2 л
н и о
X
л
<
W
н t*
W <
'S
0 X X
W
S
S
w S X
w <
со
£
с
^
s t* S
Я
$
S
1
£ о
УДК 338.23
К ВОПРОСУ ОБ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Духницкий Павел Сергеевич
Санкт-Петербургский горный университет, аспирант кафедры приборостроения, e-mail: academy.broker@gmail.com
Кулешов Александр Викторович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля, к.т.н., доцент, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru
В статье представлен анализ современных технологий таможенного контроля. Рассмотрены возможности повышения скорости и эффективности контрольных мероприятий на основе внедрения механизмов автоматизации технических средств таможенного контроля
Ключевые слова: таможенный контроль, технические средства таможенного контроля, ин-спекционно-досмотровый комплекс, автоматизация контроля
TO THE ISSUE OF COMPUTERIZATION OF CUSTOMS CONTROLS
Dukhnitdkiy Pavel S.
St.-Petersburg Mining University, Postgraduate at Department of Equipment, e-mail: academy.broker@gmail.com
Kuleshov Alexander V.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Customs Operations and Customs Control, PhD, Docent, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru
The article focuses on the analysis of modern technologies of customs control. The possibilities of increasing the speed and efficiency of control measures that are based on the implementation of automation of technical means of customs control are considered.
Keywords: customs control, technical means of customs control, inspection and inspection complex, automation of control
Для цитирования: Духницкий П.С., Кулешов А.В. Анализ возможностей автоматизации процессов таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 48-50.
В условиях существования установленных законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений внешней торговли повышается необходимость осуществления эффективного контроля за установленными ограничениями, в том числе выявление незаконно перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров, сокрытых от таможенных органов.
При проведении таможенного контроля следует исходить из положений пересмотренной Киот-ской конвенции - «таможенный контроль сводится к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства» [1, стандарт 6.2].
В настоящее время проведение эффективного таможенного контроля немыслимо без активного применения информационных систем таможенных органов. Такой подход закреплен в Таможенном кодексе ЕАЭС: «таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, - таможенный контроль также в иных формах или с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, может проводиться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов
[2, ст. 310, п. 6]. При этом актуальной является задача развития информационных технологий, используемых в таможенном деле, на операционных системах отечественной разработки.
Минимизация времени на проведение эффективного таможенного контроля достигается, в том числе при использовании современных технических средств таможенного контроля, причем предпочтение отечественным разработкам.
Так, Федеральной целевой программой «Го-сударственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» предусмотрено создание отечественных технических средств для проведения пограничного и таможенного контроля и оснащение ими пунктов пропуска [3].
Наибольшую трудность при проведении таможенного контроля представляет содержимое крупногабаритных транспортных средств и контейнеров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Оперативно проверить их содержимое возможно только с использованием современных технических средств таможенного контроля.
В связи с этим развитие таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. предусматривает, в качестве обеспечения деятельности таможенных органов, разработку и внедрение технических средств таможенного контроля и повышение эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов [4]. Подобные технические средства остро необходимы
Анализ возможностей автоматизации .,
с учетом значительных транспортных потоков в пунктах пропуска через государственную границу РФ, так как использование других средств и методов контроля трудоемко и не всегда эффективно.
Одной из основных задач таможенных органов является использование информационных технологий для ускорения процесса контроля, а также развитие системы контроля после выпуска товаров.
Уже сейчас разворачивается новая структура таможенных органов, основанная на возможности удаленного выпуска товаров и создания сети электронных таможен и центров электронного декларирования. В этих условиях эффективная работа таможенных органов при проведении таможенного контроля зависит от возможности передачи в электронном виде необходимой информации о документах, результатах таможенного контроля, о наличии груза на складе временного хранения (СВХ) и так далее.
В настоящее время передача вышеуказанной информации от декларантов, таможенных представителей, владельцев СВХ и других лиц таможенным органам отработана и проблем не вызывает. Однако часть сведений, используемых таможенными органами при проведении таможенного контроля, еще не переведена в электронный формат.
Основные данные о товарах информационные системы таможенных органов, начиная с автоматизированной системы «Пограничный пункт пропуска» (АС «ПП») на границе и заканчивая комплексом программных средств (КПС) «Инспектор ОТО» (АИСТ-М) при выпуске товаров, получают и обрабатывают в виде набора текстовых данных в формате хт1. Это позволяет проводить только автоматизированную обработку информации и внедрять программные алгоритмы анализа сведений о товаре на основе анализа рисков.
Внедрение механизмов автоматизированной проверки документов и сведений направлено на минимизацию влияния человеческого фактора при таможенном контроле товаров. В то же время ряд форм таможенного контроля требуют участия человека, и их результат зависит от человеческого фактора. Инструкции по проведению большинства форм таможенного контроля, в частности таможенного досмотра, предполагают фотофиксацию результатов, которая может быть использована при проведении служебных проверок и проведении таможенного контроля после выпуска товаров за счет централизованного хранения результатов.
Однако приходится учитывать, что такая форма таможенного контроля, как таможенный осмотр с применением инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), предполагает проведение анализа информации оператором ИДК на соответствие рентгеновского изображения товаросопроводительным документам вручную. В этом случае распознавание объектов рентгеновского изображения зависит от уровня профессиональной подготовки оператора ИДК, осуществляющего анализ информации,
и в этом случае не исключена возможность ошибки при анализе объектов рентгеновского изображения.
Кроме того, не будучи специалистом по анализу рентгеновских изображений, не всегда можно понять, что именно зафиксировано на полученном снимке, если необходимо провести анализ данного снимка в последующем, например в ходе служебной проверки.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» по импортозамещению [3] с 2018 г. началась закупка и внедрение мобильных ИДК российского производства (ООО «Скантро-никс Системс»).
Помимо решения задачи импортозамещения, данная техника позволяет распознавать на снимке материал, из которого состоит объект контроля на основании его атомного номера (2):
- «органические» материалы с малым атомным номером (1 < 2 < 10);
- материалы со средним атомным номером (10 < 2 < 20);
- «неорганические» материалы (20 < 2 < 50);
- металлы с высоким атомным номером (2 > 50).
Возможность распознавания различных материалов на основании их атомного номера позволяет на рентгеновском снимке видеть не в черно-белом, а в цветном изображении объекты, в зависимости от материалов, из которых изготовлен объект. Такой подход дает возможность оператору ИДК оперативно распознавать объекты, изображенные на рентгеновском снимке (рис. 1).
Данная возможность позволяет не только увеличить объем информации о грузе, полученной инспектором, анализирующим изображение, но и автоматизировать его обработку, путем использования сведений о коде товара и его материале из предварительной информации или декларации на товары. В связи с этим разработка методики автоматизированного анализа рентгеновских изображений не только позволит снизить влияние человеческого фактора, но и ускорит процесс идентификации, повысит точность и достоверность контроля. При этом, что крайне важно, можно будет обеспечить получение, обработку и хранение результатов таможенных осмотров для последующего контроля и предотвращения дублирующих проверочных мероприятий.
Также одним из путей совершенствования автоматизированного таможенного контроля является обеспечение централизованной обработки и хранения полученных изображений на уровне Центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ) ФТС России.
На рис. 2 представлена актуальная структура вычислительной сети ИДК с возможностью передачи данных на единый централизованный сервер [5].
Разработка модели системы обработки результатов применения инспекционно-досмо-тровых комплексов, отличающейся возможностью
Организация и управление таможенной деятельностью
49
Рис. 1. Пример изображения, полученного ИДК модели СТ 2630М [5]
Рис. 2. Структура вычислительной сети ИДК СТ-2630М
централизованного хранения и обработки рентгеновских изображений, а также методики идентификации объектов таможенного контроля на основе сопоставления данных о материале объекта и его коде в соответствии с товарной номенклатурой внешнеторговой деятельности Евразийского экономического союза является предметом нескольких исследований, проводимых в российских вузах и научно-исследовательских организациях.
Библиографический список:
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г., в редакции 1999 г.) // Справочник ВЭД Инфо.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // Справочник ВЭД Инфо.
3. Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» // Справочник Консультант Плюс.
4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочник Консультант Плюс.
5. Ogorodnikov, S., Petrunin, V. Processing of interlaced images in 4-10 MeV dual energy customs systems for material recognition // Phys. Rev. Spec. Top. Accel. Beams. 2002. Vol. 5. Pp. 104701.1-104701.12.