Научная статья на тему 'Направления повышения качества конкурентного поведения аудиторской компании на рынке'

Направления повышения качества конкурентного поведения аудиторской компании на рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКИЕ КОМПАНИИ / КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ / ACCOUNTING FIRMS / COMPETITIVE BEHAVIOR / DIRECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепурнова Е. И.

В рамках статьи разработаны направления повышения качества конкурентного поведения аудиторской компании на рынке. Приоритетными направлениями являются: повышение профессиональной компетентности при оказании услуги; расширение спектра и повышение востребованности услуг; внедрение стандартов проектного менеджмента; обеспечение трансляции профильного образования и квалификационных аттестатов у непосредственных исполнителей услуги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS TO IMPROVE THE QUALITY OF COMPETITIVE CONDUCT AUDIT COMPANY IN THE MARKET

Under the direction of articles designed to improve the quality of competitive behavior auditing company in the market. Priority areas include: increasing professional competence in the provision of services, expanding the range and increase the demand for services, introduction of standards of project management, provision of broadcasting professional education and qualification certificates from the immediate perpetrators of services

Текст научной работы на тему «Направления повышения качества конкурентного поведения аудиторской компании на рынке»

Факторы

Внутренние, зависящие от субъектов взаимодействия

Вспомогательные

Основные

Структурные сдвиги в составе аудиторских услуг, подлежащих стандартизации и регулированию в рамках саморегулируемой организации

Требования деловой этики в общении с участниками рынка и аудируемыми компаниями в _ процессе аудита

Внешние, не зависящие от субъектов взаимодействия

Экономические и политические условия

Социальные

условия

Условия и тарифы

Квалификация Инструментарий Опыт и репутация

Правовые

условия

Ресурсы и фонды

Ресурсное обеспечение, подбор и движение работников

Базы знаний, навыки и обучение, корпоративная культура

Качество взаимодействия _ участников рынка _

I

Эффективность оказания услуг аудиторской компании

Рис. 1. Факторы, влияющие на качество взаимодействия аудиторской компании и саморегулируемой организации

Аудиторские компании, с одной стороны, все в большей мере воспринимаются как квалифицированные эксперты, мнение которых о достоверности отчетности и финансовом состоянии организации становится решающим при принятии экономических решений, например, при выборе партнеров по бизнесу и форм расчетов с ним, при определении направлений вложения средств, при целесообразности предоставления кредитов. С другой стороны, аудиторские компании становятся незаменимыми помощниками специалистов бухгалтерско-финансовой службы. Этому способствует

расширение услуг, которые оказывают аудиторы субъектам хозяйствования. Выделены приоритетные направления взаимодействия аудиторских компаний и саморегулируемых организаций:

- разработка документов для более полного учета особенностей бизнеса аудируемого предприятия;

- принятие регламентов и стандартов по описанию и анализу реальных проблем аудируемого предприятия;

- расширение станадартизированных услуг для повышения лояльности клиентов.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ

Чепурнова Е.И.

В рамках статьи разработаны направления повышения качества конкурентного поведения аудиторской компании на рынке. Приоритетными направлениями являются: повышение профессиональной компетентности при оказании услуги; расширение спектра и повышение востребованности услуг; внедрение стандартов проектного менеджмента; обеспечение трансляции профильного образования и квалификационных аттестатов у непосредственных исполнителей услуги.

Ключевые слова: аудиторские компании, конкурентное поведение, направления.

DIRECTIONS TO IMPROVE THE QUALITY OF COMPETITIVE CONDUCT AUDIT COMPANY IN THE MARKET

Chepurnova E.

Under the direction of articles designed to improve the quality of competitive behavior auditing company in the market. Priority areas include: increasing professional competence in the provision of services, expanding the range and increase the demand for services, introduction of standards ofproject management, provision of broadcasting professional education and qualification certificates from the immediate perpetrators of services.

Keywords: accounting firms, competitive behavior, direction.

При анализе фактора «полнота комплекса услуг» для каждой услуги потребителями выделяется ряд дополнительных ожиданий. Расширение данных услуг возможно только за счет увеличения тру-до- и ресурсоемкости предоставления этих услуг, что отражается

на окончательной стоимости. Фактор «время, затраченное на оказание аудиторской услуги» также является одним и наиболее важных, поэтому оказывает непосредственное влияние на предпочтения потенциального клиента. С другой стороны, для аудиторской

Образование специалистов, наличие квалифицированных аттестатов

N Профессиональн;

ая компетентность

Трудоемкость, ресурсоемкость предоставления ____________________услуги_____________________

Полнота комплекса услуг

Г рафик работы офиса, загрузка специалистов

Сроки окончания _____услуги_______

Рис. 1. Формирование атрибутов аудиторских и сопутствующих услуг

компании изменение сроков оказания услуги связано с перепланированием внутреннего графика оказания услуги и загрузки специалистов.

Выделенные факторы могут быть использованы при индивидуализации услуг для каждого клиента с соблюдением принципа синергии, предполагающего расширение номенклатуры оказываемых услуг аудиторскими компаниями, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров, общностью используемых ресурсов.

Определение оптимальной структуры предоставляемых услуг аудиторской компании на основе анализа возможностей аудиторской компании и потребностей существующих и потенциальных клиентов:

1) в таблицу объединяются услуги, которые может предоставлять аудиторская компания «Зеркало», и услуги, которые необходимы изучаемым сегментам, где «0» значит, что услуга в данном сегменте не может предоставляться аудиторской компанией и/или не востребована клиентами, «1» значит, что услуга в данном сегменте может предоставляться аудиторской компанией и/или востребована клиентами, «-» значит, что рынок по данной услуге не существует.

Итоговая матрица определения оптимальной структуры предоставляемых/востребованных услуг для ЗАО «Аудиторская фирма «Зеркало» приведена в таблице 1.

Примечание: «0» - услуга в данном сегменте не может предоставляться аудиторской компанией и/или не востребована клиентами данного сегмента; «1» - услуга в данном сегменте может предоставляться аудиторской компанией и/или востребована клиентами указанного сегмента; «-» - рынок не существует.

2) после заполнения таблицы возможны четыре комбинации состояния аудиторской компании и клиентов в каждом сегменте:

• (0;0) - услуга не предоставляется аудиторской компанией и не востребована рынком;

• (0;1) - услуга не предоставляется аудиторской компанией, но востребована рынком, В данной ситуации аудиторская компания должна проанализировать возможность предоставления данной услуги в перспективе;

• (1;0) - услуга предоставляется аудиторской компанией, но не

востребована рынком. При таком сочетании компания должна предпринять попытки восстановления потребности сегмента в данном виде услуг, используя инструменты продвижения, и провести этот анализ повторно. Если ситуация не изменится, то необходимо отказаться от предоставления данной услуги в этом сегменте;

• (1;1) - услуга предоставляется аудиторской компанией и востребована рынком.

3) на основании проведенного анализа формируется рекомендуемая структура предоставляемых услуг и вырабатываются стратегии продвижения услуг на конкретном рынке.

Необходимость использования стратегии формирования рынка по отдельным сегментам для некоторых видов услуг связана с возможностью незатратного создания новой услуги, с одной стороны, и достаточно глубоким проникновением на существующие рынки с остальными услугами - с другой стороны. Поскольку клиент после оказания услуги не получает достаточной информации о ее качестве, повышение ответственности аудиторской компании с помощью классического инструментария (например, требования гарантий, воздействия на репутацию) неприменимо. Поэтому предлагается выразить неподдающееся непосредственной оценке качество услуги через качество использованных ресурсов (информационных, трудовых).

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской компании должны быть доведены до сведения каждого ее специалиста. Целесообразно разрабатывать внутрифирменные стандарты и специальные инструкции по этим вопросам и периодически проводить по ним внутрифирменные семинары. Большую роль в повышении качества работы аудиторских организаций играет внешний контроль. Качество, в первую очередь, контролируют пользователи информации, которые могут обращаться с исками к аудиторской компании и направлять свои претензии в профессиональные аудиторские объединения и уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

В технологическом процессе оказания аудиторских услуг преобладает один ресурс - человеческий капитал. Поэтому необходимо постоянное проведение внутреннего контроля качества оказываемых аудиторских услуг. Остальные ресурсы, в том числе, ин-

Таблица 1. Итоговая матрица определения оптимальной структуры предоставляемых аудитором услуг /

формационно-техническое оснащение, являются малозатратными для аудиторской компании, и поэтому значительно не варьируются. Для убеждения клиента в качестве предоставляемых услуг аудиторская компания должна предоставить ему информацию о квалификационных аттестатах, удостоверяющих профессиональный уровень специалистов.

Ценовая политика - одна из главных составляющих комплекса маркетинга аудиторской компании. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на ее деятельность. Суть целенаправленной ценовой политики в аудиторской деятельности заключается в том, чтобы устанавливать на аудиторские услуги такие цены и так их варьировать в зависимости от положения на рынке, чтобы захватить его определенную долю, обеспечить намеченный объем доходов и решить другие стратегические и оперативные задачи.

Концепция обеспечения унификации организации и осуществления контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов российских профессиональных объединений аудиторов предусматривает разработку единых систем контроля качества работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров. При этом системы контроля качества должны соответствовать требованиям российского законодательства по аудиту, принятым в его развитие нормативных актов, международных стандартов аудита, Кодекса этики МФБ. Реализация систем контроля качества для профессиональных участников аудиторской деятельности должна быть направлена на:

• создание условий для функционирования системы управления качеством в аудиторских компаниях;

• обеспечение выполнения заданий по выражению уверенности, в том числе, при выполнении аудиторских договоров аудиторскими компаниями в соответствии с применимыми профессиональными требованиями;

• выявление недостатков в результате процесса проверки контроля качества в аудиторских компаниях, обобщение их причин и принятие мер для их своевременного устранения путем создания необходимых условий.

Применение систем контроля качества должно стать основой для обобщения практики функционирования аудиторских компаний и выработки предложений по дальнейшему совершенствованию аудиторской деятельности в России, включая рекомендации по дальнейшему законотворчеству в области аудиторской деятельности. При разработке стандартизированной системы контроля качества целесообразно учитывать опыт и рекомендации российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров в части осуществления проверок качества работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов, а также других российских и международных объединений аудиторов и бухгалтеров.

ля подготовки унифицированных требований о цели, задачах и элементах системы контроля качества аудиторской деятельности может быть создан специализированный временный орган, в кото-

рый войдут представители наиболее влиятельных российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров с принятием мер для работы этого органа совместно с представителями государственных органов власти. Впоследствии данный орган может быть преобразован в постоянно действующий комитет по совершенствованию стандартов качества. В процессе внедрения стандартов и системы контроля качества в практическую деятельность аудиторских компаний необходимо установить:

• формы и методы контроля качества работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов;

• периодичность проведения мероприятий по контролю качества аудиторских услуг, например, не реже чем раз в три года;

• единый порядок документального подтверждения успешного прохождения контроля качества аудиторской компанией процедуры контроля качества оказываемых услуг, включая выдачу унифицированного документа;

• порядок отбора и утверждения лиц, имеющих право осуществлять контроль качества от имени профессиональных аудиторских объединений, в том числе, систему требований к претендентам на получение права осуществлять контроль качества;

• формы и методы надзора за работой контролеров качества;

• порядок финансирования затрат на проведение контроля качества, определяемый всеми профессиональными участниками аудиторской деятельности;

• порядок реализации других мер, необходимых для эффективного внедрения предложенной системы мер.

Аудиторская компания, которая желает войти в профессиональное аудиторское объединение, должна подтвердить свою готовность к проведению мероприятий в рамках независимого контроля качества её услуг. Руководство аудиторской компании или уполномоченные сотрудники, отвечающие за организацию системы контроля качества работы, должны регулярно анализировать, какие средства контроля качества достигают цели, а какие - нет, какие из применяемых средств эффективны, а какие не оправдывают затраты, производимые в связи с их организацией. Поэтому такие факты подлежат тщательному изучению с точки зрения их объективной достоверности.

В западной практике между крупными аудиторскими компаниями в целях повышения качества аудиторских услуг и поддержания определенного уровня деловой репутации широко применяются взаимопроверки партнерами и менеджерами аудиторских файлов на выборочной основе. Причем очень важным является использование принципа неожиданности. Оперативной и сплошной проверке обычно подлежат все файлы, по данным которых клиенту предполагается выдать аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного. Остальные аудиторские файлы проверяются выборочно, причем зачастую по истечении определенного времени после завершения аудита в период сезонного спада загрузки аудиторов, то есть во второй половине календарного года. Основываясь на опыте работы, можно порекомендовать на этапе организации системы документирования аудита проводить сплошную взаимопроверку всех аудиторских файлов. Это, конечно, усложнит ра-

Внутрифирменный контроль за качеством трудового коллектива в аудиторской компании

I

Повышение качества кадровых ресурсов аудиторской организации

I

Повышение качества аудиторских услуг

I

Повышение качества публикуемой информации о финансовом положении хозяйствующих

субъектов

I

Повышение качества и эффективности принимаемых экономических решений и развитие качественных экономических связей

I

Повышение качества функционирования национальной экономики в целом

Рис. 2. Влияние персонала на качество аудиторских услуг

боту специалистов, но позволит получить аудиторские файлы хорошего качества.

В экономически развитых странах все аудиторские компании периодически подвергаются проверке, которую проводят комиссии соответствующих сторонних организаций. Это, как правило, общественные организации аудиторов, которые строго следят за репутацией представителей своих профессий, в некоторых случаях ими являются государственные органы. Такая оценка начинается с внутрифирменной оценки контроля качества аудиторских услуг. Если внутрифирменная система является неудовлетворительной, то проверяются рабочие аудиторские документы или проводятся серьезные процедуры проверки результатов деятельности аудиторских компаний по существу.

В России, как и на западе, аудиторские компании должны иметь системы внутреннего контроля. Рост общественного признания и престижности профессии аудитора предопределяет необходимость создания системы контроля качества со стороны внешних организаций. Качество оказания аудиторских услуг напрямую зависит от качества персонала аудиторской компании, и для достижения наивысшего качества аудиторской деятельности аудиторским компаниям необходимо обращать значительное внимание на свой персонал, влияние которого на качество аудиторских услуг представлено на рисунке 2.

На основании результатов внутрифирменного контроля качества появляется возможность повысить уровень экономических результатов, что приводит к улучшению восприятия услуги клиентом и общему повышению качества аудиторской деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Скачков В.В., соискатель ИЭСО

В соответствии с требованиями Государственной стратегии экономической безопасности главной целью государства является своевременное реагирование на возникающие экономические угрозы и защита от них, в сроки, необходимые и достаточные для гарантированной защиты жизненно важных интересов общества и государства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, топливно-энергетический комплекс, государственная стратегия.

ECONOMIC ANALYSIS OF THE PROCESS TO ENSURE ECONOMIC SECURITY OF FUEL AND ENERGY COMPLEX OF MARKET CONDITIONS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Skachkov V., The applicant, IESO

In accordance with the requirements of the State Economic Security main purpose of the state is a timely response to emerging economic threats and protection from them in terms of necessary and sufficient to guarantee protection for the vital interests of society and state.

Keywords: economic security, fuel and energy complex, the state strategy.

Реализация данного требования закономерно ставит задачу совершенствования системы обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий субъекта РФ как основного звена обеспечения безопасности отрасли национальной экономики (рисунок 1), исходя из новых политических, идеологических, экономических, военных и других условии существования в России. Под обеспечением экономической безопасности, как важного вида обеспечения национальной безопасности (военная, идеологическая, информационная и др.) в современных условиях автор понимает процесс защиты основных экономических интересов, организуемый и осуществляемый в рыночно-ориентированной экономической среде отрасли национальной экономики системой обеспечения экономической безопасности.

Цель системы достигается решением задач, которые формируются преимущественно факторами внешней среды и частично -внутренней (внутренние резервы организации по достижению цели). Данные задачи решаются функциями (полномочиями, заложенными потенциями), на основе которых формируются формы и методы работы.

Цели, задачи и функции должны находиться между собой в гармонии, то есть обладать синергетическими свойствами, иначе система по достижению цели недееспособна (невозможна по созданию или в противном случае (если была создана и функционировала) обречена на прекращение своего существования (уничтожение)). Данная взаимосвязь организуется на принципиальной основе, которой все системообразующие элементы должны соответствовать.

Цель обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики в целом заключается в своевременном и полном удовлетворении потребности отдельных объектов и всего образования в целом в сохранности экономических секретов (коммерческих тайн), в стабильном состоянии защищенности экономических интересов. Эту цель невозможно достичь, не обеспечив выполнение обеспечиваемыми структурами определенных требований. Иными словами, процесс обеспечения экономической безопасности следует рассматривать с двух сторон. Первая сторона связана со стабильным функционированием самой системы обеспечения экономической безопасности и ее взаимодействии с другими государ-

ственными структурами обеспечения национальной безопасности. Вторая - надлежащее поведение самих обеспечиваемых структур по вопросам сохранения состояния защищенности. Для достижения поставленной цели органы, ответственные за это, должны функционировать в соответствии с такими требованиями, на основе таких принципов, которые позволяли бы решать следующие основные задачи:

1) своевременно, полно и качественно проводить оперативные и иные мероприятия по вопросам, относящимся к их компетенции;

2) обеспечивать мобильность и готовность к быстрому изменению форм и методов деятельности в зависимости от экономической и правовой обстановки;

3) осуществлять мониторинг функционирования экономики и вскрывать моменты, могущие привести к нарушению стабильного состояния процесса;

4) принимать решения по восстановлению нормального функционирования процесса;

5) осуществлять связь с другими органами обеспечения безопасности, в случае недостатка собственных сил и средств

Исходя из этого следует, что процесс обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики зависит от наличия и устойчивости связей между структурами, на которые возложены функции обеспечения экономической безопасности как со структурами внутри самой системы, так и с иными государственными структурами, компетентными в данном вопросе. Затем внутри этих структур происходит обращение полученной информации и ее доведение и реализация в таком виде, в таких количествах, такого качества и в такие сроки, которые они предъявляют согласно нормам функционирования системы.

Если рассматривать процесс обеспечения экономической безопасности и процесс комплексного обеспечения безопасности с оперативной и экономической точек зрения, то первый является вторичным по отношению ко второму по первому признаку и наоборот - по второму. Это связано с тем, что экономическая безопасность является необходимым условием проведения комплекса мероприятий по обеспечению безопасности в целом. Задача системы обеспечения экономической безопасности - через комплекс специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.