Аграрный вестник Урала №1 (80), 2011 Г' . .
Экономика
попробуем оценить, какие изменения произойдут после 2009 г.
Данные таблицы 1 показывают, что, начиная с 2011 г., тарифы страховых взносов возрастут и будут составлять: в Пенсионный фонд - 26 %, в Фонд социального страхования - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1 % и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования- 3 %. Суммарная ставка достигнет 34 %.
В период с 2011 по 2014 гг. будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов.
Начиная с 2015 г. все льготные тарифы отменяются.
Расчеты прогнозных поступлений во внебюджетные фонды, выполненные нами, представлены в двух вариантах. Ожидаемые поступления - это поступления, которые имели бы место при условии выплаты социальных страховых взносов всеми плательщиками, т. е. отсутствии «серых схем». Реальные поступления -это те поступления, которые имели бы место при наличии сектора «теневой экономики» на уровне 2009 г.
Выполненные расчеты показывают, что уровень реальных поступлений по стране по сравнению с 2009 г. увеличится: в 2010 г. - на 25,2 %,в 2011 г.- на 25,2 %, в 2012 г. - на 27 %, в 2013 г. - на 28,1 %, в 2014 г. - на 29 %, в 2015 г. - на 22,3 %, а уровень ожидаемых поступлений - на 17,5; 24,4; 28,9; 29,2 и 32,4 %.
Данные поступлений во внебюджетные фонды представлены на рисунке 2. Из рисунка 2 видно, что с 2010 г. уровень прогнозных поступлений имеет тенденцию к увеличению. В данном случае это обусловлено повышением ставки страховых взносов во внебюджетные фонды и увеличением количества плательщиков за счет, тех, кто платил страховые взносы по сниженной ставке.
До 2010 г. малые предприятия, применяющие специальные налоговые режимы, не платили единый социальный налог, а осуществляли только отчисления пенсионных взносов в размере 20 %.
Также льготами пользовались компании, работающие в особых экономических зонах. Максимальная ставка для них составляла 14 %. Сельхозпроизводители и малые предприниматели вынуждены уплачивать страховые взносы по общей ставке, что означает увеличение ставки с 20 до 26%. При этом «регрессивная шкала» примениться не может, поскольку средняя зарплата в сельском
хозяйстве ниже, чем в других отраслях.
Выводы. Рекомендации.
Алгоритм уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды нами рассмотрен на примере ООО «Агроинвест» Республики Башкортостан. Сумма страховых взносов во внебюджетные фонды за 2009 г. составила 496,6 тыс. руб. Сумма страховых взносов в 2010 г., по нашим прогнозам, должна составить 595,9 тыс. руб., что на 99,3 тыс. руб., или на 20 %, больше, чем в 2009 г. Это обусловлено повышением уровня заработной платы работников ООО «Агроинвест», а ставки взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в этот период не менялись.
При сохранении заработной платы на уровне 2010 г. и повышении ставок взносов во внебюджетные фонды, их сумма в 2011 г. составит 749,1 тыс. руб., т. е. увеличиться на 153,2 тыс. руб., или на 25,7 %.
Повышение ставки страховых взносов, несомненно, увеличит нагрузку налогов и сборов на работодателя, что приведет к росту доли теневой экономики. Для того чтобы сдержать уровень теневого сектора, следует разработать механизм снижения нагрузки налогов и сборов, вследствие которого работодатель утратит необходимость скрывать реальную заработную плату.
Литература
О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования № 112-ФЗ от 24 июля 2009 г. [Электронный ресурс] : Федеральный закон РФ. Принят Государственной Думой 17 июля 2009 года. Одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
Макарова Е. Н. Основные принципы организации и построения системы оплаты труда. НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды в 2010 году. М. : Омега-Л, 2008. 64 с.
СТРАХОВАНИЕ - ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
н. н. Семенова, кандидат экономических наук, доцент, Мордовский государственный университет
430000, респ. Мордовия, ул. Полежаева, д. 44, 25 корпус (эконом. факультет); тел. 8 (8342) 29-07-82; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: страхование, государственная поддержка, аграрный сектор, финансовая поддержка, сельское хозяйство.
Keywords: Insurance, the state support, agrarian sector, budgetary support, agriculture.
Цель и методика исследований.
Аграрная сфера является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие аграрного сектора определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе. В силу стратегического значения АПК оно нуждается в финансовой
поддержке со стороны государства.
В экономической литературе понятие «государственная поддержка» экономисты и специалисты органов государственного управления трактуют далеко не однозначно. Наиболее часто встречаются и отождествляются такие понятия, как государственное регулирование, финансовая поддержка, бюджетная поддержка, государственная помощь.
Государственное регулирование - понятие более общее и включает различные способы воздействия
на развитие как агропромышленного производства, так и общества в целом. В самом общем смысле государственное регулирование, помимо государственной поддержки, включает и такие составляющие, как административное воздействие, правовое воздействие, меры ограничительного характера и др. В более узком смысле государственное регулирование представляет собой комплекс тех или иных мер для развития чего-либо.
То есть государственная поддержка является лишь составной частью системы
Экономика
государственного регулирования. Многие авторы сводят систему государственной поддержки к финансовой бюджетной поддержке, что, на наш взгляд, не совсем правильно. Государственная поддержка может включать не только прямое бюджетное финансирование, но и меры финансового оздоровления предприятий, реструктуризации их долгов и др. Кроме того, важным рычагом поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей является также защита внутреннего рынка от внешней экспансии.
Таким образом, государственная поддержка сельского хозяйства является неотъемлемой частью государственного регулирования агропромышленного сектора и представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов льготного и безвозмездного финансирования сельскохозяйственных предприятий.
Одним из важнейших направлений государственной поддержки сельского хозяйства и необходимым элементом обеспечения его финансовой устойчивости является страхование.
Предоставляя гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов сельхозтоваропроизводителям в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, страхование оказывает позитивное влияние как на агропромышленный комплекс в целом, так и на укрепление финансов всего государства. Покрывая возникающие у хозяйств финансовые потери, страхование не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и становится одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Этим определяется стратегическая позиция страхования в странах с развитой рыночной экономикой и то внимание, которое уделяет организации страхования государственная власть.
Объективный характер проявления рисков в сельскохозяйственном производстве вызывает необходимость поиска мер по снижению степени их воздействия на функционирование сельскохозяйственных предприятий. Современная система риск-менеджмента располагает значительным количеством альтернативных способов управления рисками, каждый из которых применим в сельскохозяйственном производстве и может использоваться с той или иной степенью интенсивности.
Риски в страховых технологиях защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей обладают специфическими особенностями, которые выделяют их из других групп страховых рисков. Ими являются
- катастрофическое распределение риска во времени;
- кумулятивный характер;
- высокая степень убыточности.
Поэтому для их страхования требуются особые условия, учитывающие
1) неравномерность проявления рисков во времени. Особенно это касается растениеводческой отрасли, где
результаты производства напрямую зависят от влияния погодных факторов. При этом благоприятные и неблагоприятные по погодным условиям годы чередуются в неопределенной последовательности (в большинстве регионов убытки могут образовываться в течение двух-четырех лет подряд или с минимальными разрывами между убыточными годами, в то же время по несколько лет подряд убытков может и не быть).
2) широкий ареал их распространения. Как правило, страховые с обытия охватывают одновременно многих или почти всех страхователей на значительной территории (регион или даже группу регионов).
Основными признаками, отличающими сельскохозяйственное страхование от других видов страхования, являются
- отраслевая направленность сельскохозяйственного производства;
- связь определенной части сельскохозяйственного имущества (сельскохозяйственные культуры, многолетние насаждения, сельскохозяйственные животные) с живой природой;
- специфика страховых рисков и обуславливающих их рисковых обстоятельств (засуха, сильные дожди, град, ураганы, уничтожение посевов дикими животными, перелетными птицами, грызунами, повреждение растений болезнями и вредителями и т. п.).
Высокая степень зависимости производственно-финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий от природных факторов и негативных изменений ценовых параметров рынка требует оперативного государственного вмешательства. Поэтому для управления рисками на макроуровне могут применяться различные способы. Среди наиболее распространенных - проведение закупочных и товарных интервенций; установление экспортно-импортных квот, пошлин на сельскохозяйственную продукцию; поддержка лизинговой деятельности в АПК и пр. Все они имеют регулирующее воздействие на экономическую среду и направлены на защиту отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей от негативного влияния рисков макроэкономического характера.
На риски природной среды, в силу их исключительной объективности, государство не может воздействовать регулирующими методами. Оно лишь способно оказать помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в компенсации последствий реализации такого рода рисков. При этом, как показывают исследования, возможны два варианта участия государства в возмещении потерь, причиненных стихийными силами природы. Это предоставление прямых денежных компенсаций и поддержка сельскохозяйственного страхования. Однако финансовая помощь, оказываемая из резервного фонда правительства при чрезвычайных ситуациях, не может покрыть всего объема реального ущерба. Страхование же позволяет при незначительной нагрузке на расходную часть
бюджета (в виде субсидирования части страховых взносов сельхозтоваропроизводителей) максимально возместить причиненный ущерб. Приведенные аргументы позволили сделать вывод о необходимости использования в сельскохозяйственном производстве страхования как наиболее эффективного способа защиты от неуправляемых рисков природного характера.
Результаты исследований.
В настоящее время Федеральное Государственное Учреждение «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» (ФГУ «ФАГПССАП») выделяет пять уровней защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Первый уровень защиты предусматривает собственное участие страхователя в покрытии возникших убытков по заключенным договорам страхования. Собственное участие - это предусмотренные условиями договора страхования освобождение страховой компании от обязательств возместить убытки, не превышающие определенную величину.
Второй уровень защиты предполагает ответственность страховых компаний по заключенным договорам страхования в соответствии с утвержденной Департаментом Страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации и общепринятой методикой расчета собственного удержания по застрахованным рискам.
Третий уровень защиты предусматривает, что в целях обеспечения финансовой устойчивости при осуществлении страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой ответственность по заключенным договорам принимают на себя участники Российского сельскохозяйственного страхового пула (РССП).
Четвертый уровень защиты предполагает покрытие возникших убытков за счет средств Федерального сельскохозяйственного страхового резерва (ФССР), прекратившим свое существование с принятием нового закона «О развитии сельского хозяйства», сформированного ранее из отчислений в размере 5 % от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур, а также за счет членских взносов, поступлений из федерального бюджета, займов от коммерческих банков и других источников до размера 10-15 млрд. руб. Средства ФССР предоставлялись на возвратной или безвозвратной основе как сельскохозяйственным товаропроизводителям, так и страховым организациям.
Пятый уровень защиты предусматривает возмещение убытков, возникших в результате крупномасштабных стихийных бедствий и природных катаклизмов за счет резервного (стабилизационного) фонда федерального бюджета. Под крупномасштабными стихийными бедствиями понимаются опасные гидрометеорологические явления, повлекшие
таблица 1
количество хозяйств в российской федерации, участвующих в страховании
сельскохозяйственных культур
Наименование показателя 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008*г. 2009 г.
Количество хозяйств на территории РФ, из них: 284476 285093 304050 305152 305550
- сельскохозяйственных предприятий 26585 25013 24500 25437 25246
- крестьянских (фермерских) хозяйств 257891 260080 279550 279715 280304
Количество хозяйств, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию - всего, из них: 9894 10725 10143 8256 10745
- сельскохозяйственных предприятий 6193 7484 7580 4807 6532
- крестьянских (фермерских) хозяйств 3701 3181 3196 3449 4213
Удельный вес хозяйств, заключивших договоры страхования с государственной поддержкой, % 3,38 3,74 3,34 2,71 3,52
Удельный вес сельскохозяйственных предприятий, заключивших договоры страхования, % 23,30 29,92 30,94 18,90 25,87
Удельный вес КФХ, заключивших договоры страхования, % 1,43 1,22 1,14 1,23 1,50
* - без учета страхования озимых культур
таблица 2
развитие страхования сельскохозяйственных культур в российской федерации
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008*г. 2009 г.
Количество страховых организаций, заключивших договоры страхования урожая с государственной поддержкой 48 61 69 61 63
Количество субъектов РФ, в которых были заключены договоры страхования урожая с государственной поддержкой 66 68 70 65 65
Посевная площадь - всего, млн. га, в том числе: 77,5 85 71,4 71,4 74,8
- площадь застрахованных культур, млн. га 16,1 17,6 20,2 18,2 20,4
Удельный вес посевной площади застрахованных культур, % 20,7 20,7 28,3 25,5 27,3
* - без учета страхования озимых культур
за собой масштабную гибель сельскохозяйственных посевов и/или животных и сопряженные с существенными потерями имущества сельскохозяйственными товаропроизводителями. Денежные средства федерального бюджета направляются
- на пополнение Федерального сельскохозяйственного страхового резерва;
- напрямую сельскохозяйственным товаропроизводителям на покрытие возникших убытков.
Ввиду катастрофического характера распределения в пространстве и во времени риски сельскохозяйственного производства следует рассматривать не просто в качестве предпринимательских рисков отдельного сельскохозяйственного товаропроизводителя, но и в качестве рисков, влияющих на устойчивость функционирования всего аграрного сектора экономики. Для возмещения потерь, связанных с их реализацией, необходим более гибкий механизм, чем традиционный страховой фонд страховщика. Следовательно, концептуальные основы сельскохозяйственного страхования должны включать и механизмы участия государства в создании системы страховой защиты сельскохозяйственной отрасли от рисков природного характера.
Следует отметить, что государственная поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур остается пока еще слабой. Это является одной из причин низкого уровня его развития в сельском хозяйстве. Однако, по данным Министерства сельского хозяйства РФ и ФГУ «ФАГПССАП» в сфере агрострахования, в последние годы сохраняются благоприятные тенденции, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.
За период 2005-2009 гг. количество хозяйств, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию, имеет тенденцию роста. Так, если в 2005 г. к страхованию сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой обратились 6193 сельскохозяйственных предприятия и 3701 крестьянское фермерское хозяйство (КФХ), то к 2009 г. численность застрахованных КФХ увеличилась более чем в 1,3 раза, при этом количество сельскохозяйственных предприятий выросло в 1,1 раза. Возможно, при такой динамике и поддержке со стороны государства в долгосрочной перспективе (15-20 лет) средний фермерский класс выйдет на лидирующие позиции в агростраховании.
Число страховых организаций, принявших участие в организации страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой на территории Российской Федерации, в 2009 г. составило 63, их число выросло с 2005 по 2009 гг. на 24 %. Следует отметить, что некоторые изменения произошли внутри самого страхового сектора: возросла доля более крупных страховщиков, в то время как часть небольших компаний покинула рынок. Это в определенной степени способствует консолидации страхового рынка. Количество субъектов, принимающих участие в страховании сельскохозяйственных культур, в 2009 г.
составило 65, их количество с 2005 по 2009 гг. практически не изменялось. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2.
Следует подчеркнуть положительные тенденции в охвате сельскохозяйственным страхованием посевных площадей. Несмотря на тот факт, что площади для выращивания культур и многолетних насаждений уменьшились в 2009 г. по сравнению с 2006 г. почти на 12 % и в период с 2003 по 2007 гг. практически не освоены новые территории для выращивания сельскохозяйственных культур, площадь застрахованных культур увеличилась на 21 % в период с 2005 по 2009 гг.
За 2005-2009 гг. государственная поддержка в виде субсидирования 50 % затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование сельскохозяйственных культур возросла на 26 % и составила в 2009 г. 3127,4 млн. руб.
Вместе с тем в настоящее время наблюдается процесс значительного сокращения бюджетных средств на субсидирование страхования в связи с проявлениями мирового финансового кризиса в отечественной экономике, а также рядом других причин. Так, в 2009 г. было запланировано субсидий на сельскохозяйственное страхование 5,5 млрд. руб. Но в связи с секвестрованием расходов бюджета размер субсидирования сократился до 2 млрд. руб.
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.07 г. № 446, предусмотрено, что к 2012 г. объем субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат для осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной
Экономика
поддержкой увеличится до 6 млрд. руб.
Выводы. Рекомендации.
На наш взгляд, сельское хозяйство может сыграть важную роль в устранении диспропорций в экономике, возникших в связи с финансовым кризисом. Его развитие одновременно с увеличением объемов производства
продуктов питания для населения и сырья для легкой и пищевой промышленности обеспечивает дополнительный спрос на продукцию машиностроения, металлургии и добывающих отраслей экономики, а также рост занятости и повышение уровня потребления населения страны. Однако стабильность самого сельскохо-
зяйственного производства во многом определяется действием объективных факторов и прежде всего - погодными условиями каждого сельскохозяйственного года. Поэтому важнейшим инструментом снижения финансовых потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей является страхование.
Литература
1. Алиева З. Б. Агрострахование как важный фактор системы управления рисками в агропромышленном комплексе // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 13. С. 40—45.
2. Зонова А. В. Состояние и проблемы страхования урожаев // Финансы и кредит. 2009. № 5. С. 41—42.
3. Кошолкина Л. А. Страхование в сельском хозяйстве: состояние и проблемы // Финансы и кредит. 2009. № 10. С. 44—46.
4. Никитин А. Использование механизма страхования сельскохозяйственных рисков для обеспечения устойчивого развития сельхозпроизводства // Финансы. 2006. № 4. С. 52—56.
5. Официальный сайт ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fagps.ru/fagps_agent.htm.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА
М. Б. ТЕПЛЯКОВ, аспирант, Уральский Финансово-Юридический институт
620002, Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 1; тел. 8 (343) 2451253; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: управление предприятием, инвестиционное планирование, контроллинг, система контроллинга, интегрированная система контроллинга.
Keywords: Management of company, investment planning, controlling, a system of controlling, the integrated system of controlling.
В настоящее время развитие российской экономики предъявляет особые требования к интегрированной информационной поддержке управления предприятием. Многие отечественные организации, в том числе и предприятия здравоохранения, внедряют комплексные информационные системы, которые позволяют автоматизировать основные функции управления: управление ресурсами, производственное планирование, управление качеством, управление взаимоотношениями с клиентами и поставщиками, финансовый и управленческий учет и в первую очередь инвестиционное планирование.
Одним из наиболее эффективных в условиях ограниченности ресурсов методов внедрения контроллинга является поэтапное изменение информационных и управляющих потоков предприятия. Его применение означает последовательное проведение ряда шагов, эффективность каждого из которых можно оценить сразу после осуществления.
Система контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. В этом случае он поможет им в достижении максимально возможного общего положительного результата деятельности. В этом смысле контроллинг как неотъемлемый аспект успешного управления предприятием является инструментарием развития и совершенствования прежде всего инвестиционных ресурсов, при
которых снижается необходимость в централизованном администрировании.
Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными инвестиционными стратегиями, поскольку интенсивное проникновение контроллинга осуществляется и в сферу инвестиционного менеджмента, управление ассортиментной политикой, жизненным циклом продукции, ценообразованием. Как показывает практика, в последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы инвестиционного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативные и стратегические аспекты в планировании.
Таким образом, в ближайшее время контроллинг должен занять одно из основных мест в системе управления предприятием. Этому должна содействовать необходимость введения системы инвестиционного управления на многих предприятиях, в том числе и в медицинских учреждениях, т. к. инвестиционная программа ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования инвестиционного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь инвестиционного планирования с системой контроллинга.
Исследования контроллинга за последние годы находятся в центре внимания многих экономистов. В отечественной
теории и практике проблемам использования инструментов контроллинга в планировании инвестиционных ресурсов уделяется еще недостаточно внимания. До настоящего времени отсутствуют научно-методические исследования реализации контроллинга планирования инвестиционных ресурсов в организациях здравоохранения. Таким образом, данная проблема остается недостаточно изученной.
Контроллинг инвестиций предусматривает моделирование будущей успешной деятельности предприятия и базируется
- на прогнозировании инвестиционного климата;
- стоимости инвестиций на рынке и выявлении реальных инвестиционных возможностей для предприятия [6].
Процесс формирования инвестиционной стратегии предприятия с непосредственным участием службы контроллинга представлен на рисунке 1.
На первом этапе данного процесса формируются стратегические цели инвестиционной деятельности в виде
- прироста капитала;
- уровня прибыльности и дохода;
- структуры капитальных вложений;
- направленности (отраслевой и региональной) инвестиций и т. п.
После установления целей, используя инструменты контроллинга, проводится анализ факторов внешней среды с целью определения возможностей и угроз для деятельности предприятия.