УДК 378.147.022:001.8
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ
© 2017 О. А. Субботенко1, И. В. Ильина2
1 соискатель Курского государственного университета, сотрудник e-mail: motylek20@yandex. ru
Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации
2директор Института развития педагогического образования, профессор кафедры непрерывного профессионального образования e-mail: fpkkurska,yandex. ru
Курский государственный университет
В статье представлена авторская педагогическая модель формирования информационно-аналитической компетентности будущего специалиста-аналитика; подробно раскрываются блоки педагогической модели; описаны основные компоненты информационно-аналитической компетентности; выделены критерии, показатели и уровни сформированности информационно-аналитической компетентности.
Ключевые слова: педагогическая модель формирования информационно-аналитической компетентности у будущих специалистов-аналитиков; информационно-аналитическая компетентность; критерии, показатели и уровни сформированности информационно-аналитической компетентности; информационно-аналитическая деятельность, специалист-аналитик.
В настоящее время изменения в системе образования, обусловленные главенствующей ролью знаний, революционным развитием информационно-телекоммуникационных технологий, переменами в политической и экономической сфере, диктуют новые требования к подготовке специалистов в целом. По мнению В.Д. Шадрикова, современный специалист должен: быть способным к трансформированию приобретаемых им знаний в инновационные технологии; быть мотивированным для самосовершенствования и обучения на протяжении всей жизни; владеть современными технологиями и способами доступа к различным источникам знаний; быть коммуникабельным и уметь работать в коллективе; проводить научные исследования и т.д. [Шадриков 2004].
Необходимо, чтобы данные требования к будущим специалистам, обучающимся в вузах, нашли отражение и в современном учебном процессе ведомственного вуза.
Одним из перспективных путей повышения образовательного процесса в ведомственном вузе в современной отечественной педагогике является процесс педагогического моделирования профессиональной деятельности [Козачок 2010]. Трактовку понятия «педагогическое моделирование» следует начать с определения термина «модель». В общепринятом толковании модель - это схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе [Современные образовательные технологии 2011]. В более широком смысле модель можно рассматривать как искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому
объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [Дахин 2005; Делимова 2013]. Под моделью деятельности следует понимать системное описание субъекта деятельности и связанной с ним среды и объектов, на которые данная деятельность направлена [Ильина 2012].
Теоретическое осмысление проблемы исследования позволило автору прийти к выводу, что с помощью разработки педагогической модели формирования информационно-аналитической компетентности (далее - ИАК) будет легче понять, последовательно описать и целостно изучить характер зависимостей между структурными компонентами исследуемого сложного феномена, а также выявить и синтезировать наиболее существенные стороны процесса формирования ИАК будущего специалиста-аналитика в ведомственном вузе.
Таким образом, под педагогической моделью формирования ИАК обучающегося в ведомственном вузе будем понимать систему блоков, раскрывающих структурный и функциональный состав всестороннего становления и подготовки обучающегося в вузе, способствующую формированию у него умений, навыков, готовности к освоению циклов дисциплин, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой (далее ОПОП), мотивации личности к овладению профессиональными навыками, активизации процесса включения в профориентированную деятельность, а также возможности мониторинга процесса формирования ИАК.
Методологическая база формирования информационно-аналитической компетентности будущих специалистов, обучающихся в ведомственном вузе, опирается на богатый мировой и национальный опыт информационно-аналитической работы, проводимой как в ведомственных структурах, так и в различных отраслях экономики и политики (А.И. Доронин, Н.И. Ильин, П.Ю. Конотопов, А. А. Кукушкин, Ю.В. Курносов, К. Поппер, Б. Рассел и др.) [Курносов, Конотопов 2004]. Вопросам построения и внедрения педагогических моделей формирования и развития аналитических способностей и компетенций посвящены работы Г.Р. Гарафутдиновой, Т.А. Елистатовой, И.В. Ильиной, Н.И. Рыжовой, Т.П. Соломоновой, Л.Б. Таренко, А.Е. Трофименко, В.И. Фомина, Д.В. Шадрикова и др. [Гарафутдинова 2008; Елистратова 2014; Ильина 2014; Рыжова, Фомин 2008, 2009; Соломонова 2008; Таренко 2015; Трофименко 2011]. Однако описанные и предложенные указанными учеными модели не универсальны и носят, как правило, ориентированный на конкретную специальность характер, не в полной мере удовлетворяют потребностям, предъявляемым к современному компетентному специалисту-аналитику - выпускнику ведомственного вуза.
С учетом вышеизложенного за основу в разработке педагогической модели формирования информационно-аналитической компетентности у будущих специалистов в ведомственном вузе (см. рис.) автором исследования были выбраны компетентностный и личностно ориентированный подходы, а также сделан акцент на педагогическую интеграцию как на инструмент практической деятельности, позволяющий рассматривать процесс формирования ИАК как целостную систему (единство целей, содержания, принципов и т.д.) [Кошелева и соавт. 2013].
В рамках компетентностного подхода, происходит овладение будущим выпускником в процессе обучения в ведомственном вузе в соответствии с ОПОП подготовки специалиста по специальности знаниями, умениями и опытом для успешной деятельности в дальнейшей профессиональной области [Ильина, Лопата 2015].
Педагогическая модель формирования информационно-аналитической компетентности у будущих специалистов-аналитиков в ведомственном вузе
Личностно ориентированный подход обусловливает формирование и развитие личностно-профессиональных и деловых качеств будущего специалиста-аналитика в процессе обучения в ведомственном вузе (например, креативность мышления, аналитический склад ума и т.д.) [Субботенко, Шевченко 2016]. С учетом специфики и
особенностей ведомственного образования также важным является определение мотивации к освоению профессии и наиболее значимых ценностей для будущего специалиста-аналитика в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Структура педагогической модели представлена в виде четырех блоков: целевого, содержательного, процессуального и диагностического.
С позиции системного подхода процесс формирования ИАК в современном высшем образовании должен учитывать актуальные проблемы, потребности и направления развития ведомственных вузов; психолого-педагогические закономерности и требования, выдвигаемые обществом и государством к будущим выпускникам; законодательные акты в области образования и целевые установки федеральных государственных стандартов высшего образования подготовки специалистов в вузах, что и отражено в целевом блоке разработанной педагогической модели.
Процесс формирования ИАК будущего специалиста аналитического профиля, обучающегося в ведомственном вузе, в соответствии с разработанной авторами исследования педагогической моделью предлагается осуществлять в три этапа (констатирующий, формирующий и обобщающий), предусматривающие последовательность действий по формированию у обучающихся аналитических умений и навыков.
Содержательный блок педагогической модели отражает основные компоненты ИАК в рамках педагогической интеграции компетентностного и личностно ориентированного подходов. Содержание и наполнение циклов дисциплин ОПОП по специальности в области ИАД должны разрабатываться с учетом межпредметных связей, тем самым будет соблюдена логичность получения знаний и исключено их дублирование и т.д. В результате интеграции ранее самостоятельные дисциплины объединяются (синтезируются) в циклы взаимодополняющих или взаимопереходящих дисциплин. Обогащение образовательного процесса, преемственность теоретических знаний и практического опыта обучающегося и преподавателя достигается с помощью интеграции обучения и воспитания, аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности.
В педагогической модели выделены три основные компонента ИАК: когнитивный, мотивационный и ценностно-смысловой.
Когнитивный компонент рассматривается как совокупность формируемых в процессе освоения определенных учебных циклов дисциплин, предусмотренных ОПОП (гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, общепрофессионального и спецдисциплин), ключевых образовательных компетенций (общеобразовательных - ОК) и профессиональных компетенций (общепрофессиональных - ОПК, профессиональных по специализации - СПК).
Мотивационный компонент ИАК раскрывает внешнюю (формирование профессиональных ценностей и достижение высокого уровня сформированности ИАК) и внутреннюю (удовлетворенность от участия в ИАД) мотивацию будущего специалиста-аналитика.
Ценностно-смысловой компонент ИАК подразумевает развитие у будущего специалиста-аналитика, обучающегося в ведомственном вузе, личностных и деятельностно-важных качеств, норм и ценностей, на которые ему следует опираться и руководствоваться в своей профессиональной деятельности, а также совершенствование познавательных процессов личности будущего аналитика (памяти, внимания, мышления и т. д.).
Следующий, процессуальный (исполнительный) блок ориентирован на осуществление педагогической деятельности по формированию ИАК в процессе
профессионального образования, на реализацию комплекса педагогических условий формирования ИАК посредством взаимодействия педагога и обучающегося на базе образовательной среды ведомственного вуза с применением современных средств (информационных технологий) и активных методов обучения (case-study, web-квест, симуляция, дискуссия, ролевая игра).
Образовательная среда ведомственного вуза рассматривается через педагогическое взаимодействие между профессорско-преподавательским составом и обучающимся и базируется на предметно-пространственным окружении (кафедры, учебные аудитории, лаборатории) и техническом оснащении (новейшие технологические комплексы, телекоммуникационные системы, научно-методические ресурсы и т.д.).
Проведенный анализ на этапе констатирующего эксперимента дает основание авторам статьи выделить комплекс педагогических условий, способствующих повышению уровня сформированности ИАК у обучающихся в ведомственном вузе:
- развитие критического мышления у обучающихся;
- предоставление им необходимых ресурсов, укрепления информационно-коммуникативного оснащения вуза;
- создание учебного ситуационного центра (УСЦ);
- участие обучающихся в работе научно-практических конференций, публичные выступления;
- организационно-методическая поддержка обучающихся в процессе выполнения научно-исследовательских работ;
- система стимулирования обучающихся к выполнению учебных задач на высоком уровне;
- организация учебных и производственных практик на базе практических подразделений ведомств;
- организация аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности (использование программ-тренажеров для совершенствования познавательных процессов будущего аналитика: памяти, внимания, логического и критического мышления и т. д.).
Проведение занятий на базе УСЦ позволяет применять активные и интерактивные методы и формы обучения, которые побуждают обучающихся к активизации мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, к проявлению креативности, к развитию логического и пространственного мышления, гибкости ума, скорости и точности зрительного восприятия, повышению сообразительности и концентрации внимания. Такая реализации учебного процесса подготавливает выпускника к совместной работе в команде в ситуации принятия решений в реальном масштабе времени с применением современных аудиовизуальных технологий.
Одним из аспектов ведомственного образования является прохождение профессиональной практики и стажировки в процессе обучения в вузе на базе практических подразделений ведомств. Практики организуются и проводятся с целью закрепления у обучающихся теоретических знаний, выработки умений, а также формирования навыков и компетенций, необходимых в предстоящей служебной деятельности.
Диагностический (результирующий) блок включает мониторинг динамики процесса формирования ИАК, диагностику аналитических умений будущего специалиста-аналитика, обучающегося в ведомственном вузе (тестирование, анкетирование, мониторинг знаний по результатам отчетностей, предусмотренных ОПОП). По результатам диагностики в соответствии с выявленными автором
критериями формирования ИАК определяется уровень сформированности ИАК у будущего специалиста. В разработанной педагогической модели выделено четыре критерия сформированности ИАК: мотивационный, когнитивный, операционно-исполнительный и личностно-рефлексивный. Каждый критерий включает группу показателей, которые качественно и количественно характеризуют его. Показатели в свою очередь выступают по отношению к критериям как частное к общему. Исходя из обозначенных критериев, автором предложены три уровня сформированности ИАК у будущих специалистов: допустимый, средний и профессиональный (высокий). Границы предложенных уровней подвижны.
Так как уровень развития современного общества требует эффективной деятельности людей во многих сферах, в том числе и в аналитике, то организация педагогического сопровождения процесса формирования информационно-аналитической компетентности у будущих специалистов является одной из самых актуальных задач современной подготовки кадров аналитического профиля [Субботенко, Шевченко 2016]. Разработанная авторами педагогическая модель позволяет целостно и последовательно изучить причинно-следственные связи и закономерности между структурными компонентами и функциональными характеристиками процесса формирования ИАК будущего специалиста-аналитика -выпускника ведомственного вуза.
Библиографический список
Современные образовательные технологии : учеб. пособие / коллектив авт.; под ред. Н. В. Бордовской. 2-е изд. стер. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
Гарафутдинова Г.Р. Модель формирования профессиональной компетентности выпускника вуза // Фундаментальные исследования. 2008. № 5. С. 5 59.
Дахин А.Н. Педагогическое моделирование. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. 230 с.
Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике и дидактике // Вестник Шадринского государственного института. 2013. № 3 (19). URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf (дата обращения: 15.03.2017).
Елистратова Т.А. Процессуальная модель развития аналитических умений студента в условиях вуза // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: сб. науч. тр. по материалам III Междунар. науч.-практич. конф. 1 октября 2014 г. Уфа, 2014.
Ильина И.В. Проектирование теоретической модели организации самостоятельной работы будущих переводчиков // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 4 (24). Т. 1. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/027-027.pdf (дата обращения: 21.03.2017).
Ильина И.В. Система формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций и педагогические условия ее эффективного функционирования // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 9 (39). С. 8-11.
Ильина И.В., Лопата К.М. Педагогические условия формирования дискурсивной компетентности у будущих врачей (на примере изучения иностранного языка) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/040-015.pdf (дата обращения: 25.04.2017).
Козачок А.И. Формирование профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса в военном вузе. Орел: Академия ФСО России, 2010. 136 с.
Кошелева А.О., Архипенко М.А., Шепетько Д.В. Педагогическая интеграция. Орел: Академия ФСО России, 2013. 99 с.
Кошелева А. О., Лукьянчиков Э.Е., Шевченко О.И. Формирование профессионального интереса будущих специалистов к исследовательской деятельности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. № 13. С. 114-118.
Кошелева А. О., Кошелева Е.А., Шевченко О.И. Психолого-педагогические условия развития исследовательских способностей у студентов вузов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. № 17. С. 5-10.
Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М.: РУСАКИ, 2004. 512 с.
Рыжова Н.И., Фомин В.И., Филимонова Е.В. Концептуальные линии развития содержания обучения, направленного на формирование информационно-аналитической компетентности специалиста // Информатика и образование. 2008. № 12. С. 96-101.
Рыжова Н.И., Фомин В.И. Структура информационно-аналитической компетентности специалиста экономического профиля на основе модели развития содержания обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009 № 4(2). URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/ 2009/2009_4_358_361.pdf (дата обращения: 13.04.2017).
Соломонова Т. П. Роль аналитической компетенции в становлении будущего специалиста // Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов: сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практич. конф. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. С. 82-85.
Субботенко О.А., Шевченко О.И. Особенности мышления специалиста-аналитика в области информационно-аналитической деятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 1 (37). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/042-017.pdf (дата обращения: 13.04.2017).
Таренко Л.Б. Формирование аналитических умений у студентов, обучающихся по информационно-ориентированным направлениям подготовки // Современные концепции научных исследований: сб. науч. работ XVI Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 4. М., Евразийский союз ученых. 2015. № 7. С. 142-145.
Трофименко А.Е., Астахова Л.В. Модель развития информационно-аналитических компетенций студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. 2011. №12. С. 16-23.
Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.