Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности государственной поддержки развития АПК'

Методика оценки эффективности государственной поддержки развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аграрная политика / аграрный сектор / агропромышленный комплекс / государственная поддержка / результативность / сельское хозяйство / финансирование / эффективность / agrarian policy / agro-industrial complex / financing / efficiency / state support / agriculture / agricultural sector / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов В. Д., Продан Т. С.

Введение. Ключом к устойчивому росту сельского хозяйства является более эффективное использование земли, рабочей силы и других ресурсов за счет технологического прогресса, социальных инноваций и новых бизнес-моделей. Для того чтобы сельское хозяйство могло реагировать на будущие вызовы, инновации должны будут не только повышать эффективность преобразования затрат в результаты, но и сохранять скудные природные ресурсы и сокращать количество отходов. Материалы и методы. В трудах отечественных ученых имеет место значительное разнообразие подходов по выбору форм, методов и инструментов финансово-экономической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Конечной целью аграрной науки является повышение эффективности сельского хозяйства. Стратегия инновационного развития АПК, его основные цели и механизм поддержки государственных программ определяются, как правило, на основе сформированной аграрной политики государства, основной задачей которого является мобилизация возможностей научно-технического потенциала. Результаты. В представленной статье рассмотрена и проанализирована государственная поддержка сельскохозяйственного производства в России. На основе исследований проведена оценка эффективности использования инструментов государственной поддержки сельскохозяйственного производства и сформулированы направления их совершенствования. Обсуждение. Становление и функционирование экономических отношений в России по принципам рыночной системы хозяйствования требует внимания к сельскому хозяйству, от деятельности которого напрямую зависит продовольственная безопасность страны и рост ее экспортного потенциала. Предприятия агропромышленного комплекса характеризуются высокой долговой нагрузкой при низком уровне рентабельности, длительным финансовым циклом и отрицательным финансовым рычагом. Заключение. Сельское хозяйство способно обеспечить расширенное воспроизводство на инновационной основе только в случае помощи, оказываемой государством. В то же время поддержка общественных благ, повышающих производительность и конкурентоспособность агропродовольственного производства, является относительно низкой и не очень эффективной, о чем свидетельствует постоянная зависимость сельскохозяйственных производителей от импортных технологий и ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for assessing the effectiveness of state support for the development of agriculture

Introduction. The key to sustainable agricultural growth is more efficient use of land, labor and other resources through technological progress, social innovation and new business models. In order for agriculture to respond to future challenges, innovation will not only have to increase the efficiency of converting costs into results, but also conserve scarce natural resources and reduce waste. Materials and methods. In the works of Russian scientists there is a significant variety of approaches to the choice of forms, methods and tools of financial and economic support for agricultural producers. The ultimate goal of agricultural science is to increase the efficiency of agriculture. The strategy of innovative development of the agro-industrial complex, its main goals and the mechanism for supporting state programs are determined, as a rule, on the basis of the formed agrarian policy of the state, whose main task is to mobilize the capabilities of scientific and technical potential. Results. In the presented article the state support of agricultural production in Russia is considered and analyzed. Based on the research, an assessment of the effectiveness of the use of state support tools for agricultural production was carried out and directions for their improvement were formulated. Discussion. The formation and functioning of economic relations in Russia according to the principles of the market system of management requires attention to agriculture, on the activities of which the country's food security and the growth of its export potential directly depend. The enterprises of the agro-industrial complex are characterized by a high debt burden with a low level of profitability, a long financial cycle and negative financial leverage. Conclusion. Agriculture is able to provide expanded reproduction on an innovative basis only in the case of assistance provided by the state. At the same time, the support of public goods that increase the productivity and competitiveness of agri-food production is relatively low and not very effective, as evidenced by the constant dependence of agricultural producers on imported technologies and resources.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности государственной поддержки развития АПК»

WW^WW^V РРГМПНД пкн&я иптрлгптля яwnнпмикл

РЕ! ИОПАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 338,436,33

Б01: 10.24412/2227-9407-2023-3-61 -70

Методика оценки эффективности государственной поддержки развития АПК

Василий Дорофеевич Козлов1, Татьяна Сергеевна Продан2в

12Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Княгинино, Россия

1 ^^.kovado@yandex.т, https://orcid.org/0000-0002-6490-088X

2 ^13 7@ПШЛ1. https://orcid. org/0000-0002-913 7-3923

Аннотация

Введение. Ключом к устойчивому росту сельского хозяйства является более эффективное использование земли, рабочей силы и других ресурсов за счет технологического прогресса, социальных инноваций и новых бизнес-моделей. Для того чтобы сельское хозяйство могло реагировать на будущие вызовы, инновации должны будут не только повышать эффективность преобразования затрат в результаты, но и сохранять скудные природные ресурсы и сокращать количество отходов.

Материалы и методы. В трудах отечественных ученых имеет место значительное разнообразие подходов по выбору форм, методов и инструментов финансово-экономической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Конечной целью аграрной науки является повышение эффективности сельского хозяйства. Стратегия инновационного развития АПК, его основные цели и механизм поддержки государственных программ определяются, как правило, на основе сформированной аграрной политики государства, основной задачей которого является мобилизация возможностей научно-технического потенциала.

Результаты. В представленной статье рассмотрена и проанализирована государственная поддержка сельскохозяйственного производства в России. На основе исследований проведена оценка эффективности использования инструментов государственной поддержки сельскохозяйственного производства и сформулированы направления их совершенствования.

Обсуждение. Становление и функционирование экономических отношений в России по принципам рыночной системы хозяйствования требует внимания к сельскому хозяйству, от деятельности которого напрямую зависит продовольственная безопасность страны и рост ее экспортного потенциала. Предприятия агропромышленного комплекса характеризуются высокой долговой нагрузкой при низком уровне рентабельности, длительным финансовым циклом и отрицательным финансовым рычагом.

Заключение. Сельское хозяйство способно обеспечить расширенное воспроизводство на инновационной основе только в случае помощи, оказываемой государством. В то же время поддержка общественных благ, повышающих производительность и конкурентоспособность агропродовольственного производства, является относительно низкой и не очень эффективной, о чем свидетельствует постоянная зависимость сельскохозяйственных производителей от импортных технологий и ресурсов.

Ключевые слова: аграрная политика, аграрный сектор, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, результативность, сельское хозяйство, финансирование, эффективность

Для цитирования: Козлов В. Д., Продан Т. С. Методика оценки эффективности государственной поддержки развития АПК // Вестник НГИЭИ. 2023. № 3 (142). С. 61-70. БОТ: 10.24412/2227-9407-2023-3-61-70

© Козлов В. Д., Продан Т. С., 2023

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

61

Вестник НГИЭИ. 2023. № 3 (142). C. 61-70. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2023. № 3 (142). P. 61-70. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW втпмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUlVUMlLà_

Methodology for assessing the effectiveness of state support for the development of agriculture

Vasily D. Kozlov1, Tatiana S. Prodan

12 Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia

1 kozlov.kovado@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6490-088X

2 koz137@mail.ruH, https://orcid. org/0000-0002-9137-3923

Abstract

Introduction. The key to sustainable agricultural growth is more efficient use of land, labor and other resources through technological progress, social innovation and new business models. In order for agriculture to respond to future challenges, innovation will not only have to increase the efficiency of converting costs into results, but also conserve scarce natural resources and reduce waste.

Materials and methods. In the works of Russian scientists there is a significant variety of approaches to the choice of forms, methods and tools of financial and economic support for agricultural producers. The ultimate goal of agricultural science is to increase the efficiency of agriculture. The strategy of innovative development of the agro-industrial complex, its main goals and the mechanism for supporting state programs are determined, as a rule, on the basis of the formed agrarian policy of the state, whose main task is to mobilize the capabilities of scientific and technical potential. Results. In the presented article the state support of agricultural production in Russia is considered and analyzed. Based on the research, an assessment of the effectiveness of the use of state support tools for agricultural production was carried out and directions for their improvement were formulated.

Discussion. The formation and functioning of economic relations in Russia according to the principles of the market system of management requires attention to agriculture, on the activities of which the country's food security and the growth of its export potential directly depend. The enterprises of the agro-industrial complex are characterized by a high debt burden with a low level of profitability, a long financial cycle and negative financial leverage. Conclusion. Agriculture is able to provide expanded reproduction on an innovative basis only in the case of assistance provided by the state. At the same time, the support of public goods that increase the productivity and competitiveness of agri-food production is relatively low and not very effective, as evidenced by the constant dependence of agricultural producers on imported technologies and resources.

Keywords: agrarian policy, agro-industrial complex, financing, efficiency, state support, agriculture, agricultural sector, efficiency

For citation: Kozlov V. D., Prodan T. S. Methodology for assessing the effectiveness of state support for the development of agriculture // Bulletin NGIEI. 2023. № 3 (142). P. 61-70. DOI: 10.24412/2227-9407-2023-3-61-70

Введение

Аграрный сектор является важной составляющей национальной экономики, стратегическая роль которого обоснована вкладом в формирование продовольственной безопасности и независимости государства, развитием внутреннего и внешнего аграрного рынков и наращивания экспортного потенциала страны. Эффективное функционирование структурно-функциональных параметров аграрного сектора экономики является не только основой обеспечения сбалансированности экономической, социальной и экологической сфер государства, но и повышения уровня благосостояния сельского населения, формирования занятости.

Так, в своих исследованиях Н. А Стеблева указывает, что «... для улучшения организационной и финансовой структуры малых аграрных предприятий необходимо усовершенствовать процессы коммуникации, адаптации зарубежного опыта государственной поддержки и сформировать соответствующую государственную политику (управление, экономическая среда, защита прав собственности и благоприятная регуляторная база) [1, с. 45].

По мнению А. И. Костяева и С. В. Яхнюк, «... эффективная государственная финансовая поддержка сельского хозяйства должна основываться на четко определенных и обоснованных стратегических целях и индикаторах развития отрасли, кото-

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГЛСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

рые будут предусматривать в том числе освоение новых рынков для сбыта отечественной сельскохозяйственной продукции, устойчивое развитие сельского хозяйства, повышение уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечения продовольственной безопасности государства» [2, с. 10].

Е. А. Моренова считает, что «ключевым направлением решения проблем развития аграрного сектора экономики России и сельских территорий в плоскости устойчивого развития может стать развитие малых форм хозяйствования и их кооперации» [3, с. 97]. Позиция В. И. Трысячного заключается в рассмотрении «... финансово-экономической поддержки сельского хозяйства, как базовой детерминанты не только расширенного воспроизводства ресурсно-производственного потенциала аграрной сферы, но и как необходимой предпосылки социально-экономического подъема села в целом». Ученые придерживаются мнения, что «... финансово-экономическая поддержка сельского хозяйства должна устранять диспропорции в аграрном секторе и обеспечивать максимальное содействие развитию наиболее перспективных звеньев сельскохозяйственного производства [4, с. 192].

Европейские ученые, в частности П. Фейндт и др., утверждают, что «... с проверенными ранее существует компромисс между точностью и тран-сакционными издержками. Поэтому возникает потребность в разработке новых инструментов аграрной политики для эффективного интегрирования проблемы природы и охраны окружающей среды». Авторы проанализировали сильные и слабые стороны, возможности и риски общей сельскохозяйственной политики с точки зрения природы и охраны окружающей среды. Результат является двусмысленным: с одной стороны, общая сельскохозяйственная политика формирует стабильную институциональную основу с хорошими финансовыми ресурсами и многими инструментами экологической политики. С другой стороны, доминирование субъектов аграрной политики, мышление на статус-кво и ограниченные возможности участия приводят к возникновению систематического ослабления подходов к естественной и экологической политике, дефицита регуляторных норм и правоприменения, нехватки данных и низкой эффективности [5; 6; 7; 8].

Показатели реализации механизмов государственной поддержки сельскохозяйственного производства свидетельствуют о необходимости даль-

нейших реформ системы государственного управления аграрным сектором экономики России.

Материалы и методы В современных рыночных условиях деятельность в сфере сельскохозяйственного производства наиболее уязвима к негативным последствиям различных факторов. Такое явление возникает из-за того, что сельскохозяйственное производство носит сезонный характер и зависит от климатических условий, что приводит к серьезным потерям сельхозпроизводителей. Кроме того, эти факторы являются причиной отсутствия мотивации к предпринимательской деятельности в данной сфере. Именно государственная поддержка стимулирует создание сельскохозяйственных предприятий и поддерживает существующие предприятия в оптимальном состоянии, возмещая часть затрат и предоставляя различные льготы. Сельское хозяйство способно обеспечить расширенное воспроизводство на инновационной основе только в случае помощи, оказываемой государством [9; 10]. Эта помощь должна оказываться не только со стороны Министерства сельского хозяйства, но и путем межведомственной координации и субсидий. Это связано с тем, что тотальное изменение технологий в сельском хозяйстве требует значительных финансовых вложений со стороны сельхозпроизводителя для решения задач в части инфраструктуры, коммуникаций, инженерных и логистических вопросов.

Три программных документа определяют политику в области сельского хозяйства и развития сельских районов в Российской Федерации: Государственная программа развития сельского хозяйства (2013-2025 годы, обновляется ежегодно), Государственная программа комплексного развития сельских территорий и Федеральная программа развития науки и технологий. В дополнение к этим программным документам поддержка сельского хозяйства в Российской Федерации включает эмбарго на импорт продовольственных товаров в основном из западных стран, которые были введены в ответ на экономические санкции после 2014 года, и другие различные меры тарифной и нетарифной торговой политики.

Таким образом, поддержка сельского хозяйства в целом оказывается с помощью следующих четырех методов:

• поддержка со стороны потребителей, которые платят за продукты питания в России более высокие цены, чем на мировых рынках (посредством мер по ограничению торговли);

! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

• различные субсидии сельскохозяйственным производителям;

• бюджетная поддержка государственных служб сельского хозяйства, таких как службы технического распространения знаний, ветеринарные и фитосанитарные услуги, услуги по мелиорации земель и ирригации;

• субсидии некоторым социально значимым предприятиям агропродовольственной промышленности (таким, как мельницы и предприятия по пере-

работке сахара и масла) для обеспечения низких внутренних цен на определенные продукты питания.

Результаты и обсуждение

По разным направлениям развивается государственная поддержка в Российской Федерации, таким образом можно сгруппировать и обозначить инструменты реализации. Основные направления государственной поддержки АПК: экономическая, финансовая, правовая, инвестиционная, бюджетная.

Рис. 1. Основные направления государственной поддержки АПК Fig. 1. Main directions of state support for the agro-industrial complex Источник: составлено авторами на основании данных

Объединение субсидий в две группы - стимулирующие и компенсирующие - направлено на упрощение механизмов предоставления субсидий, а также на облегчение мониторинга воздействия субсидий. Это вызывает серьезную озабоченность федерального правительства. Поэтому было бы важно продолжать изучать динамику изменений в политике и помогать правительству в оценке воздействия субсидий, как с точки зрения достижения их непосредственных целей, так и с точки зрения их эффективности и вклада в достижение целей более высокого уровня, установленных аграрной политикой

[11; 12; 13].

Стимулирующие субсидии (42 процента от общего объема субсидий) направлены на стимулирование сельскохозяйственного производства в отдельных приоритетных областях, которые демонстрируют рыночный потенциал, но отстают по объ-

емам производства. К ним относятся, например, производство конопли, разведение овец и коз, винограда, овощей, молочных продуктов, зерновых и бобовых культур. Стимулирующие субсидии также включают специальные ассигнования для небольших фермерских хозяйств, направленные на поддержку сельскохозяйственного производства на базе малых ферм. Стимулирующие субсидии предоставляются в форме субсидий по процентной ставке, выплат на гектар или на душу населения и соответствующих грантов.

Компенсирующие субсидии (58 процентов от общего объема) направлены на компенсацию части производственных затрат в отдельных приоритетных федеральных подсекторах. Большинство компенсирующих субсидий предоставляются в форме субсидий на процентные ставки и соответствующих грантов (т. е. субсидий производителям

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtwra я жпипмикд VWWWWW

РЕ1 ИОПАЛ ID ПАЯ И О1 ГАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

для компенсации части капитальных вложений), субсидий сельскохозяйственным производителям на исследования и разработки, субсидий на транспортировку сельскохозяйственной продукции, субсидий на стимулирование экспорта и субсидий определенным социально значимым производителям агропродовольственной продукции для обеспечения низких цен на внутренних рынках [14; 15; 16].

Расходы на субсидии распределяются широко и относительно равномерно по всем регионам России. Ранжирование региональных органов власти по расходам на субсидии показывает, что за исследуемый период на 10 крупнейших регионов приходится

от 37 до 38 процентов общих расходов по России. Исторически сложилось так, что около половины расходов сосредоточено в 17-18 крупнейших областях, но все области, за исключением города Москвы, обычно получают определенные бюджетные ассигнования.

В таблице 1 обобщены данные о субсидиях Министерства сельского хозяйства на 2022 год с использованием приведенной классификации: стимулирующие субсидии, компенсирующие субсидии и основные направления развития сельских регионов. В таблице представлена общая структура и направленность инструментов государственной поддержки и приоритетов политики.

Таблица 1. Распределение субсидий по категориям для ассигнований федерального и регионального бюджетов на 2022 год

Table 1. Distribution of subsidies by category for federal and regional budget allocations for 2022

Группировка субсидий 2022 год / Федеральный бюджет (тыс. руб.) / Federal budget (thousand rub.) Региональный бюджет (тыс. руб.) / Regional budget (thousand rub.) Итого (тыс. рублей)/ Total (thousand rubles) Распределение между федеральным и региональным бюджетами / Distribution between Federal and regional budgets Доля в общем объеме / Share

Grouping subsidies 2022 Федеральный бюджет / Federal Региональный бюджет / Regional in total volume (%)

budget (%) budget (%)

Стимулирующие субсидии /Incentive subsidies

Развитие отраслей агропромышлен-

ного комплекса / Industry develop- 61,4 14,8 76,2 80.6 19.4 49.1

ment agro-industrial complex

Субсидия для стимулирования уве-

личения производства масличных культур / Subsidy to stimulate in- 3,3 0,1 3,4 96.8 3.2 2.2

crease oilseed production

Компенсирующие субсидии / Compensatory subsidies

В агропромышленном комплексе / In agro-industrial complex 30 2,6 32,6 92.0 8.0 21.0

Рекультивация земель сельскохо-

зяйственного назначения / 8,5 1,6 10,1 84.3 15.7 6.5

Reclamation of agricultural land

Основные направления развития сельских районов /Main directions of rural development

Комплексное развитие сельских

районов / Integrated Rural Develop- 22,7 6,2 28,9 78.6 21.4 18.6

ment

Создание системы поддержки

фермеров сельского кооператива / Creation of a support system 3,8 0,3 4,1 91.9 8.1 2.7

for farmers of a rural cooperative

Итого / Total 129,7 25,6 155,3 83.5 16.5

Источник: составлено авторами на основании данных1

^^WWW^^WW птпыл i л ып сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

С точки зрения значимости инструментов субсидирования, льготные кредиты и субсидирование процентных ставок остаются основным инструментом. На них приходится наибольшая доля от общего объема выделяемых субсидий. В 2022 году сумма, предусмотренная в бюджете на льготные кредиты и субсидирование процентных ставок, составила 80,2 млрд рублей, из которых 22,5 млрд рублей были направлены на краткосрочное финансирование оборотных средств и 57,7 млрд рублей - на долгосрочное инвестиционное финансирование. По данным Министерства сельского хозяйства, 1 рубль, вложенный в льготные кредиты и субсидирование процентных ставок, принес 15 рублей в 2021 году и 39 рублей в 2022 году по краткосрочным кредитам, а также 8 рублей в 2021 году и 6,1 рубля в 2022 году по долгосрочным кредитам.

d а а

I

Сумма льготных инвестиционных кредитных договоров за 2021 год по сравнению с 2020 годом выше по всем показателям, кроме растениеводства. Данные представлены на графике. На высокую стоимость кредитных ресурсов влияют такие факторы, как отсутствие у большинства сельскохозяйственных предприятий устойчивых долгосрочных пассивов и ликвидного залога (отечественные банковские учреждения оформляют залог, который в несколько раз превышает сумму самого займа); сложность прогнозирования финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей через их взаимосвязь от резких колебаний ценовой конъюнктуры и природно-климатических условий; необработанные критерии и методики оценивания кредитоспособности заемщика с учетом специфики отрасли [19; 20; 21].

По данным отчета Счетной палаты России, в последние годы наблюдается тенденция к росту объемов производства валовой продукции сельского хозяйства как в постоянных, так и в фактических ценах. А вот связь между объемами предоставления государственной поддержки и объемами производства сельскохозяйственной продукции не прослеживается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая приведенные факты, следует отметить необходимость изменения подходов к разработке, реализации и повышению эффективности государственных целевых программ поддержки сельскохозяйственного производства [17; 18].

Сельское хозяйство - один из кредитоёмких секторов национальной экономики, что связано с сезонным разрывом между вложением и поступлением средств, непрерывностью процессов воспроизводства, значительной потребностью в оборотных средствах.

В 2021 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценила общую поддержку сельского хозяйства в Российской Федерации в 673,6 миллиарда рублей (~11 миллиардов долларов США), что составило 13 процентов от валовой продукции сельского хозяйства или 0,6 процента от валового внутреннего продукта (ВВП).

Заметным элементом поддержки производителей в Российской Федерации стала поддержка рыночных цен посредством импортных тарифов и нетарифных барьеров для импорта продовольствия. Эти меры переводят доходы от потребителей к производителям из-за различий между внутренними и международными ценами.

Заключение В то время как в течение последнего десятилетия меры поддержки, связанные с производством,

Рис. 2. Сумма льготных инвестиционных кредитных договоров, млрд руб. Fig. 2. The amount of preferential investment loan agreements, billion rubles Источник: составлено авторами на основании данных

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И 01 РАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА

доминировали в структуре субсидий, в последние годы правительство объявило, что оно изменит меры поддержки производителей в сторону отделения от объемов производства и/или использования ресурсов.

Значительная доля субсидий направляется на финансирование частного сектора или на инвестиции в частные товары. Категория частных товаров включает инвестиции и виды деятельности, которые частный сектор мотивирован осуществлять, учитывая, что рынки затрат, выпуска, рабочей силы и кредита работают хорошо. Категория общественных благ включает деньги, потраченные на социальные программы по улучшению условий жизни в сельской местности и оказание помощи мелким фермерам и начинающим фермерам; средства, направляемые университетам и организациям государственного сектора на исследования, разработки и распространение знаний; а также некоторые средства, ко-

торые поступают частным коммерческим фермам, включая средства на услуги по распространению знаний и стимулы для повышения продуктивности сельскохозяйственных культур и животных с помощью программ разведения и внедрения нового оборудования.

Значительная часть поддержки производителям оказывается за счет кредитов под низкие проценты, что привело к значительному наращиванию новых и эффективных основных фондов (машин, производственных мощностей и т. д.). В то же время поддержка общественных благ, повышающих производительность и конкурентоспособность аг-ропродовольственного производства, является относительно низкой и не очень эффективной, о чем свидетельствует постоянная зависимость сельскохозяйственных производителей от импортных технологий и ресурсов (таких, как семена и племенной скот).

Примечания:

1 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcx.ru/analytics/infosystems/

2 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mcx.gov.ru/

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Стеблева Н. А. Критерии и показатели оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2017. № 1. С. 41-62.

2. Костяев А. И., Яхнюк С. В. Бюджетная поддержка сельского хозяйства: взгляд назад, чтобы идти вперед // АПК: экономика, управление. 2017. № 7. С. 4-14.

3. Моренова Е. А. Инновационное развитие АПК России в условиях международных санкций // Аграрный научный журнал. 2016. № 5. С. 95-99.

4. Трысячный В. И. Моделирование эффективности государственной поддержки регионального АПК в контексте обеспечения продовольственной безопасности // Финансовая экономика. 2020. № 12. С. 190-193.

5. Шульженко А. М. Эффективность государственной поддержки развития молодежного предпринимательства // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 2 (34). С. 147-152.

6. Канчукоев В. О. Ситуационный анализ и оценка эффективности эккаунтинг-менеджмента в практике государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве и АПК Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2021. Т. 19. № 2 (485). С. 300-322.

7. Климентова Э. А. Результативность государственной поддержки регионального сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 8. С. 36-41.

8. Климова Н. В. Государственная поддержка в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2017. № 130. С.760-773.

9. Ключарев Г. А. Социально-экономический эффект государственной поддержки исследований и разработок // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2018. № 3. С. 553-589.

10. Колесников А. В. Эффективность государственной поддержки АПК // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 1. С. 32-38.

Вестник НГИЭИ. 2023. № 3 (142). C. 61-70. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2023. № 3 (142). P. 61-70. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^p^^ nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUlVUMILb_

11. Конищева М. А. Вопросы теории и практики оценки эффективности государственных программ поддержки малого предпринимательства региона // Инновационное развитие экономики. 2020. № 1 (55). С.95-104.

12. Ляпунов И. В. Эффективность государственной поддержки аграрного сектора // Теория и практика современной науки. 2018. № 4 (34). С. 379-382.

13. Мазлоев В. З. Оценка эффективности механизма государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 4. С. 6-15.

14. Малышева А. П. Оценка эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика Востока России. 2017. № 1 (7). С. 118-122.

15. Рябчиков А. М. Проблемные вопросы эффективности оценки использования бюджетных средств, предоставляемых государством для развития сельского хозяйства // Стратегии бизнеса. 2021. Т. 9. № 4. С. 133-135.

16. Сайганова Е. В. Эффективность реализации мер государственной поддержки талантливой молодёжи // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. Т. 2. № 7. С. 92-94

17. Polukhin A. A. Economic evaluation of directions of state support of producers of energy capacities for agriculture of Russia // International Journal of Engineering and Advanced Technology. 2019. Т. 9. № 1. С. 5013-5017.

18. Старкова О. Я. Эффективность государственной поддержки развития растениеводства // Финансовая жизнь. 2020. № 1. С. 101-104.

19. Сушенцова С. С. Эффективность системы государственной поддержки фермерской кооперации // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2021. № 3 (72). С. 35-45.

20. Цой Р. А. Системный анализ действующих целевых индикаторов и показателей Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы и ее подпрограмм // АПК: экономика, управление. 2020. № 7. С. 20-30.

21. Шелковников С. А. Механизм государственной поддержки создания образования экосреды как приоритетное направление развития кооперации аграрного сектора экономики // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2021. № 1. С. 137-143.

Статья поступила в редакцию 8.12.2022; одобрена после рецензирования 16.01.2023;

принята к публикации 18.01.2023.

Информации об авторах: В. Д. Козлов - доктор экономических наук, профессор, Spin-код: 2150-5762; Т. С. Продан - аспирант, Spin-код: 2603-4876.

Заявленный вклад авторов: Козлов В. Д. - общее руководство проектом, дополнение текста статьи. Продан Т. С. - анализ, сбор и обработка материалов, подготовка варианта текста.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Stebleva N. A. Kriterii i pokazateli ocenki effectivnosti gosudarstvennoi poddergki selskogo hozuaistva [Criteria and indicators for assessing the effectiveness of state support for agriculture], Innovacii v APK: problem Iper-spektivi [Innovations in agriculture: problems and prospects], 2017, No. 1, pp. 41-62.

2. Kostjaev A. I., Jahnjuk S. V. Bjudzhetnaja podderzhka sel'skogo hozjajstva: vzgljad nazad, chtoby idti vpered [Budget support for agriculture: a look back to go forward], ApK: ekonomika, upravlenie [Agro-industrial complex: economics, management], 2017, No. 7, pp. 4-14.

3. Morenova E. A. Innovatsionnoe razvitie APK Rossii v uslovijah mezhdunarodnyh sanktsij [Innovative development of the agroindustrial complex of Russia in the conditions of international sanctions], Agrarnyj nauchnyj zhur-nal [Agrarian scientific journal], 2016, No. 5, pp. 95-99.

VWWWWW рргмпнд пкнля и птрлг/ifra я жпипмика VWWWWW

РЕ1 ИОПАЛ IP ПАЯ И О1 ГАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА

4. Trysyachny V. I. Modelirovanie effektivnosti gosudarstvennoj podderzhki regional'nogo APK v kontekste obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti [Modeling the effectiveness of state support for regional agriculture in the context of ensuring food security], Finansovaya ekonomika [Financial economics], 2020, No. 12, pp. 190-193.

5. Shulzhenko A. M. Effektivnost' gosudarstvennoj podderzhki razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva [Effectiveness of state support for the development of youth entrepreneurship], Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i in-formacionnyh tekhnologij [Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies], 2020, No. 2 (34), pp. 147-152.

6. Kanchukoev V. O. Situacionnyj analiz i ocenka effektivnosti ekkaunting-menedzhmenta v praktike gosudarstvennoj podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v sel'skom hozyajstve i APK Rossijskoj Feder-acii [Situational analysis and evaluation of the effectiveness of accounting management in the practice of state support of small and medium-sized businesses in agriculture and agriculture of the Russian Federation], Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economy: theory and practice], 2021, Vol. 19, No. 2 (485), pp. 300-322.

7. Klimentova E. A. Rezul'tativnost' gosudarstvennoj podderzhki regional'nogo sel'skogo hozyajstva [Effectiveness of state support for regional agriculture], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2020, No. 8, pp. 36-41.

8. Klimova N. V. Gosudarstvennaya podderzhka v dostizhenii celevyh pokazatelej razvitiya sel'skogo hozyajstva [State support in achieving agricultural development targets], Elektronnyj setevoj politematicheskij zhurnal «Nauchnye trudy KubGTU» [Electronic networkpolythematic journal «Scientific works of KubSTU»], 2017, No. 130, pp.760-773.

9. Klyucharev G. A. Social'no-ekonomicheskij effekt gosudarstvennoj podderzhki issledovanij i razrabotok [Socio-economic effect of state support for research and development], Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i potencial razvitiya [Education and science in Russia: the state and potential of development], 2018, No. 3, pp. 553-589.

10. Kolesnikov A. V. Effektivnost' gosudarstvennoj podderzhki APK [Efficiency of state support of agro-industrial complex], Russian Economic Bulletin [Russian Economic Bulletin], 2020, Vol. 3, No. 1, pp. 32-38.

11. Konishcheva M. A. Voprosy teorii i praktiki ocenki effektivnosti gosudarstvennyh programm podderzhki malogo predprinimatel'stva regiona [Questions of theory and practice of evaluating the effectiveness of state programs to support small business in the region], Innovacionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of the economy], 2020, No. 1 (55), pp. 95-104.

12. Lyapunov I. V. Effektivnost' gosudarstvennoj podderzhki agrarnogo sektora [Efficiency of state support of the agricultural sector], Teoriya i praktika sovremennoj nauki [Theory and practice of modern science], 2018, No. 4 (34), pp. 379-382.

13. Mazloev V. Z. Ocenka effektivnosti mekhanizma gosudarstvennoj podderzhki sel'skogo hozyajstva [Evaluation of the effectiveness of the mechanism of state support for agriculture], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2019, No. 4, pp. 6-15.

14. Malysheva A. P. Ocenka effektivnosti gosudarstvennoj podderzhki sel'skogo hozyajstva [Evaluation of the effectiveness of state support for agriculture], Ekonomika Vostoka Rossii [The economy of the East of Russia], 2017, No. 1 (7), pp. 118-122

15. Ryabchikov A. M. Problemnye voprosy effektivnosti ocenki ispol'zovaniya byudzhetnyh sredstv, pre-dostavlyaemyh gosudarstvom dlya razvitiya sel'skogo hozyajstva [Problematic issues of the effectiveness of assessing the use of budgetary funds provided by the state for the development of agriculture], Strategii biznesa [Business strategies], 2021, Vol. 9, No. 4, pp. 133-135.

16. Saiganova E. V. Effektivnost' realizacii mer gosudarstvennoj podderzhki talantlivoj molodyozhi [Effectiveness of implementation of measures of state support for talented youth], Aktual'nye problemy gumanitarnyh i so-cial'noekonomicheskih nauk [Actual problems of humanities and socio-economic sciences], 2020, Vol. 2, No. 7, pp. 92-94

17. Polukhin A. A. Economic evaluation of directions of state support of producers of energy capacities for agriculture of Russia [Economic evaluation of directions of state support of producers of energy capacities for agriculture of Russia], International Journal of Engineering and Advanced Technology [International Journal of Engineering and Advanced Technology], 2019, Vol. 9, No. 1, pp. 5013-5017.

18. Starkova O. Ya. Effektivnost' gosudarstvennoj podderzhki razvitiya rastenievodstva [Effectiveness of state support for the development of crop production], Finansovaya zhizn' [Financial life], 2020, No. 1, pp. 101-104.

69

Вестник НГИЭИ. 2023. № 3 (142). C. 61-70. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2023. № 3 (142). P. 61-70. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW пгппы л i л мп сггтппл т сглилмггг

nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUlVUMILb_

19. Sushentsova S. S. Effektivnost' sistemy gosudarstvennoj podderzhki fermerskoj kooperacii [Effectiveness of the system of state support for farmers' cooperation], Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyajstve [Economics, labor, management in agriculture], 2021, No. 3 (72), pp. 35-45.

20. Tsoi R. A. Sistemnyj analiz dejstvuyushchih celevyh indikatorov i pokazatelej Federal'noj nauchno-tekhnicheskoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva na 2017-2025 gody i ee podprogramm [System analysis of the current target indicators and indicators of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025 and its subprograms], APK: ekonomika, upravlenie [Agroindustrial complex: economics, management], 2020, No. 7, pp. 20-30

21. Shelkovnikov S. A. Mekhanizm gosudarstvennoj podderzhki sozdaniya obrazovaniya ekosredy kak prior-itetnoe napravlenie razvitiya kooperacii agrarnogo sektora ekonomiki [The mechanism of state support for the creation of eco-environment education as a priority direction for the development of cooperation in the agricultural sector of the economy], Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki [Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy], 2021, No. 1, pp. 137-143.

The article was submitted 8.12.2022; approved after reviewing 16.01.2023; accepted for publication 18.01.2023.

Information about the authors: V. D. Kozlov - Dr. Sci. (Economy), Professor, Spin-code: 2150-5762; T. S. Prodan - graduate student, Spin-code: 2603-4876.

Contribution of the authors: Kozlov V. D. - general project management, addition of the text of the article. Prodan T. S. - analysis, collection and processing of materials, preparation of the text version.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.