Научная статья на тему 'Направления профессиональной социализации студентов – будущих менеджеров в системе высшего образования'

Направления профессиональной социализации студентов – будущих менеджеров в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / вуз / менеджмент / професси-ональная социализация / направление подготовки / процесс обучения / professional socialization / students / manage-ment / specialties / learning process / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошевой Олег Сергеевич, Карпова Маргарита Константиновна

Проблемы профессиональной социализации занимают важное место в исследованиях отечественных и зарубежных социологов. Отмечается, что профессиональная социализация личности будущего менеджера происходит на различных уровнях. В статье представлены факторы, влия-ющие на процесс и результат профессиональной социали-зации, а также факторы, влияющие на выбор данного направления и данного места обучения (вуза, факультета). Определена роль профессиональной социализации сту-дентов в процессе воспроизводства социальной структуры современного российского общества. Даны рекомендации по улучшению профессиональной социализации в вузе. Предлагается создание маркетинговой службы соответ-ствующих факультетов, в задачи которой входили бы про-фессиональные консультации, прогнозирование потребно-стей в специальностях и специалистах (выпускниках вузов), формирование информационного банка данных о трудо-устройстве и качестве подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF MANAGER STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Professional socialization issues are an integral part of the research of Russian and foreign sociologists. The authors underline that professional socialization of the manag-er’s personality composes different levels. The article offers fac-tors affecting the process and the result of professional sociali-zation, as well as factors influencing the choice of current di-rection and current places of learning (university, faculty). The authors describe a role of students’ professional so-cialization in creation of the social structure of modern Rus-sian society and give recommendations to improve the profes-sional socialization in universities. The authors propose the creation of a marketing service of relevant faculties, whose tasks would include professional con-sulting, forecasting the need for special and experts (alumni), formation of a data bank on employment and quality of train-ing.

Текст научной работы на тему «Направления профессиональной социализации студентов – будущих менеджеров в системе высшего образования»

УДК 316

О. С. Кошевой

доктор технических наук, профессор кафедра государственного управления и социологии региона Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

М. К. Карпова кандидат социологических наук, доцент кафедра коммуникационного менеджмента Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Проблемы профессиональной социализации занимают важное место в исследованиях отечественных и зарубежных социологов. Отмечается, что профессиональная социализация личности будущего менеджера происходит на различных уровнях. В статье представлены факторы, влияющие на процесс и результат профессиональной социализации, а также факторы, влияющие на выбор данного направления и данного места обучения (вуза, факультета).

Определена роль профессиональной социализации студентов в процессе воспроизводства социальной структуры современного российского общества. Даны рекомендации по улучшению профессиональной социализации в вузе.

Предлагается создание маркетинговой службы соответствующих факультетов, в задачи которой входили бы профессиональные консультации, прогнозирование потребностей в специальностях и специалистах (выпускниках вузов), формирование информационного банка данных о трудоустройстве и качестве подготовки.

Ключевые слова: студенты, вуз, менеджмент, профессиональная социализация, направление подготовки, процесс обучения.

O. S. Koshevoy

Doctor of technical sciences, professor Government Administration and Region Sociology department

Penza State University, Penza, Russia M. K. Karpova

Candidate of Sociology, associate professor Communications Management department Penza State University, Penza, Russia

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF MANAGER STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Abstract. Professional socialization issues are an integral part of the research of Russian and foreign sociologists. The authors underline that professional socialization of the manager's personality composes different levels. The article offers factors affecting the process and the result of professional socialization, as well as factors influencing the choice of current direction and current places of learning (university, faculty).

The authors describe a role of students' professional socialization in creation of the social structure of modern Russian society and give recommendations to improve the professional socialization in universities.

The authors propose the creation of a marketing service of relevant faculties, whose tasks would include professional consulting, forecasting the need for special and experts (alumni), formation of a data bank on employment and quality of training.

Key words: professional socialization, students, management, specialties, learning process, university.

Несмотря на значительное количество компетенций, отраженных в Общероссийских государственных стандартах третьего поколения по подготовке менеджеров, вопросы формирования профессиональной социализации выпускников отражены не достаточно.

Вопросам профессиональной социализации, формируемой различными социально-экономическими системами, в том числе и образовательной средой вуза, посвящено значительное количество работ [1-7].

Формирование личности менеджера в период обучения в вузе можно охарактеризовать как своеобразную социальную реальность, в которой реальностью обыденной, повседневной жизни является процесс обучения, связанный с выполнением учебной программы.

Среда, с которой взаимодействует студент, - это родители и другие родственники, в вузе - преподаватели, сотрудники деканата, студенты из своей и других учебных групп.

Профессиональная социализация личности будущего менеджера происходит на своеобразном мезоуровне, представляющем переход от микросообществ к большим социальным общностям. Социализация выполняется в процессе коммуникаций личности с окружающими мирами, которых может быть несколько.

Именно темпоральная структура повседневной реальности выражает процесс социализации личности, т.к. в этой структуре

развертываются все изменения духовных ценностей, ориента-ций, намерений, целей, оценок, которые имеют место в процессе развития личности. А этот процесс неразрывно связан со следующими явлениями:

- с познанием повседневной реальности;

- с участием в конструировании социальной реальности.

В современном российском обществе особенностью реальности является нестабильность, проявляющаяся и в экономике, и в социальной политике, и в системе образования (причем все это приводит еще и к изменениям ценности образования, и к изменениям в понимании смысла, цели и месте высшего образования).

Выпускники нетрудоустроенные и трудоустроенные не по специальности будут иметь низкие доходы, несмотря на свой высокий уровень образования. Таким образом, профессионально-образовательный компонент социализации, сформированный в вузе, окажется не востребованным для такого не состоявшегося специалиста. Однако подготовка в вузе направлена именно на то, что человек всю оставшуюся жизнь будет работать только по полученной специальности. Необходимо исследование данного противоречия с позиций не только системного, но и институционального подхода. Исследование с позиции системного подхода заключается в том, что если системой считать вуз и высшее образование, то средой будет вся стратификационная социальная структура, которая непрерывно изменяется. Следует обратить внимание на такие изменения социальной структуры современного российского общества, которые касаются места и роли руководителей, менеджеров в современном российском обществе.

К факторам, влияющим на процесс и результаты профессиональной социализации, относятся следующие:

- ближайшее окружение (семья, учебная группа, персонал по месту прохождения практики) и их ценности, нормы;

- отношение к высшему образованию в обществе и в ближайшем окружении (прагматическое, культуросообразное, пассивное);

- жизненные планы и намерения; (трудоустройство после окончания вуза, продолжение образования, открытие собственного дела, устройство личной жизни);

К критериям успешной профессиональной социализации студентов управленческих специальностей относятся следующие:

- освоение социальных ролей;

- достижение поставленных целей;

- устойчивость первоначальных ценностей;

- степень реализации жизненных планов и намерений, избранных индивидом.

Социализация личности будущих менеджеров на стадии обучения в вузе принимает содержание такой интернализации, при которой у студентов складываются представления о нормах, стандартах, перспективах, требованиях, но все это происходит двояким образом:

а) представления, ценности, намерения складываются в процессе общения и совместной деятельности в небольшой группе;

б) процесс общения и совместная деятельность происходят в рамках больших социальных групп и слоев, социальных институтов.

В целом, предварительный анализ результатов социологического опроса студентов показывает достаточную зрелость подходов студентов к оценке перспектив предстоящей профессиональной деятельности [8].

У студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», преобладает адекватная мотивация поступления в вуз, однако привлекательность учебного заведения и советы родителей имеют тоже большое значение. Это свидетельствует о том, что в настоящее время профессиональная ориентация осуществляется целенаправленно, и не только абитуриент, но и родители прогнозируют будущее трудоустройство, сопоставляя спрос на рынке труда.

Рассматривая степень сформированности профессиональной позиции, можно утверждать, что студенты, обучающиеся по направлению «Менеджмент» относятся к «продвинутой» группе -у них формируется позитивная профессиональная позиция (позиция вовлеченности) [9].

Связаны между собой результаты учебы и стремление к успехам в учебе (коэффициент корреляции - 0,379). Но это же позволяет сделать вывод, что стремление к успехам в учебе не всегда является фактором хороших результатов [9].

Вообще среди коэффициентов корреляции, связывающих профессиональную позицию с другими вопросами, самым высоким оказывается тот, что связывает интерес к учебе с этой позицией. Возможно, именно интерес к учебе, если он существует и проявляется, представляет самый важный фактор профессиональной позиции.

Факторами, влияющими на выбор данного направления и данного места обучения (вуза, факультета), служат следующие:

1) личные ценности и качества (среди них на первых местах - уверенность в себе и своих силах, уверенность в завтрашнем дне);

2) ценность высшего образования и отношение к нему в обществе (здесь преобладает получение хорошей работы и достижение престижного положения в обществе).

Типы социализации (в результате группировки):

1 - состоявшаяся;

2 - не состоявшаяся;

3 - неустойчивая, неопределенная.

Группы студентов по критерию и результатам социализации в вузе:

- активные, ведущие;

- пассивные, ведомые;

- с еще не раскрытым потенциалом или несформированной

жизненной позицией.

Стимулы учебной деятельности молодёжи выявляют для того, чтобы определить, какие методы учебной работы и стиль общения со студентами являются наиболее эффективными.

Студенты, приехавшие из сельской местности, более нацелены на трудоустройство после окончания вуза. Местные жители чаще других групп планируют продолжить образование.

Вообще сельские жители более нацелены на достигаемый статус с использованием таких факторов восходящей индивидуальной мобильности, как продолжение учебы в аспирантуре, даже создание семьи («устройство личной жизни»), организация собственного дела.

Профессиональная социализация зависит от того, на какой вид, тип социальной мобильности нацелены студенты в ходе и к концу обучения.

Жизненные планы студентов после окончания вуза во многом зависят и от социально-профессионального статуса их родителей. Трудоустройство сразу после вуза чаще встречается у студентов, чьи родители рабочие. Дети руководителей, менеджеров, предпринимателей обычно выбирают организацию собственного дела. Дети специалистов чаще других планируют продолжение образования, поступление в аспирантуру. Таким образом, важным фактором профессиональной социализации является социально-профессиональный статус родителей, традиции семьи, нормы и ценности, принятые в семье по отношению к профессиональному определению.

К требованиям социального времени применительно к нашему предмету исследования относятся следующие:

- обеспечение благоприятных условий для обучения студента-менеджера: отбор, обеспечение материально-техническим оснащением, учебными программами;

- организация обучения: переход на двухступенчатую модель - бакалавриат и магистратуру;

- взаимодействие с работодателями как заказчиками на подготовку специалистов.

В работе [9] предложена структура и функции маркетинговой службы факультета, выпускающего специалистов по направлению «Менеджмент».

Маркетинговый анализ включает разделы: определение и оценка целей, принятие решений.

План маркетинговой деятельности состоит из следующих разделов:

1. Описание долгосрочных и краткосрочных целей подготовки студентов-менеджеров.

2. Описание результатов изучения потребности в выпускниках на рынке труда.

3. Описание основных направлений маркетинговой деятельности в зависимости от внешних условий и от изменения спроса на выпускников разных профилей.

4. Описание системы контроля маркетинговой деятельности.

Разработке маркетинговых стратегий обычно предшествует ситуационный анализ, который включает в себя аспекты:

1. Описание состояния подготовки по направлению «менеджмент» в вузе в настоящее время, а также описание факторов, влияющих на подготовку.

2. Прогноз основных направлений подготовки и деятельности вуза на ближайшую перспективу с учетом изменяющейся социально-экономической ситуации, тенденций НТП и др.

3. Описание факторов, которые могут воздействовать на требования к качеству подготовки со стороны внешней среды.

Информационную базу маркетинговой службы вуза образуют следующие блоки:

1. Характеристика потребности в выпускниках по направлению «Менеджмент» включает в себя следующее:

- описание номенклатуры специальностей, территории их распределения, конкретных потребителей;

- описание изменений спроса в выпускниках по направлению «Менеджмент» и распределение потребности по сегментам рынка рабочей силы;

- описание новых требований к качеству и структуре подготовки на каждом из выделенных сегментов рынка;

- характеристику профориентационной деятельности вуза;

- информацию о деятельности вуза с целью заключения договоров о прохождении практики и возможных заказах на выпускников по направлению «Менеджмент».

2. Характеристика вуза как производителя продукта -выпускника по направлению «Менеджмент». В нее включается информация:

- общая информация (наименование, местонахождение, имеющиеся филиалы, структура вуза, состав профилирующих специальностей, правовой статус), краткие сведения об основных руководителях, перспективы структурных преобразований вуза;

- сведения о базе вуза для подготовки студента - будущего менеджера, номенклатура профилирующих направлений, численность и состав преподавательских и научных кадров, основные технологии подготовки, учебные программы и планы, затраты на подготовку;

- финансовое состояние вуза (возможности финансирования за счет государственных программ, возможности заключения договоров на подготовку студентов, будущих менеджеров, по заказам потребителей).

3. Характеристика продукта (выпускаемого студента). В нее включаются сведения:

- основные характеристики профилирующих направлений;

- сравнительные сведения об уровнях подготовки выпускников.

4. Структура внешних факторов. В нее входят сведения об основных законодательных и нормативных актах, регулирующих деятельность вуза по подготовке бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент»; характеристика условий работы выпускников вуза.

Функциональные задачи маркетинговых служб делят на аналитико-оценочные; на задачи, связанные со стратегическим управлением; на исполнительские задачи.

Аналитико-оценочные задачи:

- исследование рынка труда;

- исследование деятельности выпускников по новым перспективным направлениям НТП;

- исследование деятельности выпускников вуза;

- оценка качества подготовки студентов - будущих менеджеров;

- изучение опыта переподготовки выпускников после окончания вуза.

Задачи, связанные со стратегическим управлением:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- исследование состояния и прогнозов основных направлений НТП;

- определение прогнозов потребности в выпускниках вузов;

- прогнозирование потребностей в направлениях;

- определение эффективности системы подготовки и переподготовки бакалавров и магистров;

Исполнительские задачи:

- определение перечня направлений, пользующихся спросом в настоящее время;

- формирование информационного банка данных;

- разработка методов для улучшения качества подготовки;

- корректировка учебных программ с учетом ситуации на рынке труда.

Социализация личности студентов - будущих менеджеров -происходит под воздействием факторов (изменений в обществе), влияющих на процесс и результат профессиональной социализации, а также факторов, влияющих на выбор данного направления и данного места обучения (вуза, факультета, всех миров, включая и свой собственный). В связи с этим происходят изменения профессиональной социализации в системе высшего образования.

Библиографический список

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. /Пер. с англ. Е.Д. Руткевич - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

2. Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. - М.: ИНТОР, 1996. - 352 с.

3. Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. Т. 2. Социальная аналитика. Учение о строении сложных социальных агрегатов. - М., 1993. - 688 с.

4. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. - 2004. № 5. - С 5-19.

5. Найденова Л.И. Управление в сфере подготовки специалистов с высшим образованием: региональные аспекты. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 1998. - 228 с.

6. Воробьев В.П. Социализация в переходном обществе: теоретическое моделирование и социокультурный контекст. Автореферат диссертации доктора социологических наук. Пенза, 2001. - 48 с.

7. Маркин В.В., Кошевой О.С., Карпова М.К. Формирование профессионально значимых качеств в системе подготовки менеджеров государственного и муниципального управления // Европейские социальные модели: подходят ли они для России. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2005. - С. 286-291.

8. Кошевой О.С., Карпова М.К. Образовательная среда вуза глазами студента: социологический анализ. Статья в электронном научном журнале «Известия иркутской государственной экономической академии» (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011 г., № 6 [Электронной ресурс]. - Режим доступа: http: //eizvestia.isea.ru/ (дата обращения: 28.01.14)

9. Карпова М.К. Профессионально-образовательный компонент социализации личности будущего менеджера: дис. ... канд. социол. наук. - Пенза, - 2006. - 188 с.

Referenses

1. Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge, 1966 (Russ. ed. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti: Traktat po sotsiologii znaniia. Moscow, Medium Publ., 1995. 323 p.)

2. Durkheim E., Les Regies de la methode sociologique, 1895 (Russ. ed. Diurkgeim E. Sotsiologiia obrazovaniia. Moscow, INTOR Publ., 1996. 352 p.)

3. Sorokin P.A. Sistema sotsiologii. V2 t. T. 2. Sotsial'naia analitika. Uchenie o stroenii slozhnykh sotsial'nykh agregatov [System of sociology. In 2 Vol. Vol. 2. Social analytics. Structure of social aggregates]. Moscow, 1993. 668 p.

4. Zaslavskaia T.I. Sovremennoe rossiiskoe obshchestvo: proble-my i perspektivy [Modern Russian society: problems and prospects]. Ob-

shchestvennye nauki i sovremennost' - Modern social sciences, no. 5, 2004, pp. 5-19.

5. Naidenova L.I. Upravlenie v sfere podgotovki spetsialistov s vys-shim obrazovaniem: regional'nye aspekty [Management in higher education: regional aspects]. Penza, Penza State University Publ., 1998. 228 p.

6. Vorob'ev V.P. Sotsializatsiia v perekhodnom obshchestve: teore-ticheskoe modelirovanie i sotsiokul'turnyi kontekst. Avtoreferat dissertatsii doktora sotsiologicheskikh nauk [Socialization of transitional society: theoretical modelling and sociocultura! context. Diss. dokt. sociolog. sci. abstract]. Penza, 2001. 48 p.

7. Markin V.V., Koshevoi O.S. Karpova M.K. Formirovanie profes-sional'no znachimykh kachestv v sisteme podgotovki menedzherov gosu-darstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia. Evropeiskie sotsial'nye

modeli: podkhodiat li oni dlia Rossii [Training of professionally important qualities of State and municipal management students. Can we use European social models in Russia?]. Sbornik statei Mezhdunarodnoi auchno-prakticheskoi konferentsii [Coll. works of International research and application conference]. Penza, 2005, pp. 286-291.

8. Koshevoi O.S., Karpova. Education in university through the eyes of a student: sociological analyses. Irkutsk State Economic Academy Journal. 2011, no. 6. Available at: http://eizvestia.isea.ru/

9. Karpova M.K. Professional'no-obrazovatel'nyi komponent sotsi-alizatsii lichnosti budushchego menedzhera: dis. kand. sotsiol. nauk. [Professional and educational aspect of socialization of manager students. Diss. cand. sociolog. sci.]. Penza, 2006. 188 p.

Информация об авторах

Кошевой Олег Сергеевич - доктор технических наук, профессор, кафедра государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: [email protected].

Карпова Маргарита Константиновна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: [email protected].

Authors

Koshevoy Oleg Sergeevich - Doctor of technical sciences, professor, Government Administration and Region Sociology department, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: [email protected].

Karpova Margarita Konstantinovna - Candidate of Sociology, associate professor, Communications Management department, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: karpovamk@m ail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.