БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шульц М.М., Мазурин О.В. Современные представления о строении стекол и их свойствах. Л.: Наука. 1988. 200 с.
2. Ткчук Т.М. Цветные витражи: модно и стильно. М.: АСТ, 2008. 82 с.
3. Литвиненко С.В. Технология фьюзинга. Киев: Витражная мастерская, 2005.
123 с.
4. http://ncscolour.ru/ncs/system/
5. Иванова А.С., Калихман А.Д. Понятие поверхности в дизайне архитектурной среды // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. № 6 (46). С. 108-111.
Информация об авторе
Дайнеко Виктория Владимировна, аспирант кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: (3952) 40-51-56, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Daineko V.V., Post-graduate, Architecture Projection Department, tel.: 40-51-56, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 72
СИСТЕМА МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО
МЫШЛЕНИЯ
В.И. Марков
Предложена система методов развития объемно-пространственного и креативного мышления в областях различных видов пространственных искусств в приложении к обучению архитектурному творчеству.
Ключевые слова: объемно-пространственное мышление; ассоциативное мышление; эвристика; комбинаторика; творческое воображение; геометрическое моделирование.
SYSTEM OF DEVELOPMENT METHODS OF THE VOLUME AND SPACE
THINKING
B.I. Markov
We offered the system of development methods of the volume, space and creative thinking in the spheres of different kinds of space arts in the addition to the teaching the architectural art.
Key words: volume and space thinking; associative thinking; heuristics; combinatorial theory; art imagination; geometry modeling.
Современные темпы развития науки и техники предъявляют жесткие требования высшей школе, в частности в плане учета постоянного дефицита времени освоения неуклонно возрастающего объема информации. Эта проблема остро ощущается в дисциплинах, требующих развитое объемно-пространственное мышление как архитектура, дизайн, ювелирное дело, а также в инженерном деле, в области строительства, машиностроения и т.д., когда на начальном этапе вхождения в профессию требуется значительное время.
Основная задача системы - привить культуру объемно-пространственного мышления с помощью предлагаемой оригинальной методики формообразования.
Освоение предложенной методики укрепляет уверенность у обучаемого в своих силах, что на начальном этапе обучения пробуждает и закрепляет вкус к творению и является основным результатом в обучении на данном этапе.
В инженерной психологии известно, «что пороги чувствительности органов чувств изменяются под влиянием трудовой деятельности.
В зависимости от деятельности у каждого человека формируются определенные типы психофизических шкал. Деятельность существенно детерминирует селективность восприятия. Когда человек овладевает какой-либо деятельностью, у него формируется определенная система сенсорно-перцептивных действий, например, развивается глазомер» [1 с. 67].
В нашем случае у обучаемого (абитуриента, студента) формируется своя определенная система сенсорно-перцептивных действий в профессиональном мышлении: объемно-пространственное, ассоциативное, эвристическое, комбинаторный тренинг в творческом мышлении.
Мышление можно отнести к способности субъекта мыслящего найти пути и способы материализации мысли в различных сферах проявления его деятельности. В области архитектуры, градостроительства, в пространственных искусствах: скульптура, изобразительное искусство различных жанров, дизайн и др.
Мышление можно отнести к сфере пространственного. В подобных видах деятельности есть своя культура пространственного мышления, развитие которого требует и соответствующей методики.
Предлагаемой далее системе методик свойственны эвристические начала. «Эвристика» - слово греческого происхождения, имеет широкое толкование, в частности, обозначает метод обучения, способствующий развитию «находчивости, активности».
Предлагаемые методики призваны развить имеющееся у каждого человека пространственное мышление, воображение, привить навыки через систему освоенных приемов к абстрактному формообразованию.
К системе методик развития пространственного мышления, воображения можно отнести:
- моделирование отвлеченных форм;
- комбинаторный тренинг пространственного мышления;
- ассоциативность в становлении творческого мышления, воображения [2].
Моделирование отвлеченных форм предполагает последовательность этапов
работы по формообразованию на основе куба. Предлагается серия тестов, по условию которых необходимо изобразить на гранях куба след-траекторию части окружности (четверть окружности, следующие - половину окружности, трехчетвертная часть окружности). Например, на рис. 1 по верхнему ряду показаны фазы начала траектории полуокружности от левой вертикальной плоскости куба.
Г] Г].
Рис. 1. Моделирование отвлеченных форм: последовательность этапов работы по формообразованию
на основе куба
Под каждой фазой показан след траектории полуокружности в продолжении на смежную плоскость до смыкания с исходным положением полуокружности на левой вертикальной плоскости куба. Предложенная система тестов закрепляет в сознании испытуемого двухмерное изображение куба как объемного элемента.
Разработка объемов в «недрах» контейнер-куба предлагаемым способом - по методу «скульптора», т.к. их форма выполнена автором как заранее задуманная (рис. 2).
1
Рис. 2. Разработка объемов в «недрах» контейнер-куба
Например, исполнитель представляет в воображении форму и отображает ее в системе ортогональной проекции, выполняет фигуру в макете другим способом - методом «клонирования» (рис. 3), основой разработки новой формы является исходная форма (в данном примере - цилиндр), которая подверглась изменению путем вращения половины цилиндра в плоскости его рассечения на 90°.
На рис. 3 позиция № 1 отражает исходную форму, позиция № 2 отражает результат изменения исходной формы (цилиндр) в результате рассечения цилиндра плоскостью на две равные части с последующим поворотом правой части на 90° против часовой стрелки, образуется новая фигура, которая имеет идентичные признаки исходной формы, но отличается от исходной формы различным пространственным расположением одинаковых составных элементов (двух полуцилиндров).
№2
Рис. 3. Фигуры, выполненные методом «клонирования»
Предлагается комбинаторный тренинг развития пространственного мышления. С помощью подобранных упражнений по комбинированию различных форм можно приучить мыслить формами, придумывать архитектурные формы, комбинировать их в различных сочетаниях (рис. 4).
Рис. 4. Фигуры а и б «объединены» в один объем в кубе, получена итоговая комбинированная форма в
Рассмотренные примеры являются опорными в решении проблем развития способности в создании разнообразных объемов, форм, развития пространственного мышления. Формируется конкретная система сенсорно-перцептивных действий в конкретной области деятельности - формообразования, взаимодействия объемов, организации пространства.
В области создания пространственных систем, формообразования объемов требуется определенная методика воспитания культуры объемно-пространственного, креативного мышления, направленная на формирование профессиональных навыков работы в области архитектуры, дизайна различного приложения. Подобные навыки востребованы и в других видах деятельности, требующих определенных навыков пространственного мышления (в инженерной и практической деятельности в области строительства, машиностроения, ювелирном деле и др.).
Справедливо отмечено Эрнестом Неизвестным: «...нас учат говорить, учат читать, учат писать, учат быть хорошими, но не учат видеть - видеть пространство и форму как эстетическую категорию» [5 с. 64].
В предлагаемом методе основным формообразующим элементом является «пластина», которая может быть представлена плоской, полуцилиндрической, замкнутой в виде пустотелого цилиндра и других волнистых форм. Плоская поверхность может обретать бесконечное множество сочетаний. Использование такого элемента позволяет «разгрузить» мышление от багажа традиционных форм и объемов, привнесенных в сознание «жизненным опытом», что позволяет сочинять произвольные абстрагированные формы и пространственные системы, развивать креативную составляющую профессионального мышления.
Рис. 5. Произвольная плоская композиция, Рис. 6. Композиция, сложенная из элемента-пластины выполненная с использованием элемента-линии
На рис. 5 представлен пример произвольной плоской композиции, выполненной с использованием элемента-линии. Элемент-линия вращается через центр, перемещается по заданному направлению поступательно по прямой, циркульной кривой, произвольной кривой. Длина элемент-линии задается по условиям замысла композиции. На рис. 6 композиция сложена из элемент-пластины, что придает трехмерность композиции, построенной по признакам композиции на рис. 5.
Рис. 7. Произвольная композиция, выполненная из плоских и геометрически правильно измененных пластин
Рис. 8. Сложная произвольная композиция, выполненная из плоских пластин
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость № 3 (8) 2014
На рис. 7 изображена произвольная композиция, выполненная на основе использования плоских и геометрически правильно измененных пластин. На рис. 8 показана сложная произвольная композиция, выполненная на основе плоских пластин различной конфигурации. В композицию введен геометрический объем - шар, который привносит в композицию признак контраста [6 с. 193].
Дальнейшее развитие креативности возможно при использовании психологического понятия «ассоциативность» (связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей) [7 с. 30].
В применении понятия «ассоциативность» предложенной методики можно понимать, как способность субъекта (автора) адаптировать признаки и качества исходного объекта, как объекта подражания, по отношению к вновь создаваемому объекту. Ассоциативная способность свойственна творческой деятельности, литературе, различным видам визуальных искусств. В статье «ассоциирование» рассматривается как метод развития креативности пространственного мышления, способности перенести композиционные признаки, эмоциональное состояния объекта подражания вновь создаваемому объекту в виде графически выраженной абстрактной композиции, либо в макете. Объектом подражания, как правило, выбирается какое-либо классическое произведение искусства (живопись, графика, рисунок, архитектурный мотив, скульптура и др.). Основная цель метода заключается в развитии образной составляющей пространственного мышления, чему и способствует выбранный объект подражания.
Рис. 9. Детский сад в городе Карлсруэ
На рис. 9 представлен детский сад в немецком городе Карлсруэ. Авторами необычного здания являются, художник Томи Унгерера (Tomi Unqerer) и архитектор Айалы-Сюзан Йондель (Ау1а^^ап Yondel) [6]. Данный пример является ярким отражением задачи авторов проекта: создать абсолютный образ здания «Детский кот» архитектурно-художественными средствами, предвосхищая психологию потребителя этого здания. Творческий союз авторов - художника и архитектора позволило создать сказочный архитектурно-художественный мотив на радость детям. Данный пример показывает прямую ассоциативную составляющую в создании архитектурно-художественного образа здания [8 с. 205].
Воображение в области пространственных искусств, в архитектуре в частности, предполагает стержень для решения эстетических, художественных, конструктивных задач, выявления образа создаваемого объекта на уровне формообразования в архитектуре, в создании пространственных систем. Рассмотренные примеры предпочтительно развивают именно воображение такого рода [9]. Во многом этому способствует выбор объекта подражания из области изобразительных искусств. Исполнитель при выполнении задачи анализирует объект-подражание с точки зрения композиционного строя, эмоциональной составляющей сюжета и другим признакам. Можно отметить и сопутствующий положительный фактор - «объект подражания» как объект изучения и анализа остается прочно в памяти исполнителя. Аналитическая информация по объекту подражания становится основой создания ассоциативной произвольной композиции.
При использовании изложенных методик в обучении:
- достигается устойчивость навыков продуктивного пространственного мышления;
- работа по созданию различных форм развивает и инициирует креативное начало в пространственном мышлении;
- вырабатываются устойчивые навыки и приемы графического, макетного, компьютерного моделирования форм;
- развивается комбинаторная составляющая пространственного мышления при решении задач взаимодействия различных форм.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 296 с.
2. Марков В.И. Эвристическое моделирование формы: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. 56 с.
3. Марков В.И. Моделирование отвлеченных форм как метод развития пространственного мышления // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. № 1.
2012. С. 152-159.
4. Пронин Е.С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики: учеб. для вузов. М.: «Архитектура-С», 2004. 232 с.
5. Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии / сост. авт. предисл. А.Лонг. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Литера», 1992. 240 с.
6. Марков В.И. Эвристика в развитии культуры объемно-пространственного мышления // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. № 1. 2011. С. 193207.
7. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994. 576 с.
8. Марков В.И. Ассоциативная способность как творческая составляющая в развитии воображения // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. № 2.
2013. С. 205-214.
9. Фаворская Е.А. Формирование принципов пространственно-масштабных уровней в архитектурном образовании // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 12. С. 124-130.
Информация об авторе
Марков Владислав Иванович, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: (3952) 40-51-71, 89149066556, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Markov V.I., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 4051-71, 89149066556, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 004.946
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
Т.А. Семикина
Рассмотрены два вида двумерной графики: растровая и векторная, перечислены достоинства и недостатки каждого вида графики. Двумерная графика рассматривается как основа трехмерного моделирования. Приведены примеры и краткое описание программ.
Ключевые слова: растровая графика; векторная графика; двумерная графика; трехмерная графика; программы для работы с растровой и векторной графикой; достоинства и недостатки векторной и растровой график.
ROLE OF COMPUTER GRAPHICS IN ARCHITECTUAL DESIGN
T.A. Semikina
We considered the two types of bidimensional graphics: bit-mapped and vector, enumerated the advantages and disadvantages of each graphic type. Bidimensional graphics is considered as the basis for the 3-dimensional modeling. We also presented the examples and the short description of the programmes.
Key words: bit-mapped graphics; vector graphics; bidimensional graphics; 3-dimensional graphics; programmes to work with bit-mapped and vector graphics; advantages and disadvantages of bit-mapped and vector graphics.
За последние несколько лет на рынке информационных технологий появилось множество отечественных и зарубежных программных продуктов, автоматизирующих выполнение разнообразных задач. С помощью них можно построить план помещения, добавить типичные элементы (стены, лестницы, перекрытия и пр.), подобрать необходимые настройки для этажей, параметры крыши, добавить элементы интерьера (шкафы, столы, светильники, аудио- и видеоаппаратуру, радиаторы отопления и т.п.), назначить текстуры поверхностям трехмерных объектов и выбрать объекты экстерьера (растения, садовые принадлежности, элементы спортивной площадки и пр.). Цель автоматизации - повысить качество проектирования, снизить материальные затраты на него, сократить сроки проектирования и ликвидировать рост числа инженерно-технических работников, занятых проектированием и конструированием.
Ни один компьютерный художник-дизайнер не может плодотворно работать над своими проектами без понимания базовых положений двумерной графики. Это программное обеспечение по принципу действия и функциональному назначению можно разделить на 2 группы [1]:
- растровая графика;
- векторная графика.