УДК 665.6.7
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СОХРАНЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ПОЗИЦИЙ
НА РЫНКЕ ГСМ
Н. А. Печерица Научный руководитель - Н. С. Тарасюк
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Авторы рассматривают маркетинговые исследования как инструмент разработки и принятий дальнейших стратегических решений для более эффективной работы предприятия.
Ключевые слова: стратегия, тактика, товарооборот, доля рынка, мини-АЗС
STRATEGY AND TACTICS OF PRESERVATION OF MARKET POZITIONS IN THE PETROLEUM PRODUCTS MARKET
N. A. Pecheritsa Scientific Supervisor - N. S. Tarasyuk
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The authors consider marketing research as a tool for developing and making further strategic decisions for a more efficient operation of the enterprise.
Key words: strategy, tactics, turnover, market share, mini-filling stations
В настоящее время конкуренция на рынке нефтепродуктов достаточна высокая. Каждая компания борется за своего клиента всеми возможными способами.
АО «Красноярскнефтепродукт» - это крупнейшая товаропроводящая сеть нефтебаз и АЗС, охватывающая 14 городских и 37 муниципальных районов Красноярского края, состоящая из 14 действующих распределительных нефтебаз и розничной сети - 137 автозаправочных станций. Основные виды деятельности: оптовая и розничная торговля всеми видами нефтепродуктов и смазочными материалами, оказание услуг по хранению и перевалке нефтепродуктов и других видов услуг, а именно: проведение лабораторных анализов, ремонт оборудования АЗС, предоставление бензовозов для перевозки нефтепродуктов.
Раньше данная компания считалась лидером на рынке нефтепродуктов по Красноярскому краю, но в настоящее время она сдала свои позиции своему главному конкуренту ПАО «Газ-промнефть». Предлагаем разобраться, почему это случилось, с помощью анализа сильных и слабых сторон конкурента, который представлен в таблице 1.
Анализ показывает, что явное преимущество на рынке ГСМ имеет компания ПАО «Газ-промнефть». Это можно объяснить следующим. Во-первых, у АО «Красноярскнефтепродукт» за последние несколько лет происходит ухудшение качества продукции. Во - вторых, по сравнению с главным своим конкурентом, у «Красноярскнефтепродукта» качество сервиса намного ниже. В-третьих, это значительная потеря доли рынка, в том числе частичная потеря такого приоритетного направления как Северный завоз. В- четвертых, это низкое продвижение товара на рынке, по сравнению с конкурентом: у компании «Красноярскнефтепродукт» значительно меньшее количество рекламных акций, а значит и меньше информации для покупателей.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
Таблица 1
Анализ сильных и слабых сторон
Критерий АО «Красноярскнефтепродукт» ПАО «Газпромнефть»
1.Продукт
Качество 3 4
Престиж торговой марки 3 5
2. Цена
Цена 4 5
Наличие скидок, бонусных систем 3 5
Формы и сроки оплаты 4 4
3. Сбыт
Степень охвата рынка 3 5
4. Продвижение товара на рынке
Реклама 2 5
Стимулирование сбыта 3 4
Проведение акций 3 4
ИТОГО: 28 41
Далее проведем анализ товарооборота АО «Красноярскнефтепродукт», который поможет в дальнейшем нам выделить приоритетные направления развития деятельности организации. Общий товарооборот компании складывается из товарооборота по собственной реализации и услуг по перевалке и хранению. Причем более 50 % занимает товарооборот по собственной реализации (таблица 2)
Таблица 2
Анализ товарооборота по собственной реализации
Показатели товаро- 2013 год 2014 год 2015 год Отклонение
оборота по собст- Объем, Уд. вес, Объем, Уд. вес, Объем, Уд. вес, Объем, Уд. вес,
венной реализации тыс. т. % тыс. т. % тыс. т. % тыс. т. %
Оптовый 131,8 15,9 87,8 10,8 89,5 13,1 1,7 102
Розничный 308,9 37,2 307,1 37,6 274,6 40,1 -32,5 89,4
Северный завоз 31,1 3,7 25,3 3,1 7,5 1,1 -17,8 29,8
Из данных таблицы видно, что с каждым годом снижается реализация именно северного завоза. Данное снижение происходит из-за появления конкурента ПАО «Газпромнефть» и предложений более выгодных контрактных условий.
По сравнению с предыдущими годами у АО «Красноярскнефтепродукт» немного увеличился объем оптовой реализации за счет заключения договоров с муниципальными предприятиями. Но в то же время резко сократился объем розничной реализации.
Снижение товарооборота, говорит о потере значительной доли рынка. Для того чтобы ее вернуть и сохранить в будущем компании необходимо провести меры как тактического, так и стратегического характера:
1. Улучшить качество своего продукта. Так как компания занимается только продажей готового продукта, значит, есть смысл в поиске других поставщиков, которые будут поставлять более качественную продукцию.
2. Улучшить качество сервиса, обслуживания, а для этого - построить на своих заправках, особенно на тех, которые находятся за чертой города, магазин, где люди могли бы не только взять себе продукты в дорогу, но еще и купить для своего автомобиля необходимые товары, например, моторное масло. Тем самым компания получит дополнительный заработок.
3. Компания может открыть сеть своих моек, как в черте города, так и на трассе. Это также поможет компании получить дополнительный доход.
4. Чтобы поднять розничные продажи, АО «Красноярскнефтепродукт» стоит продумать более интересную систему скидок для розничных клиентов.
Основной мерой стратегической направленности рекомендуется избрать расширение сети автозаправок путем строительства мини АЗС на оживленных загородных трассах.
Мини - АЗС - это, как правило, блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров. Мини АЗС могут быть как стационарные, так и передвижные.
Сравнительный анализ затрат доказал экономическую целесообразность использования мини - АЗС. Так строительство традиционной АЗС обойдется около 35 000 - 50 000 тыс. руб. Мини - АЗС же обойдется в 10 000 тыс. руб. Достаточно экономичный вариант, но при этом нисколько не уступает по качеству. При этом текущие затраты на реализацию 1 литра бензина составят: для традиционной АЗС 0,31 руб., а для мини-АЗС - 0,29 руб.
Помимо этого мини АЗС имеет еще ряд преимуществ:
- экономия земельных ресурсов (мини-АЗС занимает площадь всего 150 м2, что в 3-4 раза меньше традиционных АЗС);
- внедрение политики экологической безопасности (уменьшение количества поверхностных стоков и аварийного пролива из автоцистерн);
- экономия денежных средств за счет меньших капитальных затрат и исключение человеческого фактора;
- сокращение энергопотребления;
- повышение уровня комфортабельности и удобства процесса заправки автомобиля на загородных трассах;
- существенное сокращение времени пребывания на АЗС для автовладельцев.
В результате внедрения мер стратегического и тактического характера:
- увеличится география реализации, что позволит увеличить долю рынка, а, следовательно, и конкурентоспособность;
- увеличится объем продаж, а при более низких затратах на один литр, возрастет сумма прибыли.
- рост товарооборота, сократит период оборачиваемости, что также увеличит к концу года сумму нераспределенной прибыли.
Установка сети мини - АЗС позволит организации расширить сферу влияния, а самое главное сохранить и укрепить свои рыночные позиции на таком высококонкурентном рынке, как рынок нефтепродуктов.
Библиографические ссылки
1. Годовой отчет ОАО «Красноярскнефтепродукт» за 2015 год [Электронный ресурс]. -режим доступа: http://www.knp.krsn.ru/
2. Грушенко, В. И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений : учебное пособие. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
3. Современный менеджмент: учебник / под ред. М. М. Максимцова, В. Я. Горфинкеля. -Москва: ИНФРА-М, 2014. - 299 с.
© Печерица Н. А., 2017