Научная статья на тему 'Направления образования союзных органов крестьянской потребительской кооперации'

Направления образования союзных органов крестьянской потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КРЕСТЬЯНСКАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СОЮЗНЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ОБЩЕКООПЕРАТИВНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулиев Т. А.

В статье рассматривается необходимость образования крестьянскими потребительскими кооперативами союзных кооперативов, объединяющих местные, региональные кооперативы в сфере снабжения, страхования и т.д. Предлагается создание общекооперативного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления образования союзных органов крестьянской потребительской кооперации»

Развитие АПК

УДК 338.43

НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЮЗНЫХ ОРГАНОВ КРЕСТЬЯНСКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Т. А. КУЛИЕВ,

кандидат исторических наук, докторант E-mail: seyfedini@yandex. ru Азербайджанский научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства

В статье рассматривается необходимость образования крестьянскими потребительскими кооперативами союзных кооперативов, объединяющих местные, региональные кооперативы в сфере снабжения, страхования и т. д. Предлагается создание общекооперативного центра.

Ключевые слова: сельское хозяйство, крестьянская потребительская кооперация, союзные кооперативы, общекооперативный центр.

Введение

В результате аграрных реформ в Азербайджанской Республике сформировался круг сельских товаропроизводителей, характеризующихся многообразием организационно-правовых форм и хозяйствования. В законах Азербайджанской Республики «Об основах аграрной реформы» и «О реформе колхозов и совхозов» [12, 13] установлено, что реформа предусматривает разделение совхозов и колхозов в крестьянские (фермерские) хозяйства, превращение их в частнособственнические сельскохозяйственные предприятия, основанные на совместном владении, создании государственных сельскохозяйственных предприятий на базе совхозов, развитие личных подсобных хозяйств.

Естественно, это привело к возникновению различных организационно-правовых видов сельских производителей в аграрном секторе экономики рес-

публики. Среди них, по данным официальной статистики, преобладают крестьянские (фермерские) хозяйства, именуемые государственной статистикой индивидуальными предпринимательскими хозяйствами, а также семейные крестьянские хозяйства. На 01.01.2012 на территории Азербайджанской Республики функционировали 2 557 индивидуальных предпринимательских хозяйств и 870 832 семейных крестьянских хозяйств. Наряду с единоличными хозяйствами в сельском хозяйстве страны действовали также 2 484 акционерных общества, обществ ограниченной ответственности и малых предприятий, 219 сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Данные государственной статистики свидетельствуют, что в аграрном секторе Азербайджанской Республики преобладают крестьянские (фермерские) хозяйства, образовавшиеся в результате аграрных реформ, начало которым было положено в 1995 г., когда были приняты упомянутые законы и другие нормативно-правовые акты. Крестьянские хозяйства республики наряду с определенными успехами в своем развитии сталкиваются с проблемами, выражающимися в отсутствии доступа к кредитным ресурсам, что не позволяет им использовать в хозяйствах новейшей техники и технологию, организовать эффективную переработку произведенной продукции, выгодно сбывать продукцию.

Это приводит к снижению доходов крестьянских хозяйств. Будучи трудовыми объединениями граждан, упомянутые формы единоличных крестьянских хозяйств, не имея статуса юридического лица, являются одной из форм трудового предпринимательства, осуществляемого в аграрной сфере.

В современной агроэкономической литературе имеются различные определения крестьянских (фермерских) хозяйств. Н. Попов отмечает принципиальные различия между крестьянским и фермерским хозяйством. Крестьянское хозяйство он определяет как хозяйство, основной целью которого является удовлетворение потребностей крестьянской семьи, а фермерское хозяйство рассматривает как экономически и юридически самостоятельное хозяйство, созданное отдельным гражданином (семьей, группой лиц), осуществляющее на принципах коммерческого расчета товарное производство, переработку, реализацию и использование продукции сельского хозяйства на основе собственного капитала, земли, производственных фондов, собственной, а также наемной рабочей силы [13]. Но современное крестьянское хозяйство не может функционировать как хозяйство, изолированное от рыночных отношений, как хозяйство натуральное. Удовлетворение потребностей крестьянской семьи требует от него увеличения дохода, а это значит, что крестьянская семья должна вести свое хозяйство как товарное, что возможно, когда крестьянское хозяйство является участником различных кооперативных формирований.

В свою очередь В. Т. Громов определяет крестьянское хозяйство как самостоятельный тип аграрного предприятия, обладающего основными средствами и необходимыми орудиями производства (индивидуальными, групповыми, семейными), собственным или частично наемным трудом. Он выделяет также личные подсобные хозяйства. При исследовании перспектив их развития автор подразделяет личные подсобные хозяйства (ЛПХ) на несколько типов: мелкие потребительского назначения, призванные обеспечивать членов семьи необходимыми продуктами питания; средние товарного типа, сбывающие излишки продукции заготовительным организациям; крупные ЛПХ, использующие труд их владельцев; самостоятельные крестьянские хозяйства фермерского типа; узкоспециализированные ЛПХ; совместные объединения владельцев другими предприятиями по производству, первичной переработке и реализации на основе

кооперации [1]. Но нельзя не заметить смешения типов ЛПХ с направлениями хозяйства. Мелкие, средние и крупные ЛПХ также могут быть узкоспециализированными. Далее автор включает в состав ЛПХ также крестьянские хозяйства фермерского типа и крупные ЛПХ на базе труда их владельцев, но при этом не указывает разницы между первым и вторым типами хозяйствования. Он выделяет также в качестве типа ЛПХ объединения их владельцев с другими предприятиями по производству, переработке и реализации на основе кооперации. Но кооперация присуща всем типам хозяйств в аграрной сфере, а для крестьянских (фермерских) хозяйств она является необходимым условием существования и дальнейшего развития.

Следует согласиться с мнением В. Я. Узуна, что непредвзятая оценка того, что именуется некоторыми исследователями ЛПХ, показывает, что мы имеем дело с семейным трудовым хозяйством [17]. В семейных трудовых хозяйствах земля, постройки, скот используются не только, чтобы прокормить крестьянскую семью, но и для производства на рынок. В этом случае часть выручки используется для накопления. Даже в период господства колхозов и совхозов семейные хозяйства, именовавшиеся тогда личными подсобными, производили, по данным В. Я. Узуна, в конце 1950-х - начале 1960-х гг. в 1,8 раза больше валовой продукции, чем совхозы. По производству продукции животноводства они в 1,3 раза опережали колхозы и в 2,8 раза - совхозы [17].

Как отмечает З. И. Мустафаева, уровень производства основных видов сельскохозяйственных продуктов, сложившийся к 1992 г., также более чем на половину обеспечивался в Азербайджанской Республике за счет ЛПХ [11].

В свою очередь А. З. Кубанов, М. Т. Кипкеев и А. И. Кипкеева отмечают, что произошла трансформация личных подсобных хозяйств в крестьянские хозяйства, обусловленная увеличением рыночной активности, повышением социальных функций и преобразованием подсобной роли ЛПХ населения в составе системы предприятий различных форм собственности в самостоятельную форму хозяйствования [6].

Как обоснованно указывает Р. Э. Прауст, в рыночных условиях хозяйства населения как экономическая категория уже не охватывают всех семейных вариантов хозяйствования, и тем более всех форм частной собственности граждан. В изменившихся социально-экономических условиях автор отмечает

необходимость коренного пересмотра типологии сельскохозяйственных производителей, в том числе уточнения классификационных признаков семейных сельских хозяйств, и в первую очередь личных подсобных хозяйств как самых массовых производителей [16]. Он рассматривает семейное хозяйство как базовую (родовую) структуру аграрной экономики.

Действительно, основу индивидуального аграрного производства составляет семья, в данном случае крестьянская семья, которая является зародышем крестьянского хозяйства во всех его типах -трудовых или с использованием наемного труда, крупных, мелких, средних. В семейном хозяйстве группа граждан, связанных чаще всего узами родства, осуществляет совместную хозяйственную деятельность. Как отмечают Э. Касл, М. Беккер и А. Нельсон, типичное фермерское хозяйство характеризуется жизненным циклом, который протекает параллельно с жизненным циклом семьи [5]. Внутри крестьянской семьи, исходя из традиций и местных условий, осуществляется кооперация труда. В свою очередь В. П. Данилов, Л. В. Данилова и В. Г. Растянников отмечают, что конкретные формы крестьянской семьи как трудового объединения широко варьировались в зависимости от социальной среды, а также от природных условий, прямо отражавшихся на естественно возникших производительных силах, формой организации и использования которых было крестьянское хозяйство [3]. Эта кооперация труда, осуществляемая на основе естественного распределения трудовых функций, является кооперацией внутренней, осуществляемой в рамках семьи, наряду с которой следует выделять внешнюю кооперацию, являющуюся связующим звеном между крестьянской семьей и внешней к ней средой (деревней, рынком), организуемая между крестьянскими хозяйствами путем создания ими различных крестьянских потребительских кооперативов в сфере кредитования, производственного обслуживания и снабжения, переработки, сбыта, в сфере страхования, которая потенциально способна эффективно воздействовать на структуру и направления деятельности крестьянского хозяйства.

Крестьянское хозяйство представляет собой систему факторов производства - земли, капитала (основного и оборотного) и труда, на которое оказывают воздействие внешние условия - деревенская община, рынок, политика государства. Владея землей, капиталом, воздействуя на них своим трудом,

крестьянская семья осуществляет производство продукции для удовлетворения своих потребностей, а также для продажи на рынок.

Эффективность функционирования и рентабельность производства в семейных крестьянских и индивидуальных предпринимательских хозяйствах во многом определяется организацией снабжения этих хозяйств материально-техническими ресурсами. Однако хозяйства этих категорий испытывают трудности с обеспеченностью основными и оборотными средствами. У сельских производителей недостаточно помещений для содержания скота, хранения готовой продукции и техники, минеральных удобрений. Действующая в настоящее время система обеспечения ориентирована в основном на крупные и средние сельскохозяйственные организации. Из-за высоких цен и нехватки финансовых средств семейным крестьянским и индивидуальным предпринимательским хозяйствам сложно закупать необходимые средства производства, и они вынуждены отказываться от их отдельных видов. В то же время рост производства и продажи продукции требует увеличения закупок сельхозпроизводителями промтоваров, необходимых для производства. Это связано с ростом фондовооружености и увеличением ассортимента товаров, используемых для ведения современного хозяйства в связи с механизацией, химизацией и электрификацией производства. В связи с этим образование крестьянскими потребительскими кооперативами союзных кооперативов в сфере снабжения в масштабе района или республики позволило бы им преодолеть те трудности, с которыми сталкиваются аграрные предприниматели.

Оценка крестьянской потребительской (обслуживающей) кооперации в исследованиях некоторых азербайджанских аграрных экономистов

Как указывают азербайджанские исследователи, наряду с появлением новых рыночных субъектов, ростом производства отдельных видов продукции и других позитивных явлений, сельское хозяйство республики сталкивается с определенными проблемами. Так, Ф. Ф. Бабаев отмечает, что, несмотря на определенный рост отдельных видов продукции, фонд сельскохозяйственных угодий до сих пор используется экстенсивно [23]. Он констатирует, что из-за слабой производственной мощности перерабатывающих предприятий большая

часть сырья, производимого в сельском хозяйстве страны, вывозится за границу. Это хлопок-волокно, ферментированный табак, овощи, фрукты и др. Как отмечает Ф. Х. Аббасов, сельские товаропроизводители продают по низким ценам скоропортящуюся продукцию, а иногда не могут найти месяцами покупателя, сдать продукцию на переработку из-за отсутствия перерабатывающих предприятий [22].

По мнению автора, коренная причина подобных проблем кроется в отсутствии крестьянской потребительской кооперации в сфере переработки продукции. Кроме отсутствия межфермерской кооперации в области переработки продукции в республике не налажен механизм образования сбытовых кооперативов. Между тем в рамках крестьянской потребительской кооперации крестьянские хозяйства, сохраняя свою самостоятельность и образуя на добровольной основе кредитные, перерабатывающие и сбытовые кооперативы, могли бы организовать эффективное на индивидуальной основе производство продукции, кооперировав переработку и сбыт товарной продукции, о чем свидетельствует опыт крестьянской потребительской кооперации в стране и за рубежом.

Преимущество крестьянской потребительской кооперации состоит в том, что частная инициатива крестьян - мелких и средних предпринимателей - не устраняется, а сохраняется. Более того, для ведения предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве крестьяне получают доступ к кредитным ресурсам, что позволяет им не только модернизировать производство в их индивидуальных хозяйствах, но и осуществить постройку и функционирование перерабатывающих предприятий, складов на кооперативной основе, что способствует развитию крестьянских хозяйств как мелких и средних предпринимательских единиц.

Исследуя развитие различных хозяйственных формирований в Гянджа-Газахском экономическом районе Азербайджанской Республики, А. А. Гурба-нов отмечает, что во многих случаях хозяйственные структуры региона не возвращают 30-40 %, а иногда 50 % полученных кредитов [28]. Расчеты показывают, что рост кредиторской задолженности приводит к возникновению серьезных проблем. Автор предлагает на базе финансовых средств частных предприятий образовать на определенной территории кредитный кооператив. Однако не указано, на основе каких принципов должно происходить формирование кооператива. В первую очередь необходимо формировать низовой уровень кредитных

кооперативов - на уровне деревень и сел, что является низовым уровнем кредитных кооперативов. А в масштабе региона должен функционировать союзный кооперативный центр, регулирующий деятельность кооперативов. Автор не указал, какой должна быть организационная структура подобного кредитного кооператива, к тому же охватывающего территорию региона, в состав которого входят несколько административных районов.

Как отмечает Я. А. Алиева, отсутствие целевых кредитов с низким процентом, выделяемых государством, затрудняет возможности получения кредита селом. Из-за отсутствия отделений банков у крестьянина возникают дополнительные трудности. Автор констатирует, что в настоящее время крестьянин, оставшийся между естественными монополистами, перерабатывающими предприятиями и посредниками, не может осуществлять производств с прибылью. В таких условиях он вынужден либо сворачивать производство, либо производить только лишь для удовлетворения своих потребностей [24].

Кооперирование мелких сельских товаропроизводителей или образование ими сбыто-снабжен-ческих кооперативов дало бы особый толчок развитию аграрного сектора, отмечает Р. З. Гусейн [26]. Кооперирование сельских товаропроизводителей должно носить комплексный характер, охватывать не только снабжение и сбыт, но и переработку, и прежде всего кредитование, так как мелкие и средние сельские товаропроизводители лишены доступа к финансовым ресурсам. А при отсутствии или недоступности финансовых ресурсов нельзя говорить об образовании кооперативов в области сбыта и снабжения.

Исследуя социально-экономические проблемы аграрного сектора, А. С. Гасанова кроме отсутствия сбытовых организаций, констатирует также отсутствие у фермеров перерабатывающих предприятий, из-за чего они вынуждены сбывать произведенную продукцию по низким ценам находящимся в районах перерабатывающим предприятиям [25].

В условиях реформирования экономики республики произошел разрыв хозяйственных связей между сельскими производителями и предприятиями пищевой промышленности, а также с предприятиями, осуществляющими первичную переработку. К основным причинам разрыва следует отнести устранение государства от регулирования цен, что привело к их диспаритету, неэквивалентному обмену между сельским хозяйством и промышлен-

ностью, неоправданно низкими ценами на сельскохозяйственную продукцию. В процессе приватизации перерабатывающих предприятий произошла передача основного пакета акций (51 %) работникам предприятий переработки и агросервиса. Это привело к резким изменениям отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и данными предприятиями. Если прежде эти отношения регулировались государством, то в настоящее время в отношения между этими экономическими агентами государство не вмешивается, и они строятся на договорной основе. Сформировавшиеся в качестве акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственности перерабатывающие предприятия выступают с позиций монополистов по отношению к семейным крестьянским и индивидуальным предпринимательским хозяйствам, диктуя им цены. Перерабатывающие предприятия не только диктуют цену на продукцию, но даже определяют объем производимой продукции, сроки ее передачи на переработку.

Из-за раздельной приватизации предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции сельские товаропроизводители отчуждены от влияния на ценообразование производимой продукции, на получение доходов от переработанной продукции. Закупочные цены, устанавливаемые перерабатывающими частными предприятиями, приватизация которых проходила отдельно от аграрной реформы, не компенсируют не только производственных издержек, но и потерь от инфляции.

Состояние кооперативной инфраструктуры Азербайджанского союза потребительских обществ в современных условиях

В период перехода к рыночным отношениям произошли негативные процессы в работе Азербайджанского союза потребительских обществ -Азериттифака. Согласно решению главы государства, принятому в конце 1992 г., колхозные рынки, некогда находившие на балансе Азериттифака, были переданы в собственность органам исполнительной власти соответствующих районов. Но во время приватизации они попали в руки частных торговцев-перекупщиков, что привело, по данным председателя Азериттифака Е. А. Гулиева, к росту розничных цен по сравнению с заготовительными в 5-6 раз [27].

Другим негативным фактором, отрицательно воздействовавшим на развитие кооперативных и иных производственных организаций (частных, государственных и муниципальных), стал рост процентов по банковским кредитам, который не позволил обновить материально-технической базы большинства предприятий республики независимо от форм собственности. Многочисленные предприятия розничной торговли и общественного питания, заготовительные амбары Азериттифака остаются без дела. Кооперативные организации не могут противостоять конкуренции торгово-коммерческих структур частного сектора. Действующие предприятия розничной торговли и общественного питания Азериттифака не приобретают нового торгового оборудования. В основном руководители местных отделений Азериттифака ограничиваются сдачей в аренду производственных и торговых объектов, не уделяя внимания другим направлениям кооперативной работы. Положение усугубляется отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей образование и деятельность кооперативов, а также тем, что Азериттифак за годы советской власти превратился в некий аналог казенного учреждения. Членами его состояло чуть ли не все сельское население страны.

Это приводит к преобладанию на внутреннем рынке республики импортной пищевой и сельскохозяйственной продукции. Так, по данным Госкомстата Азербайджанской Республики, если в 20062010 гг. импорт пищевых, спиртных и безалкогольных продуктов составил по годам соответственно 5,2; 7,7; 6,8; 8,5; 9,3 %, то экспорт этих продуктов за исследуемый период составил соответственно 1,6; 3,8; 0,3; 1,2; 1 %. За 2006-2010 гг. увеличился импорт продуктов мясоперерабатывающей и рыбоперерабатывающей промышленности (соответственно по годам 7 003,6; 11 553,6; 15 325,5; 19 125,1; 14 46,4 тыс. долл.); продукции кондитерской промышленности (83 186,9; 127 203,5; 121 562,9; 133 197,5; 208 287,5 тыс. долл.); продукции мукомольной промышленности, в том числе продукции мукомольной кондитерской промышленности (14 794,4; 23 769,3; 26 503,8; 26 765,3; 31 191,1 тыс. долл.).

По данным Министерства экономического развития Азербайджанской Республики, за счет льготных кредитов ведется сооружение консервного завода и чайной фабрики в Ленкорани, консервного завода в Билесуварах, комплексов по производству 20 000 т птичьего мяса, 14 комплексов по производству 17 млн шт. яиц, 60 млн голов породного

скота, 5 молокоперерабатывающих заводов с годовой мощностью 61 000 т. Кроме того, построены 25 современных холодильников и 17 зернохранилищ. Но данные предприятия, финансируемые за счет льготных кредитов Национального фонда поддержки предпринимательства, в основном находятся в собственности частных компаний, устанавливающих цены на приобретаемую у крестьянских хозяйств продукцию. Кроме того, семейные крестьянские и индивидуальные предпринимательские хозяйства лишаются тех потенциальных доходов, которые образуются в результате переработки и продажи продукции частными предприятиями. Вот почему развитие крестьянской потребительской кооперации по всем направлениям, в первую очередь в сфере кредитования, имеет особое значение. Индивидуальные предпринимательские и семейные крестьянские хозяйства Азербайджана, а также иные сельские производители, в том числе производственные кооперативы, малые предприятия, акционерные общества, могли бы выступить учредителями кооперативов.

Но, как отмечают И. Буздалов и В. Афанасьев, первичные кооперативы не могут решить всего круга хозяйственно-экономических вопросов. Возникает потребность в координации деятельности кооперативов одного профиля. На определенном этапе первичные кооперативы объединяются в региональные союзы, последние - в национальные центры, вовлекающие тысячи юридически самостоятельных сельхозпроизводителей в единую кооперативную систему. Управление осуществляется таким образом, что в основе принципиальных решений лежит воля пайщиков, самостоятельных земледельцев-собственников [2].

По мнению автора, исходные положения управления союзными кооперативами должны состоять в независимости и выборе наиболее совершенной формы, соответствующей отраслевым и местным условиям. Основанные на частной собственности семейные крестьянские и индивидуальные предпринимательские хозяйства Азербайджанской Республики, на основе взаимной деятельности объединяются в кооперативы на базе принципа взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива. Система управления кооперативами должна основываться на их полной самостоятельности и независимости при учете конкретных территориальных, отраслевых, экономических условий, требованиях рынка. Исходя из исторических условий становления кооперации,

первоначально возможно образование универсальных союзов кооперативов. Но с развитием сельского хозяйства, сопровождающегося все большим охватом крестьянских хозяйств кооперацией, может произойти постепенное выделение из универсальных союзов крестьянской кооперации союзов специализированных.

Союзные крестьянские кооперативы: задачи и средства

Главная функция союзного снабженческого кооператива - закупка по оптовым ценам орудий и средств производства для семейных крестьянских и индивидуальных предпринимательских хозяйств с последующим снабжением ими хозяйств своих членов. Основное место в деятельности снабженческих кооперативов должна занять поставка агро-производителям минеральных удобрений, кормов, горюче-смазочных материалов, семян, химических средств, средств защиты растений, машин и различного инвентаря. Наряду со снабженческими операциями, союзные кооперативы по мере укрепления своих экономических позиций могут перейти на снабжение своих потребителей продукцией с собственных предприятий.

Снабженческие кооперативы объединяют семейные крестьянские и индивидуальные предпринимательские хозяйства с общей оптовой базой кооператива, осуществляя оптовые закупки средств производства и поставку их в хозяйства членов кооператива. При крестьянских кооперативах могут функционировать агрохимические центры для обеспечения приема и отпуска средств химизации, хранения, перевозки и внесения их в почву. Снабжение крестьянских хозяйств может осуществляться отраслевым союзным снабженческим кооперативом. В этом случае член кооператива подает предварительную заявку-заказ. Первичный кооператив передает этот заказ в районный союзный снабженческий кооператив, а последний - в республиканский союзный кооператив, который суммирует все полученные заказы и передает заказ на полную сумму оптовым продавцам. Оптовые продавцы отгружают товары непосредственно в адреса первичных организаций, а общий счет должны передать в республиканский союзный кооператив, который направит соответствующие счета через районные союзные кооперативы в первичные снабженческие кооперативы. Последние по мере передачи товаров покупателю - члену ко-

Механизм деятельности снабженческой кооперации

оператива собирают плату за доставленный товар переводом со счета в кооперативе на счета районных союзных кредитных кооперативов или региональных кредитных ассоциаций. Те в свою очередь перечисляют деньги на счет республиканского союзного кооператива в центральном сельскохозяйственном кооперативном банке, а республиканский союз со своего счета в этом банке выплачивает необходимую сумму продавцам (см. рисунок).

Вместе с тем районные союзные кооперативы, минуя вышестоящие кооперативные организации, могут договариваться с оптовыми продавцами. Союзные кооперативы должны обеспечить своевременное, комплексное, ритмичное снабжение, снижение затрат на поставку машин, оборудования, запчастей и т. д. Практическая работа должна строиться на основе выполнения конкретных функций и работ. Союзные кооперативы должны выявлять потребности первичных кооперативов. На основе этих данных они должны разработать и представить годовые заявки-заказы на материально-технические ресурсы, топливо. Если в состав районных, региональных союзных кооперативов вступают государственные, обслуживающие сельское хозяйство организации и предприятия, то целесообразно было бы преобразование их в кооперативные предприятия с установлением их подотчетности первичным кооперативам.

Исторический опыт

Как указывал А. В. Чаянов, логически кооперативные центры мыслятся как узкоспециализированные аппараты, создаваемые отдельно для каждого союза. Однако исторически роль подобного руководящего центра временно в начале работ может и всегда будет играть какой-либо уже ранее существующий общекооперативный центр. Так, в деле кооперирования сбыта льна, яиц, пеньки и др. первоначально работа союза третьей степени выполнялась в 1913-1915 гг. Московским народным банком, а в 1921-1922 гг. Сельскосою-зом, и, только когда дело уже встало на ноги, жизнью были созданы особые специальные центры [20].

Как считал А. А. Минин, на базе общекооперативного Сельскосоюза и специализированных Льноцентра, Маслоцентра, Плодвинсоюза отпочкование специальных союзов становиться возможным тогда, когда «ручейки специальных сельскохозяйственных продуктов, текущие из первичных кооперативов и сливающиеся в небольшие речки в местных союзах, к общегосударственному центру текут уже в форме больших товарных потоков» [10]. То есть возникновение отраслевого союзного кооператива становится необходимым тогда, когда в данной специальной отрасли объем кооперативных операций увеличивается до размеров, могущих окупить содержание особого аппарата.

Характерно, что в России до революции образование специализированных крестьянских кооперативных союзов происходило постепенно, по мере выделения из товарного отдела Московского народного банка, начиная с 1915 г., Центрального товарищества льноводов, Союзкартофеля, Плодо-овощсоюза, Пенькосоюза, Коопяйцо и Коопзерно. Кроме того, были образованы Коопстрахосоюз и маслодельная кооперация, не имевшая своего общенационального совета, но, тем не менее, располагавшая крупными областными союзами. В период новой экономической политики в СССР с 1922 г. из первоначально единого Сельскосоюза выделились Льноцентр, Союзкартофель, Плодвинсоюз, Маслоцентр, Птицеводсоюз, Табаксоюз, Хлеб-союз, а Сельскосоюз превратился в закупочный союз крестьянской кооперации (машины, семена и удобрения). Всероссийский кооперативный банк, преобразованный в Сельскохозяйственный кооперативный банк СССР вместе со Страхосоюзом, заканчивали систему крестьянской кооперации.

Аналогично происходило образование специализированных союзов кооперативов и в Азербайджане, о чем свидетельствует опыт союзных кооперативов, существовавших в 1920-е гг. Из универсального республиканского крестьянского союзного кооператива «Кейбирлиги» впоследствии выделились такие специализированные республиканские союзные кооперативы, как «Памбугбирли-ги» (Хлопкосоюз), «Азхлебживсоюз» и др., которые специализировались на определенных отраслях сельского хозяйства.

Опыт прошлого не предполагает его голого копирования. Образование кооперативов и их союзных объединений - сложный и довольно противоречивый исторический процесс, на который влияют внутренние и внешние факторы. Сюда входят уровень государственной кооперативной политики, степень защищенности внутреннего рынка страны и т. д.

Зарубежный опыт

В индустриально развитых странах сбытовые и снабженческие кооперативы сумели создать соответствующую производственную базу и осуществляют поставку большинства средств с собственных предприятий.

Как отмечает В. Д. Мартынов, кооперативы в Швеции, располагая возможностью регулировать

сбыт на внутреннем рынке, осуществляют наблюдения за конъюнктурой рынка. Все кооперативы владеют хорошим складским хозяйствам, оборудованным в соответствии с требованиями времени, обладающими достаточными производственными емкостями для хранения масла, сыра, мяса, зерна. Принадлежащие снабженческим сбытовым кооперативам элеваторы и зернохранилища рассчитаны на длительное хранение 80 000 т зерна, что составляет почти 50 % его ежегодных товарных поставок [9].

В США сбытовые кооперативы в настоящее время не просто реализуют свою продукцию, а осуществляют весь комплекс операций, получивший в экономической литературе обобщенное название маркетинга. Сюда входят прием, обработка, складирование и хранение продуктов, транспортировка, реклама, сбыт, а также изучение конъюнктуры рынка и потребительского спроса [8].

Снабженческо-сбытовые операции могут выполняться в рамках одного отраслевого союзного кооператива. Сбытовые кооперативы, заинтересованные в реализации однородной и высококачественной продукции, могут снабжать хозяйства своих членов однородными концентрированными кормами, семенами. Во Франции кооперативные объединения поставляют фермерам 30 % всех кормов, сбывают 30 % всего производства продукции, перерабатывают в готовые пищевые продукты 50 % молока, производят 50 % сливочного масла, и 40 % сыра, 44 % винограда. Снабженческие кооперативы объединены в национальный союз сельскохозяйственных снабженческих кооперативов, снабжающий фермеров удобрениями, пестицидами, кормами, скобяными изделиями, техникой, оборот которого составил 0,7 млрд франков [19].

Этот кооперативный союз образован по функциональному признаку, но во Франции существуют кооперативные союзы и по отраслевому признаку. К числу крупнейших относятся кооперативные молочные объединения Ландерно, Франс-Лэ и др., а также многоцелевые кооперативные союзы Лафайет и Мак-Магон. Каждый из таких союзов включает сотни небольших местных кооперативов и более крупные департаментские объединения, перерабатывая и сбывая их продукцию, поставляя им необходимые средства производства. Союз Ландерно осуществляет строительство предприятий, к числу которых относится комбикормовый завод в Бресте, картофелехранилища емкостью 8 тыс. т для семенного картофеля в Дирино-не, овощеморозильная фабрика в Морлэ [18].

По данным Н. М. Ибрагимова и В. И. Пономарева, кооперативные хозяйства Нидерландов базируются на прочной организационной основе. Их руководящим центром является национальный совет по сельскохозяйственным кооперативам. Он призван всемерно способствовать освоению современных методов организации и ведения производства, защищать интересы членов кооператива в их взаимоотношениях с партнерами внутри страны и за рубежом [4].

Таким образом, кооперативное снабжение фермерских хозяйств гарантирует необходимое количество поставляемых товаров. Это достигается путем учета индивидуального спроса многочисленных хозяйств, местных климатических и почвенных условий, особенности методов выращивания продукции. Эффективность деятельности снабженческих кооперативов определяется специализацией в кооперативной деятельности союзных кооперативов, стимулирующей качественное совершенствование предоставляемых услуг, возможность быстро и четко реагировать на изменения на рынке, широкое использование прогрессивных методов обслуживания и наличие развитой системы кредитования. И хотя речь идет о фермерском кооперировании в странах Запада, которое существовало в 1960-1970-е гг., этот опыт может быть использован и в настоящее время.

Организационная структура отраслевого союзного кооператива

Для выполнения обязанностей, возложенных на правление республиканского союзного кооператива, оно может образовывать соответствующие отделы (снабжения; производственный, курирующий перерабатывающие предприятия; маркетинговый, осуществляющий сбыт производимой индивидуальными предпринимательскими и семейными крестьянскими хозяйствами продукции, проводящий конъюнктурные исследования рынка). Члены правления, нарушившие обязанности, должны нести ответственность за причинение убытков кооперативу.

В рамках правления могут функционировать производственные, снабженческие, экономические и маркетинговые группы, возглавляемые заместителями председателя правления. Производственная группа может заниматься вопросами организации коллективного производства в рамках кооператива.

Группа снабжения может решать вопросы организации материально-технического снабжения. Маркетинговая группа должна решать вопросы организации сбыта продукции, производимой членами кооператива.

Если работники отделов и служб должны наниматься правлением, то руководство правления, подотчетное собранию уполномоченных и совету, должно быть выборным. Для осуществления ревизионного контроля, в частности для проверки ежегодного отчета и баланса, собрание уполномоченных должно избрать также ревизионную комиссию, на которую должна быть возложена проверка наличности денег и товаров, сличение их с книгами и документами республиканского союзного кооператива, проверка отчетов, дача заключений по жалобам. Ревизионная комиссия после рассмотрения баланса и отчета, счетов и делопроизводства сообщает свои замечания правлению, затем может вносить отчет и баланс со своим заключением в совет, а оттуда вместе с заключением совета передать собранию уполномоченных.

Чистая прибыль республиканского союзного кооператива может отчисляться в основной и запасной фонды в установленных уставом и другими нормативно-правовыми актами пропорциях, а остальная сумма может быть отчислена на образование специальных фондов, на другие общекооперативные цели. Убыток может быть покрыт из запасного и основного фондов республиканского союзного кооператива. Если убыток не может быть покрыт средствами из данных фондов, то он может быть покрыт путем разверстки недостающей суммы между всеми членами республиканского союзного кооператива, пропорционально сумме их оборотов с республиканским союзным кооперативом.

Между кооперативами первой степени, располагающимися в деревнях, и союзными кооперативами (районными, региональными) может осуществляться своеобразное разделение труда. Так, если кооперативы первой степени осуществляют сбор продукции, ее первичную переработку и хранение, то районные союзные кооперативы могут осуществить глубокую дальнейшую переработку, а региональные или республиканские союзные кооперативы могут организовать сбыт переработанной продукции в оптово-розничную сеть или ее экспорт.

Районные, региональные и республиканские союзные кооперативы могут образовываться не

только по отраслям сельского хозяйства, например хлопководческие, табаководческие, молочные, мясные, но и по признаку обслуживания индивидуальных предпринимательских и семейных крестьянских хозяйств в определенной сфере сервиса. Так, А. Е. Кулыжный указывал, что устройство кооперативного страхования скота возможно только в широких размерах, т. е., когда страховых кооперативов много, когда они объединены в союзы и когда возможно перестрахование риска [7]. В этом случае республиканский союзный кооператив может объединить районные, региональные союзные кооперативы, специализируясь в оказании услуг определенного вида. Так, в республиканском союзном страховом кооперативе в членстве могут состоять иные районные, региональные союзные кооперативы и даже отдельные первичные крестьянские потребительские кооперативы, если в них функционируют страховые кассы. Данный республиканский союзный страховой кооператив может заключать с крестьянскими потребительскими кооперативными организациями и их союзами договоры по страхованию имущества (движимого и недвижимого) от всякого рода убытков и повреждений, по страхованию животных от падежа и вынужденного убоя, по страхованию растительных культур от градобития.

Республиканскому союзному страховому кооперативу должно быть предоставлено право принятия мер по развитию противопожарных мер и огнестойкого строительства в хозяйствах своих участников, проведение осмотра и ревизии состояния имущества страхователей. Средства союзного страхового кооператива могут состоять из основного, запасного, резервного и специального фондов. Основной фонд может образовываться из паевых взносов кооперативных организаций, вступивших в республиканский союзный кооператив. Если запасной фонд используется для покрытия убытков от операций, то резервный фонд может предназначаться для покрытия чрезвычайных убытков. Республиканский страховой союзный кооператив должен иметь на местах свои отделения и агентства. Данные функции могут выполнять районные союзные кооперативы, с которыми кооперативы на местах могут заключать страховые договоры.

Республиканский союзный страховой кооператив организационно может состоять из собрания уполномоченных, совета и правления. Подобные республиканские союзные кооперативы, специа-

лизируясь на определенной функции (производственное обслуживание, снабжение), могут быть образованы крестьянскими потребительскими кооперативами. Возможно, что в условиях становления крестьянской потребительской кооперации в современном Азербайджане возникнет первоначально универсальный общереспубликанский центр крестьянской потребительской кооперации.

Образование специализированных отраслевых республиканских союзных кооперативов может оказать большое влияние на рост производства путем концентрации средств на соответствующих направлениях. Специализация на одном виде продукции или услуг как в центре, так и на местах может позволить повысить эффективность функционирования потребительских кооперативов первичного уровня. Поэтому образование отраслевых кооперативных союзов должно быть признано наиболее целесообразным. Однако опыт образования системы сельскохозяйственной кооперации свидетельствует, что отраслевые союзы могут возникнуть путем выделения их через общий кооперативный центр. Поэтому необходимо образование общекооперативного центра, который должно существовать, как и вся система крестьянской потребительской кооперации, в виде частной организации, основанной на принципах добровольности объединения.

Образование общекооперативного центра

Общекооперативный центр - республиканский союз крестьянских потребительских кооперативов, возглавляя систему республиканских отраслевых союзных кооперативов, должен оказывать влияние на всю систему кооперации - от центра к периферии, от центральных союзов к первичным кооперативам. Этот общекооперативный центр должен быть выборным органом по руководству производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью республиканских отраслевых союзных кооперативов. Будучи представительным органом всей крестьянской потребительской кооперации, общекооперативный центр должен осуществлять защиту общих интересов путем воздействия на кооперативное законодательство, налогообложение. Общекооперативный центр, а также республиканские отраслевые союзные кооперативы, по сути, являясь представителями крестьянства, призваны защищать интересы семейных крестьянских и индивидуальных предпринимательских хозяйств,

входящих в систему республиканской крестьянской потребительской кооперации.

Основными задачами центра должны стать:

- обеспечение всемерного развития крестьянской потребительской кооперации для повышения эффективности крестьянских кооперативов, наиболее полного удовлетворения экономических потребностей семейных крестьянских и индивидуальных предпринимательских хозяйств;

- определение основных направлений развития крестьянской потребительской кооперации;

- разработка программ оптимального размещения перерабатывающих предприятий;

- обеспечение наиболее эффективного использования инвестиций;

- организация на республиканском уровне снабжения крестьянских кооперативов, определение их потребностей в машинах, технике и оборудовании;

- внесение предложений о закупке за границей машин и оборудования, семян, высокоурожайных сортов;

- организация повышения и восстановления плодородных почв;

- разработка и осуществление по предложению районных союзных крестьянских кооперативов мероприятий по комплексной механизации и электрификации;

- осуществление единой технической политики в проектировании объектов, организации, составлении и утверждении проектно-сметной документации;

- рассмотрение предложений районных союзных кооперативов об их участии на долевых началах в строительстве, расширении производственных и непроизводственных объектов;

- обеспечение правильного ведения финансов и бухгалтерского учета в кооперативах;

- разработка мероприятий по совершенствованию условий кредитования;

- определение потребности крестьянских кооперативов в долгосрочном и краткосрочном кредитах.

Имущество республиканского общекооперативного центра может состоять из основных и оборотных средств, образующих его уставный фонд, который является общей собственностью республиканских отраслевых союзных кооперативов в соответствии с их долевым участием и взносами в уставной фонд. Имущество и средства

общекооперативного центра образуются за счет имущества и средств республиканских отраслевых союзных кооперативов и отчислений от чистого дохода, кредитов. Средства фондов используются на инвестиции, осуществление мероприятий по благоустройству крестьянских кооперативов.

Членами общекооперативного центра могут быть республиканские отраслевые союзы кооперативов. Управление делами общекооперативного центра может быть возложено на собрание уполномоченных, наблюдательного совета, избираемого собранием уполномоченных и правления. Собрание уполномоченных может состоять из лиц, получивших полномочия от отраслевых союзов, состоящих членами в общекооперативном центре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отраслевые центры крестьянской кооперации

Каждый отраслевой центр в организационном отношении может иметь неодинаковую структуру в зависимости от выполняемой операции. Одни отраслевые центры могут опираться на специализированные кооперативы, другие же могут опираться на общую сеть. Несомненно, для выполнения операций в масштабах республики требуется использование современных средств управления, в том числе электронно-вычислительных машин. При помощи ЭВМ можно объединить общереспубликанские кооперативные отраслевые центры с периферией -региональными, районными союзными кооперативами и первичными кооперативами, можно вести обработку поступающей информации -заявок членов кооператива, данных о задолженности и т. д. Центр республиканских отраслевых союзных кооперативов может вести централизованный бухгалтерский учет для сети своих местных объединений, рассчитывать в конце финансового года доход или задолженность каждого крестьянина или кооператива по отдельности, составлять программы оптимального использования наемной рабочей силы.

В индустриально развитых странах новые технологии находят широкое применение не только в снабженческо-сбытовых, но и в кооперативах других типов - по искусственному осеменению, по улучшению поголовья, мелиоративных, кредитных и др. Как отмечает А. Г. Папцов, в последнее время для получения текущей информации о наличии вводимых ресурсов, ценах на сельскохозяйственную

продукцию и т. д. фермерские объединения все чаще пользуются услугами различных компьютеризированных систем [14]. Организуемые крестьянские кооперативы могут объединяться в информационную сеть между собой. Подобные центры ЭВМ могут быть созданы всеми республиканскими, региональными союзными кооперативами.

Центральный республиканский совет союзных кооперативов должен иметь целью объединение местных сельскохозяйственных кооперативных союзов для совместной работы по организации сельскохозяйственной кооперации, по снабжению средствами производства, переработке и сбыту продукции. Для достижения этой цели общереспубликанскому кооперативному центру должно быть предоставлено право обсуждать и разрешать вопросы, возникающие в деятельности кооперативов, созывать съезды и совещания, касающиеся задач крестьянской потребительской кооперации, инструктировать кооперативы и их союзы. Центр мог бы арендовать сельскохозяйственные предприятия для разведения племенных животных, устраивать и арендовать предприятия для сбора, сортировки и переработки продуктов индивидуальных предпринимательских и семейных крестьянских хозяйств, содействовать организации таких предприятий кооперативными организациями, содержать собственные склады, агентства, принимать на комиссию и покупать орудия, материалы, необходимые для ведения сельского хозяйства, арендовать или устраивать предприятия для изготовления, ремонта, хранения орудий и материалов, используемых в сельском хозяйстве, и т. д.

На общекооперативный центр могут быть возложены представительство и защита в государственных учреждениях интересов и нужд крестьянской потребительской кооперации.

Таким образом, систему крестьянской кооперативной организации может возглавлять центральный республиканский совет крестьянских союзных кооперативов, в который на правах членов войдут действующие по всей стране республиканские отраслевые объединения кооперативов, вокруг которых в свою очередь будут группироваться региональные и районные кооперативные союзы. В эти республиканские союзные кооперативы вступают на правах членов районные, региональные кооперативные союзы отрасли, образованные на основе прямого участия в них индивидуальных членов -сельских товаропроизводителей. Республиканский

совет союзных кооперативов может состоять из собрания уполномоченных, правления. Собрание республиканского совета союзных кооперативов должно состоять из представителей республиканских отраслевых союзных кооперативов.

Основная задача совета центрального республиканского союзного кооператива должна состоять в организации сотрудничества между отдельными звеньями кооперативной системы, представительства и защиты интересов сельских товаропроизводителей и кооперативного движения. Общекооперативный центр может организовать проведение съездов крестьянских потребительских кооперативов и их союзных организаций. В создаваемых крестьянских союзных кооперативах должны быть предусмотрены службы в зависимости от структуры кооператива и вида обслуживания. Для защиты своих интересов и для координации интересов члены кооперативов могут самостоятельно быть членами одного или нескольких кооперативных объединений или союзов. Эти союзы и ассоциации на республиканском уровне могут войти в международные кооперативные организации. Входящие в союз кооперативы сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица.

Кооперативному движению объективно присущ постепенный переход от простых к более сложным формам управления. При этом необходимо добиваться правильного сочетания разнообразных форм кооперации, чтобы в конкретных условиях наиболее полно использовать их преимущества. В развитии кооперации большое значение имеет всестороннее научно обоснованное создание и функционирование каждого кооперативного формирования.

Основной организационно-правовой формой выражения кооперативных отношений является договор между участниками союзного кооператива. Учитывая, что первичные кооперативы объединены в союзные на добровольной, равноправной основе, большое значение приобретают разработка системы договоров и организация их исполнения. Первичным кооперативам в соответствии с договорами должны быть предоставлены права на самостоятельное решение всех организационных и экономических вопросов. Между кооперативами должны быть установлены договорные отношения по взаимным поставкам материальных ресурсов, выполнению работ и оказанию услуг, обязательств по организации материально-технического обеспечения кооперированного производства, условий

предоставления кредитных средств. Важно внести в договор обязательства сторон по их имущественной ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение договора. Система договоров союзных кооперативов должна охватывать всю систему крестьянской потребительской кооперации на краткосрочные и долгосрочные периоды.

Союзный кооператив, действующий в масштабах республики, занимаясь предпринимательской деятельностью, должен учитывать интересы всех крестьянских (обслуживающих) потребительских кооперативов. Поэтому большое значение приобретают вопросы управления общекооперативным центром. Органы управления могут определяться уставом и учредительным договором. Высшим органом управления республиканским советом союзных кооперативов может быть конференция или собрание уполномоченных, которые утверждают устав, избирают правление (исполнительный орган), ревизионную комиссию.

Подобный центр может действовать на средства, выделяемые членами-кооперативами. Опыт индустриально развитых стран показывает, что кооперативы могут решить большинство своих проблем, если самостоятельно и добровольно объединяются в союзы. Благодаря союзным кооперативам, кооперативы первого уровня могут координировать свои интересы, разрешать свои проблемы в государственных, муниципальных органах. Как отмечал А. Н. Челинцев, существование союзов сельскохозяйственных кооперативов ведет к признанию того, что сельскохозяйственные кооперативные единицы каждого вида и назначения, обязательно имеющие связь по своей работе с иными сельскохозяйственными кооперативами, кредитными товариществами и потребительскими обществами, должны осуществлять эту связь через свои союзные центры. Этого требуют интересы каждого вида союзного объединения и вытекающая отсюда кооперативная дисциплина [21].

Заключение

По мнению автора, образование крестьянскими потребительскими кооперативами в будущем союзных организаций на уровне районов, регионов и в масштабах республики должно стать одним из главных направлений организационно-экономического становления и развития крестьянской потребительской кооперации. Такие союзные кооперативы

могут образовываться по отраслевому, функциональному признакам либо быть универсальными многоцелевыми союзными кооперативами.

Список литературы

1. Аграрная экономика: учебник / под ред. М. Н. Малыша. СПб: Лань, 2002.

2. Буздалов И., Афанасьев В. Возрождение сельскохозяйственной кооперации // АПК: экономика, управление. 1994. № 1. С. 16-20.

3. Данилов В. П., Данилова Л. В., Растянни-ков В. Г. Основные этапы развития крестьянского хозяйства / Аграрные структуры стран Востока: генезис, эволюция, социальные преобразования. М.: Наука, 1997.

4. Ибрагимов Н. М., Пономарев В. И. Сельскохозяйственные кооперативы Нидерландов // Достижение науки и техники АПК. 1989. № 3. С. 62-64.

5. Касл Э., БеккерМ., Нельсон А. Эффективное фермерское хозяйствование: пер. с англ. М.: Агро-промиздат, 1991.

6. Кубанов А. З., Кипкеев М. Т., Кипкеева А. И. Основные направления развития личного подсобного хозяйства // Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. № 4. С. 38-47.

7. Кулыжный А. Е. Сельскохозяйственная кооперация. М.: Мысль, 1918.

8. Литвин В.М., Бережнов Г. А. Основные направления фермерской кооперации в США. М.: ВНИИИТЭИСХ, 1972.

9. Мартынов В. Д. Аграрные отношения и сельскохозяйственная кооперация в Швеции. М.: Наука, 1967.

10. Минин А. А. Сельскохозяйственная кооперация СССР. М., Л.: Кооперативное издательство, 1925.

11. Мустафаева З. И. Личные подсобные хозяйства - источник продовольствия и доходов на селе. Баку: АзНИИНТИ, 1992.

12. О реформе колхозов и совхозов: закон Азербайджанской Республики от 18.02.1995 № 978.

13. Об основах аграрной реформы: закон Азербайджанской Республики от 18.02.1995 № 976.

14. Папцов А. Г. Особенности информационного обеспечения АПК за рубежом // АПК: экономика, управление. 2009. № 3. С. 84-87.

15. Попов Н. Фермерское хозяйство как органическая часть кооперативной системы // АПК: экономика, управление. 1994. № 3. С. 58-61.

16. Прауст Р. Э. Социально-экономические аспекты типологии семейных хозяйств (на материалах мониторинга социально-экономического развития личных подсобных и фермерских хозяйств Пыта-ловского района Псковской области в 1989-2001 годы) / Социально-экономические проблемы аграрной политики и развития агропродовольственных рынков. Научные труды ВИАПИ РАСХН. Вып. 9. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. С.36-66.

17. Узун В. Я. Семейное трудовое крестьянское хозяйство: прошлое, настоящее, будущее // Вестник сельскохозяйственной науки. 1988. № 9. С. 28-36.

18. Фактор Г. Л. Технический переворот и структурные сдвиги. М.: Наука, 1971.

19. Фактор Г. Л. Экономика производства и сбыта сельскохозяйственной продукции в агропромышленных объединениях некоторых западноевропейский стран. М.: ВНИИИТЭИСХ, 1972.

20. Чаянов А. А. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. Москва: Наука, 1991.

21. Челинцев А. Н. О строительстве сельскохозяйственной кооперации // АПК: экономика, управление. 1999. № 6. С. 65-71.

22. Abbasov F.X. Bazar mün2si29tl9ri §9raitÍ2dэ kand 29ssarüfaümahsullarimn sati§imn t9§kilinin t9kmíll9§dirüm asi. Baki, 2000.

23. Babayev F. F.K922 29ssgrüfatom9hsullannin ixrac potensi ah v э onun stimulla^dirilmarn 2 2 2219 s9ri. Baki, 2007.

24 . &liyev2Y. c2K922 29ss9rüfatmda sahibkarliq fgaürn' 9tinin stimulla^rilmasi. Baki, 2004.

22 2dsdnova A. S. Aqrar islahatlarvэ sosial iqtisadi inki§af. Bakэ: Qanun, 2006.

26. Hbseyin R. Z.K9nd 29s9rrüfatinrn cox funksionallipi. Baki: MBM, 2008,

27. Quliyev E. ЭШ2 эrzd(t tэЫ2kasizliyinin taminata vэ bu td2эdэ kooperasiyanin imkanlari // iqtisadiyyat v э audit, 2010. № 3. S. 18-23.

28. Qurbanov А. А. Bazar münasibэtlэri §9raiti2dэ кэ22 298 s 9rüfatinda müxt 922219 s armfat^iliq formalarinin inki§af isti2£2datlэld v э istehsalin iqtisa^2 tэmэrэliliyinin y22s эldilm asi probl^mlari. (d^drэbaycan Respub-lika^i^ Cj92c э-Qazax asinin materiallrai üz гэ). Baki, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.