Научная статья на тему 'Направления повышения эффективности мер антикризисной поддержки сельскохозяйственной отрасли России'

Направления повышения эффективности мер антикризисной поддержки сельскохозяйственной отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственная помощь / диверсификация мер поддержки / длительные эффекты / мониторинг / сельскохозяйственная отрасль / стабилизация деятельности / agricultural sector / government assistance / long-term effects / stabilization of activities / monitoring / diversification of support measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин М. С.

Введение. Сельское хозяйство России продолжает развиваться в сложных макроэкономических условиях при поддержке государства и регионов. Можно говорить о накопленном положительном опыте различных форм помощи субъектам отрасли в зависимости от масштаба деятельности, специализации и форм собственности. В текущих условиях становится важной эффективная обратная связь о результатах государственной поддержки, соблюдении целевого характера и устойчивости полученных результатов. Статья посвящена исследованию эффективности антикризисных мер государственной поддержки сельского хозяйства и определению направлении ее повышения. Целью исследования является формирование процесса оптимизации форм помощи субъектам агробизнеса на основе исследования причинно-следственных связей с результатами. Материалы и методы: 1) сравнение и описание; 2) аналогия и научная абстракция; 3) анализ данных статистики о состоянии сельского хозяйства. Полученные выводы и рекомендации сформулированы на основе контент-анализа научно-теоретических работ, законодательства по проблемам развития и повышения эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, диверсификации ее форм в зависимости от макроэкономических, территориально-отраслевых и локальных факторов влияния. Результаты. Рассмотрены основные научно-теоретические подходы к условиям формирования и развития государственной поддержки сельского хозяйства. Выделены критически важные факторы для сельскохозяйственного производства, их комплексность и влияние на решение широкого круга задач, включая экономику сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности регионов, баланс рынков труда и социального развития, которые должны быть учтены для повышения эффективности мер государственной поддержки отрасли. Обсуждение. Анализ развития сельского хозяйства за 2015–2022 годы показал существенный рост в абсолютных и относительных показателях, однако на уровне регионов и подотраслей данный процесс является неравномерным, а иногда достигаются противоположные результаты: активными темпами развиваются те виды деятельности, которые не входят в основную специализацию региона, в приоритетных направлениях результаты являются краткосрочными, поскольку финансовые ресурсы направляются на решение текущих ограничений, а не стратегического роста. В связи с этим необходим мониторинг результатов государственной поддержки по видам специализации, масштабу, формам собственности субъектов. Это позволит выявить глубокие причинно-следственные связи между вложенными средствами и полученными эффектами. Заключение. Необходимо постоянно совершенствовать механизмы и инструменты государственной антикризисной поддержки сельского хозяйства в регионах, учитывать зарубежный опыт, развитие институтов регулирования и контроля деятельности сельскохозяйственных субъектов. Повышение эффективности разнообразных форм и методов государственной поддержки отрасли должно обеспечивать длительный стабилизирующий эффект, основываться на реализуемых моделях бизнеса и успешности его адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions for improving the effectiveness of anti-crisis support measures for the Russian agricultural sector

Introduction. Russian agriculture continues to develop in difficult macroeconomic conditions with the support of the state and the regions. We can talk about the accumulated positive experience of various forms of assistance to industry entities, depending on the scale of activity, specialization and forms of ownership. In the current conditions, effective feedback on the results of government support, compliance with the targeted nature and sustainability of the results obtained is becoming important. The article is devoted to the study of the effectiveness of anti-crisis measures of state support for agriculture and determining the direction of its improvement. The purpose of the study is to form the process of optimizing the forms of assistance to agribusiness entities based on the study of cause-effect relationships with the results. Materials and methods: 1) comparison and description; 2) analogy and scientific abstraction; 3) analysis of statistical data on the state of agriculture. The conclusions and recommendations are formulated on the basis of a content analysis of scientific and theoretical works, legislation on the problems of development and increasing the effectiveness of state support for agriculture, diversification of its forms depending on macroeconomic, territorial, sectoral and local factors of influence. Results. The main scientific and theoretical approaches to the conditions of formation and development of state support for agriculture are considered. The critically important factors for agricultural production, their complexity and impact on solving a wide range of tasks, including the economy of rural areas, ensuring food security of regions, the balance of labor markets and social development, which must be taken into account to increase the effectiveness of state support measures for the industry, are highlighted. Discussion. The analysis of agricultural development in 2015–2022 showed significant growth in absolute and relative terms, however, at the level of regions and sub-sectors, this process is uneven, and sometimes opposite results are achieved: Those types of activities that are not included in the main specialization of the region are developing at an active pace, in priority areas the results are short-term, since financial resources are directed to solving current constraints, rather than strategic growth. In this regard, it is necessary to monitor the results of state support by type of specialization, scale, and forms of ownership of subjects. This will reveal deep cause-and-effect relationships between the invested funds and the resulting effects. Conclusion. It is necessary to constantly improve the mechanisms and tools of state anti-crisis support for agriculture in the regions, take into account foreign experience, the development of institutions for regulating and controlling the activities of agricultural entities. Increasing the effectiveness of various forms and methods of state support for the industry should provide a long-term stabilizing effect, based on the business models being implemented and the success of its adaptation.

Текст научной работы на тему «Направления повышения эффективности мер антикризисной поддержки сельскохозяйственной отрасли России»

WW^WW^V рргмпнд пкн&я иптрлгптля яwnнпмикл

РЕ! ИОПАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья

УДК 338.22

DOI: 10.24412/2227-9407-2024-1-114-123 EDN: HXBYOH

Направления повышения эффективности мер антикризисной поддержки сельскохозяйственной отрасли России

Матвей Сергеевич Оборин

Пермский институт (филиала) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Пермь, Россия;

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия;

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия

[email protected], https://orsid.org/0000-0002-4281-8615

Аннотация

Введение. Сельское хозяйство России продолжает развиваться в сложных макроэкономических условиях при поддержке государства и регионов. Можно говорить о накопленном положительном опыте различных форм помощи субъектам отрасли в зависимости от масштаба деятельности, специализации и форм собственности. В текущих условиях становится важной эффективная обратная связь о результатах государственной поддержки, соблюдении целевого характера и устойчивости полученных результатов. Статья посвящена исследованию эффективности антикризисных мер государственной поддержки сельского хозяйства и определению направлении ее повышения. Целью исследования является формирование процесса оптимизации форм помощи субъектам агробизнеса на основе исследования причинно-следственных связей с результатами. Материалы и методы: 1) сравнение и описание; 2) аналогия и научная абстракция; 3) анализ данных статистики о состоянии сельского хозяйства. Полученные выводы и рекомендации сформулированы на основе контент-анализа научно-теоретических работ, законодательства по проблемам развития и повышения эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, диверсификации ее форм в зависимости от макроэкономических, территориально-отраслевых и локальных факторов влияния.

Результаты. Рассмотрены основные научно-теоретические подходы к условиям формирования и развития государственной поддержки сельского хозяйства. Выделены критически важные факторы для сельскохозяйственного производства, их комплексность и влияние на решение широкого круга задач, включая экономику сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности регионов, баланс рынков труда и социального развития, которые должны быть учтены для повышения эффективности мер государственной поддержки отрасли.

Обсуждение. Анализ развития сельского хозяйства за 2015-2022 годы показал существенный рост в абсолютных и относительных показателях, однако на уровне регионов и подотраслей данный процесс является неравномерным, а иногда достигаются противоположные результаты: активными темпами развиваются те виды деятельности, которые не входят в основную специализацию региона, в приоритетных направлениях результаты являются краткосрочными, поскольку финансовые ресурсы направляются на решение текущих ограничений, а не стратегического роста. В связи с этим необходим мониторинг результатов государственной поддержки по видам специализации, масштабу, формам собственности субъектов. Это позволит выявить глубокие причинно-следственные связи между вложенными средствами и полученными эффектами.

© Оборин М. С., 2024

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Вестник НГИЭИ. 2024. № 1 (152). C. 114-123. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 1 (152). P. 114-123. ISSN 2227-9407 (Print)

VWWWWW рргипнл пкнля и птрдгtwra я жпипмикд VWWWWW

РЕ1 И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГАСЛЕРАЯ ЭКОПОМИКА

Заключение. Необходимо постоянно совершенствовать механизмы и инструменты государственной антикризисной поддержки сельского хозяйства в регионах, учитывать зарубежный опыт, развитие институтов регулирования и контроля деятельности сельскохозяйственных субъектов. Повышение эффективности разнообразных форм и методов государственной поддержки отрасли должно обеспечивать длительный стабилизирующий эффект, основываться на реализуемых моделях бизнеса и успешности его адаптации.

Ключевые слова: государственная помощь, диверсификация мер поддержки, длительные эффекты, мониторинг, сельскохозяйственная отрасль, стабилизация деятельности

Для цитирования: Оборин М. С. Направления повышения эффективности мер антикризисной поддержки сельскохозяйственной отрасли России // Вестник НГИЭИ. 2024. № 1 (152). С. 114-123. DOI: 10.24412/22279407-2024-1-114-123

Directions for improving the effectiveness of anti-crisis support measures for the Russian agricultural sector

Matvey S. Oborin

Perm Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russia; Perm State National Research University, Perm, Russia;

Perm State Agrarian and Technological University named after ak. D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia [email protected], https://orsid.org/0000-0002-4281-8615

Abstract

Introduction. Russian agriculture continues to develop in difficult macroeconomic conditions with the support of the state and the regions. We can talk about the accumulated positive experience of various forms of assistance to industry entities, depending on the scale of activity, specialization and forms of ownership. In the current conditions, effective feedback on the results of government support, compliance with the targeted nature and sustainability of the results obtained is becoming important. The article is devoted to the study of the effectiveness of anti-crisis measures of state support for agriculture and determining the direction of its improvement. The purpose of the study is to form the process of optimizing the forms of assistance to agribusiness entities based on the study of cause-effect relationships with the results.

Materials and methods: 1) comparison and description; 2) analogy and scientific abstraction; 3) analysis of statistical data on the state of agriculture. The conclusions and recommendations are formulated on the basis of a content analysis of scientific and theoretical works, legislation on the problems of development and increasing the effectiveness of state support for agriculture, diversification of its forms depending on macroeconomic, territorial, sectoral and local factors of influence.

Results. The main scientific and theoretical approaches to the conditions of formation and development of state support for agriculture are considered. The critically important factors for agricultural production, their complexity and impact on solving a wide range of tasks, including the economy of rural areas, ensuring food security of regions, the balance of labor markets and social development, which must be taken into account to increase the effectiveness of state support measures for the industry, are highlighted.

Discussion. The analysis of agricultural development in 2015-2022 showed significant growth in absolute and relative terms, however, at the level of regions and sub-sectors, this process is uneven, and sometimes opposite results are achieved: Those types of activities that are not included in the main specialization of the region are developing at an active pace, in priority areas the results are short-term, since financial resources are directed to solving current constraints, rather than strategic growth. In this regard, it is necessary to monitor the results of state support by type of specialization, scale, and forms of ownership of subjects. This will reveal deep cause-and-effect relationships between the invested funds and the resulting effects.

Conclusion. It is necessary to constantly improve the mechanisms and tools of state anti-crisis support for agriculture in the regions, take into account foreign experience, the development of institutions for regulating and controlling the activities of agricultural entities. Increasing the effectiveness of various forms and methods of state support for the

115

[ REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

industry should provide a long-term stabilizing effect, based on the business models being implemented and the success of its adaptation.

Keywords: agricultural sector, government assistance, long-term effects, stabilization of activities, monitoring, diversification of support measures

For citation: Oborin M. S. Directions for improving the effectiveness of anti-crisis support measures for the Russian agricultural sector // Bulletin NGIEI. 2024. № 1 (152). P. 114-123. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-1-114-123

Введение

Сельское хозяйство России является одной из отраслей, обеспечивающих экономическую и продовольственную безопасность регионов, поэтому государственная поддержка агробизнеса является актуальной проблемой. В 2024 году продолжит расширяться перечень оснований поддерживающих мер, объединение компенсационных и стимулирующих выплат, особенно для малых форм бизнеса в сельском хозяйстве. Общий размер государственной помощи превысит 558 млрд руб., ключевыми статьями расходов станут льготное кредитование (4-7 %) и возмещение текущих затрат.

Отметим в качестве основных направлений в 2024 году следующие меры государственной под-держки2:

- поддержка фермерских хозяйств в форме компенсации затрат (до 8 млрд руб.);

- гранты, субсидии, лизинг, льготное кредитование малого агробизнеса (до 15 млрд руб.);

- гранты до 10 млн руб. для сельскохозяйственных потребительских кооперативов (если выручка от 70 % возникает за счет заготовки, хранения, переработки и сбыта сельхозпродукции);

- страхование посевов не менее 50 %;

- льготное краткосрочное кредитование и субсидия процентов по нему от 50-100 % ставки ЦБ РФ;

- возмещение затрат сельхозпроизводителям в рамках объединенного субсидирования (до 49 млрд руб. из федерального бюджета), в первую очередь это затраты на приобретение посадочного материала ягодных культур, молодняка крупного рогатого скота и ягод у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, включены субсидии на семена, произведенные в рамках ФНТП (Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства);

- развитие малого агробизнеса (свыше 5 млрд руб.), включая гранты «Агростартап» на 1,5 млн руб.;

- гранты на развитие крупного рогатого скота или молочного производства (до 7 млн руб.), на покупку саженцев и ягодных культур (до 5 млн руб.);

- гранты на развитие семейной фермы (до 20 или до 30 млн руб.);

- компенсация затрат экспортно-ориентированным предприятиям от 25-100 % (молоко, сливки, сыворотка, сливочное масло и сыры).

Анализ научных работ свидетельствует о том, что обоснованно предлагается несколько подходов к формированию и совершенствованию мер государственной антикризисной поддержки, каждый из которых обладает ценностью.

Факторный. Финансово-экономические и иные меры поддержки учитывают факторы, оказывающие различное влияние на сельскохозяйственное производство, включая изменение экспортно-импортных торговых отношений, товарной номенклатуры, обусловленной тенденциями спроса и иными обстоятельствами, опосредованно влияющими на убыточность и нестабильность функционирования [1; 9; 10].

Региональный. Меры поддержки опираются на знание муниципальных и отраслевых проблем региона, обусловленных климатическими условиями, ресурсными факторами и уровнем развития ключевых предприятий отрасли, имеющих определенные ограничения материально-технического, кадрового, финансового и иного характера. Финансирование должно осуществляться с учетом локальных ситуационных тенденций, соответствовать проблемам отдельных производств различной специализации и направляться на устранение основных ограничений [7]. Важна оценка инвестиционного кредитования и полученных результатов в разных субъектах страны, поскольку практика показывает, что многие субъекты агробизнеса фактически расходуют средства на решение текущих неотложных проблем, что не оказывает влияние на изменение процессов, внедрение новых решения и т. п. В некоторых подотраслях сельского хозяйства регионов, напротив, может осуществляться рост и качественные преобразования, поэтому анализ эффективности государственной поддержки является важным [6; 11; 18].

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА'

Рисковый. Поскольку сельское хозяйство относится к виду деятельности с высокими природно-климатическими, биологическими, экономическими рисками, во многих развитых странах существует прямое субсидирование отраслевых предприятий, хотя в развитых странах доля данного вида помощи уменьшается в пользу инфраструктурного развития [4; 16; 19].

Комплексный. Поддержка осуществляется через различные институты, структуры, включая программное и смешанное финансирование, когда субсидии получают не только субъекты агробизнеса, но и осуществляется стимулирование и продвижение продукции на основе территориальных маркетинговых программ, премирование региональными властями перехода на инновации, зеленые технологии, органическое земледелие [2; 14; 15].

Программно-целевой. Государственные программы и проекты, реализуемые на основе различных форм сотрудничества, включая межрегиональное и межотраслевой, являются наиболее эффективным инструментом поддержки сельского хозяйства, который обеспечивает многоуровневый положительный эффект [5; 17; 20].

Субъектный. Осуществление дифференцированной поддержки крупного агропроизводства и малых форм бизнеса. Государственная помощь

крупному агробизнесу (сетевые компании, государственные корпорации) осуществляется на основе участия в крупных инновационных, инфраструктурных проектах, целью которых является обеспечение конкурентных преимуществ и технологическое развитие сельского хозяйства. Малый агробизнес решает важные задачи, связанные с решением проблем сельских территорий, поэтому здесь формы поддержки связаны со стартапами, грантами, субсидиями для молодых и начинающих аграриев, помощью в организации сбыта и т. п. [3].

Материалы и методы

Применялись общелогические методы исследования, сравнение, анализ и синтез, классификация и обобщение, анализ статистики. Описательный и аналитический метод применялся для научно-теоретического анализа подходов к формированию и развитию государственной помощи и мер антикризисной поддержки субъектов сельского хозяйства. Оценка экономических результатов сельского хозяйства страны проведена на основе материалов Росстата.

Результаты

В 2022 году, по оценкам Ростата, рост сельскохозяйственного производства в целом по отрасли увеличился на 14,8 % по сравнению с уровнем 2021 года (рис. 1).

9000 -

8000 -

7000 -

6000 -

5000 -

4000 -

3000 2462,2

8563,5

7672,9

6468,8

4794,6

5109,5

2000 1000 0

2487,3 2307,3

1372

1090,2 1090,2

2599,7 2509,8

3612,7 2856,1

4427,3 3245,6

4945,6 3617,9

2010 2015 2017 2020 2021

■ Продукция сельского хозяйства

■ Продукция растениеводства

■ Продукция животноводства

2022

Рис. 1. Динамика роста продукции сельского хозяйства РФ в 2015-2022 гг., млрд руб. Fig. 1. Dynamics of growth of agricultural products of the Russian Federation in 2015-2022, billion rubles

Источник: составлено автором по данным

Положительная динамика сельскохозяйственного производства обусловлена несколькими значимыми факторами. Геополитические санкции по-

ложительно повлияли на концепцию управления сельскохозяйственным производством, многие регионы, особенно те, которые традиционно являлись

^^WWW^^WW втпмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

лидерами - Краснодарский край, Ростовская область и т. д. - стали активно реализовывать меры по импортозамещению, обеспечению продовольственной безопасности страны. В результате возник устойчивый тренд на производство основных видов растениеводства, в частности пшеницы, сахарной свеклы, экспорт и импорт которых стабильно растет. Государственная поддержка стала более дифференцированной, наметились изменения от рискового финансирования к субъектному, инновацион-

ному. Вводятся новые критерии и формы антикризисной поддержки малых форм хозяйствования, которые крайне важны для развития сельских территорий, поскольку способствуют диверсификации локальных экономик, рынков труда и расширению спектра оказываемых услуг.

Темпы роста подотраслей сельского хозяйства показывали на исследуемом временном промежутке разную динамику (рис. 2).

140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

109,0 106,6 104,1

2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

95,9

106,0

104,5 104,7 103,3

110,9 108,5

118,2 105,9 111,5

1181,62'5, , 111,7 113,6 111,6 111,5

2017

2018 2019 2020

I Продукция сельского хозяйства ' Продукция растениеводства I Продукция животноводства

2021

2022

Рис. 2. Темпы роста производства продукции сельского хозяйства РФ в 2016-2022 гг., млрд руб. Fig. 2. The growth rate of agricultural production in the Russian Federation in 2016-2022, billion rubles

Источник: составлено автором по данным

Наиболее высокие темпы роста отрасли можно отметить в 2021 году - на 7,1 %, при этом растениеводство показало прирост в 4,3 %, животноводство -на 9,6 %. Несмотря на небольшое снижение по сравнению с показателями 2021 года, отрасль остается одной из самых быстрорастущих в экономике России. Повышение производства сельскохозяйственных растений по итогам 2022 года в сравнении с 2015 годом выросло практически вдвое, животноводческий сектор показал результат в 156,8 %.

Рост производства продукции растениеводства был поддержан ростом производительности зерновых, животноводства, птицеводства и свиноводства. Животноводство остается проблемным сегментом из-за низкой рентабельности, даже при существующей государственной поддержке предлагаемое увеличение займет не менее 10 лет. Этот сектор имеет особую инвестиционную потребность. Динамика прироста поголовья племенных животных представлена на рисунке 3.

Наиболее динамичным является рост в сегменте свиноводства - 5,37 % в 2022 году. Рост птицеводства по сравнению с 2021 годом составил 2,17 %. За 2021 год сегмент крупного рогатого скота сократился на 0,83 %, а сегмент мелкого рогатого скота - на 1,06 %. Сегменты свинины и птицы в последние годы развивались более динамично, при этом внутренний спрос удовлетворялся, а рост стал возможен благодаря новым открытиям. В сегментах крупного и мелкого рогатого скота есть много возможностей для роста, поскольку рынок не полностью насыщен.

К 2021 году рентабельность сельскохозяйственного производства составила 86 %, а к 2022 году - уже более 90 %. Правительство активно поддерживает отрасль. Для производителей КРС с 1 января 2023 года запущена схема выращивания КРС до 2-летнего возраста, а также возмещение затрат на самостоятельную переработку [15].

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА'

600 500 400 300 200 100 0

539,1550,8

7,8 7,7 Коровы

26,2 27,7

21,1 20,7

Свиньи Овцы и козы

■ 2021 ■ 2022

Птица

Рис. 3. Динамика прироста поголовья в животноводстве РФ за 2021-2022 гг., млн голов Fig. 3. Dynamics of livestock growth in the livestock industry of the Russian Federation for 2021-2022, million heads

Источник: составлено автором по данным1

В результате в 2020-2022 гг. для сельхозпредприятий российской экономики это стало самой большой проблемой, вызванной двумя последовательными кризисами, вспышкой коронави-руса (Covid-19) и новым пакетом международных экономических и политических санкций, одобренных западными странами. Особое значение имеют проблемы, связанные со сдерживающими санкциями, которые как минимум непредсказуемы, повышая уровень негативного воздействия факторов угрозы.

Обсуждение

Законодательно установлен следующий перечень инструментов государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных предприятий, в том числе [8; 12; 13]:

1. Налогово-бюджетные меры, дифференцированные по масштабам агробизнеса и его специализации.

2. Поддержка инновационно-технологического развития на основе лизинга, технопарков, платформенных технологий.

3. Консалтинговая поддержка бизнеса специальными центрами, службами и отделами администраций регионов, налоговых служб.

От предоставления финансовых ресурсов зависит способность сельскохозяйственных предприятий поддерживать экономическую активность, платежеспособность и финансовую устойчивость. В противном случае такие предприятия уязвимы к краху и банкротству.

Рассмотрим более подробно некоторые виды поддержки сельского хозяйства:

- компенсирующие субсидии;

- стимулирующие субсидии;

- частичная компенсация затрат на объекты

АПК.

На 2023 год на господдержку сельского хозяйства выделено 445,8 млрд рублей. По данным Минсельхоза РФ, на стимулирование инвестиционной деятельности должны быть выделены 173 млрд руб. С точки зрения технического развития сельского хозяйства это 83,4 миллиарда рублей, еще 41,4 миллиарда рублей - ориентированы на экспор-теров2.

В сельскохозяйственном секторе субсидии представляют собой государственные выплаты на конкретные цели для поддержки чувствительных отраслей. «Компенсационные» и «стимулирующие» субсидии применяются в контексте поддержки сельского хозяйства. В 2022 году сумма, выделенная Минсельхозом на выплату компенсационных субсидий, составила 26,7 млрд руб. и 31,8 млрд руб. - стимулирующих2.

Мера финансовой поддержки направлена на поддержку малых форм хозяйствования (фермерских, частных подсобных хозяйств) и регионов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития.

К 2024 году, по данным Минсельхоза, планируется объединить две существующие субсидии. В ведомстве решили отказаться от поощрительных выплат и сосредоточиться на сохранении и поддержке производства.

Сельскохозяйственные производители могут подать заявку на получение субвенций от прави-

^^WWW^^WW вггтмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

тельства, если им необходимо финансирование для решения конкретных задач. От субсидий их отличает целевое использование субвенций (строительство сельскохозяйственных объектов, строительство жилых домов для работников агропромышленного комплекса).

Частичное возмещение затрат. Средства, затраченные на строительство или модернизацию объектов АПК, могут подлежать частичному возмещению. Планируется также закупка оборудования предприятиями. Если строительство объекта начнется за три года до подачи заявления на компенсацию, деньги не будут возвращены.

Компенсация может составлять 20-25 % от стоимости строительства или модернизации объекта. Более подробную информацию о сроках подачи заявок и правилах получения компенсации можно

найти в документе Министерства сельского хозяй-ства2.

Помощь начинающим фермерам. Через конкурсный процесс можно получить гранты от правительства, которые направлены на помощь начинающим фермерам. Претендовать на меру господдержки могут небольшие предприятия (МСП), потребительские кооперативы, а также индивидуальные фермеры и самозанятые. Гранты так же, как и субсидии для сельского хозяйства в Российской Федерации, обычно предоставляются Министерством сельского хозяйства. Грантовые средства предоставляются бесплатно, но необходимо выполнить ряд условий.

Для совершенствования механизма государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей можно предложить следующие меры (рис. 4).

od о <D ~ И S Дифференциация субъектных критериев Дифференциация функциональных критериев Дифференциация отраслевых и региональных критериев

s ^ » Я и а g i 8 g « S О (D И ffl s & a S Ек «

Расширение перечня критериев для МСП: получение лизинга, субсидирование бизнес-проектов по развитию новых направлений деятельности, услуг Меры помощи для МСП на основе определения «точек боли»: финансы, сбыт, производство, технологии, цифровая среда и оборудование Поддержка субъектов агробизнеса на основе ведущей, потенциальной специализации, рост объемов помощи при положительных результатах

S <D й Я а « „ и Я ¡у «е S3 s | и Расширение видов помощи для крупного агробизнеса: участие в ФЦП, проектах, закупках, поддержка социальных инициатив, программ Программы по развитию функций маркетинга, производства, обслуживания, развития компетенций, сервисных технологий и т. д. Поддержка, направленная на компенсацию или улучшение условий, обусловленных климатическими, ресурсными и иными факторами региона

11

03 w" ° H (D Развитие институциональной среды Развитие цифровой среды Стимулирование различных форм интеграции

^^-

и Ю 5 § о ta а а « к § Я Мн Q. а " * 2 S и Формирование условий развития центров, союзов, ассоциаций поддержки агробизнеса в регионах, обладающих собственным ресурсом Формирование и продвижение платформенных технологий, обеспечивающих взаимосвязи агробизнеса между собой, потребителями, органами власти Создание условий кластерно-сетевой интеграции в регионах, развивающих производство, услуги сельскохозяйственных субъектов, непрофильные виды

Й Я деятельности

а и в « » в & § si Вовлечение в программы помощи, страхования агробизнеса научных, финансовых, образовательных, промышленных субъектов Создание технологических парков, центров для работы субъектов МСП, крупного бизнеса в целях приобретения навыков, компетенций Создание системы отраслевой защиты, включая страхование и гарантии крупного бизнеса для партнеров МСП

Рис. 4. Совершенствование направлений повышения эффективности антикризисных мер поддержки сельского хозяйства Fig. 4. Improving the ways to increase the effectiveness of anti-crisis measures to support agriculture

Источник: составлено автором

VWWWWW рргипнд пкнля u птрл г tifra я ч кп нп м и к a VWWWWW ¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, ре! ИипАЛРпАЯ И УМГЛСЛЕВАП жипимпкА

Предлагаемые направления антикризисной поддержки должны осуществляться взаимосвязанно, поскольку необходимо создание институциональной основы и особой среды функционирования агробизнеса, в которой собственники защищены государством от высоких рисков различного происхождения.

Таким образом, современный подход к государственному управлению агропромышленным комплексом российской экономики включает меры, направленные на организацию различной поддержки агробизнеса. Эти инструменты также включают финансовую помощь, целью которой является предоставление необходимых финансов и ресурсов для запуска производственных предприятий, их масштабирования и выхода на зарубежный товарный рынок.

Заключение Сельское хозяйство России вышло на высокий уровень развития и объемов производства, которые

необходимо поддерживать грамотными антикризисными мерами поддержки. В большинстве развитых стран осуществляется уход от рисковой формы, которая обусловлена исключительно отраслевой принадлежностью субъекта бизнеса. Поддержка становится более дифференцированной, учитывает масштабы деятельности, тактические и стратегические потребности бизнеса, ориентируется на причинно-следственные связи реализованных форм помощи с полученными эффектами. Необходимо развивать субъектно-ориентированный подход в совокупности с региональными институтами отраслевой координации, которые могут обладать собственным материально-техническим и финансовым ресурсом по зарубежному опыту, оказывать различные виды помощи, включая продвижение и сбыт продукции, партнерства с кластерами и сетями агропромышленной специализации и т. д.

Примечания:

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 02 декабря 2023 г.).

2 Направления государственной поддержки АПК в 2024 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: Направления господдержки АПК в 2024 году (sfera.fm) (дата обращения 02 декабря 2023 г.).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Валерианов А. А., Алексеева Н. В., Медведева Т. А., Семенов А. А., Сафиуллин Н. А. О мерах государственной поддержки и регулирования АПК // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021. Т. 16. № 4 (64). С. 75-81.

2. Горчакова Е. И. О мерах государственной поддержки предприятий сельского хозяйства Японии, пострадавших от пандемии COVID-19 // Global and Regional Research. 2022. Т. 4. № 1. С. 42-46.

3. Гуменюк И. С., Рихтер А. Д. Об экономическом самочувствии и актуальных мерах поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2023. № 2. С. 46-59.

4. Еськина П. О., Медведева Т. В. Основные направления государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах и РФ // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2022. № 1. С. 241-244.

5. Задворнева Е. П., Семкин А. Г. Меры государственной поддержки как инструмент эффективной формы управления развитием сельского хозяйства приграничных стратегических территорий // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 8. С. 8-17.

6. Кувшинов В. А., Бекетов А. В. Современное состояние регионального сельского хозяйства и меры его государственной поддержки // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 89-97.

7. Латышева М. А., Алексеев А. М. Оценка мер государственной поддержки сельского хозяйства Забайкальского края // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26. № 6. С. 137-148.

8. Мирошниченко Н. В., Максимов В. Ю. Ценообразование в системе мер государственной поддержки агропромышленного комплекса // Исследование проблем экономики и финансов. 2022. № 2. С. 95-114.

9. Овакимян А. Е. Конкурентоспособность сельского хозяйства как механизм обеспечения экономической безопасности // Modern Economy Success. 2022. № 1. С. 74-83.

10. Пантелеева А. П., Петров С. В. Анализ государственных мер по поддержке сельского хозяйства Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 137-151.

11. Прохоренко О. С. Государственная поддержка аграрного сектора как фактор преодоления последствий пандемии COVID-19// Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2023. № 9 (103). С. 101-112.

121

^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^p^^ nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUlVUMILb_

12. Сологуб Н. Н. Информационно-правовое обеспечение государственной поддержки предприятий АПК // Проблемы управления, экономики и права в общегосударственном и региональном масштабах. 2022. № 9. С. 182-185.

13. Уланова О. И. Механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса России // Агропромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы. Пенза. 2023. С. 837-840.

14. Черемисова Л. Е., Чочаева Т. Ж. Сравнительный анализ мер государственной поддержки органического сельского хозяйства в России и Германии // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2021. № 4 (42). С. 167-172.

15. Чучкалова И. Ю., Паюсов А. А. Зарубежный опыт государственных мер поддержки малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства // Московский экономический журнал. 2023. Т. 8. № 2. С. 98-109.

16. Шегай В. В. Формирование стратегии развития предприятий АПК с учетом инструментов государственной поддержки // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2020. № 2 (20). С. 163-170.

17. Яковенко Н. А., Иваненко И. С. Оценка продовольственной безопасности России в условиях реализации стратегии импортозамещения // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2021. № 1. С. 19-25.

18. Норовяткин В. И., Павлова Е. Н., Дорохова Е. А. Развитие сельских территорий и повышение эффективности аграрного производства за счет государственной поддержки // Агрофорсайт. 2023. № 1 (44). С. 101-106. EDN AZYJIP.

19. Skrypnik O. Tendencies of overcoming crises in the housing-and-communal sphere: international aspect // MATEC Web of Conferences. 2017. С. 08098. DOI 10.1051/matecconf/201710608098

20. Медик И. Н. Обеспечение экономической безопасности предприятия (фирмы) в условиях антикризисного управления // Прогрессивная экономика. 2021. № 12. С. 5-19. DOI 10.54861/27131211_2021_12_5. EDN EBZUBI.

Дата поступления статьи в редакцию 17.10.2023, одобрена после рецензирования 14.11.2023,

принята к публикации 17.11.2023.

Информация об авторах: М. С. Оборин - д.э.н., доцент, Spin-код: 8200-9024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Valerianov A. A., Alekseeva N. V., Medvedeva T. A., Semenov A. A., Safiullin N. A. O merax gosudar-stvennoj podderzhki i regulirovaniya APK [On measures of state support and regulation of agriculture], Vestnik Ka-zanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Kazan State Agrarian University], 2021, Vol. 16, No. 4 (64), pp. 75-81.

2. Gorchakova E. I. O merax gosudarstvennoj podderzhki predpriyatij sel'skogo xozyajstva Yaponii, postra-davshix ot pandemii COVID-19 [On measures of state support for Japanese agricultural enterprises affected by the COVID-19 pandemic], Global and Regional Research [Global and Regional Research], 2022, Vol. 4, No. 1, pp. 42-46.

3. Gumenyuk I. S., Rixter A. D. Ob e'konomicheskom samochuvstvii i aktual'ny'x merax podderzhki maly'x form xozyajstvovaniya v sel'skom xozyajstve Kaliningradskoj oblasti [On economic well-being and current measures to support small-scale farming in the Kaliningrad region], Vestnik Baltijskogo federaFnogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Estestvenny'e i medicinskie nauki [Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Natural and Medical Sciences], 2023, No. 2, pp. 46-59.

4. Es'kina P. O., Medvedeva T. V. Osnovny'e napravleniya gosudarstvennoj podderzhki sel'skogo xozyajstva v razvity'x stranax i RF [The main directions of state support for agriculture in developed countries and the Russian Federation], Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta [Bulletin of the Tula branch of the Financial University], 2022, No. 1, pp. 241-244.

5. Zadvorneva E. P., Semkin A. G. Mery' gosudarstvennoj podderzhki kak instrument e'ffektivnoj formy' up-ravleniya razvitiem sel'skogo xozyajstva prigranichny'x strategicheskix territorij [Measures of state support as an instrument of an effective form of management of agricultural development in border strategic territories], E^konomika sel'skogo xozyajstva Rossii [The economics of agriculture in Russia], 2021, No. 8, pp. 8-17.

6. Kuvshinov V. A., Beketov A. V. Sovremennoe sostoyanie regional'nogo sel'skogo xozyajstva i mery' ego gosudarstvennoj podderzhki [The current state of regional agriculture and measures of its state support], Nauka i Obrazovanie [Science and Education], 2020, vol. 3, No. 3, pp. 89-97.

VWWWWW рргипнд пкнля и птрлгtwra я жпипмикд VWWWWW

¿^•émi^h^^i^^^i^^i^, РЕ1 И ОПАЛ ID ПАЯ И О1 ГАСЛЕРАЯ ЭКОПОМИКА

7. Laty'sheva M. A., Alekseev A. M. Ocenka mer gosudarstvennoj podderzhki sel'skogo xozyajstva Za-bajkal'skogo kraya [Assessment of measures of state support for agriculture in the Trans-Baikal territory], Vestnik Za-bajkaVskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Trans-Baikal State University], 2020, Vol. 26, No. 6, pp.137-148.

8. Miroshnichenko N. V., Maksimov V. Yu. Cenoobrazovanie v sisteme mer gosudarstvennoj podderzhki ag-ropromy' shlennogo kompleksa [Pricing in the system of state support measures for the agro-industrial complex], Issledo-vanie problem e 'konomiki i finansov [Research on the problems of economics and finance], 2022, No. 2, pp. 95-114.

9. Ovakimyan A. E. Konkurentosposobnost' sel'skogo xozyajstva kak mexanizm obespecheniya e'konomicheskoj bezopasnosti [Competitiveness of agriculture as a mechanism for ensuring economic security], Modern Economy Success [Modern Economy Success], 2022, No. 1, pp. 74-83.

10. Panteleeva A. P., Petrov S. V. Analiz gosudarstvenny'x mer po podderzhke sel'skogo xozyajstva Ros-sijskoj Federacii [Analysis of state measures to support agriculture of the Russian Federation], Izvestiya vy'sshix uchebny x zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvenny e nauki [Izvestia of higher educational institutions. The Volga region. Social sciences], 2021, No. 4, pp. 137-151.

11. Proxorenko O. S. Gosudarstvennaya podderzhka agrarnogo sektora kak faktor preodoleniya posledstvij pandemii COVID-19 [State support of the agricultural sector as a factor in overcoming the consequences of the COVID-19 pandemic], E'konomika, trud, upravlenie v seTskom xozyajstve [Economics, labor, management in agriculture], 2023, No. 9 (103), pp. 101-112.

12. Sologub N. N. Informacionno-pravovoe obespechenie gosudarstvennoj podderzhki predpriyatij APK [Information and legal support for state support of agricultural enterprises], Problemy ' upravleniya, e'konomiki i prava v obshhegosudarstvennom i regional 'nom masshtabax [Problems of management, economics and law on a national and regional scale], 2022, No. 9, pp. 182-185.

13. Ulanova O. I. Mexanizmy' gosudarstvennoj podderzhki agropromy'shlennogo kompleksa Rossii [Mechanisms of state support for the agro-industrial complex of Russia], Agropromy'shlennyj kompleks: sostoyanie, prob-lemy\ perspektivy' [Agro-industrial complex: state, problems, prospects], Penza. 2023, pp. 837-840

14. Cheremisova L. E., Chochaeva T. Zh. Sravnitel'ny'j analiz mer gosudarstvennoj podderzhki organicheskogo sel' skogo xozyaj stva v Rossii i Germanii [Comparative analysis of measures of state support for organic agriculture in Russia and Germany], Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Don State Agrarian University], 2021, No. 4 (42), pp. 167-172.

15. Chuchkalova I. Yu., Payusov A. A. Zarubezhny'j opy't gosudarstvenny'x mer podderzhki malogo predprini-matel'stva v sfere sel'skogo xozyajstva [Foreign experience of state measures to support small business in the field of agriculture], Moskovskij e 'konomicheskij zhurnal [Moscow Economic Journal], 2023, vol. 8, No. 2, pp. 98-109.

16. Shegaj V. V. Formirovanie strategii razvitiya predpriyatij APK s uchetom instrumentov gosudarstvennoj podderzhki [Formation of a strategy for the development of agricultural enterprises taking into account the instruments of state support], E'konomika. Upravlenie. Finansy [Economy. Management. Finance], 2020, No. 2 (20), pp. 163-170.

17. Yakovenko N. A., Ivanenko I. S. Ocenka prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii v usloviyax realizacii strategii importozameshheniya [Assessment of Russia's food security in the context of the implementation of the import substitution strategy], RegionaFny'e agrosistemy\ e'konomika i sociologiya [Regional agricultural systems: economics and sociology], 2021, No. 1, pp. 19-25.

18. Norovyatkin V. I., Pavlova E. N., Dorohova E. A. Razvitie sel'skih territorij i povyshenie effektivnosti agrarnogo proizvodstva za schet gosudarstvennoj podderzhki [Development of rural areas and increasing the efficiency of agricultural production through state support], Agroforsajt [Agroforsite], 2023, No. 1 (44), pp. 101-106, EDN AZYJIP.

19. Skrypnik O. Tendencies of overcoming crises in the housing-and-communal sphere: international aspect, MATEC Web of Conferences, 2017, pp. 08098, DOI 10.1051/matecconf/201710608098

20. Medik I. N. Obespechenie ekonomicheskoj bezopasnosti predpriyatiya (firmy) v usloviyah antikrizisnogo upravleniya [Ensuring the economic security of an enterprise (firm) in conditions of anti-crisis management], Progressivna-ya ekonomika [Progressive Economics], 2021. No. 12, pp. 5-19, DOI 10.54861/27131211_2021_12_5, EDN EBZUBI.

The article was submitted 17.10.2023; approved after reviewing 14.11.2023; accepted for publication 17.11.2023.

Information about the authors: M. S. Oborin - Dr. Sci. (Economy), Associate Professor, Spin-code: 8200-9024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.