Научная статья на тему 'Направления инновационной деятельности в Федеральной таможенной службе'

Направления инновационной деятельности в Федеральной таможенной службе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / МЕХАНИЗМ РЕАГИРОВАНИЯ / НЕСООТВЕТСТВИЯ / INNOVATION / QUALITY MANAGEMENT / RESPONSE MECHANISM / DISCREPANCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барамзин Сергей Васильевич

В статье рассматриваются основные направления реализации стратегии развития таможенной службы до 2020 г. в части активизации инновационной деятельности в таможенных органах на основе освоения требований МС ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барамзин Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations for the Federal customs service of Russia

The articles touches upon the main innovative directions in realizing the strategy of the customs service development till 2020 based on the provisions of the ISO 9000 series of standards «Quality management systems».

Текст научной работы на тему «Направления инновационной деятельности в Федеральной таможенной службе»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

С. В. Барамзин

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЕ

В статье рассматриваются основные направления реализации стратегии развития таможенной службы до 2020 г. в части активизации инновационной деятельности в таможенных органах на основе освоения требований МС ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества».

Ключевые слова: инновационная деятельность; управление качеством; механизм реагирования; несоответствия.

Стратегия развития Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) до 2020 г. тесно связана с задачами развития инновационной деятельности в таможенных органах и обеспечением качества таможенных процедур.

К инновационной деятельности относятся нововведения и связанные с ними процессы в любых сферах экономики - управлении, технике и технологии, науке и образовании, сфере услуг и т. п. Источником инновационной деятельности является творческое состояние трудовых коллективов, а также вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологий, развитие изобретательства, разработку и освоение новых (инновационных) решений.

Инновационная деятельность обеспечивает научно-технический прогресс, постоянное совершенствование методов управления, повышение качества процессов и результатов, конкурентоспособность как отдельных участников рынка, так и экономики государства в целом.

Процессы обеспечения качества и постоянного совершенствования технологий таможенного контроля определяются уровнем профессиональной компетентности персонала таможенных органов и состоянием его творческого потенциала. Профессиональная компетентность формируется в учебных заведениях (Российской таможенной академии (далее - Академия) и других вузах России) и совершенствуется в процессе всей трудовой деятельности как самостоятельно, так и в системе переподготовки и повышения квалификации.

Творческий потенциал трудового коллектива, связанный с уровнем его компетентности, определяется востребованностью в инновациях и развивается в соответствии с методами управления творческим процессом.

Формирование необходимого уровня компетентности персонала таможенных органов и основ его творческого потенциала осуществляется в системе очного

и заочного образования, переподготовки и повышения квалификации в Академии, ее филиалах и непосредственно в таможенных органах.

Развитие творческого потенциала персонала таможенных органов происходит в основном в реальных условиях его функционирования в процессе улучшения и совершенствования таможенных процедур.

Повышение результативности учебного процесса в части формирования основ творческого потенциала студентов достигается за счет:

- повышения доли в учебном процессе профильных дисциплин, целевых семинаров, практик и стажировок;

- расширения научного подхода при выполнении текущих контрольных заданий, курсовых и дипломных работ, а также участия студентов в научно-исследовательской работе.

Развитие творческого потенциала персонала непосредственно в таможенных органах определяется заинтересованностью его в результативности методов своего труда, т. е. инновационного подхода к собственной деятельности. Это является основной гарантией реализации задач, определенных стратегией развития ФТС России до 2020 г.

Одним из реальных инструментов активизации инновационной деятельности в таможенных органах является освоение требований стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» [1]. Раздел 8 ГОСТ Р ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» содержит непосредственные рекомендации по мониторингу, измерению, анализу и улучшению процессов и результатов.

Применительно к таможенной деятельности требования ГОСТ Р ИСО 9001:2008 направлены не только на обеспечение соблюдения требований, установленных таможенным законодательством и приказами ФТС России, но и на поиск методов улучшения таможенных процессов и формирование инновационных решений, направленных на улучшение таможенных процедур. Этот процесс связан с постоянным повышением результативности системы управления таможенным органом и развитием творческого потенциала персонала [2].

В стандарте обращается внимание на необходимость проведения через запланированные интервалы времени внутренних проверок с целью установления того, что система управления таможенным органом своевременно реагирует на возникающие отклонения от установленных требований. Стандарт предписывает, чтобы руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, предпринимало необходимые корректирующие и предупреждающие действия для устранения обнаруженных несоответствий. Следование требованиям стандартов ИСО серии 9000 позволяет создать механизм постоянного улучшения процессов и результатов.

Гарантией качественного труда может быть только личное стремление персонала к его обеспечению [3]. Поэтому важнейшим положением TQM (всеобщее управление качеством) является формирование внутренней мотивации каждого работника к обеспечению качества своего труда. Руководство организации должно создать не формальные, а реальные условия для формирования внутренней мотивации персонала к повышению качества процессов и результатов.

Если исполнитель любого административного уровня осознает, что улучшение качества какой-либо процедуры приносит ему моральное или материальное удовлетворение, он будет стремиться к поиску и применению практических методов

С. В. Барамзин

его улучшения. Система управления качеством должна побуждать персонал таможенных органов к проявлению инициативы в постоянном улучшении качества результатов деятельности организации, личной ответственности за решение проблем качества, активному повышению своих знаний и передаче опыта коллегам. Задачей руководства является создание атмосферы доверия и работы над улучшением технологии труда, признание и поощрение вклада активного персонала, поддержки открытых и честных взаимоотношений. Это в максимальной степени способствует вовлечению персонала в работу по обеспечению качества, раскрытию творческих возможностей человека и лучшему решению задач совершенствования своего труда.

В то же время инновационные решения появляются не сами по себе, а в результате целенаправленного управления процессом, которое заключается в основном в формировании интереса персонала к улучшению собственной работы, что достигается посредством целевого стимулирования персонала и вовлечения его в творческий процесс предупреждения несоответствий.

Несоответствием в работе таможенных органов считается все, что связано с нарушением установленных требований к выполнению процедур таможенного контроля объектов внешней торговли и реализацией других функций, возложенных на подразделения таможенных органов в соответствии с положениями о них. С возникающими несоответствиями необходимо работать с целью предупреждения их повторного появления и улучшения качества процессов и результатов.

Однако любые изменения таможенных процедур, устраняющие определенное несоответствие, частично изменяют установленный свыше порядок их выполнения и влекут за собой необходимость корректировки утвержденного свыше документа. Это сложная по согласованию и длительная по времени операция. Применение ее приводит к длительным срокам внесения изменений в соответствующий приказ или к отклонению предложений из-за сложности пересмотра документа.

В то же время следует обратить внимание, что любая таможенная процедура, установленная приказом ФТС России, реально исполняется в совершенно разных условиях, которые определяются уровнем оснащения рабочих мест, сущностью взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД, составом персонала, участвующего в реализации таможенной процедуры, и т. п. С целью полного обеспечения выполнения таможенной процедуры в соответствии с приказом и учетом реальных условий его применения необходим дополнительный технологический документ - рабочая инструкция персонала, утверждаемая начальником таможни или таможенного поста.

Рабочая инструкция предполагает описание технологического процесса для конкретного работника, а также критерии качества процессов, результатов и процедуры его контроля, обеспечивая тем самым конкретное исполнение приказов ФТС России. Через этот вид технологического документа могут непосредственно реализовываться и изменения, не касающиеся принципиальных требований вышестоящих технологических схем, процедур и правил.

Существующее положение с внесением изменений в технологические приказы ФТС России почти полностью блокирует творческий процесс коллективов таможенных органов. Введение же в оборот рабочих инструкций, утверждаемых

начальниками таможенных органов или их подразделений, существенно повысит оперативность процессов улучшения таможенной деятельности, поднимет ответственность начальников таможенных органов, повысит их авторитет и будет способствовать развитию творческого потенциала коллективов таможенных органов. Тем самым повышается уровень самостоятельности руководителей таможенных органов в вопросах принятия инициативных решений в области обеспечения качества процессов и результатов.

Посредством такого технологического документа открывается путь для творческого подхода к обеспечению требований вышестоящего уровня управления и участию в инновационном развитии таможенной деятельности, направленной на обеспечение соблюдения таможенного законодательства и совершенствование таможенной деятельности основной массы персонала таможенных органов.

Механизм реагирования на несоответствия и поиск инновационных решений, реализующий требования раздела 8 ГОСТ Р ИСО 9001:2008, должен находиться в управляемом состоянии со стороны субъектов управления - начальников структурных подразделений. Им принадлежит инициатива в создании методов стимулирования (заинтересованности) персонала в улучшении осуществляемых в подразделении таможенных процедур.

Организационно-экономический механизм, вовлекающий персонал в работу по улучшению результатов труда, состоит из известных руководителям этапов:

- выявление несоответствия процессов и результатов установленным требованиям, их регистрация и изучение сущности несоответствия;

- выявление причин несоответствия;

- разработка предложений по устранению причин несоответствия (корректирующих и предупреждающих действий);

- экспериментальная проверка и внедрение разработанных предложений.

В состав этих этапов целесообразно дополнительно включить:

- оценку результативности и инновационной ценности предложений;

- регистрацию предложений и поощрение участников разработки;

- разработку рабочей инструкции процесса с учетом принятых предложений;

- доведение ценных инновационных предложений до сведения руководства ФТС России с целью их широкого распространения.

Дальнейшее развитие механизма реагирования на несоответствия при появлении интереса персонала к творческой деятельности может заключаться в реализации следующих мероприятий:

- формирование творческих групп;

- определение организационных форм их работы;

- изучение персоналом творческих групп методами поиска инновационных решений (в том числе статистические методы анализа состояния таможенных процедур, построение причинно-следственных диаграмм, метод «профиля»; построение карт технологического процесса, математические методы обоснования инновационных решений, выбор альтернатив, метод SWOT-анализа и др.).

Наиболее предпочтительной формой организации творческой деятельности коллектива являются семинары непосредственно на рабочих местах. Они решают комплексную задачу:

- совершенствования и развития методов реализации функций, закрепленных за подразделением;

- создания творческой, здоровой и доброжелательной атмосферы в коллективе подразделения;

- развития профессиональных качеств персонала.

Мотивационный механизм развития творческого потенциала персонала таможенных органов, помимо материального поощрения за особо ценные предложения, должен включать:

- ежегодные конференции участников творческих групп;

- конкурсы подразделений на лучшую организацию работы с несоответствиями;

- конкурсы на лучшее инновационное решение по предупреждению несоответствий;

- пропаганду достижений лучших результатов работы по обеспечению качества процессов и результатов в ведомственных средствах массовой информации.

Опыт использования в передовых странах «борьбы за качество» на уровне первичных трудовых коллективов убеждает в том, что такой подход к инновационному развитию позволяет активизировать творческий потенциал непосредственных исполнителей и открывает путь к всевозможным конструктивным, технологическим и организационным улучшениям. Применяя методы активизации творческого потенциала первичных трудовых коллективов, Япония, например, в послевоенный период в короткий срок вышла на передовые рубежи по качеству своей продукции. И в настоящее время она находится на втором месте в мире по инновациям, осваиваемым в производстве, уступая по этому показателю лишь США.

Развитию инновационной деятельности в ФТС России в значительной мере может способствовать реализация «Концепции широкомасштабного освоения в таможенных органах МС ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (далее - Концепция). Она предусматривает приемлемую для таможенных органов методологию освоения требований стандартов ИСО серии 9000, учитывающую особенности работы таможенных органов.

Основная задача Концепции заключается в создании условий для заинтересованности руководящего состава и рядового персонала таможенных органов в систематическом (непрерывном) улучшении процессов и процедур таможенного контроля объектов внешней торговли, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Реализация Концепции предусматривает:

- введение в ФТС России института ведомственной аттестации систем управления таможенными органами на соответствие требованиям МС ИСО серии 9000;

- освоение на основе МС ИСО серии 9000 механизма реагирования на несоответствия, реализующего требования к мониторингу, анализу и улучшению качества таможенных процедур;

- применение системы оценки качества труда персонала таможенных органов, учитывающей персональный уровень творческой активности (количество поданных и внедренных предложений по улучшению качества, их инновационной ценности и результативности).

Реализация перечисленных задач Концепции окажет непосредственное воздействие на ускорение решения перспективных стратегических задач развития таможенной службы Российской Федерации.

Использованные источники

1. МС ИСО 9001:2008. Система менеджмента качества. Требования.

2. Барамзин С. В. Механизм реагирования на отклонения от установленных требований в системе управления Академией // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 1.

3. Деминг В. Эдвардс. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.