УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
С. В. Барамзин
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЕ
В статье рассматриваются основные направления реализации стратегии развития таможенной службы до 2020 г. в части активизации инновационной деятельности в таможенных органах на основе освоения требований МС ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества».
Ключевые слова: инновационная деятельность; управление качеством; механизм реагирования; несоответствия.
Стратегия развития Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) до 2020 г. тесно связана с задачами развития инновационной деятельности в таможенных органах и обеспечением качества таможенных процедур.
К инновационной деятельности относятся нововведения и связанные с ними процессы в любых сферах экономики - управлении, технике и технологии, науке и образовании, сфере услуг и т. п. Источником инновационной деятельности является творческое состояние трудовых коллективов, а также вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологий, развитие изобретательства, разработку и освоение новых (инновационных) решений.
Инновационная деятельность обеспечивает научно-технический прогресс, постоянное совершенствование методов управления, повышение качества процессов и результатов, конкурентоспособность как отдельных участников рынка, так и экономики государства в целом.
Процессы обеспечения качества и постоянного совершенствования технологий таможенного контроля определяются уровнем профессиональной компетентности персонала таможенных органов и состоянием его творческого потенциала. Профессиональная компетентность формируется в учебных заведениях (Российской таможенной академии (далее - Академия) и других вузах России) и совершенствуется в процессе всей трудовой деятельности как самостоятельно, так и в системе переподготовки и повышения квалификации.
Творческий потенциал трудового коллектива, связанный с уровнем его компетентности, определяется востребованностью в инновациях и развивается в соответствии с методами управления творческим процессом.
Формирование необходимого уровня компетентности персонала таможенных органов и основ его творческого потенциала осуществляется в системе очного
и заочного образования, переподготовки и повышения квалификации в Академии, ее филиалах и непосредственно в таможенных органах.
Развитие творческого потенциала персонала таможенных органов происходит в основном в реальных условиях его функционирования в процессе улучшения и совершенствования таможенных процедур.
Повышение результативности учебного процесса в части формирования основ творческого потенциала студентов достигается за счет:
- повышения доли в учебном процессе профильных дисциплин, целевых семинаров, практик и стажировок;
- расширения научного подхода при выполнении текущих контрольных заданий, курсовых и дипломных работ, а также участия студентов в научно-исследовательской работе.
Развитие творческого потенциала персонала непосредственно в таможенных органах определяется заинтересованностью его в результативности методов своего труда, т. е. инновационного подхода к собственной деятельности. Это является основной гарантией реализации задач, определенных стратегией развития ФТС России до 2020 г.
Одним из реальных инструментов активизации инновационной деятельности в таможенных органах является освоение требований стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» [1]. Раздел 8 ГОСТ Р ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» содержит непосредственные рекомендации по мониторингу, измерению, анализу и улучшению процессов и результатов.
Применительно к таможенной деятельности требования ГОСТ Р ИСО 9001:2008 направлены не только на обеспечение соблюдения требований, установленных таможенным законодательством и приказами ФТС России, но и на поиск методов улучшения таможенных процессов и формирование инновационных решений, направленных на улучшение таможенных процедур. Этот процесс связан с постоянным повышением результативности системы управления таможенным органом и развитием творческого потенциала персонала [2].
В стандарте обращается внимание на необходимость проведения через запланированные интервалы времени внутренних проверок с целью установления того, что система управления таможенным органом своевременно реагирует на возникающие отклонения от установленных требований. Стандарт предписывает, чтобы руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, предпринимало необходимые корректирующие и предупреждающие действия для устранения обнаруженных несоответствий. Следование требованиям стандартов ИСО серии 9000 позволяет создать механизм постоянного улучшения процессов и результатов.
Гарантией качественного труда может быть только личное стремление персонала к его обеспечению [3]. Поэтому важнейшим положением TQM (всеобщее управление качеством) является формирование внутренней мотивации каждого работника к обеспечению качества своего труда. Руководство организации должно создать не формальные, а реальные условия для формирования внутренней мотивации персонала к повышению качества процессов и результатов.
Если исполнитель любого административного уровня осознает, что улучшение качества какой-либо процедуры приносит ему моральное или материальное удовлетворение, он будет стремиться к поиску и применению практических методов
С. В. Барамзин
его улучшения. Система управления качеством должна побуждать персонал таможенных органов к проявлению инициативы в постоянном улучшении качества результатов деятельности организации, личной ответственности за решение проблем качества, активному повышению своих знаний и передаче опыта коллегам. Задачей руководства является создание атмосферы доверия и работы над улучшением технологии труда, признание и поощрение вклада активного персонала, поддержки открытых и честных взаимоотношений. Это в максимальной степени способствует вовлечению персонала в работу по обеспечению качества, раскрытию творческих возможностей человека и лучшему решению задач совершенствования своего труда.
В то же время инновационные решения появляются не сами по себе, а в результате целенаправленного управления процессом, которое заключается в основном в формировании интереса персонала к улучшению собственной работы, что достигается посредством целевого стимулирования персонала и вовлечения его в творческий процесс предупреждения несоответствий.
Несоответствием в работе таможенных органов считается все, что связано с нарушением установленных требований к выполнению процедур таможенного контроля объектов внешней торговли и реализацией других функций, возложенных на подразделения таможенных органов в соответствии с положениями о них. С возникающими несоответствиями необходимо работать с целью предупреждения их повторного появления и улучшения качества процессов и результатов.
Однако любые изменения таможенных процедур, устраняющие определенное несоответствие, частично изменяют установленный свыше порядок их выполнения и влекут за собой необходимость корректировки утвержденного свыше документа. Это сложная по согласованию и длительная по времени операция. Применение ее приводит к длительным срокам внесения изменений в соответствующий приказ или к отклонению предложений из-за сложности пересмотра документа.
В то же время следует обратить внимание, что любая таможенная процедура, установленная приказом ФТС России, реально исполняется в совершенно разных условиях, которые определяются уровнем оснащения рабочих мест, сущностью взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД, составом персонала, участвующего в реализации таможенной процедуры, и т. п. С целью полного обеспечения выполнения таможенной процедуры в соответствии с приказом и учетом реальных условий его применения необходим дополнительный технологический документ - рабочая инструкция персонала, утверждаемая начальником таможни или таможенного поста.
Рабочая инструкция предполагает описание технологического процесса для конкретного работника, а также критерии качества процессов, результатов и процедуры его контроля, обеспечивая тем самым конкретное исполнение приказов ФТС России. Через этот вид технологического документа могут непосредственно реализовываться и изменения, не касающиеся принципиальных требований вышестоящих технологических схем, процедур и правил.
Существующее положение с внесением изменений в технологические приказы ФТС России почти полностью блокирует творческий процесс коллективов таможенных органов. Введение же в оборот рабочих инструкций, утверждаемых
начальниками таможенных органов или их подразделений, существенно повысит оперативность процессов улучшения таможенной деятельности, поднимет ответственность начальников таможенных органов, повысит их авторитет и будет способствовать развитию творческого потенциала коллективов таможенных органов. Тем самым повышается уровень самостоятельности руководителей таможенных органов в вопросах принятия инициативных решений в области обеспечения качества процессов и результатов.
Посредством такого технологического документа открывается путь для творческого подхода к обеспечению требований вышестоящего уровня управления и участию в инновационном развитии таможенной деятельности, направленной на обеспечение соблюдения таможенного законодательства и совершенствование таможенной деятельности основной массы персонала таможенных органов.
Механизм реагирования на несоответствия и поиск инновационных решений, реализующий требования раздела 8 ГОСТ Р ИСО 9001:2008, должен находиться в управляемом состоянии со стороны субъектов управления - начальников структурных подразделений. Им принадлежит инициатива в создании методов стимулирования (заинтересованности) персонала в улучшении осуществляемых в подразделении таможенных процедур.
Организационно-экономический механизм, вовлекающий персонал в работу по улучшению результатов труда, состоит из известных руководителям этапов:
- выявление несоответствия процессов и результатов установленным требованиям, их регистрация и изучение сущности несоответствия;
- выявление причин несоответствия;
- разработка предложений по устранению причин несоответствия (корректирующих и предупреждающих действий);
- экспериментальная проверка и внедрение разработанных предложений.
В состав этих этапов целесообразно дополнительно включить:
- оценку результативности и инновационной ценности предложений;
- регистрацию предложений и поощрение участников разработки;
- разработку рабочей инструкции процесса с учетом принятых предложений;
- доведение ценных инновационных предложений до сведения руководства ФТС России с целью их широкого распространения.
Дальнейшее развитие механизма реагирования на несоответствия при появлении интереса персонала к творческой деятельности может заключаться в реализации следующих мероприятий:
- формирование творческих групп;
- определение организационных форм их работы;
- изучение персоналом творческих групп методами поиска инновационных решений (в том числе статистические методы анализа состояния таможенных процедур, построение причинно-следственных диаграмм, метод «профиля»; построение карт технологического процесса, математические методы обоснования инновационных решений, выбор альтернатив, метод SWOT-анализа и др.).
Наиболее предпочтительной формой организации творческой деятельности коллектива являются семинары непосредственно на рабочих местах. Они решают комплексную задачу:
- совершенствования и развития методов реализации функций, закрепленных за подразделением;
- создания творческой, здоровой и доброжелательной атмосферы в коллективе подразделения;
- развития профессиональных качеств персонала.
Мотивационный механизм развития творческого потенциала персонала таможенных органов, помимо материального поощрения за особо ценные предложения, должен включать:
- ежегодные конференции участников творческих групп;
- конкурсы подразделений на лучшую организацию работы с несоответствиями;
- конкурсы на лучшее инновационное решение по предупреждению несоответствий;
- пропаганду достижений лучших результатов работы по обеспечению качества процессов и результатов в ведомственных средствах массовой информации.
Опыт использования в передовых странах «борьбы за качество» на уровне первичных трудовых коллективов убеждает в том, что такой подход к инновационному развитию позволяет активизировать творческий потенциал непосредственных исполнителей и открывает путь к всевозможным конструктивным, технологическим и организационным улучшениям. Применяя методы активизации творческого потенциала первичных трудовых коллективов, Япония, например, в послевоенный период в короткий срок вышла на передовые рубежи по качеству своей продукции. И в настоящее время она находится на втором месте в мире по инновациям, осваиваемым в производстве, уступая по этому показателю лишь США.
Развитию инновационной деятельности в ФТС России в значительной мере может способствовать реализация «Концепции широкомасштабного освоения в таможенных органах МС ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (далее - Концепция). Она предусматривает приемлемую для таможенных органов методологию освоения требований стандартов ИСО серии 9000, учитывающую особенности работы таможенных органов.
Основная задача Концепции заключается в создании условий для заинтересованности руководящего состава и рядового персонала таможенных органов в систематическом (непрерывном) улучшении процессов и процедур таможенного контроля объектов внешней торговли, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Реализация Концепции предусматривает:
- введение в ФТС России института ведомственной аттестации систем управления таможенными органами на соответствие требованиям МС ИСО серии 9000;
- освоение на основе МС ИСО серии 9000 механизма реагирования на несоответствия, реализующего требования к мониторингу, анализу и улучшению качества таможенных процедур;
- применение системы оценки качества труда персонала таможенных органов, учитывающей персональный уровень творческой активности (количество поданных и внедренных предложений по улучшению качества, их инновационной ценности и результативности).
Реализация перечисленных задач Концепции окажет непосредственное воздействие на ускорение решения перспективных стратегических задач развития таможенной службы Российской Федерации.
Использованные источники
1. МС ИСО 9001:2008. Система менеджмента качества. Требования.
2. Барамзин С. В. Механизм реагирования на отклонения от установленных требований в системе управления Академией // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 1.
3. Деминг В. Эдвардс. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина, 2009.