Научная статья на тему 'Анализ и методика разработки внутрифирменных стандартов аудита'

Анализ и методика разработки внутрифирменных стандартов аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиркова М.Н.

Обязательное наличие в аудиторской организации внутрифирменных стандартов для проведения аудиторской проверки в настоящее время не вызывает сомнений. Прежде всего это связано с качеством оказываемых услуг. Отсутствие необходимого качества на рынке аудиторских услуг негативно сказывается на дальнейшем повышении доверия к аудиторам и консультантам. Сегодня внутрифирменные стандарты аудита имеют крупные российские организации. Средние и мелкие организации не могут позволить себе создание внутреннего стандарта аудита собственными средствами в силу дороговизны процесса. Наличие внутрифирменного стандарта у аудиторских организаций является залогом их конкурентоспособности и выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг. Поэтому, несмотря на определенные трудности в создании внутрифирменных стандартов, российским аудиторским организациям все же необходимо заниматься их созданием, либо следует приобрести готовые технологии проведения аудита, которые в настоящее время уже появились на отечественном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и методика разработки внутрифирменных стандартов аудита»

^Яут^шри^ЫгеЯЯ^ аудита

АНАЛИЗ И МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ВНУТРИФИРМЕННЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА

М.Н. ЧИРКОВА ООО ЛФ «Финансы НН»

Обязательное наличие в аудиторской организации внутрифирменных стандартов для проведения аудиторской проверки в настоящее время не вызывает сомнений. Прежде всего это связано с качеством оказываемых услуг. Отсутствие необходимого качества на рынке аудиторских услуг негативно сказывается на дальнейшем повышении доверия к аудиторам и консультантам.

Качественное оказание услуг непосредственно связано с наличием в аудиторской организации технологии (методики) проведения аудита, которая регламентируется внутрифирменными стандартами аудита, разработанными с учетом требований Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (далее — ФПСАД).

В настоящее время действуют 23 ФПСАД, в которых содержатся определенные требования к планированию и документированию аудита, содержанию рабочих документов, оценке существенности, аудиторским доказательствам, проведению внутреннего контроля качества, оценке аудиторских рисков и др.

При этом действующие федеральные стандарты не регламентируют порядка разработки и структуры внутрифирменных стандартов по технологии аудита.

Общие рекомендации по содержанию, примерной структуре, реквизитам и приложениям к внутрифирменным стандартам содержатся в ФПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (одобрены комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол № 6). В приложении к данному стандарту приведена примерная форма (структура) внутреннего стандарта аудиторской организации, которая имеет следующий вид.

1. Общие положения.

1.1. Цели и основания разработки стандарта.

1.2. Необходимость использования стандарта.

1.3. Сфера применения стандарта.

1.4. Взаимосвязь с другими стандартами (в том числе международными).

1.5. Преемственность с ранее действовавшими нормативными документами и внутренними стандартами.

1.6. Срок действия.

2. Основные понятия и определения.

3. Сущность внутреннего стандарта.

3.1. Основные требования.

3.2. Методология решения указанной проблемы.

4. Нормативные акты, используемые при аудите.

5. Приложения.

5.1. Макеты рабочих документов аудитора.

5.2. Вопросы и тесты.

5.3. Аудиторские процедуры.

Разработки непосредственно методики (технологии) аудита, перечня и внутреннего содержания рабочих документов, тестов и вопросников, используемых в ходе аудита, являются делом самой аудиторской организации.

Остановимся подробнее на вопросах разработки технологии проведения аудита и перечне рабочих документов.

При разработке внутрифирменных стандартов по методике аудита необходимо учитывать основные требования федеральных стандартов:

• планирование процесса аудита;

• документирование процесса аудита;

• стандартизация;

• обеспечение качества услуг.

В экономической литературе ведутся дискуссии по поводу выделения этапов аудиторской проверки, по их названию, числу, признакам выделения и т.п.

Логично за основу разработки структуры внутрифирменных стандартов по технологии

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя ъ цр^хжц-м

57

^Н^крмс/лс^жгЯНл^ с^^Я^л^ипи^Ация. аудита

20 (53) - 2005

аудиторской проверки взять основные этапы подготовки и проведения аудита:

Этап 1. Преддоговорная работа.

Этап 2. Проведение проверки.

Этап 3. Сдача работ клиенту.

Этап 4. Формирование папки «Папка клиента».

Этапы представляют собой отдельные стадии проведения аудита, которые неразрывно связаны между собой.

Каждый этап имеет определенное число под-этапов и определенный набор рабочих документов (см. таблицу).

Этап 1. Преддоговорная работа:

1.1. Проведение экспертизы клиента.

1.2. Ориентировочный расчет времени, необходимого для проведения аудита на основе данных экспертизы.

1.3. Расчет стоимости аудита.

1.4. Направление клиенту проекта договора на проведение аудита.

1.5. Урегулирование разногласий по проекту договора на проведение аудита.

1.6. Заключение договора.

Этап 2. Проведение проверки:

2.1. Планирование на начальном этапе проверки:

2.1.1. Составление общего плана аудита (определение существенности, аудиторского риска, тесты средств внутреннего контроля).

2.1.2. Составление программы аудита.

2.2. Непосредственное проведение проверки:

2.2.1. Сбор аудиторских доказательств (проведение процедур проверки по существу и аналитические процедуры).

2.2.2. Корректировка общего плана и программы (при необходимости).

2.2.3. Формирование выводов аудитора.

2.2.4. Оформление рабочих документов.

2.2.5. Внутренний контроль качества аудита (промежуточный).

2.2. 6. Согласование поправок в финансовой отчетности с руководством экономического субъекта.

2.2.7. Составление отчетов, аудиторского заключения и письменной информации руководству экономического субъекта.

Этап 3. Сдача работ клиенту:

3.1. Внутренний контроль качества аудита (окончательный).

3.2. Передача отчетов, писем и аудиторского заключения руководству экономического субъекта.

Этап 4. Формирование папки «Папка клиента»:

4.1. Оформление архива.

4.2. Формирование папки клиента для передачи в архив.

Данная структура внутрифирменного стандарта по аудиту составлена в соответствии с требованиями ФПСАД. В рамках каждого подэтапа аудиторской организации необходимо разработать определенный набор рабочих документов. При этом документация, которая готовится в рамках каждого подэтапа, подлежит стандартизации. Рекомендация по стандартизации типовых форм документации содержится в ФПСАД № 2 «Документирование аудита». Аудиторским организациям рекомендовано разработать стандартную структуру аудиторского файла рабочих документов, опросники, типовые письма и обращения, запросы, отчеты руководству экономического субъекта и т.п. Стандартизация документации решает сразу несколько задач: позволяет эффективно и надежно осуществлять внутренний контроль качества аудита, облегчает поручение работы подчиненным и позволяет сотрудникам экономить время при проведении проверки и оформлении документов.

Разработанную документацию необходимо утвердить руководителем аудиторской организации. Разработку стандартных рабочих документов можно построить на следующих положениях:

1) каждый подэтап содержит необходимое число документов для выполнения требований

фпсад;

2) рабочие документы должны содержать такой объем информации, чтобы аудитор, не участвующий ранее в проверке, мог бы продолжить ее и сделать обоснованные выводы исключительно на основе данной документации без переписки и бесед с аудитором, выполнявшим работу до него;

3) рабочие документы должны иметь единые требования к оформлению.

Рассмотрим реализацию отдельных положений разработки стандартных рабочих документов, входящих в состав внутрифирменного стандарта по технологии аудита.

Например, положение о том, что каждый подэтап содержит необходимое число документов для выполнения требований ФПСАД, рассмотрим на основе этапа 2 «Проведение проверки».

Постатейный анализ требований ФПСАД определил примерный состав рабочих документов, который представлен в таблице.

Аудиторская организация может дополнить и расширить состав представленных рабочих документов по своему усмотрению. Например, при

58

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЕОРШ ъ пр&жгсм

Состав рабочих документов для проведения проверки

Наименование рабочего документа Основание (№ ФПСАД) для разработки рабочего документа

Этап 2. Проведение проверки

1. Общий план аудита Г1. 8 № 3 «Планирование аудита»

2. Программа аудита П. 10 № 3 «Планирование аудита»

3. Расчет аудиторского риска П. 2, 28 № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»

4. Расчет существенности П. 10 № 4 «Существенность в аудите»

5. Выборка Абз. 6 п. 11 № 2 «Документирование аудита»

6. Тест средств внутреннего контроля (оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля) Абз. 5 п. 11 № 2 «Документирование аудита»

7. Опросники для работников аудируемого лица Абз. 1 п. 4 № 2 «Документирование аудита»

8. Проведение процедур проверки по существу (рабочий свод таблиц с итогами инспектирования и пересчета) Абз. 17 п.11 №2 «Документирование аудита», поди, в п. 15 № 7 «Внутренний контроль качества»

9. Запросы третьим лицам Абз. 14 п. 11 № 2 «Документирование аудита»

10. Подтверждение от третьих лиц Абз. 14 п. 11 № 2 «Документирование аудита», п. 23 №5 «Аудиторские доказательства»

11. Наблюдение Г1. 21 № 5 «Аудиторские доказательства»

12. Проведение аналитических процедур (исследование экономических показателей) П. 25 № 5 «Аудиторские доказательства»

13. Список консультаций, данных в ходе проверки Подп. в п. 15 № 7 «Внутренний контроль качества»

14. Общий план аудита уточненный П. 12 № 3 «Планирование аудита», абз. 4 п. 11 № 2 «Документирование аудита»

15. Программа аудита уточненная П. 12 № 3 «Планирование аудита», абз. 4 п. 11 № 2 «Документирование аудита»

16. Расчет влияния искажений на финансовую отчетность П. 11, 12 № 4 «Существенность в аудите»

17. Тест по событиям после отчетной даты Г1. 2 № 10 «События после отчетной даты»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Внутренний контроль качест ва аудита (промежуточный и окончательный) П. 8, 14, 15 № 7 «Внутренний контроль качества аудита»

19. Тест по аффилированным лицам с запросом руководству П. 10, 15 № 9 «Аффилированные лица»

20. Отчет с выводами руководству экономического субъекта Абз. 17 п. 11 № 2 «Документирование аудита»

21. Аудиторское заключение П. 2 № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

составлении программы аудита можно использовать информацию по сводным проводкам, сделанным бухгалтерией за проверяемый период, т.е. это еще один дополнительный рабочий документ, используемый аудиторами.

При разработке внутрифирменных стандартов можно также воспользоваться следующими рекомендациями, содержащимися в ФПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»:

1) для обеспечения эффективной работы по созданию системы внутрифирменных стандартов целесообразно создание внутри аудиторской организации методического совета или иного специального коллегиального органа. В его задачи входило бы создание методик аудита, подготовка материалов для выработки мнения аудиторской организации по спорным и сложным учетным, налоговым и прочим вопросам, обобщение и систематизация практического опыта аудита, организация обучения аудиторов и других специалистов аудиторской организации, накопле-

ние, систематизация и анализ действующих нормативных документов в области аудита;

2) привлечение к разработке внутрифирменных стандартов специалистов других служб (департаментов, отделов) аудиторской организации, а также специалистов, не являющихся штатными сотрудниками данной организации;

3) в качестве составляющих элементов внутренних стандартов аудиторской организации могут быть приняты методики и разработки, утвержденные профессиональными аудиторскими объединениями и организациями, а также государственными органами.

При разработке внутрифирменного стандарта аудита желательно предусмотреть возможность его использования специалистами аудиторской организации в виде программного продукта. Это позволит аудиторам более эффективно использовать внутрифирменный стандарт, что в итоге существенно снизит время на проверку, оформление документации и проведение контроля качества.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш ъ ЪРИХЖЪЪ*

59

аудита

Актуальным и своевременным стало принятие в июле 2003 г. стандарта «Внутренний контроль качества аудита». Разработанный с учетом международных стандартов, а именно стандарта МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы», данный стандарт устанавливает единые требования к внутреннему контролю качества аудита.

Стандарт основывается на двух принципиальных условиях признания качества аудита. Во-первых, аудит считается качественным, если он проведен в соответствии с правилами (стандар-тами)'аудиторской деятельности и другими нормативными документами, регулирующими аудит, а не в том случае, если клиент доволен его результатами. Во-вторых, если в организации разработаны и действуют процедуры по контролю качества аудита.

Следует отметить, что создание системы внутрифирменных стандартов аудита является достаточно сложным и трудоемким процессом, которым должны заниматься высококвалифицированные специалисты. Данный процесс представляет собой научно-исследовательские изыскания, которые дают теоретическую и практическую основу для проведения аудита на высоком профессиональном уровне. Поэтому зачас-

20 (53) - 2005

тую на разработку внутренних стандартов требуются большие средства и годы практической работы.

Иностранные аудиторские компании, особенно компании «большой четверки», работающие на российском рынке, имея долголетний опыт работы, наработали методологическую базу проведения аудиторских проверок и контроля качества, что делает их серьезными конкурентами для российских организаций.

В настоящее время внутрифирменные стандарты аудита имеют крупные российские организации. Средние и мелкие организации не могут позволить себе создания внутреннего стандарта аудита собственными средствами в силу дороговизны процесса.

Наличие внутрифирменного стандарта у аудиторских организаций является залогом их конкурентоспособности и выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг. Поэтому, несмотря на определенные трудности в создании внутрифирменных стандартов, российским аудиторским организациям все же необходимо заниматься их созданием либо следует приобрести готовые технологии проведения аудита, которые в настоящее время уже появились на отечественном рынке.

2005

IV МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ

КРАСНОЯРСК

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СИБИРИ

ДОГОВОР 2005

кя

Организаторы:

Администрация Красноярского края

Администрация г. Красноярска

Центральна-Сибирская торгово-промышленная палата

Союз предпринимателей и промышленников Красноярского

Gvfl

Выставочная компания «Красноярская ярмарка»

Союз товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СИБИРИ. ДОГСЮОР-2005

4-й межрегиональный форум предприятий малого и среднего и технологии, банковские и аудиторские услуги, лии визирование и нормативные документы и специальная литература

В программе форума: • ежегодный краевой конкурс «Пр< ¡^^ ^^ • подведение итогов конкурса «

^^ ОК I ЛБРЯ соорганизатор конкурса

1ние

нальныи бухгалтер Сибири-2005»

_

2005

Красноярск

Место проведения: г. Красноярск, о. Отдыха, ВК «Красноярская ярмарка» Тел./факс: [39123 36-24-25,3S-24-50 gotovcbenko_g@kfasfaif.fu, vwvw.kfasfaif.iu

Информационные партнеры

¿Mbve&barton

плазменных мониторах .

60

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш ъ ърлтстсм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.