Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ'

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
934
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИРМА / МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ. МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ECONOMIC EFFICIENCY / FIRM / MARKETING EFFORTS / SALES OF PETROLEUM PRODUCTS / MARKETING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашова А.В., Алексеев В.А., Григорьян А.Р., Шевченко В.С.

Разработаны теоретические рекомендации по обеспечению устойчивого и эффективного функционирования фирмы. В работе изучены теоретические аспекты экономической эффективности деятельности компаний, выявлены и обоснованы факторы и направления роста результативности. Систематизированы важнейшие факторы, которые определяют рост экономической эффективности деятельности газораспределительных фирм в сфере поставок сниженных углеводородных газов и нефтепродуктов, а именно доступность ресурсного обеспечения, степень освоения производственного потенциала, освоение маркетинговых инструментов, что позволило обосновать направления роста конкурентоспособности и развития производственных, технико-технологических процессов. Предложены направления повышения экономической эффективности развития организаций в сфере поставок сниженных углеводородных газов и нефтепродуктов, а именно активизация человеческого фактора, экономия рабочего времени, внедрение инновационных технологий, улучшение качества продукции, активизация риск-менеджмента. Представлены рекомендации, позволяющие повысить экономическую эффективность деятельности фирмы посредством расстановки акцентов на маркетинговую составляющую АЗС. Возникает острая необходимость внедрения маркетинговых мероприятий в целях повышения эффективности функционирования автозаправочных станций в Краснодарском крае с привлечением альтернативных схем финансирования в условиях высокой рискованности инвестирования капитала в техническое переоснащение деятельности. Предполагается, что обеспечение эффективного функционирования фирм в сфере реализации нефтепродуктов связано с внедрением маркетинговых мероприятий. Разработаны практические рекомендации по обеспечению устойчивого и эффективного функционирования фирмы при реализации нефтегазовой и нефтетехнической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING EFFICIENCY OF THE FIRM’S FUNCTIONING

Theoretical recommendations for ensuring the firm's sustainable and efficient functioning have been developed. The theoretical aspects of the economic efficiency of companies in the work were studied, the factors and directions of productivity growth were identified and substantiated. The critical factors that determine the growth of economic efficiency of gas distribution firms in the supply of liquefied hydrocarbon gases and petroleum products were systematized, namely the availability of resourcing, the degree of potential productive capacity, development of marketing tools, which allowed to justify the directions of increasing the competitiveness and development of production and technological processes. The directions of increasing the economic efficiency of organizations development in the field of supply of liquefied hydrocarbon gases and petroleum products have been proposed, namely, the revitalization of the human factor, saving working time, the introduction of innovative technologies, improving product quality, and the revitalization of risk management. The recommendations that allow to increase the economic efficiency of the company's activities by a focus on the marketing component of the petrol station has been presented. There is an urgent need to introduce marketing activities in order to improve the efficiency of petrol stations in the Krasnodar region through alternative financing schemes in conditions of high risk of investing capital in technical re-equipment of activities. It is assumed that ensuring the effective functioning of firms in the sphere of petroleum products sales is associated with the introduction of marketing activities. Practical recommendations have been developed to ensure the firm’s sustainable and effective functioning in the sale of oil and gas and petroleum products.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ»

Направления повышения эффективности функционирования фирмы

см о см

сч

О!

о ш т

X

Кондрашова Анна Викторовна,

к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина», a.kondrashova2012@ yandex.ru

Алексеев Вячеслав Артурович

магистрант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина», aleksv9714@rambler.ru

Григорьян Андраник Робертович

магистрант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина»

Шевченко Вадим Сергеевич

магистрант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина», vadim.shevchenko.91@mail.ru

Разработаны теоретические рекомендации по обеспечению устойчивого и эффективного функционирования фирмы. В работе изучены теоретические аспекты экономической эффективности деятельности компаний, выявлены и обоснованы факторы и направления роста результативности. Систематизированы важнейшие факторы, которые определяют рост экономической эффективности деятельности газораспределительных фирм в сфере поставок сниженных углеводородных газов и нефтепродуктов, а именно доступность ресурсного обеспечения, степень освоения производственного потенциала, освоение маркетинговых инструментов, что позволило обосновать направления роста конкурентоспособности и развития производственных, технико-технологических процессов. Предложены направления повышения экономической эффективности развития организаций в сфере поставок сниженных углеводородных газов и нефтепродуктов, а именно активизация человеческого фактора, экономия рабочего времени, внедрение инновационных технологий, улучшение качества продукции, активизация риск-менеджмента. Представлены рекомендации, позволяющие повысить экономическую эффективность деятельности фирмы посредством расстановки акцентов на маркетинговую составляющую АЗС. Возникает острая необходимость внедрения маркетинговых мероприятий в целях повышения эффективности функционирования автозаправочных станций в Краснодарском крае с привлечением альтернативных схем финансирования в условиях высокой рискованности инвестирования капитала в техническое переоснащение деятельности. Предполагается, что обеспечение эффективного функционирования фирм в сфере реализации нефтепродуктов связано с внедрением маркетинговых мероприятий. Разработаны практические рекомендации по обеспечению устойчивого и эффективного функционирования фирмы при реализации нефтегазовой и нефтетехнической продукции.

Ключевые слова: экономическая эффективность, фирма, маркетинговые мероприятия, реализация нефтепродуктов. маркетинговые мероприятия.

Как известно, экономическая эффективность оценивается по сумме использованных в производстве ресурсов. К ним относятся капитал, трудовые ресурсы, земля, энергия и др. Для оценки экономической эффективности нефтегазового предприятия необходимо узнать значение основных показателей прибыли, издержек. Экономическая эффективность зависит от степени использования имеющихся ресурсов.

Проблема повышения экономической эффективности фирмы широко освещена в различных научных работах М. С. Абрютина, В. И. Гайдук, С. М. Гуркиной, П. С. Лемещенко, В. Д. Секерина, В. В. Шевцова и других.

Экономическая эффективность подразделяется на общую (абсолютную) и сравнительную. Абсолютный показатель эффективности идет в сравнение с рентабельностью производственного процесса, размером получаемой прибыли. Необходимо понимать и различать понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность». Первое - это результат мероприятия. Своего рода некий дополнительный доход от внедрения чего-либо, является абсолютной величиной. Второе - является относительным показателем, выражается в отношении экономического эффекта к затратам. Абсолютные показатели предоставляют возможность учесть динамику показателя прибыли за период. При этом в этом показателе учитывается и инфляция. Относительные показатели связаны с соотношением прибыли и капитала, который вложен в производство. Поэтому на него не оказывает влияния фактор инфляции. Также экономическая эффективность отражается через способность фирмы выпускать большое количество продукции при минимальных издержках [1] (рис. 1).

| Экономическая эффективность деятельности фирмы |

5

Эффективность использования ресурсов:

Эффективность использования трудовых ресурсов

Эффективность использования основных фондов

Эффективность использования оборотных средств

фи

Эффективность финансовой деятельности:

Рентабельность затрат

Рентабельность продаж

Рентабельность оборотных активов

Доход от производственных запасов

Прибыль от внеоборотных активов

Рентабельность собственного капитала

Коэффициент оборачиваемости активов

<

т о х

X

Рисунок 1 - Элементы эффективности деятельности фирмы

Критерии экономической эффективности нефтегазовых предприятий изображены на рисунке 2.

сяти лет. Поэтому многие крупные нефтяные и нефтеперерабатывающие компании активно вкладывают средства в обновление производственных мощностей.

Категория Примеры

Политические Налоговая политика, инфляция, изменения в законодательстве, мировые кризисы, революционные настроения и т.д.

Отраслевые Особенности функционирования той или иной отрасли

Территориальные Особенности расположения, природно-климатические условия и т.д.

Экстенсивные Рост объёма используемого сырья, увеличение основных фондов и т.д.

Интенсивные Эффективность производительности труда, материалоотдачи, фондоотдачи и т.д.

Общие Особенности производства, общее состояние производства, компании в целом

Структурно-организационные Основы управления, принципы принятия управленческих решений и т.д.

Особые Факторы риска

Рисунок 2 - Критерии экономической эффективности

Для повышения экономической эффективности нефтегазовых предприятий необходимо учитывать внутренние и внешние факторы, проводить постепенную модернизацию производства, повышать квалификацию сотрудников.

Применительно к нефтегазовым проектам с помощью показателя экономической эффективности можно определить критерии доходности, сроков окупаемости, оборачиваемости активов [2, 3].

С помощью показателя экономической эффективности можно определить критерии доходности, сроков окупаемости нефтегазовых проектов, оборачиваемости активов. На управление экономической эффективностью влияют внутренние (технологии, корпоративная культура, стиль управления) и внешние (инфляция, налоговая политика, мировые кризисы) факторы (рис. 3).

Таким образом, экономическая эффективность нефтегазовых предприятий выражается через показатели результативности, рентабельности, размеры прибыли [4, 5].

Рисунок 3 - Факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия

Внутренние факторы - управленческие решения внутри самой организации. Необходимо понимать основные методы повышения экономической эффективности (рис. 4).

В сфере нефтедобычи для расширения производственной базы необходимо осваивать лицензионные участки: необходимы масштабные вложения. Один важный фактор развития фирмы - средний возраст нефтеперерабатывающих заводов. Их возраст более пятиде-

Рисунок 4 - Факторы, влияющие на экономическую эффективность нефтегазовых предприятий

Оценим перспективы развития отрасли реализации нефтепродуктов посредством АЗС. Выделим приоритеты роста экономической эффективности деятельности фирм в сфере поставок сниженных углеводородных газов и нефтепродуктов.

В условиях постоянного повышения уровня требований потребителей к качеству продукции и обслуживания особенно важно делать акцент на маркетинговую составляющую. Целесообразно увеличить инвестирование в формирование и грамотную организацию маркетинговой стратегии фирм (рис. 5).

На рынке реализации нефтепродуктов около 86 % покупателей фактически будут платить больше за лучшее обслуживание клиентов.

Социальные сети - это поле битвы, где малые и средние предприятия могут легко посягнуть на долю рынка крупного бренда, потому что их усилия, как правило, очень низовые, а их сила - вовлеченность. Небольшие компании обычно более ловкие в этих вопросах, поэтому корпоративным организациям необходимо понять, как быть «человечными», т. е. клиентоориенти-рованными в социальных сетях. Социальные сети могут быть чрезвычайно влиятельными и вдохновлять на взаимодействие, в отличие от любого другого средства контент-маркетинга.

Полагаем, что лучшие практики для социальных сетей включают:

1. Создание стандартизированных руководств по работе с социальными сетями для каждого сотрудника. Создание процесса реагирования на клиентов в социальных сетях, в котором участвуют все соответствующие члены команды, чтобы усилия не дублировались. Такой инструмент, как Smart Inbox от Sprout Social, упрощает совместную работу нескольких членов команды и сетей. Упоминание позволяет выслушать клиентов, которые напрямую не обращаются к вам. Поскольку корпоративные компании, как правило, имеют больше социальных взаимодействий, возникает необходимость создать систему реагирования, к которой имеет доступ вся команда или компания.

2. Акцент на человечность. Это может показаться противоречащим нормам корпоративного маркетинга, но людям нравятся люди, а не роботы. Платформа взаимодействия, связанная с социальными аккаунтами компании, упростит поиск подписчиков, открывая путь к непрерывному диалогу.

3. Омниканальный маркетинг: понимание клиентов через точки соприкосновения. Клиенты регулярно взаи-

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

сч

0 сч

сч

01

о ш m

X

3

<

m О X X

модействуют с брендами в различных средах. Это может быть слабым местом предприятия, если с ним обращаться неправильно, без структуры или стратегии.

ПуТИ ГО&ЫШСНИЯ ЭКОНОМИЧССКПЙ >(]п|]СКТПВНПС П1 фКрМЫ

Экономия рабочего прсмеип согрудннка Доешжения ИТ II Робота с ■1СЛОЭСПССК1Ш фактором Удушение иккны управления

1 С'ллжемле трудоемкости 1 1 Освоение Деиекрашищи, ншювацпоииых дечяградииц.« тестмктоП ущимии« 1 ("l'HCpilkMKri:inlUIIIHO М.ТПГИЛГЦНН Е труду

Экономия СрСДСИ) "Туда Анш.маглчщкя производила Повышение отек- кенткпи у ooifyviHiiicoM Улучшение ] i>cv, jape г K'XHom рС1)лнр1М)ннй

111!

Рост технического урлшгя Создание к иемшмонжне никы\ материален* Понышекие п рофесснюиалнзка Улучшение системы xm рас чего п

Вке.фение ч:п ::pil*mi,HnrLi

стнму.шронання

Улучшение квчттм лрцдук'ок

Сохи* I." хирсчинх yuDOlHH |iy.'i;i

Рисунок 5 - Пути повышения экономической эффективности предприятий

Даже давно существующие корпоративные компании с трудом поддерживают новые каналы и создают единый бренд для каждого из них. Никто не имеет преимущества, поэтому лучшие предприятия стараются его создать.

Лучшие практики омниканального маркетинга включают:

1. Использование всех точек взаимодействия с клиентами для сбора данных и их хранение в центре взаимодействия для будущих коммуникаций. Используйте доступные данные для выявления основных клиентов и потенциальных клиентов и взаимодействуйте с ними с помощью маркетинга и продаж.

2. Проведение персонализированных кампаний с учетом как текущего канала, так и действий покупателя для максимальных конверсий.

3. Маркетинговая платформа взаимодействия, особенно с собственными возможностями ИИ, может быть полезна в омниканальном маркетинге, поскольку она может отслеживать каждого потребителя или покупателя по электронной почте, веб-сайту, социальным сетям и другим каналам и предсказывать лучший следующий контент или предложение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ожидания аудитории делают платформы взаимодействия обязательными для серьезных маркетологов. Создание и доставка контента, коммуникация по различным каналам и оценка длинного списка потенциальных клиентов - все это может стать работой на полный рабочий день на уровне предприятия без некоторой автоматизации, данных и организации.

Маркетинг нефтегазовых организаций направлен на решение следующих задач:

1) систематический анализ нефтегазового рынка;

2) создание товаров и контроль ценообразования;

3) стимулирование продаж нефтепродуктов.

На рынке реализации нефтепродуктов для успешного функционирования автозаправочных станций необходимо учитывать риски:

- неоперативную и недостоверную информацию о текущих остатках нефтепродуктов в резервуарах АЗС;

- слабый учет и контроль за персоналом АЗС;

- аварийный выход оборудования из строя;

- риск возникновения чрезвычайных ситуаций;

- хищения.

Отраслевые риски включают:

- колебания курсов валют и изменение политики государства в сфере таможенно-тарифного регулирования также может привести к дисбалансу спроса и предложения нефтепродуктов, гелия, СУГ;

- изменение закупочных или рыночных цен на нефтепродукты, гелий, СУГ и продукты нефтехимии может повлиять на уровень доходности фирмы.

Региональные риски связаны с географическими и климатическими особенностями страны и региона. Финансовые риски связаны с изменением процентных ставок, курса обмена иностранных валют. Для минимизации правовых рисков фирма осуществляет постоянный мониторинг изменений,вносимых в налоговое законодательство.

В частности, ООО «Газэнергосеть розница» осуществляет мелкооптовую и розничную реализацию сжиженного углеводородного газа и нефтепродуктов производства предприятий ПАО «Газпром». ООО «Газэнерго-сеть розница» (дочерняя компания ООО «Газпром газэнергосеть») управляет розничными активами по реализации СУГ и нефтепродуктов в 28 регионах.

Более половины АЗС в России принадлежат компаниям, не входящим в вертикально-интегрированные нефтяные компании. Задача государства дать таким компаниям возможности для развития - помощь в привлечении финансирования, внедрение новых технологий. В Европе растет количество альтернативных заправок: начиная с электричества, водородного и газомоторного топлива (пропан-бутан, компримированный газ, сжиженный природный газ), заканчивая синтетическим топливом из угля и биотопливом.

В России также активно развивается формат магазинов при АЗС convenience store - «удобный ритейл». Развитие идет интенсивно, и изменения носят, в первую очередь, не количественный, а качественный характер. Основа концепции - комфорт для покупателя. Зачастую потребности потребителя не ограничиваются только заправкой своего автомобиля, а зависят от местоположения, времени и обстоятельств. Для привлечения и удержания клиентов путем предоставления качественных и разнообразных товаров так важны партнерские связи фирмы, стабильность поставок и надежность поставщиков [5].

В Европе продажи аксессуаров и сопутствующих товаров на автозаправках составляют 2/3 прибыли АЗС. В России показатель находится на невысоком уровне, но постоянно растет. Специфика российского заправочного бизнеса такова, что для многих АЗС основными источниками дохода являются уже не бензин и дизельное топливо, а сопутствующие товары. В перспективе же речь идет о том, что бензоколонки станут лишь небольшой частью сетей многофункциональных сервисных комплексов, расположенных вблизи автодорог. Главное -грамотно выстроить работу, и следовать как традиционным правилам торговли, так и внедрять новейшие технологии.

В качестве перспектив развития сферы деятельности АЗС можно выделить направления:

1. Усиление роли собственной торговой марки АЗС.

Многие АЗС делают упор на развитие ассортимента товаров собственной торговой марки. И этот тренд будет усиливаться. Например, у одного из лидеров рынка - АЗС «Газпромнефть» - товары для автомобилистов выпускаются под торговыми марками «Сеть АЗС Газпромнефть» и G-Drive. Компания запустила также бренд кафе Drive Café и под этим брендом выпускает напитки, снеки, конфеты и даже шоколадные батончики. На большинстве заправок Drive Café посетителям предлагают свежую выпечку, сопутствующие товары и свежесварен-ный кофе.

В компании отмечают, что сегодня просто реализо-вывать топливо недостаточно. Современным АЗС важно обеспечивать не только быстрое обслуживание покупателей, но и создавать комфортную среду и уютную атмосферу для них, превращая свои АЗС в островки безопасности, где можно отдохнуть или совершить покупки необходимых в дороге товаров.

Ещё один пример успешного запуска продаж напитков под собственным брендом - АЗС Star в Германии, которые превратились из классических автозаправок с магазинами в гастрономические места встреч. Кафе АЗС предлагают посетителям кофе, производимый исключительно для сети из сырья с сертифицированных ферм Fairtrade. Реализация горячих напитков на станциях увеличилась настолько, что в большинстве кафе появилась вторая кофемашина.

Успешные кейсы Shell, Газпромнефть и других сетей, вышедших в лидеры по среднесуточному проливу нефтепродуктов, - это лучшее доказательство того, что развитие СТМ сети АЗС дает положительный результат. Также собственный бренд снижает зависимость от поставщиков и производителей.

2. Изменение ассортиментных групп.

В 2020 году усиливается тренд на развитие АЗС, как полноценных заведений общественного питания.

Российские предприниматели начали понимать, что покупатели отдают предпочтение автозаправочным станциям с кафе, магазинами и дополнительным сервисом. Поэтому АЗС стали уходить из ассортимента неликвидных товаров (масла, аккумуляторы, шины) и снижать активность продаж в магазинах при заправках в пользу кафе.

3. Сотрудничество с ресторанами хорошо известных брендов

Новый для России тренд-сотрудничество заправочных сетей с ресторанами таких хорошо известных потребителю брендов как «Бургер Кинг», «KFC» и «Макдо-налдс».

По оценкам аналитиков сети АЗС «Газпромнефть», подобные коллаборации позволяют увеличить трафик на 5-7% и реализацию нефтепродуктов на 3-5%. Пример реализации такой стратегии можно оценить на АЗС в Санкт-Петербурге, где успешно работает ресторан быстрого питания «Бургер Кинг».

Эксперты уверены, что развитие ресторанов формата drive through является перспективным, несмотря на непростую реализацию проектов на уже существующих заправочных комплексах.

4. Использование современного высокоскоростного оборудования

5. Развитие сложных программ лояльности -

АЗС привлекают клиентов программами лояльности.

ООО «ГЭС розница» использует дисконтная программа лояльности АЗС «Газпром», которая позволяет

контролировать затраты на топливо и накапливать привилегии. Став обладателем дисконтной карты сети АЗС «Газпром», автолюбитель получает статус постоянного клиента и возможность экономить при каждой заправке. Стоимость дисконтной карты составляет 250 (двести пятьдесят) рублей.

Общие условия по программе лояльности:

- Программа лояльности предназначена для физических лиц.

- Программа лояльности действует при заправке за наличный расчет и по банковской карте.

- Срок действия программы лояльности не ограничен.

- Скидки по программе лояльности не распространяются на товары в магазинах при АЗС.

- Дисконтные карты принимаются на всех АЗС сети «Газпром». На автоматических АЗС по дисконтным картам предоставляется фиксированная скидка 2%. Объем заправленного топлива не идет в зачет накоплений скидки на карте.

6. Экологичность

Ответственное отношение к окружающей среде становится важной частью философии АЗС. Для компаний это ещё один способ доказать, что они разделяют ценности и взгляды заботящихся о природе клиентов. На автозаправочных комплексах появляются экобоксы для сбора опасных отходов и электрозарядные устройства, а кафе и магазины успешно используют такое маркетинговое эко-решение как замена одноразовых стаканчиков.

Зарубежные АЗС активно предлагают своим клиентам заменить пластиковые стаканчики для напитков на многоразовую чашку навынос, привязывая к ней скидки и бонусы.

1200 автозаправочных станций Shell в Германии уже присоединились к программе использования многоразовых чашек. Принимая участие в депозитной системе RECUP, клиенты могут заказать кофе с собой в депозитной чашке за 1 евро, а вернуть ее можно у многих партнеров по всей стране. Таким образом, они способствуют сокращению отходов и экономии природных ресурсов.

Тренд на экологичность не обошёл стороной и российские АЗС. Ярким примером может служить АЗС сети «Газпромнефть»-на петербургских заправках сети ещё в 2013-м году начали устанавливать первые экобоксы. С момента установки были утилизированы тысячи килограммов батареек, энергосберегающих ламп и ртутных термометров.

Эко-миссия в 2020 году может стать одной из тех, ради которых покупатели приезжают на АЗС вновь и вновь. А желание компаний следовать этому тренду позволит поддерживать имидж, удерживать старых клиентов и привлекать новых.

7. Уход в онлайн

Пандемия COVID-19 серьёзно сказалась на изменении покупательского поведения. На фоне призывов к социальному дистанцированию оказались затронуты многие отрасли. В этой ситуации стали актуальны онлайн-продажи. Тенденция приобретения товаров и услуг с помощью мобильных приложений коснулась и АЗС.

Так, мобильное приложение «Газпромнефть» уже стало цифровым маркетплейсом, в котором можно оплатить услуги не выходя из машины.

Таким образом, учитывая все вышеописанные мероприятия можно увеличить эффективность автозапра-

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

es

0 es

es

01

o

Ш

m

X

<

m O X X

вочного бизнеса, который играет важную роль посредника между производителями топлива и потребителями. Он является частью нефтяной промышленности, которая является важной частью экономической системы нашей страны. Именно поэтому повышение эффективности функционирования сетей автозаправочных станций приоритетное направление в бизнесе и государственной политике.

Ценовая конкуренция в силу узкого диапазона цен на топливо уже не способна существенно влиять на предпочтения клиентов АЗС. Владельцам заправок приходится искать альтернативные способы привлечения внимания потребителей. Чтобы завоевать покупателя, которому свои услуги предлагают сразу несколько операторов, и повысить в целом эффективность функционирования автозаправочных станций, необходимо регулярно внедрять актуальные маркетинговые мероприятия.

Одним из способов реализации маркетинговой стратегии является акцент на привлекательности АЗС, ее внешней составляющей, чистоте, удобном подъезде, высококачественном освещении. В ночное время качественная, хорошо обозреваемая вывеска может повысить посещаемость заправки до 50%.

Следующим элементом маркетинговой стратегии является повышение качества услуг. Это довольно обширная сфера, требующая также активного использования новых технологий.

Таким образом, разработаны положения по обоснованию направлений устойчивого и эффективного функционирования фирм в сфере поставок сниженных углеводородных газов и нефтепродуктов.

Систематизированы важнейшие факторы, которые определяют рост экономической эффективности деятельности газораспределительных фирм в сфере поставок сниженных углеводородных газов и нефтепродуктов, а именно доступность ресурсного обеспечения, степень освоения производственного потенциала, освоение маркетинговых инструментов, что позволило обосновать направления роста конкурентоспособности и развития производственных, технико-технологических процессов.

Предложены направления повышения экономической эффективности развития организаций в сфере поставок сниженных углеводородных газов и нефтепродуктов, а именно активизация человеческого фактора, экономия рабочего времени, внедрение инновационных технологий, улучшение качества продукции, активизация риск-менеджмента, что позволит повысить производительность труда, улучшить имеющийся производственный, экономический потенциал.

Литература

1. Кондрашов Д. В. Риск-менеджмент как направление повышения эффективности бизнеса / Д. В. Кондрашов, А. В. Кондрашова // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : сб. ст. по материалам 74-й науч.-практ. Конф. По итогам НИР за 2018 г.; под ред. А. Г. Кощаева. - Краснодар : кубГАУ, 2019. - С. 817-819.

2. Инвестиционный менеджмент: метод. указания / В. И. Гайдук, А. В. Кондрашова. - Краснодар : КубГАУ, 2016. - 40 с.

3. Секерин В. Д. Инвестиционный менеджмент : учеб. пособие / В. Д. Секерин, В. И. Гайдук, А. Е. Горохова, А. В. Кондрашова. - Краснодар : КубГАУ, 2018. -104 с.

4. Кондрашова А. В. Использование инновационных элементов в маркетинговой стратегии сети АЗС / А. В. Кондрашова, А. Е. Бердянова // Проектный и инвестиционный менеджмент в условиях цифровой экономики : материалы национальной научно-практ. конф. (г. Краснодар, 2 апреля 2020 г.). - Краснодар : ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2020. - С. 141-145.

5. Кондрашова А. В. Маркетинговая стратегия как основа устойчивого развития компаний в сфере реализации нефтепродуктов / А. В. Кондрашова, А. Е. Бердя-нова // Развитие научной, творческой и инновационной деятельности молодежи : сборник статей по материалам XI Всеросс. (национальной) науч.-практ. конф. молодых ученых, посвященной 75-летию Курганской ГСХА имени Т.С. Мальцева (г. Курган, 21 ноября 2019 г.). Курган : Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева (Лесниково), 2019. - С. 331-335.

6. Сысоева Е.В. Современное оперативное управление производством в организации // Инновации и инвестиции. 2019. № 3. С. 121-125.

7. Никулин Л.Ф., Сулимова Е.А., Потапов Р.А. Теоретические аспекты становления современной модели менеджмента // Инновации и инвестиции. 2017. № 3. С. 109-112.

8. Clustering as a criterion for the success of modern industrial enterprises / Akhmetshin E.M., Kolpak E.P., Sulimova E.A., Kireev V.S., Samarina E.A., Solodilova N.Z. // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 23. С. 221-231.

Directions for improving efficiency of the firm's functioning

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20,

M30, Z33_

Kondrashova A.V., Alekseev V.A., Grigoryan A.R., Shevchenko V.S.

Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin Theoretical recommendations for ensuring the firm's sustainable and efficient functioning have been developed. The theoretical aspects of the economic efficiency of companies in the work were studied, the factors and directions of productivity growth were identified and substantiated. The critical factors that determine the growth of economic efficiency of gas distribution firms in the supply of liquefied hydrocarbon gases and petroleum products were systematized, namely the availability of resourcing, the degree of potential productive capacity, development of marketing tools, which allowed to justify the directions of increasing the competitiveness and development of production and technological processes. The directions of increasing the economic efficiency of organizations development in the field of supply of liquefied hydrocarbon gases and petroleum products have been proposed, namely, the revitalization of the human factor, saving working time, the introduction of innovative technologies, improving product quality, and the revitalization of risk management. The recommendations that allow to increase the economic efficiency of the company's activities by a focus on the marketing component of the petrol station has been presented. There is an urgent need to introduce marketing activities in order to improve the efficiency of petrol stations in the Krasnodar region through alternative financing schemes in conditions of high risk of investing capital in technical re-equipment of activities. It is assumed that ensuring the effective functioning of firms in the sphere of petroleum products sales is associated with the introduction of marketing activities. Practical recommendations have been developed to ensure the firm's sustainable and

effective functioning in the sale of oil and gas and petroleum products.

Keywords: economic efficiency, firm, marketing efforts, sales of

petroleum products, marketing activities. References

1. Kondrashov D. V. Risk management as a direction of increasing

the efficiency of business / D. V. Kondrashov, A. V. Kondrashova // Scientific support of the agro-industrial complex: collection of works. Art. based on materials from the 74th scientific-practical. Conf. Based on the results of research work for 2018; ed. A.G. Koschaeva. - Krasnodar: KubSAU, 2019. - P. 817-819.

2. Investment management: method. instructions / V. I. Gaiduk, A.

V. Kondrashova. - Krasnodar: KubGAU, 2016 .-- 40 p.

3. Sekerin VD Investment management: textbook. allowance / V. D.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sekerin, V. I. Gaiduk, A. E. Gorokhova, A. V. Kondrashova. -Krasnodar: KubGAU, 2018 .-- 104 p.

4. Kondrashova A. V. The use of innovative elements in the marketing strategy of the gas station network / A. V. Kondrashova, A. E. Berdyanova // Project and investment management in the digital economy: materials of the national scientific and practical. conf. (Krasnodar, April 2, 2020). -Krasnodar: Federal State Budgetary Institution "Russian Energy Agency" of the Ministry of Energy of the Russian Federation Krasnodar TsSTI - branch of the Federal State Budgetary Institution "REA" of the Ministry of Energy of Russia, 2020. - pp. 141-145.

5. Kondrashova A. V. Marketing strategy as a basis for sustainable

development of companies in the field of oil products sales / A. V. Kondrashova, A. E. Berdyanova // Development of scientific, creative and innovative activities of youth: a collection of articles based on the materials of the XI All-Russian. (national) scientific-practical. conf. young scientists dedicated to the 75th anniversary of the Kurgan State Agricultural Academy named after T.S. Maltsev (Kurgan, November 21, 2019). Kurgan: Kurgan State Agricultural Academy. T.S. Maltseva (Lesnikovo), 2019. - pp. 331-335.

6. Sysoeva E.V. Modern operational management of production in

the organization // Innovations and investments. 2019.No. 3.P. 121-125.

7. Nikulin L.F., Sulimova E.A., Potapov R.A. Theoretical aspects of

the formation of a modern management model // Innovations and investments. 2017. No. 3. S. 109-112.

8. Clustering as a criterion for the success of modern industrial

enterprises / Akhmetshin E.M., Kolpak E.P., Sulimova E.A., Kireev V.S., Samarina E.A., Solodilova N.Z. // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017.Vol. 15.No. 23.P. 221-231.

X X O OD A C.

X

OD m

o

io

2 O IO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.