Научная статья на тему 'Исследование процесса формирования информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров в вузе'

Исследование процесса формирования информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ БАКАЛАВР-АГРОИНЖЕНЕР / FUTURE BACHELOR-AGROENGINEER / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATISATION OF EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCY / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинина Галина Александровна, Шилова Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены основные моменты исследования процесса формирования информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров в вузе при изучении информационных дисциплин (информатика, информационные технологии). Педагогическое исследование проводилось с привлечением студентов, обучающихся по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (уровень бакалавриата). В условиях перехода от индустриального общества к информационному происходит внедрение информационно-коммуникационных технологий во многие сферы человеческой деятельности, в том числе и сельского хозяйства. Внедрение инновационных технологий в сельское хозяйство невозможно без высококвалифицированных инженерных кадров, способных и готовых эти технологии внедрять. Поэтому, информационная компетентность будущих бакалавров-агроинженеров является важной составляющей их профессиональной компетентности. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по данному направлению подготовки позволил выделить приоритетные компетенции, которые определили содержание исследуемой компетентности. В статье представлены результаты проведенного педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинина Галина Александровна, Шилова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the process of information competency of future bachelors-agroengineers in the university

The article considers the main points of the research of the process of formation of information competence of future bachelors-agroengineers in the university in the study of information disciplines (informatics, information technologies). Pedagogic research was conducted with the involvement of students studying in the field of training. 35.03.06 Agroengineering (bachelor's level). In the conditions of transition from an industrial society to informational there is an introduction of information and communication technologies in many spheres of human activity, including agriculture. Introduction of innovative technologies in agriculture is impossible without highly qualified engineering staff, capable and ready to introduce these technologies. Therefore, the information competence of future bachelor-agroengineers is an important component of their professional competence. The analysis of the Federal State Educational Standard of Higher Education in this area of training made it possible to single out the priority competences that determined the content of the competency studied. The article presents the results of pedagogic research.

Текст научной работы на тему «Исследование процесса формирования информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров в вузе»

УДК 378

Кручинина Галина Александровна

доктор педагогических наук, профессор Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Шилова Татьяна Владимировна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет [email protected], [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-АГРОИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ

В статье рассмотрены основные моменты исследования процесса формирования информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров в вузе при изучении информационных дисциплин (информатика, информационные технологии). Педагогическое исследование проводилось с привлечением студентов, обучающихся по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (уровень бакалавриата). В условиях перехода от индустриального общества к информационному происходит внедрение информационно-коммуникационных технологий во многие сферы человеческой деятельности, в том числе и сельского хозяйства. Внедрение инновационных технологий в сельское хозяйство невозможно без высококвалифицированных инженерных кадров, способных и готовых эти технологии внедрять. Поэтому, информационная компетентность будущих бакалавров-агроинженеров является важной составляющей их профессиональной компетентности. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по данному направлению подготовки позволил выделить приоритетные компетенции, которые определили содержание исследуемой компетентности. В статье представлены результаты проведенного педагогического исследования.

Ключевые слова: будущий бакалавр-агроинженер, информатизация образования, информационная компетентность, информационно-коммуникационные технологии.

Основной задачей вуза является подготовка высокообразованных, компетентных кадров. На сегодняшний день, успешная профессиональная карьера выпускника вуза, его конкурентоспособность на рынке труда, невозможна без готовности осваивать новые технологии, постоянно повышать свой профессиональный уровень, адаптироваться к различным условиям труда.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года указаны задачи в сфере образования. Вот некоторые из них [7, с. 2]: «Создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования; подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе и т.д. Все это способствует созданию единого информационного образовательного пространства, повышению качества, доступности и конкурентоспособности отечественного образования».

Согласно Государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», развитие российского рынка информационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий, предусматривает повышение готовности населения и бизнеса к возможностям ин-

формационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных технологий [1].

На сегодняшний день, успех развития сельскохозяйственной отрасли в России невозможен без высококвалифицированных кадров, готовых и способных внедрять инновационные технологии в производство и переработку сельскохозяйственной продукции. Поэтому одной из задач качественной подготовки будущих агроинженеров в условиях модернизации высшего образования является формирование у них способности и готовности к быстрому восприятию огромных объемов информации, владение практическими навыками работы с информационными ресурсами (хранение, передача, поиск и др.), используя средства информационно-коммуникационных технологий. Следовательно, необходимо сформировать у них информационную компетентность, которая является необходимой составляющей профессиональной компетентности будущего бакалавра-агроинженера.

Будущим бакалавром-агроинженером, в нашей статье, мы будем называть студента, обучающегося в ГБОУ ВО Нижегородском государственном инженерно-экономическом университете по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (уровень бакалавриата).

Информационная компетентность будущих бакалавров-агроинженеров предполагает умения у них: работать с компьютерной техникой; использовать современные программные продукты; привлекать средства информационных технологий для выполнения математических расчетов и обработки данных экспериментов; поиска необходимой информации; осуществления деловой переписки

Вестник КГУ Л 2018

© Кручинина Г. А., Шилова Т.В., 2018

100

и коммуникаций с использованием возможностей сети Интернет. В нашем исследовании формирование данной компетентности происходит в процессе обучения информационным дисциплинам (информатика, информационные технологии) и продолжает свое развитие при изучении профессиональных дисциплин, прохождении практик и выполнения выпускной квалификационной работы.

Информационная компетентность предполагает приобретение навыков [6] осуществления способов информационной деятельности; познавательной деятельности в области информатики и информационных технологий; использования известных способов информационной деятельности в своей будущей профессии; творческой деятельности с привлечением средств профессионально-ориентированных информационных технологий.

Информационная компетентность студентов проявляется: в повседневной жизни (как результат информационного поведения и взаимодействия, принятия решений в жизненных ситуациях и т.д.); в образовательном процессе (как результат деятельности в типовых и модельных ситуациях с использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении); в профессионально-ориентированной деятельности (в ходе производственной практики студента, участия в научно-исследовательской работе [6].

Анализ ФГОС ВО по данному направлению подготовки позволил выделить приоритетные компетенции, которые составляют содержание информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров: способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7), способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять её в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1), способность использовать информационные технологии при проектировании машин и организации их работы (ПК-6) [8].

Изучение научной литературы по проблемам формирования информационной компетентности специалистов различных отраслей (А.М. Витт, М.И. Глотова, М.Л. Груздева, Е.М. Зайцева, Е.А. Крайнова, Г.А. Кручинина, Е.К. Панюкова, М.Ю. Порхачев, С.В. Савельева и др.), помогло сформулировать понятие «информационная компетентность будущего бакалавра-агроинженера», как интегральное качество личности, владеющей совокупностью общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных информационных компетенций, проявляющееся в готовности и способности применять полученные знания, умения и навыки в области информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач, реализовывать свой потенциал, осознавать личную ответственность за результаты своего труда.

Нами определены структурные компоненты информационной компетентности будущих бака-лавров-агроинженеров (мотивационно-ценност-ный, когнитивно-деятельностный и эмоционально-волевой).

Мотивационно-ценностный компонент характеризует: осознание значимости и важности использования средств информационно-коммуникационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности; стремление и потребность совершенствовать свой уровень владения средствами информационно-коммуникационных технологий через изучение информационных дисциплин и самообразование; интерес к творческим видам деятельности в процессе изучения информационных дисциплин.

Когнитивно-деятельностный компонент определяет: знания студента об информационных технологиях и основных законах их развития, основных методах и способах компьютерной обработки информации, основных прикладных программных средствах и т.д.; умения применять на практике полученные знания и использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения конкретных задач.

Эмоционально-волевой компонент заключается в адекватном осознании и оценивании собственных возможностей и способностей в применении информационно-коммуникационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности [6].

Опираясь на научные труды Ж.Б. Быковой, Н.Н. Дарьенковой, А.Ю. Кравцовой, Г.А. Кручи-ниной, Е.Б. Михайловой, Н.В. Патяевой, С.В. Па-нюковой, О.А. Пучковой, Э.К. Самерхановой и других [2; 3; 4; 5; 6 и др.], которые доказали эффективность внедрения средств информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, мы исследовали возможность использования средств информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования информационной компетентности будущих бакалавров-агроин-женеров в условиях вуза.

По мнению многих ученых внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет преподавателю: более наглядно представлять учебный материал, проводить дистанционные занятия, организовывать самостоятельную работу студентов, формировать у них интерес к творческим видам деятельности при выполнении заданий, проводить контроль знаний с использованием on-line-тестирования и многое другое.

Для формирования информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров в Нижегородском государственном инженерно-экономическом университете используются следующие формы, методы и средства обучения:

- лекции с использованием компьютерных презентаций, видеороликов и т.д.;

- лабораторные и практические работы по профессиональным дисциплинам (таким как: теоретические основы электротехники, электрические машины и аппараты, светотехника и электротехнология, информационно-измерительная техника и др.) с использованием прикладных программ: ElectronicsWorkbench, MultiSim, «Виртуальная электронная лаборатория» (ВЭЛ) и т.д., различных профессиональных прикладных программ: Компас, AutoCad, LabWiev, Dialux и др.;

- интегрированные занятия (информатика и профессиональная дисциплина, например, «информатика» и «теоретические основы электротехники» с применением прикладных программ MS Excel, системы MathCad и др.);

- профессионально-ориентированные задачи с привлечением средств информационно-коммуникационных технологий на практических занятиях в процессе преподавания информационных дисциплин (информатика и информационные технологии);

- профессионально-ориентированные ресурсы сети Интернет при организации учебно-познавательной и творческой деятельности студентов.

Нами разработаны и внедрены в учебный процесс электронные тесты для оценки качества усвоения изученного материала по дисциплинам информатика, информационные технологии с использованием электронной информационно-образовательной среды вуза.

В университете создана электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) на базе системы управления обучением Moodle, с помощью которой студенты: обеспечиваются доступом к учебным ресурсам вуза, к электронным библиотечным системам (ЭБС); принимают участие в интерактивных занятиях, которые проводятся как в очной так и в дистанционной форме, на основе системы Mirapolis Virtual Room. Это дает возможность вести учебные занятия в режиме реального времени, независимо от места нахождения преподавателей и студентов.

Система Mirapolis Virtual Room предназначена для проведения веб-конференций, онлайн-обуче-ния, совещаний и т.д. В совместной виртуальной работе мы применяем такие её возможности как: трансляция голоса и видео участников; совместный просмотр презентаций, документов, видеороликов, приложений; общение в текстовом чате; проведение опросов; обмен файлами и т.д. (http:// okno.ru/soft/shop/popular/5069). Используя систему Mirapolis Virtual Room, нами дистанционно проводятся интерактивные лекции, практические работы, проверка самостоятельных заданий, в том числе творческого характера.

В процессе учебно-познавательной деятельности студентами задействуются такие возможности

сети Интернет, как работа с различными профильными сайтами, блогами и т.д. [4].

Несомненно, на уровень сформированности информационной компетентности будущих ба-калавров-агроинженеров влияет то, насколько преподаватели используют в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, включая средства сети Интернет. В университете ежегодно проводятся курсы повышения квалификации преподавателей, методические семинары, на которых рассматриваются возможности внедрения в учебный процесс инновационных технологий. Один из авторов статьи, Т.В. Шилова, регулярно принимает участие в разработке содержания курсов и семинаров, их реализации с применением современных информационных технологий (например, курсы по программе «Пользователь Microsoft Office», семинар «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе» и т.д.).

Педагогическое исследование процесса формирования информационной компетентности будущего бакалавра-агроинженера включало в себя констатирующий, формирующий и контролирующий его этапы. В нём принимали участие две группы студентов - контрольная (КГ, n=152) и экспериментальная (ЭГ, n=108), обучающихся по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (уровень бакалавриата).

В контрольную группу вошли студенты, обучение которых проводилось с использованием традиционных форм и методов обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа и др.). В экспериментальной группе студенты обучались по предложенной нами технологии с системным использованием средств информационно-коммуникационных технологий во всех видах учебно-познавательной деятельности.

Целью проведения исследования являлось проверка эффективности внедрения технологий обучения с системным использованием средств информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров.

Как указано выше, структура информационной компетентности будущих бакалавров-агроинжене-ров состоит из трех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и эмоционально-волевого. В качестве диагностического материала для оценивания каждого компонента были использованы анкеты (мотивационно-цен-ностный и эмоционально-волевой), тесты и экспертная оценка (когнитивно-деятельностный).

Мы сформулировали критерии (табл. 1) для определения уровней сформированности данной компетентности (низкий, средний и высокий).

Результаты исследования представлены в таблицах 2-5. Они показывают, что у студентов экспе-

Таблица 1

Критерии оценки сформированности информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров

Компоненты информационной компетентности

Уровни сформированности информационной

компетентности

Низкий

Средний

Высокий

Слабая мотивация и низкий уровень интереса к изучению информационных дисциплин; отсутствие интереса к творческой деятельности на занятиях по информационным дисциплинам; недостаточное осознание значимости и важности информационной подготовки для учебной и будущей профессиональной деятельности

Устойчивая мотивация и достаточно высокий уровень интереса к изучению информационных дисциплин; интерес к творческим видам деятельности на занятиях по информационным дисциплинам; желание применять полученные знания в учебной и будущей профессиональной деятельности; осознание значимости и важности информационной подготовки для учебной и будущей профессиональной деятельности

Сильная мотивация к изучению информационных дисциплин; особый интерес к творческим видам деятельности при изучении информационных дисциплин; готовность применять полученные знания в учебной и будущей профессиональной деятельности; уверенность в необходимости информационной подготовки для учебной и будущей профессиональной деятельности

Низкий уровень умения: работать в среде операционной системы Windows, с программами MSOffice^ текстовой и графической информацией (создание, хранение, передача), с электронной почтой; использовать ресурсы сети Интернет

Достаточный уровень умений: работать в среде операционной системы Windows, с программами MSOffice, с текстовой и графической информацией (создание, хранение, передача), в графических редакторах, системах автоматизированного проектирования (САПР), с электронной почтой; использовать ресурсы сети Интернет

Высокий уровень умений: работать в среде операционной системы Windows, с программами MSOffice, с текстовой и графической информацией (создание, хранение, передача), в графических редакторах, системах автоматизированного проектирования (САПР), с электронной почтой; использовать ресурсы сети Интернет

м

m

Низкая самооценка студентами знаний и умений, полученных при изучении информационных дисциплин; низкая степень осознания текущих и будущих потребностей в информационной подготовке и возможности управлять процессом самообразования; низкая самооценка способностей к использованию ресурсов сети Интернет в учебной и будущей профессиональной деятельности

Довольно высокая самооценка студентами знаний и умений, полученных при изучении информационных дисциплин; осознание текущих и будущих потребностей в информационной подготовке и возможности управлять процессом самообразования; довольно высокая самооценка способностей к использованию ресурсов сети Интернет в учебной и будущей профессиональной деятельности

Высокая самооценка студентами знаний и умений, полученных при изучении информационных дисциплин; высокая степень осознания текущих и будущих потребностей в информационной подготовке и возможности управлять процессом самообразования; высокая самооценка способностей к использованию ресурсов сети Интернет в учебной и будущей профессиональной деятельности

риментальной группы желание и готовность к изучению информационных дисциплин достоверно возросла по сравнению со студентами контрольной группы (табл. 2). Студенты экспериментальной группы в большей степени осознают, что их информационная подготовка необходима в учебной и будущей профессиональной деятельности; их самооценка знаний и умений, полученных при изучении информационных дисциплин, достоверно выше по сравнению со студентами контрольной группы (табл. 3).

В таблице 3 показаны экспериментальные данные изменения среднего значения самооценки студентами своих потенциальных возможностей применения средств информационно-коммуникационных технологий, полученных при изучении информационных дисциплин; оценка степени осознания необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что студенты экс-

периментальной группы в конце педагогического исследования показали высокую оценку своих потенциальных возможностей применения средств информационно-коммуникационных технологий, полученных при изучении информационных дисциплин, по сравнению со студентами контрольной группы на том же этапе исследования.

Результат сформированности когнитивно-дея-тельностного компонента информационной компетентности у студентов определялся нами по итогам проведения тестирования в контрольной и экспериментальной группах до и после формирующего этапа педагогического исследования. Данные, приведенные в таблице 4, показывают, что уровень сформированности когнитивно-деятельностного компонента информационной компетентности у студентов экспериментальной группы выше, чем у студентов контрольной группы.

Степень сформированности информационной компетентности будущих бакалавров-агроинжене-ров мы оценивали по уровням (низкому, среднему

Таблица 2

Некоторые элементы мотивационно-ценностного компонента информационной компетентности

будущих бакалавров-агроинженеров

Оцениваемые суждения Среднее значение оценки (в баллах)

В начале педагогического исследования В конце педагогического исследования

мг мэг мг мэг

Интерес и желание к изучению информационных дисциплин (информатика, информационные технологии) 3,4 3,3 3,5 4,6*

Готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий, в том числе ресурсов сети Интернет в учебной и будущей профессиональной деятельности 3,6 3,4 3,8 4,5*

Примечание: М - среднее значение оценки (индексом «кг» обозначается контрольная группа, «эг» - экспериментальная группа); ответы оцениваются по пятибалльной шкале: 1 балл - минимальное значение оценки, 5 баллов -максимальное; * - указание достоверности различий по 1-критерию Стьюдента (в данной таблице и последующих).

Таблица 3

Самооценка студентами некоторых положений эмоционально волевого компонента

Среднее значение оценки В начале педагогического исследования В конце педагогического исследования

мг мэг мг мэг

Самооценка способностей к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности 3,4 3,7 3,7 4,5*

Таблица 4

Оценка информационной подготовки будущих бакалавров-агроинженеров (когнитивно-деятельностный компонент)

Контрольный этап педагогического исследования

мг мэг

Среднее значение оценки 3,8 4,6*

Таблица 5

Экспертная оценка сформированности информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров (в %)

Уровень Контрольный этап педагогического эксперимента

Контрольная группа Экспериментальная группа

Низкий 12 3

Средний 60 41

Высокий 28 56

и высокому) сформированности её трёх компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-дея-тельностного и эмоционально-волевого (табл. 5).

Обобщая данные, полученные в ходе педагогического исследования, мы пришли к выводу, что студенты экспериментальной группы достигли более высокого уровня сформированности информационной компетентности (высоким уровнем обладают 56% студентов, средним - 41% и только - 3% студентов имеют низкий уровень). Уро -вень сформированности информационной компетентности у студентов экспериментальной группы по всем трем компонентам выше, чем у студентов контрольной группы.

Результаты проведенного педагогического исследования показывают, что технология обучения информационным дисциплинам (информатика и информационные технологии) с системным ис-

пользованием средств информационно-коммуникационных технологий, включая средства сети Интернет, существенно влияет на повышение качества обучения, вырабатывает стойкую мотивацию к изучению информационно-коммуникационных технологий, что способствует формированию более высокого уровня информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011— 2020 годы)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/ part/734787 (дата обращения: 9.01.2018).

2. Дарьенкова Н.Н. Педагогические условия, обеспечивающие реализацию готовности студентов технического вуза к использованию информа-

ционных и коммуникационных технологий в образовательном процессе // Великие реки - 2013: тр. конгр. междунар. науч.-пром. форума. - Нижний Новгород, 2014. - Т. 2. - С. 216-218.

3. Кручинина Г.А. Формирование готовности студентов педагогических специальностей к использованию новых информационных технологий в образовании и педагогической науке // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. - 2001. -№ 1. - С. 151-175.

4. Кручинина Г.А., Канянина Т.И., Степанова С.Ю. Сайт и блог преподавателя вуза как элемент сетевых коммуникаций: содержание и принципы функционирования // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 1-1. - С. 124-128.

5. Кручинина Г.А., Михайлова Е.Б. Информационные и коммуникационные технологии в формировании профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 16. - № 1. -С. 302-306.

6. Кручинина Г.А., Шилова Т.В. Формирование информационной компетентности студентов инженерных специальностей // Образование и наука. -2013. - № 2 (101). - С. 85-96.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2000/10/11-/ doktrina-dok.html (дата обращения: 9.01.2018).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (уровень бакалавриата) профиль «Электрооборудование и электротехнологии». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/350306.pdf (дата обращения: 9.01.2018).

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Informacionnoe obshchestvo (20112020 gody)». [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim

dostupa: http://www.zakonprost.ru/content/base/ part/734787 (data obrashcheniya: 9.01.2018).

2. Dar'enkova N.N. Pedagogicheskie usloviya, obespechivayushchie realizaciyu gotovnosti studentov tekhnicheskogo vuza k ispol'zovaniyu informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe // Velikie reki - 2013: tr. kongr. mezhdunar. nauch.-prom. foruma. - Nizhnij Novgorod, 2014. -T. 2. - S. 216-218.

3. Kruchinina G.A. Formirovanie gotovnosti studentov pedagogicheskih special'nostej k ispol'zovaniyu novyh informacionnyh tekhnologij v obrazovanii i pedagogicheskoj nauke // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Innovacii v obrazovanii. - 2001. - № 1. -S. 151-175.

4. Kruchinina G.A., Kanyanina T.I., Stepanova S.YU. Sajt i blog prepodavatelya vuza kak ehlement setevyh kommunikacij: soderzhanie i principy funkcionirovaniya // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2016. - № 1-1. - S. 124-128.

5. Kruchinina G.A., Mihajlova E.B. Informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii v formirovanii professional'no-inoyazychnoj kompetentnosti studentov inzhenernyh special'nostej // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2010. - T. 16. - № 1. - S. 302-306.

6. Kruchinina G. A., SHilova T.V Formirovanie informacionnoj kompetentnosti studentov inzhenernyh special'nostej // Obrazovanie i nauka. - 2013. -№ 2 (101). - S. 85-96.

7. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2000/10/11-/ doktrina-dok.html (data obrashcheniya: 9.01.2018).

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 35.03.06 Agroinzheneriya (uroven' bakalavriata) profil' «EHlektrooborudovanie i ehlektrotekhnologii». [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/350306. pdf (data obrashcheniya: 9.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.