Научная статья на тему 'Концептуальная социально этичная модель дочерней нефтепродуктовой компании'

Концептуальная социально этичная модель дочерней нефтепродуктовой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Теунаев Д.М., Шевченко И.В., Рощупкина О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная социально этичная модель дочерней нефтепродуктовой компании»

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО ЭТИЧНАЯ МОДЕЛЬ ДОЧЕРНЕЙ НЕФТЕПРОДУКТОВОЙ КОМПАНИИ*

Д.М. ТЕУНАЕВ,

первый заместитель ОАО «НК «Роснефть - Кубаньнефтепродукт» И.В. ШЕВЧЕНКО,

доктор экономических наук, профессор О.Б. РОЩУПКИНА,

начальник планово-экономического отдела ОАО «НК «Роснефть - Кубаньнефтепродукт»

Генеральным направлением обеспечения концепции устойчивого развития является с о цио -эколого-экономическая оптимизация жизнедеятельности общества. Экономический рост, необходимый для решения социальных проблем, в настоящее время приводит к усилению антропогенного давления на окружающую среду. Международная конференция по устойчивому развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, стала поворотным пунктом, зафиксировавшим новые требования со стороны мирового сооб повышению социальной ответственности корпораций. Веление времени — нахождение баланса экономических, экологических и социальных интересов на всех уровнях: национальном, региональном, отраслевом, местном, уровне хозяйствующего субъекта. Сегодня это особенно актуально и может быть выражено в концепции социально этичной эффективности.

Суть концепции социально этичной эффективности в том, что компания, определив нужды, потребности и интересы целевых рынков, должна обеспечивать высшую потребительскую ценность более эффективными в сравнении с конкурентами способами, которые поддерживают или улучшают благополучие как потребителя, так и всего общества в целом (рис. 1)

Данная концепция призвана добиваться равновесия между тремя целями: прибылью компании, нуждами потребителей и интересами общества.

Причина, вызывающая необходимость разработки концепции социально этичной эффективности бизнеса, связана с глобализацией,

*Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.

Рис. 1. Три аспекта концепции социально этичной эффективности

Общество (общечеловеческие ценности)

Потребители (удовлетворение потребностей)

Компания (прибыль)

усиливающей влияние крупных компаний на экономическое развитие. Региональные власти, и даже национальные государства, постепенно утрачивают способность формировать внутреннюю социально-экономическую политику, уступая место крупнейшим, транснациональным компаниям. Негативные для устойчивого развития территорий социальные и экологические последствия деятельности мощных транснациональных компаний можно предотвратить только путем согласованных действий, направленных на постепенное формирование социально ориентированных моделей их поведения.

Рассмотрим проблему нахождения баланса на региональном уровне путем разработки концептуальной социально этичной модели на примере нефтепродуктовой компании.

Основные положения, при которых выводится модель. Организационно предприятия нефтепро-дуктообеспечения, как правило, входят в структуру холдингов нефтяных компаний (НК). На рис. 2 это показано на примере НК «Роснефть».

ОАО НК «Роснефть» — Кубаньнефтепродукт» — дочерняя нефтепродуктовая компания

- 27

Рис. 2. Организационная структура

ОАО «НК «Роснефть»

Нефтедобывающие предприятия

17 предприятий

Предприятия, обслуживающие сбытовую сеть

РН «Перспектива» ОАО «Всероссийский банк развития регионов» НПФ «Гарант» «СК «Нефтеполис» и др.

Нефтеперерабатывающие предприятия 3 предприятия

НИИ и проектные институты 4 учреждения

Предприятия нефтепродуктообеспечения 15 предприятий

НК «Роснефть», может быть отнесена к торгово-закупочным посредническим компаниям, так как основной формой деятельности дочерних не-фтепродуктовых компаний является закупка нефтепродуктов и последующая их продажа оптом и в розницу. Причем последняя осуществляется через 19 филиалов компании, объединяющих 23 нефтебазы и 144 АЗС. НК «Роснефть» — Куба-ньнефтепродукт» занимает достаточно сильные позиции на рынке нефтепродуктообеспечения и представлено практически в каждом районе Краснодарского края.

Дочерние НПК в своей деятельности, как правило, используют три вида ресурсов: природные, финансовые, трудовые. Сочетание использования предприятием данных ресурсов находит свое отражение в корпоративном имидже — образе компании, сформированном у представителей различных социальных групп: потребителей, инвесторов, госструктур, местной и международной общественности и т.д.

Проанализируем этот ресурс более подробно. Как известно, в немалой степени стабильному коммерческому успеху предприятия способствует его позитивный имидж. На рынке нефтепродукто-обеспечения ЮФО осуществляют свою деятельность крупные вертикально интегрированные нефтяные компании «Лукойл», «Роснефть», «ТНК», «Башнефть» и ряд мелких частных фирм. После определения состояния корпоративного имиджа экспертным путем по параметрам выявлено, что наиболее высокая оценка имиджа, в основном за счет положительной оценки потребителями (высокого качества обслуживания через АЗС) и 28 -

госструктур у НК «Лукойл». Сегодня очевидным становится тот факт, что устойчивое развитие компаний и улучшение их конкурентоспособности требует решения экологических, технических, экономических и социальных задач. Социальная этика не позволяет нарушать нормы общественных отношений во имя получения выгоды, требует высокого уровня социальной ответственности компаний, которые призваны думать о последствиях своих действий в обществе. На повышение корпоративного имиджа нефтяных компаний основное влияние оказывают экологическая и социальная составляющие, образующие этичный имидж компании.

Этичный имидж компании как представления широкой общественности о социальных целях и роли компании в экономической, социальной и культурной жизни общества формируется посредством информирования общественности о социальных аспектах деятельности предприятия, таких как спонсорство, меценатство, поддержка общественных движений, активное участие в решении проблем экологии, занятости, здравоохранения и т.д., содействие конкретным лицам. Этичный имидж предприятия является одной из составляющих концепции социально этичной эффективности.

Создание предпосылок для устойчивого развития социальной ответственности поведения в долгосрочной перспективе способно давать ощутимые выгоды. Вместе с тем в краткосрочном периоде социальные инвестиции означают дополнительные издержки и соответственно некоторое снижение конкурентоспособности. Отсюда следу-

ет, что социально ответственное поведение могут позволить себе сильные компании, имеющие достаточный запас прочности и серьезные конкурентные преимущества. Анализ развития социально ориентированного поведения позволяет выделить несколько уровней социальной ответственности предпринимательства.

Первый — базовый уровень, означающий добросовестное выполнение своих прямых обязательств перед обществом и государством, что выражается в:

• регулярной выплате заработной платы;

• соблюдении норм трудового законодательства;

• своевременной и полной уплате всех налогов;

• обеспечении установленных стандартов качества продукции.

Второй уровень предполагает формирование партнерских отношений, которые учитывают непосредственный интерес работников на основе взаимных интересов.

Третий уровень охватывает программы и направления деятельности, сфера действия которых выходит за рамки фирмы. Объектом социальных инвестиций в данном случае становятся население территорий либо отдельные его категории, где разворачивается действие компании.

Социальная ответственность в наиболее широком понимании предполагает участие компании в разработке и проведении государственной социально этичной политики, направленной на устойчивое развитие.

Помимо прочих составляющих этичного имиджа одну из основополагающих ролей сегодня должна приобретать экологическая политика НПК, основанная на том, что получаемая прибыль и удовлетворение нужд потребителей не должны идти в ущерб здоровью населения и экологии региона.

Социально-экономическая устойчивость сложным образом влияет на прибыль НПК. Кризисные явления в социально-экономической сфере могут на некоторое время вызвать ажиотажный спрос на нефтепродукты, соответственно рост цен на них и прибыль НПК. Однако в долгосрочной перспективе снижение социально-экономической устойчивости может привести к системному кризису, снижению жизненного уровня населения и соответственно спросу на нефтепродукты (пример — кризис 1991—1992 гг.), что вызовет снижение прибыли НПК, вплоть до критических показателей. Таким образом, НПК, исходя из собственных интересов, может выделять средства на повышение социально-экономической устойчивости.

Сформулируем теперь математическую модель НПК, учитывающую указанные выше соображения.

Формулировка математической модели. Пусть I = 0,1,... моменты времени деятельности НПК, когда производи- ~:я моделирование работы НПК.

Обозначим х1 (0 (/ = 1 ,2, 3, 4) количество нефтепродуктов /-го вида (1-бензин марки 95, 2-93, 3-76, 4-ДТ), получаемое и продаваемое НПК в период с 1-1 до I по ценам Рг (I), Рг (I) (/=1, 2, 3, 4) где Рг

(1)-цены покупки, Рг (I) — цены продажи. Очевидно, Рг (I) < Рг (I) (/ =1, 2, 3, 4). Кроме того, часть нефтепродуктов продается по оптовым ценам .

Обозначим через х 5 (I) — числовой показатель этичного имиджа НПК. Величина х 5 (I) может быть определена, например, экспертным путем, причем здесь возможны два варианта:

1-й вариант:х5 (I) = 1 — означает, что этичный имидж фирмы соответствует среднему имиджу конкурирующих компаний, х 5 (0<1 (х 5 (0>1) — имиджу компании ниже (выше) среднего уровня.

2-й вариант:х5 (I) = 0 — соответсвует среднему уровню, х5 (I) > 0 — выше среднего (приводит к дополнительной прибыли), х5 (0<0 — приводит к убыткам.

Таким образом, этичный имидж компании — это дополнительный товар, продажа которого приносит прибыль или убыток в зависимости от его уровня. С другой стороны, при производстве этого товара на качественном уровне, т.е. для повышения имиджа, возникают определенные издержки, на что расходуется часть прибыли, и одна из задач моделирования — это оценка эффективности вложения денег в повышение имиджа фирмы.

Обозначим через уг (I) (/ = 1, 2, 3, 4) ресурсы, используемые НПК, за вычетом получаемых нефтепродуктов, которые были уже учтены выше, причем: у 1 (I) — используемый капитал и прочие материальные и информационные ресурсы в денежном выражении, у 2 (I) — трудовые ресурсы (в денежном выражении условно можно взять равный фонду оплаты труда и прочие расходы по содержанию персонала), у 3 (I) — социально-экономический ресурс (в денежном выражении это суммы, вносимые в различные социальные и экономические стабилизационные фонды, пенсионный фонд, спонсорство, благотворительность и т.д.).

Экономическая оценка экологического ущерба будет учитываться в данной модели явно.

Обозначим через гг (I) (/ = 1...&) — количество /-го загрязнителя, выбрасываемого в окружающую среду. Будем отдельно учитывать загрязнение воз- 29

духа, водной среды и земли при осуществлении деятельности НПК. Для этого проанализируем технологические процессы в НПК. Ниже, на рис. 4, представлена технологическая цепочка процессов, протекающих в НПК, и проанализированы ее звенья с точки зрения наносимого ущерба окружающей природной среде.

Для дочерних НПК-компаний технологическая цепочка значительно проще. Так, например, для ОАО НК «Роснефть» — Кубаньнефтепродукт» нет необходимости учитывать нефтедобычу, транспортировку нефти нефтепроводами, железнодорожным транспортом, танкерами, соответственно перевалку на морских терминалах. Рассмотрим

1 2 3 4 5 6 7

Нефтедобыча

Хранение

Транспортировка

Хранение

Нефтепереработка

Хранение

Транспортировка

Нефтепродуктообеспечение

Г\

более подробно одно из звеньев данной цепочки (рис. 5) и исследуем его на наличие загрязнений воздушного бассейна, поверхностного стока и почвогрунта.

При эксплуатации АЗС выявлены следующие источники загрязнения воздушного бассейна: испарения при неисправности или негерметичности резервуаров для хранения нефтепродуктов и запорной арматуры, испарения при проливах и стекании нефтепродуктов со стенок заправочных пистолетов и шлангов бензовозов, испарения при повреждениях резьбовых соединений сливных устройств и приборов, испарения при подтекании топливораздаточ-ных колонок, испарения в случае разгерметизации резервуара при измерении уровня и отборе проб

нефтепродукта.

Также установлены источники загрязнения поверхностного стока: проливы при сте-кании нефтепродуктов со стенок заправочных пистолетов и шлангов бензовозов, переполнение резервуаров при их заправке, истекание нефтепродуктов с наливного рукава при его подъеме из резервуара после слива, разбрызгивание нефтепродуктов и перелив топливных баков автомобилей при их заполнении, осаждение и вымывание с осадками загрязняющих веществ из атмосферы, складирование загрязненного снега, завоз загрязняющих веществ на колесах автотранспорта.

При последующем загрязнении геологической среды поверхност-

Железнодорожный транспорт

Трубопровод

Танкер

Автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт

Трубопровод

Танкер

Автомобильный транспорт

Нефтебазы

Морские терминалы

Хранение Заправка Хранение Перевалка Хранение Перевалка

АЗС

Рис. 4. Звенья процесса товародвижения нефтепродуктов:

1) транспортировка от НПЗ до нефтебаз НПК; 2) приемка на нефтебазах НПК; 3) хранение на нефтебазах НПК; 4) выдача с нефтебаз НПК; 5) транспортировка с нефтебаз до АЗС; 6) приемка на АЗС; 7) продажа

чо_

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Хранение

Заправка

Рис. 5. Звено АЗС технологической цепочки процессов НПК

Рис.6. Технологическая цепочка процессов на АЗС

Измерение уровня, отбор проб

Очистка

резерву

ара

Слив Хранение Подача топлива Заправка

из автоцистерны в из резервуара транспортных

в резервуар резервуаре в ТРК средств

Утечки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Испарения

Нефтепродуктов -от 1,2 до 28,7 мг/л

Свинца-до 0,005мг/л

Хлоридов до 109мг/л

Сульфатов-до 17мг/л

Меди до 0,05мг

Цинка -до 0,08мг/л

ным стоком нужно учитывать два вида источников: наземные и подземные. Наземные — инфильтрация водорастворенных нефтепродуктов с территории через незамощенные поверхности, газоны, трещины в покрытиях. Подземные утечки из внутриплощадоч-ных сетей поверхностного стока, дождеприемных колодцев, очистных сооружений. Загрязнение поч-вогрунтов происходит в результате различных видов утечек, рассмотренных ранее, а также в результате выпадения осадков из атмосферы и движение автотранспорта по территории АЗС.

В результате анализа была получена технологическая цепочка процессов на АЗС, являющихся источниками загрязнения (рис. 6).

В процессе доставки бензинов к потребителю имеют место процессы опорожнения и наполнения резервуаров в товарных парках нефтеперерабатывающих заводов, перекачивающих станциях

магистральных нефтепродуктопроводов и нефтебаз, а также неподвижного хранения нефтепродуктов, в результате чего происходят значительные потери их от испарения, а следовательно, значительное загрязнение воздушного бассейна, особенно в теплое время года [3]. Помимо данного вида загрязнения существенный ущерб окружающей среде наносится в результате аварий на объектах хранения нефти. Рассмотрим более подробно факторы, влияющие на аварийность объектов хранения нефтепродуктов. Результатом статистического анализа и систематизации причин аварий на объектах транспортировки и хранения нефти позволили сделать вывод, что доля аварий, вызванных группой дефектов, связанных с изготовлением и строительно-монтажными работами, составляет в среднем 0,32; доля аварий от коррозийных процессов равна 0,28; доля аварий, вызванных внешними факторами, равна 0,31. На рис. 7 показаны наиболее существенные факторы аварийности объектов хранения и транспортировки нефтепродуктов.

- 31

Рис. 7. Факторы, влияющие на эксплуатационную надежность сооружения

Как уже отмечалось ранее, для дочерних НПК-компаний технологическая цепочка значительно проще, поэтому дефекты трубопроводов при дальнейшем рассмотрении учитываться не будут.

На каждом этапе технологической цепочки происходит загрязнение:

1) воздушного бассейна, за счет испарений. Обозначим ущерб от этого загрязнения в период с ,-1 до , через Яатм (,);

2) загрязнение водного бассейна, за счет сточных вод предприятий НПК, протечками и проливом топлива и т.д. Ущерб от загрязнения водной среды обозначим Яеод

3) загрязнение почв за счет нефтяных шламов, осадков сточных вод, и т.д., ущерб от которого обозначим Я (0.

поч у у

Таким образом, общий ущерб, наносимый окружающей среде от деятельности НПК в стоимостном выражении в период с t-1 до г, будет равен:

Я(,)=Яатм (г)+Ятд (г)+Яоч (г).

Для расчета каждого из слагаемых, входящих в Я(,), были использованы специальные формулы по каждому виду загрязнений [1].

Для примера приведем формулу для расчета величины экономического ущерба от загрязнения воздушного бассейна: п

Яатм (г) = У, О • / 4 • т* ,

1=1

где у, — денежная оценка единицы выбросов в усл. т, р./усл. т.; о — коэффициент, позволяющий учесть

32 -

региональные особенности территории, подверженной временному воздействию; /— поправка, учитывающая характер рассеяния примеси в атмосфере; 4 — коэффициент приведения примеси вида / к монозагрязнителю, усл. т/т; т, — объем выброса 1-го вида примеси загрязнителя. Причем величина У, равная 20 руб. за одну тонну загрязнений должна быть пересчитана с учетом инфляции с 1999 по 2005 г. включительно, то есть Уинфл = У, • 399-05, где /99-05 — это индекс цен с 1999 по 2005 г. включительно. Расчеты показывают, что 399-05 = 3,58 и, таким образом, У инфл = 71,6 руб. за одну тонну загрязнений.

Приведем формулу для расчета величины экономического ущерба от загрязнения водного бассейна:

Яеод (0= Р < -Р '¿^ ,

1=1

где Р, — денежная оценка единицы сбросов в усл. т, руб, усл. т; р — коэффициент, позволяющий учесть особенности водоема, подверженного вредному воздействию; — коэффициент приведения примеси вида / к монозагрязнителю, усл. т/т; V и — объем выброса 1-го вида примеси загрязнителя.

Приведем формулу для расчета величины экономического ущерба от загрязнения почв:

Я (,)= К, у (Н 5 К К ),

ПОНх 7 с I э о' 1

1=1

где, Нс — норматив стоимости земель, тыс. руб./ га; Кэ — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории; Ко — коэффициент для особо охраняемых территорий;

— площадь земель, загрязненных химическим веществом 1-го вида в отчетном году, га; Кхим — повышающий коэффициент при загрязнении земель несколькими (п) химическими веществами.

к = I1 + 0,2(п-1),п < 10 хим |3,п > 10

Рассчитаем теперь для НПК прибыль П(,) за период с ,-1 до

П(г) = у х(,)( р (,)- р (,)) -

1=1 ' 1=1

4

у х1 (,)( р (,)- Р (,)) — общая прибыль, получен-

1=1 — 4

ная от продаж нефтепродуктов, у у,- — общие

1=1

издержки за период с ,-1 до ,. То, что в этой формуле из общей прибыли вычитаются Яб (,) общие расходы на экологию, часть которых составляет стоимость экологического ущерба, наносимого окружающей среде Я(,) в результате деятельности НПК, означает, что НПК руководствуется принципом устойчивого развития. Очевидно, что Яб (,)

больше стандартных обязательных экологических платежей и стоимости экологического ущерба R(t), и поэтому будем предполагать, что Ro6 (t) включает их. Разница может быть направлена НПК самостоятельно на различные экологические мероприятия, фонды и т.д.

Прибыль П(0 можно считать социально этичной прибылью, поскольку при ее расчете учтены социо-эколого-экономические факторы. Величину

К0= ~7Т — отношение социально-этичной прибыли ^(t)

к сумме использованного капитала будем называть коэффициентом социально этичной эффективности (КСЭЭ) в период с t-1 до t.

КСЭЭ показывает степень реализации социально этичной концепции предприятия:

I. Если КСЭЭ < 0, то стратегия предприятия, его деятельность нацелены на получение сиюминутной максимальной экономической прибыли и не учитывает интересов общества, оказывает пагубное влияние на окружающую среду.

II. Если КСЭЭ = 1, то деятельность компании обеспечивает воспроизводство используемых ресурсов.

III. Если КСЭЭ > 0, то стратегия компании обеспечивает ей долгосрочный устойчивый рост и развитие региона функционирования.

Составим теперь уравнение состояния:

1. Продажа /-го вида нефтепродукта зависит от спроса на эти продукты, который в свою очередь зависит, как отмечалось выше, от имиджа НПК, а также от сезонных факторов, конъюнктуры рынка и т.д., таким образом:

xi (t)= Xi (t-1) + f (t, x5(t)), i = 1, 2, 3, 4, где Xi (t-1) — уровень продаж /-го вида нефтепродуктов за предыдущий период t-1, а fi (t, x5(t)) — приращение (еслиfi (t, x5 (t))>0) или уменьшение (если fi (t, x5 (t))<0) продаж за период t-1 до t. Как отмечалось выше, fi (t, x5(t)) зависит от многих факторов, учитываемых переменной t, особо выделена зависимость изменения продаж от имиджа фирмы, которая определяется зависимостью от переменной x 5. Очевидно, что при небольших изменениях x 5 можно считать, что и fi меняется незначительно и имеется линейная зависимость между изменениями числовой характеристики имиджа и изменениями продаж. Эта зависимость описывается по-разному при различных вариантах измерения имиджа фирмы, данных выше.

2. Этичный имидж НПК зависит от социально-экономической и экологической политики,

от качества и цены топлива в данный период и от средств, идущих на рекламную компанию по повышению имиджа НПК т.д., таким образом:

X 5(<) = X 5 (/-1) + f5(t, У 3(0, и (/)),

гдеf5(t, у 3 (/), и (/))—изменение показателя имиджа за период /-1 до /. Будем считать, что это изменение зависит от вектора и (/)=(и 1 (/), и2 (/), и3 (/)), где и 1 (!) — средства, выделяемые на рекламную компанию, и 2 (/) — средства, выделяемые на увеличение социально-экономической устойчивости, и з (/) — средства, выделяемые на экологические цели сверх стоимости ущерба, наносимого экологии деятельностью НПК. Общие расходы на экологию составляют: Яоб (/) = Я(/)+щ(/).

Заметим, что вектор-функция и(/) может выступать в данной модели как управляющая функция.

3. С учетом введенных выше обозначений:

УД0= У ДО + иДО + и2(0 + и() где у 1(/) — капитал, использованный для организации деятельности НПК.

Очевидно, что:

у 1(/) = у 1(/-1) + к 1(/)П(/-1) У 1(/) = У ,(/-1) + к 2(/)П(/-1), где к 1(/), к 2(/) — проценты прибыли, идущей на увеличение соответствующих инвестиций.

Из предыдущих уравнений следует соотношение:

¿>,(0 = (у 1(0 - У 1(0) + (к 1(0 - к 2(0) П(/-1),

1=1

которое показывает, что на расходы на рекламу, социально-экономические и экологические цели идут остатки сверх расходов на организацию производства деятельности НПК.

У 3(0 = У 3(/-1) + и 2(0.

4. Функциями и 1(/), и2(0, и3(0 (0 < и 1(/) < й 1, 0 < и2(/) < и 2, 0 < и 3(0 < и 3; где Ц — максимальные средства, выделяемые на эти цели) можно управлять с целью получения максимальной эффективности. Таким образом, математическая модель представляет собой задачу оптимального управления дискретными системами (функции к1(/), к2(/) — также можно включить в управление).

Алгоритм имитационного моделирования. Нами был разработан алгоритм имитационного моделирования деятельности дочерней НПК с целью проведения компьютерных имитационных расчетов различных сценариев развития экономической ситуации и самого предприятия. Ниже этот алгоритм описан по шагам.

Шаг 1. Ввод параметров, не изменяющихся со временем (к; о ; f А ; р ; Di; Нс; Кэ; Ко; S,■; п-коли-чество загрязнителей, используется для нахождения

33

к ).

хим''

Шаг 2. Задание начальных значений в момент времени, , = 0 (эндогенных переменных: х(0) ,(1 = 1, ..., 5); у,.(0), 1 = (1, 2, 3); П(0); у 1(0); экзогенных переменных: р (,), р (0), р (0), (1 = 1, ..., 4);неуправ-ляемых переменных: У,; т ; р,; V,).

Шаг 3. Полагаем , = 0.

Шаг 4. Задание управляющих параметров щ (,), 1 = (1, 2, 3); к 1 (,); к2(г);

Шаг 5. 1) вычисление Я(,) = Я.т (,)+Я^ (,)+Ят (,) , каждое из слагаемых вычисляется по следующим формулам: Я.т(,) = у, о • /-¿Д • т, ; Яво<,(г) = р,

1=1

•в - У ; Япо^)=Кхим ¿У (НН гКК о).

2) вычисление Я б (,) по формуле: яоб (, )о= Я(,)+«3(,).

Шаг 6. Полагаем времени , = , + 1.

Шаг 7. 1) вычисление значения функции у 1(,) по формуле: у1(,) = у 1(,-1) + к1(,)П(,-1);

2) вычисление значения функций у1(,) и у3(,) по формулам: у1(,) = у 1(,) + %(,) + «2(,) + и3(,); у3(^ = у3 (,-1) + и2 (,) соответственно.

Шаг 8. 1) вычисление значения функции х5 (,) по формуле: х (,) = х5 (,-1) + /5(,, у3 (,), и3 (,));

2) вычисление значения функций х (,), 1 = 1, ., 4 по формулам: х (,) = х1 (,-1) + / (,, х5 (,)).

Шаг 9. Вычисление значения функции П(,) по формуле:

п(,) = п(,-1) + ¿> (,)(р (,) - р (,)) - ¿у,(о- я^т.

1=1 — 1=1

Шаг 10. Если , > Т, то процесс моделирования заканчивается, иначе полагаем , = , + 1 и возвращаемся к Шагу 4.

В заключение отметим, что в предложенной концептуальной социально этичной модели дочерней НПК реализован новый подход к моделированию

деятельности НПК на основе концепции устойчивого развития. Предложен алгоритм имитационного моделирования. Предварительные имитационные расчеты показывают, что с помощью модели можно достаточно адекватно описать работу конкретной НПК — например, дочернего предприятия НК «Роснефть» — «Роснефть» — Кубаньнефтепродукт». Однако результаты имитационных расчетов на примере сценарного анализа развития «Роснефть» — Кубаньнефтепродукт» — это уже тема отдельной статьи.

Предложенная социально этичная модель дочерней нефтепродуктовой компании может служить также основой для построения модели устойчивого развития отрасли, предусматривающей социально-экономическое развитие общества и региона, обеспечивающей удовлетворение материальных и духовных потребностей в условиях экологической регламентации хозяйственной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. — Москва, «Единство», 2003. 519 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Угольницкий Г.А. Управление эколого-эконо-мическими системами. Москва, «Вузовская книга», 1999. 132 с.

3. Коршак С.А. Совершенствование методов расчета потерь бензинов от испарения из резервуаров типа РВС и РВСП/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, УГНТУ, г. Уфа, 2003.

4. Беляев А.Ю. Геоэкологическая роль поверхностного стока при строительстве АЗС в городских условиях/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. МГСУ, Москва, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.