5. МС ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pqm-online.com/assets/files/lib/std/iso_9000-2005(r).pdf/ (дата обращения: 14.11.2018).
6. МС ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pqm-online.com/assets/files/lib/std/iso_9001 -2008(r).pdf/ (дата обращения: 14.11.2018).
7. МС ИСО 9004:2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pqm-online.com/assets/files/lib/std/iso_9004-2010(r).pdf/ (дата обращения к документу: 14.11.2018).
8. МС ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pqm-online.com/assets/files/lib/std/iso_9001 -2008(r).pdf/ (дата обращения: 14.11.2018).
9. Барамзин С.В. Стандарты ИСО серии 9000 - основа инновационного развития таможенной службы. Предпринимательство и право. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2328/ (дата обращения: 14.11.2018).
ВЫРАБОТКА МОДЕЛИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА
РОССИИ В РАМКАХ СОПРЯЖЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА
ШЕЛКОВОГО ПУТИ Мухина Я. А.
Мухина Яна Александровна - магистр внешнеполитической деятельности РФ, кафедра международной безопасности и внешнеполитической деятельности России, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в условиях «тектонических сдвигов» в мировой политике, острейших социально-экономических конфликтов и политических противоречий вопросы поиска политических «союзников» и экономических «доноров» приобрели для России особое значение. В связи с этим неудивительно, что в последние годы главным объектом российской внешней политики является Китай.
Несмотря на то, что интеграционные задачи ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (далее - ЭПШП) весьма схожи, входящие (или расположенные по маршруту) страны имеют общие границы и именно через них проходят евроазиатские транзитные коридоры, многие политологи и экономисты утверждают, что проект Экономического пояса Шелкового пути несет серьезную угрозу для национальной безопасности России, и в первую очередь угрозу экономическую. А это значит, что Китай из главного партнера и друга может превратиться в главного соперника и конкурента.
Ключевые слова: анализ, Россия, Китай, Евразийский экономический союз, Экономический пояс Шелкового пути, модель, внешнеполитический курс.
Анализируя возможные перспективы и угрозы для Российской Федерации в условиях сопряжения строительства ЕАЭС и ЭПШП, прихожу к выводу, что рисков для национальной безопасности нашей страны больше, чем преимуществ. Но нельзя и игнорировать надвигающегося на Центральную Азию «китайского тигра».
В условиях невозможности выдвижения альтернативы китайским капиталам и товарам, новым железным и автомобильным дорогам, России необходимо
15
осуществлять свою внешнюю политику на данном направлении путем установления некоей формы взаимодействия, взаимных уступок, разделения ответственности и сфер влияния1
Например, основным ориентиром экономического сотрудничества России и Китая должно стать создание в Евразии конкурентоспособной, транспарентной, гибкой и инклюзивной экономической системы. При этом недостаточно ограничиваться только подходами, связанными с либерализацией торговли, необходимо задействовать весь имеющийся набор экономических инструментов, прежде всего в области инвестиций. Важно максимально эффективно привлекать финансовые ресурсы, в том числе за счет многосторонних финансовых институтов, например, Евразийского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Нового банка развития БРИКС, Фонда Шелкового пути и т.д2.
России необходимо принять самое активное участие в обсуждении комплексного и многопланового соглашения ЕАЭС и Китая об экономическом партнерстве. Особенное внимание Российской Федерации необходимо уделить переговорам по созданию Зоны свободной торговли между ЕАЭС и КНР и полной отмене ввозных таможенных пошлин.
До обсуждения такого соглашения на уровне ЕАЭС России следует выступить инициатором заключения непреференциального соглашения с Китаем, которое бы не нарушало режим наибольшего благоприятствования, положенного в основу системы Всемирной торговой организации. Подобное соглашение может включать формирование механизмов обмена информацией, создание процедур дополнительного информирования по антидемпинговым мерам и совместной борьбы с контрафактными товарами, сотрудничеству по взаимному признанию технических регламентов, норм санитарного и фитосанитарного регулирования.
Необходимо также запустить переговорный процесс по вопросам, требующим международного регулирования: локализации и хранению персональных данных, ограничению Интернет-трафика, ГМО, формату разрешения инвестиционных споров, устойчивому развитию и экологии, электронной торговле. В этот вопрос можно включать не только ЕАЭС и Китай, но и более широкий круг партнеров, например ШОС и АСЕАН3.
России следует проявлять еще более активную роль в рамках ШОС, не только реагируя на предложения китайской стороны (а Пекин выступает двигательным рычагом практически на всех международных площадках, в которых принимает участие), но и самой предлагать проекты, которые в первую очередь будут выгодны ее национальным интересам.
Важным аспектом внешней политики России в условиях сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, является изменение подходов к развитию инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Благодаря своему географическому положению Россия может предложить самый короткий, быстрый и надежный маршрут в рамках сопряжения строительства ЕАЭС и ЭПШП. Более того, вся необходимая инфраструктура на этом маршруте уже создана. Однако в настоящее время изменения на этом направлении нацелены только на увеличение экспорта ресурсов с территории России в Азию, а иные экономические интересы не учитываются. Изменению ситуации может помочь повышение роли в этом процессе несырьевых игроков частного сектора, особенно частных логистических операторов. Логистика на восточном направлении, не связанная с транспортировкой энергоресурсов, имеет значительный потенциал как
1Китай, Россия и соседи. Новое тысячелетие / Ю.В. Тавровский. М.: Восточная книга, 2015. С. 38-39.
^Материалы Российского совета по международным делам по итогам Второй международной конференции «Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений» // М.: 2016. С. 67.
3Там же. С. 68.
сегмент, где может быть создано эффективное партнерство за счет дополнения интересов государств интересами бизнеса.
В связи с тем, что до настоящего времени информация о концепции ЭПШП и об ее сопряжении с ЕАЭС достаточно разрозненная, России необходимо как на двусторонней основе, так и в рамках соединения ЕАЭС и ЭПШП создать совместные информационные ресурсы, предоставляющие мировому сообществу адекватную информацию по теме (интернет-сайт, интернет-журнал, печатные информационные ресурсы).
Также Россия, независимо от степени ее участия в реализации сопряжения строительства ЕАЭС и ЭПШП, должна приложить усилия по сохранению и наращиванию сотрудничества с Китаем на двусторонней основе. Совершенствование приграничной инфраструктуры, строительство дорог, укрепление региональной экономики - могут напрямую повлиять на выбор Китаем главного партнера для реализации своего стратегического проекта.
В качестве мер, рекомендуемых для учета во внешнеполитическом курсе России на китайском направлении, можно предложить следующие:
- совершенствование приграничной инфраструктуры, оптимизация работы пунктов пропуска на российско-китайской границе;
- совершенствование национального законодательства в вопросах осуществления международного сотрудничества, в том числе приграничного;
- пересмотр неэффективных административных барьеров государственных контрольных органов;
- развивать научное и инновационное сотрудничество;
- продолжить развитие всесторонних международных связей между соотечественниками, проживающими на сопредельных территориях.
Продуктивной могла бы стать геостратегия Российской Федерации, основанная на комплексном развитии многих сфер жизни регионов Сибири и Дальнего Востока (геополитических составляющих - экономической, социальной, военной, политической и др.) с привлечением капиталов и рабочей силы всех, кто заинтересован: стран Запада, АТР, США, стран СНГ.
При этом важно соблюдать равноудаленность России от Запада и Востока, а на Востоке следует координировать отношения с Пекином, а также другими политическими центрами силы: Токио, Дели, Джакартой, Астаной1.
В связи с тем, что до настоящего времени развитие транспортных маршрутов ЭПШП не предполагает прямую вовлеченность в проект восточной части Транссиба и БАМа на Дальнем Востоке, но Китай готов обсуждать расширение ЭПШП на данный регион. Для этого Россия должна повысить инвестиционную привлекательность Дальнего Востока, а также модернизировать грузовые транспортные линии, расшить узкие места, снизить завышенные грузовые тарифы, упростить таможенное оформление грузов, увеличить скорость товарных составов.
Все это можно осуществить путем создания общей с Китаем транспортной системы и в ее рамках провести модернизацию Транссиба и БАМа. Главные усилия России следует сосредоточить на развитии и совершенствовании торгово-инвестиционного взаимодействия, двусторонней торговли, региональной транспортно-логистической системы, а также на создании инфраструктуры в интересах развития совместных проектов, в том числе трансграничных зон экономического сотрудничества. Например, осуществление китайского «Плана взаимодействия в нефтегазовой сфере с Россией и странами Центральной Азии»,
1Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика // М.: Единство, 2007. С. 384.
17
интегрированного в проект ЭПШП, экономически и политически выгодно и странам ЕАЭС, и Китаю 1.
Кроме того, Россия уже сейчас может предпринимать конкретные шаги для недопущения перетока китайских товаров в Казахстан и Киргизию, а также переориентирования транзитных маршрутов на другие страны. Как ни странно, но в этом помогут слаженные действия с партнерами по ЕАЭС, потому что, только реализуя совместные проекты, Россия может оставаться в курсе событий и намерений других стран ЕАЭС и Китая.
Такие проекты могут быть реализованы не только по линии министерств иностранных дел, экономики и транспорта Китая и стран ЕАЭС, но и по линии таможенных ведомств.
Так, в декабре 2016 года Главное таможенное управление КНР представило новый формат грузового поезда. Целью нового формата является упрощение и ускорение таможенных процедур, для чего предполагается организовать взаимный обмен информацией о перемещаемых грузах и взаимное признание результатов таможенного контроля (такие проекты на двусторонней основе реализуются Китаем с Россией и Казахстаном). Таможенная служба Китая предлагает снабжать каждый контейнер специальным интеллектуальным замком, в котором будет находиться вся необходимая информация о перемещаемом грузе и сопроводительных документах в электронном виде. Считывать данные с интеллектуального замка и производить обмен информацией сотрудники таможенных служб иностранных государств смогут в режиме реального времени с помощью носимого сканирующего устройства, которое через китайскую спутниковую навигационную систему «Бэйдоу» («Компас») позволит обмениваться сведениями. Китайская сторона планирует безвозмездно оснастить таможенные службы иностранных государств, через которые следует поезд, вышеуказанными интеллектуальными замками и программным обеспечением к ним.
Технические характеристики интеллектуального замка:
1. соответствие национальным и таможенным стандартам;
2. возможность работы со спутниковыми навигационными системами «Бэйдоу» /GPS;
3. устойчивость к механическим повреждениям и взломам;
4. запорное устройство не требует наличия механического ключа;
5. водонепроницаемость соответствует IP67;
6. встроенный аккумулятор большой емкости (10000 mAh);
7. встроенная память емкостью 32 мегабайта с возможностью ее увеличения до 16 гигабайт;
8. бесконтактная (магнитная) подзарядка аккумулятора;
9. возможность работы при низких температурах;
10. продолжительность работы аккумулятора более 10 суток;
11. цифровое шифрование данных;
Приведенные технические характеристики носимого сканирующего устройства:
1. долговечное в использовании покрытие, соответствие специальным требованиям для промышленной электроники;
2. антимикробное, водоотталкивающее, устойчивое к морской соли покрытие;
3. износостойкий дисплей;
4. аккумулятор большой емкости;
5. оптический мультифункциональный модуль;
'Кокарев К.А. О российско-китайском сотрудничестве в реализации трансконтинентальных проектов // Сайт РИСИ. 5 февраля, 2016. URL: http://riss.ru/analitycs/26249/ (дата обращения: 19.09.2018).
6. возможность считывания двухмерного штрих-кода, 8 млн. пиксельная камера, GPS, 3G, WiFi, Bluetooth;
7. возможность работы при низких температурах;
8. удобное в использовании и транспортировке;
9. поддержка дополнительных электронных устройств.
По мнению представителей ГТУ КНР, взаимное признание результатов таможенного контроля (то есть когда таможенный орган прибытия признает результаты контроля таможенного органа прибытия и не проводит повторные меры контроля (осмотр, досмотр и т.д.), вкупе с применением вышеупомянутых комплексов дает ряд преимуществ, а именно:
сокращение сроков транзита;
снижение себестоимости таможенного оформления,
повышение эффективности всей транспортной цепочки.
Оператором грузового контейнерного поезда Чунцин - Европа является Чунцинская логистическая компания с ограниченной ответственностью «Юйсиньоу».
В настоящее время формируется комплексная инфраструктура обслуживания контейнерных поездов, включающая единый клиентский центр и информационную сеть, обслуживание клиентов по принципу «одного окна». Приоритетом является повышение эффективности таможенного и карантинного контроля. Во взаимодействии со странами-партнерами планируется расширять практику взаимного признания уполномоченных экономических операторов, а также взаимного признания результатов таможенного контроля и осуществления предварительного информирования с тем, чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение составов без вскрытия контейнеров по маршруту следования. Все поезда будут сопровождаться международной транспортной накладной и датчиками спутниковой навигации, продолжится внедрение системы электронного документооборота.
Максимальное время стоянки составов на пограничных пунктах пропуска планируется ограничить 6 часами, а в день поезда должны преодолевать до 1300 км.
Поддерживается развитие действующих и создание совместных компаний с железнодорожными операторами транзитных государств, введение согласованных расписаний движения поездов за пределами Китая. Особое внимание - организация доставки почтовых грузов и товаров электронной торговли. Для этого предполагается открыть ряд специальных почтовых линий, в т.ч. Чжэнчжоу - Москва - Дуйсбург, Сучжоу - Москва - Гамбург. Одновременно будет вестись работа с европейскими производителями и транспортными компаниями для организации грузового потока из Европы. В России по маршруту следования контейнерных поездов потребуется создание логистических зон и соответствующей таможенной инфраструктуры, в том числе инспекционно-досмотровой.
И представляется, что здесь не следует сразу отказываться от предложения китайцев, ссылаясь на нехватку финансирования новой инфраструктуры. Во-первых, совершенно очевидно, что, например, Казахстан такие деньги найти сможет, и в этом случае Россия потеряет еще один транзитный маршрут. А во -вторых, с китайской стороны для поддержки проекта «Китайский экспресс» предполагается существенно нарастить финансирование ряда структурных институтов, в том числе Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Вопрос развития проекта «Китайских экспрессов» предписывается включать в повестку дня профильных двусторонних комиссий, прежде всего имея в виду рассмотрение возможности подготовки с заинтересованными государствами отдельных программ сотрудничества по этому вопросу.
Инициатива Пекина по существенному расширению масштабов контейнерных поездов Китай - Европа заслуживает пристального внимания, как в контексте дальнейшей реализации транзитного потенциала Российской Федерации и снижения
доли перемещения китайских грузов по альтернативным маршрутам в обход РФ, так
и в рамках сопряжения строительства Евразийского экономического союза и
ЭПВШП. И в этом вопросе должна быть выработана консолидированная позиция
министерств и ведомств.
Список литературы
1. Allison G. The Thucydides Trap: Are the U.S. and China Headed for War? // The Atlantic, Sept.24, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theatlantic.com/international/archive/2015/09/ united-states-china-war-thucydides-trap/406756/ (дата обращения: 13.11.2018).
2. Bloomberg: Китай реализует аналог плана Маршалла // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rns.online/economy/Bloomberg-Kitai-realizuet-analog-plana-Marshalla-2016-08-08/ (дата обращения: 13.11.2018).
3. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. // М.: ЭКОПРОС, 1993.
4. ЕАЭС: внутренняя энергия и китайский вектор // «Expert Online», 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/2016/06/2/eaes/ (дата обращения: 13.11.2018).
5. Зубков И. Будет как Шелковый / Российская газета. Федеральный выпуск № 7144 (276).
6. Китай, Россия и соседи. Новое тысячелетие / Ю.В. Тавровский. М.: Восточная книга, 2015.
7. Мураталиева Н. Россия и Китай в Центральной Азии: сопряжение на фоне конкуренции // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cabar.asia/ru/nargiza-muratalieva-rossiya-i-kitaj -v-tsentralnoj -azii-sopryazhenie-na-fone-konkurentsii/ (дата обращения: 13.11.2018).
8. Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика // М.: Единство, 2007.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ И КРИТЕРИИ ЕГО ОЦЕНКИ Борзых Е.С.
Борзых Екатерина Степановна - магистрант, кафедра экономики и управления предприятиями, Институт магистратуры и аспирантуры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск
Аннотация: в статье рассматриваются основные направления инновационной деятельности на предприятиях автотранспортного комплекса, способствующие улучшению показателей деятельности предприятия, формированию конкурентного преимущества перед аналогичными предприятиями комплекса, а также сложность и многообразие критериев его оценки.
Ключевые слова: инновации, новшество, эффективность инновации.
Инновационный характер производства обуславливает повышение эффективности и обеспечение устойчивости современных предприятий и отраслей, является приоритетом экономической политики в настоящее время.
Именно инновационная деятельность способна обеспечить устойчивую динамику экономического роста за счет выпуска конкурентоспособной продукции.