Научная статья на тему 'Эвристика в развитии культуры объёмно-пространственного мышления'

Эвристика в развитии культуры объёмно-пространственного мышления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИКА / ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / АБСТРАГИРОВАНИЕ / ПРОПЕДЕВТИКА / ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ / АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ ФОРМЫ / ИНТУИЦИЯ / СХЕМА-МАТРИЦА / КОМБИНАТОРНЫЕ НАВЫКИ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ / SHAPE-GENERATING ELEMENT. ARCHITECTURAL COMPOSITION SIMULATION / HEURISTICS / THREE-DIMENSIONAL THINKING / ABSTRACTION / PROPAEDEUTICS / STRUCTURALIZATION OF THE SHAPE / INTUITION / TWO-DIMENTIONAL ARRAY SCHEME / COMBINATION SKILLS / SPATIAL SYSTEMS OF

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марков В. И.

Предложена авторская методика развития пространственного и креативного мышления в области архитектуры, дизайна, пространственных искусств, ювелирного дела, а также будет полезна в области технических дисциплин, где всегда есть необходимость решать проблему экономии пространства при компоновке различных блоков механизмов (в авиаи машиностроении, автомобилестроении, строительных системах и других). Представлен большой ряд работ, выполненных на основе предложенной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEURISTICS IN DEVELOPMENT OF THREE-DIMENSIONAL THINKING CULTURE

An author’s methodology is submitted regarding spatial and creative thinking development in the field of architecture, design, three-dimentionak arts, jewellery. It is also going to be useful in the field of technical sciences where quite frequently we come across the problem of saving space while arranging different cells of machinery (in aviation and machine building, motor-car building, building systems, etc.).A great number of examples is presented of works fulfilled on the basis of the methodology offered.

Текст научной работы на тему «Эвристика в развитии культуры объёмно-пространственного мышления»

текторов и дизайнеров. Несмотря на то, что до сих пор остаётся открытым вопрос, как поступить с поствыставочным пространством парка Crystal Palace, хочется верить, что слова последнего управляющего парком Генри Бакленда: «Другого не будет никогда», в итоге окажутся, не верны, и парк Хрустального Дворца возродится в своём прежнем великолепии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мезенин Н.А. Парад всемирных выставок. М. : Знание, 1991. 160 с.

2. Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М. : АСТ: Зебра Е , 2008. 384 с.

3. Умение и прогресс - Claw.ru: Архитектурная энциклопедия ...

4. Фолке Т. Кихлштедт Хрустальный Дворец // В мире науки, декабрь 1981.

5. http://www. urban75. org/london/crystal-palace-photos. html

6. Порецкий С. В. Курс кузнечного дела. Л. - М., ОНТИ, 1935. Т. 2. с. 19.

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хрустальный_дворец

8. GlassBox-History.ru — эволюция стеклянного ящика

9. http://www.squidoo.com/crystalpalacedinosaurs

10. http:// www. co cgb .dircon. co. uk/cry_pal_park. htm

11. http://www.arthurlloyd.co.uk/CrystalPalace.htm

12. http://www.designforlondon.gov.uk

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Макотина Светлана Александровна, ассистент кафедры «Архитектурное проектирование», Иркутский государственный технический университет, тел.: 89041124495, e-mail: svetavo59 @mail. ru

Macotina S.A., assistant, Architecture Design Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89041124495, e-mail: svetavo59@mail.ru

УДК-72

ЭВРИСТИКА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО

МЫШЛЕНИЯ

В.И. Марков

Предложена авторская методика развития пространственного и креативного мышления в области архитектуры, дизайна, пространственных искусств, ювелирного дела, а также будет полезна в области технических дисциплин, где всегда есть необходимость решать проблему экономии пространства при компоновке различных блоков механизмов (в авиа- и машиностроении, автомобилестроении, строительных системах и других). Представлен большой ряд работ, выполненных на основе предложенной методики.

Ключевые слова: эвристика, объёмно-пространственное мышление, абстрагирование, пропедевтика, формообразующий элемент, архитектурно-композиционное моделирование, структурирование формы, интуиция, схема-матрица, комбинаторные навыки, пространственные системы.

HEURISTICS IN DEVELOPMENT OF THREE-DIMENSIONAL THINKING CULTURE

V.I. Markov

An author's methodology is submitted regarding spatial and creative thinking development in the field of architecture, design, three-dimentionak arts, jewellery. It is also going to be useful in the field of technical sciences where quite frequently we come across the problem of saving space while arranging different cells of machinery (in aviation and machine building, motor-car building, building systems, etc.).A great number of examples is presented of works fulfilled on the basis of the methodology offered.

Key words: heuristics, three-dimensional thinking, abstraction, propaedeutics, shape-generating element. Architectural composition simulation, structuralization of the shape, intuition, two-dimentional array scheme, combination skills, spatial systems of.

«Хочешь мыслить - бросайся в бездонную пучину мысли.

Вот и начнёшь мыслить. Сначала, конечно, поближе к берегу держись, а потом и подальше заплывай».

А. Лосев

В данном исследовании определим мышление как способность индивида решать поставленную задачу в какой-либо области науки, образования, практики. Известно, что мышление как отражение функции работы мозга человека есть продукт воспитания общей практики человека, так и его тренинга в каком-либо выборе деятельности (технике, науке, различных видах искусств, спорте и др.).

В области создания пространственных систем, формообразования объёмов требуется определённая методика воспитания культуры объёмно-пространственного, креативного мышления, направленная на формирование профессиональных навыков работы в области архитектуры, дизайна различного приложения. Подобные навыки востребованы и в других видах деятельности, требующих определённых навыков пространственного мышления (в инженерной и практической деятельности в области строительства, машиностроения, ювелирном деле...).

Справедливо отмечено Эрнестом Неизвестным: «.нас учат говорить, учат читать, учат писать, учат быть хорошими, но не учат видеть - видеть пространство и форму как эстетическую категорию» [1].

Понятие культуры в контексте рассматриваемой темы предполагает обретение учащимися навыков, обеспечивающих профессиональное понимание поставленной задачи и профессиональное ее решение уже на пропедевческой стадии.

С момента рождения человек воспринимает любой зримый объект как данность, как неизменяемую форму. Пространство воспринимается им как состоящее из отдельных объёмов, хаотично сложенное, так и упорядоченное. Интуитивно человек, как существо разумное, отдаёт эстетическое и вкусовое предпочтение тем или иным предметам, окружающему пространству в природе; искусственной среде, созданной человеком «по законам красоты».

Вхождение в архитектурно-композиционное моделирование, в освоение «законов красоты» - процесс многосложный, направленный на развитие пространственного мышления, освоение законов композиции, строя пространственных систем, отдельного архитектурного объема.

Предлагаемая методика предполагает эвристическое начало работы над объектом, так как полученные результаты несут абстрактное выражение, но отвечают тому, или иному классическому признаку композиции. Такой подход позволяет учащемуся пройти «путь открытий» (с помощью наставника) законов композиции на основе собственных работ в сравнении с классическими примерами, привить навык вариантного поиска решения поставленной задачи.

В основе профессионального объёмно-пространственного мышления лежит способность к абстрагированию в формообразовании, на что, безусловно, должно быть обращено большое внимание. В этом направлении основная задача состоит в преодолении учащимся традиционных представлений о форме и пространстве как «установленных» элементах окружения человека.

Традиционно человек воспринимает любой объект его окружения как де-факто по форме и объёму, которые в данном состоянии есть результат сложной системы объективных факторов формообразования и решения пространственных (градостроительных) систем. Чтобы ввести человека в понимание решения этих сложных систем на начальном этапе освоения, необходимо отбросить при обучении всё большое разнообразие факторов формообразования и оставить практически одну составляющую - абстрактную основу формообразования с признаками композиции и начал креативности. Форма сложного объёма может быть структурирована на его составляющие - простые известные формы: куб, цилиндр, сфера, призма, конус, пирамида... Развитие профессионального объёмно-пространственного мышления базируется на основе освоения материала «от простого к сложному». Изначальная работа с перечисленными геометрическими формами требует сложных комбинаторных навыков, обретению которых должна предшествовать более доступная часть работы над формой, композицией.

В предлагаемом методе основным формообразующим элементом является «пластина», которая может быть плоской, полуцилиндрической, замкнутой в виде пустотелого цилиндра и других волнистых форм. Плоская поверхность так же может обретать бесконечное множество сочетаний. На рис.1 дано изображение многоэтажного жилого дома. Видимые фасады объекта представим как плоские поверхности (см. рис.2). Таким образом, сложный по представлению, назначению объект переведён в абстрактную форму, выраженную двумя плоскими поверхностями.

Рис. 1. Поверхность здания Рис. 2. Поверхность из двух плоскостей

На рис. 3 представлена плоская композиция-матрица в виде плана для создания на его основе трехмерной композиции. Композиция построена методом перемещения по заданному направлению штрих-линии, также методом вращения её вокруг заданной оси.

Рис. 3. Плоская композиция Рис. 4. Объёмная композиция

На рис. 4 представлено большое многообразие возможного перемещения пластины как поступательно, так и путём вращения её вокруг заданной оси. На любом участке перемещения пластина по замыслу исполнителя может быть изменена в размерах в сторону увеличения или уменьшения. Таким способом могут быть получены самые разнообразные комбинации, на основе которых, с помощью преподавателя, можно указать на те, или иные выраженные признаки композиции (ритм, метр, акцент, комбинаторика.). Исполнитель на основе собственной интуитивно выполненной работы, что очень важно, делает «собственное открытие» признаков композиции, что, как говорится, «дорогого стоит».

На рис. 5 продемонстрирован способ преобразования исходной формы-цилиндра.

В 1 и 2 рядах цилиндр представлен структурированным параллельными плоскими пластинами, вписанными в пределы поверхности цилиндра.

В 3 и 4 рядах цилиндр представлен структурированным плоскими пластинами, представленными как плоскости вращения вокруг оси цилиндра.

Цилиндр первого ряда показан как структурированный в положениях оси А - вид сверху, в положении оси Б - аксонометрическое изображение структурированного цилиндра, в положении оси В - аксонометрическое изображение цилиндра как твёрдотельного.

Форма второго ряда по оси А показана как изменённая от формы цилиндра первого ряда путём «вытягивания» части пластин по направлению стрелки в пределах формы по замыслу автора (вид сверху). В положении оси Б эта фигура изображена структурированной в аксонометрии. В положении оси В эта фигура изображена как твёрдотельная.

В третьем ряду по оси А показана проекция структурированного цилиндра вида сверху. В четвёртом ряду по оси А показана проекция изменённой формы цилиндра, полученной так же путём «вытягивания» части пластин по направлению стрелки. Далее представлены виды форм как структурированные и как твёрдотельные.

Такой способ даёт возможность «спроектировать» неограниченное количество абстрактных форм.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

4 ряд

Рис. 5. Способ структурирования пластинами формы цилиндра

Процедура «проектирования», имеющая определённую «систему ограничений» (заданные условия выполнения задания), уже на этом уровне вырабатывает у обучаемого «проектную дисциплину», осмысление факторов, влияющих на принятие решений по формообразованию, которые возникают при выполнении задания или которые задаются наставником.

Работа над формой в предложенной структурированности позволяет изменять элемент-пластину: вытягивать, сгибать по пути вытягивания в задуманном месте, огибать возможное препятствие, изображать отверстие любой формы (как в кольцах дерева для сучка) вырез по краю пластины - нескольких пластин и т.д. В подобную систему можно вводить геометрические простые и сложные формы. На основе самостоятельно выполненной работы с помощью наставника проводится анализ работы по выявлению признаков композиции (ритм, метр, статика, динамика, центр композиции и т.д.). После такого анализа у автора закрепляются основы осознанного навыка работы в дальнейшем.

Возможно составление композиции в условиях любого типа аксонометрии. На рис. 7 показан пример системы, выполненной на основе пластин плоских, изогнутых по цилиндрической поверхности. Примеры на рис. 6, рис. 7 характеризуют исполнителя как вышедшего на новый уровень композиционного мышления после выполнения большого количества различных упражнений на основе изложенной методики в последовательности от «простого к сложному».

Рис. 6. Пример сложной композиции, исполненной в перспективном изображении

Рис. 7. Пример системы, выполненной из пластин «правильной формы»

Необходимо сказать об уровне креативности обучаемого, то есть о проявлении творческого начала в выполнении абстрактных объёмов и пространственных систем, направленных на воспитание и понимание решаемых, в первую очередь, архитектурных задач. Для закрепления и развития креативности далее целесообразно ставить задачи в области характера композиционного строя разрабатываемых систем. Для этого предлагается:

1. Подобрать какое-либо произведение мастера-художника, проанализировать произведение с точки зрения композиционного строя и на основе этого исследования предложить абстрактную композицию.

2. Наставник предлагает свою композиционную схему-матрицу, и исполнитель должен на основе этой схемы предложить свой композиционный строй.

3. Наставник знакомит исполнителя с характерными архитектурными мотивами (арка, колонна, стойка, купол и др. элементами) и предлагается выполнить систему с использованием архитектурных мотивов.

4. По усмотрению наставника могут быть предложены и другие варианты.

Рис. 8. Пример мотивации учебной композиции с композиции предложенной работы

Рис. 9. Пример мотивации учебной композиции с композиции предложенной работы

На рис. 8 и 9 представлены две работы австрийского художника Густава Климта: «Портрет Сони Книпс» 1898 г. и «Дама в хорьковой шубе» 1916-1918 гг.

Справа от представленных работ художника отображен композиционный строй картин, который перенесён на возможные абстрактные системы, выполненные исполнителем. Эти системы уже можно назвать «композицией», так как в них уже присутствуют признаки заимствованной композиции, которые правильно определены исполнителем и отражены в авторской работе.

Рис. 10. Отображен путь поиска композиции от первых набросков до принятого решения

Представленная композиция выполнена на основании матрицы-задания (она видна слева вверху листа). Основной элемент композиции - пластина.

Представленные мини-эскизы на планшете говорят о многовариантном поиске автором удовлетворительного решения. По развитию композиции от эскиза к эскизу прочитывается её усложнение, напряжение в развитии динамизма, о чём говорят два последних эскиза (справа внизу). Окончательное решение автор изобразил на формате А-3, представленное на стенде справа вверху.

Продемонстрированная методика работы уже на пропедевческом уровне показывает, что многовариантный, поисковый принцип работы в архитектуре является неизбежным для достижения высокого креативного уровня в решении архитектурных задач.

Рис. 11. Пример композиции, выполненной на основе архитектурных мотивов

Ассоциативная композиция выполнена на основе изучения ряда предложенных наставником классических архитектурных мотивов. В технике исполнения прочитываются приёмы структурирования составляющих композицию архитектурных элементов, что вызывает зрительский интерес к композиции в связи с внесением некоторой фантазийности во взаимосвязности архитектурных элементов.

Композиция выполнена по заданию с использованием арки как ведущего архитектурного элемента в разрабатываемой пространственной системе. С помощью графического моделирования выражен композиционный строй и характер объёмов, составляющих пространственную систему.

Рис. 12. Пример композиции с использованием «арки» как ведущего элемента

Ведущим изобразительным элементом композиции является плоскость, отображающая плоскую, цилиндрическую, сферическую поверхности, систему арок. Для композиции характерно развитие по вертикальной оси, изображение аркады в активном ракурсе - всё это вместе придает динамизм композиции.

Рис. 13. Композиция с использованием большего количества архитектурных элементов

Пространственная композиция с использованием признаков архитектурных элементов, выражающих масштаб сложенной системы. Это выражает лестница, ведущий вертикальный элемент композиции. Система сложена из плоских поверхностей, в контраст с которыми введены два сферических объёма. Линии пересечения плоских поверхностей с цилиндрическими и сферическими поверхностями выражают грамотность исполнителя в области геометрии.

07357306

Рис. 14. Композиция с преобладанием признаков взаимовлияния элементов

Пример композиции, графическое решение которой выполнено с использованием отображения визуального следа траектории шаров. Дугообразная траектория отражает «зависимое положение» шаров в указанной среде и они вынуждены эту среду «покинуть». Такова возможная интрига архитектурной темы композиции «Противостояние миров».

В композицию введены сферические объёмы, контрастирующие с плоскими поверхностями, горизонтальными и вертикальными. Сферические объёмы образуют дугообразную траекторию, которая визуально продолжается вертикально. В композиции отражено взаимодействие признаков статики и динамики. Активные признаки динамики преобладают над признаками статичными, и, в итоге, композиция в целом воспринимается динамично.

Рис. 15. Композиция с явно выраженным активным элементом

Композиция выполнена на основе использования плоских элементов различной конфигурации, линейных стержней, различной плотности графического моделирования. Активную функцию в данной композиции выполняют сферические объёмы, которые активно влияют на формирование композиции, элементы которой «подчиняются» форме шара (в данном примере это влияние прочитывается на пути траектории сферических объёмов). Этим примером подчёркивается важность учёта взаимодействия элементов композиции, как инструмента, помогающего раскрыть тему композиции, её выразительность.

Основные выводы.

1. Предложенный метод выводит обучаемого на абстрагированное мышление эвристического свойства, способствующее созданию отвлеченных пространственных и отдельных композиционных систем путём создания «собственных объектов» композиции.

2. «Пластина» представляет чрезвычайно удобный компонент для решения композиционных задач, обладающая уникальными возможностями процедуры формообразования, как в двухмерной интерпретации (графическом исполнении), так и макетном моделировании.

3. «Пластина» значительно легче и проще подводит к освоению методики развития пространственного, композиционного мышления, его эвристического, интуитивного начала.

4. Умение работать с «пластиной» в деле формообразования (растягивание, обтекание препятствий, сгибы, смыкание противоположных сторон пластины и т.д.) развивает фантазийную составляющую пространственного мышления, воображения обучаемого.

5. Предлагаемая методика при участии наставника позволяет обучаемому осознать закономерность формирования признаков композиции. Это пробуждает у автора композиций чувство сопричастности к небольшим «открытиям» признаков композиции на основе собственных работ. Можно этот путь развития композиционного мышления, в некотором приближении, признать моделью исторического эволюционного пути формирования признаков композиции, «законов красоты».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии / сост. авт. предисл. А.Лонг. М. : Издательская группа «Прогресс - Литера», 1992. 240 с. : ил.

2. Вальдес Одриосола М.С.. Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арттерапии. М. : изд-во «Институт общегуманитарных исследований», 2009. 80 с.

3. К. Дункер. Подходы к исследованию продуктивного мышления. Психология мышления : хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Филикман, В.В. Петухова. 2-е изд. перераб. и доп. М. : АСТ: Астрель, 2008. 672 с.

4. Иовлев В.И. Кинетическая архитектурно-пространственная композиция. Свердловск : СвердАРХИ, 1983. 17 с.

5. Лосев А. Страсть к диалектике: литературные размышления философа. Советский писатель, 1990. 320 с

6. Марков В.И. Начала композиционно-графического моделирования: учебное пособие. Иркутск : изд-во ИрГТУ, 2003. 109 с.

7. Свешников А.В. Композиционное мышление : учебное пособие. М. : Университетская книга, 2009. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Марков Владислав Иванович, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», Иркутский государственный технический университет, тел.: (3952) 40-51-71, 89149066556, email: irina@istu.edu.

Markov V.I., associate professor, Architecture Project Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 40-51-71, 89149066556, e-mail: irina@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.