Научная статья на тему 'Направления повышения конкурентоспособности зернового комплекса в рамках вступления России в ВТО'

Направления повышения конкурентоспособности зернового комплекса в рамках вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / ЗЕРНОВОЙ КОМПЛЕКС / GRAIN COMPLEX / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КАЧЕСТВО / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орунова Наталья Борисовна

Приводятся направления для реализации мер государственной политики России по повышению конкурентоспособности зернового комплекса в условиях вступления в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of improving the competitiveness of grain complex in the Russian accession to WTO

The article provides guidelines for the implementation of public policies to improve the competitiveness of Russian grain complex in terms of accession.

Текст научной работы на тему «Направления повышения конкурентоспособности зернового комплекса в рамках вступления России в ВТО»

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 5(180) 2013

УДК 338.012

Н.Б. Орунова

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗЕРНОВОГО КОМПЛЕКСА В РАМКАХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

N.B. Orunova

DIRECTIONS OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF GRAIN COMPLEX IN THE RUSSIAN ACCESSION TO WTO

Приводятся направления для реализации мер государственной политики России по повышению конкурентоспособности зернового комплекса в условиях вступления в ВТО.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО). ЗЕРНОВОЙ КОМПЛЕКС. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. КАЧЕСТВО.

The article provides guidelines for the implementation of public policies to improve the competitiveness of Russian grain complex in terms of accession.

FOOD SECURITY. WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO). GRAIN COMPLEX. COMPETITIVENESS. QUALITY.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - стратегически важный шаг, условие равноправного развития страны в обстановке растущей открытости национальных экономических систем, реализации в мировом хозяйстве национальных экономических интересов. Официально став членом ВТО 22 августа 2012 г., Россия тем самым взяла на себя ряд обязательств перед мировой общественностью, которые не должны вступить в противоречие с обеспечением национальной безопасности страны.

Конкурентоспособность зернового комплекса России является основой обеспечения ее продовольственной безопасности. Под зерновым комплексом понимается «сложная экономическая система, включающая совокупность экономических отношений между его субъектами, которыми могут быть сельские товаропроизводители, предприятия и организации по его заготовке, хранению, промышленной переработке, а также разного рода структуры, обслуживающие движение зерна и продуктов его переработки по всей цепи от производителей к потребителям» [3]. Таким образом, есть необходимость в разработке мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности всех хозяйствующих субъектов зернового комплекса, с тем чтобы обеспе-

чить продовольственную безопасность нашей страны в условиях вступления в ВТО.

Необходимо понимать, что уже в краткосрочной перспективе вступление России в ВТО может обострить проблему конкурентоспособности отечественных зернопроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности на отечественном внутреннем рынке зерна.

Рассмотрим положительные стороны и возможные негативные последствия вступления России в ВТО для зернового комплекса.

К числу положительных моментов при вступлении России в ВТО, безусловно, относятся:

- расширение экспортных возможностей для реализации российского зерна;

- обеспечение равноправного доступа российским аграриям на продовольственные международные рынки;

- использование международных правовых институтов для защиты прав отечественных сельхозпроизводителей на мировом рынке;

- стимулирование зерновиков к выходу на внешний рынок и, как следствие, расширение масштабов их деятельности.

Предполагается, что вступление России в ВТО должно ускорить темпы развития зернового комплекса России и сельского хозяйства в целом.

Млн 140 120 100 80 60 40 20 0

Рис. 1. Плановые результаты валового сбора зерна при реализации Государственной программы 2013-2020 гг.

т

100 104 107 110 113 115

90 95

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Однако присоединение России к ВТО существенно меняет основные механизмы поддержки отрасли государством. Правительством России в июле 2012 г. была принята Государственная программа по развитию сельского хозяйства на период 2013-2020 гг. При ее принятии не удалось отстоять необходимый уровень поддержки отрасли. Так, согласно прогнозу Национального союза зернопроизводителей, в рамках Государственной программы 2013-2020 гг. и фактически заложенных параметрах производство зерновых культур к 2020 г. вместо запланированных 125 млн т должно возрасти лишь до 115 млн т (рис. 1), а экспорт не поднимется выше отметки 30 млн т.

Как показывает опыт многих стран, повышение конкурентоспособности зернового комплекса и сельского хозяйства в целом определяется поддержкой сельхозпроизводителей со стороны государства.

В рамках ВТО внутренняя поддержка сельхозпроизводителей подразделяется на три типа так называемых корзин, в зависимости от степени воздействия, которое они оказывают на торговлю, а именно - зеленая, желтая и голубая корзины [1].

«Зеленую корзину» составляют меры поддержки, которые не оказывают искажающего воздействия на рынок или оказывают минимальное воздействие: научные исследования, развитие инфраструктуры, обучение персонала, программы по страхованию урожая, мероприятия помощи регионам. Эти меры должны осуществляться за счет финансируемых из государственного

бюджета правительственных программ. Меры «зеленой корзины» могут применяться участниками ВТО без ограничений, поэтому разработка мероприятий по поддержке субъектов в рамках данного направления является определяющей для развития зернового комплекса и повышения его конкурентоспособности.

Следует отметить, что в Программе 20132020 гг. предусмотрена погектарная субсидия, которая направлена на повышение доходов сельскохозяйственных товаро- и зернопроизводите-лей. Это является новым механизмом, позволяющим в рамках «зеленой корзины» оказывать помощь отрасли в размерах, которые не ограничиваются требованиями ВТО.

В области поддержки зернового комплекса они определяются соглашением ВТО по сельскому хозяйству, а также обязательствами по сокращению субсидий, согласованных в ходе переговоров о вступлении в ВТО. Отметим, что конкурентоспособная продукция на рынке зерна во многом определяется той политикой, которую проводит государство в области поддержки сельского хозяйства. В течение предусмотренного соглашением о вступлении России в ВТО «переходного периода» необходимо адаптировать систему мер государственного регулирования и поддержки зерновой отрасли к требованиям этой организации. Соглашение по сельскому хозяйству подразумевает преимущественно применение мер поддержки для аграриев, которые оказывают минимальное искажающее воздействие на торговлю. Странам-участникам ВТО разрешается принимать такие меры, которые облегчают

проведение структурных преобразований в сельскохозяйственном секторе. Согласно соглашению по сельскому хозяйству присоединяющиеся страны возлагают на себя обязательства по обеспечению доступа на рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров, оказанию государственной поддержки сельского хозяйства, по обеспечению экспортной конкуренции в торговле, а также санитарные и фитосанитарные меры.

К «желтой корзине» относятся меры с искажающим влиянием на торговлю. Размеры и темпы подобных мер обсуждаются в процессе переговоров о вступлении страны в ВТО. К мерам «желтой корзины» относятся: ценовая поддержка, предоставление льготных процентных ставок по кредитам, компенсация сельскохозяйственных затрат (на горючее, удобрения и т. д.) и другие меры поддержки, которые не вошли в «зеленую корзину».

Разрешенный уровень поддержки («желтая корзина») для ранее вступивших в ВТО стран-участников значительно превышает уровень, разрешенный в России (рис. 2).

Так, совокупная поддержка из национальных бюджетов и общего бюджета ЕС составляет около 100 млрд долл. При этом важно помнить, что «желтая корзина» не основной и не единственный регулятор финансирования сельского хозяйства в развитых странах.

Вливание инвестиций в развитии зернового комплекса не имеет большого смысла без наличия стабильного спроса конечного потребителя, а также переработчиков зерновой продукции

и смежных отраслей, таких как животноводство. Только грамотная политика государства и четкая расстановка приоритетов могут помочь российской зерновой отрасли не остаться на плаву в условиях вступления России в ВТО и успешно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем зерновых рынках. В ходе переговоров о вступлении России в ВТО удалось отстоять важное условие для поддержания сельскохозяйственной отрасли, которое поможет уменьшить возможные негативные последствия от присоединения. Речь идет о разрешенной поддержке сельского хозяйства России на первые годы работы в ВТО, согласованной на уровне 9 млрд долл. с 2013 г. с последующим сокращением до 4,4 млрд долл. в 2018 г. (см. рис. 2).

Данная поддержка в новых условиях позволит сохранить конкурентоспособность российских аграриев при дальнейшей либерализации сельскохозяйственных рынков и снижении барьеров для импортного продовольствия.

Таким образом, аграрная политика должна быть направлена на преодоление существующих проблем в отрасли, на развитие эффективного устойчивого развития зернового производства. Как отмечалось, главной задачей государства является сохранение продовольственной безопасности страны, поэтому в первую очередь оно должно развивать производственную инфраструктуру, поддерживать конъюнктуру зернового рынка, обеспечивающую устойчивую мотивацию производителей к росту масштабов и повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Млн 120

100

80

60

40

20

0

долл.

39,6

19,1

9

_

8,3 _

4,4

ЕС

Япония

США Россия 2013 Мексика Россия 2018 Канада

4

Рис. 2. Разрешенный в странах-участниках ВТО уровень поддержки сельского хозяйства

При вступлении России в ВТО особую актуальность приобретает вопрос реализации зерновой продукции. Российский рынок в этих условиях окажется более открытым для ввозимой зарубежной продукции, а государство не сможет влиять на происходящее, как раньше. На рынке появятся новые товары производителей из стран ВТО, более дешевые, что обострит конкурентную борьбу; отечественные производители будут вынуждены приспосабливаться к новым условиям: снижать цены, улучшать маркетинг, привлекая потребителей и укрепляя свои конкурентные преимущества. Также в настоящее время остро стоит вопрос о конкурентоспособном качестве зерновой продукции и ее экологичности. Улучшение качества продукции ведет к увеличению дохода (выручки) и прибыли при неизменной себестоимости за счет расширения сбыта и увеличения объема продаж [7]. Однако чтобы повышать качество продукции, зерновым компаниям необходимо будет увеличивать поток инвестиций в модернизацию оборудования, в исследования, в улучшение методов и технологии выращивания и сбора зерновых, что, в свою очередь, обеспечит повышение конкурентоспособности других субъектов зернового комплекса.

Таким образом, можно сделать вывод, что вступление России в ВТО дает существенный стимул сельхозпроизводителям зернового комплекса повышать эффективность своего производства и работать на долгосрочную перспективу. В будущем это позволит уйти от дотационного подхода - прямых денежных вливаний, оставив на рынке лишь конкурентоспособные компании. Вступление в ВТО позволило также разработать методы решения проблем зернового комплекса России, которые накапливались годами, но решение которых откладывалось на неопределенный срок.

«Голубая корзина» включает меры субсидирования, которые направлены на ограничение производства сельскохозяйственной продукции.

Отметим, что вступление России в ВТО произошло на условиях «ВТО-плюс», которые содержали дополнительные ограничения: это сокращение поддержки сельхозпроизводителей в два раза за имплементационный период и полный запрет на использование экспортных субсидий. Кроме того, на рынке имеется множество

производителей зерна, однако их число постепенно сокращается в связи с банкротством и поглощением наиболее финансово-слабых из них крупными агропредприятиями или агрохолдингами, что снижает уровень конкуренции.

Таким образом, вплоть до 2018 г. разрешено будет применять меры «желтой корзины», и России необходимо реализовать эту возможность в полном объеме, чтобы завершить переоснащение агропромышленного комплекса, уменьшить себестоимость продукции, сделать ее более конкурентоспособной. Так, в течение переходного периода необходимо скорректировать ошибки, без исправления которых быть полноценным участником ВТО нельзя. Необходимо разработать и применить меры по модернизации сельскохозяйственного производства, а также оснастить зерновой комплекс России современной техникой: комбайнами, посевными комплексами, инвентарем, мощностями для хранения, сушки и переработки. Только с учетом вышеперечисленных преобразований целесообразно вкладывать деньги в «зеленую корзину».

Проведенный анализ корзин показал, что в условиях вступления России в ВТО только грамотная политика государства и четкая расстановка приоритетов могут помочь российскому зерновому комплексу не только остаться на плаву, но и успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.

Проблемы зернового комплекса и поиск направлений для реализации мер государственной поддержки, направленных на поддержание и повышение конкурентоспособности отечественного зернового комплекса при вступлении России в ВТО, являются одними из наиболее актуальных. Только грамотная государственная политика является тем ключом, который так необходим российскому зерновому комплексу для удержания своих позиций перед натиском дешевой импортной продукции и укрепления их на мировом рынке.

Результаты проведенного исследования говорят о следующем:

- в условиях вступления России в ВТО для снижения ценовых рисков и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей зерна необходимо разработать инструмент, который обеспечит приемлемый уровень

рентабельности и позволит застраховать закупочные цены от резких падений в годы высокой урожайности; необходимо создать такой механизм на зерновом рынке, который бы гарантировал зерновикам минимальные цены на сельхозпродукцию и позволил бы избежать банкротства хозяйств в случае падения цен на внутреннем рынке зерна;

- для поддержания приемлемого уровня внутренних цен необходимы защитные меры от поставок дешевого субсидированного зерна из-за границы;

- в рамках государственной политики необходима разработка программы по повышению качества зерна как основного конкурентного преимущества

- необходима разработка программы по обеспечению зернового комплекса трудовыми ресурсами.

Все это позволяет сформулировать следующие предложения по развитию экономических основ повышения конкурентоспособности зернового комплекса в целом и перерабатывающей промышленности в частности.

1. Для поддержания стабильных цен предлагаем использовать механизм залогового кредитования, гарантируя минимальную цену для фермера на его продукцию. Так, государство будет устанавливать целевую закупочную цену в начале года. Если рыночная цена окажется выше целевой, то фермер может продать зерно свободно на рынке или же получить кредитные средства под залог зерна на девять месяцев. Если рыночная цена окажется ниже целевой, то фермер продает зерно товарно-кредитной корпорации по целевой цене с правом выкупа зерна в течение девяти месяцев. Если же зерно не выкупается в течение девяти месяцев, оно поступает в интервенционный фонд.

Для успешного использования предлагаемого инструмента необходимы:

- гарантия минимальных цен для производителей зерна;

- обеспечение залогового кредитования;

- регулирование цен на зерно.

2. Мерой, направленной на развитие внутреннего рынка, является введение ограничений на импорт, поэтому предлагается создать комплекс тарифных и нетарифных барьеров. В качестве

нетарифных мер предлагается использовать техническое регулирование рынка и ужесточение фитосанитарного контроля. Следует отметить, что предлагаемые меры не ограничены обязательствами России перед ВТО.

3. Для поддержания внутреннего рынка сбыта и ограждения его от более дешевой импортной продукции предлагаем применять нетарифные меры. Например, устанавливать требования к качеству ввозимой продукции с тем, чтобы оградить внутренний рынок от наводнения некачественной дешевой импортной продукцией.

4. В рамках государственной политики считаем необходимым разработку стандартных технологий производства и хранения зерновых культур, выращиваемых на территории России. Единые стандарты, на наш взгляд, обеспечат качественный прорыв для повышения конкурентоспособности зернового комплекса России. Разработка российских фитосанитарных стандартных технологий позволит повысить урожайность, а также сократить потери урожая, гармонизировать ряд нормативных и правовых актов в области мировой торговли зерном. При этом должны быть созданы и наделены полномочиями по проведению инспекционного контроля органы, контролирующие соблюдение сельхозпроизводителями согласованных технологий.

5. Мерой, направленной на развитие производства зерна и продуктов его переработки, на наш взгляд, является развитие за счет государственной программы инфраструктуры зернового комплекса, а именно:

- строительство мощностей по перевалке сельхозпродукции на экспорт на Дальнем Востоке;

- расширение существующих портовых и железнодорожных мощностей в европейской части страны;

- увеличение вагонного парка;

- строительство современных элеваторов для предоставления услуг по хранению и доведению продукции растениеводства до требуемых законодательными актами кондиций, что позволит снизить потери продукции, которые, по оценкам экспертов, составляют до 15 % урожая, и повысить ее качество.

Внедрение современных высокоэффективных, ресурсосберегающих технологий и постепенное обновление машинного парка производителей

зерна способно обеспечить рост производительности труда и снизить затраты на производство единицы сельхозпродукции.

6. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить стимулированию сельскохозяйственных производителей к расширению производства и снижению себестоимости зерна за счет:

- создания экономически выгодных условий для приобретения современной техники;

- реализации долгосрочных инвестиционных проектов (системы орошения, элеваторы, дороги и т. п.). Молодым хозяйствам - посредством субсидирования части затрат на покупку высокопроизводительных факторов производства; средним и крупным организациям - с помощью системы льготного кредитования; сельхозпроизводителям, работающим в сложных климатических условиях, - путем предоставления субсидий на закупку минеральных удобрений;

- увеличения финансирования программ НИ-ОКР, развития прикладных образовательных программ для сельхозпроизводителей за счет государственного финансирования.

7. Трудовые ресурсы, безусловно, являются важнейшим элементом производительных сил и их воспроизводство чрезвычайно необходимо. Совершенствование социальной инфраструктуры села в рамках реализации мероприятий по

развитию жилищного строительства, а также за счет обеспечения конкурентной заработной платы создаст условия для привлечения специалистов для работы в зерновом комплексе.

Сформулированные предложения по развитию внутреннего рынка зерна, развитию производства зерна и перерабатывающих предприятий, на наш взгляд, должны обеспечить качество и конкурентоспособность зерновому комплексу в условиях вступления России в ВТО. Осуществление предложенных мер позволит в полной мере реализовать имеющийся потенциал: увеличить производство зерна в России, что, в свою очередь, приведет к важным социально-экономическим сдвигам - росту производства в смежных отраслях экономики и решению социальных проблем.

Вступление России в ВТО открывает новые возможности для прихода в отечественное сельское хозяйство стратегических инвесторов и наращивания объемов экспорта отечественной сельхозпродукции, что несомненно усилит положительную в последние годы динамику развития зернового комплекса. Способствуя решению этих проблем, Россия сможет выстраивать выгодные экономические отношения, укреплять позиции российского бизнеса на мировом рынке, обеспечивая тем самым продовольственную безопасность страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. wto.ru

2. Алтухов, А. Зерновой рынок России: состояние и нереализованные возможности [Текст] / А. Алтухов // АПК: экономика, управление. 2009. № 3. С. 28-30.

3. Алтухов, А.И. Зерно России [Текст] / А.И. Алтухов, А.С. Васютин. М.: ЭКОНДС-К, 2002. С. 432.

4. Глобализация: Россия и ВТО [Текст] / под общ. ред. В. А. Михайлова, В.И. Кушлина, В.С. Буянова. М.: Изд-во РАГС, 2005. 312 с.

5. Горбашко, Е.А. Управление качеством [Текст] : учеб. пособие / Е.А. Горбашко. СПб.: Питер, 2008. 384 с.

6. Брылев, А. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции [Текст] / А. Брылев // АПК: экономика и управление. 1998. № 10. С. 58-65.

7. Окрепилов, В.В. Менеджмент качества [Текст] / В.В. Окрепилов. Т. I. СПб.: Наука, 2008.

8. Осипов, А. Государственная программа и система мер по регулированию рынка зерна [Текст] / А. Осипов, А.Н. Магомедов, А. Смирнов // АПК: экономика, управление. 2008. № 1. С. 54-56.

9. Четыркина, Н.Ю. Управление конкурентоспособностью предприятия [Текст] : учеб. пособие / Н.Ю. Четыркина. СПб: Изд-во СПБГУЭФ, 2007. 185 с.

10. Шеховцева, Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания [Текст] / Л.С. Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 11-16.

11. Широков, Ю. Государственная поддержка инноваций в зерновом хозяйстве [Текст] / Ю. Широков // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 1. С. 35-41.

12. Шорников, А.В. ВТОржение в Россию: последствия для бизнеса [Текст] / А.В. Шорников. М.: Вершина, 2008.

^ЖаучнО-ТехническиеведомостиСПбГПУ^Э^

REFERENCES

1. URL: www.wto.ru (rus)

2. Altukhov A.I. Zernovol rynok Rossll: sostolanle l nerealízovannye vozmozhnostl. APK: ekonomika, upravlenie. 2009. № 3. S. 28-30. (rus)

3. Altukhov A.I., Vasiutin A.S. Zerno Rossll. M.: EKONDS-K, 2002 S. 432. (rus)

4. Globallzatslla: Rosslla l VTO. Pod obshch. red. V.A. Mlkhallova, V.I. Kushllna, V.S. Bulanova. M.: Izd-vo RAGS, 2005. 312 s. (rus)

5. Gorbashko E.A. Upravlenle kachestvom: Uchebnoe posoble. SPb.: Plter, 2008. 384 s. (rus)

6. Brylev A. Konkurentosposobnost' sel'skokhozlalstvennol produktsll. APK: ekonomika i upravlenie. 1998. № 10. S. 58-б5. (rus)

7. Okrepilov V.V. Menedzhment kachestva. T. I.

SPb.: Nauka, 2008. (rus)

8. Osipov A., Magomedov A.N, Smirnov A.

Gosudarstvennaia programma i sistema mer po regulirovaniiu rynka zerna. APK: ekonomika, upravlenie. 2008. № 1. S. 54-56. (rus)

9. Chetyrkina N.Iu. Upravlenie konkurentosposobnost'iu predpriiatiia: ucheb. posobie. SPb: SPBGUEF, 2007. 185 s. (rus)

10. Shekhovtseva L.S. Konkurentosposobnost' regiona: faktory i metod sozdaniia. Marketing v Rossii i za rubezhom. 2001. № 4. S. 11-16. (rus)

11. Shirokov Iu. Gosudarstvennaia podderzhka innovatsii v zernovom khoziaistve. Ekonomika sel'skogo khoziaistvaRossii. 2009. № 1. S. 35-41. (rus)

12. Shornikov A.V. VTOrzhenie v Rossiiu: posledstviia dlia biznesa. M.: Vershina, 2008. (rus)

ОРУНОВА Наталья Борисовна - аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

191023, ул. Садовая, д. 21, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: Natasha_zemtsova@mail.ru

ORUNOVA Natalia B. - St. Petersburg State University of Economics.

191023, Sadovay str. 21. St. Petersburg. Russia. E-mail: Natasha_zemtsova@mail.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.