Научная статья на тему 'Финансовые аспекты организации внутрифирменной системы управления качеством аудиторских услуг'

Финансовые аспекты организации внутрифирменной системы управления качеством аудиторских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ / АУДИТОРСКАЯ УСЛУГА / КАЧЕСТВО АУДИТОРСКОЙ УСЛУГИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ АУДИТОРСКОЙ УСЛУГИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ УСЛУГИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА / FINANCIAL ASPECTS / AUDITING SERVICE / AUDITING QUALITY / PROVISION AND QUALITY MANAGEMENT OF AUDITING SERVICE / EFFICIENCY OF AUDITING SERVICE / INTEGRAL QUALITY INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лосева Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются цели, задачи, политика, процедуры, элементы внутрифирменной системы управления качеством аудиторских услуг, стадии жизненного цикла аудиторской услуги, а также излагается комплексный подход к оценке качества аудиторских услуг, приводится интегральный показатель качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers aims, tasks, policies, procedures, elements of company management system for audit services, lifecycle stages of audit service and also expounds a complex approach to quality assessment of audit services and offers integral quality indicator

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты организации внутрифирменной системы управления качеством аудиторских услуг»

2. Бухтоярова И.В. Статистический анализ рынка туристских услуг в России: автореф. дис. канд.экон. наук. М., 2003. 24 с.

3. Менеджмент в туристском бизнесе: учеб. пособие по дисциплине «Менеджмент туризма» специализации «Гостиничный и туристский бизнес» специальности «Менеджмент организации» / М.А. Жукова. М.: Кнорус, 2005. 192 с.

4. Общая теория статистики: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, С.М. Проява. М.: Юнити-Дана, 2008.

5. Туристские центры и объекты показа ЦКЬ:

http://www.moshoteLm/eouirw;jfw;ГО=98774521965. (Дата обращения: 15.02.2012).

6. Сайт агентства «Индикаторы рынка недвижимости» ЦКЬ: http://www.irn.ru/research/. (Дата обращения: 15.02.2012).

7. Сайт агентства «Росбизнесконсалтинг» ЦКЬ: http://marketing.rbc.ru. (Дата обращения: 15.02.2012).

8. Сайт комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области Ц^: http://www.kfs.mosreg.ru. (Дата обращения: 15.02.2012).

УДК 657.6

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

АУДИТОРСКИХ УСЛУГ Лосева Наталья Анатольевна, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Los.nat@mail.ru,

Института сервиса

(филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье рассматриваются цели, задачи, политика, процедуры, элементы внутрифирменной системы управления качеством аудиторских услуг, стадии жизненного цикла аудиторской услуги, а также излагается комплексный подход к оценке качества аудиторских услуг, приводится интегральный показатель качества.

Ключевые слова: финансовые аспекты, аудиторская услуга, качество

аудиторской услуги, обеспечение и управление качеством аудиторской услуги, эффективность аудиторской услуги, интегральный показатель качества.

The article considers aims, tasks, policies, procedures, elements of company management system for audit services, lifecycle stages of audit service and also expounds a complex approach to quality assessment of audit services and offers integral quality indicator.

Keywords: financial aspects, auditing service, auditing quality, provision and quality management of auditing service, efficiency of auditing service, integral quality indicator.

Система управления качеством аудиторских услуг должна разрабатываться с учетом деятельности конкретной аудиторской организации и обеспечивать проведение определенной политики и процедур контроля качества в достижении поставленных целей. Масштабы системы управления качеством аудиторской организации должны соответствовать задачам и целям обеспечения качества аудиторских услуг на профессиональном рынке.

Система управления качеством аудиторских услуг основывается на принципах системно-комплексного подхода и базируется на стандартизации аудиторской деятельности, включающей внешние и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности.

В основу функционирования должны быть положены принципы общей теории управления и принципиальная модель управления качеством аудиторских услуг. Характерными чертами является пять признаков:

- формулируется главная цель функционирования системы;

- все действия в рамках системы группируются в специальные функции;

- предусматривается многоуровневая организация управления на уровнях: предприятия в целом, отделов, участков, рабочих мест;

- внутрифирменные стандарты аудиторской организации используются в качестве организационно-экономической основы системы;

- при создании системы, ее внедрении и развитии используются во взаимосвязи общая теория управления, методы системности и проблемно-целевого управления, меры поощрения и морального стимулирования повышения качества аудиторских услуг.

Главная цель системы - обеспечение постоянного роста качества, теоретического, методологического и организационного уровня создаваемых аудиторских услуг в соответствии с плановыми заданиями, запросами потребителей и требованиями стандартов аудиторской деятельности.

Кроме общей формулировки главной цели, необходимо указать пути, которыми она достигается:

- создание и освоение новых и высококачественных видов аудиторских услуг, соответствующих международным требованиям и нормам;

- повышение удельного веса аудиторских услуг высшей категории качества в общем объеме реализации аудиторских услуг;

- улучшение показателей качества аудита путем модернизации оказываемых услуг;

- своевременное снятие или замена морально стареющих услуг;

- обеспечение оказываемых аудиторских услуг в строгом соответствии с требованиями стандартов аудита и других нормативных документов;

- внедрение в деятельность аудиторских организаций новейших достижений науки и техники, передовых технологий, передового отечественного и международного опыта;

- совершенствование и развитие форм и методов управления качеством аудиторских услуг.

Общее руководство системой управления качеством возглавляет руководитель организации, отвечающий за деятельность организации и экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при неудовлетворительном качестве аудиторских услуг.

Развитие форм и методов организации работ по качеству аудита, выявление возможности приложения к работам по качеству принципов общей теории управления, разработка схемы механизма управления качеством аудиторских услуг позволили сделать следующие выводы:

- обеспечение эффективной организации устойчивого повышения качества аудиторских услуг невозможно в отрыве от идей и принципов общей теории управления;

- современную организацию работ по качеству аудита теоретически недопустимо, а практически нецелесообразно и неэффективно строить на глобальном усилении контроля;

- управление качеством аудиторских услуг имеет многоуровневый характер, но в своей основе осуществляется в соответствии с принципиальной схемой управления качеством;

- обеспечение качества аудиторских услуг находится в соподчинении управлению качеством аудиторских услуг;

- управление качеством аудиторских услуг является органическим элементом общей системы управления аудиторской организацией.

Система управления качеством аудиторской организации должна охватывать все процессы, необходимые для обеспечения эффективной организации устойчивого повышения качества аудиторской услуги от маркетинга до ее предоставления, и включать анализ качества услуги потребителю (стадии жизненного цикла аудиторской услуги -«петля качества аудиторской услуги»).

Исходным рабочим элементом системы качества является процесс маркетинга, а одной из его основных функций - определение и стимулирование потребности в услуге и спроса на нее.

Элементы, связанные с качеством аудита в рамках маркетинга, как правило, включают:

- установление спроса потребителя и анализ его требований;

- изучение деятельности и предложений конкурентов на рынке аудиторских услуг;

- анализ действующего законодательства и соответствующих национальных стандартов аудита и кодексов профессиональной этики;

- сбор и анализ информации по предоставленным аудиторским услугам и выполненным контрактам;

- консультации со всеми заинтересованными функциональными подразделениями с целью подтверждения их обязательств и способности удовлетворять требования к качеству аудиторских услуг;

- непрерывное изучение меняющихся потребностей рынка аудиторских услуг, новых технологий и конкуренций.

Результаты маркетинговых исследований и согласованные обязательства исполнителя и заказчика (клиента) включаются в аудиторское задание, которое документирует требования потребителя и соответствующие возможности аудиторской организации в виде перечня требований и условий задания, составляющих основу для оказания аудиторской услуги.

Процесс предоставления аудиторской услуги включает различные этапы. На этапе планирования аудитор изучает и оценивает систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля, оценивает аудиторский риск и разрабатывает план и программу аудита. Далее -сбор аудиторских доказательств, которые аудитор получает в ходе тестирования средств внутреннего контроля и выполнения аудиторских процедур по существу.

На заключительной стадии аудитор подготавливает письменное сообщение по результатам проверки руководству экономического субъекта. Результатом оказания аудиторской услуги является аудиторское заключение.

Обеспечение качества услуг в ходе аудиторской проверки. В ходе аудиторской проверки руководитель аудиторской проверки несет ответственность за подробную проверку работы подчиненных ему работников и ассистентов аудитора, а также за гарантию того, что вся работа, которая должна быть выполнена, действительно выполнена. В частности, его проверка должна включать следующие вопросы:

а) полностью ли завершены все необходимые аудиторские процедуры и выполнены аудиторские программы, есть ли отметка о выполнении аудиторских программ и они перекрестно сопоставлены с рабочими документами;

б) подтверждают ли результаты проведенных аудиторских процедур сделанные выводы и удовлетворяют ли целям аудиторских программ;

в) являются ли допущения и расчеты клиента достаточными;

г) достаточно ли аудиторских доказательств;

д) являются ли сделанные выводы четкими;

е) были ли отмечены все вопросы, на которые надо обратить внимание руководства аудиторской организации;

ж) были ли полностью отмечены все системные или другие недостатки.

Эта проверка проводится в ходе аудита при завершении каждого из разделов или подразделов программы.

Во время проверки контролируется выполнение заданий, порученных отдельным работникам (ассистентам) аудиторов. В случае выявления фактов неправильного выполнения задания и при невозможности внесения исправлений тем же специалистом принимается решение об отстранении его от участия в проверке и замене другим специалистом.

Во время проведения аудита работники, назначенные для осуществления контрольных функций, должны осуществлять проверку в дополнение к контрольным функциям руководителя аудиторской проверки и рассматривать следующие аспекты:

а) планируемый уровень существенности (уточнение уровня существенности);

б) результаты выполнения проведенных оценок риска;

в) план аудита;

г) результаты данных аналитической проверки;

д) объем выборки;

е) наличие достаточных аудиторских доказательств для подтверждения результатов и выводов аудита, на основе которых сформировано мнение, высказанное в аудиторском заключении;

ж) подтверждение, что все сложные вопросы были выяснены, а если нет, то обеспечение того, чтобы эти вопросы были доложены руководству аудиторской организации;

з) существование каких-либо упущений;

и) вопросы, перенесенные на следующий год;

к) отчет о результатах аудита руководству проверяемого экономического субъекта;

л) эффективность работы специалистов;

м) правильность и полноту составления рабочих документов.

На всех этапах аудиторской проверки контроль осуществляется также со стороны назначенного приказом (или иным документом) представителя руководства аудиторской организации (индивидуального аудитора). Он несет полную ответственность за выполнение стандартов и методик проведения аудита и должен выполнять такие проверки, которые он посчитает необходимыми с учетом сложности аудита и квалификации работников, выполняющих работу. По результатам проверки составляется контрольный обзор качества аудита.

Однако для того чтобы назначенный представитель руководства аудиторской организации (индивидуального аудитора) мог убедиться, что аудит был спланирован и выполнен соответствующим образом и что обо всех существенных вопросах, требующих его рассмотрения или утверждения, ему сообщается своевременно, он должен контролировать работу на каждой стадии аудита.

Планирование:

а) обеспечить личное присутствие руководителя аудиторской проверки, если необходимо, на встрече с руководством аудируемого лица, предшествующей аудиту;

б) обсуждение, проверка и утверждение общего плана и программы аудита с руководителем аудиторской проверки, если нужно, с рассмотрением обеспеченности специалистами, графика рабочего времени; областей, по которым возможно возникновение проблем, уровня существенности, анализа рисков и объема планируемой выборки.

Промежуточный контроль (если требуется):

а) проверка и обсуждение с руководителем аудиторской проверки промежуточных рабочих документов и постоянных/системных файлов;

в) проверка, утверждение и внесение поправок в общий план и программу аудита с учетом результатов промежуточной работы.

Контроль на заключительной стадии аудита:

а) проверка аудиторских файлов на предмет определения, что аудит был выполнен согласно федеральным правилам (стандартам) и выводы в аудиторском заключении подтверждены достаточными доказательствами и согласуются с рабочими документами по аудиту;

б) проверка отчета по аудиторской проверке о событиях, происшедших после даты составления финансовой (бухгалтерской) отчетности до даты выдачи аудиторского заключения, и результатов обсуждения нерешенных вопросов с руководством клиента;

в) рассмотрение и согласование письменной информации руководству аудируемого лица по результатам аудита;

г) рассмотрение и согласование текста аудиторского заключения;

д) выборочная проверка рабочих документов с целью дополнительного контроля.

Вопросы, перенесенные на рассмотрение на следующий год. Нерешенные вопросы

могут быть перенесены для рассмотрения на следующий год только после рассмотрения и согласования их представителем руководства аудиторской организации (индивидуального аудитора).

Принятие решений. Представитель руководства аудиторской организации должен рассмотреть возникшие вопросы и обоснованность решений по каждому из них. Решение может быть представлено в виде согласования определенной трактовки, содержащей пояснения изменений в цифрах или откладывающей вопросы до следующих аудиторских проверок. Если вопросы были выяснены после обсуждения с клиентом, проверяется, отмечены ли в рабочих документах договоренности, достигнутые с клиентом, а также базис, на котором данные договоренности были достигнуты.

Все вопросы должны быть разрешены до подписания аудиторского заключения.

Завершающие процедуры. При завершении работы представитель руководства аудиторской организации проверяет отчеты и заключение на соответствие законодательным и нормативным требованиям, убеждается, что вся работа зафиксирована в рабочих документах.

Проверка после завершения работы на объектах. Необходимо, чтобы события, происшедшие после даты составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, были отражены в рабочих документах проверки в тех случаях, если они оказывают существенное влияние на выводы в отношении этой отчетности.

При наличии значительного временного разрыва между датой финансовой (бухгалтерской) отчетности и датой проведения аудита необходимо, чтобы аудиторские процедуры максимально подтверждали, что события, происшедшие после даты составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые необходимо принять во внимание, отсутствуют. Контроль проведения данных процедур осуществляется руководителем аудиторской проверки и представителем руководства аудиторской организации.

Санкции к персоналу. К работникам, допустившим некачественное выполнение работы, в зависимости от серьезности выявленных нарушений представителем руководства аудиторской организации или по его докладу руководителем аудиторской организации могут быть применены санкции в соответствии с трудовым договором:

- замечания, порицания или выговоры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дополнительные требования к повышению профессиональной квалификации;

- снижение уровня оплаты труда;

- увольнение.

Порядок оказания и методология аудиторских услуг регламентируется федеральными и внутренними стандартами аудита. Аудиторская организация должна разработать и сформировать пакет внутрифирменных стандартов аудита. Соблюдение требований внешних и внутренних стандартов, профессионализм исполнителей обеспечивают необходимый уровень качества аудиторских услуг.

Управление качеством рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в ходе оказания аудиторских услуг, контроль результатов и проявление их в потреблении.

Из этого следует, что уровень качества аудита должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться аудиторской организацией. Это означает, что управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла аудиторской услуги и предусматривает:

- организационную и плановую подготовку;

- входной контроль профессионализма и компетенции исполнителей;

- процесс оказания аудиторских услуг в строгом соответствии с требованиями стандартов;

- организацию, мотивацию и оплату труда;

- учет и финансовую деятельность;

- контроль качества работы исполнителей.

Основными задачами управления качеством аудиторских услуг являются:

- изучение потребностей и конъюнктуры рынка;

- изучение национальных и международных требований к процессу оказания аудиторских услуг;

- разработка внутрифирменных стандартов аудиторских организаций, отражающих методику и технологию аудита;

- подбор персонала и повышение квалификации кадров;

- сбор, анализ и хранение информации о качестве аудиторских услуг.

Процесс управления качеством аудиторских услуг состоит из следующих операций:

- разработка программы управления, планирования и повышения качества аудиторских услуг;

- сбор и анализ информации о любом факторе, влияющем на качество;

- выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;

- анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.

Внутрифирменная система управления качеством аудиторских услуг - это способ организации эффективного взаимодействия управляющих и исполнительных подразделений аудиторских организаций и отдельных лиц, участвующих в создании аудиторских услуг и реализации на рынке с целью придания им свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей и запросов потребителей при минимальных затратах сил и средств.

Приведенное определение позволяет представить систему управления качеством как систему организационно-технологического типа, характеризующуюся:

- четко сформулированной целью (стратегия и политика в области качества, план по качеству);

- составом, структурой специализированных категорий и органов управления (уполномоченных лиц);

- наличием между этими органами (лицами) прямых и обратных связей;

- точно очерченным контуром (границей) влияния системы на качество аудиторских услуг (в течение всего жизненного цикла, на отдельных его стадиях или их сочетании).

Механизм управления качеством аудиторских услуг рассматривается как сложная организационно-технологическая система, действующая в определенной финансовохозяйственной среде, в определенных экономических и правовых условиях.

Управление качеством аудиторских услуг в организации рассматривается на основе формирования внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности. Это чрезвычайно важное, принципиальное положение в совершенствовании методов управления качеством аудиторских услуг, что позволяет всю работу, проводимую на предприятии по управлению качеством, поднять на новую организационную ступень, создать прочную методологическую основу для закрепления полученного опыта и дальнейшего его практического развития.

При рассмотрении комплексной оценки качества аудиторских услуг в исследовании были использованы элементы квалиметрии. Комплексная оценка качества аудиторских услуг должна отражать эффективность управления качеством аудиторских услуг в организации и выражаться через показатель интегральное качество аудиторских услуг.

Показатель интегральное качество аудиторских услуг служит индикатором при оценке политики, процедур, решений в системе управления качеством аудиторской организации и определяется соотношением результатов от предоставления аудиторских услуг и затрат всех видов ресурсов на их оказание.

Показатель интегральное качество аудиторских услуг рассматривается через показатель рентабельности активов аудиторской организации, скорректированный на коэффициент р и представляется в виде:

Г доходов

Г

где р - удельный вес аттестованных аудиторов в общей численности сотрудников аудиторской организации;

Г доходов - суммарная величина среднегодового дохода аудиторской организации в

форме заработной платы сотрудников и финансового результата деятельности аудиторской организации (прибыли);

K =р * Kрвент =р -----------------------------------, (1)

- в

' активов

V активов - суммарная величина среднегодовой стоимости внеоборотных и

оборотных активов аудиторской организации.

Исходную модель разложим на количественные и качественные составляющие, после соответствующих математических преобразований в результате получим пятифакторную модель:

V доходов

K = р* Крент ----------=

V активов

U+P +% ,&и + &р

= **— = **' У' /М *& + & , (2)

* Р + Е * Р/ Т+Е/ * &Р + &Е

/ N / N

где и - годовая сумма заработной платы и социальных выплат сотрудникам организации;

Р - финансовый результат деятельности организации за год;

Р - среднегодовая стоимость внеоборотных активов организации;

Е - среднегодовая стоимость оборотных активов организации;

N - объем аудиторских услуг, произведенных за год;

&и ,&Р ,&Р ,&Е - показатели интенсификации производства услуг, соответственно, трудоемкость услуг, рентабельность услуг, фондоемкость услуг, коэффициент закрепления оборотных активов.

Таким образом, эффективность управления качеством в аудиторской организации можно выразить с помощью показателя интегральное качество аудиторских услуг и модели комплексной оценки качества аудиторских услуг:

&и + &Р

К = **&—&- (3)

у &Р + &Е

Показатель интегральное качество аудиторских услуг отражает созданную аудиторской организацией добавленную стоимость (чистую продукцию) и использованный при этом капитал (активы) организации. Модель комплексной оценки качества аудиторских услуг включает количественное соотношение экстенсивности и интенсивности экономического развития аудиторской организации и выражается через частные показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Литература

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. №307-Ф3.

2. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции / А.В. Гличев. М.: РИО «Стандарты и качество», 2001. 418 с.

3. Гличев А.В. Прикладные вопросы квалиметрии / А.В. Гличев. М.: Знание, 1983.

136 с.

УДК 338.46

РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ДЕТСКИМ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ Рождественская Ирина Андреевна, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом развития региональных социально-культурных комплексов, irozhdestv@gmail.com,

ЗАО «Институт региональных экономических исследований»,

г. Москва

В статье рассматривается новая модель предоставления населению услуг детских дошкольных учреждений, разработанная и реализуемая в условиях Пермского края, анализируются механизмы этой модели, которые создают реальные предпосылки для развития рынка образовательных услуг, конкуренции поставщиков за своих потребителей и, как следствие, обеспечивают рост качества дошкольного образования.

Ключевые слова: образовательные услуги, дошкольное образование, муниципальночастное партнерство, механизмы взаимодействия, негосударственный сектор, муниципальный заказ, потребности населения.

The article considers a new model ofproviding children’s preschool services to residents developed and implemented in the Perm Region, analyses basic methodological approaches and mechanisms of the model that form preconditions for the development of education services market, suppliers ’ competition for their consumers and, as a result, provide growth in quality of preschool education.

Keywords: education services, preschool education, municipal and private partnership, interaction mechanisms, nongovernmental sector, municipal order, residents’ requirements

На современном этапе развития общества перед образовательной системой страны и каждого отдельно взятого региона и города ставятся цели, достижение которых должно гарантировать новое качество образования человека, характеризующееся такими параметрами, как гибкость, мобильность, инновационность. Образование в течение всей жизни должно стать нормой, а способность к постоянному обучению и приобретению новых умений должно рассматривается в качестве самого важного навыка. Все это, с одной стороны, ставит проблему повышения индивидуальной ответственности сторон процесса обучения (учащегося и образовательного учреждения) за его результаты, а, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.