УДК 368.5(470+571)
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Наталья Игоревна Гавур, магистрант Магистерская программа «Финансы и кредит» Ирина Геннадьевна Виноходова, к. э. н., доцент
ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки
В статье обосновывается необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного страхования, как достаточно приемлемого и эффективного механизма защиты финансовых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В данном материале дана характеристика текущей ситуации на рынке страхования сельскохозяйственных рисков, характеризующая количество компаний, занимающихся страхованием сельскохозяйственных рисков в общем объёме отечественных страховщиков, количество хозяйств, заключивших договоры страхования с господдержкой из общего количества сельхозпредприятий, площадь застрахованных сельскохозяйственных культур в общем объёме посевных площадей. В этой связи статья отражает возрастающее значение поддержки со стороны государства системы сельскохозяйственного страхования.
Статья раскрывает основные проблемы, сложившиеся в отрасли сельскохозяйственного страхования, а именно: непосильные затраты на страхование для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, несовершенство страхового законодательства, узость сферы страховой защиты сельхозтоваропроизводителей, низкая информированность сельхозтоваропроизводителей о возможностях страховой защиты, средства государственной поддержки поступают к конечным получателям слишком долго.
Также материал содержит пути решения вышеизложенных проблем. Автором предлагается: недопущение ситуаций, когда наиболее приемлемым вариантом служит отказ сельхозтоваропроизводителя от страхования в надежде на получение от государства безвозмездных субсидий в случае неурожая; вариативность условий агрострахования с государственной поддержкой в зависимости от региональной специфики сельхозтоваропроизводителей; стимулирование эффективных сельхозпроизводителей при расчете страховой премии; прозрачность проведения экспертизы при наступлении страхового случая.
В итоге делается вывод о том, что система страхования сельскохозяйственных рисков, конечно же, несовершенна и очень многое предстоит менять и дорабатывать. Тем не менее, механизм страхования является выгодным для сельхозтоваропроизводителей при условии грамотного подхода к составлению договоров страхования и учёта всех нюансов начислений.
Ключевые слова: сельскохозяйственное страховая защита, застрахованные площади.
Существующие в настоящее время страховые продукты сельскохозяйственного страхования не пользуются массовым спросом у сельскохозяйственных производите-
страхование, государственная поддержка,
лей, несмотря на государственную поддержку. Уровень застрахованных посевных площадей в 2006-2015 гг. составлял от 13% в 2010 г. до 28,3% в 2007 г. [1]. На настоящий момент,
ИЗВЕСТИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ГСХА 2016 №4
с учётом введения новых условии сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, данный уровень составляет всего лишь 10-15%. Что касается страхования сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой, действующего с 2013 г., следует отметить, что в 2015 г. доля застрахованного поголовья составила всего 18% [1].
Низкий уровень страховой защиты сельскохозяйственных объектов не способствует компенсации значительных потерь сельхозтоваропроизводителям при наступлении неблагоприятных событий. Это особенно заметно в неурожайные годы. Так, в последние годы ущерб от стихийных бедствий в растениеводстве, подтвержденный экспертизой Мин-сельхоза России, составляет от 6 до 26 млрд. рублей в год. В то же время сумма выплаченного страхового возмещения составила только 250 млн. рублей в 2015 г. [1]. Складывающаяся ситуация обязывает государство перечислять большие объемы средств на покрытие ущерба в сельском хозяйстве. В этой связи возрастает необходимость совершенствования системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой с целью по-
вышения ее эффективности.
Согласно отчетам Банка России [3] в настоящее время в Государственном реестре субъектов страхового дела России зарегистрировано 416 страховых компаний, среди них занимающихся сельскохозяйственным страхованием - 62, причём количество страховщиков за период с 2011 г. по 2015 г. сократилось на 32%, количество компаний, занимающихся сельхозстрахо-ванием - на 34% (рисунок 1).
В настоящий момент страхованием сельскохозяйственных рисков охвачен незначительный процент сельхозтоваропроизводителей (рисунок 2). Что касается страхования сельскохозяйственных культур, то доля застрахованных площадей составляет порядка 16% от общей посевной площади (по данным 2015 г.).
Объём договоров по данным видам страхования в портфелях основных участников страхового рынка также незначителен. Эта ситуация во многом объясняется неблагоприятным экономическим состоянием аграрного сектора в России и специфическими особенностями формирования страхового портфеля при страховании сельскохозяйственных культур [5].
Рисунок 1 - Численность субъектов страхового дела
Рисунок 2 - Количество хозяйств, заключивших договоры страхования с господдержкой, из общего количества сельхозпредприятий
25000 20000 15000 10000 5000 0
22482
21951
и Количество хозяйств, заключивших договоры страхования, ед
и Количество сельскохозяйственных предприятий - всего, ед
2011
2012
2013
2014
2015
Следует отметить, что объём сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой весьма незначителен в масштабах отрасли в целом и имеет определённые недостатки в практике его применения. В качестве основных причин, сдерживающих развитие рынка агрострахования, можно назвать следующие:
- значительные затраты на страхование для большинства сельхозтоваропроизводителей, даже при условии государственной поддержки, оказываются непосильными;
- отсутствие четкой нормативной базы и единых правил урегулирования ущерба и порядка урегулирования убытков с участием независимых профессиональных оценщиков приводит к развитию «серых» схем в этой сфере страхования;
- узость сферы страховой защиты сельхозтоваропроизводителей (в настоящее время страхуются в основном риски, связанные с природными явлениями, а такие опасности, как повреждение урожая вредителями, болезнями, противоправные действия третьих лиц и прочие, страхованием не охвачены);
- возможность получения сельхозтоваропроизводителями дотаций при наступлении чрезвычайных ситуаций в качестве государственной
поддержки подрывает эффективность действующей системы страхования;
- отсутствие у сельхозтоваропроизводителей постоянной и доступной информации о возможностях страховой защиты [6].
Вышеизложенные проблемы можно решить, на наш взгляд, путём использования в системе сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, следующих принципов:
- добровольное участие страховых организаций, обществ взаимного страхования и сельскохозяйственных товаропроизводителей в указанной системе;
- заинтересованность сельхозпроизводителя, т.е. участие в программе сельскохозяйственного страхования должно быть выгодным для сельхозпроизводителей. Не следует допускать ситуаций, когда наиболее приемлемым вариантом является отказ от страхования в надежде на получение от государства безвозмездных субсидий в случае неурожая;
- равные условия доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой;
ИЗВЕСТИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОИ ГСХА 2016 №4
- вариабельность условий агро-страхования с государственной поддержкой в зависимости от региональной специфики сельхозтоваропроизводителей (разные климатические зоны, состояние почв, агротехника и рискованность деятельности);
- многовариантность продуктовой линейки, предусматривающей свободу выбора страхователя. Зачастую крайне важным для сельскохозяйственных товаропроизводителей является условие приёма банками субсидируемой страховки в качестве обеспечения залога;
- стимулирование эффективных сельхозпроизводителей, применяющих продвинутые производственные технологии в сельском хозяйстве. При расчете страховой премии целесообразно учитывать наличие технологий, снижающих риски сель-
хозпроизводителя, а такой показатель, как недобор урожая, должен рассчитываться, исходя из собственных показателей урожайности хозяйства, а не среднего по региону у ро вня;
- повышение роли независимой экспертизы, способствующей снижению числа спорных случаев и повышению доверия между страховщиками;
- формирование единых подходов и стандартов осуществления сельскохозяйственного страхования
[4].
У нас есть все основания полагать, что все указанные и другие необходимые направления совершенствования сделают сельскохозяйственное страхование реально действенным механизмом защиты интересов сельхозтоваропроизводителей.
Библиографический список
1. Об утверждении национального доклада о ходе и результатах реализации в 2015 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 10.05.2016 № 864-р. - Режим доступа: СПС Кон-сультантПлюс, по договору. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/file_document/show. - 20.07.2010, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. Годовой отчёт банка России за 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npc.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - 29.04.2016.
4. Комлева Н., Будущее страхования сельскохозяйственных рисков в России: новые грабли / Н. Комлева, А. Янин, П. Самиев // Бюллетень ЭкспертРа. - М. :Эксперт, 2010. - 35 с.
5. Матненко М.А. Страхование сельскохозяйственных рисков: проблемы и перспективы развития / М.А. Матненко // Право: современные тенденции: материалы III межд. науч. конф. (февраль 2016 г., г. Краснодар). - Краснодар: Новация, 2016. - С.110-114.
6. Семёнова Н.В. Сельскохозяйственное страхование: проблемы правового регулирования и пути их решения [Электронный ресурс] / Н.В. Семенова. - Режим доступа: http://отрасли-права.РФ/article/10638, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.- 19.07.2015
E-mail: [email protected]
182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА»
Тел.: +7 (81153) 7-17-72