Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО "НК "РОСНЕФТЬ" - КУБАНЬНЕФТЕПРОДУКТ")'

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО "НК "РОСНЕФТЬ" - КУБАНЬНЕФТЕПРОДУКТ") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРЕДПРИЯТИЕ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ / РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / OIL PRODUCTS MARKET / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / MARKETING TOOLS / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM / OIL PRODUCTS SUPPLY COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермишина Е.Б.

В статье рассмотрены факторы повышения конкурентоспособности предприятий нефтепродуктообеспечения и определены приоритетные направления повышения уровня конкурентоспособности на примере ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт»In the article factors of increase of competitiveness of oil products supply enterprises are considered and priority directions of increase of competitiveness level are determined on the example of PC «NK» Rosneft»-Kubannefteprodukt».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО "НК "РОСНЕФТЬ" - КУБАНЬНЕФТЕПРОДУКТ")»

ности земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занятых объектами археологического наследия, допускающая как приватизацию таких земельных участков, так и ограничение их в обороте.

Для сельхозпроизводителей на территории Краснодарского края, данная проблема является существенной, так как значительное число курганов и селищ располагаются именно на территории земель сельскохозяйственного назначения. Для преодоления такого барьера землепользователям фактически приходится осуществлять необходимые мероприятия по разделу земельного участка с целью исключения из его границ объекта культурного наследия. На практике данные действия приводят к отсутствию правообладатели самостоятельных земельных участков, занятых объектами культурного наследия, ввиду низкого спроса такие участки. Как следствие, земельные участки неиспользуются и зарастают сорной растительностью. Источники:

1. ГАРАНТ.РУ: Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://base.garant.ru/12124624/]

2. ГАРАНТ.РУ: Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://base.garant.ru/12127232/]

3. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное право: Учебник. М.: — «Частное право», 2010

4. Савенко Г.В. Современные проблемы оборота земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения: Научно-практическое пособие / Под ред. А.А. Ялбулга-нова. — М.: «Центр публично-правовых исследований», 2009.

5. Боголюбов С.А. Земельное право Серия: Основы наук. 3-е издание, испр. и перер. М.: Юрайт, 2011.

Е.Б. Ермишина доцент кафедры экономики, к.э.н., Южный институт менеджмента

E.B. Ermishina

Associate Professor of the Department of Economics, Ph.D.,

Southern Institute of Management (elena-ermishina@mail ru, 89182132327)

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» -КУБАНЬНЕФТЕПРОДУКТ»)

Аннотация. В статье рассмотрены факторы повышения конкурентоспособности предприятий нефтепродуктообеспечения и определены приоритетные направления повышения уровня конкурентоспособности на примере ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт».

Annotation. In the article factors of increase of competitiveness of oil products supply enterprises are considered and priority directions of increase of competitiveness level are determined on the example of PC «NK» Rosneft»-Kubannefteprodukt». Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятие нефтепродуктообес-печения, рынок нефтепродуктов, маркетинговые инструменты, система управления.

Keywords: competitiveness, oil products supply company, oil products market,

marketing tools, management system.

Конкурентоспособность компании - это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной компании от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность компании характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции. С середины 1970-х годов понятие конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке мирохозяйственных позиций России [1].

Уровень конкурентоспособности компании характеризует ее экономическое состояние и является одним из критериев оценки состоятельности вместе с другими существующими критериями. Для выживания и развития отечественных компаний возможность управления конкурентоспособностью представляется жизненно важной.

Нефтегазовый комплекс принадлежит к наиболее важным стратегическим отраслям российской экономики и в значительной мере определяет промышленный потенциал страны. Условием устойчивого развития нефтяных компаний становится стратегия, сформированная с учетом тенденций изменения внешних условий, потенциала внутреннего развития, выявления и наращивания конкурентных преимуществ [2].

Экспертами выделяются два источника конкурентоспособности нефтяных компаний в Российской Федерации. Первый источник - это непосредственно активы, второй источник - это качество операций компаний. Соответствие качества операций ресурсной базе в современный период на 90 % определяет конкурентоспособность нефтяных компаний.

Для перспективного развития нефтегазового сектора важен процесс организации взаимодействия нефтяных и сервисных компаний. Глубокая вовлеченность добывающих и сервисных компаний в экономическую деятельность друг друга определяется сферой деятельности сервисных компаний, которая направлена на обслуживание потребностей предприятий нефтегазового сектора, связана с высокой долей наукоемких и специальных видов работ и имеет потребность в значительных инвестиционных ресурсах.

На современном этапе развития экономики условием успешной деятельности любой компании, обеспечения ее конкурентоспособности становится хорошо продуманная стратегия управления, формирование общих направлений развития. Компании должны изучать потребности рынка, выбирать наиболее рациональную стратегию, создавать маркетинговые структуры, искать более экономичные прогрессивные технологии, сбытовых агентов, организационные структуры, информационные сети и т.д.

Рассмотрим факторы повышения конкурентоспособности предприятий нефтепродуктообеспечения на примере ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефте-продукт».

На рынке нефтепродуктов Краснодарского края ПАО «НК «Роснефть» представлена предприятием нефтепродуктообеспечения ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт». Общество образовано и работает на рынке с 1995 г.

Общество осуществляет реализацию моторных топлив в розницу через собственную сеть АЗК и мелкооптовым потребителям с нефтебаз [3].

Основными видами деятельности Общества являются:

- обеспечение потребителей нефтепродуктами;

- транспортировка, хранение и продажа нефтепродуктов, услуги по транспортировке, хранению и продаже нефтепродуктов;

- эксплуатация взрывопожарноопасного производства;

- коммерческая деятельность, оптовая и розничная торговля.

ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» является крупнейшей компанией на юге России, которая обеспечивает нефтепродуктами потребителей Краснодарского края. В ее состав входят одиннадцать филиалов с резерву-арным парком общей емкостью более 230 тысяч кубических метров, имеющих механизированный прием и отпуск всех видов нефтепродуктов.

Работа филиалов ведется практически во всех районах края (38 районов). По состоянию на 01.01.2017 г. ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» имеет следующие ресурсы, представленные в таблице 1. Таблица 1 - Ресурсы ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт»_

Наименование Количество, шт.

Общее количество АЗС/АЗК 222

Нефтебазы 9

Газонаполнительная станция 1

Бензовозы 89

Газовозы 12

Спецтехника 96

Количество работников более 3,4 тыс. чел.

Вместе с этим проводится молниезащита всех нефтебаз, реконструируются резервуарные парки с заменой морально устаревшего оборудования.

Предметом деятельности ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» является обеспечение нефтепродуктами предприятий, сельхозпотребителей Краснодарского края, владельцев индивидуальных транспортных средств топливом и смазочными материалами, оказание услуг по хранению нефтепродуктов. Основными потребителями являются аграрный сектор, автотранспортные предприятия, бюджетные организации, владельцы индивидуальных транспортных средств. Общество осуществляет реализацию нефтепродуктов как оптом через нефтебазы, так и в розницу через сеть автозаправочных станций. В связи с тем, что основным потребителем нефтепродуктов является аграрный сектор, объем продаж напрямую связан с проведением сельскохозяйственных работ (полевые работы, посев, уборка).

Для реализации моторного топлива мелкооптовым потребителям Общество использует следующие механизмы продаж:

1. Реализация с нефтебаз по типовому договору поставки.

В случае технической возможности ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнеф-тепродукт» может предложить дополнительную услугу доставки моторного топлива до пункта слива покупателя.

2. Реализация с нефтебаз по типовому договору поставки с дополнительным долгосрочным соглашением.

3. Реализация с нефтебаз на основании результатов биржевых торгов.

ПАО «НК «Роснефть» через сеть предприятий нефтепродуктообеспече-

ния предлагает потребителям с нефтебаз только качественные моторные топлива экологического класса Евро-4 и Евро-5, соответствующие техническому регламенту таможенного союза. Гарантия качества поставляемого потребителям топлива является приоритетом для Компании.

Находящееся в Краснодаре главное Управление или Аппарат планирует и контролирует деятельность всех филиалов и нефтебаз по краю, включая Краснодарскую нефтебазу. Организационная структура ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» представляет собой тщательно продуманную схему, которая помогает осуществлять надлежащий контроль за филиалами и, в свою

очередь, предоставлять отчетность в генеральное управление нефтяной компании «Роснефть», в Москву.

На данном предприятии был проведен опрос среди респондентов по знанию брендов нефтяных компаний, присутствующих на рынке нефтепродуктов Краснодарского края. Были составлены вопросы и взято 314 интервью у пользователей нефтепродуктами.

По результатам опроса был сделан вывод, что первые три позиции занимают нефтяные компании «Лукойл», «Роснефть», «Газпромнефть», они же являются и основными игроками на розничном рынке реализации нефтепродуктов Краснодарского края и Республики Адыгея.

Также был проведен опрос по ощущению бренда потребителем и уровню комфорта, который ассоциируется с брендом. Бренд НК «Роснефть» воспринимается потребителями позитивно. Это связано с обновленным образом АЗС НК «Роснефть». Яркий объемный светящийся логотип привлекает внимание, создает ощущение праздника. Большая площадь остекления создает впечатление открытости, дружелюбия, побуждает зайти внутрь. Логотип «бур» позволяет четко категоризировать АЗС, как принадлежащую компании «Роснефть».

Рынок нефтепродуктов является олигополистическим. Жесткость цен в условиях олигополии заставляет компании делать основной упор на неценовую конкуренцию. Неценовые преимущества компании труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.

К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят: усиление дифференциации продукции, рост качества обслуживания покупателей, стиль и дизайн, реклама и стимулирование сбыта, расширение номенклатуры продукции.

Компания ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» должна использовать методы неценовой конкуренции для усиления конкурентных преимуществ.

Преимуществом крупных фирм-конкурентов, относящихся к первичному оптовому рынку и имеющих разветвленную сеть АЗС, таких как нефтяная компания «Лукойл», является тот факт, что эти вертикально интегрированные компании, имеющие в собственности полный топливно-энергетический комплекс, могут иметь в запасе необходимый объем нефтепродуктов, выигрывать в качестве, регулировать розничные цены, быстро и четко реагировать на изменение рынка.

К преимуществам АЗС конкурирующих фирм можно отнести также и выгодное расположение возле дорог федерального значения, оснащение современным технологическим оборудованием, современный дизайн и разнообразный спектр сопутствующих услуг.

В таблице 2 представлены сравнительные данные по количеству АЗС и общим продажам.

Таблица 2 - Основные игроки на розничном рынке реализации нефтепродуктов Краснодарского края и Республики Адыгея

Наименование сети 2014 г. 2016 г.

Кол.-во АЗС Общие продажи, тыс.тн./год Продажи на 1 АЗС, тыс.тн/год. Кол.-во АЗС Общие продажи, тыс.тн./год Продажи на 1 АЗС, тыс.тн./год

Роснефть 225 693 3,1 222 706 3,2

Газпром нефть 28 120 4,3 295 202 7,0

Лукойл 157 663 4,2 165 773 4,7

Прочие 637 553 0,9 598 330 0,6

По данным таблицы можно сделать вывод, что количество АЗС НК «Роснефть» значительно превышает количество АЗС других компаний. Но по общим объемам продаж и продаж на одной АЗС НК «Роснефть» не занимает лидирующих позиций. Так, по общим продажам НК «Лукойл» опережает НК «Роснефть» на 67 тыс.тн./год. По продажам на одной АЗС НК «Роснефть» имеет самый низкий результат по сравнению с НК «Лукойл» и НК «Газпром-нефть». Это говорит о том, что высокие показатели продаж АЗС НК «Роснефть» связаны с количественным преимуществом АЗС.

Доля рынка по продаже нефтепродуктов в НК «Роснефть» по Краснодарскому краю и Адыгее не изменилась в 2016 году по сравнению с 2014 годом. НК «Лукойл» увеличила долю рынка по продаже нефтепродуктов с 30 до 34 %.

Рассмотрим факторы макросреды, а также факторы, представляющие угрозу или способствующие развитию ПАО НК «Роснефть» - Кубаньнефте-продукт».

Основные факторы макроокружения, их состав, характерные черты составляющих макроокружения представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Экономические, политические и правовые факторы макросреды ПАО НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт»_

Фактор Проявление Возможные ответные меры ПАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт»

Факторы макросреды, действующие отрицательно на развитие компании

Опасность роста темпов инфляции (экономический фактор) Обесценивание накоплений ПАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» Введение финансовых операций, которые помогут сохранить покупательную способность денежных средств. Введение в договоры пункта об индексации платежей в случае их просрочки

Увеличение безработицы (экономический фактор) Снижение стоимости рабочей силы, уход работников из организации Формирование рациональной кадровой структуры предприятия

Повышение налоговых ставок (экономический фактор) Уменьшение денежных средств в сфере обращения и отток их в бюджет Завышение себестоимости и издержек, связанных с продажей и ее организацией, нахождение возможностей для минимизации налогов

Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу (правовой фактор) Изыскание денежных средств для покрытия вновь установленных отчислений Получение льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам

Социальная нестабильность в обществе (политический фактор) Увеличение социальной дифференциации общества Развитие социальной политики предприятия, разработка маркетинговых программ

Факторы макросреды, действующие положительно на развитие компании

Рыночное регулирование экономики (политический фактор) Возможность использования новых направлений хозяйственной деятельности Поиск направлений деятельности предприятия, приносящих дополнительный доход

Рассмотрим социальные, научно-технические, экологические и демографические факторы макросреды ПАО НК «Роснефть» - Кубаньнефтепро-

дукт».

Макросреда выступает предпосылкой, обуславливающей необходимость изменений в деятельности ПАО НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» для повышения конкурентоспособности компании.

Таблица 4 - Социальные, научно-технические, экологические и демографические факторы макросреды ПАО НК «Роснефть» -Кубаньнефтепродукт»

Фактор Проявление Возможные ответные меры ПАО «НК «Роснефть-«Кубаньнефтепродукт»

Факторы макросреды, действующие отрицательно на развитие компании

Рост территориальной мобильности населения (социальный фактор) Поиск квалифицированными работниками нового места работы и переход на нее Создание системы стимулирования работников

Рост территориальной мобильности населения (демографический фактор) Поиск квалифицированными работниками нового места работы и переход на нее Создание системы стимулирования работников

Экология (экологический фактор) Введение новых экологических стандартов в сфере добычи нефти и газа Повышение требований к экологической безопасности предприятия Проведение гигиенической сертификации установленного оборудования, сокращение использования оборудования со старыми экологическими стандартами. Выделение средств на охрану окружающей среды прилегающих территорий предприятия, организация безопасных условий труда

Факторы макросреды, действующие положительно на развитие компании

Рост образовательного уровня населения (социальный фактор) Повышение дисциплины труда, производительности и эффективности труда работников Кадровая политика, направленная на избежание конфликтов работников с руководством предприятия, вложения в профессиональную подготовку кадров

НТП в сфере добычи нефти и газа (научно-технический фактор) Появление новых совершенных видов оборудования Приобретение и использование нового оборудования

НТП в социальной сфере (научно-технический фактор) Увеличение социальных потребностей работников Улучшение условий труда и быта работников на предприятии

Демографическое омоложение (демографический фактор) Рост доли управленческих кадров среди молодых работников в структуре управления предприятием Совершенствование управленческой структуры предприятия, разработка должностных обязанностей

Успех компании и ее высокая конкурентоспособность зависит и от такого важного фактора, как внутренняя среда, которая находится в прямой зависимости как от проводимой руководством политикой, так и от работы сотрудников, их целеустремленности, навыков и умений.

К внутренним факторам, способствующим повышению конкурентоспособности компании ПАО НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» относятся: работа отдела маркетинга и развития, социальная политика, молодежная политика, политика в области промышленной безопасности и охраны труда, политика экологической безопасности.

В деятельности ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» есть

проблемные процессы, которые требуют дальнейшей разработки.

1. Прежде всего, это отсутствие конкурентоспособной программы лояльности на текущий момент, то есть комплекса маркетинговых мероприятий для развития повторных продаж существующим клиентам в будущем, продажи им дополнительных товаров и услуг, продвижения корпоративных идей и ценностей, других видов потенциально прибыльного поведения.

2. Компания должна постоянно развивать каналы реализации моторных топлив с нефтебаз, предлагая контрагентам наиболее прозрачные и современные инструменты продаж. В настоящее время ведется активная работа по увеличению объемов продаж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Отдел розничных продаж и эксплуатации АЗС должен четко определить основные направления деятельности: розничная реализация нефтепродуктов, операционная деятельность, договорная и прочая работа.

Таким образом, главными факторами успеха для ПАО НК «Роснефть» -Кубаньнефтепродукт» являются характерные для данной отрасли факторы, приносящие ей преимущества. Основными ключевыми факторами успеха, способствующими повышению конкурентоспособности, являются:

- использование маркетинговых инструментов;

- создание эффективной системы управления на предприятии, правильный подбор команды руководителей предприятия, надежные информационные системы и др.

Для обеспечения эффективной деятельности ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» определило задачи и перспективы на 2017 год:

- развитие розничной сети в перспективных районах Краснодарского

края;

- реализация региональных маркетинговых акций в целях повышения коэффициента потребительских предпочтений,

- дальнейшее развитие сопутствующего бизнеса;

- дальнейшее совершенствование организационной структуры Общества с целью повышения эффективности;

- обеспечение безопасности условий труда, экологической безопасности нефтебаз и автозаправочных станций;

- дальнейшее повышение уровня квалификации персонала.

Таким образом, основными приоритетными направлениями повышения уровня конкурентоспособности предприятий нефтепродуктообеспечения являются: увеличение стоимости предприятия за счет повышения эффективности деятельности на основе маркетинга, приверженность высоким стандартам корпоративного управления. Источники:

1. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Корпорация «Диполь», Ай Пи Эр Медиа, 2013.— 388 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16743.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. Mazilkina E.I. Management of competitiveness [Electronic resource]: a tutorial / E.I. Mazilkina, G.G. Panichkin is an Electron. text data. - Saratov: Corporation "Dipol", Ai P Er Media, 2013.- 388 c.- Access mode: http://www.iprbookshop.ru/16743.html.- EBS "IPRbooks"

3. Черемных С.В. Конкурентоспособность продукции нефтегазового комплекса России на мировом рынке: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14 Москва, 2005, 179 с.

4. Cheremnykh S.V. Competitiveness of products of the Russian oil and gas complex on the world market: Dis .... kand. Cand. econ. Sciences: 08.00.14 Moscow, 2005, 179 with.

5. http://www.rosneft-opt.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.