ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Д. В. Данилин, В. Б. Мантусов, В. В. Саенко, Н. Г. Липатова, Ю. И. Сомов
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена важной и актуальной научно-практической проблеме импортозамеще-ния в таможенных органах. В ней определены цели, задачи и принципы импортозамеще-ния в сфере информационно-коммуникационных технологий; предложены направления импортозамещения для основных объектов: программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, инспекционно-досмотровых комплексов.
Ключевые слова: таможенные органы; импортозамещение; информационно-коммуникационные технологии; программное обеспечение; телекоммуникационное оборудование; инспекционно-досмотровые комплексы.
В сложившихся геополитических и экономических условиях современной России проблема импортозамещения различных товаров и технологий приобретает особую актуальность. Данная проблема является значимой для высокотехнологичной продукции, которая используется в области информационно-коммуникационных технологий.
Широкое применение в деятельности таможенных органов РФ информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества таможенного администрирования и обеспечивает автоматизацию процессов поступления доходов в федеральный бюджет, проведения таможенного контроля, соблюдения запретов и ограничений, защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности, а также минимизирует издержки для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), связанные с совершением таможенных операций [1].
С начала 90-х гг. и по настоящее время в связи с отсутствием общесистемного программного обеспечения российского производства программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) разрабатываются и эксплуатируются на аппаратных платформах операционных систем компаний Microsoft, IBM и Oracle. Доля используемых таможенными органами маршрутизаторов, коммутаторов и оборудования видеоконференцсвязи производства американской компании «Cisœ Systems» составляет 98%. Сохраняется импортозависимость и в части инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК): все находящиеся в эксплуатации ИДК зарубежного производства [2].
Основной причиной возникновения такой ситуации явилось отсутствие в последние десятилетия новых отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий, способных конкурировать с зарубежными
аналогами. Поэтому важными научно-практическими задачами являются разработка концептуальных положений по проведению в таможенных органах РФ им-портозамещения и определение единой политики при проведении мероприятий по переходу на отечественные информационно-технические и программные средства, а также целей, задач и основных принципов импортозамещения [3].
Основная цель импортозамещения в таможенных органах - устранение зависимости от зарубежных средств информационно-коммуникационных технологий. Ее достижение обеспечивается путем решения задач:
- оценки затрат и планирования процессов внедрения в деятельность таможенных органов отечественных информационно-технических и программных средств;
- проведения системной аналитической работы по поиску новых отечественных средств информационно-коммуникационных технологий;
- организации и проведения тестовых испытаний отечественных информационно-технических средств;
- прогнозирования эффекта от внедрения в деятельность таможенных органов импортозамещенных информационно-технических и программных средств;
- проведения опытной эксплуатации образцов технических средств отечественных производителей-разработчиков в инициативном порядке, в реальных условиях таможенного контроля с формулировкой предложений о целесообразности их доработки (модернизации);
- активного участия в работах по созданию новых отечественных технологий.
Реализация задач по импортозамещению в таможенных органах базируется на
следующих принципах [4]:
- непрерывность, публичность и открытость мероприятий по поиску новых отечественных информационно-коммуникационных технологий;
- совместимость новых отечественных информационно-коммуникационных технологий, рассматриваемых в качестве импортозамещающих, с технологиями, реализованными в ЕАИС ТО;
- законность, экономическая целесообразность и обоснованность применения новых отечественных информационно-коммуникационных технологий;
- поэтапность внедрения в таможенных органах отечественных информационных технологий;
- ориентация преимущественно на программные средства и (или) телекоммуникационное оборудование, которые включены соответственно в единые реестры российского программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования российского происхождения;
- определение целесообразности закупки зарубежного программного обеспечения и (или) телекоммуникационного оборудования только при условии достаточных оснований (отсутствие в реестрах российских аналогов или, если средства в указанных реестрах не обладают необходимыми функциями, а их доработка или модернизация экономически не выгодна);
- плановость и инновационный характер мероприятий по импортозамеще-нию, которые должны основываться преимущественно на новых технических, технологических и архитектурных решениях.
Для перехода таможенных органов на отечественную информационно-техническую и технологическую базы необходимо сосредоточить усилия, прежде всего, на проведении работ в отношении следующих основных объектов импортозамещения:
- общесистемного программного обеспечения (программное обеспечение);
- телекоммуникационного оборудования;
- технического оборудования и программных средств ИДК.
Импортозамещение программного обеспечения нацелено на обеспечение таможенных органов конкурентоспособными отечественными программными средствами, поддерживающими требуемый уровень полноты, оперативности, достоверности, безотказности и безопасности решения возложенных на них прикладных задач.
Все используемые в настоящее время в таможенных органах ведомственные программные средства, связанные с решением прикладных функциональных задач в рамках ЕАИС ТО и разработанные по заказу ФТС России, являются отечественными программными продуктами. В связи с тем, что программные средства ЕАИС ТО разрабатываются на языках программирования иностранного производителя, импортозамещение в направлении совершенствования прикладных программных продуктов таможенных органов может рассматриваться через смену платформы операционных систем при соответствующем обосновании экономической целесообразности и существенном повышении эффективности использования конкретной информационной таможенной технологии.
Программное обеспечение таможенных органов, исходя из реализации мероприятий по импортозамещению, условно может быть разделено на три сегмента [5].
Первый сегмент - программное обеспечение, в отношении которого уже имеется задел в виде конкурентоспособных отечественных программных продуктов с функционалом, аналогичным или превосходящим зарубежные аналоги. К данному сегменту относятся программные средства обеспечения информационной безопасности (в частности, антивирусное программное обеспечение), интернет-браузеры, программные средства и сервисы, реализующие обмен мгновенными сообщениями и электронной почтой, ряд общеотраслевых бизнес-приложений (например, бухгалтерские).
Второй сегмент - программное обеспечение, в отношении которого нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов (аналогичные отечественные продукты отсутствуют либо имеют серьезные ограничения по реализованному функционалу и/или условиям их использования). К нему относятся клиентские, мобильные и серверные операционные системы, системы управления базами данных, офисное программное обеспечение.
Третий сегмент - программное обеспечение, связанное с отраслевой спецификой, в том числе промышленности, строительства, здравоохранения, финансового сектора, транспорта, топливно-энергетического комплекса.
По первому сегменту в таможенных органах в полной мере решаются задачи по импортозамещению антивирусного программного обеспечения и программного обеспечения информационной безопасности, а также бухгалтерских и консультационно-правовых программ.
Во втором сегменте ФТС России является одним из крупнейших среди федеральных органов исполнительной власти пользователей серверных операционных систем, систем управления базами данных, средств управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, офисного программного обеспечения. К настоящему времени поставленная задача обеспечения пользователей конкурентоспособными отечественными продуктами находится в стадии технической
проработки. Очевидна необходимость поэтапного планирования работ, в том числе с учетом взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, а также специализированными учреждениями и организациями - носителями передового опыта разработки и внедрения отечественных программных продуктов.
В отношении программного обеспечения третьего сегмента запланирован и осуществляется ряд работ по внедрению отечественных программных продуктов в структурных подразделениях ФТС России, подчиненных таможенных органах и подведомственных учреждениях (организациях), относящихся к финансовому сектору и здравоохранению.
В рамках работ по импортозамещению программного обеспечения также необходимо учитывать существующие тенденции по направлениям диверсификации используемых операционных систем и систем управления базами данных, а также применения программного обеспечения с открытым кодом и свободного программного обеспечения.
Импортозамещение телекоммуникационного оборудования в таможенных органах должно быть нацелено на создание отечественной технической базы в сфере информационно-коммуникационных таможенных технологий.
Для принятия решения о переходе на новые модели телекоммуникационного оборудования необходимо проводить работу по поиску оборудования, которое по своим техническим характеристикам может максимально приблизиться к линейке телекоммуникационного оборудования зарубежного производства или даже превосходить его. При этом аналитическую работу по поиску, оценке и выбору новых средств телекоммуникационного оборудования следует осуществлять в соответствии с методическими рекомендациями Минпромторга России и Минкомсвязи России.
В целях определения возможности применения телекоммуникационного оборудования российского производства в ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России должны проводиться тестовые испытания, в ходе которых оцениваются заявленные характеристики телекоммуникационного оборудования и выявляются ограничения и особенности его эксплуатации.
Импортозамещение технического оборудования и программных средств ИДК позволит решить три основные задачи:
- сэкономить бюджетные средства при сопровождении эксплуатации ИДК в таможенных органах;
- обеспечить независимость от иностранных производителей ИДК при проведении ремонтных работ;
- создать программное средство ИДК отечественного производства с возможностью его интеграции с ЕАИС ТО.
При проведении тестовых испытаний ИДК российского производства в обязательном порядке должны оцениваться такие основные технические параметры, как проникающая способность, контрастная чувствительность, распознавание различных групп материалов и определение атомного номера материала, оценка веса груза и его отдельных частей [6; 7].
Реализацию мероприятий необходимо осуществлять на основе планов по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в деятельности таможенных органов, утверждаемых руководителем ФТС России, а также планов информатизации
таможенных органов на очередной финансовый год и плановый период [8; 9]. При этом планирование мероприятий по импортозамещению в таможенных органах должно проводиться, как правило, во взаимосвязи с мероприятиями других федеральных органов исполнительной власти, в том числе с ФСБ России, Минкомсвя-зи России, Минпромторгом России.
Необходимо также учитывать, что основные риски при импортозамещении связаны с изменением нормативной правовой базы в сфере государственного регулирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также с недостаточным финансированием развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах.
Кадровые риски обусловлены высокой текучестью кадров информационно-технического профиля и квалификацией работников, что может затруднить процесс перехода на российские информационно-коммуникационные технологии. Снижение кадровых рисков достигается повышением квалификации должностных лиц и работников таможенных органов в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также использованием механизмов стимулирования оплаты труда и повышения престижа службы в таможенных органах.
Таким образом, комплексная реализация предложений по импортозамеще-нию в таможенных органах, изложенных в настоящей статье, сможет обеспечить развитие и совершенствование информационно-коммуникационных технологий с учетом перехода на отечественные информационно-технические и программные средства, что, в свою очередь, позволит повысить качество таможенного администрирования, минимизировать издержки участников ВЭД и государства, связанные с совершением таможенных операций, создать благоприятные условия для развития внешнеэкономических отношений.
Использованные источники
1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р.
2. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2016.
3. Доклад Д. В. Данилина на коллегии ФТС России от 12.11.2015 «О текущем состоянии, проблемах и перспективах развития импортозамещения технических средств и оборудования, используемых в таможенных органах Российской Федерации».
4. Липатова Н. Г., Анисимов Е. Г., Черныш А. Я., Карпов А. Н. Понятия и определения в области исследования проблем таможенного дела: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. 92 с.
5. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.
6. Аналитическая программа ФТС России «Организация эксплуатации инспекционно-до-смотровых комплексов в таможенных органах Российской Федерации на 2016-2018 годы».
7. Сомов Ю. И., Купринов Э. П., Курихин С. В., Зайцева Л. Д. Экономическая оценка и оптимизация затрат на разработку программных продуктов и средств защиты информации таможенных органов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 186 с.
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"».
9. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"».