УДК 00 - 351/354
Игнатова К.В студент магистратуры кафедра государственного и муниципального управления Институт менеджмента, экономики и предпринимательства
НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются направления по совершенствованию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне. Выделяются особенности распределения полномочий, а также потребность в интеграции деятельности субъектов управления данной системы. Отдельное внимание уделяется подсистемам, которые выступают в качестве элементов управления, позволяющих обеспечить необходимый уровень безопасности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне.
Ключевые слова. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, муниципальное образование, элементы системы оповещения населения, субъекты управления, единая дежурная диспетчерская служба.
Ignatova K.V. master's student
Department of State and Municipal Administration Institute of Management, Economics and Entrepreneurship
DIRECTIONS FOR IMPROVING THE SYSTEM OF PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE
MUNICIPALITY
Annotation. This article discusses the directions for improving the system ofprevention and liquidation of emergency situations at the municipal level. The features of the distribution of powers are highlighted, as well as the need to integrate the activities of the management entities of this system. Special attention is paid to subsystems that act as control elements to ensure the necessary level of security in the field of emergency prevention and response at the municipal level.
Keywords. Emergency prevention and response system, municipal entity, elements of the public notification system, management entities, unified dispatching service on duty.
Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является важной составляющей общественной безопасности. В современных условиях эффективность общественной безопасности формируется, прежде всего, качеством предупреждающих мероприятий, которые нивелируют угрозы на этапе усиления соответствующих рисков. При этом качество мер, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, выступает показателем второго порядка, от которого зависит ущерб и скорость реагирования на чрезвычайную ситуацию. Оба направления создают две взаимодополняемые сферы деятельности, так как в рамках ликвидации уже случившихся чрезвычайных ситуаций реализуются меры, позволяющие предотвратить новые аналогичные или вытекающие из случившегося происшествия. Именно поэтому на уровне муниципального образования возникает потребность в разработке конкретных направлений, способных охватитьнеобходимые элементы системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании с учетом специфики территории.
Учитывая особенности управления системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, необходимо обеспечить развитие следующих направлений, способных значительно повысить эффективность деятельности соответствующих субъектов:
1) интеграция уровней управления в аспекте применяемых технологий предупреждения и ликвидации последствий ЧС;
2) создание общих информационных систем, позволяющих обеспечить высокий уровень оценки риска реализации существующих угроз;
3) применение цифровых технологий в рамках разработки муниципальных программ;
4) оптимизация ресурсного обеспечения системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Рассматривая каждое из представленных направлений, необходимо отметить, что наиболее высокий потенциал будет сохраняться при их комплексной реализации. Этот факт определяется высокой взаимозависимостью характеристик указанных направлений, большинство из которых воздействует на все элементы управления.
В первую очередь важно выделить интеграционные процессы управления в контексте технологических факторов, так как развитие системы предупреждения должно иметь равные темпы на государственном и муниципальном уровнях. Кроме того, дальнейшее совершенствование технологий обеспечивает высокий уровень эффективности превентивных мер, в том числе, на основе обобщения массива данных с целью программного анализа. В данном случае связь с направлением по созданию
общих информационных систем, позволяющих обеспечить высокий уровень оценки риска реализации существующих угроз, очевидна.
Информационные системы в данном случае призваны снабжать субъекты управления данными на основе которых возможно реализовать различные подходы по оценке рисков и потенциальных угроз по конкретным территориям муниципального образования. При этом источниками этих данных должны выступать предприятия, являющиеся носителям соответствующих угроз, а также независимые службы, способные выявлять разницу между показателями и отчетностью объектов контроля. Эти процессы актуальны в отношении техногенных факторов, но при этом с точки зрения природных угроз необходимо выделить потенциал разработки системы обмена информацией в реальном времени, что уже обеспечивается с помощью отдельных современных технологий, применяемых для контроля. Примером в этом случае выступает использование квадрокоптеров для обеспечения высокой скорости реагирования на реализацию угрозы пожара.
Цифровые технологии в данном случае выступают в качестве общей концепции совершенствования процесса предупреждения ЧС на муниципальном уровне. В настоящее время данное направление должно предусматривать развитие относительно новой автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.
АИУС РСЧС - это созданная на базе современных информационных технологий автоматизированная система, предназначенная для сбора, комплексной обработки оперативной информации о ЧС и информационного обмена между подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам РСЧС в ходе предупреждения и ликвидации негативных последствий стихийных бедствий, аварий, взрывов и пожаров, дорожно-транспортных и других ЧС.
Основными возможностями АИУС РСЧС являются:
- имитационное моделирование возможных последствий техногенных и природных ЧС (взрывов, пожаров, аварий на химически опасных объектах, радиационно- опасных объектах, разрушений гидротехнических сооружений; землетрясений, наводнений, лесных пожаров);
- формализованное описание обстановки, сложившейся на территории; автоматизированная подготовка отчетно-информационных и организационно-распорядительных документов;
- расчет необходимых сил и средств для ликвидации последствий аварий; формирование группировки сил и средств;
- решение задач по информационно-аналитическому обеспечению экстренного реагирования;
- автоматизированное управление силами и средствами РСЧС на
основе анализа комплексных динамических показателей риска ЧС;
- использование ГИС-технологий, современных средств визуализации, веб-технологий;
- многопользовательский режим работы;
- интеграция мониторинговых, информационных и управляющих систем;
- доступность информации из единого окна в едином интерфейсе.
Перечисленные возможности должны в полной мере обеспечить
высокий потенциал на муниципальном уровне управления.
Отдельного внимания заслуживает ресурсное обеспечение системы предупреждения и ликвидации ЧС на муниципальном уровне, так как именно от ресурсов зависит потенциал других направлений. В данном случае важно затронуть вопрос перераспределения полномочий между региональными программами и муниципальным уровнем, что должно отразиться на соотношении выделяемых средств.
Кроме того, для органов местного самоуправления, при формировании долгосрочных и текущих планов, программ развития территорий, как показывает опыт, одной из самых главных проблем и в тоже время методологических ценностей является исследование аналогичной управленческой практики коллег по сопоставимым типовым проблемам местного самоуправления. Профессиональный обмен и заимствование опыта, межмуниципальное сотрудничество позволяют не только снижать управленческие издержки на решение уже известных стандартных задач, но и существенным образом повышают эффективность и результативность достижения целей муниципального управления в тех или иных социальных сферах, при решении тех или иных вопросов местного значения.
Имплементация в действующие планы и прочий управленческий учёт в своей деятельности главами муниципалитетов, руководителями соответствующих отраслевых и функциональных подразделений местных администраций выявленных типовых проблем управления вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций способно как сократить временные издержки кадров, способствовать обеспечению реализации задач и целей единой государственной политики в области гражданской обороны и безопасности населения, территорий, так и способствовать своевременному предупреждению самих проблем в рассматриваемой сфере [1].
Важным фактором является повышение качестваоповещения и информирования населения об угрозах ЧС. В современных условиях разрабатываются новые методики использования различных видов коммуникаций - социальных сетей, блогосферы, смсоповещения и др. Взаимное проникновение Интернета и телевидения, развитие
телекоммуникационных и информационных технологий дает возможность проводить оповещение населения в кратчайшие сроки.
При этом значительно возрастает потенциал новой концепции информационной политики, где значительно расширен спектр пропагандистских, образовательных, информационных форм взаимодействия с населением. Данное направление способно обеспечить необходимый акцент на превентивных мерах, позволяющих снизить риски ущерба за счет формирования необходимой модели поведения у населения, а также увеличения эффективности системы информирования в целом.
Для создания эффективной системы реагирования на различные аварии проводится модернизация материально -технической базы.
Важнейшим аспектом дальнейшего развития системы ГСЧС является межведомственное сотрудничество. При межведомственном взаимодействии разрабатывается методология оперативного информационного обмена между кризисными центрами, тем самым обеспечивая построение эффективной системы координации и управления в чрезвычайных ситуациях [5].
Для реализации представленных направлений необходимо учитывать состав системы оповещения населения при пожарах и ЧС, включающую несколько элементов (рисунок 1).
Рисунок 1 - Элементы системы оповещения населения при пожарах и ЧС, входящая в систему РСЧС муниципального уровня
Данные элементы имеют следующие особенности:
1) структурная подсистема. Выстраивается структура предлагаемой системы, и выделяются возможные её отклонения, которые могут привести к нарушению эффективности функционирования системы;
2) информационная подсистема. Проводится анализ информационных потоков, проходящих в системе, для установления
вероятного уровня дублирования информации в деятельности должностных лиц единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) муниципальных образований (МО), а также определения рациональности использования информационных потоков и ресурсов, а также их отклонения;
3) аналитическая подсистема. Определяется доля аналитической работы в деятельности должностных лиц органов повседневного управления РСЧС для анализа возможностей последующего возложения части задач, решаемых должностными лицами ЕДДС МО, на системы информационно-аналитической и интеллектуальной поддержки;
4) социальная подсистема. Основными элементами системы органов повседневного управления РСЧС и её подсистем (ЕДДС) являются люди -должностные лица ЕДДС МО. Необходимо анализировать возможные проблемы с точки зрения социальных аспектов;
5) управляющая подсистема. Проводится анализ системы органов повседневного управления с точки зрения управляющих воздействий на объект управления, это поможет выявить проблемные вопросы в аспектах организации управления подразделениями, должностными лицами ЕДДС МО, управления ресурсами оповещения населения [3].
При этом, большое число аналитических задач в деятельности должностных лиц ЕДДС приводит к снижению уровня производительности и оперативности отрабатываемой документации. Часть задач необходимо возложить на системы информационно -аналитической поддержки.
Таким образом, совершенствуя каждую из представленных подсистем, возможно обеспечить необходимый уровень безопасности с точки зрения предупреждения ЧС и эффективности ликвидации их последствий. Муниципальный уровень в рамках данного процесса подразумевает выполнение ряда условий, которые определяются исходя из специфики развития территории, что в свою очередь позволяет более детально формулировать необходимые задачи в рамках мероприятий, включаемых в соответствующие муниципальные программы. Именно на этом уровне управления происходит конкретизации задач и ресурсов, что позволяет обеспечить высокий уровень информационной поддержки за счет реализации соответствующих направлений.
Использованные источники:
1) Бархатинов, Р. Р. Исследование обобщенного опыта современных проблем управления вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (на материалах крупнейших муниципальных образований Свердловской области) / Р. Р. Бархатинов // Вестник науки. -№ 4 (37). - 2021. - С. 91-100.
2) Кавьяр, А. Ю. Современные достижения и международный опыт в осуществлении безопасности при чрезвычайных ситуациях / А. Ю. Кавьяр
// Экономика и социум. - № 3-1 (106). - 2023. - С. 616-619.
3) Ражников, С. В. Модель и алгоритмы поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне / С. В. Ражников, С. Ю. Бутузов // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - № 1. - 2022. - С. 68-77.
4) Сосунов, И. В. и др. Стандартизация как важнейший аспект научно-технического развития в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / И. В. Сосунов и др. // Технологии гражданской безопасности. - № 5. - 2021. - С. 142-154.
5) Эшмухамедов, Л. М. Совершенствование системы государственного управления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / Л. М. Эшмухамедов // Вестник науки и образования. - №6-2 (126). - 2022. - С. 24-27.