Научная статья на тему 'Направления модернизации профессионального образования при переходе к глобальному информационному обществу'

Направления модернизации профессионального образования при переходе к глобальному информационному обществу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОГНИТИВНО-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелин Владимир Петрович

Рассмотрены направления перестройки высшего образования в соответствии с современными требованиями к уровню профессиональной компетентности специалиста. Приведены цели, задачи, инновационные формы, методы и технологии обучения. Рассмотрена структура ключевых, базовых и специальных компетентностей. Подчеркивается особое значение информационной компетентности и роль информационной культуры и информационного мировоззрения. Показана роль когнитивно-эргономических методов и соответствующих информационных технологий для интенсификации интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карелин Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления модернизации профессионального образования при переходе к глобальному информационному обществу»

В.П. КАРЕЛИН

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ГЛОБАЛЬНОМУ ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Рассмотрены направления перестройки высшего образования в соответствии с современными требованиями к уровню профессиональной компетентности специалиста. Приведены цели, задачи, инновационные формы, методы и технологии обучения. Рассмотрена структура ключевых, базовых и спе-

циальных компетентностей. Подчеркивается особое значение информационной компетентности и роль информационной культуры и информационного мировоззрения. Показана роль когнитивно-эргономических методов и соответствующих информацион-ныхтехнологий для интенсификации интеллекта.

Информационное общество, информатизация, глобализация, парадигма образования, модернизация образования, профессиональная компетентность, компетенции, инновации, инновационное обучение, гипертекстовые системы, информационная культура, когнитивно-эргономические методы, интенсификация интеллекта.

Образование является одним из решающих фак-торов выживания и развития земной цивилизации, входит в число глобальных проблем человечества. Могущество любой страны обусловливается, прежде всего, степенью образованности ее населения. Как отмечено в энциклопедическом труде «Новая парадигма развития России (комплексные исследования проблем устойчивого развития)», выпущенном в 1999г. под ред. В.АКоптюга, В.М.Матросо-ва, В.К.Левашова, «значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства...» и далее: «система образования имеет двойную временную направленность: в прошлое и будущее». В образовании, с одной стороны, осуществляется вое -производство накопленных знаний и опыта, а с другой - закладывается и определяется облик будущей жизнедеятельности как одного человека, так и общества в целом.

Современные условия перехода к информационному обществу (ИО), революция информационных технологий (ИГ), бурный рост информации, становление новой информационной культуры, их непосредственное влияние на сферу образования требуют незамедлительных ответных действий со стороны образовательных структур в плане разработки новых педагогических технологий для подготовки высококвалифицированных специалистов. Традиционная система образования (СО) уже не может сохранять консерватив-ную позицию простого транслятора социального и культурного опыта для воспроизведения социальной жизни и общественного человека. Это входит в противоречие с диалектикой развития, порождает массу как экономических, так и социально-политических проблем, поэтому возможности традиционных унифицированных образовательных систем исчерпаны. Мы стоим на пороге зарождения новой культуры, которая и предопределит облик будущего, в частности, цели, задачи, формы, миссию и содержание образования [1].

Информационное общество (ИО) - это общество глобальной коммуникации и глобализации экономики, постепенно утрачивающей свою национально-государственную структуру. Глобализация затрагивает все значимые социальные, политические, экономичес-

кие процессы и структуры, вызывая их полную реконструкцию. Происходит радикальная смена парадигм, системы ценностей, типов институтов и т.д. Формируются новые представления о мире и новые ценное -ти. В ИО капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию, формируется глобальная информационная инфраструктура, при которой государственное управление становится более открытым, с развитой обратной связью, с уменьшенным временем на согласование и принятие решений, с расширением перечня функций, делегируемых частному сектору. Резко возрос объём информации, стремительно развиваются новые ИГ. В этих условиях экономически значимыми оказываются не только знания и опыт, но и воображение, гибкость мышления, способность генерировать новые идеи и решать нестандартные задачи, т.е. востребован творческий потенциал, способствующий созданию «креативной среды» для интенсивной разработки и внедрения инноваций [2, 3].

Переход к ИО ставит перед СО новые цели и задачи и вместе с тем открывает новые возможности для модернизации образования. Требуется обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в обществе и во всей окружающей человека среде. Постоянно меняющемуся обществу необходимо непрерывное образование личности. Чтобы идти в ногу со временем, системы и процессы образования должны отличаться большой гибкостью и динамичностью, отвечать многим требованиям общества.

Основой социального развития, устойчивого экономического роста государства является качественное образование, в том числе и вьешее профессиональное образование. Высшее образование способствует модернизации технологических и социальных основ, самостоятельности и независимости, позволяет целенаправленно и эффективно решать проблемы национального и глобального уровня.

Кризис системы отечественного образования является следствием как общего состояния дел в мире и в государстве, так и переживаемого современным обществом глобального процесса изменения характера обучения и воспитания как социальных механизмов непрерывности цивилизационного процесса Происхо-

дящая сейчас смена парадигмы в отечественном образовании осложняется также и финансовым кризисом.

Недостаточные финансовые вложения в науку и образование, низкая организационная культура застав -ляют Россию платить технологическую ренту развитым странам за наукоемкие технологии. Поэтому для России актуальной стратегической проблемой является рост интеллектуального капитала, наиболее важной частью которого наряду со структурным является человеческий капитал. Ресурс человеческого капитала, знаний работает эффективно тогда, когда знания преобразуются в результаты, в дело, в активы (материализованное знание). Эти преобразования определяются качеством образования. Повышение уровня и качества образования для России особенно актуально в связи с переходом к рыночным механизмам экономического развития. Конкурентная ситуация в системе высшего образования, ориентация вузов на рынок труда и знаний подталкивают их к поиску новых образовательных технологий, новых методов обучения, к инновационному подходу, к решению задач оценки и управления качеством подготовки специалистов [4].

На основе смены парадигмы в технологии образования должна устанавливаться адекватность подготавливаемых специалистов потребностям общества и экономики. Стало очевидно, что в современной модели экономического развития основными факторами прогресса являются интеллектуальные и организационные факторы.

Новая парадигма образования опирается на развитие человека, его инновационных способностей, постоянное пополнение знаний, опыта. Эта парадигма должна обеспечивать системные представления об ок-ружающем мире и давать навыки преобразования знаний в конкретные результаты. Система высшего профессионального образования должна подготовить человека к продуктивной творческой деятельности, для чего ему должны быть даны знания и навыки профессиональной работы. Знания делятся на декларативные (как все устроено) и процедурные (как преобразовать действительность). Существующее образование дает 75% декларативных знаний и лишь 25% процедурных. В то же время американская и японская СО больше ориентированы на конструктивный аспект обучения, более глубокую подготовку в узкой облас-ти. Оптимальное соотношение процедурных и декларативных знаний в учебном процессе 50:50. Существующая СО на 85% ориентирована на передачу знаний и лишь 15% на выработку навыков работы [4].

Модернизация СО ставит перед педагогическим сообществом задачу развития высшего образования по приоритетным направлениям, изложенным в Лёвенском коммюнике министров образования. В нём одним из направлений обозначено обучение, ориентированное на студента, а также миссия обучения в выс-шем образовании: «Мы просим высшие учебные заведения обратить особое внимание на повышение качества преподавания своих учебных программ на всех уровнях. Это должно стать приоритетом в дальнейшей реализации европейских стандартов и принципов обеспечения качества» [5].

Чтобы система профессиональной подготовки могла в полной мере соответствовать новым требова-

ниям, предъявляемым глобализацией, и использовать её блага и возможности в полной мере, необходимы усилия и государственных структур, и частных фирм, и корпораций по реорганизации системы образования на трёх уровнях - национальном, региональном и локальном. Частному сектору также следует активно включаться в процесс модернизации образования, начиная с пересмотра стратегических, тактических и оперативных целей профессиональной подготовки. Это касается и процесса обучения, и организации практики, и стандартов подготовки кадров, и инвес -тиций в образование, поскольку, во-первых, именно частный сектор более всех участников рынка заинтересован в резком повышении уровня знаний, умений и навыков специалистов, и, во-вторых, поскольку национальные государства не смогут больше финансировать и обеспечивать подготовку профессионалов в полной мере [3].

Международная глобальная информационная комиссия полагает, что единственным способом адекватного ответа на вызовы глобализации бизнеса и рыночной экономики может быть положительное отношение и продвижение следующих десяти инновационных компонентов (направлений, акцентов) в сферу профессионального образования [6].

1. Акцент на абстрактное мышление. Одним из самых значимых требований к современному специалисту является его умение свободно оперировать абстрактными идеями и находить выход из сложных ситуаций, поскольку в условиях быстроразви-вающейся глобальной экономики, основанной на информации, распространяемой с огромной скоростью, возникающие проблемы с трудом поддаются определению. Всё это требует от выпускника-профессионала умения вычленять проблемы, собирать необходимую информацию и принимать решения, основанные на комплексе сложных реалий.

2. Целостный подход (с междисциплинарн ыми связями). В современных процессах профессиональной подготовки преобладает жесткий, дискретный подход к разделению дисциплин, изучаемых и наследуемых студентами. Однако ИО и глобальная экономика требуют более широкого (голографического) мышления. Междисциплинарные исследования являются неотъемлемой частью подготовки специалиста.

3. Акцент на умение оперировать символами. Символы являются высоко абстрагированной формой обозначения реальных предметов и явлений современной действительности, поэтому от специалиста требуется умение постоянного использования символов (математических, мнемонических, компьютерных, деловых, цифровых, денежных, политических и др.).

4. Акцент на самостоятельное обучение студентов. В наше время, когда знания накапливаются и обновляются очень быстро, ни один преподаватель не способен полно и адекватно переработать, ус -воигь их и в доступной форме передать их своим студентам. Целью обучения становится не столько передача готовых знаний студентам, сколько обучение их самостоятельному поиску с использованием всех современных способов и средств, а также синтезу старых и вновь полученных знаний и

их практическому применению. Преподаватель в современном вузе уподобляется гиду, помогающему будущему специалисту в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками.

5. Акцент на увеличение количества специалистов с высоким научно-техническим образованием. Поскольку для постоянно возникающих и быстро развивающихся новых видов промышленности требуется огромное количество высокообразованных научно-технических и инженерных кадров, для которых исследование является привычным, освоенным со студенческой скамьи делом, национальным инновационным системам рекомендуется укреплять связь академических институтов с ж -следовательскими частными и государственными центрами.

6. Стирание различии между умственным и физическим трудом. Существовавшее резкое различие между умственным и физическим трудом в производственной модели Форда-Тейлора постепенно исчезает с появлением новой инновационной парадигмы, требующей целостного подхода к личное -ти. Современные фирмы высоко ценят интеллектуальный вклад всех своих сотрудников, независимо от их положения и вида деятельности. Да и само современное производство трудно отличить от компьютерной лаборатории.

7. Акцент на развитие умений работать в команде. Руководители современных глобализованных предприятий требуют от своих сотрудников навыков работы в группах с целью обсуждения, организации, руководства по принятию решений, а современные вузы часто ориентируют студентов на индивидуальную учебную деятельность. Система подготовки профессиональных кадров призвана ликвидировать этот недостаток.

8. Акцент на организацию виртуальных команд. Студенты должны уметь не только работать в команде реальной, но и виртуальной, используя современные телекоммуникационные средства и Интернет для обмена идеями, подходами, взглядами, создавая групповое общение, находя совместные рациональные решения возникающих проблем и, таким образом, облегчая процесс их оптимального решения.

9. Акцент на разрушение границ пространства и времени. Используя продвинутые информационные и коммуникационные технологии, аудио- и видеопрезентации, веб-сайгы, преподаватель помогает обучаемым разрушать границы пространства и времени и иметь доступ ко всем интересующим их архивным курсам лекций, к любым учебным материалам в любое время, в любом месте.

10. Акцент на создание более гибких систем обучения. Подобно производственным системам, расположенным по всему миру, академические институты должны стать менее ригидными, более гибко соответствовать запросам студентов и вызовам глобальной экономики, предлагать новые учебные курсы, отражающие потребности в новых знаниях. Именно прогресс современных инфокоммуника-ционных технологий дал толчок к созданию и развитию во всех развитых странах Европы, Америки и Азии университетов распределенного типа, ис-

пользующих виртуальные образовательные среды

и дистанционное образование.

Во многих странах высшее образование перестраивается в соответствии с современными требованиями: происходит глубокое изменение в целях, содержании, формах и методах обучения. При этом наиболее актуальными являются вопросы повышения уровня и качества образования. Выпускник вуза должен обладать способностью систематически мьелигь, , применять творческое воображение и иметь желание выносить правильные оценочные суждения. Он должен обладать не только всеми предусмотренными Госстандартом специальности знаниями, умениями, профес-сиональными навыками, но и высоким уровнем этического, экологического и эстетического сознания, творческой активностью и стремлением к саморазвитию.

В существующих образовательных системах до сих пор доминируют образовательные технологии (ОТ), направленные на интенсификацию формирования объемов знаний. К сожалению, недостаточно развиты и используются ОТ, направленные на формирование интеллектуальных умений, развитие активности мыш-ления и, как следствие, на развитие интеллекта -стратегического ресурса развития общества. Развитие интеллекта, активности мышления, нешаблонного мышления, креативности является важной задачей, которую необходимо решать на всех ступенях образования. Для интенсификации процессов развития и формирования интеллектуальных ресурсов необходимо иметь адекватные данной проблеме технологии образования.

Задачей новой современной СО является личност-но ориентированное развивающее образование, направленное на развитие интеллекта, самостоятельности мышления, использующее проблемные, игровые и другие продуктивные формы обучения, развивающие индивидуальность обучающихся, их творчес -кие способности. Преподаватель теперь уже в меньшей степени является транслятором знаний и в большей - менеджером, технологом и аналитиком образовательного процесса. Он получает дополнительные возможности для поддержания и развития личности обучаемого, для творческого поиска и организации совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ и предъявления учебного материала.

Таким образом, с изменением целей и задач, стоящих перед современной СО, акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентное-тей», что требует переориентации образования на личностно ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированному, безличностному.

Важность формирования компетентности подчеркивается на государственном уровне: в документе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» эта задача рассматривается как одна из приоритетных [7]. Здесь под компетентностью понимается «способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи».

Понятием «компетентность» определяется качественная характеристика специалиста, связанная не только с объёмом и глубиной имеющихся у него знаний, но и с их действенностью и адекватностью применения в соответствующих ситуациях. Компетент-ностный подход предполагает не пассивное усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а формирование умения и способности действовать на основе приобретенных знаний. В отличие от ЗУНов, подразумевающих действие по аналогии с образцом, компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности.

Анализу сущности и конкретных методов реализации компетентностного подхода посвящено много научных и научно-методических работ. Появление терминов «компетенция», «компетентность» в лингводидактической теории и практике отражает переход к личностно ориентированному деятельностному подходу и в более широком смысле - к антропоцентрич-ной парадигме в образовании. Однако неоднозначность этих понятий и неясность, например, отличия сути компетентностного подхода от деятельностного подхода часто вносит терминологическую путаницу и неразбериху и вызывает недоумение в свете известного «принципа Оккама»: «не преумножать сущностей сверх меры». Зачастую в научных публикациях понятия «компетентность» и «компетенция» употребляются как синонимы, хотя они, по сути, обозначают разные явления (компетентность - это личностное качество, формирующееся в результате приобретения набора компетенции) [8].

В работе А.В. Хуторского [9] компетенция определяется как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённо -му кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности.

В документах ЮНЕСКО были сформулированы фундаментальные цели образования, которые и пос-лужили основой для определения ключевых компетенций (информационная, социально-правовая и коммуникативная) [10]:

• научить получать знания (учить учиться);

• научить работать и зарабатывать (учение для труда);

• научить жить (учение для бытия);

• научить жить вместе (учение длясовместной жизни).

Российская педагогическая наука уже в 90-х годах

прошлого века располагала развёрнутым толкованием понятия «компетентность». Соответственно, были определены и структура профессионально-педагогичес-кой компетентности, и её сущностные характеристики, и особенности формирования в условиях высшего профессионального образования. Тенденция же определения результата профессиональной компетентное -ти будущих специалистов в терминах «компетенций», прежде всего социальных, коммуникативных, информационных, стала характерной лишь с конца 90-х годов и сохраняется до настоящего времени [11].

Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, про-

фессионального и жизненного опыта, ценностей и нак-лонностей. При этом профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей (обусловленных приобретением соответствующих компетенций) [12, 13].

Ключевые компетентности связаны с успехом личности в меняющемся мире и проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе [13]. Ключевые же компетенции определяются как всеобщие способности, установки и стратегии, которые полезны при решении проблем и овладении новыми компетенциями в возможно большем числе содержательных областей.

Базовые компетенции отражают специфику определённой профессиональной деятельности (педагогической, управленческой, экономической, инженерной и т.д.), а специальные - специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности.

Например, для преподавателя информатики набор ключевых компетентностей (и соответствующих компетенций) включает обще культурную, социальноправовую, информационную, коммуникативную, самообразовательную. Набор базовых компетентное -тей (и компетенций) преподавателя включает технологическую, когнитивную, психологическую, регулятивную, исследовательскую, методическую. Набор специальных (предметных) компетентностей (и соответствующих компетенций) преподавателя информатики включает информационную, математическую, техническую, пользовательскую, информационносистемную, алгоритмическую, логическую, программистскую (по аналогии с приведенными в [13]). Эти наборы могут быть расширены.

С развитием и внедрением современных информационных и коммуникационных технологий в образование и профессиональную деятельность существенно возрастает значение информационной компетентности. Информационная компетентность является показателем познавательной активности, которая зависит не только от комфортности информационно-образовательной среды, но и от уровня информационной культуры (ИК).

В условиях перехода к ИО проблема формирования ИК особенно актуальна для сферы профессионального образования, обеспечивающего качество подготовки кадров для всех областей жизнедеятельности человека. ИК личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействие в ИО, творческий процесс поиска новых идей и решений [2, 14].

Содержание информационной культуры специалиста включает в себя мировоззренческий, этический, психологический, социальный, технологический и эмоционально-эстетический компоненты, отражает сложную структуру развития личности на различных уровнях ее становления. Ввиду признания глобальной роли информации, ее воздействия на сознание и эмоциональное состояние человека, информационное мировоззрение (ИМ) является мощным противовесом неконтролируемому распространению информации,

многократно усиленному современными техническими средствами Именно ИМ позволяет гармонизировать внутренний мир человека, осознать сущность проис-ходящих в мире явлений и процессов, познать закономерности распространения информации в обществе, ее влияние на человека, теоретически осмыслить роль информации в контексте образования и культуры [14].

Формирование ИМ тесно связано с этической стороной информационной культуры, основанной на освоении культурных образцов и норм социального поведения личности в обществе. Формирование этического компонента ИК означает воспитание личной ответственности за характер информации, принципов и убеждений, препятствующих распространению социально-деструктивной информации и дезинформации, манипулированию сознанием людей.

На психологическом уровне формируется информационный стиль мышления специалистов. Он предполагает выработку оптимальной реакции на поступающую информацию, умение действовать в условиях избыточной информации, овладение методами аналитико-синтетической обработки информации. При этом важно правильно интерпретировать и использовать полученную информацию для принятия различного рода решений, учитывая при оценке альтернатив рациональные, эстетические и морально-этические критерии.

Информационный стиль мышления в условиях бурно растущих потоков информации избавит от импульсивных, непродуманных поступков, поможет выработать навыки психогигиены в восприятии информации.

На социальном уровне формируется информационный тезаурус будущего специалиста, который служит обязательным условием социализации личности и выполнения многообразных функций в обществе. Тезаурус, вырабатываемый в процессе развития ИК, - это активно действующая система информационных понятий, которая обеспечивает общую и специальную ориентировку личности в окружающей инфосреде.

На базе информационных потребностей и установок формируется система умений и развитых на их основе способностей, составляющих технологический уровень ИК, который реализуется в информационной деятельности.

Процесс информационной деятельности, связанной с умением личности использовать информационные ресурсы общества, можно представить в такой пос-ледовательности: постановка целей; формирование предметной области интересов; осознание потребности в информации и формулировка запросов; поиск информации в документных и других информационных источниках; анализ и синтез информации; соотнесение ее с объемом накопленного знания и социальным опытом индивида; оценка, критическое и творческое переосмысление информации; практическое использование конечного результата деятельности.

Таким образом, чтобы сформировать технологический компонент ИК, необходимо обучить основным видам информационной деятельности, среди которых знакомство с информационными ресурсами общества и алгоритмами поиска информации, использование традиционных и компьютерных источников информа-

ции, приемы анализа и синтеза информации, ее переработка, оценка, переосмысление и практическое ис-пользование.

Эмоционально-эстетический уровень ИК предс-тавляет собой систему чувств и эмоций, определяющих процесс удовлетворения потребности личности в информации и ее поведение в инфосреде. Эта система реализуется в эмоциональной активности личности и связана с эмоциональной реакцией на воздействие информации в процессе информационной деятельности. Высокий уровень информационной культуры является важной составляющей как профессиональной, так и общей культуры специалиста [14].

Увеличившийся объем знаний, возросший спрос на образование требуют разработки новых инновационных методов и средств обучения, повышающих эффективность труда преподавателя и способствующих лучшему усвоению знаний студентами.

Инновациями в образовательной деятельности следует считать процесс генерации новых идей, технологий, форм и методов, их освоения и внедрения в обучение и воспитание.

В системе воспитания и обучения используются разнообразные методы педагогического воздействия на личность: например, вербальные, наглядные и практические; методы формирования сознания личности и ценное тных ориентаций; активные методы обучения; методы организации когнитивной практической деятельности; проблемные методы обучения и т.д.

Наиболее эффективными формами педагогической деятельности в условиях теоретического обучения являются: лекции проблемного характера, семинары-дискуссии, диспуты, семинары-беседы, практические занятия-тренинг и с использованием ИГ.

Применение в обучении различных инновационных методов помогает научить студентов активным способам получения новых знаний; овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; стимулирует творческие способности студентов [15].

Выделяют следующие типы инновационных подходов к обучению:

а) инновации-модернизации - направлен на достижение гарантированных результатов (технологичес -кий подход к обучению). Это высокоэффективное репродуктивное обучение;

б) инновации-трансформации - преобразует традиционный учебный процесс и направлен на обеспечение его исследовательского характера, организацию поис-ковой учебно-познавательной деятельности. Поисковый подход к обучению направлен на формирование у обучающегося опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применение в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций. Это уже проблемная ориентация образовательного процесса [15].

Инновационное обучение - это процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует внесение инновационных изме-нений в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения предполагает активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации.

Появление мощных компьютеров, способных не только решать вычислительные задачи, но и представлять информацию в различной форме (текст, графика, звук, видео), дало возможность использовать их в качестве дидактических средств, а создание информационных супермагистралей - использовать эти средства на расстоянии.

Такие новые ИГ, как гипертекст и мультимедиа, позволяют создать информационную среду поддержки индивидуальной деятельности преподавателя и студента. В этой среде используются новые, отличные от традиционных, механизмы хранения, поиска и представления информации, адекватные ассоциативному мышлению человека. Использование электронных учебников, обладающих максимальной наглядностью, простотой изложения материала, исчерпывающей полнотой представления информации (за счет использования гипертекстовых технологий, мультимедиа и средств эргономизации) способствуют повышению качества обучения.

Гипертекстовые системы (ГТС) позволили осуществить предложенную еще в 1989 г. академиком В. ИСкурихиным методологию качественного вузовс-кого обучения на основе реализации принципа «четырех И»: информатизация, индивидуализация, интеллектуализация, интеграция.

Принцип индивидуализации реализуется созданием при помощи ГТС персонифицированной инфор-мационной среды, где каждый обучаемый имеет воз -можностъ пройти по своей траектории, пройти «свой путь познания» и зафиксировать интересующее его в данный момент подмножество знаний о предметной области.

Принцип интеллектуализации обучения реализуется таким образом: ГТС предоставляет обучаемому инструментальные средства поддержки творческого процесса, системы просмотра баз данных и знаний, а интеграция ГТС и экспертных систем позволяет соз-давать интеллектуальные обучающие и контролирующие системы.

Принцип интеграции обеспечивается возможностью сочетания гипертекстовой технологии с другими парадигмами информатики. Например, на сочетании гипертекста и объектно-ориентированного подхода основана методология построения обучающих систем, где используются классификация, методология разработки обучающих инструктивных материалов и др. [16].

Роль новых ИГ в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогичес-ких задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. Например, современные сетевые компьютерные технологии лежат в основе дистанционного образования, построения инструментальных сред компьютерного адаптивного тестирования и обучения, обеспечивают построение универсальной информационно-образовательной среды.

Одним из примеров использования ИГ в образовании являются различные компьютерные средства обучения (КСО).

КСО - это программное средство или программнотехнический комплекс, предназначенный для реше-

ния определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым [17, 18].

В процессе использования КСО (а также при использовании ИГ и компьютерных систем в других областях) интегральная производительность системы «человек - компьютер» зависит от двух важнейших показателей: производительности компьютера и продуктивности мозга человека. Первая быстро растет (за счет роста быстродействия и объема памяти), вторая, наоборот, все больше отстает от растущих требований и нередко превращается в тормоз повышения эффек-тивности работы. Вместе с тем стремительное и пов-семестное усложнение всех аспектов профессиональной деятельности, острая потребность в овладении большим объемом разноплановых знаний требуют повышения продуктивности мозга как в процессе обучения, так и при решении интеллектуальных задач. Таким образом, реальные потребности в интенсификации интеллектуальной деятельности вступают в драматическое противоречие с ограниченными возможностями человеческого мозга перерабатывать поступающую информацию [19].

Сегодня наука не располагает эффективными средствами для решения этой проблемы. Однако некоторые известные ученые и педагоги уже давно предлагают методы, позволяющие существенно повысить умственную производительность мозга и тем самым производительность человека при различных видах интеллектуальной деятельности, в том числе научной и образовательной. Например, в фундаментальной работе [19], автором которой является В.Д. Паронд-жанов - один из видных специалистов - разработчиков крупнейших отечественных информационных систем и программных комплексов, предложены практические методики для улучшения работы ума, основанные на использовании когнитивно-эргономических методов представления знаний.

Существует два традиционных подхода к формализации и представлению знаний: текстовый и визуальный (графический, изобразительный).

Текст - наиболее общая и наименее информатив-ная в смысле наглядности и скорости восприятия форма представления информации. Преимущество графики перед текстом для человеческого восприятия считается общепризнанным, т.к. человеческий мозг в основном ориентирован на визуальное восприятие. Люди получают информацию при рассмотрении графических образов быстрее, чем при чтении текста. Так как при работе с компьютером 99% информации человек получает с помощью зрения, следовательно, наиболее важным видом компьютерной информации является визуальная информация.

Эффективные методы графического представления знаний позволяют выявить скрытые резервы повышения продуктивности полушарий мозга. Изображения, символы, с помощью которых мы описываем процессы, являются формой языка. Удачный выбор изображений помогает визуализировать сложные процессы, понимать их и изобретать новые.

В результате эргономизации науки и образования предполагается коренное улучшение визуальных форм представления знаний, учитывающих важные харак-

терисшки восприятия информации глазом и мозгом человека. Одним из важнейших направлений эргономизации науки и образования является развитие идей когнитивной формализации знаний и когнитивных информационных технологий [18-20]. Предполагается, что решение сложных задач выбора визуально-языковых средств понимания, представления, формализации и передачи знаний позволит не только повьеигь эффективность образовательного процесса, но и эффективность обмена знаниями между отдельными людьми и коллективами, преодолеть раздробленность индивидуальных иколлективных интеллектов.

Поскольку наиболее проблемным звеном в системе «человек - компьютер» является человек, его низкая умственная продуктивность, то именно человеческий фактор является наиболее важным из тех, что сдерживают дальнейшее развитие и эффективное ис -пользование ИГ и систем. В связи с этим в работе [19] предлагается теория интенсификации интеллекта, в основу которой положены два базовых понятия: а) знаковая информация - доступная для восприятия с помощью человеческих органов чувств и б) предметная информация - чувственно не воспринимаемая, т.е. недоступная для человека (становится доступной только после преобразования с помощью приборов в знаковую). Постулируется, что продуктивность мозга существенно зависит от качества именно знаковой информации и совершенно не зависит от любых свойств предметной информации. То есть для повышения качества человеческого интеллекта необходимо обес-печить более высокое качество знаков, в частности, когнитивное качество диоязыков и дио информации. Особенно важную роль для увеличения производительности мозга играет диоинформация, т.е. любая информация, представленная в виде одной или нес -кольких диосцен (диосцена - Двумерная Информационная Оптическая сцена, предназначенная для зрительного восприятия информации человеком). Диосцена должна отражать не только сущность, но и структуру проблемной ситуации, облегчать мышление, придавать ему большую точность и силу. Диосцена может содержать как словесный текст, так и формулы и изображения. Исходя из вышесказанного, при разработке КСО, проектировании диосцен (например, в процессе создания лекции-презентации и т.п.) необходимо учитывать многократно экспериментально проверенные и научно обоснованные когнитивные рекомендации и эргономические правила, из -ложенные в работах [18-20]. Важнейшими из этих правил являются следующие: целостность зрительного образа, регулярность структуры диосцен, асимметрия расположения блоков и нестандартность ограничивающих их контуров (это порождает многообразие форм); использование принципов неожиданности, лаконичности, ассоциативности, цветовой наглядности и образности.

Перечне ленные когнитивные рекомендации и эргономические правила обсуждались на методических семинарах, проводимых на кафедре математики и информатики ТИУиЭ, и были учтены при разработке преподавателями кафедры лекций-презентаций и электронных учебников по читаемым дисциплинам.

Следует особо отметить, что современная парадигма в образовании основана не на механическом запоминании, а в первую очередь на понимании и умении быстро соображать и творчески использовать изучаемый материал, т.е. в достижении за ограниченное время как минимум требуемого уровня компетенций в учебном, профессиональном и научном видах деятельности.

Сегодня уже можно констатировать, что происходящая в России информатизация образования полное -тью отвечает рекомендациям Международной глобальной информационнойкомиссии по всем десяти инновационным направлениям. Это и создание информационно-образовательной среды вузов, и широкое использование интернет-технологий и локальных компьютерных сетей, а также внедрение КСО и новых когнитивно-эргономических методов и соответствующих ИГ, развивающих креативность и нестандартное мышление обучающихся. Информационную поддержку работы в группах обеспечивают компьютерные сис-темы коллективного творчества, рассмотренные в [21].

Информатизация образования направлена на формирование и развитие интеллектуального потенциала нации, усовершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение КСО и контроля, что даст возможность решить проблемы образования на выс -шем уровне с учётом мировых требований. Среди них - индивидуализация учёбы, организация систематического контроля знаний, возможность учитывать особенности каждого обучающегося. Результатами информатизации образования должны быть развитие ИК человека, приближение содержания, форм, методов и средств учебной и педагогической деятельности к уровню мировых стандартов, повышение качества образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карелин В.П. Проблемы и методы управления качеством вузовского образования в условиях информатизации общества: Сб. докл. VI научно-практич. конференции преподавателей, студентов, аспирантов ТИУиЭ. Таганрог, 2005.

2. Сахарова О.Н. Развитие творческого потенциала личности на основе формирования информационной культуры: Сб. докл. XI научно-практич. конф. преподавателей, студентов, аспирантов ТИУиЭ. Таганрог, 2010.

3. Дудченко В.В., Карелин В.П. Влияние информационных технологий и глобализации на инновационные процессы в сфере профессионального образования: Сб. материалов XI Международной научно-практич. конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Долятовский ВА., Мазур ОА., Мелешко Е.Н. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием. Ростов - Не-винномысск: СКНЦ ВШ-РГУ, 2003.

5. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии: Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Левен /Лувен-ла-Нев, 28-29 апреля 2009 года // Высшее образование в России. 2009. №7.

6. Globalization, Knowledge, Education and training in the information age. Mr. Derrick L. Cogburn, Ph.D. // www.unesco.org, 23/html.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002.

8. Яковлев А.А. Исследование в рамках компетентностного подхода: перспективы и проблемы // Известия ТРТУ. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2003. №5.

10. Баратова Е.Д. Оценка влияния проектнойдеятель-ности на уровень подготовки студентов специальности «Прикладная информатика (в экономике)» с позиций компетентностного подхода: Сб. материалов XI Международной научно-практич. конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2010.

11. Шамшурина А.А. Этапы становления проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя: Сб. материалов IX Международной научно-практич. конференции «Информационные и комму никационные технологии в образовании». Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2008.

12. Злуникин Г.Е. Профессиональная компетентность учителя информатики: Сб. материалов XI Международной научно-практич. конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2010.

13. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. В.АКозырева и НФ.Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. АИГерцена, 2004.

14. Ткаченко А., Нестерова Л. Информационная культура будущих инженеров // Высшее образование в России. 2003. № 1.

15. Баймулдина Н.С., Калмуханбетова С. У. Инновационные образовательные технологии в обучении иностранному языку: Сб. материалов XI Международной научно-практич. конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2010.

16. Дацун Н.Н. Гипертекстовая технология и обучение // Управляющие системы и машины. 1994. № 3.

17. Башмаков А.И., Башмаков И А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003.

18. Карелин В.П., Лебедева Л.П. Когнитивно-эргономические методы и когнитивные информационные технологии в науке и образовании: Сб. материалов IX Международной научно-практич. конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2008.

19. Паронджанов В.Д. Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов - это очень просто! М.: Дело, 2001.

20. Шаталов В. Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987.

21. Карелин В.П., Протасов В.И. Новый метод коллективной разработки проектов в компьютерных се-

тях // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Технические науки. 2002. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.