Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / TELECOMMUNICATION EQUIPMENT / ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ / INSPECTION AND SCREENING COMPLEXES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилин Дмитрий Валерьевич, Мантусов Владимир Бадьминович, Саенко Владимир Валерьевич, Липатова Надежда Григорьевна, Сомов Юрий Иванович

Статья посвящена важной и актуальной научно-практической проблеме импортозамещения в таможенных органах. В ней определены цели, задачи и принципы импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий; предложены направления импортозамещения для основных объектов: программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, инспекционно-досмотровых комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL POSITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the important and relevant scientific practical problem of import substitution in the customs authorities. Authors define goals, objectives and principles of import substitution in the field of information and communication technologies. The article suggests the directions of import substitution for the key items such as software, telecommunication equipment, inspection and screening complexes.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Д. В. Данилин, В. Б. Мантусов, В. В. Саенко, Н. Г. Липатова, Ю. И. Сомов

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена важной и актуальной научно-практической проблеме импортозамеще-ния в таможенных органах. В ней определены цели, задачи и принципы импортозамеще-ния в сфере информационно-коммуникационных технологий; предложены направления импортозамещения для основных объектов: программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, инспекционно-досмотровых комплексов.

Ключевые слова: таможенные органы; импортозамещение; информационно-коммуникационные технологии; программное обеспечение; телекоммуникационное оборудование; инспекционно-досмотровые комплексы.

В сложившихся геополитических и экономических условиях современной России проблема импортозамещения различных товаров и технологий приобретает особую актуальность. Данная проблема является значимой для высокотехнологичной продукции, которая используется в области информационно-коммуникационных технологий.

Широкое применение в деятельности таможенных органов РФ информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества таможенного администрирования и обеспечивает автоматизацию процессов поступления доходов в федеральный бюджет, проведения таможенного контроля, соблюдения запретов и ограничений, защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности, а также минимизирует издержки для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), связанные с совершением таможенных операций [1].

С начала 90-х гг. и по настоящее время в связи с отсутствием общесистемного программного обеспечения российского производства программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) разрабатываются и эксплуатируются на аппаратных платформах операционных систем компаний Microsoft, IBM и Oracle. Доля используемых таможенными органами маршрутизаторов, коммутаторов и оборудования видеоконференцсвязи производства американской компании «Cisœ Systems» составляет 98%. Сохраняется импортозависимость и в части инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК): все находящиеся в эксплуатации ИДК зарубежного производства [2].

Основной причиной возникновения такой ситуации явилось отсутствие в последние десятилетия новых отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий, способных конкурировать с зарубежными

аналогами. Поэтому важными научно-практическими задачами являются разработка концептуальных положений по проведению в таможенных органах РФ им-портозамещения и определение единой политики при проведении мероприятий по переходу на отечественные информационно-технические и программные средства, а также целей, задач и основных принципов импортозамещения [3].

Основная цель импортозамещения в таможенных органах - устранение зависимости от зарубежных средств информационно-коммуникационных технологий. Ее достижение обеспечивается путем решения задач:

- оценки затрат и планирования процессов внедрения в деятельность таможенных органов отечественных информационно-технических и программных средств;

- проведения системной аналитической работы по поиску новых отечественных средств информационно-коммуникационных технологий;

- организации и проведения тестовых испытаний отечественных информационно-технических средств;

- прогнозирования эффекта от внедрения в деятельность таможенных органов импортозамещенных информационно-технических и программных средств;

- проведения опытной эксплуатации образцов технических средств отечественных производителей-разработчиков в инициативном порядке, в реальных условиях таможенного контроля с формулировкой предложений о целесообразности их доработки (модернизации);

- активного участия в работах по созданию новых отечественных технологий.

Реализация задач по импортозамещению в таможенных органах базируется на

следующих принципах [4]:

- непрерывность, публичность и открытость мероприятий по поиску новых отечественных информационно-коммуникационных технологий;

- совместимость новых отечественных информационно-коммуникационных технологий, рассматриваемых в качестве импортозамещающих, с технологиями, реализованными в ЕАИС ТО;

- законность, экономическая целесообразность и обоснованность применения новых отечественных информационно-коммуникационных технологий;

- поэтапность внедрения в таможенных органах отечественных информационных технологий;

- ориентация преимущественно на программные средства и (или) телекоммуникационное оборудование, которые включены соответственно в единые реестры российского программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования российского происхождения;

- определение целесообразности закупки зарубежного программного обеспечения и (или) телекоммуникационного оборудования только при условии достаточных оснований (отсутствие в реестрах российских аналогов или, если средства в указанных реестрах не обладают необходимыми функциями, а их доработка или модернизация экономически не выгодна);

- плановость и инновационный характер мероприятий по импортозамеще-нию, которые должны основываться преимущественно на новых технических, технологических и архитектурных решениях.

Для перехода таможенных органов на отечественную информационно-техническую и технологическую базы необходимо сосредоточить усилия, прежде всего, на проведении работ в отношении следующих основных объектов импортозамещения:

- общесистемного программного обеспечения (программное обеспечение);

- телекоммуникационного оборудования;

- технического оборудования и программных средств ИДК.

Импортозамещение программного обеспечения нацелено на обеспечение таможенных органов конкурентоспособными отечественными программными средствами, поддерживающими требуемый уровень полноты, оперативности, достоверности, безотказности и безопасности решения возложенных на них прикладных задач.

Все используемые в настоящее время в таможенных органах ведомственные программные средства, связанные с решением прикладных функциональных задач в рамках ЕАИС ТО и разработанные по заказу ФТС России, являются отечественными программными продуктами. В связи с тем, что программные средства ЕАИС ТО разрабатываются на языках программирования иностранного производителя, импортозамещение в направлении совершенствования прикладных программных продуктов таможенных органов может рассматриваться через смену платформы операционных систем при соответствующем обосновании экономической целесообразности и существенном повышении эффективности использования конкретной информационной таможенной технологии.

Программное обеспечение таможенных органов, исходя из реализации мероприятий по импортозамещению, условно может быть разделено на три сегмента [5].

Первый сегмент - программное обеспечение, в отношении которого уже имеется задел в виде конкурентоспособных отечественных программных продуктов с функционалом, аналогичным или превосходящим зарубежные аналоги. К данному сегменту относятся программные средства обеспечения информационной безопасности (в частности, антивирусное программное обеспечение), интернет-браузеры, программные средства и сервисы, реализующие обмен мгновенными сообщениями и электронной почтой, ряд общеотраслевых бизнес-приложений (например, бухгалтерские).

Второй сегмент - программное обеспечение, в отношении которого нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов (аналогичные отечественные продукты отсутствуют либо имеют серьезные ограничения по реализованному функционалу и/или условиям их использования). К нему относятся клиентские, мобильные и серверные операционные системы, системы управления базами данных, офисное программное обеспечение.

Третий сегмент - программное обеспечение, связанное с отраслевой спецификой, в том числе промышленности, строительства, здравоохранения, финансового сектора, транспорта, топливно-энергетического комплекса.

По первому сегменту в таможенных органах в полной мере решаются задачи по импортозамещению антивирусного программного обеспечения и программного обеспечения информационной безопасности, а также бухгалтерских и консультационно-правовых программ.

Во втором сегменте ФТС России является одним из крупнейших среди федеральных органов исполнительной власти пользователей серверных операционных систем, систем управления базами данных, средств управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, офисного программного обеспечения. К настоящему времени поставленная задача обеспечения пользователей конкурентоспособными отечественными продуктами находится в стадии технической

проработки. Очевидна необходимость поэтапного планирования работ, в том числе с учетом взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, а также специализированными учреждениями и организациями - носителями передового опыта разработки и внедрения отечественных программных продуктов.

В отношении программного обеспечения третьего сегмента запланирован и осуществляется ряд работ по внедрению отечественных программных продуктов в структурных подразделениях ФТС России, подчиненных таможенных органах и подведомственных учреждениях (организациях), относящихся к финансовому сектору и здравоохранению.

В рамках работ по импортозамещению программного обеспечения также необходимо учитывать существующие тенденции по направлениям диверсификации используемых операционных систем и систем управления базами данных, а также применения программного обеспечения с открытым кодом и свободного программного обеспечения.

Импортозамещение телекоммуникационного оборудования в таможенных органах должно быть нацелено на создание отечественной технической базы в сфере информационно-коммуникационных таможенных технологий.

Для принятия решения о переходе на новые модели телекоммуникационного оборудования необходимо проводить работу по поиску оборудования, которое по своим техническим характеристикам может максимально приблизиться к линейке телекоммуникационного оборудования зарубежного производства или даже превосходить его. При этом аналитическую работу по поиску, оценке и выбору новых средств телекоммуникационного оборудования следует осуществлять в соответствии с методическими рекомендациями Минпромторга России и Минкомсвязи России.

В целях определения возможности применения телекоммуникационного оборудования российского производства в ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России должны проводиться тестовые испытания, в ходе которых оцениваются заявленные характеристики телекоммуникационного оборудования и выявляются ограничения и особенности его эксплуатации.

Импортозамещение технического оборудования и программных средств ИДК позволит решить три основные задачи:

- сэкономить бюджетные средства при сопровождении эксплуатации ИДК в таможенных органах;

- обеспечить независимость от иностранных производителей ИДК при проведении ремонтных работ;

- создать программное средство ИДК отечественного производства с возможностью его интеграции с ЕАИС ТО.

При проведении тестовых испытаний ИДК российского производства в обязательном порядке должны оцениваться такие основные технические параметры, как проникающая способность, контрастная чувствительность, распознавание различных групп материалов и определение атомного номера материала, оценка веса груза и его отдельных частей [6; 7].

Реализацию мероприятий необходимо осуществлять на основе планов по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в деятельности таможенных органов, утверждаемых руководителем ФТС России, а также планов информатизации

таможенных органов на очередной финансовый год и плановый период [8; 9]. При этом планирование мероприятий по импортозамещению в таможенных органах должно проводиться, как правило, во взаимосвязи с мероприятиями других федеральных органов исполнительной власти, в том числе с ФСБ России, Минкомсвя-зи России, Минпромторгом России.

Необходимо также учитывать, что основные риски при импортозамещении связаны с изменением нормативной правовой базы в сфере государственного регулирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также с недостаточным финансированием развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах.

Кадровые риски обусловлены высокой текучестью кадров информационно-технического профиля и квалификацией работников, что может затруднить процесс перехода на российские информационно-коммуникационные технологии. Снижение кадровых рисков достигается повышением квалификации должностных лиц и работников таможенных органов в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также использованием механизмов стимулирования оплаты труда и повышения престижа службы в таможенных органах.

Таким образом, комплексная реализация предложений по импортозамеще-нию в таможенных органах, изложенных в настоящей статье, сможет обеспечить развитие и совершенствование информационно-коммуникационных технологий с учетом перехода на отечественные информационно-технические и программные средства, что, в свою очередь, позволит повысить качество таможенного администрирования, минимизировать издержки участников ВЭД и государства, связанные с совершением таможенных операций, создать благоприятные условия для развития внешнеэкономических отношений.

Использованные источники

1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р.

2. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2016.

3. Доклад Д. В. Данилина на коллегии ФТС России от 12.11.2015 «О текущем состоянии, проблемах и перспективах развития импортозамещения технических средств и оборудования, используемых в таможенных органах Российской Федерации».

4. Липатова Н. Г., Анисимов Е. Г., Черныш А. Я., Карпов А. Н. Понятия и определения в области исследования проблем таможенного дела: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. 92 с.

5. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.

6. Аналитическая программа ФТС России «Организация эксплуатации инспекционно-до-смотровых комплексов в таможенных органах Российской Федерации на 2016-2018 годы».

7. Сомов Ю. И., Купринов Э. П., Курихин С. В., Зайцева Л. Д. Экономическая оценка и оптимизация затрат на разработку программных продуктов и средств защиты информации таможенных органов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 186 с.

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"».

9. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.