Н.Б ОРУНОВА
Наталья Борисовна ОРУНОВА — аспирантка кафедры экономики и управления качеством и конкурентоспособностью СПбГЭУ.
" В 2006 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством.
^ ^ ^
НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗЕРНОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ*
Вступление России в ВТО предъявляет новые требования к уровню решения вопросов во всех сферах экономики, особенно это касается зернового комплекса России, где конкуренция приобретает все новые и новые формы.
Как известно, понятия «конкуренция», «конкурентоспособность», «управление конкурентоспособностью», «конкурентное преимущество» и др. являются относительно новыми экономическими понятиями для нашей страны, которые вошли в практику хозяйственной и управленческой деятельности после ее перехода от плановой к рыночной экономике. До конца 90-х годов XX в. отечественные экономисты рассматривали конкуренцию как явление, не характерное для социалистической действительности и типичное для капиталистических стран. Но, как показала история развитых зарубежных стран, конкуренция способствует более быстрому развитию научно-технического прогресса и внедрению его достижений в практику, что существенно повышает эффективность деятельности всех хозяйствующих субъектов рынка. Так, к концу XX в. это обеспечило зарубежным развитым странам более высокий уровень конкурентоспособности и эффективности производства по сравнению со странами социалистического лагеря, что окончательно определило переход России от плановой к рыночной экономике [3].
Конкуренция выступает движущей силой развития современного общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в 3 раза эффективнее, чем в России), повышения качества товаров и уровня жизни населения [6]. На сегодняшний день одной из важнейших является задача повышения конкурентоспособности товаров, предприятий, отраслей.
Задача повышения конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке актуальна и для зернового комплекса России. Отметим, что наметившееся наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия сталкивается с постоянно растущими поставками более конкурентоспособной импортной продукции. Конкурентные преимущества зарубежных производителей не позволяют российским компаниям в полной мере реализовать имеющийся потенциал. Анализ показал, что задача правительства в вопросах производства зерна заключается не в поддержке сельхозпроизводителя и установлении заградительных барьеров для ввоза импортной продукции, а в управлении рынком зерна, с тем чтобы не допускать резких колебаний средних закупочных цен и падения их ниже средней себестоимости. У России нет возможности ограничивать производство зерна, как это делается, к примеру, в США, где правительство пла-
ГРНТИ 06.71.07 ©Н.Б. Орунова, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра. экон наук, проф. Т.П. Леоновой.
тит фермеру за то, что он сокращает производство продукции. Таким образом, нужно развивать рынки сбыта и не только производителям, но и государству, например зарубежные рынки сбыта, на которые можно выходить с помощью государственной политики. Увеличение емкости зернового рынка может способствовать отраслевому росту промышленного свиноводства, птицеводства, интенсивного мясного скотоводства.
Регулирование зернового рынка должно осуществляться с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции для увеличения доходности отечественных сельскохозяйственных производителей при поддержке государства.
В настоящее время государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Они проводятся при снижении или росте цен на сельскохозяйственную продукцию. В рамках данного Закона в основе залоговых операций лежит заключение опционных договоров, предоставляющих право на поставки согласованного количества зерна на сертифицированные элеваторы, которые ранее были отобраны на конкурсной основе. Для того чтобы своевременно осуществлять государственные закупки, товарные интервенции и залоговые операции, Министерство сельского хозяйства РФ разрабатывает прогнозный баланс спроса и предложения зерна по видам, а также динамику цен на зерновом рынке. Таким образом, на основе сформированного баланса и динамики цен принимаются решения об объемах проведения закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций на рынке зерна. При проведении закупочных интервенций и залоговых операций предполагается участие только производителей зерна в части продажи (залога) зерна собственного производства. При проведении товарных интервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы [там же].
В последние годы отмечается тенденция к увеличению урожайности зерна, что не может не указывать на процессы перехода на новые технологии производства и управления в сельском хозяйстве. Об этом свидетельствует тот факт, что Россия из крупнейшего импортера за последние годы стала одним из ведущих экспортеров зерна. Также, благодаря поставкам российской пшеницы, в ряде стран была обеспечена продовольственная стабильность и снята острота возможного продовольственного кризиса. Россия, обладая большим потенциалом роста площадей для посева и существенными водными ресурсами, способна в кратчайшие сроки нарастить объемы производства и экспорта зерна. Однако потенциал отечественного производства зерна еще не полностью реализован. В настоящее время на долю России в мировом объеме приходится около 5 % производства зерна, 9 % текущих посевов, в то время как ресурс России по посевным площадям оценивается экспертами не менее чем в 14 %. Перспективы использования этого потенциала определяются конкурентоспособностью зерна и продуктов его переработки. Повышение внутренней и внешней конкурентоспособности требует снижения издержек (по всей цепочке от производства до реализации) и повышения качества продукции зернового комплекса при поддержании уровня рентабельности, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства [5].
В целях повышения конкурентоспособности зернового комплекса России необходимо объединить усилия власти и бизнеса с тем, чтобы сельхозпроизводители могли обновить устаревшие сельскохозяйственные машины, использовать достижения научно-технического прогресса и перенимать опыт других стран.
Вступление России в ВТО — стратегически важный шаг, средство от своего рода изоляционизма, но одновременно и условие равноправного развития в обстановке растущей открытости национальных экономических систем, развития регионализации и реализации в мировом хозяйстве национальных экономических интересов [1]. В то же время вступление России в ВТО уже в краткосрочной перспективе еще более обострит проблему конкурентоспособности отечественных агропродовольствен-ных товаров на внутреннем российском рынке.
Анализ теоретических и практических вопросов в области управления качеством и конкурентоспособностью на зерновом рынке позволил сформулировать основные направления повышения конкурентоспособности зернового комплекса России. В рамках проведенного исследования они составляют три основные группы.
Первая группа включает ряд мер по развитию внутреннего рынка реализации зерновой продукции как фактор повышения конкурентоспособности зернового комплекса. В рамках данного направления
необходимо скорректировать государственную политику, направленную на обеспечение гарантий сельхозпроизводителям в целях предотвращения разорений фермерских хозяйств и сохранения стабильного экономического положения аграриев на внутреннем рынке, разработать механизм регулирования сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. Вместе с тем, используя западный опыт, для развития внутреннего рынка реализации зерна необходим ряд комплексных мер по оснащению сельхозпроизводителей сетью Интернет, что позволит производителям зерна продавать продукцию по рыночным ценам мукомольным предприятиям, птицефабрикам и другим конечным потребителям, минуя посредников, зачастую скупающих зерно у аграриев по минимальным ценам. Также необходим государственный контроль за качеством продукции.
Ко второй группе относятся меры, направленные на стимулирование производства зерна в России. Как уже было отмечено, зерно — стратегически важный объект, поэтому государству следует совершенствовать меры, направленные на стимулирование производства зерна в России. Существенный подъем отрасли обеспечат снижение налоговой нагрузки аграриев, упрощение системы кредитования производителей зерна. Для поддержания сельхозпроизводителей следует использовать зарубежный опыт по развитию системы страхования от неурожаев, разработать механизмы государственной поддержки зернопроизводителей для поддержания производственного цикла, необходимого для посева озимых культур. Вместе с поддержкой отечественных производителей продукции необходимо минимизировать негативное воздействие на конкуренцию со стороны монополистов и различного рода посредников, а также упростить доступ сельхозпроизводителей на потребительский рынок.
Третья группа включает меры, направленные на развитие экспортного потенциала российского зернового комплекса. Государственная политика в области стимулирования экспорта зерновой продукции должна быть направлена на защиту интересов зерновых компаний. В рамках данной политики следует ввести запрет на введение эмбарго на экспорт зерновой продукции, для обслуживания возрастающего объема экспорта необходимо также обеспечить развитие перевалочных мощностей в портах отгрузки, расширить вагонный парк, построить новые современные элеваторы.
Реализация сформулированных предложений усилит позиции российских предприятий как на внутреннем, так и на внешнем зерновом рынке, будет способствовать наращиванию их потенциала по производству конкурентоспособной продукции высокого качества, что позволит России выиграть конкурентную борьбу на мировом зерновом рынке по основным группам преимуществ — естественным, инвестиционным и инновационным [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Глобализация: Россия и ВТО / под общ. ред. В.А. Михайлова, В.И. Кушлина, B.C. Буянова. М.: Изд-во РАГС, 2005. 312 с.
2. Козелецкая Т.А., Герман Е.А. Распределение дохода по видам потребностей // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2012. № 5 (156). С. 28-32.
3. Медведев A.B., Победаш П.К Применение оптимизационного и операционного подхода к моделированию мирового социально-экономического развития // Экономика и управление. 2012. № 6. С. 15-18.
4. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. URL: http://www.rshb.ru
5. РЗС: Концепция развития рынка зерна России на среднесрочную перспективу // Крестьянские ведомости. 2010. 25 марта.
6. Фатхутдинов P.A. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Изд-во «Эксмо», 2004. 544 с.