Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование и состояние российского рынка аудиторских услуг'

Нормативно-правовое регулирование и состояние российского рынка аудиторских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
755
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ / AUDIT SERVICES / LEGAL REGULATION / CONDITION ASSESSMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филобокова Людмила Юрьевна

В настоящее время аудиторская деятельность, находящаяся на стыке публично-правовых и частно-правовых интересов, представляет собой обратный огосударствлению права процесс По заключению ряда отечественных специалистов в области аудита, состояние национального рынка аудиторских услуг вызывает все больше пессимизм в отношении перспектив роста, что не может не отразиться на качестве услуг и развитии высокоинтеллектуальной сферы услуг в направлении заданного глобального вектора развития национальной экономики формирование конкурентной среды в национальной экономике, повышение ее конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation and the state of the Russian market of audit services

Currently, audit activity, located at the intersection of public law and private law interests, represents the inverse of the nationalization law process On the conclusion of a number of domestic experts in the field of audit, national audit market induces more pessimism about the prospects for growth, which cannot but affect the quality of services and development of information services in the direction specified by the global vector of development of the national economy the formation of a competitive environment in the national economy, the improvement of its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование и состояние российского рынка аудиторских услуг»

20^14

УДК 339.13; 657.6

Л.Ю.Филобокова

Нормативно-правовое регулирование и состояние российского рынка аудиторских услуг

В настоящее время аудиторская деятельность, находящаяся на стыке публичноправовых и частно-правовых интересов, представляет собой обратный огосударствлению права процесс По заключению ряда отечественных специалистов в области аудита, состояние национального рынка аудиторских услуг вызывает все больше пессимизм в отношении перспектив роста, что не может не отразиться на качестве услуг и развитии высокоинтеллектуальной сферы услуг в направлении заданного глобального вектора развития национальной экономики - формирование конкурентной среды в национальной экономике, повышение ее конкурентоспособности.

Ключевые слова: аудиторские услуги, правовое регулирование, оценка состояния.

L.Iu.Filobokova

Regulation and the state of the Russian market of audit services

Currently, audit activity, located at the intersection of public law and private law interests, represents the inverse of the nationalization law process On the conclusion of a number of domestic experts in the field of audit, national audit market induces more pessimism about the prospects for growth, which cannot but affect the quality of services and development of information services in the direction specified by the global vector of development of the national economy - the formation of a competitive environment in the national economy, the improvement of its competitiveness.

Keywords: audit services, legal regulation, condition assessments.

s—аудиторскими услугами (ауди- бухгалтерского учета, составление бухгалтер/ торской деятельностью), в соот- ской (финансовой) отчетности, бухгалтерское

(у ветствии с Федеральным Законом консультирование;

№ 307-Ф3 от 30.12.2008г. (с учетом изменений -налоговое консультирование, постановка,

и дополнений) понимается деятельность по восстановление и ведение налогового учета,

проведению аудита и оказанию сопутствую- составление налоговых расчетов и деклара-

щих услуг, осуществляемая аудиторскими ор- ций;

ганизациями и индивидуальными аудиторами -анализ финансово-хозяйственной дея-

[1]. При этом, п.3 ст.1 Закона закреплено пра- тельности организаций и индивидуальных

вовое определение аудита как независимой предпринимателей, экономическое и финан-

проверки бухгалтерской (финансовой) отчет- совое консультирование;

ности аудируемого лица в целях выражения -управленческое консультирование, в том

мнения о достоверности такой отчетности. числе связанное с реорганизацией организа-

Перечень сопутствующих услуг закреплен ций или их приватизацией;

федеральными стандартами и представлен -юридическая помощь в областях, связан-

такими их видами: ных с аудиторской деятельностью, включая

-ФПСАД № 30 от 22.06.2008г. - «Выпол- консультации по правовым вопросам, пред-

нение согласованных процедур в отношении ставление интересов доверителя в граждан-

финансовой информации»; ском и административном судопроизводстве,

-ФПСАД № 31 от 22.-6.2008г. - «Компиля- в налоговых и таможенных правоотношени-

ция финансовой информации»; ях, в органах государственной власти и орга-

- ФПАД № 33 от 22.06.2008г. - «Обзорная нах местного самоуправления;

проверка бухгалтерской (финансовой) отчет- -автоматизация бухгалтерского учета и

ности». внедрение информационных технологий;

К прочим, связанным с аудиторской дея- -оценочная деятельность;

тельностью услугам, в соответствии с п.7. ст.1 -разработка и анализ инвестиционных про-

федерального закона, относятся следующие: ектов, составление бизнес-планов;

-постановка, восстановление и ведение -проведение научно-исследовательских

и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях.

Глобализация экономики, создание транснациональных корпораций с множеством подразделений, разбросанных зачастую не только по всей стране, но и по всему миру, значительно усилили потребности бизнеса в независимых финансовых экспертах - ревизорах. По мере роста государственного вмешательства в экономику и усложнения системы налогообложения, бизнес стал испытывать потребность в высококвалифицированных и независимых специалистах, которые способны проверить бухгалтерскую и налоговую отчетность с целью выявления ошибок и искажений, предотвращения санкций со стороны государственных органов. В связи с активным развитием фондового рынка появилась новая категория лиц, заинтересованных в аудите — инвесторы. Как правило, каждая новая волна скандалов, связанных с банкротством компаний, чьи ценные бумаги (долговые и долевые) имеют биржевой листинг и активно

обращаются, оборачивалась судебным преследованием аудиторов и ужесточением требований к аудиторам и выполнению ими проверок. В силу многочисленности инвесторы стали наиболее активным и требовательным потребителем аудиторских услуг. Аудиторы расширяют сферу своих интересов и начали осуществлять деятельность не только по подтверждению бухгалтерской отчетности, но и стали сами вести финансовый и налоговый учет для сторонних организаций, выступая в роли коллегиального корпоративного бухгалтера и юриста, а также инвестиционного консультанта и доверительного управляющего для своих клиентов. Кроме того, требования эффективности, конкурентоспособности и устойчивости развития вынудили аудиторские компании освоить функции по внедрению современных технологий по управлению предприятием, автоматизации учета, внедрению систем контроля качества и других смежных работ. Под влиянием меняющихся экономических условий в России менялись цели и методы осуществления современного аудита (см. табл. 1).

Таблица 1

Эволюция целей и методов современного этапа развития аудита в России

Периодиз ация Характеристика этапа Понимание цели аудита и используемые методы аудита

1 этап (1987-1993 гг.) Создание первых аудиторских организаций различных форм собственности в том числе с участием государства. Отсутствие нормативно-правовой базы. Приоритет целевых установок финансового контроля. Использование методов комплексной ревизии и финансового контроля

2 этап (декабрь 1993 г. - август 2007 г.) - становление аудита Становление аудита как сферы профессиональной деятельности. Формирование основ нормативнозаконодательной базы. Создание профессиональных общественных организаций. Целевая направленность на снижение налоговых рисков. Преимущественное использование методов ревизионного и налогового контроля.

3 этап (август 2001 г. - декабрь 2008 г.) - реализация жесткой модели государственного регулирования Принятие закона "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ. Признание национальных стандартов аудита как базы Определение роли профессиональных организаций аудита. Переориентация целей в соответствии с требованиями национальных стандартов. Стандартизация процессов проверки и контроля качества аудита.

4 этап (с 1 января 2009 г. по настоящее время) - становление аудита на условиях саморегулирования Принятие закона "Об аудиторской деятельности" № 307-Ф3. Официальное признание международных стандартов аудита. Определение миссии и общественной значимости аудита. Трансформация целей под влиянием потребностей пользователей финансовой отчетности, совершенствование международных и национальных стандартов. Направленность методов аудита на выявление и оценку аудиторского риска.

С принятием закона «Об аудиторской деятельности» № 307-Ф3 от 30.12.2008 года целевые установки аудита еще более смещаются в сторону удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности (см. рис.1).

В настоящее время аудиторская деятельность, находящаяся на стыке публично-правовых и частно-правовых интересов, представляет собой обратный огосударствлению права процесс. Она не может осуществляться

Интересы пользователей учетной информации

Собст- венники Менеджеры и персонал Инвесторы и кредито- Г осудар-ственные органы Общественные организации Профессиональные сообщества (СРО, союзы, ассоциации)

Нормативно-правовая база Принципы бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета и формирования отчетности Принципы подготовки бухгалтер-ской(финансовой) отчетности

Система контроля учета и отчетности аудируемых лиц

I ~

Цели финансовой отчетности

Цели аудита финансовой отчетности

Принципы аудита

Базовые категории аудита

Методы аудита

Объекты аудита

Рис. 1. Содержание концепции аудиторских услуг (аудиторской деятельности)

без реализации как публично-правовых норм, так частно-правовых: соглашений, договоров, корпоративных норм и т.д.

Представляется возможной констатация следующей роли правовой оценки в современном аудите:

-она не конкретизирована законодателем; -она уточняется в процессе правоприменения;

-она дает правоприменителю возможность свободного усмотрения, свободной оценки фактов.

Проблема диспозитивности и императивности норм права в сфере аудита - это отражение объективного положения аудируемой отчетности, в которой сосредоточены публично-правовые и частно-правовые начала, отражающие интересы правового государства и гражданского общества. Представляется, что основу аудита должны составлять императивные нормы, устанавливаемые государством и обладающие

для всех субъектов права одинаковым значением. Реализация же аудита в сфере гражданского общества связана с диспозитивными нормами, предопределяющими свободу выбора при использовании аудируемой информации в принятии экономических решений.

Охрана прав пользователей на достоверную информацию является своего рода обе-спечителем прав и свобод хозяйствующих субъектов. Защита предполагает принудительный способ осуществления права (обязательный аудит, финансовые санкции), применяемый либо компетентными органами, либо самостоятельно человеком в целях восстановления нарушенного права, и это требует соответствующего нормативного регулирования в Российской Федерации. Нормативно-правовая база организации аудиторской деятельности представлена на рис. 2.

Статьей 3. Ф3-307 «Об аудиторской деятельности» закреплено юридическое толко-

Рис. 2.Нормативно-правовая база аудиторской деятельности (аудиторских услуг)

вание аудиторской фирмы, как коммерческой организации, являющейся членом одной из са-морегулируемых организаций аудиторов. Как представляется, аудиторская деятельность -

предпринимательская деятельность, предлагающая рыночной среде специфическую услугу - выполнение контрольных функций по гарантии безопасности финансовой информа-

ции, представленной в финансовой отчетности, а также получение экономических выгод в результате оказания прочих и сопутствующих аудиту услуг. В научной литературе высказывается мнение о том, что аудит по сути не является предпринимательством. С этим необходимо согласиться, так как распространение на него режима предпринимательства является ошибкой. В качества доказательства высказанных мнений можно сравнить деятельность аудитора с деятельностью адвоката, нотариуса, то есть с теми видами деятельности, которые в силу закона и особенностей осуществления к предпринимательской не относятся. Такое заключение дает основание для констатации вывода о том, что аудиторская деятельность является многопредметной категорией не только в теоретическом, но и прикладном аспекте.

По данным Министерства финансов Российской Федерации - регулятора рынка аудиторский деятельности, в контрольном экземпляре реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 1 апреля 2014 года число аудиторских организаций (юридических лиц) составило 4659, аудиторов-физиче-ских лиц 22697 человек. Из общей численности аудиторов 3229 человек (или 14,2%) имеет единый аттестат нового образца, выданный после 1 января 2011 года. Динамика количества аудиторов в Российской Федерации за период 2010-2013 годы представлена в таблице 2 и позволяет сделать вывод о наличии тренда к снижению аудиторов, состоящих в контрольном экземпляре реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов.

Таблица 2

Оценка динамики количества аудиторов в Российской Федерации за 2010-2013 годы

Показатели На конец 2010 года На конец 2011 года На конец 2012 года На конец 2013 года Изменения,+-

Всего имею право заниматься аудиторской деятельностью, тыс. 6,1 6,2 5,7 5,5 -0,6

в т.ч.: аудиторские организации 5,2 5,2 4,8 4,7 -0,5

индивидуальные аудиторы 0,9 1,0 0,9 0,8 -0,1

Общая численность аудиторов, тыс. чел. 26,3 26,8 24,1 23,0 -3,3

в т.ч. имеющих единый квалификационный аттестат - 1,1 3,2 3,2 -

Доля сегментации национального рынка аудиторских услуг: -аудиторскими организациями, % 85,2 83,9 84,2 85,5 0,3

-индивидуальными аудиторами, % 14,8 16,1 15,8 14,5 -0,3

Если на конец 2005 года общее количество аудиторов, имеющих лицензии, позволяющие им заниматься аудиторской деятельностью, составляло 7,7 тыс., из которых 6,1 тыс.- аудиторские фирмы и 1,1 тыс. - индивидуальные аудиторы, то к 2014 году количество сократилось на 2,2 тысячи или на 28,6%. Полученные цифры достаточно весомые и внушают большой пессимизм. Как и прежде, основное количество аудиторов функционирует в Центральном Федеральном округе:46,8% от общего количества аудиторских фирм и 30% от общего количества индивидуальных пред-принимателей-аудиторов. Как это имело место в 2008-2012 году, меньше всего аудиторов функционирует в Северо-Кавказском Федеральном округе: 2,1% от общего количества аудиторских фирм и 3,3% по индивидуальным предпринимателям-аудиторам. К концу 2013 года наблюдается снижение доли ауди-

торов в Москве (на 0,6%), при увеличении соответствующих долей в Санкт-Петербурге (на 0,2%) и по другим регионам Российской Федерации (на 0,4%).

Оценка продолжительности сроков деятельности аудиторов позволила сделать заключение о том, что на конец 2013 года 77,5% приходится на аудиторов, работающих более 5 лет (что на 4,%% больше соответствующего периода 2011 года). Основной отток аудиторов наблюдается по такой временной категории деятельности, как от 1 до 2 лет (доля таких хозяйствующих субъектов на конец 2013 года составляла 7%, при 12,4% за соответствующий период 2011 года).

Доходы аудиторов незначительно, но прирастают в течение 2009-2013 годов (см. табл.3).

Нагрузка на бизнес в части оказания ему аудиторских услуг незначительная и коле-

Таблица 3

Оценка динамики доходов аудиторских организаций за 2009-2013 годы

Показатели 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. Темпы роста, %

1.Выручка от реализации оказанных услуг, млрд. руб. 49,6 49,1 50,8 51,0 52,0 104,8

2.Объем доходов от аудита на 1млн. рублей клиентов, руб. 375 352 346 325 339 90,4

блется от 0,0375% до 0,0339% от объема оборота капитала. Снижение нагрузки обусловило снижение общей рентабельности аудиторских услуг и, по заключению аудиторского сообщества, обусловлено многолетним демпингом при проведении конкурсов на проведение обязательного аудита [3]. Такая ситуация сопряжена с дефицитом квалифицированных кадров, поскольку при сложившемся уровне рентабельности у фирм не всегда имеется возможность обеспечить достойный уровень отплаты сотрудникам-аудиторам из-за необходимости экономить на кадрах и оплате их труда.

Также наблюдается динамика к снижению доли аудиторов, получающих значительные объемы выручки от реализации услуг. Основ-

ной удельный вес приходится на аудиторские фирмы с годовым доходом, мене 1,5 миллионов рублей (40,1% от общего количества аудиторов). В целом же по суммарной выручке от реализации аудиторских услуг около 99% российских аудиторов могут быть признаны субъектами малого предпринимательства.

В структуре доходов, полученных аудиторами, преобладают доходы от проведения аудита (около 50%). Доходы от прочих услуг составляют около 40%, а от сопутствующих услуг - около 10%.. При этом в Санкт-Петербурге основной доход, полученный аудиторами, приходится на прочие услуги (60,5% в 2013 году), а от проведения аудита -36,2% (см. табл. 4).

Таблица 4

Структура доходов, полученных аудиторскими организациями в 2012-2013 году (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели Москва 2012 год Москва 2013 год Санкт-Петербург 2012 год Санкт-Петербург 2013 год Другие регионы России 2012 год Другие регионы России 2013 год

1. Уд. вес доходов от проведения аудита 51,2 53,6 38,1 36,8 52,3 51,6

2. Уд. вес доходов от сопутствующих аудиту услуг 13,5 10,2 2,7 2,7 8,7 6,9

3. Уд. вес доходов от прочих услуг 35,3 36,2 59,2 60,5 39,0 41,5

4. Всего доходов 100 100 100 100 100 100

Выполнив анализ распределения аудиторских организаций по масштабам деятельности, автор пришел к выводу о том, что российский рынок аудита на 90% представлен малыми предприятиями, которые в 2013 году провели аудит отчетности общественно значимых организаций, обеспечив долю сегментации данного сектора на 74,2% , и охватив на 55,9% аудит всей отчетности, составленной по МСФО (см. табл. 5).

Доля дохода от аудиторской деятельности малых предприятий составила в 2013 году 23,2%, в то время как крупными предприяти-ями-аудиторами получен доход, составляющий 61% от совокупного дохода национального рынка аудита.

В пятерку лидеров российского рынка ау-

диторско-консалтинговых услуг входят:

-ЗАО «МКПЦН» - Москва;

-Группа «ПРАУД»- Саннкт-Петербург;

-ОАО «Холдинг «Люди Дела»- Москва»;

-Аудиторско-консалтинговая группа

«Уральский союз» - Москва;

-ЗАО «ЦБА»- Москва.

Клиентами российского рынка аудита на 65,1% являются малые предприятия, на 18,7%- средние предприятия и на 16,2% -крупные предприятия. Следует отметить, что в 2013 году основной приток клиентов (по удельному весу) был обеспечен субъектами, с годовым оборотом капитала более 4 млрд. рублей (на 0,5% ), доля сегментации которых на рынке аудиторских услуг в 2013 году составила 5,2%.

Таблица 5

Распределение аудиторских организаций за 2013 год по масштабам деятельности (%)

Показатели Малые предприятия Средние предприятия Крупные предприятия

1. Доля в общем количестве аудиторских организаций 89,4 9,4 1,2

2. Доля в общем объеме оказанных услуг 23,2 15,8 61,0

3. Доля в объеме оказанных услуг на проведение аудита 21,4 15,5 64,1

4. Доля в общем количестве организаций, проводивших аудит общественно значимых организаций 74,2 20,7 5,1

5. Доля в общем количестве организаций, проводивших аудит по МСФО 55,9 29,3 14,8

Таблица 6

Оценка отраслевой сегментации клиентов, бухгалтерская отчетность которых ______________________проаудирована в 2012-2013 году (%)______________________________

Показатели 2012 год 2013 год Изменения

1. Всего клиенты 100 100 -

2. Оптовая и розничная торговля 20,9 19,6 -1,3

3. Строительство 10,7 10,3 -0,4

4. Транспорт и связь 5,2 4,8 -0,2

5. Производство, передача и распределение электроэнергии 3,8 3,1 -0,7

6. Финансовая деятельность 2,5 2,5 -

7. Добыча полезных ископаемых 1,9 1,9 -

1. Иные виды деятельности* 55,0 57,8 2,8

*Статистические данные отсутствуют

При оценке отраслевых сегментов, в которых предоставляются аудиторские услуги, наблюдается отсутствие значительных изменений (см. табл.6).

Анализ данных о состоянии и развития аудита в России позволяет сделать заключение о том, что наметилась некоторая тенденция к смещению приоритетов рынка аудита со сферы товарного обращения на наиболее инновационно-значимые сегменты национальной экономики, но эти сдвиги незначительные. Одним из факторов, негативно влияющим на инновационный характер развития национальной экономики, по заключению автора, является сокращение доли инициативного аудита с 18,5% от общего количества проведенного аудита в 2012 году до 16,6% в 2013 году. Соответственно повысилась доля обязательного аудита с 81,5% в 2012 году до 83,4% в 2013 году. Больше всего обязательный аудит проводится в организациях, финансовые показатели которых выше минимальных значений (48% от общего числа аудиторских проверок в 2013 году, относительно 47% в 2012 году). Несколько выросла и доля открытых акционерных обществ, у которых ежегодный аудит финансовой отчетности является обя-

зательной процедурой (21, 3 % в 2013 году и 20,7% в 2012 году).

Автор, работающий в сфере аудита достаточно длительный период (с 1996 года), солидарен с выводами специалистов относительно того, что:

-система конкурсного выбора аудитора подрывает отечественных аудиторов изнутри: для юридических лиц - экономия на кадрах и деятельность с убыточным финансовым результатом, для индивидуальных предпри-нимателей-аудиторов- исключение возможности оказывать полный спектр аудиторских услуг, располагая, при этом, наиболее емким интеллектуальным потенциалом;

-отсутствие профессиональных (не образовательных!!) компетенций, не способствующее подготовке профессиональных кадров;

-отсутствие концептуальной модели и стратегии развития национального рынка аудиторских услуг.

Все это вызывает реструктуризацию субъектов аудиторской деятельности, перераспределение объектов аудита, что не может не отразиться на качестве услуг и развитии высокоинтеллектуальной сферы услуг в направлении заданного глобального вектора

развития национальной экономики - форми- ности, рассматриваемых в качестве ответной рование конкурентной среды в национальной реакции на императивы модернизации и гло-экономике, повышение ее конкурентоспособ- бализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (в редакции от 04.03.2014 г.) «Об аудиторской деятельности».

2. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации (Электронный ресурс).

3. Парамонов А.В. Рынок аудита в 2013 году и его проблемы. Рейтинг аудиторских компаний // Аудитор, 2014. № 4. С32-38.

REFERENCES

1. Federal law No. 307-FZ of 30.12.2008 (in the wording of 04.03.2014) "On auditing activities".

2. The main indicators of the market of audit services in the Russian Federation (Electronic resource).

3. Paramonov A.V. The audit Market in 2013 and its problems. Rating of audit companies. Auditor - Auditor, 2014, no.4, pp.32-38 (in Russian).

Информация об авторе:

Филобокова Людмила Юрьевна

(Россия, Московская область, г. Мытищи) Доктор экономических наук, профессор, аттестованный аудитор. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. E-mail: filobokova@list.ru

Information about the author:

Filobokova Liudmila Iur'evna

(Russian Federation, Moscow region, Mytishchi) Doctor of Economical Sciences, Professor, Certified Auditor Bauman Moscow State Technical University.

E-mail: filobokova@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.