной инфраструктуры, модернизации вычислительных ресурсов, централизации информационно-программных средств, обеспечению информационной безопасности ЕАИС ТО и вводу в эксплуатацию нового, современного Главного центра обработки данных ФТС России - позволит до конца 2022 г. завершить масштабную модернизацию ЕАИС ТО, сделать ее качественно новой, умной, надежной и функционально насыщенной.
Использованные источники
1. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 415 с.
2. Бурдин В. Е., Егоров Ю. Н., Сомов Ю. И., Яцушко А. Н. Обоснование внедрения современных цифровых технологий в таможенную деятельность // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 2. С. 80-86.
3. Никитченко И. И., Липатова Н. Г. Возможности использования информационных технологий в условиях Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 34-43.
4. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Информационные таможенные технологии в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 78-85.
5. Жуков Д. Б. Направления развития технологий совершения таможенных операций в центрах электронного декларирования // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 20-28.
6. Давыдов Р. В. Реформирование системы таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 9-20.
7. Приказ ФТС России от 21.10.2015 № 2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года».
8. Приказ ФТС России от 09.04.2018 № 486 «О внесении изменений в основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года, утвержденные приказом ФТС России от 21 октября 2015 г. № 2133».
9. Единая автоматизированная информационная система таможенных органов. Архитектура. Описание (одобрена на заседании Научно-технического совета ФТС России 21.11.2018, утверждена первым заместителем руководителя ФТС России 07.02.2019).
10. Приказ ФТС России от 17.06.2010 № 1154 (ред. от 18.09.2012) «Об утверждении Положения о Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов».
11. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.