Научная статья на тему 'О предложении введения новой формы таможенного контроля — таможенный контроль на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК)'

О предложении введения новой формы таможенного контроля — таможенный контроль на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1212
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ОСМОТР / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ИДК / ВЫПУСК ТОВАРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Сергей Алексеевич, Якушевская Елена Анатольевна

Рассматриваются понятия форм таможенного контроля в Таможенном кодексе Таможенного союза. В целях усовершенствования таможенного законодательства предлагается новая форма таможенного контроля — таможенный осмотр на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК). Показано, что с введением новой формы таможенного контроля появляются возможности ускорения и упрощения таможенного досмотра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнов Сергей Алексеевич, Якушевская Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О предложении введения новой формы таможенного контроля — таможенный контроль на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК)»

С.А. СМИРНОВ, Е.А. ЯКУШЕВСКАЯ

О предложении введения новой формы таможенного контроля — таможенный контроль на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК)

Рассматриваются понятия форм таможенного контроля в Таможенном кодексе Таможенного союза. В целях усовершенствования таможенного законодательства предлагается новая форма таможенного контроля — таможенный осмотр на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК). Показано, что с введением новой формы таможенного контроля появляются возможности ускорения и упрощения таможенного досмотра.

Ключевые слова: таможенный осмотр, транспортные средства, ИДК, выпуск товара.

Совершенствование таможенного законодательства — один из самых актуальных вопросов в направлении деятельности рабочей группы по доработке Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Л.В. Савицкий1 на конференции «Таможня и ВЭД. Деятельность в рамках Единого экономического пространства — первые итоги» 28 марта 2012 г. сказал, что главная задача рабочей группы — «в максимальной степени придать Кодексу характер закона прямого действия. Нормы, которые будут закладываться в ТК ТС, обязательно должны соответствовать Киотской конвенции».

СМИРНОВ Сергей Алексеевич — доцент кафедры организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток. ЯКУШЕВСКАЯ Елена Анатольевна — доцент кафедры организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

1 Савицкий Л.В. —

и.о. начальника Аналитического управления ФТС России.

В настоящее время идет активное формирование и обсуждение сторонами — участниками Таможенного союза предложений по изменению ТК ТС, основная часть которых направлена на упрощение таможенных операций и улучшение условий деятельности хозяйствующих субъектов.

Проведение таможенными органами таможенного контроля на основе принципа выборочности и достаточности для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза требует оптимизации форм таможенного контроля.

В Таможенном кодексе Таможенного союза дается следующее определение понятия «таможенный контроль»: «Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза» (п. 31 ст. 4 ТК ТС). При проведении таможенного контроля таможенные органы правомочны использовать только те формы таможенного контроля, которые установлены ТК ТС.

Понятие «форма таможенного контроля» впервые стало применяться с вступлением в силу Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. «Форма таможенного контроля» — это действия должностных лиц таможенных органов, сгруппированные по следующим признакам:

а) по виду действия (опрос, наблюдение, осмотр, снятие пломб, учет);

б) по объекту контроля (информация, сведения, документы, товар, деятельность, система учета);

в) по цели действия (идентификация, проверка, контроль, выявление признаков).

Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 г. установил десять форм таможенного контроля. Кодекс ТС расширил этот перечень форм таможенного контроля. Согласно Кодексу ТС формами таможенного контроля являются:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение объяснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр;

6) таможенный досмотр;

7) личный таможенный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) таможенный осмотр помещений и территорий;

10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

11) проверка системы учета товаров и отчетности;

12) таможенная проверка.

При фактическом таможенном контроле, т. е. визуальном осмотре товаров, применяются таможенный осмотр и таможенный досмотр.

Таможенный осмотр — внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ст. 4 ТК ТС).

Таможенный досмотр — действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ст. 4 ТК ТС).

Общим для этих форм таможенного контроля является визуальный осмотр товаров. Различие этих форм таможенного контроля состоит в том, что при таможенном осмотре визуальный внешний осмотр товаров проводится без нарушения пломб, средств идентификации, упаковки, без разборки товаров. При таможенном досмотре пломбы с грузовых мест снимаются, средства идентификации и упаковка товара могут нарушаться, а сам товар в ходе визуального осмотра может полностью или частично разбираться и даже полностью разрушаться.

К этим двум формам таможенного контроля авторами предлагается добавить новую форму таможенного контроля — «Таможенный контроль товаров на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК)».

Таможенный осмотр на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК) — применяется для осмотра транспортных средств без вскрытия грузовых емкостей и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей. В случае обнаружения подозрительных объектов, таможенный досмотр проводится по упрощенной форме путем визуального осмотра пространства транспортного средства, в котором при анализе рентгеновского изображения обнаружены подозрительные объекты.

Таможенный досмотр на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК) по упрощенной форме является составляющей формы таможенного контроля. По результатам осмотра транспортного средства на ИДК может потребоваться таможенный досмотр. При этом основанием для назначения таможенного досмотра могут быть не только явные признаки нарушения таможенных правил (например, наличие объектов, не указанных в представленных документах, и т. д.), но и невозможность однозначно оценить наличие признаков нарушения таможенных правил (например, темные или светлые области изображения там, где их предположительно не должно быть; изменение структуры в отдельных областях изображения и т. д.).

В последнем случае целью таможенного досмотра будет являться уточнение информации об объектах, находящихся в зоне, вызвавшей подозрение при анализе рентгеновского изображения.

Необходимость введения новой формы таможенного контроля представляется в том, что существующая технология таможенного осмотра с применением ИДК усложнена и забюрократизирована в части, касающейся принятия решения о проведении таможенного досмотра и проведении таможенного досмотра. В настоящее время порядок принятия решения о таможенном досмотре регламентирован приказами ФТС России от 09.12.2010 № 2354 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов» и от 25.11.2011 № 2190 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)». Данный порядок принятия решения о таможенном досмотре и его оформление документально достаточно сложны и трудно реализуемы в минимальные сроки, особенно при работе мобильного ИДК на площадке (в зоне таможенного контроля, постоянной или временной), удаленной от местонахождения таможенного органа (табл. 1).

Как видно из табл. 1 таможенный осмотр и таможенный досмотр отличаются от таможенного осмотра на ИДК по цели применения и действию. Кроме этого, применение формы таможенного контроля «таможенный осмотр на ИДК» ограничено как перечнем товаров, в отношении которых её применять запрещено, так и габаритами транспортного средства.

Порядок применения ИДК определен приказом ФТС России «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов». Авторами предлагаеся внести в установленный порядок следующие изменения.

По результатам анализа рентгеновского изображения грузового отделения транспортного средства на ИДК могут быть приняты два варианта решения:

1) «без досмотра» — принимается, если признаков нарушения таможенного законодательства не обнаружено;

2) «с досмотром» — принимается в случаях:

а) на рентгеновском изображении обнаружены контуры товаров, не указанных в представленных документах (декларации на товары, товаротранспортных и иных документах);

б) оценка количества (объема) товаров по рентгеновскому изображению не соответствует указанному в представленных документах;

в) структура рентгеновского изображения товаров не соответствует структуре обычного рентгеновского изображения товаров, указанных в представленных документах;

г) на рентгеновском изображении имеются области слишком плотного или слишком светлого изображения, перечень заявленных в сопроводительных документах товаров не предполагает наличия таких областей на рентгеновском изображении.

Таблица 1

Сравнительные формы таможенного контроля: таможенный осмотр, таможенный досмотр и таможенный осмотр на ИДК

Форма таможенного контроля Объект контроля Ограничения Действия Цель применения

Таможенный осмотр Товары, транспортные средства Нет Визуальный осмотр товаров и транспортных средств Идентификация товаров

Таможенный досмотр Товары, транспортные средства Нет Визуальный осмотр товаров и транспортных средств 1) идентификация товаров; 2) выявление товаров, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства; 3) фиксирование факта таможенного правонарушения

Таможенный осмотр на ИДК Грузовые отделения транспортных средств, контейнер 1) перечень товаров, запрещенных к осмотру на ИДК; 2) грузовые отделения транспортных средств (из-за габаритов) Анализ рентгеновского изображения товаров и транспортных средств Выявление признаков нарушения таможенного законодательства

Случаи а) и б) указывают на явные признаки таможенного правонарушения. В таких ситуациях таможенный досмотр должен назначаться и проводиться в соответствии с приказом ФТС России «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)».

В случаях в) и г) таможенное правонарушение может только предполагаться с большей или меньшей степенью вероятности. В таком случае целесообразно проводить таможенный досмотр в упрощенном порядке (табл. 2).

Как видно из приведенного сравнения, таможенный досмотр по упрощенной форме может проводиться в кратчайшие сроки.

Результат осмотра транспортного средства на ИДК оформляется в виде электронного файла. Данный файл содержит рентгеновское изображение осмотренного объекта с отметкой «отсутствие подозрительных объектов» или «наличие подозрительных объектов», а также административные данные транспортного средства и отсканированные товаросопроводительные и таможенные документы. К административным данным транспортного средства прилагается рентгеновское изображение. Согласно техническому описанию, на ИДК предусмотрена возможность распечатать данное изображение в цветном виде с соответствующими отметками должностных лиц таможенного органа.

Таблица 2

Сравнение форм таможенного контроля «таможенный досмотр» и «таможенный досмотр по упрощенной форме»

Форма таможенного контроля Параметры досмотра Действия Грузовые операции

Таможенный досмотр Объем и степень досмотра Визуальный осмотр товаров каждого наименования, вскрытие упаковки, разборка товара, пересчет, взвешивание Товар должен быть выгружен на площадку для обеспечения доступа к товару

Таможенный досмотр по упрощенной форме Не требуется Визуальный осмотр пространства, отмеченного как «подозрительное» Товар выгружается в минимальном объеме, необходимом для обеспечения возможности визуального осмотра пространства, отмеченного как «подозрительное»

Это позволяет упростить организацию таможенного досмотра для его проведения по упрощенной форме следующим образом:

— если оператор при анализе изображения принимает решение о наличии подозрительных объектов, то он распечатывает рентгеновское изображение и передает начальнику отдела (отделения) ИДК;

— решение о проведении таможенного досмотра по упрощенной форме принимает начальник отдела (отделения) ИДК: на обратной стороне распечатанного рентгеновского снимка ставятся резолюции «досмотр в упрощенной форме», дата и время, что заверяется личной номерной печатью;

— досмотр проводится в кратчайшие сроки в присутствии:

а) декларанта, если досмотр проводится после регистрации декларации на товары;

б) перевозчика или лица, управляющего транспортным средством, если товар не передан перевозчиком декларанту;

— выгрузка товара производится в минимальном объеме, достаточном для визуального осмотра пространства, вызвавшего подозрение;

— если при таможенном досмотре по упрощенной форме нарушений таможенного законодательства или признаков нарушений таможенного законодательства не обнаружено, то делается запись на обратной стороне распечатанного рентгеновского изображения, ниже резолюции «досмотр в упрощенной форме», — «досмотрено, признаков НТП нет», что заверяется личной номерной печатью инспектора, проводившего таможенный досмотр. Необходимо предусмотреть возможность отметки с электронной формы о результате таможенного досмотра, привязанной к ее электронному файлу рентгеновского изображения.

В случае выявления признаков нарушения таможенных правил таможенный досмотр проводится в соответствии с приказом ФТС России «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)».

Развитие современных таможенных технологий посредством введения такой формы таможенного контроля, как «таможенный осмотр на инспек-ционно-досмотровом комплексе (ИДК)», позволит сократить непроизводительные временные и людские затраты как таможенных органов, так и заинтересованных лиц, а также повысить эффективность таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.