Научная статья на тему 'Associative ability as a creative aspect in the development of imagination'

Associative ability as a creative aspect in the development of imagination Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНОСТЬ / ОБЪЕКТ ПОДРАЖАНИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ASSOCIATIVITY / ROLE-MODEL / CREATIVE IMAGINATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Markov V. I.

We offered the author’s methodology of the establishment and development of creative imagination, necessary during the execution of tasks of formation of abstract forms and dimensional systems in the conditions of given restrictions of the associational object. The offered methodology is to develop emotional, artistic beginning of art thinking. Such thinking qualities are specific for people activity (art, wide variety of design, jewellery, architecture, literature, poetry). The offered methodology was tested in teaching the architecture, design, city-planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Associative ability as a creative aspect in the development of imagination»

УДК-72

АССОЦИАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В

РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ

В.И. Марков

Предложена авторская методика становления и развития творческого воображения, востребованного при выполнении задачи формообразования отвлечённых форм и пространственных систем в условиях заданных ограничений объекта ассоциаций. Предложенная методика призвана развивать эмоциональное, художественное начало творческого мышления. Подобные качества мышления свойственны в широчайшем спектре деятельности человека (искусство, широкий спектр дизайна, ювелирное дело, архитектура, литература, поэзия). Предложенная методика апробирована в обучении архитектуре, дизайну, градостроительству.

Ключевые слова: ассоциативность, объект подражания, творческое воображение.

ASSOCIATIVE ABILITY AS A CREATIVE ASPECT IN THE DEVELOPMENT OF

IMAGINATION

V.I. Markov

We offered the author's methodology of the establishment and development of creative imagination, necessary during the execution of tasks of formation of abstract forms and dimensional systems in the conditions of given restrictions of the associational object. The offered methodology is to develop emotional, artistic beginning of art thinking. Such thinking qualities are specific for people activity (art, wide variety of design, jewellery, architecture, literature, poetry). The offered methodology was tested in teaching the architecture, design, city-planning.

Key words: associativity, role-model, creative imagination.

«Никогда не копируй там, где можешь сочинить»

Я. Чернихов

Ассоциативность можно понимать, как способность субъекта адаптировать признаки и качества исходного объекта, как объекта подражания, по отношению к вновь создаваемому объекту. Ассоциативная способность свойственна творческой деятельности в поэзии, литературе, в различных видах визуальных искусств. В статье ассоциирование рассматривается как метод развития пространственного мышления, способности перенести композиционные признаки, эмоциональное состояние объекта подражания вновь создаваемому объекту в виде графически выраженной абстрактной композиции, либо в макете. Объектом подражания, как правило, выбирается какое-либо классическое произведение искусства (живопись, графика, рисунок, архитектурный мотив, скульптура и др.). Ос-

новная цель метода заключается в развитии образной составляющей пространственного мышления, чему и способствует выбранный объект подражания.

На рис. 1 отображен «Стеклянный куб» - «МобильныйОфис электронного правительства» - компании «Ростелеком» [1]. Объект находится в стадии строительства, и строительные леса придают ему структурную выразительность, ассоциируемую с кубичным объёмом.

Рис. 1. Объект подражания «Стеклянный куб»

Ниже представлен (рис. 2) вариант ассоциативной разработки на основе объекта подражания (см. рис. 1).Основным элементом композиции является кубичный объём (ассоциативная составляющая), как и у объекта подражания. В отличие от объекта подражания, композиция имеет развитое пространственное решение как результат решения автором поставленной задачи.

Рис. 2. Вариант ассоциативной разработки

На рис. 3 изображен монумент «Разрушенный город» (автор О. Цадкин). Памятник сооружён в 1953 г. в Роттердаме. Автор использовал в своей работе острую выразительность сквозной, рваной формы и резкую динамическую экспрессию силуэта. Автор книги «Двадцатый век» В.М. Полевой отмечает: «...здесь действует одна идея и единое чувство трагического отчаяния. Они сообщают произведению эстетическую стройность и позволяют эмоционально-пластическим образом соединить в аллегорической статуе в одно целое, казалось бы, совсем несоединимые, рвущиеся в разные стороны элементы: сквозной силуэт и скульптурную массу, изобразительную форму и чисто ритмическую экспрессию» [2, С. 321].

Рис. 3. Объект подражания - монумент «Разрушенный город» Композиция, изображенная на рис. 4, разработана на основе композиционного

Структурным элементом моделирования композиции является «пластина». Её различное положение в структуре композиции в перспективном изображении придаёт активный ракурс и, как следствие, динамику композиции в целом. С озданная композиция воспринимается как ассоциативная по отношению к объекту подраж ания.

Рис. 5. Объект подражания - скульптура М.И. Козловского «Самсон, раздирающий пасть льва»

На рис. 5 изображена скульптура (Петродворец. 1800-1802 гг. Бронза.), представляющая вертикальную, аллегорическую композицию за счёт мощного вертикального столба струи воды. В скульптуре экспрессивно отражена титаническая борьба разума и сил природы [3, с. 684].

Рис. 6. Вариант ассоциативной разработки

Композиция (рис. 6) выполнена по композиционному строю объекта подражания по (см. рис. 5), где ясно выражена вертикальная ось. Изогнутая в основании вертикальная ось выражает зрительно мощное преодоление внешних сил, что придаёт композиции ощущение динамизма и экспрессии.

Рис. 7. Объект подражания «Утро»

На рис. 7 изображен объектподражания «Утро». Немецкий художник Макарт лучший колорист Европы. Умер в1884г.[4, С.470]. Положение тел героев полотна, их напряженное состояние в пространстве передают величайшее чувство ответственности - обеспечить заданный всевышним ритм мироздания.

На эскизах (рис. 8) представлены поисковые варианты ассоциативной композиции. Через большое количество набросков далее исполнитель представляет два возможных «чистовых» варианта темы.

Рис. 8. Эскизы к картине «Утро»

Композиция «А» сложена из плоских элементов различной конфигурации в перспективном изображении на основе двух пересекающихся осей в месте центрального шара. «Орбита» четырёх шаров придает большую динамику композиции, являясь прямым отражением динамики, которую придаёт факел в сюжете объекта подражания (рис. 9).

Рис. 9. Композиция «А» к объекту подражания «Утро»

Композиция «Б» также сложена из подобных элементов, что и композиция «А» (рис. 10).

Рис. 10. Композиция «Б» к объекту подражания «Утро»

В ней зрительно прослеживаются две взаимно пересекающиеся в месте малого шара диагональные композиционные оси, и прочитываетсятретья вертикальная ось. Изогнутая плоскость между двумя сферами придает дополнительную экспрессию. Отображение сферических элементов двух композиций навеяно темой «мироздания», что явилось прямым следствием ассоциативного воображения.

Возможно ассоциативное воображение и в «обратном направлении» - от архитектурного объекта к произведению искусства. Для сравнения представлены объекты на рис. 11 и 12.

Рис. 11. Форма объекта как результат поискаи решения экологической задачи условий среды проектирования

На рис. 11 - модель архитектурного объекта северного города (проект - идея архитектора Ю.С. Лебедева) [5, С. 142].

Оригинальная форма получена в результате винтового вращения №го количества элементов овального сечения по вертикали вокруг оси. Показана форма объекта в трех положениях поворота вокруг вертикальной оси. Автором решалась экологическая задача адаптации объекта к ветровому режиму севера.

Рис. 12. Объект подражания для севера. Афродита с о. Милос. II век до н.э. Скульптор Агесандр

Объект для севера (рис. 11), безусловно, обладает высокими эстетическими качествами и может ассоциироваться с художественным объектом (рис. 12). Фигура показана в различных поворотах, с выявлением особенности характера формы объекта и её эстетических качеств.

В данном примере (рис. 11) архитектор не ставил ассоциативной задачи при разработке объёма объекта, решались экологическая, технологическая и другие задачи. В результате приемов решения технических задач (преодоления отрицательного, в частности, ветрового режима в арктических условиях севера) получено интересное образное архитектурное решение.

Рис. 13. Детский сад в немецком городе Карлсруэ

На рис. 13 представлен детский сад в немецком городе Карлсруэ. Авторами необычного здания являются художник Томи Унгерера (TomiUnqerer) и архитектор Айалы-СюзанЙондель (Ayla-SuzanYondel) [6]. Данный пример является ярким отражением задачи авторов проекта: создать абсолютный образ здания «Детский кот»архитектурно-художественными средствами, предвосхищая психологию потребителя этого здания. Безусловно, творческое начало авторов (художника и архитектора) позволило создать сказочный архитектурно-художественный мотив на радость детям. Данный пример показывает прямую ассоциативную составляющую в создании архитектурно-художественного образаздания.

В г. Сучжоу (КНР) завершено сооружение необычного небоскрёба GateoftheOrient (Ворота Востока) высотой 300 м[7]. Он создан в виде гигантской арки (рис. 14).

Рис. 14. Небоскреб GateoftheOrient (Ворота Востока)

Но комментаторы нашли другой альтернативный вариант его архитектурной концепции - пара гигантских брюк. Имеются и другие юмористические названия. Британские архитекторы компании ЯМТМ ничего подобного не предполагали, просто построенные рядом башни соединены по верху оригинальным переходом-аркой. Данный пример показывает возможность довольно широкого ассоциативного ряда образных определений объекта. В данном примере авторы проекта согласились с официальным определением объекта, а итоговое объёмно-планировочное решение (характерный силуэт, основание двух башен ассоциируются с обувью) дает основание предполагать множество определений архитектурно-художественного образа объекта.

«Скользящие по водной глади паруса, кампания спаривающихся черепах, инсталляция чепчиков - силуэт здания Йорна Уотсона возбуждал архитектурных критиков и гидов-переводчиков на хлёсткие метафоры» (выдержка из текста статьи «Черепахи, апельсины» Ольги Вад) [8]. Подобные метафорические определения были возможны после завершения строительства, воспринимая всё великолепие архитектурного шедевра. Сам автор, работая над проектом, говорил о представлении апельсиновых корочек в виде предложенных оболочек театра (рис. 15).

Рис. 15. Оперный театр в Сиднее. Архитектор Уотсон

Ассоциативная составляющая автора в проекте не претерпела изменений (в конструкциях проекта, архитектурно-художественном образе), но метафорическая составляющая обрела широкий спектр.

Рассмотренные архитектурные объекты (рис. 13-15) убедительно показывают ассоциативную составляющую в создании архитектурно-художественного образа архитектурного объекта и, что важно, после реализации объект обретает уже объективную метафорическую составляющую.

Таким образом, воображение в области пространственных искусств, в архитектуре в частности, предполагает стержень для решения эстетических, художественных, конструктивных задач, выявления образа создаваемого объекта на уровне формообразования в архитектуре и создания пространственных систем.

Рассмотренные примеры предпочтительно развивают именно такого рода воображение. Во многом этому (в дидактических целях) способствует выбор объекта подражания из области изобразительных искусств. Исполнитель при выполнении задачи анализирует объект подражания с точки зрения композиционного строя, эмоциональной составляющей сюжета и другим признакам. Можно отметить и сопутствующий положительный фактор - «объект подражания», как объект изучения и анализа, остаётся прочно в памяти исполнителя. Аналитическая информация по объекту подражания становится основой создания ассоциативной произвольной композиции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.http://fotograf.x1.m/cataloge/presentation/novosiMrsk_lenina_square_2012-08-10_e-goverment/

2.Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М.: Советский художник, 1989. 456 с.

3. Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. М.: Советская энциклопедия,1971. Т. 3.

4.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1998. 494 с.

5. Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат. 1977. 221 с.

6.http://www.arhinovosti.ru/2013/09/16/detskijj-kot/

7. http://focus.ua/economy/285980/

8. http://prochtenie.ru/music/24217

9. Марков В.И. Эвристика в развитии культуры объёмно-пространственного мыш-ления//Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2011. № 1(1).

В статье использованы ассоциативные композиции учащегося дополнительного образования гимназии №1 г. Усолье-Сибирское Константинова Владислава. Преподаватель - автор статьи.

Информация об авторе

Марков Владислав Ивановичдоцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: (3952) 40-51-71, 89149066556, e-mail: irina@istu.edu; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Markov V.I., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 4051-71, 89149066556, e-mail: irina@istu.edu; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.