Научная статья на тему 'Проблемы пространственно-плоскостного взаимодействия изображения и шрифта в графическом дизайне'

Проблемы пространственно-плоскостного взаимодействия изображения и шрифта в графическом дизайне Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
851
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛОСКОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШРИФТА И ИЗОБРАЖЕНИЯ / GRAPHIC DESIGN / WRITTEN LANGUAGE HISTORY / PLANAR-DIMENSIONAL INTERACTION OF TYPE AND IMAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Длясин Д. Г.

Статья посвящена двум базовым элементам визуальной коммуникации в графическом дизайне, а именно шрифту и изображению. Исследуются различные виды их пространственно-плоскостного взаимодействия. Понимание процессов и законов этого взаимодействия необходимое условие для эффективной работы дизайнера-проектировщика. Область исследования имеет чёткие границы анализ эволюции буквенных знаков и примеры их пространственных представлений. В результате обнаруживается, что придание шрифтовой форме пространственных характеристик, сообщает ей новые изобразительные свойства. В целом, исследование является ключом к пониманию и осознанному использованию этих свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANAR-DIMENSIONAL INTERACTION OF TYPE AND IMAGE IN GRAPHIC DESIGN

This article is about two basic elements of visual communication in graphic design, namely type and image. Starting from historical evolution of letter-forms, this investigation goes through the examples of its modern spatial representations, which brings out new figurative qualities. This new qualities are described here as a result of planar-dimensional interaction of type and image. Understanding and deliberate usage of these qualities helps graphic designers to create effective visual communication.

Текст научной работы на тему «Проблемы пространственно-плоскостного взаимодействия изображения и шрифта в графическом дизайне»

УДК 745/749

ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛОСКОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ШРИФТА В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

© 2009 Д.Г.Длясин

Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти

Статья поступила в редакцию 01.06.2009

Статья посвящена двум базовым элементам визуальной коммуникации в графическом дизайне, а именно - шрифту и изображению. Исследуются различные виды их пространственно-плоскостного взаимодействия. Понимание процессов и законов этого взаимодействия - необходимое условие для эффективной работы дизайнера-проектировщика. Область исследования имеет чёткие границы - анализ эволюции буквенных знаков и примеры их пространственных представлений. В результате обнаруживается, что придание шрифтовой форме пространственных характеристик, сообщает ей новые изобразительные свойства. В целом, исследование является ключом к пониманию и осознанному использованию этих свойств.

Ключевые слова: графический дизайн; история письменности; пространственно-плоскостное взаимодействие шрифта и изображения.

Шрифт и изображение являются основой визуальной коммуникации в графическом дизайне. Синтез этих двух начал обеспечивает особый тип контрастных отношений, определяемых как пространственно-плоскостное взаимодействие. Понимание механизмов этого взаимодействия, в результате анализа специфики формообразования шрифта и изображения, позволяет более эффективно решать проектные задачи.

Василий Кандинский считал, что художественно оправданная форма всегда «произрастает из внутренней необходимости». В своей знаменитой статье «К вопросу о форме», опубликованной в 1912 году в Мюнхене, он отмечал, что она есть «внешнее выражение внутреннего содержания»1. Другой, не менее известный тезис, принадлежащий американскому архитектору Луису Салливану «форма следует функции», также определяет процесс формообразования как движение изнутри наружу, от сущности явления к его проявлению.

Что касается букв, их формы произошли из обобщённых изобразительных знаков, которые некогда отражали конкретные явления предметного мира. Наиболее древние виды письма, пиктографическое (картинное) и идеографическое (иероглифы), являются свидетельством того, что шрифт и изображение были некогда единой системой фиксации и передачи информации.

Считается, что первый буквенный алфавит появился около XVI века до н. э. на Синайском полуострове. В нём содержался ряд знаков, заимствованных из египетского письма, которые определяли первые звуки наименований различных предметов и явлений. Так например, исследователи истории письменности полагают, что форма буквы «о», ко-

торая, визуально повторяет очертания человеческих губ, произнозящих этот звук, происходит от семитского знака «оин» - глаз, а современная «м», от волнообразной линии знака «маим» - вода, преобразованного позднее в греческую букву «мю» (Рис. 1). Эти и другие примеры, выявляют историческую преемственность различных видов письма.

Эволюция форм буквенных знаков зачастую была продиктована требованиями удобства написания и чтения, в результате чего, «современный алфавит утратил смысл образных ассоциаций своих знаков, и стал условной графической схемой»2.

Неизменным в знаках всех алфавитов было и остаётся одно - плоскостной характер их формы. Связано это с тем, что буквы чаще всего располагались на относительно плоской поверхности. Кроме того, унификация форм знаков для удобства письма и чтения, приводила к их графическому упрощению, ослабляя связь с миром привычных глазу объектов и явлений.

Шрифт и сегодня воспринимается плоским независимо от способа его получения, будь то движение кисти по бумажному листу или набор в окне графического редактора. Важным атрибутом шрифтовой формы является контурная линия - граница, которая отделяет фигуру от фона. Если речь идёт о сверхтонких шрифтовых начертаниях, буква воспринимается каркасно.

Длясин Дмитрий Геннадьевич, аспирант. E-mail: writetodima@inbox. ru

1 Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. - Т.

1. К вопросу о форме. - М.: 2001. - С. 212.

2 Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации, издание 3-е, исправленное и дополненное. - М.: 1990. - С. 16.

Формы

семитских знаков, близких к египетским иероглифам

«манм» — вода

Знаки

финикийского письма

VU

«мем» уг

греческого письма

«они» — глаз

«омикрон»

Рис. 1. Преемственность шрифтовой формы.

s 11 li

ЩЬшШ ■

1rfS

PV üaH TijJÊÊ КШ^Я 1 RF^^^^Bi1 î>

Ш^^Н! il! lililí кг В ш

i^JH ■ Ш

Рис. 2.1. (слева) - плакат для Венецианского архитектурного университета (IUAV 2002 год); группа трёхмерных объектов в результате проекции на двухмерную плоскость становится считываемым знаком. Рис. 2.2. (справа) - плакат для журнала d'Architettura (2002 год), демонстрирует констанстность двухмерного восприятия текста, в случае его пространственного расположения.

В таких случаях, нас прежде всего интересует графема (греч. graphe - начертание), структура буквы, благодаря которой мы узнаём её, как в рукописном, так и в печатном виде, независимо от художественных и индивидуальных особенностей испол-

3

нения .

Придание шрифтовой форме объёма, не отменяет особенностей её восприятия, но приводит к появлению дополнительных визуальных эффектов. Так например, в работе итальянского дизайнера Леонардо Сонолли, трёхмерные объекты располагаются в аксонометрии так, что отбрасываемая ими тень, об-

3 Стефанов С.И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. - М.: 2004; Шпикерман Э. О шрифте. Русское издание. - М.: 2005.

ретает форму знака, который воспринимается уже как плоское изображение (Рис. 2.1.). Плакат демонстрирует механизм преобразования изобразительной формы в шрифтовую композицию. В другой работе (Рис. 2.2.), Сонолли создаёт эффект пространственно-плоскостного взаимодействия трёхмерной поверхности и шрифта, переходящего из одной плоскости в другую.

Принципиально новое решение по приданию объёма непосредственно шрифтовой форме реализовано в проекте «Univers Revolved» (Закрученная Вселенная) американского дизайнера Джея Ли. Если раньше, объёмные буквы создавались исключительно за счёт «выдавливания» их профиля, то на этот раз они получены в результате «закручивания» прописных знаков шрифтовой гарнитуры Univers по

вертикальной оси, взятой от их крайней точки с левой стороны (Рис. 3). Двусторонне-симметричные буквы образуют пространственные шрифтовые композиции, которые выстраиваются в слова, создавая

визуальное представление их значений. Тем не менее, читать такие буквы, а уж тем более воспроизводить вручную, довольно затруднительно.

Vertical Axis

> 0 С ДА & 56

Left-most F*Oi«4

• 8 & С С D s Е m F

£ M de г L К • j 1

m р £ С Q R • S » T

9 Ф Ф W

W V

Рис. 3. Трёхмерный алфавит «Закрученная Вселенная» (1999). Объёмные буквы получены в результате «закручивания» прописных знаков шрифтовой гарнитуры Univers по вертикальной оси.

В истории изобразительного искусства всегда преобладало стремление художников к пространственной трактовке формы. Словосочетание «наскальная живопись» самим фактом своего существования видетельствует о стремлении первобытных художников к реалистичному изображению природных явлений. Во времена античности и Средневековья, задачу передачи трёхмерного пространства на двухмерной плоскости, решали интуитивно, следуя лишь зрительным впечатлениям, здравому смыслу и традиции. Эпоха Возрождения впервые создала математически строгое учение о способах передачи пространства, назвав её системой перспек-тивы4. Но даже в тех изображениях, где объём не передан, или представлен недостаточно убедительно, наше воображение зачастую стремится восполнить или реорганизовать необходимые для пространственного восприятия элементы.

4 Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. - СПб.: 2002. - С. 7; Gavin Ambrose, Paul Harris. The Fundamentals of Creative Design. Singapore: AVA Publishing SA. 2003.

Помимо традиционных изобразительных техник, в графическом дизайне активно используются фотографические изображения, обладающие колоссальным пространственным потенциалом. Объединяя шрифт и фотографию, дизайнеры создают особый тип контрастных отношений, к примеру, располагая наборную строку поверх фотографии в графическом редакторе, и тем самым сообщая ей характер «зависшей» в пространстве (Рис. 4). При этом, создаётся ощущение, что буквы лежат на некоей невидимой поверхности. Сила визуального воздействия сочетаний фотоизображения и шрифта зависит в том числе и от того, насколько контрастным будет их пространственно-плоскостное взаимодействие.

Таким образом, совокупность видов пространственного представления шрифтовой формы может быть сведена к следующим: 1) перспективное расположение; 2) придание объёма (глубины); 3) сочетание с контрастными графическими средами (фотоизображение, живопись, академический рисунок); 4) взаимное перекрывание элементов шрифта и изображения (ближе-дальше); 5) использование эффекта отбрасываемой тени; 6) получение аналогии

шрифтовой формы посредством организации реаль- майстера). ных объектов в пространстве (работы Стефана Заг-

Рис. 4. Пример пространственно-плоскостного взаимодействия фотоизображения и шрифтовой формы.

Рассмотренные примеры показали, что источником пространственно-плоскостного взаимодействия шрифта и изображения являются различия в их формообразовании. Шрифт представляется абстрактным началом, лишенным объёмного представления. Изображение напротив, стремится быть про-

странственным и реалистичным. Отсюда, всякое пространственное представление шрифтовой формы сообщает ей новые изобразительные характеристики и может служить источником визуальных эффектов, определяемых пространственно-плос-костным

взаимодействием.

PLANAR-DIMENSIONAL INTERACTION OF TYPE AND IMAGE IN GRAPHIC DESIGN

© 2009 D.G.Dlyasin

Povolzhsky State University of Service, Togliatti

This article is about two basic elements of visual communication in graphic design, namely - type and image. Starting from historical evolution of letter-forms, this investigation goes through the examples of its modern spatial representations, which brings out new figurative qualities. This new qualities are described here as a result of planar-dimensional interaction of type and image. Understanding and deliberate usage of these qualities helps graphic designers to create effective visual communication.

Keywords: graphic design; written language history; planar-dimensional interaction of type and image.

о

Dlyasin Dmitry Gennadyevich, postgraduate student. E-mail: writetodima@inbox. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.