ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Косякин А.С.
Зерновые интервенции — «старый—новый» механизм эффективного регулирования рынка
Отказ государства после 1993 года от действовавшей системы реализации зерна на основе планов государственных закупок и договоров контрактации вызвал трудности с реализацией зерна у его производителей в России. Прежняя система хотя и обладала рядом недостатков (ограничение свободы выбора покупателей зерна, излишняя административная опека товаропроизводителей со стороны органов государственного управления, множественность плановых показателей по объемам и ассортименту зерновых культур, срокам сдачи продовольственного рынка и др.) однако имела и главное преимущество: гарантировала производителям зерна его сбыт крупными партиями по государственным закупочным ценам.
Создание ОАО «Агентство по регулированию продовольственного рынка» призвано использовать преимущества рыночной экономики и государственного регулирования рынка зерна.
Ключевые слова: зерно, зерновая интервенция, закупочная интервенция, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, органы государственного управления, закупочные цены.
Государственные закупочные цены на зерно хотя и были несколько ниже рыночных, однако в совокупности обеспечивали определенный уровень рентабельности для производителей.
Однако на рубеже веков снова было принято решение о возвращении к системе закупочных интервенций уже в качестве механизма отбора излишков зерна с целью стабилизации цен на зерновом рынке и одновременной прямой поддержки сельхозпроизводителей. Нормативными и правовыми актами были определены правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство, в том числе было указано, что для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции.
© Косягин А.С., 2009
В соответствии с действующими на сегодняшний день нормативными и правовыми актами и сложившейся практикой государственные закупочные интервенции — это совокупность осуществляемых органами государственной власти мероприятий по закупке и проведению залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, а государственные товарные интервенции, в свою очередь, — это мероприятия по организации продажи сельскохозяйственной продукции из федерального и региональных продовольственных фондов, которые проводятся в целях стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Следует сразу понять, что интервенции — это не закупки зерна в фонд будущих поколений, а в первую очередь рыночный механизм регулирования состояния рынка, однако выполняющий и социальные функции за счет предоставления денежных средств напрямую сельхозпроизводителям, фактического отбора тех объемов зерна, реализация которого была бы затруднительна, и по ценам, которые позволяют сельскохозяйственным производителям продолжать свою деятельность.
Механизм интервенций в течение этих лет претерпел значительные изменения, постепенно улучшавшие его управляемость, прозрачность и эффективность: был совершен переход от реализации программы интервенций органом исполнительной власти к отбору государственных агентов, чьей единственной функцией стало обеспечение эффективности государственных интервенций, для большей мобильности проведения интервенций было обеспечено финансирование закупочных операций за счет заемных средств, получаемых агентом в государственном банке под низкие проценты, нормотвор-ческая деятельность, в том числе и в части определения цен интервенций, сроков и объемов их проведения, из ведения Правительства Российской Федерации перешла к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.
Объемы закупочных интервенций первых лет не отличались особым размахом и не могли считаться серьезным фактором воздействия на рынок зерновых. В рамках интервенций 2002—2003 годов закупили всего 1,6 млн тонн зерновых, в 2005—2006 годах — 1,5 млн тонн зерновых. Свою действительную значимость механизм проявил в рамках проведения закупочных интервенций 2008 года.
В 2008 году основные торги проводились в конце октября — в самый разгар кризиса, в условиях резкого падения цен на зерновые, когда цена тонны пшеницы 3-го класса, составлявшая в апреле 2008 года 9300 рублей, а пшеницы 4-го класса, составлявшая 9000 рублей, к концу ноября снизилась до 4325 и 3350 рублей соот-
ветственно. В этих условиях обширная кампания по приобретению зерновых государством в полной мере стала спасением для сельского хозяйства — вырученные средства позволили обеспечить возврат кредитов подготовиться, к новому сезону, пережить тяжелый период финансового кризиса. А отбор излишков зерна автоматически повлиял на конъюнктуру рынка, повысив цены на зерновые на внутреннем рынке, и даже те сельхозпроизводители, которые не смогли участвовать в закупочных интервенциях 2008 года, получили от них положительный эффект.
Сегодня готовится новая интервенционная кампания 2009 года, которая также позволит продолжить использование данного механизма с целью стабилизации рынка. И пусть ее объемы финансирования — 9500 млн рублей — намного меньше затраченных в 2008 году 38 600 млн. рублей, однако их рациональное использование позволит обеспечить мягкое регулирование рынка, дать от имени государства сигнал, какие цены оно считает справедливыми, приемлемыми для соблюдения ценового баланса в масштабах страны, для нивелирования диспаритета цен.
Отдельно следует отметить еще одну важную веху в повышении эффективности проведения интервенционных операций — качественное реформирование государственного агента в части зерновых интервенций.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2009 г. № 290 путем реформирования ОАО «Агентство по регулированию продовольственного рынка» было создано новое акционерное общество — ОАО «Объединенная зерновая компания», интегрирующее в себе функции по полномасштабному развитию национального рынка зерновых через увеличение объемов закупки и реализации зерна на внутреннем рынке, объемов экспорта зерна, модернизацию и строительство элеваторов и портовых терминалов.
Фактически государство, являющееся 100%-ным собственником данного акционерного общества, создало инновационный с точки зрения национальной экономики инструмент не только регулирования рынка зерновых, но и построения ранее не существовавшей экспортоориентированной зерновой логистической инфраструктуры, которая, в свою очередь, может обеспечить качественный рост национальной конкурентоспособности. Данная компания в достаточно короткий срок не только станет одним из крупнейших мировых зерновых трейдеров с капитализацией около 170 млрд рублей, но и обеспечит присутствие российского зерна в новых для нас регионах, увеличив его экспорт до 16 млн тонн зерновых ежегодно.
При этом компания создаст новые перевалочные мощности и увеличит эффективность имеющихся активов за счет реконструкции
объектов инфраструктуры, что позволит предоставлять высокое качество услуг национальным сельхозпроизводителям по установленным государством расценкам. Фактически создание данного вертикально интегрированного агропромышленного холдинга приведет и к занятости населения в регионах присутствия компании, скажется на развитии смежных отраслей через предъявляемый в рамках создания инфраструктуры спрос на работы и материалы.
Таким образом, старый и достаточно эффективный механизм государственных закупок сегодня вступает в период дальнейшего развития, своего качественного перерождения за счет ориентации уже не только на обеспечение ценовой стабильности национального зернового рынка, но и на планомерное развитие экспортоориен-тированности и повышение конкурентоспособности в долгосрочном прогнозном горизонте.