Научная статья на тему 'Научно-технический прогресс и инновации в таможенной деятельности'

Научно-технический прогресс и инновации в таможенной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
956
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ТАМОЖЕННЫЕ ИННОВАЦИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОЧЕРЕДЬ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ИДК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинова О. Н., Рубинштейн Е. Д.

В статье рассматривается различные подходы к пониманию научно-технического прогресса, дается определение таможенной инновации и рассматриваются различные виды инноваций в деятельности ФТС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-технический прогресс и инновации в таможенной деятельности»

Список литературы:

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник / Под ред.проф. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2003.

2. Зайцева И.В., Кривошеева В.М., Чабаненко А.И. Актуальные проблемы информатизации современного делопроизводства и документооборота. -Ставрополь: СтГФУ 2013.

3. Ракитина Е.А., Пархоменко В.Л. Информатика и информационные системы в экономике: учеб. пособие. Ч. 1. - Тамбов: Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2005.

4. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: ФОРУМ: Инфра, 2008. -С. 266-267.

5. Зайцева И.В., Астахова Н.И. Оптимизация управленческой деятельности организации с использованием современных информационных систем. - Ставрополь: СтГФУ, 2013.

6. Лабуренко Е.С., Зайцева И.В., Шаповалов А.С. Компьютеризация информационных процессов в бухгалтерском учете. - Ставрополь: СтГФУ, 2012.

7. Экономическая информатика: учеб. / Под ред. В.П. Косырева, Л.В. Еремина. - М.: Финансы и статистика, 1996.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ИННОВАЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Блинова О.Н.*, Рубинштейн Е.Д.*

Владивостокский филиал Российской таможенной академии, г. Владивосток Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

В статье рассматривается различные подходы к пониманию научно-технического прогресса, дается определение таможенной инновации и рассматриваются различные виды инноваций в деятельности ФТС РФ.

* Студент Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

* Доцент кафедры Финансов и кредита Дальневосточного федерального университета, кандидат экономических наук, доцент.

Ключевые слова: научно-технический прогресс, таможенные инновации, электронная очередь, предварительное декларирование, ИДК.

В современных условиях научно - технический прогресс стал определяющим фактором не только долгосрочного роста благосостояния страны посредством использования и внедрения технологических инноваций, но и одним из механизмов, направленных на усиление конкурентоспособности национальной экономики.

При понимании научно-технического прогресса существуют определённые разночтения. Баймуратов УБ. под научно-техническим прогрессом понимает взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, результатом которого является создание средств и предметов труда, прогрессивных технологических процессов [2]. Смирнов Б. определяет НТП как историческую категорию, выражающую качественные особенности развития современных производительных сил [6]. Воскобойник А.В. и Демиден-ко О.И. рассматривают научно-технический прогресс как непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний [7].

В данном случае научно-технический прогресс был определён авторами как процесс, направленный на совершенствование вещей или вещественных процессов. Однако такое понимание несколько сужает смысл данной категории, определяя НТП лишь как некоторое техническое совершенствование.

Более комплексно данное понятие было рассмотрено М.В. Ястребовой, Д.В. Ефимовой, определивших научно-технический прогресс как сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны НТП - это средство решения задачи дальнейшего повышения эффективности общественного производства посредством получения новых знаний, с другой -применение новых видов техники и технологий. Единство науки и техники превращает научно-технический прогресс в основной ресурс экономического развития.

Содержание научно-технического прогресса предопределяет цели государственной и научно-технической политики, оказывающей на него непосредственное влияние. Роль государственного влияния на научно-технический прогресс в России достаточно высока и наблюдается не только в отдельных отраслях, но и в различных сферах деятельности.

В качестве примера можно привести «Стратегию развития Федеральной таможенной службы (ФТС) до 2020 года». Одним из приоритетных направлений данной стратегии является технологическое развитие и формирование инновационного государства.

Таможенная инновация - это применение в практике конкретного таможенного органа метода работы или таможенной услуги, которые полностью или значительно улучшены и благодаря этому имеют ценность для заинтересованных сторон. Сегодня к основным видам инноваций в таможенной деятельности можно отнести: применение технологий таможенного контроля, связанных с предварительным информированием о ввозимых товарах, также технологии электронного и интернет-декларирования ввозимых и вывозимых товаров, технологии удалённого выпуска таких товаров и систем управления рисками [4].

Применение технологий интернет-декларирования и предварительного информирования о товарах значительно ускоряет процесс оформления товаров, благодаря чему участники внешнеэкономической деятельности несут меньше затрат, таких как затраты на хранение товаров на складах временного хранения (СВХ) при одновременном сокращении времени нахождения товаров под таможенным контролем, включающим в себя время завершения процедуры таможенного транзита и времени проведения таможенного контроля и принятия решения о выпуске. Кроме того применение технологии электронного декларирования способствует повышению пропускной способности постов, тем самым ускоряя процесс товарооборота и пополнения государственной казны.

Одним из приоритетных направлений в совершенствовании и упрощении таможенных операций является система «единого окна». Данная технология способствует упрощению таможенных процедур, даёт возможность избежать

сбора лишних данных, значительно сокращает объёмы информации, унифицирует стандарты информационного обеспечения экспортных и импортных операций, а также способствует созданию единой структуры электронного обмена для повышения эффективности взаимодействия между различными государственными службами. Отсутствие данного механизма в морском пункте пропуска заставляет представителя судовладельца (морской агент) при оформлении судна обойти все государственные контрольные органы и предоставить им все требуемые документы (например, администрации морского порта - по перечню в соответствии с Приказом № 140 Минтранса, таможне -в соответствии со ст. 159 Таможенного кодекса и т.д.) [8].

Другим важным этапом в развитии научно-технического прогресса в таможенной деятельности стало создание электронной очереди. Применение данной системы заключается в использовании участниками ВЭД интернет ресурса GoSwift, на котором предлагается выбрать время планируемого приезда на границу и соответствующий пункт пропуска, а также указать категорию транспортного средства (легковой, грузовой автомобили или автобус) и данные водителя [9]. Получив талон с указанием номера окна и времени ожидания, водитель имеет возможность использовать имеющееся время по своему усмотрению. Кроме того внедрение данной инновации способствует значительному уменьшению очередей в автомобильных пунктах пропуска и служит инструментом для профилактики коррупционных проявлений, так как автоматическое распределение очерёдности исключает вероятность выбора перевозчиком конкретного инспектора. В настоящее время система электронной очереди грузового автотранспорта работает в полном объёме по въезду в Российскую Федерацию.

Говоря об автоматизации прохождения таможенного контроля автомобильных пунктов пропуска через таможенную границу нельзя не упомянуть инспекционно - досмотровые комплексы (ИДК). При использовании ИДК проведение таможенных операций происходит без вскрытия грузовых ёмкостей и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей. Кроме того значительно сокращается время таможенного досмотра. Так, с приме-

нением ИДК уходит около 3-5 минут для получения необходимой информации о перевозимых грузовым автотранспортом товарах [5].

Другим важным этапом в развитии научно-технического прогресса в таможенной деятельности стало внедрение в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза технологии предварительного декларирования. Срок предъявления груза для осуществления выпуска по предварительной декларации составляет 30 дней до ввоза груза на таможенную территорию. При этом выпуск предварительно задекларированных товаров осуществляется, как правило, сразу после их предъявления, что является безусловным преимуществом для перевозчиков [5].

Следующим направлением инновационной таможенной политики РФ можно назвать технологию удалённого выпуска товаров. Данная технология позволяет участникам ВЭД декларировать товары в любом таможенном органе на территории РФ, при том, что товар будет выпущен в свободное обращение непосредственно на границе. В среднем на проверку всех документов таможенным органов уходит около 30 минут при отсутствии рисков (до 30 наименований товара), 1 час, если число товаров составляет от 11 до 50 единиц, 2 часа - от 51 до 100 или 4 часа - от 101 и более наименований товаров. Внедрение технологии удалённого выпуска позволяет участника ВЭД и таможенным представителям разгрузить транспортную инфраструктуру, оптимизировать логистические связи между отправителями и получателями груза [3].

Ещё одним важным направлением в развитии таможенного администрирования является система управления рисками. Главная цель разработки системы управления рисками - оптимальное распределение ресурсов таможенной службы, снижение административного воздействия на законопослушных участников внешнеторговой деятельности с одновременным усилением таможенного контроля к отдельным товарам и лицам, в отношении которых существует наибольшая вероятность нарушения действующего законодательства [1].

Таким образом, в процессе исследования научно-технического прогресса экономической наукой решаются различные проблемы разработки и использования инновационных решений, при которых целесообразно сформулировать задачу, в которой целью является минимум затрат либо максимум экономии общественных затрат от внедрения новой техники.

Важнейшей формой проявления НТП является механизация и автоматизация производственных процессов. Важнейшим принципом планирования при этом является учёт и взаимная увязка всех сторон и этапов планируемого процесса.

На сегодняшний день в связи с ускорением развития внешнеэкономической деятельности возросла роль научно-технического прогресса. Основной целью государственной инновационной политики является постоянное наращивание научно-технического потенциала для поддержания экономического роста государства и увеличения его конкурентоспособности на мировом рынке.

По мере развития внешнеэкономической деятельности страны наблюдается смена приоритетов в деятельности таможенных органов: государство заинтересовано в повышении надёжности таможенного контроля (как следствие, в полноте сбора таможенных платежей), а участники ВЭД - в удобстве и быстроте его прохождения, что является весьма актуальным направлением в условиях Таможенного союза и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Список литературы:

1. Андрейчук Е.Л., Дианова В.Ю., Смирнов В.П. Экономика таможенного дела: учеб. - СПб.: ИЦИнтермедия, 2012. - 240 с.

2. Баймуратов УБ. Экономические приоритеты развитого социализма. -Алма-Ата, 1985.

3. Гончаров С.В. Перспективы развития и проблемы электронного декларирования и технологии удаленного выпуска // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. - 2013. -N 6. - С. 71-74.

4. Смирнова Е.А. Оценка Эффективности деятельности электронной таможни // Вестник АГТУ Серия: Экономика. - 2013. - N 1. - С. 132-137.

5. Смирнов С.А., Якушевская Е.А. Таможенный осмотр товаров на ин-спекционно-досмотровом комплексе (ИДК) как средство оптимизации таможенного контроля товаров // Таможенное взаимодействие, экономические связи и правовое регулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Та-

моженном союзе: сборник материалов международной научной конференции. - Владивосток: РИО Владивосток. филиала Российской таможенной академии, 2012. - С. 103-107.

6. Смирнов Б. Научно-технический прогресс: качество, количество, мера // Экономические науки. - 1984. - N 1. - С. 26-32.

7. Воскобойник А.В, Демиденко О.И. Научно-технический прогресс в развитии экономики [Электронный ресурс] // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/180/3396.

8. Коростелев В.Ю. «Одно окно» - неверный принцип, который не работает: [Электронный ресурс] // Информационный Канал Subscribe.Ru. -Режим доступа: http://subscribe.ru/.

9. Электронная очередь на границе - удачен ли эксперимент? [Электронный ресурс] // Виртуальная таможня. - Режим доступа: http://www.vch.ru/ cgibin/guide.cgi?table_code= 12&action=show&id=3 0595.

10. Ястребова М.В., Ефимова Д.В. Научно-технический прогресс в экономике [Электронный ресурс] // Мат. Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации». - Режим доступа: http://sociosphera.com/conference/2011/.

РОЛЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Блинова О.Н.*, Рубинштейн Е.Д.*

Владивостокский филиал Российской таможенной академии, г. Владивосток Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье рассматривается различные показатели эффективности, связанные с различными инновациями в таможенной деятельности. Боль-

* Студент Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

* Доцент кафедры Финансов и кредита Дальневосточного федерального университета, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.