Научная статья на тему 'Комбинаторный тренинг в развитии пространственного мышления'

Комбинаторный тренинг в развитии пространственного мышления Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
233
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / КОМБИНАТОРИКА / ТРЕНИНГ / ФОРМА / ПРИМИТИВ / МЫШЛЕНИЕ / ARCHITECTURE / COMBINATORIAL THEORY / TRAINING / FORM / PRIMITIVE / THINKING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Марков В. И.

Комбинаторный тренинг умственной деятельности – один из способов развития пространственного мышления, преобладающая склонность к которому свойственна деятельности в области архитектуры, дизайна, художественного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBINATORIAL TRAINING IN SPATIAL THINKING DEVELOPMENT

Combinatorial training of mental process – one of the methods of spatial thinking development, prevalent tendency of which is peculiar to activity in architecture, design, art.

Текст научной работы на тему «Комбинаторный тренинг в развитии пространственного мышления»

Information about the authors

Kalikhman A.D., Doctor of Physics and Mathematics, Professor, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 40-51-56, e-mail: inba@irk.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Khagdirova T.V., Undergraduate, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 4051-56, e-mail: v06@istu.edu; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 72

КОМБИНАТОРНЫЙ ТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО

МЫШЛЕНИЯ

В.И. Марков

Комбинаторный тренинг умственной деятельности - один из способов развития пространственного мышления, преобладающая склонность к которому свойственна деятельности в области архитектуры, дизайна, художественного творчества.

Ключевые слова: архитектура, комбинаторика, тренинг, форма, примитив, мышление.

COMBINATORIAL TRAINING IN SPATIAL THINKING DEVELOPMENT

V.I. Markov

Combinatorial training of mental process - one of the methods of spatial thinking development, prevalent tendency of which is peculiar to activity in architecture, design, art.

Key words: architecture, combinatorial theory, training, form, primitive, thinking.

При обучении какой-либо профессии в области организации пространства, формообразования выявляется необходимость развития определённых склонностей мышления, обеспечивающих решение поставленных задач в области архитектуры, дизайна, пространственных систем. При всём многообразии задач формообразования архитектурных объёмов, дисперсной формы пространственных систем при обучении подобному ремеслу (архитектуре, в частности) требуется и соответствующая методика развития мышления, пространственного мышления, обучение способности придумывать формы, комбинировать элементами-объёмами для разрабатываемой формы.

Как понимать выражение - комбинаторный тренинг в развитии пространственного мышления? С помощью подобранных упражнений по комбинаторике различных форм можно приучать мыслить формами, придумывать формы, комбинировать их в различных сочетаниях.

Комбинаторика (в словарном значении) - это раздел математики, изучающий вопрос о числе возможных способов распределения данных предметов в определённом порядке (перестановки, размещения, сочетания).

Комбинировать - соединять, сочетать, придумывать и проводить комбинации. Обратим внимание на то, что понятие «комбинировать» включает, помимо прочего, еще и «придумывание» т. е. мыслительные процессы.

Комбинаторика в нашем случае - это:

1. Раздел архитектурной теории, изучающий вопросы формообразования на основе различных комбинаций.

2. Метод формообразования на основе различных комбинаций» [1, с. 4].

Данный ряд изображений выполнен в предложенной системе ограничений: разрабатываемый объект всегда является вписанным в куб и не должен выходить за его пределы.

Фигуры 1, 2, 3 выполнены из плоских элементов. Это начальный в обучении используемый элемент моделирования фигуры. Фигура 4 является подобием фигуры 3 (по признаку одинаковой траектории развития), но выполнена на основе 3ё элемента, имеющего прямоугольное сечение. С этого момента начинается усложнение задачи создания формы. Итоговая форма создаётся путём слияния в «контейнер-куб» форм-«примитивов» - это куб, цилиндр, конус, пирамида, шар, призма и возможные другие.

Предлагаются примеры геометрического построения этих форм-«примитивов», вписанных в куб.

1

2

3

4

5

6

7

8

На представленных примерах показано: в пятом - построение следа на поверхностях куба от цилиндра в трех возможных положениях цилиндра (вертикальном и двух -горизонтальных), построение круга в аксонометрии. Далее показано построение фигур-«примитивов»: в шестом - построение цилиндра, вписанного в куб; в седьмом - построение шара, вписанного в куб; в восьмом - пирамида, в основании которой - грань куба; в девятом - пирамида, в основании которой квадрат с диагональю, равной стороне квадрата основания куба; в десятом - конус; в одиннадцатом - призма, в основании которой -квадрат с диагональю, равной стороне квадрата основания куба.

Далее представлены примеры создания различных отвлечённых форм (А+В) путём «слияния» форм-« примитивов» (А, В) в «контейнер-куб». По созданной фигуре (А+В) создаётся ортогональная проекция, что является завершающим этапом в отображении созданной фигуры.

А

В

А+В

Ортогональные проекции фигуры А+В

Ряд 1

А

В

А+В

Ортогональные проекции фигуры А+В

Ряд 2

А

В

А+В

Ряд 3

Ортогональные проекции фигуры А+В

А

В

А+В

Ортогональные проекции фигуры А+В

Ряд 4

А

В

А+В

Ряд 5

Ортогональные проекции фигуры А+В

А

В

А+В

Ряд 6

Ортогональные проекции фигуры А+В

линия сгиба раскроя

Развёртка (раскрой) для макета фигуры Ряд 7

Завершением работы над формой является изготовление макета формы из ватмана либо картона, для чего необходимо выполнить развёртку (раскрой) фигуры.

В ряду 7 представлена развёртка (раскрой) фигуры «В» шестого ряда. Выполнение макета явится хорошим итоговым тренингом мышления, проверкой правильности графического отображения принятого решения. Изготовление развёртки явится ещё одним упражнением в развитии пространственного мышления.

Рассмотренные примеры формообразования дают возможность самостоятельно продолжить тренинг на основе собственных форм-«примитивов», получить большое множество новых форм. Графическое исполнение задания даёт прекрасную возможность освоение компьютерных графических программ.

Ниже представлены примеры решения различных архитектурных задач на основе метода комбинаторики в архитектуре.

Надо напомнить, что метод комбинаторики мы рассматриваем с точки зрения инструмента развития пространственного мышления, закрепления навыка мышления различными формами объёмов, как признака культуры профессионального мышления. Рассмотренный метод развития пространственного мышления - не единственный см. [2].

Рис. 1 Рис. 2

На рис. 1 представлен комбинаторный мотив на основе шестигранной призмы [1,

с. 176].

На рис. 2 - комбинаторный мотив на основе куба, прямоугольной призмы различных пропорций [3, с. 90].

Рис. 3 Рис. 4

На рис. 3 - инженерный корпус Министерства автомобильных дорог Грузии. Тбилиси. Арх. Г. Чахава [4, с. 180]. Пример выраженного комбинаторного формообразования на основе комбинаций во взаимном расположении горизонтальных призм прямоугольного сечения.

На рис. 4 - проект оперного театра в Софии. Арх. Ф. Новиков, Г. Саевич и др. [5, с. 130]. Основой удивительной формы явилась комбинация различных по размеру цилиндрических объёмов.

Тема решена путём применения комбинаторного сочетания различных форм: вытянутых вертикальных цилиндрических стержней, сферических объёмов, «тарелок» различных размеров. В итоге создана фантастическая среда.

Рис. 5. Висячий город. Взвешенная архитектура. Арх. Г. Борисовский

Вывод: предложенная методика способствует закреплению и развитию навыка работы с формой путём комбинаторного использования элементов при создании разнообразных объёмов и пространственных систем, подвигает к пониманию закономерностей формообразования, освоению навыков работы с чертёжными инструментами, формирует устойчивое пространственное мышление, закрепляет положительный стереотип данной методики построения форм.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пронин Е.С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики : учеб. для вузов : спец. «Архитектура» / Е.С. Пронин. М. : «Архитектура-С», 2004. 232 с.: ил.

2. Марков В.И. Эвристическое моделирование формы : учеб. пособие / В.И. Марков. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2009. 56 с.

3. Архитектура Запада - 4: Модернизм и постмодернизм. Критика концепций / ЦНИИ теории и истории архитектуры. М. : Стройиздат, 1986 с., ил.

4. Курбатов В.В. Советская архитектура : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1988. 208 с.: ил.

5. Новиков Ф.А. Формула архитектуры : эссе / Рис. Б.А. Мокина. М. : Дет. лит., 1984. 144 с., ил.

6. Борисовский Г. Б. Наука, техника, искусство. Мысли о современной архитектуре. М. : Наука, 1969. 150 с., ил.

Информация об авторе

Марков Владислав Иванович, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: (3952) 40-51-71, 89149066556, е-шаП: irina@istu.edu; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Markov V.I., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 4051-71, 89149066556, e-mail: irina@istu.edu; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 7.017.412

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИНЦИПА КОНГРУЭНТНОСТИ СВЕТОЦВЕТОВЫХ

ПРОСТРАНСТВ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ ГАРМОНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ИНТЕРЬЕРА

Е.В. Хохрин, В.В. Михалев

В связи с тем, что существующая нормативная документация по проектированию интерьеров не содержит методики оценки качества светоцветовой среды, в статье представлен один из возможных путей оптимизации процесса проектирования и оценки вариантов светоцветовой модели проектируемого объекта. Дано компонентное обоснование построения светоцветовой модели интерьера и рассмотрены основные математические и физические принципы формирования матрицы базовой модели.

Ключевые слова: светоцветовая модель, среда, дизайн интерьера, матрица, конгруэнтность.

MODELLING PRINCIPLES OF CONGRUENCE OF LIGHT-COLORSPACES OF GEOMETRIC MATRIX OF ARCHITECTURAL AND ARTISTIC INTERIOR

HARMONIZATION

E.V. Khokhrin, V.V. Mikhalev

Because of the fact that existing normative documentation of interiors design does not contain assessment methodology of light-colorspaces, the article presents one of the possible ways to optimize processes of design and evaluation of variants of light-color model of the designing model. The article provides us with component merits of light-color model construction and mathematics and physics principles of matrix base model formation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: light-color model, environment, interior design, matrix, congruency.

На сегодняшний день отсутствует нормативная схема переноса качественных параметров трёхмерного пространства на двумерную матрицу, которая учитывала бы ключевые для дизайнера особенности светоцветовой среды и позволяла вариативно моделировать пространственно-временную динамику светоцветовой среды.

Практика современного проектирования показывает, что в дизайне необходимо пересмотреть процедуры использования разнообразного множества «палитр» и «цветовых схем» интерьера, применяемых без должного научного обоснования, и переходить к интуитивно понятной и объективно детерминированной светоцветовой модели, которая могла бы стать средством коммуникации между различного типа проектировщиками (дизайнерами, архитекторами и инженерами). По нашему мнению, такая модель должна быть записана для хранения и передачи в коротком и понятном цифровом формате и использована в процессе обсуждения (согласования) проекта с заказчиком, а также для архивного хранения проектной документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.