КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ФТС РФ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
© Блинова О.Н.* *, Рубинштейн Е.Д.*
Владивостокский филиал Российской таможенной академии, г. Владивосток Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
В работе рассматривается классификация таможенных процедур по принципу комплексности. Большое внимание уделяется эффективности комплексных таможенных операций, а также составляющих их элементов. Данная классификация поможет анализировать результативность таможенных процедур и выбирать из них наиболее эффективные.
Ключевые слова: СУР, ЕАИС, таможенная карта, электронное декларирование, предварительное информирование, ИДК, единое окно.
Научно-технический прогресс, оказывая воздействие на все стороны жизни общества, является непрерывным по своей природе процессом. Данное явление происходило и продолжает происходить в различные этапы развития общества и, как правило, связано с развитием научно-технических инноваций. Инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к услугам [1].
Стоит отметить, что само содержание понятия «инновация» включает в себя создание не только научно-технических идей, но и их дальнейшую реализацию в производстве и потреблении. Инновационный процесс носит при этом комплексный характер, что отражается в исследованиях, технических и технологических разработках, проектировании и конструировании, изготовлении новой техники, материалов, технологий, а также их освоении и использовании [4].
Развитие науки и техники и развитие информационно-коммуникационных технологий в частности, можно наблюдать практически в любых сферах жизни общества, включая государственные структуры и органы власти. На сегодняшний день таможенная служба является одним из лидеров по уровню автоматизации и информатизации производственных процессов. При этом уровень развития инновационной деятельности данной структуры не стоит на месте и продолжает развиваться, хотя и с замедляющимися темпами. Кроме того велика поддержка государства, что подтверждается «Стра-
* Студент Владивостокского филиала Российской таможенной академии.
* Доцент кафедры Финансов и кредита Дальневосточного федерального университета, кандидат экономических наук, доцент.
84 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
тегией развития Федеральной таможенной службы (ФТС) до 2020 года», которая должна способствовать технологическому развитию и формированию инновационного государства [3].
Вся совокупность технологических операций и достижений научно-технического прогресса в таможенной деятельности может быть классифицирована и представлена в виде схемы, изображённой на рис. 1.
Рис. 1. Классификация направлений развития научно-технического прогресса в деятельности в ФТС РФ
Согласно данной классификации все процедуры таможенных органов можно разделить по принципы комплексности. При этом, как видно из рисунка существует достаточное количество и единичных процессов, таких как использование технологии электронного декларирования, удалённого выпуска, предварительного информирования и электронной очереди.
Рассмотрим элементы данной классификации направлений развития НТП в деятельности ФТС РФ. Комплексность процедурам придаёт сложность их реализации. Так, например система управления рисками предполагает применение не только необходимого для её функционирования программного обеспечения, но и современных технических средств. Стоит отметить, что сама система управления рисками (СУР) направлена на сокращение времени проведения таможенных процедур путём категорирования участников внешнеэкономической деятельности, а также перемещаемых через таможенную границу грузов. Например, СУР предполагает использование инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), позволяющих в минимальные сроки, без вскрытия транспортного средства получить визуальную информацию о перемещаемом грузе, а также использование технологии по-стмаможенного контроля. При этом благодаря общероссийским стоимостным профилям риска всё внимание таможенных органов направлено на тех субъектов хозяйствования, у которых велика вероятность нарушения таможенного законодательства, что значительно сокращает время и количество таможенных досмотров при одновременной повышении эффективности данной деятельности. Кроме того нельзя не отметить постоянный информационный об-
Экономическая безопасность
85
мен между государствами - членами таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан), что способствует качественному развитию данной технологии.
Другой таможенной операцией отнесённой к категории комплексных относится создание механизма «единого окна» в рамках деятельности таможенных органов, благодаря чему, все необходимые документы можно представлять один раз с использованием единого пропускного канала. Это позволяет упростить обработку информации, сделать её более доступной, а также ускорить информационные потоки между участниками ВЭД и государственными органами, что способствует более действенному согласованию и обмену соответствующих данных. В России с 2006 года реализуется принцип «одного окна», который так и не сократил очереди транспортных средств на таможенной границе. Так, например, при отсутствии «единого окна» в морском пункте пропуска представитель судовладельца (морской агент) вынужден обойти все государственные контролирующие органы (ГКО) и предоставить требуемые ими документы. В случае же применения механизма «единого окна» вместо множества документов представляется единый для всех ГКО набор данных, требуемых всеми службами [2].
Кроме того реализация данного принципа во многом отличается от принципа «единого окна» и во многом не соответствует международным требованиям Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН, что можно увидеть в табл. 1 [2].
Таблица 1
Отличия принципа «Одного окна» от механизма «Единого окна»
Одно окно (реализовано на Российских многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП)) Единое окно (в России не реализовано)
1. Нестандартное нововведение Регламентируется международными рекомендациями ЕЭК ООН №№ 33, 34, 35
2. Объем бумажных документов, требуемых 6-8 ГКО, сохраняется без изменения Гармонизируется состав документов и сведений. Создается единый документ (перечень документов и сведений) для всех ГКО
3. Документы принимает одна контрольная служба через одно окно Документы могут принимать все контрольные службы из единого окна
4. В одном окне работает одна контрольная служба С данными из единого окна работают все контрольные службы
Комплексный характер такой таможенной системы как «таможенная карта» заключается в необходимости электронно-цифровой подписи (ЭЦП) перед оформлением самой карты. Кроме того для использования карты необходимы специальные терминалы оплаты, которые установлены далеко не на всех таможенных постах. Тем не менее «таможенная карта» является достаточно эффективной и значительно сокращает время участников внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций.
Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) является достаточно функциональным элементом всей таможенной системы за счёт
86 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
выполнения различных функций, таких как сбор, данных таможенной статистики, обработки и передачи таможенной информации всеми таможенными органами в Центральное информационно-техническое управление ФТС России. Кроме того данная система предполагает применение большинства единичных операций: электронного декларирования, предварительного информирования, удалённого выпуска и других. Стоит отметить, что именно ЕАИС стала отправной точкой для развития электронного декларирования в РФ.
Таким образом, данная классификация полезна как участникам ВЭД, так и исследователям с точки зрения расчета и выбора наиболее эффективной процедуры для каждого конкретного случая. Также, данная классификация будет способствовать совершенствованию информационно-технической политики ФТС России. А комплексный характер применения таможенных технологий будет и далее способствовать результативности деятельности таможенных органов, оказывая непосредственное влияние на развитие экономической безопасности государства.
Список литературы:
1. Агарков С.А. Кузнецова Е.С. Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. - М.: Академ. естествознания, 2011. - 345 с.
2. Коростелев В.Ю. «Одно окно» - неверный принцип, который не работает [Электронный ресурс] // Информационный Канал Subscribe.Ru. - Режим доступа: http://subscribe.ru/.
3. Федеральная таможенная служба. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php.
4. Ястребова М.В., Ефимова Д.В. Научно-технический прогресс в экономике [Электронный ресурс] // Материалы Международной научно-практической конф. «Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации». - Режим доступа: http://sociosphera.com/conference/2011.
ИМУЩЕСТВО ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГПС: ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА
© Бочков П.В.*
Уральский институт ГПС МЧС, г. Екатеринбург
В статье обозначена характеристика основных расходов подразделений ГПС в плане формирования норм отчислений на текущий ремонт и содержание конструкций.
Ключевые слова амортизация, ремонт, затраты, норма отчислений, запасы, фонды.
Доцент, кандидат экономических наук.