Научная статья на тему 'Применение международного стандарта мс ИСО 9001:2008 в целях совершенствования системы менеджмента качества в таможенных органах Российской Федерации'

Применение международного стандарта мс ИСО 9001:2008 в целях совершенствования системы менеджмента качества в таможенных органах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ (ISO) / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ / СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Александр Григорьевич, Куликова Ирина Игоревна

В данной статье рассмотрены особенности применения международного стандарта МС ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» как инструмента совершенствования системы управления качеством в таможенных органах Российской Федерации в условиях формирования единой таможенной территории государств участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение международного стандарта мс ИСО 9001:2008 в целях совершенствования системы менеджмента качества в таможенных органах Российской Федерации»

Список литературы

1. Третьяк В.П. Кластеры предприятий / Третьяк В.П. М: Изд. «Прогресс», 2011. 392 с.

2. Лизунов В.В. Кластеры и кластерные стратегии. Монография / В.В. Лизунов, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев. Издание 2-е исправл. и дополн. Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. 280 с.

3. Марков Л.С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. 300 с.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА МС ИСО

9001:2008 В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ

МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 2 Федоров А.Г. , Куликова И.И.

1Федоров Александр Григорьевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра таможенного дела и правовых дисциплин;

2Куликова Ирина Игоревна - студент, специальность: таможенное дело, Калужский филиал

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации, г. Калуга

Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности применения международного стандарта МС ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» как инструмента совершенствования системы управления качеством в таможенных органах Российской Федерации в условиях формирования единой таможенной территории государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Ключевые слова: Международная Организация Стандартизации (ISO), международный стандарт, инновационная деятельность, стратегия развития таможенной службы, системы менеджмента качества.

Актуальность проведенного научного исследования обусловлена активизацией процесса глобализации экономики, углублением интеграции и производственной транснационализации в целом. В таких условиях приобретает большой смысл внедрение в международный торговый оборот унифицированных норм в виде международных стандартов, позволяющих оптимизировать управленческие процессы в различных направлениях наднациональной деятельности по управлению качеством выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Несомненно, применение наднациональных унифицированных норм в сфере таможенного оборота позволит ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) без снижения качества контроля за перемещаемыми через таможенную границу товаров. Этому будет способствовать более широкое внедрение в таможенный оборот норм международных стандартов, разрабатываемых Международной Организацией Стандартизации (ИСО, ISO), как «независимой неправительственной международной организацией, в деятельность которой вовлечены национальные органы по стандартизации» [1]. Президент Российского федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р) Елкин Г.И. на 36-й

Международной ассамблее ИСО (Россия, Санкт-Петербург, 16-21.09.2013 г.) отметил, что «Россия намерена более активно участвовать в технических комитетах ИСО. Это в первую очередь обусловлено тем, что «... быстро расширяющаяся роль международной стандартизации в нашей стране, особенно после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), является нашей основной мотивацией, стимулируемой глобализованной торговлей, обменом технологиями и научными идеями и укреплением экономических партнерских отношений» [2].

В настоящее время основные задачи, связанные с развитием экономики страны, содержатся в Послании Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию РФ (Послание) [3], а также в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция) [4].

И в Послании и в Концепции главной задачей является экономическое развитие страны и выход на новый технологический уровень, который подразумевает инновационное развитие страны и, в том числе, совершенствование технологий таможенной деятельности.

В настоящее время для реализации поставленных задач необходима масштабная реализация требований стандартов ИСО серии 9000, направленных на системное совершенствование производственных процессов, дающих значимые результаты. Только системное совершенствование таможенных технологий, направленных на унификацию взаимоотношений таможенных служб как в рамках ЕАЭС, так и на наднациональном уровне в целом, позволят таможенным службам соответствовать требованиям участников международного торгового оборота.

В настоящее время стандарты ИСО серии 9000 используются для контроля качества деятельности многих организаций и предприятий, из них ключевыми являются:

- МС ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» [5];

- МС ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» [6];

- МС ИСО 9004:2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» [7].

Базовые положения международного стандарта ИСО 9001:2008, направленные на совершенствование таможенных процессов и результатов, размещены в разделе 8 «Измерение, анализ и улучшение». Они позволяют измерить и оценить результаты управления «несоответствующей продукцией (результатами)» и предложить возможные методы улучшения. При этом несоответствие между установленными задачами полученными результатами должно устраняться в процессе реализации корректирующими и предупреждающими действиями, в том числе, имеющими инновационный характер. То есть основное содержание раздела 8 международного стандарта ИСО 9001:2008 направлено на определение методов улучшения таможенных технологий и формирование инновационных решений, позволяющих как развивать творческий потенциал специалиста, так и оптимизировать управление таможенным органом как элементом системы.

В зависимости от уровня профессиональной компетенции персонала таможенных органов формируются процессы обеспечения качества и совершенствования таможенного оформления и контроля.

Нарушение установленных требований к выполнению процедур таможенного оформления и контроля является маркером качества работы таможенного органа как элемента системы в целом.

В этих целях в разделе 8 международного стандарта 9001:2008 определены общие требования при работе с несоответствиями. Устранение несоответствия предполагает обращать особое внимание на такие элементы системы функций управления, как: регистрация; выяснение причин; разработка и внедрение корректирующих и предупреждающих действий.

Основаниями для регистрации несоответствия являются: устное или письменное заявление участника процесса выполнения плановой или внеплановой работы; устное или письменное заявление непосредственного потребителя результата труда; претензии к работе подразделения со стороны руководства таможенного органа; претензии к работе подразделения со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), таможенных брокеров, перевозчиков и других внешних потребителей результата труда [8].

При этом «внедрение разработанных предложений по устранению причин несоответствий предполагает: экспериментальную проверку результативности мероприятия; переработку существующих нормативных и организационно -распорядительных документов (приказов, положений, методик, рабочих инструкций); разработку планов мероприятий по освоению разработанных документов; введение переработанных документов и планов мероприятий по их применению приказами в соответствии с компетенцией руководства» [9].

Для повышения мотивации персонала используются инструменты как морального, так и материального поощрения.

Так как в структуре таможенных органов все тесно взаимосвязано, внедрение новых или корректировка старых таможенных процедур может повлечь за собой необходимость корректировки новых документов и смену каких-либо процедур, происходящих на более высоком уровне. Вследствие этого внедрение каких-либо новшеств может растянуться на месяцы, либо быть отклонено из-за сложности приведения все изменений в действие.

Для того чтобы все стоящие нововведения были введены как можно быстрее и были исполнены надлежащим образом начальники структурных подразделений должны своевременно оценивать все поступающие предложения, выбирая из них действительно стоящие и незамедлительно отправлять их руководству ФТС России для рассмотрения и разрешения их внедрения.

Активная работа сотрудников таможенной службы, их заинтересованность в улучшении и упрощении работы, взаимодействие рядового сотрудника с начальником таможенного поста и взаимодействие начальника с руководством ФТС России имеют огромное влияние на развитие и совершенствование технологий таможенной деятельности.

Список литературы

1. Официальный сайт Международной Организации Стандартизации (ISO). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iso.org/news/2013/05/Ref1742.html/ (дата обращения: 14.11.2018).

2. Российское Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р) с 16 по 21 сентября 2013 г. проведет 36-ю Международную ассамблею ИСО в Санкт-Петербурге. Россия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iso.org/news/2013/05/Ref1742.html/ (дата обращения 14.11.2018).

3. Послание Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990/ (дата обращения: 14.11.2018).

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf/ (дата обращения: 14.11.2018).

5. МС ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pqm-online.com/assets/files/lib/std/iso_9000-2005(r).pdf/ (дата обращения: 14.11.2018).

6. МС ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pqm-online.com/assets/files/lib/std/iso_9001 -2008(r).pdf/ (дата обращения: 14.11.2018).

7. МС ИСО 9004:2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pqm-online.com/assets/files/lib/std/iso_9004-2010(r).pdf/ (дата обращения к документу: 14.11.2018).

8. МС ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pqm-online.com/assets/files/lib/std/iso_9001 -2008(r).pdf/ (дата обращения: 14.11.2018).

9. Барамзин С.В. Стандарты ИСО серии 9000 - основа инновационного развития таможенной службы. Предпринимательство и право. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2328/ (дата обращения: 14.11.2018).

ВЫРАБОТКА МОДЕЛИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

РОССИИ В РАМКАХ СОПРЯЖЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА

ШЕЛКОВОГО ПУТИ Мухина Я. А.

Мухина Яна Александровна - магистр внешнеполитической деятельности РФ, кафедра международной безопасности и внешнеполитической деятельности России, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в условиях «тектонических сдвигов» в мировой политике, острейших социально-экономических конфликтов и политических противоречий вопросы поиска политических «союзников» и экономических «доноров» приобрели для России особое значение. В связи с этим неудивительно, что в последние годы главным объектом российской внешней политики является Китай.

Несмотря на то, что интеграционные задачи ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (далее - ЭПШП) весьма схожи, входящие (или расположенные по маршруту) страны имеют общие границы и именно через них проходят евроазиатские транзитные коридоры, многие политологи и экономисты утверждают, что проект Экономического пояса Шелкового пути несет серьезную угрозу для национальной безопасности России, и в первую очередь угрозу экономическую. А это значит, что Китай из главного партнера и друга может превратиться в главного соперника и конкурента.

Ключевые слова: анализ, Россия, Китай, Евразийский экономический союз, Экономический пояс Шелкового пути, модель, внешнеполитический курс.

Анализируя возможные перспективы и угрозы для Российской Федерации в условиях сопряжения строительства ЕАЭС и ЭПШП, прихожу к выводу, что рисков для национальной безопасности нашей страны больше, чем преимуществ. Но нельзя и игнорировать надвигающегося на Центральную Азию «китайского тигра».

В условиях невозможности выдвижения альтернативы китайским капиталам и товарам, новым железным и автомобильным дорогам, России необходимо

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.