Научная статья на тему 'Направления подготовки дизайнеров архитектурной среды в ИРНИТУ'

Направления подготовки дизайнеров архитектурной среды в ИРНИТУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
209
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РЕШЕТКИ / МЕТОДЫ ГАРМОНИЗАЦИИ / ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЬЕРА / СТЕРЖНЕВЫЕ СТРУКТУРЫ КАК ИНСТАЛЛЯЦИИ / ЛАНДШАФТ ГОРОДСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ / ДИЗАЙН МАЛОГО САДА / SPACE LATTICES / METHODS OF HARMONIZATION / INTERIOR GEOMETRY HARMONIZATION / FRAME STRUCTURES AS INSTALLATIONS / LANDSCAPE OF A CITY EMBANKMENT / DESIGN OF A SMALL GARDEN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Большаков А. Г.

Рассматриваются направления и методы дизайна архитектурной среды. Направлений два: дизайн интерьера и дизайн ландшафта. В их основе лежит представление о пространственной решетке как модели объектов. Решетки подлежат геометрической гармонизации. Порядок и тектоника пространственных решеток есть композиция, высокого качества которой должен добиться дизайнер. Рассматриваются некоторые методы геометрической гармонизации решеток. В дизайне ландшафта геометрическая гармонизация дополняется изучением свойств рельефа, текучей воды, дендрологическими характеристиками растительности. Социальный смысл пространственных решеток обеспечение адекватных условий жизнедеятельности субъекта пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DESIGNERS PREPARATION IN ARCHITECTURAL AREA IN INRTU

Design ways and methods in architectural area are considered. There are two ways: interior design and landscape design. There is the image of a space lattice as a model of objects in their core. Lattices are subject to geometry harmonization. The order and tectonics of space lattices is a composition, the high quality of which every designer should achieve. Some methods of geometry harmonization of lattices are considered. In landscape design geometry harmonization is completed by the study of landscape character, running water, dendrologic characteristics of plants. Social idea of space lattices is tp provide adequate conditions for life-sustaining activity of a space subject.

Текст научной работы на тему «Направления подготовки дизайнеров архитектурной среды в ИРНИТУ»

УДК 72.011

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

В ИРНИТУ

© А.Г. Большаков

Рассматриваются направления и методы дизайна архитектурной среды. Направлений два: дизайн интерьера и дизайн ландшафта. В их основе лежит представление о пространственной решетке как модели объектов. Решетки подлежат геометрической гармонизации. Порядок и тектоника пространственных решеток есть композиция, высокого качества которой должен добиться дизайнер. Рассматриваются некоторые методы геометрической гармонизации решеток. В дизайне ландшафта геометрическая гармонизация дополняется изучением свойств рельефа, текучей воды, дендрологическими характеристиками растительности. Социальный смысл пространственных решеток - обеспечение адекватных условий жизнедеятельности субъекта пространства.

Ключевые слова: пространственные решетки; методы гармонизации; геометрическая гармонизация интерьера; стержневые структуры как инсталляции; ландшафт городской набережной; дизайн малого сада.

WAYS OF DESIGNERS PREPARATION IN ARCHITECTURAL AREA IN INRTU

© A.G. Bolshakov

Design ways and methods in architectural area are considered. There are two ways: interior design and landscape design. There is the image of a space lattice as a model of objects in their core. Lattices are subject to geometry harmonization. The order and tectonics of space lattices is a composition, the high quality of which every designer should achieve. Some methods of geometry harmonization of lattices are considered. In landscape design geometry harmonization is completed by the study of landscape character, running water, dendrologic characteristics of plants. Social idea of space lattices is tp provide adequate conditions for life-sustaining activity of a space subject.

Key words: space lattices; methods of harmonization; interior geometry harmonization; frame structures as installations; landscape of a city embankment; design of a small garden.

Введение

В подготовке дизайнеров архитектурной среды в Иркутском техническом университете развиваются два направления по типу объектов проектирования: дизайн интерьера и дизайн ландшафта. По предметам исследований и проектирования можно выделить пять дисциплин:

1. Упорядочение и гармонизация пространства интерьера и предметов украшения в дизайне.

2. Эстетика и тектоника стержневых, в том числе деревянных, сооружений.

3. Фрактальные решетки в архитектуре общественных зданий.

4. Планирование и дизайн ландшафта набережных.

5. Ландшафтный дизайн малого сада.

Первые три дисциплины объединяются базовым методологическим принципом. Он состоит в том, что пространство и пространственная форма моделируются как решетки, и ведется поиск гармонизации этих формообразующих решеток. В двух последних дисциплинах базовый принцип дополняется знаниями о ландшафте и о ландшафтообразовании.

Первая дисциплина - гармонизация пространственных решеток

Ход рассуждения начинается с того, что любое обитаемое пространство и любой предмет обихода можно смоделировать в виде решетки. На плане здания мы видим решетку, на фасаде здания - тоже. План города - это решетка, состоящая из кварталов. Общее определение решетки формулируется следующим образом: это геометрическое место точек, которое складывается на основе базовой фигуры - ячейки. Решетку можно получить путем повтора, плоскостного сдвига и геометрической трансформации ячеек с последующей их компактной упаковкой. Разные правила сдвига, трансформации и упаковки ячеек вызывают к жизни разные типы решеток.

Осознаваемый порядок формирования решетки по-другому может быть определен как пространственная композиция. «Порядок априори тектоничен. В отличие от хаоса, он неизменно проявляется в конкретных устойчивых структурах и формах. Идея главенствования организующего начала выражается также в стремлении «овеществить» пространство ... общественного сознания, одним из важнейших векторов которого является самоорганизация. Самоорганизация, менее улавливаемая жестким рациональным пониманием, .резонансная настройка организма (системы) на окружение. Она - не что иное, как .способ выживания за счет создания порядка, а также последующего развития на основе преодоления собственного несовершенства, общественного и личностного, через стремление к гармонии и красоте» [1].

Правил упорядочения композиции, или формообразования, может быть много. В теории современной архитектуры формирование решеток по установленным правилам называют параметрическим моделированием [2].

К одному из аспектов такого моделирования можно отнести метод геометрической гармонизации решеток путем сдвига и поворота, зеркального и симметричного отображения простых геометрических фигур - квадратов, кругов, треугольников. Метод в интерпретации доцента кафедры архитектурного проектирования Е.В. Хохрина представлен как «метод ключа» [3]. Анализируется исходная ситуация (существующий план здания, фасад, генеральный план расположения объектов). Выявляется характерный геометрический образ, который для данной ситуации может служить «ключом».

На рис. 1 изображен фрагмент фасада исторического здания, на котором показан ключ (выделен цветом). Это плоская фигура, состоящая из квадратов и дуг окружностей. По мнению автора, она передает порядок компоновки данного фрагмента фасада.

Рис. 1. Выявление ключа на фрагменте фасада здания [3]

Далее по идее ключа этот геометрический образ накладывается на план здания, и это позволяет прочитать структуру плана, увидеть путь его геометрической гармонизации (рис. 2).

На рис. 3 показано применение ключа к построению проекции стен помещения, в котором обустраивается магазин. По стенам выстраиваются полки с товарами. Акцентируются входные проемы.

Рис. 2. Применение ключа к анализу и прочтению структуры плана

Рис. 3. Применение ключа к проекту развертки стен

На рис. 4 показана реализация проекта интерьера магазина. Представлен входной узел. Эллипс, входящий в состав ключа, воплощен во фрагменте подвесного потолка. На рис. 5 показан фрагмент того же интерьера, где мощение плиток пола воплощает элементы «ключа» и обозначает путь, по которому должен идти покупатель. Ключ выступает своего рода навигатором.

Данный метод геометрической гармонизации решеток применим и к анализу формы предметов обихода и украшений. На рис. 6 показаны студенческие работы по дизайну стилизованных корон, которые служат частью костюма фигуристов на соревнованиях по фигурному катанию.

Рис. 4. Реализация проекта интерьера. Входной узел. Архитектор Е.В. Хохрин

Рис. 5. Рисунок пола и направление движения покупателя

За исходные прототипы были взяты головные уборы, которые носили во времена Византийской империи представители власти - от чиновника до императора.

Проанализированы геометрические формы этих вещей. Выявлен ключ - сочетание простых фигур, образующих данную сложную форму. На основе принципа геометрической координации фигур спроектированы артистические короны уже современного, но стилизованного дизайна.

Рис. 6. Анализ геометрического построения головных уборов и ювелирных изделий. Студенческие работы. Руководитель - Е.В. Хохрин

На этом же рисунке приведены примеры правил геометрической гармонизации ювелирных изделий - колье, брошей. Данные украшения состоят из драгоценных камней, которые рассматриваются как узлы решетки. Оправа в виде ажурной сетки представлена как множество связей. В целом детально проработанная форма ювелирного украшения рассматривается как решетка. На ее узлах строятся квадраты, треугольники, их сопряжения в точках пересечения дуг вписанных и описанных окружностей.

В итоге выявляется ключ, благодаря которому форма ювелирного изделия стала красивой.

Вторая дисциплина - эстетика и тектоника стержневых деревянных сооружений

Дерево - один из самых благородных строительных материалов - становится все более дорогим и редким. Но Сибирь пока остается и должна остаться таежным краем.

Конструкции из дерева можно разделить на срубные (стеновые) и каркасные (стержневые). Каркасные конструкции в Сибири часто используются в дизайне абстрактных скульптур (инсталляций) в открытом рекреационном пространстве (рис. 7). Одно из качеств стержневых инсталляций - архитектоника. Это понятие означает визуальное выражение того, как работает конструкция. Т.е. видно, что она способна сопротивляться сжатию, растяжению, прогибу. Это сопротивление происходит за счет жесткости фигур, подбора сечений стоек и балок, диагональных стержней. Инсталляция должна показать также стремление к визуальному освобождению от тяжести, смелость консольных выносов стержней за пределы опоры.

Рис. 7. Абстрактные скульптуры - стержневые деревянные конструкции в открытом рекреационном пространстве. Под руководством Иркутского клуба молодых

архитекторов

Конфигурация стержневых деревянных конструкций должна задумываться как выразительный образ или даже как метафора. На рис. 7 одна из фигур напоминает силуэт бабочки. По конфигурациям ячеек, которые входят в инсталляцию, должно быть видно правило, по которому происходит трансформация одной фигуры в другую.

На рис. 7 показаны стержневые деревянные абстрактные скульптуры, спроектированные и исполненные нашими студентами. На рис. 8 представлены исторические прототипы стержневых пространственных конструкций из дерева.

Рис. 8. Стержневые деревянные конструкции - пространственные решетки стропильных систем и кессонированных потолков

На рис. 9 показан сложный соединительный узел, позволяющий компенсировать усадку сруба при применении смешанной, каркасной и стеновой, конструкции дома. Дом построен по проекту архитектора А.Г. Большакова. Конструктивный узел и фото автора, 2015 г.

Рис. 9. Рама, подстропильные балки, на них опираются стропила. Соединительные узлы. Жилой дом. Архитектор А.Г. Большаков. Октябрь, 2015 г.

Третья дисциплина раздела - фрактальные решетки

Понятие фрактальности означает разбиение фигур на составные части по принципу подобия частей целому [4]. Обучение дизайну в магистратуре на нашей кафедре имеет архитектурную основу. Пространственные решетки и каркас - понятия, неотделимо присущие архитектуре. Дизайн фасадов и объемов зданий исходит из условия решения задачи эстетической выразительности (рис. 10).

Рис. 10. Проектирование общественного здания как фрактальной пространственной

решетки. Автор - студент А.А. Ануфриев

В данном случае упорядочение и эстетическая выразительность решеток основаны на принципе фрактальности. В дизайне общественного здания треугольники и треугольные призмы и овалы, вписанные в треугольники, при переходе от общего решения здания к его деталям уменьшаются в размерах, но сохраняют подобие. Малые формы как бы вкладываются в большие. Это создает упорядоченность и выразительность композиции.

Четвертая дисциплина - методы планирования и дизайна открытых общественных пространств, в том числе набережных

Участие ландшафта в городской среде нельзя переоценить. Один из самых ценных видов ландшафтов - прибрежные территории. Планирование и ландшафтный дизайн городских набережных - одна из приоритетных дисциплин магистерской подготовки [5]. На рис. 11 показан эскиз планировки центральной рекреационной зоны города. В городах и районах, расположенных на берегах рек, озер и морей, раскрываются самые ценные визуальные кадры - это пейзажные панорамы города и окружающего района. Набережные бульвары являются экологическим фильтром, сберегающим чистоту воды. Они часто бывают излюбленным местом отдыха горожан.

ЕЭ Территории преигуиктеенно

üртителькистью

Территории преику ^ травлнигтой

pj: ти те ль ноет ью

С>тко;ь

Жилая застройка шш Садо&ь-е улэстки

Перспективная реорганизация пм з!ш<гтнннэ ■ рекреэиноннь е функции ж Мдц1н№-9мл*н«нкь£ территории на о. Конюг Обществен но-реи реэдионнье иентрь

[ 1 Эле «т ро порпаниии

Рис. 11. Планирование ландшафта прибрежной рекреационной зоны. Руководитель - профессор А.Г. Большаков

Поэтому использование данного ландшафта должно планироваться не для застройки, а для рекреации и охраны водных объектов.

Образное решение прибрежных территорий должно опираться на природные очертания береговой линии, островов и на рельеф речных террас.

На рис. 11 спланирован пейзаж, подчеркивающий природные формы ландшафта. В искусственном рельефе острова отображается рисунок плана города. Автор и руководитель проекта - проф. А.Г. Большаков.

На рис. 12 изображен фрагмент набережной реки Ангары (студент - Ушаков, руководитель - профессор Большаков). Существующий рельеф упорядочивается. Формируются террасы. Подчеркивается пластика рельефа. Террасы и площадки организуются для отдыха. В композиции участвуют сочетание зеленых покровов и твердых покрытий.

Дизайн набережных предполагает обучение принципам берегозащиты от размыва

[5].

Рис. 12. Проект фрагмента набережной. Руководитель - профессор А.Г. Большаков

Пятая дисциплина - дизайн малого сада

Наиболее востребованный объект ландшафтного дизайна - малый сад. Он может быть элементом городской среды и частной придомовой территорией.

На рис. 13 представлен габаритный чертеж малого сада (автор и руководитель -профессор А.Г. Большаков, аспирант - А.В. Сафронова).

Сад включает каскад прудов, верхнюю и нижнюю террасы, разделенные подпорной стенкой, устройство водопада. На рисунке показаны беседка для отдыха и древесно-кустарниковые насаждения.

Программа ставит целью обучить создавать выразительные и обоснованные сочетания каменных сооружений и древесно-кустарниковых насаждений (рис. 14). Сочетания элементов должны отвечать эстетическим и экологическим требованиям декоративной дендрологии.

I' щ jf m jf

«тьчимштш

Я ОЙЯШШШЦШ

Рис. 13. Проект малого сада. Габаритный чертеж. Руководитель - профессор А.Г. Большаков, аспирант - А.В. Сафронова

Рис. 14. Генплан малого сада. Контуры с каменными покрытиями, живыми покровами и древесными насаждениями (А.Г. Большаков)

Малый сад (рис. 15) должен быть целостной композицией, включающей рукотворный рельеф, водные объекты, насаждения, сооружения для отдыха, спуски, наружное освещение. Проектируются гидротехнические сооружения (рис. 16) - оборотный цикл движения воды, искусственный полив газонов и деревьев.

ПДШММД с отмшлнн урошй

Рис. 15. Проект малого сада. Развертка по подпорной стенке

Рис. 16. Проект малого сада. Разрезы по гидротехническим сооружениям

(А.Г. Большаков)

В целом малый сад представляет собой уютное и комфортное пространство (рис. 17 и 18). Он сочетает технические и природные компоненты.

Рис. 17. Общий вид водоема

Рис. 18. Проект малого сада. Общий вид. Профессор А.Г. Большаков, аспирант А.В. Сафронова

Доминирующая роль принадлежит образу природного пейзажа. Композиция располагает к отдыху и созерцанию.

Заключение

Результатом обучения в магистратуре по направлению дизайна архитектурной среды является следующее:

1. Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых, чтобы проектировать и заниматься бизнесом на двух участках рынка: а) дизайн интерьера, б) дизайн ландшафта и городской среды.

2. Получение теоретической базы для изучения и совершенствования методики проектирования по пяти дисциплинам:

2.1. Пространственные решетки и методы приведения их к геометрической гармонии и к соответствию социальным требованиям.

2.2. Эстетика и тектоника стержневых сооружений и частей зданий.

2.3. Фрактальные методы формообразования зданий, эргономика пространства.

2.4. Методы планирования и дизайна открытых общественных пространств, в том числе набережных.

2.5. Методы дизайна частного малого сада.

Наши выпускники, магистры, получают практические навыки и теоретическую базу для самостоятельной профессиональной деятельности в сфере дизайна окружающей среды и научной деятельности по избранному направлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила 02.02.2016 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Веслополова Г.Н. Воплощение гармонического порядка // Архитектон: известия вузов. 2015. № 51. URL: http://archvuz.ru/2015_3/5 (03.02.2016).

2. Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования. М. : Архитектура-С, 2006. 321 с.

3. Хохрин Е.В., Михалев В.В. Моделирование принципа конгруэнтности светоцве-товых пространств геометрической матрицы гармонизации архитектурно-художественной среды интерьера // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2 (3). С. 164-174.

4. Поморов С.Б., Филиппов А.А. Фракталы и их участие в архитектурном проектировании // Ползуновский вестник. 2014. № 1. С. 141-147.

5. Большаков А.Г. Проектирование городской набережной. Иркутск : Изд-во Иркутского государственного технического университета, 2009. 120 с.

REFERENCES

1. Veslopolova G.N. Voploshchenie garmonicheskogo poriadka [Embodiment of harmonic order]. Arkhitekton: izvestiia vuzov - Architecton: News of Higher Educational Institutions, 2015, no. 51. Available at: http://archvuz.ru/2015_3/5 (accessed 03 February 2016).

2. Shubenkov M.V. Strukturnye zakonomernosti arkhitekturnogo formoobrazovaniia [Structural regulations of architectural shaping]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2006. 321 p.

3. Khokhrin E.V., Mikhalev V.V. Modelirovanie printsipa kongruentnosti svetotsve-tovykh prostranstv geometricheskoi matritsy garmonizatsii arkhitekturno-khudozhestvennoi sredy inter'era [Modelling of the principle of congruence of light and colour dimensions of geometry matrix of harmonization of architectural and art interior area]. Izvestiia vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' - News of Higher Educational Institutions. Investments. Construction. Real estate, 2012, no. 2 (3), pp. 164-174.

4. Pomorov S.B., Filippov A.A. Fraktaly i ikh uchastie v arkhitekturnom proektirovanii [Fractals and their participation in architectural design]. Polzunovskii vestnik - Polzunovskii vestnik, 2014, no. 1, pp. 141-147.

5. Bol'shakov A.G. Proektirovanie gorodskoi naberezhnoi [Design of town embankment]. Irkutsk, Izd-vo Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta Publ., 2009. 120 p.

Информация об авторе

Большаков Андрей Геннадьевич, доктор архитектуры, профессор, заведующий кафедрой архитектурного проектирования, e-mail: andreybolsh@yandex.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Bolshakov A.G., doctor of architecture, professor, Head of the Department of Architectural Design, e-mail: andreybolsh@yandex.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.